Главная страница

Коммуникология


Скачать 1.12 Mb.
НазваниеКоммуникология
Дата25.03.2018
Размер1.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаCommunicology_5_4_2017.pdf
ТипДокументы
#39415
страница22 из 26
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26
150
Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us
Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 147-157 http://www. communicology.us
стижениям философского и религиозного человековедения, религиозной и философской антропологии Человек 6].
Никакие веяния времени не девальвируют значение традиционных ценностей в общественном развитии мусульманских сообществ. Здесь для мыслителей стало закономерным изложение концепции философии и цели жизни в полемике с теми западными учениями, для которых стало нормой показывать бессмысленность, абсурдность земного существования, нацеленного лишь на обеспечение повседневных жизненных нужд и потребностей. В культуре ислама подход совершенно иной. Организаторы и составители издания трудов известного философа и мыслителя алламы Джа`фари отмечает Насколько удивителен человек и насколько бытие окутано величием и тайной, настолько жизнь полна неузнанного и несказанного, так что может заявить о её непознанности и даже непознаваемости. Эволюция взглядов мыслителей, философов и учёных на жизнь, её многоразличные определения в каждую эпоху – естественным образом предопределены и берут начало в самой сущности жизни [Джа`фари: 6].
Типичная для запада ситуация постмодерна характеризуется инверсией таких культурных феноменов, как религия, наука и эзотерическая традиция. Человек эпохи постмодерна стремится к новым смыслообразующим горизонтам, не отказываясь от науки, но, уже не наделяя её своеобразной религиозной миссией только через неё преодолевать противоречия своего времени Теоретическая. Как полагает Д. Мухетдинов: Если смотреть в исторической плоскости, то св. ислам не существовал в отрыве от конкретной культуры и, попадая на новую почву, давал оригинальные ростки, формируя локальные способы поклонения, или практики ислама [Мухетдинов: 84].XX же век стал свидетелем распада культурной вертикали, показав, что нет единой европоцентрист- ской вертикали, а есть множество культур и они непросто равноправны, но каждая из них может выстроить свою маленькую вертикаль Теоретическая 5]. Для большинства простых людей, не приобщённых к пониманию сущности мусульманского Священного писания в условиях террористической деятельности запре- щённого в России так называемого Исламского государства, представляется противоестественным то насилие, которое стало сутью исламистов, только себя считающих мусульманами. В качестве ответа на подобные обвинения мусульманские мыслители стремятся показать, что священный Коран, обращаясь к людям и направляя их, не может не знать истинного облика человека, а айаты этой книги прямо или косвенно содержат ответы на важнейшие вопросы о сущности человека. В качестве отличия коранической антропологии от рационально-эмпирической, приводится, во-первых: достоверность, так как истинный облик человека показывается Творцом. Второй особенностью полагается универсальность, так как здесь раскрываются бытийные стороны человека, выходящие за рамки и полномочия разума и опыта. И, наконец, третья особенность – видение человека. Кардинальное отличие позиции в следующем Научная антропология и западная философия сходятся в том, что человек есть феномен и поэтому он изучается в отрыве от Его творца и безотносительно смысла человеческого существования и конеч-

151
Коммуникология. Том 5.№ 4. С.147-157
ной цели человеческой жизни. В религиозной антропологии иначе человек пред- стат как существо, имеющее с Богом экзистенциальную связь и стремящееся к определённой цели. Коран не однажды говорит об этом, называя человека самым приближённым к Богу творением Человек Ислам часто интерпретируют в качестве политической религии, которая основывается не только на вере, но и на культурной системе ценностей с универсальными претензиями. Размышляя о смысле человеческого бытия, задаёшься вопросом Почему человек так настойчиво ищет смысл жизни Наверное, потому, что его жизненный срок ограничен, и это заставляет его искать как оправдание своим поступкам, таки пытаться приподнять завесу будущего. А, может быть, человек как существо мыслящее, полагающее себя возвышающимся над всеми другими живыми созданиями, не может (или не хочет) согласиться стем, что не имеет никакого особого предназначения во Вселенной?
Повсеместно в мире крушение прежних парадигм и ценностей приводит к реакции самосохранения. В поисках собственной идентичности, своего Я люди всё чаще вынуждены обращаться к вере. Многие незападные общественные системы, и мусульманские не являются исключением, даже впитывая опыт других цивилизаций, усиливают основные ценности своих культур. В сегодняшнем п- стром мире универсальные тенденции интеграции и дезинтеграции представлены парадигмами глобализации и постмодернизма [Пелипенко: 70-74]. Когда учёные из исламских стран обращаются к вопросам глобального переустройства мира, они концентрируют внимание на принципах социальной справедливости, уважения самостоятельности и самобытности национально-культурных образований. При этом нельзя сбрасывать со счетов мирской контекст бытия религии, её социальную обусловленность. Ведь любые религиозные идеи и образы возникают и существуют исключительно только в человеческом сознании. В религиозных понятиях происходит освоение и усвоение всего, что связано с человеческой деятельностью Религия действительно творит культуру, но лишь в качестве одной из разновидностей целенаправленной человеческой деятельности. Наряду с религией в культурно-историческом движении общества действует множество других, не менее важных факторов. Специфика религиозного сознания проявляется, скорее, в особой расстановке идей и представлений, посредством которых мыслится мир человека [Смирнов: 26]. Проблема человеческой личности была одной из центральных ив средневековом арабском мире. Внимание арабских мыслителей привлекали онтологические, гносеологические и этические аспекты проблемы человека. Делались попытки выстраивания модели идеального человека и поиска путей к достижению подобного совершенства. По мнению Н.В. Ефремовой: Впервые после эпохи Александра Македонского объединившая эллинистическое Средиземноморье с индоиранским миром арабская империя – Халифат – стала новым центром взаимодействия и взаимообогащения различных культурных традиций, который в течение более пяти веков определял уровень мировой цивилизации, как материальной, таки научно-философской» [Ефимова: 3].

152
Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us
Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 147-157 http://www. communicology.us
Развитие социально-политической ситуации с самого начала формирования исламской мысли заключалось в поисках некоего надрелигиозного общественного идеала, предполагавшего уничтожение любых антагонизмов во всех сферах, а не только исключительно вероисповедной. Имеющие место противоречия должны были быть вытеснены отношениям взаимопомощи и сотрудничества в рамках утопического социального идеала – Града. Несмотря на национально- географические и временные различия, в сущности, едины устремления, как мыслителей, таки простых обывателей – к общему социальному прогрессу, к счастью всех людей. Подобные вопросы и сегодня как нельзя актуальны для мусульманских исследователей. Катастрофическое ухудшение состояния окружающей среды, терроризм, ставший бичом современности, приводят к осознанию того, что тернистый путь к Новому человечеству предполагает ряд моментов 1) возвращение вновь к пониманию взаимозависимости человека, природы и мироздания, 2) установление нового рода единства людей, 3) обновлённый взгляд на понимание важности Я Розе Сточки зрения современных культурологических воззрений Одновременность различных культур бьёт в глаза и умы, оказывается реальным феноменом повседневного бытия современного человека. Эта культура способна жить и развиваться (как культура) только на грани культур, водно- временности, в диалоге с другими целостными, замкнутыми на себя, на выход за свои пределы культурами Теоретическая Идея «надприродного», сверхъестественного выводит религию из запредельной для культуры инстанции, но вне человека, вне его интеллекта и духовных запросов этот смысл просто теряется. По мнению мусульманских мыслителей, на протяжении истории ни отдельному человеку, ни какому-либо социальному классу, за исключением Божественного законодательства (пророков) и тех выдающихся мудрецов, которые обозначали для людей цели жизни, всё жене удалось разъяснить людям истину жизни, её философию и цель законотворческим путём [Джа`фари: Вера, как смыслообразующая ценность, созвучна с таким представлением, что религия даёт абсолютную основу для наших идеальных оценок, согревает и освещает высшим смыслом всю нашу жизнь.Основополагающим, как нам представляется, должна быть серьёзность попыток осмысления феномена религиозной веры как такового в жизни отдельной личности и государства. По мнению
Ш.Р. Кашафа, сегодня со всей очевидностью становится ясно, что обеспечение религиозной безопасности общества выступает одним из условий национальной безопасности [Кашаф: 47]. Религия имеет относительно различный удельный вес в повседневной человеческой жизни и культуре, но религиозная сфера сама по себе никогда не перестанет ставить перед человечеством открытые вопросы. Потому мысль человеческая порождает такие рефлексивные практики, как религиоведение, теологию, философию религии.Для одухотворённой личности приобщение к вере обретает смысл высшей жизненной необходимости, весомость религиозных ценностей возрастает по сравнению со всеми осталь-

153
Коммуникология. Том 5.№ 4. С.147-157
ными, а смысл жизни и культуры – в Боге и вере в Него, воплощённые в форме конкретной религии. Современная наука, всё дальше раздвигающая горизонты мироздания, часто приходит к выводу о некоей общей идее, лежащей в основе всего. Создателя, выразителя этой идеи в религиях принято называть Творцом. У науки и духовных исканий на мусульманском Востоке единая цель, заключающаяся в изменении человеческого сознания. Как полагает председатель Духовного управления мусульман РФ Р. Гайнутдин, императив ислама – это универсальное и всеохватывающее знание, включающее как религиозные, таки естественнонаучные компоненты, так как в исламе отсутствует нерелигиозное знание, ибо истинное знание всегда от Бога [Гайнутдин: 29] . Человек, достигший такого уровня религиозной культуры, не отторгает и светской культуры высшего уровня потому, что в подлинно религиозной культуре главное место отведено неформальным моментам веры, текста, ритуала, ареальной очеловеченности жизни. Но, безусловно, это под силу лишь глубоко одухотворённым личностям.
Человеческая мысль сталкивается с необходимостью тщательного изучения культуры всех народов, в том числе, несомненно, мусульманских, обобщения и сохранения всего ценного и важного, что в ней имеется. Но отслеживание результатов глобализации на протяжении последних десятилетий поставили под сомнение, как сам путь догоняющего развития, таки эффективность следования западным образцам в качестве чуть лине идола для поклонения. АИ. Яков- лев пишет Человеческое общество – непросто совокупность больших людских масса целостное органичное образование, в котором в течение длительного времени выработались своё восприятие мира, своя культура, свои системы ценностей и идеалов, своё мировосприятие и национальная психология. Мировые цивилизации – данность человеческого общества [Яковлев: 130-136]. Потому- тов условиях риска и неопределённостей будущее социума, состоящего из отдельных личностей, зависит не только от способности общества к трансформации и модернизации, но и способности властных структур и элиты формировать новую систему ценностей. Пытаясь рассмотреть в целостности смысл бытия человеческой личности, понимаешь правоту мусульманских исследователей
«Научно-рациональное понимание человека представляет большую значимость. Несмотря на спорность научных исследований и наличие в них ошибок, эти изыскания весьма ценны, если не ожидать от них исчерпывающих ответов на все фундаментальные вопросы, касающиеся феномена человека Человек сточки зрения 24]. Засим ставим многоточие. Поле для исследований безбрежно. Источники Мухаммад Таки Мисбах Йазди. 2016. Акыда – исламское вероучение / перс перс. М. Махшулова. М ООО «Садра». – 487 с. Шарков ФИ. 2015. Информационно-коммуникационная парадигма развития государственности цивилизационный надкультурный и надрелигиозный аспекты // Ислам в современном мире. Т. № 3.
3. Сеидова Г.Н. 2011. Шиитская община Дагестана как пример позитивного мусульманско- христианского диалога. Мировые религии в контексте современной культуры Новые пер

154
Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us
Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 147-157 http://www. communicology.us
спективы диалога и взаимопонимания. Христианство и ислам в контексте современной культуры Новые перспективы диалога и взаимопонимания в Российской Федерации и Восточной Европе, в Центральной Азии и на Кавказе / Отв. ред. Д.Л. Спивак, С. Шенкман. СПб:
Санкт-Петербургское отделение Российского института культурологии/Русско-Балтийский информационный центр Блиц 232 с. Спивак Д.Л., Венкова А.В., Степанов МА. Приветствие участникам Международной научно-практической конференции Дербент – город трёх религий / Дербент – город трёх религий. Материалы Международной научно-практической конференции (Дербент,
25 марта 2015 г) / отв. ред. Сеидова Г.Н. Махачкала АЛЕФ. – 392 с. Шарков ФИ 2016. Факторы гармонизации этноконфессиональных коммуникаций в современной России // Ислам в современном мире. Т. № 4. С. 178.
6. Ахмади Ахмад. Глубинные слои познания. М Научная книга. Основы исламской философии (избранное из произведений Муртазы Мутаххари) сост.
`Абд ар-Расул Убудиййат; перс перс. 2014. М Академический проект Садра.– 278 с. (Философские технологии. Корбен А 2016. История исламской философии перс фр. – е изд. М Академический Проект ООО «Садра».– 367 с. – Ислам классика и современность. Человек сточки зрения исламской доктрины / Перс перс. яз. Насима Мирзоева. СПБ.: Петербургское Востоковедение, 2011. – 128 с. Джа`фари Мухаммад Таки. 2009. Философия и цель жизни / Перс перс. яз. СПб: Петербургское Востоковедение.
11. Теоретическая культурология. – М Академический Проект Екатеринбург Деловая книга РИК, 2005. – 624 с. (Серия Энциклопедия культурологии Мухетдинов Д. В 2015. К вопросу о российском мусульманстве // Ислам в современном мире. № 4. Т. 11.
13. Пелипенко А.А. 2010. Наброски к портрету современности. Наследие в эпоху социокультурных трансформаций Материалы международной конференции / Министерство культуры РФ, Российский институт культурологии редкол. Э.А. Шулепова (предс) и др. М Академический проект Альма-Матер.
14. Смирнов МЮ. 2006. Российское общество межу и мифом и религией Историко- социологический очерк. СПб: Изд-во С Петербургского унта. Ефремова Н.В. Ислам философия, религия, культура учебное пособие / Н.В. Еф- ремова; Ин-т философии РАН. М Наука – Вост. лит, 2015. Ч Теолого-философская мысль. –
183 с. Розе ЯК новому человечеству от эмоционального познания к духовной интуиции // Единство и многообразие в религии и культуре. Философские и психологические корни глобальных противоречий. СПб: ФКИЦ «ЭЙДОС», 2006.
17. Кашаф Ш.Р. 2015. Модернизация исламского образования как фактор религиозной и национальной безопасности России // Ислам в современном мире. № 4. Т. Гайнутдин (Гайнутдинов) Р.И. 2015. Принцип универсальности знания как основа исламского образования // Ислам в современном мире. № 4. Том 11.
19. Яковлев АИ. О значении традиционных ценностей в общественном развитии неза- падных обществ на рубеже веков Глобализация и справедливость Сборник статей. М.:РУДН.

155
Коммуникология. Том 5.№ 4. С, faith and the meaning of being in the culture of Islam
Guylchokhra N. Seyidova
Abstract. In the article an attempt is made to consider issues that initially occupied Muslim thinkers – man, faith and the meaning of being. For this purpose, the phenomenon of religious faith as a cultural value, its manifestations in the life of the Muslim community, questions of the existence of the world of Islam against the background of the global challenges of the present is analyzed. It is shown that the basis of many religious, philosophical and mystical teachings is the call for the knowledge of such a complex being, what a person is. The comprehension of man – human studies in the East has traditionally existed within the framework of religious teachings. It is shown that it is the diversity of approaches to human cognition in the East that reflects the diversity of religions. The necessity of studying a person as the greatest riddle, a vital goal-setting, a religious factor from the point of view of the Koranic dogma, their role and influence on the formation of a new socio-cultural space of the existence of peoples is substantiated.
Keywords: Islam, man, religious faith, spiritual culture, cultural values, human studies, the meaning of being.
For citation: Guylchokhra N. Seyidova .Man, faith and the meaning of being in the culture of Islam. Communicology. Vol. 5. No. 4. 2017. P. 147-157 DOI 10.21453/2311-3065-2017-
5-4-147-157
Inf. about authors: Seyidova Guylchokhra Nadirovna. Dr. Sci (Philos.), ass. Professor.
Chairman of the Branch of UNESCO Chair on Comparative Studies of Spiritual Traditions, their Specific Cultures and Interreligious Dialogue in the Northern Caucasus (7, Rzaev St.,
Derbent, Republic of Dagestan, 368008, Russian Federation); Professor of the Department of Legal Sciences and Humanities of the Derbent Branch of Dagestan State University (11.,
Heidar Aliyev St., Derbent, Republic of Dagestan, 368600, Russian Federation). Teacher
Emeritus of the Republic of Dagestan. E-mail: gseidova@yandex.ru Mob. +79626178584.
References
1. Mukhammad Taki Misbakh Yazdi. Akyda – islamskoye veroucheniye / per. s pers.
M. Makhshulova. M.: OOO «Sadra», 2016. – 487 s. / Muhammad Taki Misbah Yazdi. Akyda – Islamic doctrine / trans. with the Persian. M. Makhshulov. – M.: OOO «Sadra», 2016. – 487 p.
2. Sharkov F.I. Informatsionno-kommunikatsionnaya paradigma razvitiya gosudarstvennosti: tsivilizatsionnyy nadkul'turnyy i nadreligioznyy aspekty // Islam v sovremennom mire. 2015. T.11.
№ 3 / Sharkov F.I. Information and communication paradigm of the development of statehood: civilization supracultural and over-religious aspects // Islam in the modern world. 2015. T.11. No. 3 3. Seidova G.N. Shiitskaya obshchina Dagestana kak primer pozitivnogo musul'mansko- khristianskogo dialoga. Mirovyye religii v kontekste sovremennoy kul'tury: Novyye perspektivy dialoga i vzaimoponimaniya. Khristianstvo i islam v kontekste sovremennoy kul'tury: Novyye perspektivy dialoga i vzaimoponimaniya v Rossiyskoy Federatsii i Vostochnoy Yevrope, v Tsentral'noy Azii i na
Kavkaze / Otv. red. D.L. Spivak, S. Shenkman. SPb: Sankt-Peterburgskoye otdeleniye Rossiyskogo instituta kul'turologii/Russko-Baltiyskiy informatsionnyy tsentr «Blits», 2011. – 232 s. 3 / Seyidova G.N.
Shi`a community of Dagestan as an example of a positive Muslim-Christian dialogue. World religions

1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


написать администратору сайта