ГОС по литературе ответы. Классицизм Образец для них исвоо античности Действие и поступки героев определяются с т зр разума Конфликт разум и чувства, общее и личное, желания и долг Строгое деление героев на положительных и отрицательных.
Скачать 3.04 Mb.
|
«К*» (я не унижусь пред тобою…) 1832. Тема неудовлетворенности, одиночества. Лирич.герой элегии полон горячей любви , он готов откликнуться на чувства любимой всей душой: («…и целый мир возненавидел,//чтобы тебя любить сильней…»). Но безмерные жертвы души оказались напрасными, в ответ герой получает «коварную измену». То существо, к-е он считал «ангелом», превратилось в порочную женщину. Герой остается гордым и одиноким, свободным и вновь готовым к любовному порыву. Он не может примириться с отрицательным жизненным опытом. Лирич.герою нужно неограниченное пространство, он пребывает везде – на небе и на земле, и его обиталище везде и нигде. так или иначе, герой неудовлетворен всем – и спокойствием и волнением. Тема необратимости времени в поэмах «Измаил - бей», «Последний сын вольности», идея мщения как движущая пружина Л.сюжетов. Поэмы, как и лирика, запечатлели образ одинокого и страдающего героя, находящегося во вражде со всем миром и с ближайшим окружением. «Измаил-Бей» выделяется среди ранних поэм Л. широким охватом острых социальных проблем: природа и люди, родина и свобода народов, война. Последняя изображается как нар. бедствие. Л. показывает ее жестокие будни, скорбные картины разоренного врагами мирного края. Симпатии автора на стороне горцев, отстаивающих свою свободу. В центре поэмы романтич., героич. образ Измаил-Бея, стоящий в одном ряду с самыми яркими образами Л. — чаще всего людьми необычайной судьбы, одинокими, гордыми странниками, изгнанниками, «гонимыми людьми и небом». Прошлое их окружено ореолом таинственности. Они «дети рока», над к-рыми тяготеет власть судьбы, им «места в мире нет». Но им чуждо смирение. Сильные, волевые, они верны до конца своей «мятежной мечте». Они «скорее готовы разрушить и себя и мир, нежели подделываться под то, что отвергает их гордая и свободная мысль. Люди судьбы, они борются с нею или гордо падают под ее ударами» (Белинский). Поэт стремится выразить через историч. и бытовую конкретность свою философско-историч. концепцию. Его гл. мысль — необратимость историч. развития человеческого общества и, соответственно, — необратимость духовного развития личности. В «Измаил-Бее» параллельно развиваются две истории: история постепенной неотвратимой гибели патриарх. уклада жизни кавк. народов и история трагич. одиночества и духовного крушения человека, задумавшего бежать от настоящего с его язвами и противоречиями в прошлое, которое видится ему простым, естественным и гармоничным. В центре – столкновение двух братьев, принадлежащих по своему воспитанию к «естественному»(Росламбек) и цивилизованному(Измаил) укладам. Измаил – европеизированный черкес, к-й не разделяет прежние горские нравы и обычаи. По рождению горец, по воспитанию-европеец, поэтому он не может найти места ни в одном кругу. он одинок и напоминает «лишнего человека», героя романа. Родина, страстная любовь к ней, готовность жертвенно служить ей, битва за её свободу – вот что приковывает внимание автора и вдохновляет его на «подвиг творчества». Герой поэмы – образованный черкес. Он долго жил в России и служил в русской армии. Вернувшись домой, на Кавказ, Измаил не нашёл родного аула: пусто! Он «слышит только шелест трав. Всё одичало, онемело». Под угрозой нашествия русских войск его соотечественники были вынуждены покинуть родные места и уйти в неприступные горные ущелья. Измаил-Бей решает мстить врагам «любезной родины своей». В поэме много противоречивого, как противоречив и образ самого героя с его замкнутой эгоистической натурой и пафосом любви к родине. Судьба героя трагична. Он гибнет, предательски убитый собственным братом. На груди мертвого, под грубой измятой одеждой воина, товарищи по оружию, черкесы, находят «локон золотой, конечно, талисман земли чужой» и «крест на ленте полосатой» - Георгиевский крест, русский орден, полученный им некогда за храбрость, и они отказываются его хоронить, как отступника, как чужого. Кратко, сильно изображает поэт жестокость колониальной войны на Кавказе: («Горят аулы; нет у них защиты…»\\Как хищный зверь, в смиренную обитель\\Врывается штыками победитель…) Портрет Измаил-Бея, борца за свободу своего народа, набросал он несколькими четкими уверенными штрихами:(Густые брови, взгляд орлиный,//Ресницы длинны и черны, \\Движенья быстры и вольны…) Росламбек – придерживается старинных черкесских устоев. Поэма свидетельствовала о том, что человек не может найти спасения нигде: ни в настоящем, которое он отвергает, ни в прошлом, ни в цивилизованном общ-ве, ни в «естественном». герой изначально поставлен в трагические обстоятельства, приводящие к гибельному концу. «Последний сын вольности». обращаясь в поэме к далекому прошлому, Л. стремился не к строгой историч. истине, а к выражению своего взгляда на современность. очевидны намеки на сосланных декабристов («Но есть поныне горсть людей, / В дичи лесов, в дичи степей; / Они, увидев падший гром, / Не перестали помышлять / В изгнанье дальнем и глухом, / Как вольность пробудить опять; / Отчизны верные сыны / Еще надеждою полны...»). Центральными в поэме становятся строки, содержащие укор современникам, обвинение их в бездействии: «Ужель мы только будем петь, / Иль с безнадежием немым / На стыд отечества глядеть...». В поэме угадывается время, наступившее после поражения восстания декабристов: сторонники Вадима, находящиеся «В изгнанье дальнем и глухом», задумываются о том, как вольность пробудить опять. Одновременно в духе декабристской поэзии они бросают упреки современникам в общественной апатии, обвиняя их в упадке гражданской доблести. Рок и трагическая вина героя в драме «Маскарад». Сюжет: Евгений Александрович Арбенин, человек не первой молодости, игрок по натуре и по профессии, разбогатев на картах, решает переменить судьбу: заключить «союз с добродетелью», жениться и зажить барином. Задумано — сделано. Жизнь, однако, вносит существенную поправку в прекраснейший сей план. Посватавшись не то чтобы по прямому расчёту, скорее «по размышленьи зрелом», Евгений, неожиданно для себя, влюбляется, и не на шутку, в юную свою жену. А это при его-то угрюмстве и с его темпераментом — как лава, «кипучем» — душевного комфорта не обещает. Вроде бы «утих», причалил к семейной пристани, а чувствует себя «изломанным челноком», брошенным снова в открытое, бурное море. Жена его, спору нет, ангел, но она — дитя, и душой, и годами, и по-детски обожает все, что блестит, а пуще всего «и блеск, и шум, и говор балов». Вот и сегодня: праздники, Петербург развлекается, танцует, развлекается где-то и Настасья Павловна Арбенина (по-домашнему — Нина). Обещалась быть до полуночи, сейчас уж час второй... Наконец является. Подкрадывается на цыпочках и целует, как доброго дядюшку, в лоб. Арбенин делает ей сцену, да милые бранятся — только тешатся! К тому же Евгений Александрович и сам нынче не без греха: нарушил зарок — «за карты больше не садиться». Сел! И крупно выиграл. Правда, и предлог благовидный: надо же выручить из беды проигравшегося князя Звездича! Со Звездичем же из игорного дома едет он в дом маскарадный — к Энгельгардту. Чтобы рассеяться. Рассеяться не получается: в праздной толпе Арбенин всем чужой, зато Звездич, молодой и очень красивый гвардеец, в своей стихии и, конечно же, мечтает об амурном приключении. Мечта сбывается. Таинственная дама в маске, интригуя, признается ему в невольной страсти. Князь просит на память о маскарадной встрече какой-нибудь символический «предмет». Маска, не рискуя отдать своё кольцо, дарит красавчику потерянный кем-то браслет: золотой, с эмалью, премиленький (ищи, мол, ветра в поле!). Князь показывает маскарадный «трофей» Арбенину. Тот где-то видел похожий, но где, не помнит. Да и не до Звездича ему, некто Неизвестный, наговорив дерзостей, только что предсказал Евгению несчастье, и не вообще, а именно в эту праздничную зимнюю ночь!.. Согласитесь, что после такого бурного дня у господина Арбенина есть основания нервничать, ожидая припозднившуюся жену! Но вот гроза, так и не превратившись в бурю, умчалась. Ну что с того, что Нина любит иначе, чем он, — безотчётно, чувствами играя, так ведь любит же! Растроганный, в порыве нежности Евгений целует женины пальцы и невольно обращает внимание на её браслет: несколько часов назад точно таким же, золотым и с эмалью, хвастал Звездич! И вот тебе на! На правом запястье браслета нет, а они — парные, и Нина, следуя моде, носит их на обеих руках! Да нет, не может быть! «Где, Нина, твой второй браслет?» — «Потерян». Потерян? Потерю, по распоряжению Арбенина, ищут всем домом, естественно, не находят, в процессе же поисков выясняется: Нина задержалась до двух часов ночи не на домашнем балу в почтенном семействе, а на публичном маскараде у Энгельгардта, куда порядочной женщине, одной, без спутников, ездить зазорно. Поражённый странным, необъяснимым (неужели всего лишь детское любопытство?) поступком жены, Арбенин начинает подозревать, что у Нины — роман с князем. Подозрение, правда, ещё не уверенность. Не может же ангел-Нина предпочесть ему, зрелому мужу, пустого смазливого мальчишку! Куда больше (пока) возмущает Арбенина князь — до амурных ли шалостей было бы этому «купидону», если бы он, Арбенин, не отыграл великодушно его карточный проигрыш! Устав до полусмерти от выяснения отношений, супруги Арбенины, в самом дурном расположении духа, расходятся по своим комнатам. На другой день Нина отправляется в ювелирный магазин; она наивно надеется, что муж сменит гнев на милость, если удастся подобрать взамен утраченной безделушки точно такую же. Ничего не купив (браслеты — штучной работы), мадам Арбенина заезжает к светской приятельнице молодой вдове баронессе Штраль и, встретив в гостиной Звездича, простодушно рассказывает ему о своей неприятности. Решив, что таинственная дама в маске и Нина Арбенина — одно и то же лицо, а «сказочка» про якобы потерянный браслет — с намёком, Звездич в миг преображается из скучающего бонвивана в пламенного любовника. Остудив его пыл «крещенским холодом», Нина поспешно удаляется, а раздосадованный князь выкладывает «всю историю» баронессе. Вдова в ужасе, ведь это именно она, не узнанная под маскарадной маской, нашла и подарила Нинин браслет! Спасая свою репутацию, она оставляет Звездича в заблуждении, а тот, в надежде запутать Нину и тем самым добиться своего, отправляет ей, по домашнему адресу, предерзкое письмо: дескать, скорей умру, чем откажусь от вас, предварительно оповестив о его содержании половину светского Петербурга. В результате многоступенчатой интриги скандальное послание попадает в руки Арбенина. Теперь Евгений не только убеждён, что жестоко обманут. Теперь он видит в случившемся ещё и некий вещий знак: дескать, не тому, кто испытал «все сладости порока и злодейства» — мечтать о покое и беспечности! Ну, какой из него, игрока, муж? И тем более добродетельный отец семейства! Однако отомстить коварному «соблазнителю» так, как это сделал бы «гений злодейства» и порока, то есть задушить Звездича словно кутёнка, — спящим, Арбенин не может: «союз с добродетелью», пусть краткий, видимо, все-таки что-то изменил в самом его существе. Между тем баронесса Штраль, испугавшись за жизнь князя, которого, несмотря ни на что, любит, за что — не зная, «быть может, так, от скуки, от досады, от ревности», решается открыть Арбенину истину и тем самым предотвратить неизбежную, по её представлению, дуэль. Арбенин, прокручивая в голове варианты отмщенья, не слушает её, точнее, слушая, не слышит. Госпожа Штраль в отчаяньи, хотя волнуется она напрасно: поединок не входит в планы Евгения; он хочет отнять у счастливчика и баловня судьбы не жизнь — зачем ему жизнь «площадного волокиты», а нечто большее: честь и уважение общества. Хитроумное предприятие удаётся вполне. Втянув бесхарактерного князька в карточное сраженье, придирается к пустякам, публично обвиняет в мошенничестве: «Вы шулер и подлец», даёт пощёчину. Итак, Звездич наказан. Очередь за Ниной. Но Нина — это не безнравственный и безбожный князёк; Нина это Нина, и Арбенин, суеверный, как все игроки, медлит, ожидая, что скажет, что подскажет судьба ему, её старинному и верному рабу. Судьба же «ведёт себя» крайне коварно: распутывая интригу, тут же и запутывает ее! Госпожа Штраль, после неудачной попытки объясниться начистоту с мужем подруги и понимая, что при любом повороте событий светская её карьера безнадёжно погублена, решает удалиться в своё деревенское именье, а перед отъездом разъясняет Звездичу «разгадку сей шарады». Князь, уже переведённый, по собственной его просьбе, на Кавказ, задерживается в Петербурге, чтобы вернуть злополучную безделушку её настоящей владелице, а главное, чтобы остеречь Нину, которая симпатична ему: берегитесь, мол, ваш муж — злодей! Не придумав иного способа поговорить с госпожой Арбениной наедине, он весьма неосторожно подходит к ней на очередном великосветском балу. Называть вещи своими именами князь не решается, а Нина решительно не понимает его намёков. Ее Евгений — злодей? Муж собирается ей отомстить? Какая чепуха? Не догадывается она и о том, к какому решению приходит издалека наблюдающий эту сцену Арбенин («Я казнь ей отыщу... Она умрёт, жить вместе с нею доле я не могу»). Разгорячённая танцами, давно позабыв о смешном офицерике, Нина просит мужа принести ей мороженое. Евгений послушно плетётся в буфетную и перед тем, как подать блюдечко с мороженым жене, подсыпает туда яд. Яд — быстродействующий, верный, в ту же ночь, в страшных мучениях, Нина умирает. Проститься с телом покойной приходят друзья и знакомые. Предоставив визитёров скорби слугам, Арбенин в мрачном одиночестве бродит по опустевшему дому. В одной из дальних комнат его и находят Звездич и тот самый неизвестный господин, который несколько дней назад, на маскараде у Энгельгардта, предсказал Арбенину «несчастье». Это его давний знакомый, которого Евгений Александрович когда-то обыграл и пустил, что называется, по миру. Изведав, на своём горьком опыте, на что способен этот человек, Неизвестный, уверенный, что мадам Арбенина умерла не своей смертью, заявляет открыто, при Звездиче: «Ты убил свою жену». Арбенин — в ужасе, на некоторое время потрясение отнимает у него дар речи. Воспользовавшись возникшей паузой, Звездич, в подробностях, излагает истинную историю рокового браслета и в качестве доказательства передаёт Евгению письменное свидетельство баронессы. Арбенин сходит с ума. Но перед тем как навеки погрузиться в спасительный мрак безумия, этот «гордый» ум успевает бросить обвинение самому Богу: «Я говорил Тебе, что ты жесток!» Неизвестный торжествует: он отмщён вполне. А вот Звездич безутешен: дуэль при нынешнем состоянии Арбенина невозможна, и, значит, он, молодой, полный сил и надежд красавец, навек лишён и спокойствия, и чести. При жизни автора не была напечатана, не была поставлена на сцене. «маскарад» продолжает раздумья Л.о сильных сторонах своевольного романтич.героя, бросающего вызов всему обществу, и о его коренных нравственных слабостях. «гордый ум» Арбенина «изнемог» в конфликте со «светом» и собственными представлениями, внушенными той же порочной средой. герой и окр.его персонажи ведут драматургическую борьбу: несмотря на подчеркнуто центральную роль главного героя другие лица тоже действуют. Под «маскарадом» понимается жизнь «света» и жизнь вообще, где маски скрывают либо подлинные чувства, либо пороки; с др.стороны, «маскарад» - это условная, искусственная жизнь, игровое зрелище и развлечение; надев маску и на какое-то ограниченное время оставаясь неузнанным, человек «света» может приоткрыть душу и показать свое истинное лицо. Но бывает и так, что лицо становится маской, а маска - лицом. В этом и состоит ненормальность жизни, ее уродливый парадокс. Люди живут словно в перевернутом мире, они видят др.др.в социально кривом зеркале. И как только они обнаруживают свое истинное лицо, сразу становятся уязвимыми. Только два героя остаются самими собой – Евгений Арбенин и Нина, хотя другие персонажи так не думают: князь Звездич готови видеть Арбенина демоном, казарин уверен, что Арбенин – не тот, за кого себя выдает («Глядит ягненочком, - а право, то же зверь…»). Сам же Арбенин подозревает в Нине коварную изменницу. Нина оказывается объектом любовного приключения, роковой ошибки, затем невинной жертвой путанной интриги. Арбенин с его гордым умом, сильной волей и нравственной непреклонностью – жертва собственного опыта и знания «света». Стало быть, от «света» нельзя спастись, и поражение заранее предопределено, если волею судеб человек попадает в его жернова. Доктор после смерти Нины, наблюдая за Арбениным, ставит иронический диагноз: «Но если он сойдет с ума,// То я за жизнь его ручаюсь». Следовательно, безумство гарантирует жизнь и приносит счастье. Здесь видно то огромное историчюрасстояние, которое отделяет Арбенина от Чацкого: герой комедии Грибоедова удивлен тем, что ум может принести горе, а персонажи Лермонтова принимают горький и саркастически убийственный вывод о благе сумасшествия, дарующего счастье. В «свете» все завидуют др.др.и подозревают всех в кознях, обмане и коварстве. Никто никому не доверяет – только себе. «Маскарад» - символ разрушенного общества, в к-м господствует всеобщее подозрение, означающее социальную неустойчивость, двусмысленность: неизвестно, что скрыто за маской и что вдруг откроется. В речь д.л.вторгается автор, к-й устами др.героев объясняет суть конфликта, раскрывает смысл маскарада, характеризует совр.человека и «век нынешний, блестящий, но ничтожный». Социальная неустойчивость находит прямое отражение в карточной игре, где игроки не только соперничают между собой, но и борются с судьбой, пытаясь поймать удачу, случай и опираясь при этом на свои собственные внутренние силы. Люди могут в споре с судьбой одержать временную победу, но в конечном счете они всегда терпят поражение, еще раз убеждаясь в трагизме бытия и во всевластии судьбы, к-я не дается в руки. С этой т.зр.Арбенин- фатальная личность, участвующая в заранее проигранной схватке. он ставит чрезвычайно рискованный эксперимент с судьбой, к-я играет наверняка. И доказательством тому явл-ся ошибка, совершенная Арбениным. к ней героя привели стечение обстоятельств и чрезмерная уверенность в знании законов, нравов и психологии «света». В основе драмы – любовная интрига, она осложнена мотивом мнимой измены. однако, если со стороны Звездича встреча на маскараде – всего лишь ичередное любовное приключение, бытовая интрижка, то со стороны Арбенина – это вызов высшим силам, освятившим брак романтического героя. И потому ставка в такой «игре» - участь человека, жизнь или смерть. Главная пружина действия – ошибка Арбенина в разгадке тайны любовной интриги и любовной измены. Арбенин недоверчив, а ревность его особая: она вызвана не только любовью к Нине, но и к незапятнанным светлым идеалам, к-е, как ему представляется, попраны и убиты изменой жены. Трагическая ошибка со стороны героя, на к-й держится при-е как романтическая драма, неотвратима. Она состоит вовсе не в том, что Арбенин поверил, будтоНина по своей воле передала браслет князю Звездичу, не в том, что герой поверил в измену жены. Это лишь внешнее выражение. Гл.ошибка заключена в сомом герое, к-й неправильно оценил себя. Порвав со «светом» и начав новую жизнь, Арбенин уверился, что пересоздал себя. его внутренние силы настолько могущественны, что он преодолел тяготение и стал от него независимым и свободным. Стало быть, моральные нормы «света» не властны над ним. Но, борьба добра и зла в его душе не завершена. Демонское в нем не угасло. Следовательно, моральные нормы «света» жили в душе Арбенина и лишь на время отступили и притупились. Арбенин полагает, что ошибка – вера в Нину. На самом деле ошибка состоит в исчезновении этой веры и возникшей уверенности в измене жены. И такая убежденность – следствие светской морали, где каждый чел.верит только себе, считая себя единственно верным носителем истины. Если жизнь – игра, если жизнь – маскарад, то поневоле нет доверия ни к кому и ни к чему. Так Арбенин становится жертвой обстоятельств и своего светского воспитания. Романтический герой остался органическим порождением «света», он осознал себя демиургом, творцом, началом мира, равным богу и полагал, что теперь сам предписывает законы и сам вершит суд над «светом». Нине он говорит: «закона я на месть свою не призову, // Но сам, без слов и сожаленья,…//Две наши жизни разорву!». С полным сознанием Арбенин, вставший на путь мести, отказывается от Бога и христианской морали. «Мцыри» и «Демон» - филос.поэмы-притчи о человеческом уделе. «Мцыри»1839.Герой поэмы стал пленником русского генерала, он помещен в монастырь, где был «искусством дружеским спасен». Мцыри – не трус, он смел, отважен, в нем проснулся могучий дух отцов, он всей душой стремился в горы, в родное общество, хочет жить по обычаям предков. И- не может. Кавказ отталкивает от себя Мцыри. Характер Мцыри (в переводе:послушник) обозначен в эпиграфе: «Вкушая, вкусив мало меда, и се аз умираю». –свидетельствует оне столько о жизнелюбии героя, сколько о трагической обреченности его. Поэма пердставляет собой исповедь-монолог, Мцыри, где он выступает главным д.л. и рассказчиком. Мцыри – естественный человек, вынужденный жить в неволе монастыря. Бегство в естественную среду означает для него возвращение в родную стихию, в страну отцов, к самому себе, куда зовет его «могучий дух», данный ему с рождения. Мцыри откликается на этот зов природы, чтобы ощутить жизнь, предназначенную ему по праву рождения. Однако, пребывание в монастыре наложило свой отпечаток – Мцври слаб телом, жизненные силы его не соответствуют могуществу духа. причина закл.в том, что он отдален от естественной среды воспитанием в чуждом и неорганичном для него укладе. Раздвоенность и противоречивость Мцыри выражается в тоске по родине, куда он стремится и к-ю воспринимает как полную свободную, идеальную среду и в трагической гибели иллюзии, будто он сможет стать частью природного мира. Внутренняя коллизия - могущество духа и слабость тела – получает внешнее выражение: открытый, распахнутый природный мир и замкнутость, чужеродность монастыря. Могучий дух обречен на гибель в несвойственном ему укладе, но и убежавший на волю Мцыри оказывается неприспособленным к ней. В основе сюжета – бегство исключительного героя из неволи, к-е явл-ся не приобщением к иному культурному укладу, а возвращением в родную среду.. Герой терпит поражение, но и тот уклад, в к-м он вырос (монастырь), также уходит в небытие. «Демон» 1841. при жизни не опубликована. Сюжет – легенда о падшем ангеле, когда-то входившем в свиту бога, но затем возроптавшем на него за то, что бог будто бы несправедлив и допускает зло. Отпав от бога, ангел становится демоном, слугой сатаны, и ополчился на бога якобы из любви к человечеству и с расчетом на то, что люди покинут бога. за это он был наказан бессмертием и вечным изгнанием. Однако посеянное демоном зло не принесло плодов добра. Оно так и осталось злом, не исправив человечество, а породив еще больше грешников. И тогда демон разочаровался и в сатане. Сюжет легенды предполагает конфликт сатаны, демона с богом. Лермонтов написал поэму о том, что случилось после бегства ангела от Бога и после разочарования демона в сатане. Вопросы, к-е были поставлены Лермонтовым в поэме, звучат примерно так: возможно ли искупление грехов, возвращение в лоно бога, если герой поэмы – демон – не собирается отказываться от своих прежних убеждений? Может ли примириться с богом тот, кто божьего мира не принимает и кто по-прежнему остается индивидуалистом, противополагающим всему миру свое я? Может ли падший ангел, вновь ищущий согласия с богом, творить добро? Л.выдвигает 2 идеи-решения: 1.романтическая мысль о любви, спасающей от одиночества, изгнания. Предполагается, что, полюбив земную женщину, демон может вновь приобщиться к божьему миру. Земная женщина своей любовью возродит героя. 2.если земная любовь благотворна для демона, то чувство демона к земной женщине – пагубно. Дьявольская страсть несет человеку гибель. Поэма основана на двух несовместимых идеях, к-е реализуются в ходе романтического конфликта. По убеждениям демона, мирозданье устроено плохо. так как творец мира – бог, то он и виноват в его несовершенстве. Любовь наполнила душу Демона и вытеснила из нее все остальные желания. Неземная страсть сделала Демона поэтом, обладающим неземной музыкой речи. Но его возлюбленная Тамара – невеста. Поэтому демон способствует гибели жениха Тамары, которая потрясена до глубины души. но демон уговаривает ее не хранить погибшему верность, не хранить память о нем, а полюбить себя, демона. Его любовь к Тамаре исполнена эгоизма: она нужна ему для собственного возрождения. Ему удается удержать верх над бедной женщиной, к-я, поверив его магически-убедительным речам, полным поэтической силы, одаряет его своей любовью. Но первый же поцелуй, ядовитый, демонский, убил девушку, когда он«коснулся жаркими устами//ее трепещущим губам». Оказалось, бог послал Тамаре испытание. она достойна прощения, т.к.ее поступок был героическим. Демонизм же, как бы ни был «высок», всегда жесток, разрушителен. Потому демонский индивидуалистический бунт обречен. Максимализм как исходная установка героя в поэмах и в лирике «И скучно, и грустно…», «Три пальмы», «Когда волнуется желтеющая нива». |