Грантхавали. Кабир (1440, Varanasi, Jaunpur, India 1518, Maghar) Грантхавали (Собрание)
Скачать 1.45 Mb.
|
56. Глава о мольбе56.1. Кабир: когда [я] встречу Господина, [то сначала] справлюсь [у Него] о новостях. Затем расскажу [Ему] все до конца, что у меня на сердце (1). 56.2. Кабир: в своих заблуждениях я забыл Тебя, [о Господь]! Нет мне прощения. [Но] Господин взирает на это спокойно, ибо в этом виноват всегда [только Его] слуга. 56.3. Творец обладает всеми благими свойствами – [у Него] нет недостатков. [Если] я загляну в свое сердце, то найду там одни пороки. 56.4. Пропустил случай [познать Всевышнего], и Возлюбленный остался в чужой стране. О Кешав! Уничтожь скверну [мирского бытия], удали заблуждения и сомнения. 56.5. Окруженный океаном бытия, Кабир взывает с мольбой к Господину. "О Госаин! (2) [Яма] совершает насилие над Твоим слугой, отрази его [натиск]". 56.6. "Я много раз совершал хадж к Каабе, о, сколько раз!" – говорит Кабир. "О мир (3), в чем моя вина, что ты мне ничего не говорил? О мой пир (4)"! 56.7. О Всевышний! Как моя душа [слилась] с Твоей, так и Твоя [Душа слилась с моей], Так плавится [в печи] железо, сливаясь в единый поток. Комментарий(1) Ср. двустишие 54.9. (2) См. примеч. 6 (41.11). (3) См. примеч. 9 (29.21). (4) пир – (перс. pir, букв. "старец") – Глава мусульманской секты, обычно учитель у суфиев. Здесь обозначает наставника в вере (гуру), либо – что представляется более вероятным – самого Раму. Ср. "Адигрантх" [11, 198]. «Набожный человек, живущий в миру, может размышлять о Боге и призывать Его святое имя, но его ум снова подпадает под власть наслаждения и жажды богатства, подобно тому, как муха садится иногда на вкуснейшие конфеты, а иногда смакует грязь и падаль» Рамакришна 57. Глава о свидетеле57.1. Кабир спрашивает у Рамы, Государя всей вселенной: "О Всевышний! Создав все, [Ты] живешь отдельно. Скажи мне, почему Ты поступил так"? 57.2. В [тот] миг, когда встретишь Господа, не знайся ни с кем другим. [Он] дарует всем счастье, дает наставление – каждый может [Его] обрести. «Бесконечный Брахман проявляется во многих человеческих формах. Человеческие тела подобны наволочкам от подушек различной формы и разного цвета, но бумажная пряжа внутреннего Духа однородна. Когда джива («я») входит в этот Дух и становится частью его, тогда нет ни боли, ни страдания» Рамакришна 58. Глава о лиане (1)58.1. Случилось так, что не оказалось ни тыквы, ни лианы. Полено, которое принесли, чтобы разжечь огонь, вдруг пустило зеленые побеги. 58.2. Сначала горит в огне, [а] потом снова зеленеет. Я приношу себя в жертву такому дереву, которое приносит плоды, [если даже] вырубаешь [его] корни. 58.3. Если рубишь [лиану, то она] зеленеет, если поливаешь, то засыхает. Невозможно рассказать о свойствах этой удивительной лианы. 58.4. Лиана [растет] во дворе, [а] плоды ее – в небе. Это подобно молоку бесплодной коровы, смычку [музыкального инструмента] из усов зайца, игре с сыном бесплодной женщины. 58.5. Кабир: горька лиана, горьки и ее плоды. [Только] тогда ты станешь святым, когда оставишь эту лиану. 58.6. Стал святым, слава [о тебе распространилась] повсюду. Но что с того? Ведь семена [лианы] остались и сегодня, [а завтра] они дадут всходы. Комментарий(1) первые четыре двустишия носят характер стихов-парадоксов, известных под названием ультабамси (ultabamsi), и имеют много общего с поэзией натхов. Последние использовали этот поэтический стиль, бывший в традиции тантрического буддизма и индуизма. Его, в свою очередь, переняли у натхов Кабир и другие поэты-санты эпохи позднего средневековья. См. [50; 60; 67; 80; 95; 96]. Аллегория: тыква, выдолбленна и высушенная, которая служит аскету посудой, – символ человеческого тела; лиана – мир бытия; ср. примеч. 1 (16.26); полено отождествляется с мирскими страстями. «Когда звонит колокольчик, он создает волны, подобные волнам в воде, в которую брошен тяжелый камень. Из Абсолюта исходят все феномены; из того же Абсолюта, который есть великая Первопричина, развиваются грубые, тонкие и причинные тела. Из того же Абсолюта опять, который есть четвертое состояние, исходят три другие состояния сознания. Волны опять расходятся по океану» Рамакришна |