Главная страница

книга. Как научиться учиться. Как научиться


Скачать 1.08 Mb.
НазваниеКак научиться
Анкоркнига
Дата24.03.2023
Размер1.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКак научиться учиться.pdf
ТипДокументы
#1013159
страница10 из 21
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21
The Washington Post назвала его «истинным гением». Сегодня Элленберг — профессор мате- матики в Висконсинском университете, автор многих статей и книг, высоко оцененных научным сообществом.
Я не много говорю в этой книге о таланте по одной про- стой причине: его роль в обучении преувеличена. Слишком часто мы смешиваем одаренность с другими важными фак- торами, такими как усилия и упорство, практика и стратегия обучения. Нам нужно упрощенное, однозначное объяснение успеха, поэтому мы упорно цепляемся за идею врожденных способностей.
Более того, мы забываем о том, что само обучение фор- мирует интеллект. Эти два фактора тесно связаны. Послед- ние несколько десятилетий показатели IQ уверенно ползли вверх, и многие эксперты считают, что причиной этого стали школьные программы. «Я всегда воспринимал тесты на IQ как способ оценить врожденные способности в сочетании

159
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ
с результатами обучения», — говорит экономист Ладжер
Восманн.
Наконец, пока еще небольшое, но постоянно растущее число исследований показывает, что организация процесса обучения может играть более важную роль, чем врожден- ная сообразительность. Мы уже сталкивались с этой идеей; известно, что эффективные методы обучения — наилучший прогностический фактор академических успехов, а такие навыки, как метасознание, не менее важны, чем «голый» интеллект.
Конечно, время от времени встречаются Джорданы Эллен- берги — люди действительно одаренные, точки, выпадающие из усредненной кривой человеческого интеллекта. Но здесь есть подвох. Даже гениям необходимо преодолевать трудно- сти. Развивая свои навыки, они, как и все остальные, тратят многие часы на работу над ошибками, испытывая смущение и непонимание.
В детстве Элленберг скептически относился к этому не удобному аспекту учения, считая, что, если человек делает ошибки, значит, ему не хватает ума. Слово «трудолюбивый» казалось ему жестоким, если не оскорбительным. Гениаль- ность, по его мнению, была такой же врожденной чертой, как рыжие волосы или маленький рост, и ему льстило, когда его называли вундеркиндом. Для него талант был божьим даром: благодаря ему учеба практически не требовала усилий, являясь его особой силой.
Когда мы встретились с Элленбергом в кафе, стало понятно, что сейчас он кардинально поменял свое мнение о развитии навыков. За годы занятий высшей математикой он понял, что ошибки в учении необходимы. Их нужно совершать, чтобы стать настоящим профессионалом. От промахов не застрахован никто. «Вам понадобится невероятная стойкость перед лицом неудач, — сказал Джордан. — 95% времени вы чувствуете себя совершенно растерянным».

160
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
Мне было очень приятно слышать то, что говорил Эллен- берг о природе мастерства. Он, кажется, был самым умным человеком из всех, с кем я встречался лично, и уж точно самым умным из всех, с кем я делил кусок пирога. Так что нам всем наконец необходимо понять, что ошибки неизбежны.
Люди ошибаются. Постоянно. Мы терпим неудачи в учении точно так же, как и во всем остальном. Даже у лучших уче- ников — и талантливейших математиков — случаются про- валы и промахи.
Более того, ошибки — это суть мышления. Они лежат в основе развития любых идей. Чтобы учиться, чтобы овла- девать мастерством, нам нужны ошибки, потому что без них нет понимания. В своей книге «Быть неправым» (Being
Wrong) журналистка Кэтрин Шульц утверждает, что запрет на ошибки — все равно что запрет на сомнения и скептицизм: он не дает нам перейти к более глубоким логическим рас- суждениям. Ошибки, пишет она, суть человеческой натуры.
Если ошибки и трудности — неотъемлемая часть учения, мы должны быть к ним готовы. Для образования это новая идея, однако в спортивных тренировках она существует веками, и практически любой тренер — от детского до профессио- нального — обязательно произносит прочувствованные речи о том, как важно быть эмоционально и ментально стойкими перед лицом неизбежных трудностей.
Футбольный тренер Джим Харбо знаменит такими речами — так же, как и ушедшая от нас тренер одной из женских баскетбольных команд Пэт Саммитт. Эти вдох- новляющие выступления, как правило, посвящены одной и той же теме. Тренер, собрав игроков вокруг себя в раз- девалке, громким и хриплым голосом задает вопросы: «Вы будете выкладываться на 100%? Вы останетесь сильными?
Вы не отступите перед неудачами, трудностями и неизбеж- ными ошибками?»

161
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ
Наверное, самая известная речь в раздевалке принадлежит тренеру Хербу Бруксу, и произнесена она была в 1980 году.
В тот момент олимпийская сборная по хоккею состояла из студентов колледжей, большинство из которых едва вышли из подросткового возраста. Команда русских, напротив, пред- ставляла собой сборную суперзвезд, доминировавших в спорте уже не первый год.
Перед олимпийским финалом* Брукс собрал американских игроков и подчеркнул, как важно быть эмоционально стойкими.
Он допускал, что советские хоккеисты могут много забивать, что они даже могут быть лучшей командой. Но призывал американцев верить в себя. «Ваше предназначение — быть здесь в этот момент, — сказал Брукс хоккеистам. — Ваше предназначение — участвовать в этой игре».
Несомненно, эта речь вдохновила молодых людей. Несмотря на то что советская команда в самом начале игры забила шайбу в ворота противника, американцы выстояли и в конечном итоге победили со счетом 4:3. Эта игра получила название
«Чудо на льду».
Однако, хотя идея эмоциональной и ментальной стойкости легла в основу немалого количества побед в спорте, оказывать влияние на практику образования она стала лишь недавно.
Во многом этот процесс восходит к одному знаменитому исследованию — так называемому зефирному эксперименту.
Многим из нас даже не нужно дополнительно объяснять, что это такое: остроумный эксперимент Уолтера Мишела, впервые поставленный в 1968 году, стал одним из самых известных психологических опытов XX века.
Как и большинство других блестящих экспериментов, это исследование было крайне простым. Мишел пригла- шал в комнату ребенка детсадовского возраста. Ребенок мог
* Речь идет о финале хоккейного турнира на Олимпиаде 1980 г. в Лейк-
Плэсиде, где сборная СССР проиграла сборной США, составленной из студентов. —
Прим. ред.

162
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
сразу же съесть небольшое угощение — например, зефир или печенье — или подождать и через некоторое время получить в два раза больше. Некоторые дети сразу же набрасывались на сладость — они не желали откладывать вознаграждение.
Другие ждали, стараясь сохранить терпение и самоконтроль, чтобы получить двойную порцию угощения.
Выяснилось, что такого рода эмоциональная защита, сознательный отказ от быстрых решений, имеет огромное значение в последующей жизни человека. Мишел обнару- жил, что способность четырехлеток справляться со своими сиюминутными желаниями и эмоциями дала им массу пре- имуществ. Те дети, которые смогли подождать и получить в итоге больше, оказались лучшими учениками в школе, в целом были более уверены в себе и легче справлялись с жизненными трудностями.
Работа Мишела послужила толчком для дальнейших науч- ных изысканий, но, к сожалению, крайне мало повлияла на социум, особенно в том, что касается реакции на ошибки.
Во многих школах учеников до сих пор пытаются оградить от всего, что хотя бы отдаленно напоминает неудачу. Сверх- заботливые родители одинаково вознаграждают любые дей- ствия ребенка, умиляясь тому, какой он молодец, при каждом удобном и неудобном случае — даже если он просто съехал с горки на игровой площадке.
Хотя наука о настойчивости еще молода, очевидно, что все мы нуждаемся в способах справляться с эмоциональной стороной ошибок и неудач, потерь и разочарований. Нам нужна подобная особая стойкость. В этом отношении процесс обучения во многом сводится к эмоциональному контролю.
В основе данной практики лежат знания. Профессор Йель- ского университета Марк Брэкетт утверждает, что люди про- являют гораздо больше стойкости, когда разбираются в своих чувствах. В самых разных ситуациях — от ссоры с другом до простого желания съесть сладенькое — Брэкетт рекомендует

163
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ
давать определение своим чувствам. Мы должны говорить себе: «Мой товарищ меня разозлил» или «Мне действительно очень хочется съесть этот кусочек зефира».
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 10
Группа учеников хочет улучшить свои навыки деления в стол- бик. Выберите наилучший способ тренировки этих навыков:
А. Провести одно длительное занятие, посвященное решению примеров на деление.
Б. Много раз решить одну и ту же задачу.
В. Решить несколько примеров на деление, несколько — на умножение, затем еще какие-нибудь дополнительные задачи, а потом снова вернуться к практике деления.
Г. Не нужно многократно практиковаться в решении примеров с делением. Нужно просто изучить принципы, на которых основана эта операция.
Когда мы распознаем свои эмоции, мы можем ими управ- лять. Дав название тому или иному чувству, мы можем начать его осмыслять. Очень часто такой тип контроля эмоций, призванный помочь нам справиться со стрессом, требует внутреннего диалога — мы должны высказать сами себе слова поддержки после неудачи или столкновения с трудностями.
Ряд недавних исследований проливают свет на этот процесс.
Выяснилось, что действительно полезно говорить с самим собой с авторитетной позиции. Если вам очень хочется съесть зефир, нужно сказать себе: «Конечно, ты с удовольствием съешь кусочек пастилы прямо сейчас, но два кусочка будут еще лучше!» Исследования показывают, что в разговорах с собой использование второго лица — «ты» — оказывается более эффективным, чем использование первого — «я». Почему?
Обращение к себе как бы со стороны звучит более автори- тетно и убедительно, и в этом случае мы больше склонны прислушиваться к голосу в своей голове.

164
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
Роль общества также очень важна. Джошуа Браун из Фор- демского университета, многие годы посвятивший изуче- нию социальных и эмоциональных программ, считает, что эмоциональная стойкость во многом сводится к ощущению социальных связей, групповой идентичности. Так, например, одной из причин того, почему в оригинальном опыте Мишела детям было так трудно удержаться и не съесть зефир, было то, что они оставались в комнате в одиночестве, без друзей, без кого-либо, кто мог бы их поддержать.
Сам Мишел советует изменить образ мыслей. Чтобы лучше управлять эмоциями и быть более стойким, нужно взглянуть на то, что вызывает у вас затруднения, под другим углом. Так, если вы мечтаете похудеть, вам следует воспринимать зефир не как угощение, а как яд — благодаря чему он изрядно потеряет соблазнительность в ваших глазах.
Также Мишел говорит о пользе планирования в формате
«если — то». Так, вместо того, чтобы думать «Может быть, я сделаю уроки позже», следует думать: «Если я сделаю уроки сейчас, то потом смогу пойти погулять». Мишел утверждает, что четкие правила помогают нам управлять эмоциями, так как уменьшают число эмоций, требующих управления. Такого рода привычки, заменяющие лишние эмоции и рассуждения, требуют куда меньших затрат душевной энергии. Как говорит
Мишел, наша цель — «вынести усилия за пределы контроля, требующего усилий».
Итак, мы с вами обсудили различные подходы к обраще- нию с эмоциями, однако до сих пор так и не рассмотрели толком один из важнейших аспектов: действительно ли мы верим, что неудачи в учении для нас полезны?
Лучше всего здесь будет вспомнить тот момент, когда вы последний раз терпели неудачу — например, сделали ошибку в докладной записке вашему боссу или ляпнули какую-то глупость в разговоре с другом.

165
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ
Что вы после этого подумали? «Здорово! Есть повод заду- маться, как сделать лучше в будущем!» или «Черт, вечно у меня ничего с этим не выходит!»?
Психолог Кэрол Дуэк изучала подобные пары ответов не один десяток лет. По итогам ее исследований выяснилось, что некоторые из нас являются тайными эссенциалистами — то есть членами «Партии природы». Иными словами, они считают природу — биологию, гены, ДНК — ключевым фактором успеха. Таким образом, получается, что любой человек по определению либо умен, либо глуп, либо силен, либо слаб, либо хорош, либо плох и т. д. Поэтому, когда терпим неудачу, мы думаем: «Черт, вечно у меня ничего с этим не выходит!»
Другие люди, по мнению Дуэк, являются сторонниками воспитательного подхода. Они считают, что любое умение — будь то серфинг или математические способности — можно выработать. Практика и развитие — ключ ко всему. Само собой, они большие оптимисты. Но помимо этого они вос- принимают мир как место, где люди могут меняться и расти.
Короче говоря, «Партия развития» верит в прогресс, и, когда ее последователи терпят неудачу, они думают: «Здорово! Есть повод задуматься, как сделать лучше в будущем!»
Работы Дуэк вышли уже довольно давно — и, пожалуй, не менее популярны, чем работы Мишела, — однако недавние исследования показывают, что подобная разница во взглядах очень сильно влияет на отношение людей к учебе, особенно требующей преодоления трудностей.
Так, например, люди из «Партии развития» гораздо больше склонны к активной мыслительной деятельности, и исследо- вания показывают, что они чаще занимаются самопроверкой.
То же самое относится и к родителям из этого лагеря: они проводят больше времени за выполнением домашних зада- ний со своими детьми. В каком-то смысле можно сказать, что они просто больше верят в ценность усилий.

166
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
Во время моей беседы с Дуэк она сказала, что наше отно- шение к ошибкам имеет глубокие социальные корни. Всего лишь нескольких слов от наставника, лидера или родителя бывает достаточно, чтобы перейти из «Партии природы» в «Партию развития».
Действительно, в одном из ранних экспериментов ученые использовали разные слова для похвалы детям. Одним гово- рили: «Ты такой умный!» Другим: «Ты так усердно работаешь!»
Оказалось, что даже такая вроде бы незначительная разница имела существенное значение.
Позднее Дуэк выяснила, что еще сильнее, чем слова, на отношение к обучению влияют действия. Не так давно они с коллегами показали, что убеждения родителей не всегда передаются детям. Если родитель хвалит ребенка за усердие, это вовсе не означает, что ребенок автоматически окажется в «Партии развития».
Гораздо важнее здесь реальная реакция родителей на неудачи ребенка. Приписывают ли они их недостатку способностей, как члены «Партии природы»? Или говорят об ошибках как о возможности для роста, как члены «Партии развития?»
Во втором случае дети с гораздо большей вероятностью примкнут к тому же лагерю. Иначе говоря, если родители активно демонстрируют свое отношение к ошибкам как к стимулу для развития, дети тоже начинают в это верить.
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 11
Как лучше всего извлечь знания из текста?
А. Читать и перечитывать текст.
Б. В процессе чтения объяснять самому себе основные идеи.
В. Подчеркивать ключевые моменты.
Г. Воспользоваться маркером.

167
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ
С точки зрения отдельно взятого человека многое зависит также от того, что он сам себе говорит, и здесь Дуэк реко- мендует изменить свой внутренний диалог. Убеждайте себя не расстраиваться из-за ошибок, сосредоточиться на совер- шенствовании и воспринимать неудачи и промахи как воз- можность улучшить свои навыки или знания. Дуэк советует, совершив ошибку, спросить себя: «Чему это меня учит? Как мне сделать лучше в следующий раз?»
Другие эксперты, например Анжела Дакворт, предлагают несколько иной, хотя и сходный взгляд на этот вопрос. Дакворт, психолог из Пенсильванского университета, советует заранее настраиваться на преодоление трудностей при овладении тем или иным навыком. По ее мнению, столкнувшись с неудачей или трудностями, следует говорить себе: «Это нормально».
Сайен Бейлок идет еще дальше, подчеркивая, что люди должны намеренно искать ситуации, в которых они могут совершить ошибку. «Не будьте беспомощными», — гово- рит она. Так, если вы боитесь выступать перед публикой, старайтесь делать это как можно чаще. Если вы считаете, что у вас нет способностей к математике, решайте больше математических задач — хотя бы просто вычисляйте сумму чаевых в ресторане.
Это не значит, что стоит бездумно хвалить себя и других за практику и приложенные усилия. Ошибки не являются позитивными по определению, так же как и стойкость. Дуэк утверждает, что, хваля кого-то, мы должны конкретно связывать свою похвалу с результатом. Поэтому лучше всего говорить что-нибудь вроде: «Видишь, какую пользу принесли твои тренировки?» Или: «Как замечательно, что ты так усердно работал и добился такого прогресса!»
Следовательно, наибольшее значение имеет вера в раз- витие. Чтобы учиться на ошибках, целенаправленно расти, вы должны безоговорочно примкнуть к «Партии развития».
Как сказал когда-то Херб Брукс, тренер хоккейной команды,

168
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
которая одолела сборную СССР: «Успеха достигают те, кто верит в победу и готовится к ней. Многие хотят победить, но многие ли из них готовятся к этому? В этом-то и состоит разница».
В своем отношении к баскетболу я долго был тайным членом «Партии природы». Несмотря на все речи в разде- валке — и мою многолетнюю работу в сфере образования, во время игры я часто скатывался к эссенциалистскому подходу, и голос природной доктрины заглушал все в моей голове.
Бросая мяч мимо корзины, я думал: «У меня всегда было плохо с бросками». Я зарабатывал штрафной и размышлял:
«Ну что, опять промахнусь?» И в товарищеских матчах было то же самое: кто-то проскальзывал мимо меня, и в голове проносилось: «Ну вот, опять замешкался».
Как и у многих убеждений, у этого моего отношения горькая и долгая история, которая началась еще в декабре
1991 года. Я играл в школьной команде — тощий парень, едва дотянувший до метра восьмидесяти, — и моей главной функцией было сидение на скамейке запасных. Тогда нашим основным соперником была команда Плезантвиля, где играл выдающийся центровой по имени Отис Хилл. Хилл, ростом за два метра и весом около 90 кг, впоследствии вывел команду
Сиракуз в чемпионы Национальной ассоциации студенческого спорта и профессионально играл в баскетбол в Польше.
По нашим заниженным школьным стандартам Хилл был для нас почти что Майклом Джорданом. Он мог в одном прыжке, без разбега, загнать мяч в корзину, и броски его были действительно мощны. Большинству участников нашей команды такое даже не снилось. Уж мне-то точно.
И вот наступил тот пятничный вечер. Мы играли с Плезант- вилем в их зале, до отказа заполненном местными фанатами с барабанами, трещотками и горнами. С первых же минут наш угловой защитник Грег Конвей показал себя как нельзя

169
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ
лучше. Трехочковые, броски с разбега, с разворота… В итоге он принес команде почти 40 очков.
В то же самое время наша оборона прижала Хилла. Это настолько потрясло звезду Плезантвиля, что он едва не устроил драку в перерыве. В четвертом периоде мы вели со счетом
55:54. Болельщики были в ярости. Мы, маленькая школьная команда, неожиданно поймали удачу за хвост. А у них был форвард, имевший все шансы попасть в НБА.
А потом, когда до финальной сирены оставалось каких-то
12 секунд, наш тренер Эд Сэндс вывел меня в игру. Честно говоря, за весь сезон я провел на площадке минут десять.
Но один из наших игроков был удален, и вот внезапно я ока- зался в игре, кругом бесновались болельщики, и момент был решающим — мы вели с разницей всего лишь в одно очко.
Наверное, каждый ребенок мечтает о том, как приведет свою команду к победе, совершив блестящий бросок, решающий удар или пробежку из последних сил на последних секундах, и я помню, как стоял, дрожа от возбуждения и разглаживая ладонями шорты.
Сэндс велел мне играть в обороне против разыгрывающего
Плезантвиля. «Просто не пускай его к корзине, — сказал он мне. — Не дай ему обойти себя. Закрывай его».
Разыгрывающий получил мяч. Крики и песни болельщи- ков, грохот барабанов и трещоток заполняли зал до краев.
Я до сих пор очень хорошо помню, что произошло. Я держал разыгрывающего, но мне очень хотелось отобрать у него мяч и совершить бросок самому. Иными словами, совет Сэндса влетел мне в одно ухо и вылетел в другое.
И разыгрывающий, кажется, все понял — и в долю секунды пронесся мимо меня и бросил мяч в корзину. Плезантвиль теперь вел, тоже с перевесом в одно очко. Секунды утекали.
Игра закончилась. Мы проиграли.
Я помню, что Сэндс был так зол, что отказался пожать мне руку после игры. Спустя много лет, когда мы встретились

170
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
с ним, оказалось, что он тоже помнит последние моменты той игры так четко, как будто это прошлогодний финал НБА.
— Ты был слишком возбужден и не мог сосредото- читься, — вспоминал он. — Я такой: «Дай ему место, дай ему место!» Но он тебя обошел, и — бум, бросок, свисток, игра окончена.
— Я помню, что вы даже не разговаривали со мной после поражения, — сказал я.
— Вполне возможно, — со смехом ответил Сэндс. — Это могла быть величайшая победа в истории вашей школы, а ты все профукал.
Я перестал играть в баскетбол не из-за того матча с Пле- зантвилем. Однако именно тогдашний опыт перевел меня в «Партию природы» во всем, что касалось спорта. Он заста- вил меня думать, что у меня нет спортивных способностей, что я слишком медлительный и у меня плохая координация.
Я дал определение своим баскетбольным навыкам — образно говоря, убрал их в коробку и навесил ярлык «Все профукал».
Я пишу об этом не для того, чтобы освежить в памяти школьные годы. Я просто хочу сказать, что ярлыки — часть позиции эссенциализма, а, как говорит Дуэк, эссенциализм — форма стереотипирования.
Если подойти к этой идее с другой стороны, мы заметим, что люди учатся, имея разные цели. Мы можем стремиться к обретению мастерства, к совершенствованию, к оттачива- нию своих навыков. При таком подходе нас меньше волнуют ярлыки. Единственное, что нас действительно интересует, — как стать лучше в чем-то.
И наоборот, мы можем сосредоточиться на конкретных полученных результатах — тогда главным для нас становится определенный уровень достижений. Нам хочется доказать окружающим, что мы на что-то способны. Когда людей вол- нует только результат, они всегда хотят быть победителями.
И в конечном итоге оказываются в «Партии природы»: они

171
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ
хотят показать, что победили в большой игре — в генети- ческом соревновании.
Конечно, есть и промежуточные варианты. Мастерство и результативность вовсе не бинарные противоположности.
Контекст, задача, личность — все это оказывает свое влияние на отношение. Проблема состоит в том, что даже несколько шагов в сторону сосредоточенности на результатах уже могут представлять опасность. Мы начинаем видеть в любой задаче угрозу. При подходе, ориентированном на результат, все хорошо, если мы достигаем успеха. Тогда мы считаем себя умными, сильными, стойкими. Но если у нас что-то не полу- чается, пути назад нет — мы начинаем думать, что мы тупые, слабые или немощные.
Чем дальше, тем хуже — и вот уже сосредоточенность на результате делает нас уязвимыми для других опасных заблуждений. Нас начинают притягивать ярлыки. Возьмем, к примеру, Джошуа Аронсона, который очень переживал из-за того, что люди видят в нем, если можно так выразиться, тело с орбиты звезды психологии. Поясню: отец Джошуа, Эллиот
Аронсон, — один из наиболее уважаемых психологов в мире.
Работая в Гарварде, а затем — в Техасском университете,
Эллиот внес свой вклад в развитие теории когнитивного диссонанса, суть которой в том, что люди испытывают дис- комфорт, если делают что-то, вступающее в конфликт с их идеалами.
Когда Джошуа поступил в магистратуру Стэнфорда, чтобы изучать психологию, это наследие стало для него источником проблем. Он ощущал себя «жертвой позитивной дискрими- нации», ему казалось, что его приняли только потому, что его отец был знаменитым академиком. Как-то раз один из магистрантов сказал: «Для нас большая честь, что вы с нами» — и этот комментарий породил у Джошуа смесь злости и страха.
«Это было все равно что заявить: “Добро пожаловать, вы в центре внимания”», — рассказывал мне Джошуа.

172
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
Со временем Джошуа смог преодолеть свои «проблемы с отцом». Иными словами, он сосредоточился на приобретении мастерства, а не на утверждении себя. Но этот опыт сформи- ровал его интересы как ученого. В магистратуре и позже, во время работы в Нью-Йоркском университете, Джошуа изучал ярлыки, которые используют люди в ходе учения, и показал, что эти ярлыки влияют на результат.
Говоря точнее, люди часто стараются соответствовать ярлыкам, которые сами себе придумали. К примеру, стоит лишь упомянуть о том, что христиане плохо справляются с естественными науками, и результаты учеников, принад- лежащих к христианской конфессии, сразу оказываются хуже.
И наоборот: женщины гораздо лучше выступают перед публи- кой, если в помещении есть портреты успешных женщин.
Если люди нацелены на конкретный результат, ярлыки имеют над ними гораздо большую власть. Мы сами загоняем себя в жесткие рамки, говоря: «У меня никогда не получится.
Я всегда ошибаюсь. Женщины не умеют произносить удач- ные речи. Дети известных профессоров всегда получают то, что хотят».
Подобные тревожные мысли — похоронный звон по любым попыткам совершенствования. Они, как ментальный вирус, поражают кратковременную память. Тем же, кто сосредоточен на обретении мастерства, гораздо проще стряхнуть с себя любые стереотипы. Когда мы стремимся к совершенству, нам не нужно ничего доказывать другим — поэтому мы можем лучше сосредоточиться на задаче.
Я беседовал с такими специалистами, как Джошуа Арон- сон и Кэрол Дуэк, задолго до того, как начал брать уроки баскетбола. Но, несомненно, их взгляды на обучение оказали влияние на мои установки.
Во-первых, я присоединился к «Партии развития» и смог точнее направить свою мыслительную энергию на процесс отработки бросков. Я старался видеть в любых событиях

173
ГЛАВА 3. РАЗВИТИЕ
возможность для совершенствования. Поэтому, когда бросок не удавался, я спрашивал себя: «Правильно ли я встал по отношению к корзине? Я хорошо работал ногами? А руками?»
Так же я старался относиться и к ошибкам. Если кто-то обходил меня в дриблинге, я рассматривал собственную оплошность как вызов: «Как ему это удалось? Как мне оста- новить его в следующий раз?»
В то же самое время я старался избегать ярлыков. Я не хотел загонять себя в рамки. Они казались мне черными дырами, ведущими прямиком в «Партию природы», и теперь, бросая мяч мимо корзины, я обязательно напоминал себе, что и про- фессионалы иногда промахиваются.
Постепенно я начал применять и другие, более эффектив- ные подходы к тренировкам. Навыки обучения все глубже проникали в процесс моего развития, и я стал гораздо лучше контролировать свои действия. Иногда я снимал тренировки на видео, чтобы понять, как повысить точность бросков.
Также я снимал и затем просматривал видео своей игры в обороне (и понял, что мне нужно наклоняться ниже, чтобы двигаться быстрее).
Тренируясь на площадке рядом с домом, я использовал другую форму мониторинга, отмечая процент удачных бро- сков, сделанных с разных точек, чтобы лучше отслеживать свой прогресс. Так я заметил, что из угла попадаю пять раз из десяти, а со штрафной линии — шесть из десяти.
Кроме того, я воспользовался рекомендациями специали- ста по изучению памяти и игрока в скрабл Беннета Шварца и разбил свои тренировки на части, чтобы превратить их в некое подобие контрольных опросов и работать по принципу практики извлечения. Так, вместо того, чтобы тренироваться раз в неделю, я ходил туда почти каждый день, оттачивая различные навыки. Я ходил туда, даже если было дождливо или холодно. И даже если я мог выделить для тренировки всего лишь 15 минут. И даже если для этого мне приходилось

174
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
перепрыгивать через цепное ограждение или если это был день после Рождества. Я все равно шел на улицу и тренировался.
Я применял и другие важные стратегии. К примеру, старался довести определенные навыки до автоматизма и повторял штрафные броски снова и снова, совершая одни и те же движения: два шага с ведением мяча, пауза, приседание и выпрыгивание вверх.
Но самое главное — я изо всех сил старался сохранять сосредоточенность на процессе. Моей целью был только мой личный прогресс: улучшить технику подбора мяча, стараться забросить хотя бы один мяч в каждой игре, лучше играть в обороне… Я совершенствовал и свой внутренний диалог и, если вечер выдавался особенно неудачный, обязательно напоминал себе: «Это всего лишь игра».
В какой-то момент все начало срастаться воедино и из кусочков головоломки выстроился рисунок. Я помню тот вечер среды, когда мои броски неожиданно стали попадать в цель. Вот я бросаю из угла — мяч в корзине. Бросаю со штрафной линии — мяч в корзине!
К тому времени мои товарищи по команде уже поняли, что что-то изменилось. В тот вечер один из них спросил меня прямо: «Чувак, ты что, тренировался специально или что?»
На следующее утро я получил письмо от еще одного друга:
«Слышал, вчера ты был в ударе».
Вообще-то мне было особо нечего на это ответить. Я и сам знал, что тренировался. Знал, что поверил в себя. Знал, что стал лучше.

Глава 4
РАСШИРЕНИЕ
В 1936 году художник Джексон Поллок записался на семинар в Нью-Йорке. Поллоку тогда было 23 года, это был сим- патичный парень с манерами бунтаря. Сам себя он видел эдаким независимым ковбоем с кистью и бродил по улицам
Манхэттена в ковбойской шляпе и сапогах, часто напиваясь и буяня, разбивая окна и оскорбляя незнакомцев.
Семинар по живописи проводил мексиканский худож- ник Давид Альфаро Сикейрос. Мастер настенной росписи и убежденный социалист, был еще большим бунтарем, чем сам Поллок. В перерывах между занятиями в школе искусств он участвовал в деятельности марксистской группы. Позже
Сикейрос даже участвовал в вооруженном нападении на совет- ского изгнанника Льва Троцкого.
Проводя свои семинары, Сикейрос хотел сподвигнуть моло- дых художников на эксперименты с красками как носителем информации, помочь отвергнуть то, что он называл властью мольберта. Сикейрос утверждал, что кисти — это просто нелепые палки. Узкие границы деревянных рам его не устраи- вали. Живопись не должна быть красивой — она должна быть реальной. Сикейрос нередко читал лекции в своей студии, лежа перед студентами на полу в заляпанном красками халате.
«Художник должен работать так же, как рабочий», — гово- рил Сикейрос. На протяжении года, пока длились семинары,

176
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
он подталкивал Поллока и других молодых художников к экспериментам с различными методами изобразительного искусства. Иногда он предлагал им разбрызгивать или раз- ливать краски по холсту, как это делают дети. Песок, пыль, грязь — все шло в дело, придавая работам фактуру и глубину.
Сикейрос говорил, что живопись — это форма «контроли- руемой случайности».
Поллок и Сикейрос, как вечно ссорящиеся братья, во многом не соглашались друг с другом. Так, например, перед отъездом
Поллока из Нью-Йорка они подрались на вечеринке, едва не задушив друг друга. Но опыт, приобретенный на семинарах
Сикейроса, определенно повлиял на Поллока. Он сам называл свое общение с мексиканцем «великим моментом». Сикейрос также уважал Поллока и вскоре после закрытия семинара послал ему письмо. «Сохраняй терпение, — советовал мекси- канский художник. — Скоро наш семинар откроется вновь».
И семинар действительно открылся — по крайней мере для Поллока, который сумел развить технику разбрызги- вания и проливания, или дриппинга, пионером которой был Сикейрос. Поллок с упорством и увлеченностью снова и снова обращался к навыкам, приобретенным на семинаре.
Но постепенно он пошел дальше, расширяя метод. Некоторое время он расписывал брызгами краски тарелки. Потом стал использовать дриппинг в уголках своих холстов.
Вместе с искусствоведом Клементом Гринбергом Поллок начал изучать творчество других художников, применявших ту же технику, например Дженет Собель. Позже он обратился к работам Пикассо и сюрреалистов, которые тоже часто раз- ливали и разбрызгивали краски. Как художник, Поллок видел в дриппинге способ выражения эмоций, и, когда журнал
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   ...   21


написать администратору сайта