Главная страница
Навигация по странице:

  • Организация рукописного хозяйства. Основные архивные операции над рукописями

  • Значение текстологии в современной издательской практике

  • Документальные издания. Их характеристика

  • Критические издания. Их характеристика

  • Массовые издания. Их характеристика

  • Виды изданий. Их характеристика

  • Расположение произведений в издании

  • Текстология. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ. Изучение источников текста произведения


    Скачать 354 Kb.
    НазваниеИзучение источников текста произведения
    АнкорТекстология. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.doc
    Дата08.09.2018
    Размер354 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаТекстология. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ.doc
    ТипДокументы
    #24257
    страница6 из 7
    1   2   3   4   5   6   7

    Виды рукописных источников текста и их выявление
    К рукописным источникам текста относятся:

    — Планы.

    — Наброски.

    — Черновые и беловые рукописи.

    — Машинописные или набранные на компьютере копии, проверенные и подписанные автором.

    Редактор переходит к их изучению и здесь его ждёт ряд сложных проблем.

    1) Он должен суметь прочесть рукописные материалы. Имеются особенности подчерка автора, плохие условия хранения рукописи, на них м. б. много исправлений, которые мешают прочтению.

    При прочтении рукописи от редактора требуется тонкий творческий подход. Если в текстологии нач. 20 века главным было точное повторяющее подлинник воспроизведение черновика, то современная методика, основоположником которой является С. В Бонди требует от редактора безукоризненное прочтение черновиков, где за основу берется осмысление каждого слова.

    2) Выявление всех прижизненных печатных источников текста. Эти источники как и рукописные м. б. многочисленны. Например, романы Толстого имеют 10 и более редакций, А. Фадеев на протяжении 25 лет вносил изменения в текст романа “Разгром”, который издавался при жизни автора более 50 раз.

    Если рукописные источники труднее читать, то печатные источники трудно атрибутировать, т. е. установить подлинность автора, если они не подписаны автором, или изданы анонимно.

    В этом случае редактор должен опираться на справочное издание с биографическими и библиографическими данными.

    В нашей литературе имеется словарь псевдонимов в 4-х томах, составленный И. Ф. Масановым.

    Эта методика наиболее распространена. Иногда редактор вынужден атрибутировать текст по его идейно-худ. содержанию, особенностям стиля и языка. Блестящим мастером этой атрибуции показал себя В. В. Виноградов. Его книга «Проблема авторства и теория стиля» является для редактора настольным учебником.

    3) Датировка источника. Все книги редактор должен датировать, т. е. установить точную дату их появления, чтобы воссоздать историю изменений, внесённых в текст. Сами авторы не всегда датируют свои сочинения. Здесь редактору помогут знания истории.
    Организация рукописного хозяйства.

    Основные архивные операции над рукописями
    Ценность рукописей для истории литературы показывает, что к их собиранию надо очень серьёзно относиться. Они лишь тогда дойдут до редактора и исследователя в достаточной сохранности и полноте, когда вначале будут предприняты меры против их уничтожения.

    Собрание рукописи следует собирать и хранить. Необходимо сделать их доступными для изучения. Для этого необходимо:

    — Каталогизировать и описывать рукописи.

    — Сделать хранилище доступным для тех, кто подготовлен к занятию с рукописным материалом.

    — Организовать пересылку рукописи из 1-го хранилища в др., чтобы занимающийся в одном хранилище м. б. выписать необходимое.

    — Автографы особенно ценные издавать, чтобы сделать их более доступными для более широкого круга лиц.

    Основная масса рукописей хранится в государственных хранилищах: архивах, рукописных отделах крупных библиотек и музеев.

    Большую помощь редактору на первых этапах работы над рукописным источником могут оказать каталоги, описания, обзоры рукописного наследия данного автора, подготовленные и выпускаемые этими хранилищами.

    Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ) издаёт: “Описи документальных материалов личного фонда” тех писателей, рукописи которых хранятся там.

    Отдел рукописей государственной публичной библиотеки имени Салтыкова-Щедрина издаёт “Описание рукописей” и “Каталоги изданий”.

    Институт русской литературы (Пушкинский дом) публикует “Описание рукописей и изобразительных материалов Пушкинского дома”.

    Институт мировой литературы имени Горького и государственный Музей имени Толстого выпускают “Описание рукописей художественных произведений Толстого”.

    Организация рукописного хозяйства в системе хранилищ имеет существенные недостатки. Известно, что полноценное использование рукописей возможно, если их большинство, принадлежащее данному автору собраны в одном хранилище, только тогда имеется возможность сопоставить между собой как сами документы, так и тексты, находящиеся в них. Известны случаи, когда находящиеся в разных хранилищах части одной и той же рукописи считались самостоятельными произведениями без начала или конца, хотя являлись частями единого целого. Рукописи большинства писателей разбросаны по различным хранилищам, что неудачно для редакторов.

    Поступившая в архив рукопись регистрируется.

    1) Регистрация состоит в том, что рукопись получает номер, нумеруются листы рукописи, а при издании нумеруются страницы.

    2) В карточку рукописи вносят следующие данные:

    — Кол-во листов.

    — Чьей рукой написана.

    — Что содержит.

    Всё это оказывает помощь при работе над рукописью.

    3) Рукопись описывается. Описание начинается с материальных особенностей рукописи:

    — Формат.

    — Качество бум.

    — Водяные знаки.

    — Характер обреза.

    — Тип (цвета) чернил.

    Бумага первой половины 19 века имела водяной знак (филигрань), дававший марку бумаги и год выпуска. Этот год указывает ранее какого срока документ не мог быть написан.

    Зная на какой бумаге писал изучаемый автор редактор часто только по описанию бумаги может отнести рукопись к той или иной эпохе творчества писателя.

    Датировать рукопись можно и по тому, чем она написана. Гусиное перо уже не применялось в конце 19 – нач. 20 веков.

    Значение текстологии в современной издательской практике
    Специфика текстологии как специальной историко-литературной научной дисциплины и области практической редакционно-издательской деятельности основывается на методах сравнительного историко-литературного анализа всей совокупности фактов истории замысла и написания классического произведения, его изданий или публикаций, работы автора, редактора и других лиц над текстом этого произведения, его замыслом, формами и степенью воплощения данного замысла в авторском оригинале, черновиках, набросках, текстах прижизненных и посмертных изданий или публикаций, установления авторского текста и текста, отражающего посторонние вмешательства, редакторские, корректорские, технические ошибки, случайные опечатки. Основной научно-практической задачей текстологической деятельности в литературоведении и редакционно-издательской практике является создание критического (научно установлен.) текста классического произведения, т.е. текста классического произведения, полученного текстологом в процессе специального научного (сравнительного литературоведческого) анализа всех известных источников текста произведения: авторской рукописи, копий, черновиков, изданий, публикаций, материалов, связанных с историей написания и выпуска произведения (писем, дневниковых записей, воспоминаний, цензурных материалов, других официальных документов). В ходе сбора и научного анализа этих документов устанавливается основной текст, т.е. авторитетный текст, наиболее полно раскрывающий последнюю волю автора, содержательный смысл произведения, его литературную форму. В этот текст и вносятся все изменения и поправки по другим источникам текста издаваемого произведения.

    Документальные издания. Их характеристика

    В современной текстологической практике выделяют следующие типы изданий: документальные, критические и массовые.

    В основу классификации изданий по типу, в издательской практике кладётся характер работы над текстом при подготовке его к изданию. Здесь возможны 3 случая:

    — Текст воспроизводится редактором без изменений.

    — Текст готовится редактором для данного издания.

    — Текст перепечатывается с предшествующего ранее подготовленного издания.

    В документальных изданиях присутствуют тексты источника с максимальным приближением к оригиналу. Это позволяет сохранить и все внешние особенности источника: графику букв, украшения, размещение текста на странице, зачёркивания и поправки, опечатки, др. рукописные или полиграфические элементы текста.

    Такое воспроизведение может быть осуществлено 2-мя способами: фотомеханическим и наборным.

    В 1-м случае мы получим факсимильное издание назначение которого быть полноценной заменой уникального источника рукописи или редкой книги. К сожалению факсимильное издание не может полностью заменить оригинал. Строгим требованием к редактору, работающему над таким изданием, является тщательная корректура на всех этапах работы. Редактор должен помнить, что если нет абсолютной точности в передаче всех особенностей оригинала, то нет и документального издания.

    2-м способом точное воспроизведение текста полностью не может быть, т.  к. он не передает внешних особенностей оригинала, но при тщательной разработке приёмов набора и безупречной корректуре такое издание может считаться документальным. Среди исследователей древней литературы такие издания называются дипломатическими. Точное воспроизведение текста для дипломатического. издания требует от редактора глубокого проникновения в существо материала и разработки новых своеобразных приёмов передачи особенностей оригинала средствами типографического набора.
    Критические издания. Их характеристика

    При подготовке редактором произведения к печати он осуществляет научно-исследовательскую работу над текстом, которая называется “критикой текста”. Значит всякое научно подготовленное издание есть критическое издание. Критические издания в зависимости от читательского назначения могут быть академическими, научными, научно-массовыми. Самая высшая форма критического издания — академическое издание. Следует иметь в виду, что название “академическое” характеризует только качество данного издания, его полноту и научную ценность, а не является производным от названия издательства. Академическое издание может обеспечить научно-исследовательскую работу над текстом.

    К академическим изданиям предъявляют 3 основных требования:

    — Оно должно содержать все тексты писателя (законченные, неоконченные, художественные, публицистические, научные, критические, все наброски, планы, сюжеты и др. редакции и варианты, произведения приписываемые автору, его деловые бумаги, дневники, записные книжки, надписи, письма).

    — Дать читателю канонический текст произведений.

    — Отразить в научно-справочном аппарате сегодняшнее состояние изучения текстов писателя и ту работу, которую проделал редактор – текстолог, готовивший это издание.

    Научное издание — основная и наиболее распространенная форма критических изданий. В число основных требований к научным изданиям относятся:

    1) Тщательная критическая подготовка канонического текста.

    2) Научный комментарий, рассчитанный на квалифицированного читателя.

    Это издание отличается от академического, тем, что оно содержит относительную полноту произведений, поэтому отдельные варианты для таких изданий даётся только на наиболее важные для понимания творчества писателя произведения и редко включаются отдельными редакциями.

    Научно-справочный аппарат этих изданий мало чем отличается от аппарата академических. Реальный комментарий здесь необходим, а историко-литературный и словарный могут отсутствовать. Указатели достаточно разнообразные (как и в академических изданиях).

    Особенностью научно-массовых изданий является научная подготовка текста, которая имеет массовое назначение, т. е. рассчитана на широкий круг читателей, поэтому научно-справочный аппарат этих изданий должен быть популярным по форме и содержанию. В изданиях отсутствует отдел вариантов, а другие редакции, незаконченные произведения включаются только в том случае, если они имеют идейно-художественную ценность. В этих изданиях никогда нет вступительной статьи от редакции, зато всегда должна присутствовать серьёзная историко-литературная статья. Текстологический комментарий в этих изданиях должен содержать только перечень всех источников, с мотивировкой редактора, атрибуции и указания на поправки, которые редактор внёс в основной текст здесь обязательны. Но основное значение в этом изданиях приобретает историко-литературный комментарий.
    Массовые издания. Их характеристика

    Тест для этих изданий специально не готовится, а только перепечатывается с предшествующего критического издания. Они рассчитан на широкий круг читателей и это — основные продажи всех книжных издательств, выпускающих произведения художественной литературы. Это должна быть перепечатка именно критического издания, т. к. в другом издании по той или иной причине может быть искажён текст.

    Редактор не имеет права самовольно менять текст, выбирать ту редакцию, которая ему больше нравится или из свода вариантов, имеющегося в критическом издании, заимствовать те, которые по мнению редактора “соответствуют” стилю автора, а также заменять слова, имеющихся в тексте критического издания. Но редактор должен исправит все ошибки или опечатки. В последнее время в нашем литературоведении ведётся дискуссия о целесообразности или нецелесообразности помещения тех или иных произведений в издания массового типа. Речь идёт о произведениях, не выдерживающих критики с точки зрения этической цензуры. У каждого писателя могут быть в тексте произведения вещи в большей или меньшей степени фривольные, грубоватые дружеские шутки, нецензурные выражения, которые автор не собирался никогда опубликовать.

    Научно-справочный аппарат этих изданий всегда должен быть рассчитан на читателя — неспециалиста, занимающегося просто чтением, а не изучением произведений. Вместо статьи от редакции, здесь должна присутствовать надпись на обороте титульного листа “печатается по … изданию”.

    Необходима литературно-критическая статья. Она должна представлять собой обзор всего творчества писателя в виде популярного рассказа в очерковой форме.

    В массовых изданиях текстологический комментарий как таковой отсутствует, но обязательно даются сведения о датировке произведений. Как и в научно-массовых изданиях основное место в занимает историко-литературный комментарий, без которого многое в содержании произведения читателю будет не понятно.

    Словарный комментарий в массовых изданиях должен объяснять читателю особенности авторского языка, своеобразие его словоупотребления, облегчить понимание текста произведения. Как правило, в них только один указатель — содержание. А если это многотомное издание, то в последнем томе редактор обязан привести сводный алфавитный указатель произведений.

    Виды изданий. Их характеристика

    В текстологии в основу классификации изданий по видам положена степень полноты состава издания.

    Различают следующие виды изданий:

    1. Полное собрание сочинений, всегда академическое, научное, научно-массовое издание;

    2. Собрание сочинений. Это в настоящее время самый распространенный вид изданий произведений классиков. Общее Собрание сочинений писателя должно давать целостное, достаточно полное и всестороннее представление о творчестве данного писателя, представлять не только художественные произведения, но и публицистические, критические, а также отрывки писем и дневники писателя. Собрание сочинений могут быть научные, научно-массовые, массовые;

    3. Избранные сочинения (избранные произведения), их состав прежде всего определяется качеством произведений и читательской потребностью в них. В избрание должны включаться только самые лучшие, наиболее читаемые произведения. Независимо от объёма, они должны входить целиком, а не в отрывках и в извлечениях. В состав избранного могут входить письма, дневниковые записи и т. п. материал, имеющий историческое, научное, литературно-художественное значение. Материалы лично биографического характера в это издание не входят. Избранные произведения представлены массовым типом, т. к. потребность в них — потребность широких слоёв читателей;

    4. Сборник произведений, выпускаются часто, причём критерии отбора произведений для каждого сборника бывают различными. Основным и наиболее часто встречающимся признаком отбора является тема. Тематические сборники — такие как Пушкин “О любви” Лермонтов “Стихотворения о свободе” и т. д. Кроме сборников одного автора, часто встречаются сборники подобранные по какому-либо признаку произведений разных авторов. В сборниках любое произведение даётся целиком. Редко, когда это невозможно, редактор может дать отрывки из него, но они должны быть. законченными, связанными частями произведения, чтобы отдельно изъятые из контекста они не приобрели иной смысл. Бывают только массового типа;

    5. Отдельное издание первого произведения, имеют самое широкое распространение. Как правило, отдельные издания имеют массовое назначение, но иногда встречаются и критические издания отдельных произведений, когда специально готовится текст и к нему, даётся большой научно-справочный аппарат.
    Расположение произведений в издании

    После того, как редактор определил тип и вид будущего издания, был составлен им полный перечень всех произведений автора и отобрана та часть из них, которая войдёт в это издание, когда все публикуемые произведения с большей или наименьшей степенью точности датированы, перед редактором встаёт вопрос определить принцип расположения материала произведений в будущем издании. Это не простая задача, не простая формальность, которую можно решить идя чисто механическим путём. Существует два вида расположения материала: по жанрам и по хронологии.

    В нашей издательской практике выработалось синтетическое решение жанрово-хронологическое, т. е. группировка произведений идёт по жанрам, а внутри жанровой группы произведения располагается хронологически. Существуют и обратные примеры: хронологически-жанровый, т. е. расположение произведений по хронологии их написания и отбор по жанрам. Выделяют следующие жанровые отделы: стихотворения и поэмы, проза (в прозе: художественные произведения, критико-публицистические, научные) и драматические произведения, письма.

    Такое деление можно считать приемлемым. При жанрово-хронологическом расположении материала произведений внутри жанра определяется в строгой хронологии:

    1. Если известен только месяц, а число нет, или только год, а месяц нет, то в 1-ом случае эти произведения помещаются в конце месяца. Во втором случае в конце года после произведений, датируемых прямыми датами.

    2. Если произведение датируется широкой датой в пределах нескольких дней, месяцев, лет, то оно помещается от конечной даты, но только если это законченное целое произведение или под 1-ой датой, если каждая часть произведения может существовать отдельно.

    3. Если произведение датируется приблизительной датой, то оно помещается только в конце данного хронологического периода после всех произведений, датированных точными датами. В академических изданиях, в научных, т. е. в собрании сочинений для всех основных жанров выделяются отдельные тома или несколько томов стихотворений, поэм, прозы и т. д. Внутри тома произведения располагаются в строгом хронологическом порядке, а если жанровый раздел занимает несколько томов, то хронологические рамки каждого тома должны быть чёткими и точными.

    При хронологическо-жанровом принципе расположение материала представлено наоборот. Редактор должен стремиться обеспечить не компактность жанрового раздела в издании, а прежде всего его единую хронологическую канву, идущую от тома к тому. Большое значение имеет вопрос о том, с какого жанрового отдела начинать издание. В этом случае редактор должен считаться с типом будущего издания.

    Последовательность отделов внутри каждого тома. Как правило, в каждом томе сначала идёт основной корпус произведений писателя, расположенный в хронологическом порядке. После этого отдел других редакций и вариантов, за ним, отдел комментариев. В массовых изданиях отдела комментариев нет, поэтому идут указатели содержания.

    Т. о. жанрово-хронологический принцип расположения произведений в составе изданий наиболее научно обоснованный и удобный для читателя. Но редактор должен помнить, что тип и вид издания, воля автора, особенности его творчества —это необходимые аспекты, которые надо учитывать при выборе принципа расположения произведений в данном конкретном издании.
    1   2   3   4   5   6   7


    написать администратору сайта