Главная страница

Грантхавали. Кабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание)


Скачать 1.45 Mb.
НазваниеКабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание)
АнкорГрантхавали
Дата19.04.2023
Размер1.45 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаГрантхавали.doc
ТипДокументы
#1073895
страница35 из 47
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   47

В человека легко ль воплотиться?

* * *

Тону, тону в пучине бытия!
Ладью я вижу, только в ней – змея.

Как быть? На дно пойду я без ладьи,
иль гибель обрету я от змеи!
* * *

Душа, как птица, на небо взлетела,
а где-то на земле осталось тело,

И воду жизни птица пьёт земная,
о призрачной земле не вспоминая.
* * *

Свет истины храни. Он никому неведом.
Ни веды, ни Коран поведать не смогли, –

В чём истина? А мир Корану верит, ведам, –
поверит ли тебе, о грешный сын земли!
* * *

Нельзя и правду возлюбить, и ложь,
и голос доброты, и денег звон.

Не будь на жалкий барабан похож,
в который ударяют с двух сторон.
* * *

Твоя душа как поле; сторож слеп;
пробрался вор-корысть, ворует хлеб;

Пока твои не завершились дни,
последние колосья сохрани!
* * *

Тебя во время лепки бьёт гончар:
твоя судьба – горшок из глины.

Покуда не сразил тебя удар,
свой путь обдумай, трудный, длинный.
* * *

Нас делает гончар; подобны мы сосуду;
и сыплются на нас удары отовсюду.

Во время обжига, удар считая каждый,
мы от мучительной изнемогаем жажды.
* * *

Забыл ты о правде? Так вспомни:
к огню ты придвинулся близко,

Огонь – твоё горькое горе,
а ты – деревянная миска.
* * *

Похоже наше тело на глиняный сосуд.
Его всё время люди в своих руках несут.

От одного удара он разобьётся вдруг –
и черепки мгновенно мы выроним из рук.
* * *

Топором деяний вырубаешь
рощу дней своих: всё, чем живёшь!

Собственные зубы вырываешь,
сам себе в живот вонзаешь нож.
* * *

Терпеть не можешь грязи на теле, на одежде.
Свою ты видишь душу? Её отмыл ты прежде!
* * *

Бездельники в одеждах белых теперь жуют свой бетель,
Но ад – последняя обитель презревших добродетель.
* * *

Ты думал, что ты есть начало начал,
зачем же ты в страхе теперь закричал?

Когда-то посеяв акации семя,
зачем ты о манго мечтаешь всё время?
* * *

Смотри: и мудрецы, добро отвергнув, вскоре
потонут в тяжком зле, как в море,

А нам трудней стократ – простым, обычным людям, –
едва мы о добре забудем.
* * *

Смотри: весь мир – в цепях дурных страстей,
не мир, а мрачная темница!

Но если это Бог связал людей,
то как свободы им добиться?
* * *

Средь моря зла мы видим чистый пруд,
в котором нежно лотосы цветут,

Но пруд сожгут, хотя кругом вода,
за грех, свершённый в прежние года.
* * *

Читай четыре веды – всё равно
тебе добро постигнуть не дано.

Ведь хлеб добра убрал Кабир на воле,
и видит пандит: опустело поле...
* * *

Нам не помогут брахманы беседами,
не нужен людям опыт их убогий.

Ужель они, опутанные ведами,
для нас отыщут верные дороги?
* * *

Прописям бессмысленным в угоду
пандит пьёт, процеживая, воду,

Чтоб избавить от страданий мнимых
обитателей воды незримых,

Но, читая, почитая веду,
постоянно пакостит соседу.
* * *

Пандитам сказал я резко: “Вы даёте людям яд,
в вашей проповеди жалкой нет ни правды, ни добра.

Призывая к ненасилью тех, кого сейчас казнят,
убиваете несчастных каждым взмахом топора”.
* * *

Пандит – пахарь, но, чужое поле зорко охраняя,
о своём забыл он поле и лишился урожая.

Всех он учит, этот пандит, с виду помыслом высок,
но прислушайся – поймёшь ты: у него во рту песок!
* * *

Луну хвалили ночью звёзды:
“Ты светишь так, что всем светло!”

Но звёзды спрятались, как только
на небе солнышко взошло.
* * *

Приятен снежный ком, он красотою манит,
Но солнышко взойдёт – и он водою станет!
* * *

Посмотри, как буря знанья повалила все заборы!
Рухнуло корысти зданье, – двери, стены и подпоры,

Рухнули столбы сомнений; рядом себялюбья балка,
черепки дурных стремлений, скудоумия черпалка.

Дождь, сопутствующий буре, оросил сердца живые, –
солнце истины сегодня мы увидели впервые!
* * *

Ты о добре забыл: твой труд – разврат и блуд.
Когда же перевоплотиться

Твой час придёт, тогда другой узнаешь труд,
которым трудится ослица!
* * *

Подобье Бога в лавке покупая,
склоняется пред ним толпа людская,

Слоняется по северу и югу,
и все уподобляются друг другу.
* * *

Брахман, что читает гаятри на закате, на заре,
Почему забыл об истинном властелине – о добре?

Брахман, к чьим ногам склоняется множество простых людей,
Почему забыл о светоче, чтобы стало нам светлей?

Почему не вспоминает он об отраде из оград –
О любви, о бескорыстии? Пандит, попадёшь ты в ад!

Ты творишь деянья низкие и, хотя высок твой род,
Входишь в дом к низкорождённому, набиваешь свой живот.

Всякие запреты выдумал, вымогаешь ты дары, –
В яму свалишься средь бела дня ты, ждать недолго той поры!

Знатен ты, а в Бенаресе я – ткач и, право, не пойму:
То, что есть “твоё”, возможно ль равным сделать “моёму”?

Тот, кто с нами к правде движется, к свету истины придёт.
Пандит, веды проповедую, в бездне гибель обретёт.
* * *

Сколько обликов есть, – в человека легко ль воплотиться?
Этот облик принять разве каждая может душа?

Плод, который упал, может в дерево вновь превратиться, –
может стать человеком лишь тот, чья душа хороша!
1   ...   31   32   33   34   35   36   37   38   ...   47


написать администратору сайта