Главная страница

книга. Как научиться учиться. Как научиться


Скачать 1.08 Mb.
НазваниеКак научиться
Анкоркнига
Дата24.03.2023
Размер1.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаКак научиться учиться.pdf
ТипДокументы
#1013159
страница13 из 21
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21
после того, как Левайн объяснил им преимущества разнообразия. Они «не при- слушиваются к моим советам и предпочитают находиться в эмоционально комфортных условиях этнической гомоген- ности», — говорит психолог. Решение? Он сам делит студентов на группы, чтобы стимулировать разнообразие точек зрения.
«Студентам это не нравится, зато они с большей готовностью спорят и задают вопросы» — а значит, лучше учатся.
Я уже говорил о том, что для более интенсивных форм обучения требуется определенный скептицизм. Чтобы обрести мастерство и расширить знания, необходимо сомневаться.
Нужно задавать вопросы — и даже бунтовать.
Для примера можем вернуться к ценному опыту Джексона
Поллока. Его обучение подпитывалось неприятием, и, когда он впервые приехал в Нью-Йорк, многие считали его откровенно

208
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
ужасным художником. Один из его школьных друзей сказал:
«Этот парень не умеет рисовать!» Другой коллега заявил, что у Поллока «отсутствует все необходимое для творчества».
Но Поллок продолжал оттачивать свою технику. Он рабо- тал увлеченно, почти одержимо, проводя в студии долгие часы. Постепенно у него появились горячие сторонники.
Художник Томас Бентон восхищался неортодоксальностью
Поллока. Арт-критик Клемент Гринберг превозносил его нестандартный талант. Ему помогало и то, что коллекционер
Пегги Гуггенхайм периодически покупала у него полотна.
Поллок сам признавал, что никогда не стремился довести до совершенства технику живописи. Он не был современным
Вермеером. Но у него была своя борьба, которую он выбрал, бунт, который он решил возглавить. При этом Поллок далеко не всегда в себя верил. Мучимый психическими проблемами, он в конце концов погиб в аварии, сев пьяным за руль. Но у него были амбиции и масса бунтарской энергии, и он верил: ему есть что сказать, и он это обязательно скажет.
Да, большинству из нас это не свойственно, и в целом люди любят определенность. Она, как старое зимнее пальто, дает нам ощущение комфорта. Проще выучить набор фактов.
Мы с легкостью овладеваем уже готовыми процедурами.
«Просто дайте ответ», — говорим мы.
Это стремление к подтверждению глубоко сидит в нашем мозге, и наши мысли обычно связаны с одними и теми же идеями. Представьте, к примеру, что я кручу колесо с чис- лами от 1 до 100. Выпадает 10. Потом я спрашиваю у вас:
«Сколько процентов альбомов The Beatles получили Grammy?»
Согласно исследованиям психолога Даниэля Канемана, ваш ответ, скорее всего, будет где-то около 25%.
Затем я снова кручу колесо. На этот раз выпадает более крупное число — скажем, 65. Тогда я задаю вам следующий вопрос: «Какой процент собак черные?» Исследования Кане- мана показывают, что ваш ответ будет где-то около 55%.

209
ГЛАВА 4. РАСШИРЕНИЕ
Для таких специалистов, как Канеман, происходящее совершенно понятно: число, которое я называю, — 10 или
65 — работает как якорь. Оно дает некую определенность, за которую и цепляется наша мысль. Поэтому, думая о числе 10, мы представляем себе более маленькие числа, а о числе 65 — более крупные.
Во многих случаях ситуация меняется при возникновении недоверия. Прилив бунтарства стимулирует наше любопытство и творческое начало, и на этой стадии процесса обучения следует стремиться к рассмотрению разнообразных идей и альтернативных теорий.
Могу дать один совет: применяйте на практике то, о чем мы только что говорили. Задавайте побольше вопросов, чтобы построить связи. Обязательно применяйте то, что вы узнали, чтобы лучше понять материал и всю его сложность.
Попытайтесь учить других, чтобы точно разобраться, что вы сами знаете. И не бойтесь отстаивать свою точку зрения — развивая логическое мышление и аргументацию, вы очень многому научитесь.
Как и во многом, что связано с образованием, здесь легко перегнуть палку, и я не говорю, что на каждый вопрос должно быть много ответов. 75 плюс 962 всегда равно 1037. Кроме того, развить у себя подобные навыки мышления вне конкрет- ной изучаемой области достаточно трудно. Иными словами, эффект знания по-прежнему в силе.
Но нам необходимо признать, что обучение строится на трудных вопросах. Оно требует определенного нонконфор- мизма. Этим подходом пользовался Поллок, и, как утверждает историк искусств Дебора Соломон, он рано или поздно начи- нал бунтовать против каждого из своих учителей, от Томаса
Бентона до Клемента Гринберга.
Как выясняется, Ричард Фейнман был точно таким же учеником. Иногда он делал вид, что говорит по-итальянски, и просто изобретал слова, особенно когда автомобилисты

210
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
пытались заставить его слезть с велосипеда. «Нужно быть совершенно уверенным, вот и все», — советует Фейнман.
Но, наверное, самый лучший совет дает нам Майлз Дэвис, который однажды написал: «О каждом джазовом музыканте нужно судить по тому, движется ли он вперед и есть ли у него идеи». В процессе обучения мы должны оценивать себя по тем же принципам — и стараться расширять свои знания.
Перефразируя Дэвиса, можно сказать, что о каждом ученике можно судить по тому, расширяет ли он свои знания и есть ли у него новые идеи.

Глава 5
ВЗАИМОСВЯЗИ
Альберт Эйнштейн часто ставил мысленные эксперименты.
Возможно, первый из них относится еще к временам его юности — примерно к 1895 году. Эйнштейн, молодой человек с тонким приятным лицом и густой копной волос, жил тогда в Швейцарии. В местной школе он изучал физику и химию и часто проводил вечера за учебниками.
Однажды Эйнштейн представил себе луч света, движу- щийся в космосе подобно волне, с периодическими гребнями и впадинами, совсем как волна в океане. Затем он предста- вил, как он сам летит рядом с этим лучом света. В своем мысленном эксперименте он летел с такой же скоростью, как свет, преодолевая одинаковые расстояния за одинаковые промежутки времени. И он понял, что если бы такое дей- ствительно происходило — если бы Эйнштейн был в непо- средственной близости от луча, то волна света казалась бы ему стационарной, как будто она вовсе не двигалась.
Вы можете представить себе озарение Эйнштейна иначе.
Допустим, вы едете в автомобиле со скоростью ровно 100 км/ч.
Вы смотрите на машину, едущую рядом, и она кажется вам неподвижной. Это означает, что другая машина едет ровно с той же скоростью, что и ваша, поэтому и кажется стацио- нарной, словно дерево или скала.

212
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
Эйнштейн тут же понял, что здесь что-то не так. Скорость света считается постоянной. Но мысленно Эйнштейн пред- ставил ситуацию, при которой свет как будто не движется, по крайней мере для человека, двигающегося рядом с ним.
Эти два факта не могут быть истинными одновременно, что породило в душе юного Эйнштейна «самые разнообразные конфликты», как писал он позже.
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 18
Верно или нет: маркер — полезная вещь во время обучения.
Мысленные эксперименты как учебное упражнение при- менялись еще в Древней Греции и в целом служат способом более глубокого обдумывания идеи. Они заставляют людей разобраться, как определенный навык или знание встраиваются в систему, и в этой главе мы более подробно рассмотрим, как можно учиться, устанавливая взаимосвязи внутри той или иной области знаний и умений.
В процессе учения понимание базовых взаимосвязей между компонентами изучаемого материала зачастую оказывается самым сложным делом, но в конечном итоге именно ради этого мы и учимся. Так возникает профессионализм. Эйн- штейн считал, что толчком к созданию специальной теории относительности стал именно его юношеский мысленный эксперимент. Позже он писал: «Можно видеть, что в этом парадоксе уже содержится зародыш специальной теории относительности».
Первые исследования системного мышления появились примерно тогда же, когда Эйнштейн опубликовал свою теорию относительности. Одно из них было проведено в Чикагском университете психологом Чарльзом Джаддом. В одной из частей эксперимента он предложил двум группам людей бросать дротики в мишень, погруженную в воду.

213
ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗИ
Первая группа испытуемых просто выполняла процедуру, многократно кидая дротики в мишень, находившуюся при- мерно в 10 см от них. Вторая группа делала то же самое, но сначала им рассказали о понятии рефракции, то есть о том, как луч света меняет направление, попадая в воду.
Затем Джадд передвинул мишень примерно на 30 см, и, хотя на маленьком расстоянии обе группы одинаково успешно поражали мишень, после его увеличения только вторая группа смогла в нее попасть.
По всей видимости, те, кто понял взаимодействие света и воды, сумели лучше справиться с задачей в изменившихся условиях. Они смогли использовать полученные знания в новой обстановке. Эти знания оказались более гибкими, так как стали для них частью более богатой системы мышления.
Когнитивный психолог Линдси Ричленд, в последние годы много писавшая об этой идее, в одной из наиболее знаковых статей говорит о том, что для построения концепций, реше- ния задач и критического мышления необходимо усвоить закономерности изучаемой области знаний.
Ричленд пришла к этой мысли, много лет изучая про- цесс обучения в самых разных сферах — от математики до истории, и показала, что профессионализм в конечном счете определяется пониманием того, как структуры знаний связаны друг с другом. «Основой мышления более высокого порядка по сути служит логическое осмысление связей», — сказала мне Ричленд, когда я встречался с ней в Чикагском университете.
Специалисты, обладающие таким системным мышлением, очень много думают. Они понимают, как все связано друг с другом в их сферах деятельности, а поэтому способны пре- одолеть хаос и сложность и раскрыть сущность любой идеи.
Пабло Пикассо прославился тем, что сумел нарисовать быка всего лишь семью линиями. Выдающиеся юристы вроде Тергуда
Маршалла способны с легкостью извлечь ключевой аргумент

214
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
из нагромождения юридических подробностей. В качестве еще одного примера задумайтесь о скрытой утонченности популярных песен группы The Beatles: ее сложная музыка кажется совершенно несложной.
Кроме того, по данным Ричленд, у людей, взаимодей- ствующих с тем, что им знакомо, улучшается логическое мышление. Например, если человек знает больше о взаи- мосвязях и системах в математике, он успешнее овладевает математической логикой. Если кто-то обнаруживает, как свя- заны друг с другом исторические факты, он глубже понимает историю. «Эффективное обучение сводится к размышлениям о связях», — считает Ричленд.
Возьмем, к примеру, изучение океана. Ричленд утверждает, что есть люди, способные долгое время изучать отдельно взятые явления — например, температуру или объем воды в океане. Чтобы развить навыки логического мышления, построить системное понимание, нужно изучать тему во всей ее совокупности. Что происходит, когда растет уровень солености? В чем разница между океанами и озерами? Как рифы влияют на океанические течения?
Подобные вопросы подталкивают людей к развитию мыш- ления — и исчерпывающему пониманию идеи, темы или навыка. «Не нужно просто запоминать все факты, — говорит
Ричленд. — Чтобы учиться эффективно, люди должны искать причины, аналогии, различия».
Ричленд разработала свою теорию, опираясь на такие науки, как физика и математика, и после беседы с ней я был заинтригован. Я подумал: можно ли применить ее аргу- ментацию к чему-то, не связанному с наукой? И записался на курсы, посвященные — никогда не догадаетесь! — вину.
Конечно, есть много способов отточить свои знания о вино- делии и винах. Некоторые путешествуют по виноградникам всего мира, другие посещают семинары, третьи просто про- буют много разных вин.

215
ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗИ
Но, учитывая выводы Ричленд, я решил изучить, как вина сочетаются с различными блюдами. Мне хотелось знать: дадут ли мне размышления о взаимосвязях больше понима- ния, лучший путь к углублению моих знаний?
Первое занятие эксперт по винам Аманда Уивер-Пейдж провела дождливым вечером в пятницу. Одетая в белый поварской костюм, Уивер-Пейдж сначала объяснила некото- рые основы виноделия. Она говорила о кислотности, о тани- нах*, придающих красным винам особый букет… О том, что ключевую роль играет их плотность… «Легкое вино можно сравнить с обезжиренным молоком, — говорила Уивер-
Пейдж, — а полнотелое больше похоже на цельное».
По утверждению Уивер-Пейдж, чтобы найти правильные сочетания вин и блюд, нужно разобраться в том, что чем дополняется. Иными словами, пища должна «поддерживать» вино, а вино — пищу, они должны быть как инь и ян. Поэтому более легкие вина хорошо сочетаются с легкими закусками, например фруктами, а более тяжелые, красные вина «под- держивают» что-нибудь вроде жареного мяса: «Подайте легкое вино с чем-то текстурно тяжелым, например со стейком, и пища подавит вино».
Сначала некоторые из утверждений Уивер-Пейдж вызы- вали у меня скептическую реакцию. Мне всегда казалось, что в разговорах о винах, как в разговорах о высоком искусстве или дорогих машинах, присутствует изрядная доза эксги- биционизма. Но потом она предложила нам первое соче- тание: салат с козьим сыром и испанское вино альбариньо.
И отношения между ними сразу стали очевидны, раскрыв мне о природе вин то, о чем я никогда не подозревал ранее.
Суть этого вина — мягкая, чем-то похожая на лайм — каза- лось, не вызывала сомнений.
* Танины — полифенолы, органические дубильные вещества, при раство- рении имеющие вяжущий эффект.

216
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 19
Ребенок решает математический пример: «3 + 3 + 6 = 12».
Родители хотят убедиться, что он понимает общий принцип сложения. О чем его не следует спрашивать?
А. Знаешь ли ты, какие еще два числа можно сложить, чтобы получилось 6?
Б. Можешь ли ты объяснить, как ты получил ответ?
В. Почему это правильный ответ?
Г. Ты решил правильно?
Следующим вином был австралийский шираз. Уивер-Пейдж предложила подавать его с жареной бараниной с соусом песто.
Вкус вина показался насыщенным, почти развратным, вызы- вающим в воображении картины средневекового карнавала.
Когда я рассказал Уивер-Пейдж о теории Ричленд, она кивнула, соглашаясь. «Сочетание вин с блюдами — удачный способ познакомить людей с основами того, что такое вино вообще», — сказала она.
У самой Уивер-Пейдж был сходный опыт, когда она только начала учиться в кулинарной школе. Преподаватель дал ей богатое танинами вино, от которого у нее буквально распухли губы, как от первого школьного поцелуя. Потом он дал ей кусочек чеддера. «Жир смягчил танины. Вино показалось совершенно иным на вкус», — рассказывала она.
Когда через два часа занятие закончилось, в моих знаниях еще оставались пробелы. Уивер-Пейдж очень вдумчиво под- ходила к сочетаниям, и, если бы я купил бутылку дешевого вина и запил им картошку из McDonald’s, у меня были бы совершенно иные ощущения. Но я также мог с уверенностью сказать, что мое отношение к вину изменилось. Я получил хотя бы поверхностное представление о том, как мыслит эксперт по винам, увидел, как можно воспринимать мир вина более системно.

217
ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗИ
Вероятно, одним из наиболее важных моментов в поиске связей является то, что он дает нам возможность проник- нуть в глубинную структуру изучаемого явления. Я довольно неуклюже усвоил эту сторону процесса обучения, когда встре- чался с психологом Робом Голдстоуном.
Голдстоун — профессор Индианского университета в Блу- мингтоне, высокий лысый мужчина с ироничной улыбкой.
Наша встреча состоялась в кафе на окраине Вашингтона.
Мы немного поговорили о том о сем, а потом Голдстоун сказал: «Кажется, вы неглупый человек. Хотите задачку?»
«Конечно», — ответил я, нервно теребя свой блокнот.
Голдстоун задал мне следующую задачу:
Стареющий король решил разделить свое королевство между
дочерьми. Каждая из областей королевства должна была
отойти какой-то из дочерей. (Но возможно, что одна дочь
получила несколько областей.) Сколько может быть способов
разделить области между дочерьми, если областей пять,
а дочерей — семь?
Я записал ключевые моменты, отметив пять областей и семь дочерей. Затем я начал рисовать провинции. Может быть, графическое отображение поможет мне найти ответ?
— Здесь могут использоваться факториалы? — спросил я. — Это как-то может пригодиться?
Голдстоун почесал шею.
— Уже ближе, — сказал он.
Я продолжал решать задачу.
— Можно я дам вам подсказку? — спросил Голдстоун. —
Если король отдаст Германию одной дочери, ей все равно может достаться еще и Франция.
Я кивнул, но все равно не мог найти решения, и тогда
Голдстоун просто объяснил мне ответ:
— Если у нас есть семь вариантов, или дочерей, для каждой из пяти мест, или областей, которые должны быть им при-

218
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
даны, то количество возможных сочетаний будет 7 × 7 × 7
× 7 × 7, то есть 7 5
».
Голдстоун объяснил мне, что задача основана на матема- тическом понятии «выбора с замещением». Как правило, его проходят в средней школе, и он сводится к формуле: «Количе- ство вариантов, возведенное в степень количества выборов».
Почему же я не смог найти правильный ответ? Чтобы решить задачу, в первую очередь нужно разобраться в ее сути. Психологи говорят о том, что у каждой задачи есть поверхностные и глубинные характеристики. Поверхностные характеристики — это, как правило, конкретные или внешние атрибуты. Так, в задаче с королем поверхностными характе- ристиками были земли, дети и возраст короля.
Глубинные характеристики — это идеи или навыки, и в задаче с королем ими являлись «понятие выбора с заме- щением и понятие события выбора», как сказал мне Голдстоун.
Лично я не смог увидеть глубинных характеристик. Меня отвлекли поверхностные признаки.
Сидя у окна в кофейне, Голдстоун говорил о том, что люди очень часто отвлекаются на поверхностные детали проблемы.
Он называет это «самой большой когнитивной трудностью».
Давайте рассмотрим ее на следующем примере.
Владелица дома собирается перекрасить в нем несколько
комнат. Она выбрала одну краску для гостиной, одну для
столовой, одну для большой комнаты и т. д. (Разные комнаты
могут быть покрашены одной и той же краской, или краска
какого-либо цвета может остаться неиспользованной.)
Сколько у нее вариантов покраски комнат, если их восемь,
а цветов краски — три?
Это тоже задачка из исследования Голдстоуна. Но если вы еще никогда не сталкивались с выбором с замещением, вы можете не сразу понять, что эта задача на то же понятие.
Иными словами, сложно осознать, что в этой задаче другие

219
ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗИ
поверхностные признаки, но при этом такие же глубинные.
«Чтобы увидеть эту связь, вы должны увидеть роль, которую дочери и краски играют в своих сценариях, — они являются альтернативами», — говорит Голдстоун.
Так как же увидеть глубинные характеристики задачи или области знаний? Один из самых простых способов возвра- щает нас к идее систем и взаимодействий, и очень полезно вносить разнообразие в наше обучение. Когда люди видят разнообразные примеры с различными поверхностными чертами, им легче понять общую систему.
Голдстоун наблюдает это в своей лаборатории: если людям давать различные задачи на выбор с замещением, отлича- ющиеся поверхностными характеристиками, они с гораздо большей вероятностью понимают основную идею. Они начи- нают гораздо лучше чувствовать глубинную систему.
Многие другие исследования свидетельствуют в пользу разнообразия в обучении. В одном из них, проведенном в 1990-х годах, молодые женщины тренировались выпол- нять штрафные броски на баскетбольной площадке. Часть из них делали только такие броски. Другие использовали более широкий подход — они выполняли не только штраф- ные броски, но также и броски с 2,5 и 4,5 м. Результаты оказались весьма впечатляющими: группа, отрабатывающая разные броски, показала гораздо лучшие результаты и более глубокое понимание базовых навыков.
Это верно и для академической сферы — от тестов на память до навыков решения задач: разнообразная прак- тика и взаимосвязанные примеры позволяют лучше понять взаимодействие частей единого целого. Они осознают, как работает система, и тем самым существенно улучшают свои результаты, иногда на 40%!
У результатов этих исследований есть совершенно конкрет- ное практическое применение. Люди должны разнообразить свою практику — и избегать повторений. «Повторение одного

220
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
и того же много раз подряд нужно считать преступлением», — сказал мне психолог Нейт Корнелл. Вместо этого нужно
«упражняться в течение длительного времени без повторов».
Возьмем, к примеру, человека, который хочет узнать больше об истории США, и ему нужно прочитать две статьи о Войне за независимость, две статьи о Гражданской войне и две статьи о холодной войне. Судя по результатам исследований, человек лучше усвоит материал, если будет перемешивать тексты на разные темы: прочтет статью о Войне за незави- симость, статью о Гражданской войне и статью о холодной войне, а потом повторит процесс со следующими статьями.
Почему? Потому что таким образом он сможет найти связи между различными темами.
Надо сказать, люди часто поступают так сами. Например, овладевая горными лыжами, стоит потренироваться на раз- личных трассах — для слалома, могула и т.д., — а также при разном состоянии снега — от снежной пыли до смерзшегося снега. В столярном деле люди используют различные инстру- менты и упражняются с различными породами дерева — с дубом, сосной, елью...
Однако, как правило, мы не стремимся разнообразить свои действия — или примеры — в достаточной степени. Чтобы заметить глубинные связи, нам нужно очень много примеров.
В эксперименте Голдстоуна люди по-настоящему усваивали глубинные структуры только после полудюжины задач.
Что еще важнее, мы должны разнообразить примеры вполне определенным способом. Контрасты между ними должны быть моментальными и очевидными. Если взять пример с горными лыжами, нам недостаточно кататься в этом году по рыхлому, мягкому снегу, а в следующем — по обледеневшему. Пре- имущества разнообразия в ходе учения станут очевидными, если только один опыт непосредственно следует за другим.
Поэтому, прокатившись по склону с рыхлым снегом, найдите следующий — с более плотным и обледеневшим покрытием.

221
ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗИ
Кроме того, нужно иметь в виду, что взаимосвязи могут быть весьма неочевидными. Нередко найти систему, увидеть глубинные структуры бывает нелегко. Психолог Брайан Росс рекомендует формулировать найденные нами глубинные струк- туры. В своих исследованиях он показал, что людям гораздо проще решать задачи, если они записывают формулировку идеи — или глубинной структуры — прямо рядом с задачей.
Например, вам задали следующий вопрос:
Скейтбордист преодолевает изогнутую плоскость с большой
скоростью — примерно 50 км/ч. Когда он делает прыжок,
его скорость снижается до 30 км/ч. Общая масса спортсмена
и его доски составляет 55 кг. Какова высота наклонной
плоскости?
Вы должны разобраться в принципе решения и записать необходимые понятия. Например: «Общая механическая энергия одинакова в начальном и конечном состоянии». А я, решая задачу с королем, семью дочерьми и пятью землями, должен был написать: «Выбор с замещением».
Есть и другой способ поиска взаимосвязей в области знаний — предположения. Как инструмент понимания, как элемент процесса обучения догадки стары как мир. По край- ней мере стары, как Библия, в которой мы можем встретить множество гипотетических предположений.
«Может быть, есть в этом городе 50 праведников?» — спрашивает Авраам перед разрушением Гоморры. Позже в Ветхом Завете Моисей спрашивает Господа: «А если они не поверят мне?» Иисус из Назарета также часто полагается на этот риторический прием. «Что ж, если увидите Сына Чело- веческого восходящего туда, где был прежде?» — однажды спросил он своих учеников.
По крайней мере, в этом отношении Библия не уникальна.
В Коране также можно встретить самые разнообразные пред-

222
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
положения. Как и у Конфуция. Древние — как и большинство современных — авторы использовали спекулятивные вопросы для того, чтобы подтолкнуть читателя к размышлениям о том, как идеи складываются в единое целое. Гипотезы помогают нам увидеть систему.
Возьмем, к примеру, такой вопрос: «Что бы было, если бы вы не могли говорить всю оставшуюся жизнь?» На него нельзя ответить просто «да» или «нет», и если вы некоторое время подумаете, то обязательно начнете мыслить системно, пред- ставляя, как бы вы общались с друзьями, коллегами, любыми другими людьми, которые бы вам встретились.
Предположения заставляют нас размышлять. Вспомните мысленный эксперимент Эйнштейна, о котором мы говорили в начале главы. Во многом он лишь немногим отличается от обычного набора гипотез. Что произойдет, если Эйнштейн станет двигаться со скоростью света? Каков смысл того, что свет будет казаться ему неподвижным?
Эйнштейн продолжал использовать такие предположения на протяжении всей своей карьеры, использовав практически тот же подход для открытия общей теории относительности.
В этом случае Эйнштейн спросил себя: «Что происходит, если кто-то падает с крыши? А рядом с ним падает его ящик с инструментами?» Позже он назвал этот домысел «своей самой счастливой мыслью» — во многом потому, что он вызвал в его разуме волну нового понимания.
Есть и более недавние примеры. Один из основателей
Apple Стив Джобс понимал ценность такого подхода и строил гипотетические предположения, когда хотел полностью осо- знать какую-либо идею. Так, Джобс, в конце 1990-х годов вернувшийся в Apple, захотел разобраться, что происходит в компании. Поэтому собрал менеджеров и начал засыпать их вопросами типа: «Если бы деньги не были проблемой, что бы вы сделали?» и «Если бы вам требовалось сократить выпуск половины продукции, как бы вы это сделали?».

223
ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗИ
Каждый из нас может поступать так же. Если вы решаете сложную задачу, задайте себе вопрос «А если?..». А если бы у нас было больше времени? А если бы у нас было больше людей? А если бы у нас было больше ресурсов? Ответы часто стимулируют и проливают свет на то, какая система лежит в основе вашей задачи.
Интересно, что гипотетическое мышление заложено в нас с детства, хотя трудно представить себе более разных людей, чем Стив Джобс и малыш, делающий первые шаги. Если вы проводите много времени с детьми, то наверняка знаете, что они с легкостью втягиваются в любую ролевую игру.
Большинство малышей часами способны играть в школу или представлять себя супергероями, прыгая с дивана, протягивая руки и восклицая «На помощь!».
Но ведь ролевая игра — это тоже вид гипотетического представления. Когда дети играют в подобные игры, они строят гипотезы. Исследовательница Эллисон Гопник счи- тает, что такая деятельность дает очень многое для раз- вития мыслительных навыков. «Ролевая игра, в частности, связана с очень специфическим, но очень важным типом обучения и рассуждений — а именно с контрфактуальным мышлением*, которое имеет прямое отношение к понима- нию причинно-следственных связей», — считают Гопник и ее коллеги.
Взрослый человек не воображает себя суперменом — по крайней мере на рабочем месте. Но есть и другие способы выработать системное мышление в своей области, обрести понимание значимых взаимоотношений.
Один из подходов — научный метод. Многие из вас наверняка помнят его основы — это путь к пониманию мира через эксперимент. Он включает в себя следующие шаги:
* Контрфактуальное мышление строится от противного: что могло бы произойти, если бы… —
Прим. ред.

224
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
1. Поиск доказательств.
2. Разработка теории.
3. Проверка теории.
4. Выводы.
Интересно, что научный метод не сильно отличается от вопросов «А если?». Это процесс догадок, полагающийся на данные, и оба метода требуют искать взаимосвязи, раз- вивать системный подход к знаниям.
Кроме того, научный метод «теории, проверки, повторения» может быть применен практически везде, помогая людям понять все, что угодно, — от фотографии до шекспировских пьес. Правомерно считать этот подход способом познания, нацеленного на решение проблем. Люди предлагают раз- личные гипотезы, строят теории, а затем логически приходят к выводам.
Так, если вы хотите узнать больше о дизайне интерьеров, то можете спросить себя: «Как бы я оформил ванную ком- нату, если бы мой клиент был богат и любил золото? Как бы я оформил ванную, если бы мой клиент был молодым чело- веком с ограниченными возможностями? Как бы я оформил ванную в морской тематике?»
В качестве другого примера возьмите любое литератур- ное произведение. Можно узнать очень многое, обсуждая последствия гипотетических предположений. Хотите лучше понять «Ромео и Джульетту»? Тогда подумайте, что могло бы случиться, если бы юные влюбленные не погибли? Продол- жилась бы вражда между Монтекки и Капулетти? Пожени- лись бы Ромео и Джульетта?
Возможно, наиболее убедительный пример силы этого подхода дает нам иллюстратор Стив Броднер. Скорее всего, вам знакомы его работы. Его рисунки регулярно появляются в таких журналах, как
The New Yorker и Rolling Stone. У Брод- нера характерный витиеватый стиль, напоминающий отчасти

225
ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗИ
мультипликацию, отчасти работы Генри Менкена*. Его часто называют одним из наиболее успешных иллюстраторов США.
На протяжении десятилетий Броднер преподает искусство рисунка, используя научный метод для того, чтобы помочь людям понять иллюстрацию. На своих занятиях он применяет метод теории, проверки и повторения еще до того, как студенты реально начинают рисовать. Прежде чем иллюстрировать какой-нибудь отрывок текста, он рекомендует им в одном предложении сформулировать, что будет на их рисунке. Это
«теория» иллюстрации. «Студенты должны спросить себя: “Что я хочу об этом сказать?”» — говорил мне Броднер.
Затем, когда учащиеся начинают делать наброски, насту- пает стадия «проверки», и Броднер заставляет их уточнять сделанные иллюстрации. Он хочет, чтобы студенты экспери- ментировали с различными углами, оформлением, необыч- ными композициями. С точки зрения Броднера, иллюстратор должен постоянно спрашивать себя: «А если выделить эту черту? А если отодвинуть эту деталь назад?»
Броднер выступает за целенаправленные эксперименты, но при этом также дает множество дельных советов. Он обсуж- дает со студентами ценность передних планов или показывает им примеры старых скетчей Нормана Роквелла. Кроме того, предлагает собственные теории иллюстрации, объясняя, как, с его точки зрения, все в рисунке должно сочетаться одно с другим. Броднер называет эту идею «единой теорией» ком- позиции: «Если вы перемещаете на иллюстрации что-то одно, это обязательно влияет на все остальное», — говорит он.
Успех подхода Броднера можно оценить по успехам его выпускников. Многие из них стали профессиональными иллюстраторами. Мало того, и сам Броднер овладел этим искусством именно таким способом. Еще ребенком он изучал свои любимые иллюстрации, стараясь найти в них закономер-
* Генри Менкен (1880–1956) — влиятельный американский журналист первой половины XX века. —
Прим. ред.

226
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
ности, писал с натуры, пытался понять, как другие художники создают свои рисунки, и спрашивал себя: «А если я применю этот подход, каким тогда будет мой рисунок? Станет ли он другим?»
Это было учение путем эксперимента.
В фазе поиска взаимосвязей целенаправленные экспе- рименты — прекрасный способ для понимания системы, лежащей в основе изучаемого, и поэтому давайте рассмотрим еще один пример — хакерство.
Я говорю не о хакерстве как преступлении. Я имею в виду хакерство как метод обучения, использование научного метода для развития навыка. Когда программист хочет узнать больше о каком-то участке кода или о программе, он начинает «ломать» ее. Как сказал программист Эрик Реймонд, кредо хакера — «сде- лать, проверить, исправить и задокументировать изменения».
Хакерство, по крайней мере в технических кругах, стало очень популярным подходом, и сейчас существуют хакер- ские марафоны, хакерские курсы и хакерские конференции.
Многие места сбора хакеров — обычные старые гаражи или что-нибудь в этом роде. Но есть и совершенно официальные мероприятия и места; однажды я побывал в таком хакерском клубе, больше похожем на первоклассный музей для детей.
Как и во многом, что связано с изучением, здесь главным является процесс. Оттачивание навыка часто требует опре-
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 20
Как эффективнее всего усваивать что-то новое при чтении текста?
А. Обвести ключевые пункты текста.
Б. Перечитать важные части текста.
В. Пройти неформальный опрос по материалу текста.
Г. Выделить основные идеи текста маркером.

227
ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗИ
деленной осознанности, и без достаточных базовых знаний и хорошей поддержки хакерство похоже на лишенное направ- ление и плана изучение, в результате которого люди мало что могут приобрести. Без глубоких знаний и хорошей практики вы потеряетесь в деталях. Умственная нагрузка будет очень большой, а результат — крайне низким.
Но если хакерство опирается на содержание — и вдумчи- вое руководство, оно может серьезно повысить ваши умения.
Это практическая версия мысленного эксперимента, способ использования научного метода в конкретной области мастер- ства — и повышение осознания взаимосвязей в ней.
Чтобы лучше понять, что представляет собой этот подход, можете взять для примера Facebook, где была внедрена хакер- ская программа обучения для новых инженеров. Цель этого шестинедельного курса — как можно быстрее добиться того, чтобы люди начали работать с программным обеспечением компании. И действительно, проходит буквально один-два дня, и инженеры-новички начинают шлифовать софт социальной сети.
Новых сотрудников поощряют за поиск ошибок, создание новых приложений, разработку лучших программ. Каждый работает с живым кодом, и, если что-то идет не так, вся сеть может «упасть», произойдет сбой обновлений и запросов.
Такое действительно произошло однажды в тренировоч- ном центре — новый сотрудник устроил сбой в сервисе для миллионов пользователей. Сегодня эта история приводится компанией как пример того, насколько Facebook поддерживает обучение путем целенаправленных экспериментов.
В тренировочном центре Facebook сотрудники не изучают общие принципы программирования. Большинство из них приходят на работу в компанию, уже имея достаточный опыт в этой сфере. Они занимаются совершенствованием своих навыков на конкретном коде, который использует
Facebook, — и учатся тому, как в компании принято под- ходить к решению задач.

228
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
«Я бы описал цель [этого центра] как обучение наших инженеров не только тому, как мы кодируем и как строим наши системы, но и нашей общей культуре подхода к сложным задачам», — однажды сказал в интервью Джоэл Зелигштейн.
Основатель Facebook Марк Цукерберг использует и другие способы интеграции хакерства в культуру компании. Сегодня в ней применяется «тестовая схема», позволяющая сотрудникам экспериментировать с кодом компании, не устраивая сбоев в сети. Несколько раз в год в компании проходит хакафон*.
Один из девизов компании, по словам Цукерберга, — «дви- гаться быстро и менять порядок вещей», и для людей, имеющих определенные базовые навыки, это ценный путь к пониманию системы, лежащей в основе данной области знаний.
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 21
На что следует ориентироваться, выбирая подход к обучению?
А. Стили обучения (визуальное, на слух и т. д.).
Б. Существующие знания.
В. Интересы.
Г. Способности.
Д. Доминирование правого или левого полушария.
Есть еще один способ изучить систему в области знаний — визуальный. В конце XIX века в этот метод большой вклад внес кембриджский профессор Джон Венн. Этот очень педан- тичный ученый любил составлять подробные списки и точные схемы. Он увлекался инженерным делом и создал одно из первых устройств для подачи мячей в крикете, а также был, вероятно, единственным философом, которому удалось обы- грать членов австралийской национальной сборной по крикету.
* Хакафон — хакерский марафон, во время которого все технические работники компании сообща работают над какой-то одной проблемой. —
Прим. ред.

229
ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗИ
Венна очаровывали премудрости логики, в том числе силлогизмы. Один из классических силлогизмов наверняка известен вам всем:
Все люди смертны.
Сократ — человек.
Значит, Сократ смертен.
В своей книге, опубликованной в 1881 году, Венн добавил к идее силлогизмов интересную деталь — визуальный подход.
Вместо того чтобы формулировать логическое утверждение с помощью одного лишь текста, Венн предложил использо- вать круги. Он считал, что людям для лучшего понимания необходима «визуальная поддержка» и, если использовать этот подход, диаграмма для вышеприведенного силлогизма будет выглядеть так:
СМЕРТНЫЕ
СОКРАТ
ЛЮДИ
Диаграммы Венна подчеркивают важный момент в про- цессе обучения: люди способны усвоить очень многое, увидев наглядное истолкование системы знаний. Графическая форма представления взаимосвязей позволяет нам осознать очень важные вещи.
Полезный пример — концептуальные карты. Эти родствен- ники диаграмм Венна дают нам графический путь к знаниям.
Чтобы понять, как работают концептуальные карты и как

230
КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ
они обеспечивают системное понимание, давайте вернемся к самому Джону Венну.
Сначала прочтите краткую биографию британского философа.
Джон Венн родился 4 августа 1834 года. Он более всего
известен изобретением так называемых диаграмм Венна.
В начале своей карьеры Венн участвовал в популяризации
логических работ Джорджа Буля, впоследствии ставших
основой компьютерного программирования. Венн читал
лекции в Кембриджском университете, а также разработал
частотную теорию вероятности. Сегодня практически любой
статистик полагается в своей работе на этот метод. Венн
скончался 4 апреля 1923 года. В 2014 году Google поместила
вариант диаграммы Венна на свою домашнюю страницу,
чтобы почтить память британского философа.
Теперь давайте взглянем на тот же материал, представ- ленный в виде концептуальной карты.
Сравните два подхода к пониманию биографии Венна, и вам станет понятно, что концептуальные карты помогают людям лучше осознать взаимосвязи. Так, концептуальная карта дает понять, что логика и компьютерное программи- рование имеют одни и те же исторические корни. Также она помогает увидеть, что Венн имел не одно крупное научное достижение. Его работы также стали одной из основ вычис- лительной математики.
При этом в биографическом тексте эти связи не так легко увидеть. Линейная природа текста осложняет восприятие сложных, переплетенных отношений. Лично я едва ли заметил их, когда в первый раз читал энциклопедическую справку.
Исследователь Кен Кьевра, много лет изучавший раз- личные типы концептуальных карт, утверждает, что одно из главных преимуществ графических схем состоит в том, что они позволяют видеть более глубокие связи в области

231
ГЛАВА 5. ВЗАИМОСВЯЗИ
знаний. «Графические схемы помогают людям складывать кусочки в единое целое», — сказал мне Кьевра.
Кьевра постоянно использует различные инструменты обу- чения. На работе он применяет графические модели при соз- дании статей и в исследовательских проектах. Дома он часто полагается на них при принятии важных решений, кроме того он призвал на помощь концептуальную карту, чтобы помочь своему сыну разобраться в некоторых вещах, связанных с кол- леджем. «Ответы просто возникают сами», — говорит он.
В составлении графических презентаций, подобных кон- цептуальным картам, очень большую помощь могут оказать современные технологии. Те самые устройства, которые пере- гружают нас информацией, также способны указать нам выход из этой ловушки.
КОНТРОЛЬНЫЙ ВОПРОС № 22
Верно или нет: ученики младшего возраста способны усвоить больше, если будут, решая математические задачи, исполь- зовать пальцы.
1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   21


написать администратору сайта