Коммуникология
Скачать 1.12 Mb.
|
143 Коммуникология. Том 5.№ 4. СВ словах имама аш-Шафи’и, считал имам ан-Навави, нет возвеличивания и уподобления Ахмада пророкам, нов этих словах содержится указание навели- чие того знания, которым обладал имам Ахмад. Тот человек, который ругает и оскорбляет ученых, не указывая на конкретную ошибку, тот покушается на религию в целом, и это влечет для него опасные последствия. Как носитель духовности, как непреклонный искатель истины ан-Навави поражал всех тех людей, которые с ним соприкасались, даже когда они в чем-либо не соглашались и спорили с ним. Был внимательным наблюдателем и чутко реагировал на события собственной жизни и окружающих людей. Эти свойства сообщали исключительную проницательность его духовным поискам, что позволяло ему на правах более опытного давать полезные и умные советы, отвечать на многие волнующие, верующих, вопросы. К примеру, имам ан-Навави порицает сборища людей, где Коран читается, как попало, без соблюдения установленных Сунной правил, как это часто имеет место вовремя современных похоронных обрядов. Он остерегает людей, говорит, что это является запрещённым нововведением и что в таких сборищах грех совершает каждый, кто слышит такое чтение, способен остановить это действо и не делает этого [30]. Ан-Навави пишет, что лично прилагал усилия в запрете и остановке подобных действий, за что надеется получить награду Всевышнего Аллаха, и ссылается на высказывание Пророка Самому суровому наказанию в Судный день подвергнется человек, который, не обладая знанием, ввел людей в заблуждение. Также, имам ан-Навави считает нежелательным устраивать посиделки для принятия и выражения соболезнований. За восемь столетий имам ан-Навави не сделался прошлым, вчерашним ученым, не превратился в мертвое литературное наследие. По настоящему великие исламские ученые подобны маякам, не дающие сбиться с истинного пути – Пути (сунны) Пророка. Его творчество является как бы своего рода противоядием негативным явлениям нашей реальной действительности, эгоизму, черствости, бездуховности, гордости, самодовольству, зачастую проявляющиеся среди современного общества. Выводы Творчество имама ан-Навави свидетельствует о том, что оно на протяжение нескольких сотен лет способствовало обогащению духовного мира, формированию и развитию нравственных качеств личности человека. Входе исследования Яхья бин Шараф ан-Навави предстал пред нами как выдающийся ученый-богослов, имам мусульманской общины, который всю свою сознательную жизнь провел в строгом аскетизме, в богобоязненности, в поисках знаний, обучении наукам других и написании книг. 1 ат-Табарани. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 1000. 144 Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 131-146 http://www. В ряде произведений имама ан-Навави («Рияд ас-салихин», Сорок хадисов», «Минхадж» и комментарии к ней, «ар-Равда ат-талибин», «Бустан аль-арифин» и многие другие, включенных в учебную программу многих исламских Вузов, в том числе, и нашей республики, раскрываются основы мусульманского вероучения, юриспруденции, культуры поведения человека, этики почитания Всевышнего, Его Пророка, правильного богослужения, духовно-нравственного облагораживания личности и общества в целом. Фактически, его произведения охватывают все стороны человеческой жизни. И вот на этом фоне вызывает неподдельное удивление тот факт, что гайский межрайонный прокурор Оренбургской области Челышев СВ. потребовал признать экстремистским ряд книг по мусульманскому богословию, среди них на первом месте фигурируют сборник хадисов ан-Навави («40 хадисов» и Сады праведных») 1 Во избежание в дальнейшем таких недоразумений перед исследователями стоит задача анализировать идейно-политические и духовно-нравственные истоки современных религиозных течений, партий и движений. Для этого мы должны направить все свои усилия на изучение и исследование творчества великих мыслителей прошлого – Имама ан-Навави, Имама ал-Бухари, Имама Газали и многих других. Использовать их творчество, ценность которых имеет не переходящее значение для объединения народов, воспитания молодого поколения, укрепления мира и стабильности, и нашей государственности. Создание необходимых условий с целью изучения бесценного научно- богословского наследия имама ан-Навави и др. позволяет формировать и развивать в будущих поколениях такие духовно-нравственные качества, как добро и добродетельность, гуманизм, справедливость, терпение и согласие, долг, дружба, а также товарищество, уважение родителей и старших, трудолюбие, которые способствуют воспитанию полноценной личности человека в целом. Следует надеяться, что идейное наследие ан-Навави, послужит общине российских мусульман в деле разрешения конфликтов между разными религиозными течениями на основе общеисламских ценностей и идеи равноценности и равноправия всех богословско-правовых школ в исламе. Источники: 1. Абдул-Гани ад-Дакар. Имам ан-Навави. Дар аль-Калям. Дамаск. г. Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси. Возрождение религиозных наук. Нуруль Ир- шад. М. Абу Хайсама «Китабуль-’ильм». «аль-Джами’» 2/174. 4. Аннемари Шиммель Мир исламского мистицизма. Перс анг. НИ. Пригариной, АС. Раппопорт. Мс. Ан-Навави. «Макасид фи ат-таухид ва аль-ибадат ва усуль ат-тасаввуф». Разъяснение основ Имана, ислама и тасаввуфа ىالتوحيدوالعبادةواصولالتصوففى е издание. Мс Мнение Председателя Совета улемов ДУМ РТ о запрещении книг. http://www. info-islam.ru/publ/mnenija/kommentarii/mnenie_predsedatelja_soveta_ulemov_dum_rt_o_ zapreshhenii_knig/22-1-0-11325 145 Коммуникология. Том 5.№ 4. С.131-146 Изд. д. «Даруль-Фикр». Электронный ресурс. Режим доступа http://files.darulfikr.ru/books/ Productsiya_izdatelstva_DarulFikr/RUS_Makasid_Nawawi.pdf 6. Ан-Навави. Ат-Тибйан фи адаби хамалят аль-Куран. Дар аль-минхадж. Дамаск. г. 7. Ан-Навави «Равдату т-талибин», № 1/663 8. Ан-Навави. Тахзиб аль-асма ва-ль-люгат. — Т. 2. 9. Ан-Навави. «Бустан аль-арифин» 10. Ас-Сахавий. «Аль-Манхаль аль-азбу ар-равийю фи тарджамати кутб аль-авлия ан-Навави». 11. Биография Имам ан-Навави. Электронный ресурс. Режим доступа http://tariqat.ru/ index.php/biografii/uchjonykh-iz-stran-shama/93-biografiya-imam-an-navavi 12. Группировка Фронт ан-Нусра» взорвала могилу имама ан-Навави Электронный ресурс. Режим доступа http://www.azan.kz/article/show/id/7019.html 13. Дациев А. Добродетель. http://www.islam.ru/content/veroeshenie/43825 14. Джалалуддин ас-Суюти. «Аль-Минхадж ас-сави фи тарджамати аль-имам ан-Навави». Дар Ибн Хизам». Бейрут, 1988. 15. Зафир ибн Хусейн. «Таржамат аль-имам ан-Навави». 16. Ибн Касир. «Аль-Бидаят ва Нихаят». Дар аль-Кутуб аль Ильмия». Бейрут, 2003. 17. Имам Идрис аш Шафии. Диван аш-Шафии». 18. Имам Муххамад аль-Фабтуний. Зияу аль-Анвар. г. Имам ас-Суюти Аль-Минхадж ас-сави тарджамати аль-имам ан-Навави. Дар Ибн Хазм. Бейрут. г. Къады Ибн Абу Я’ля в «ат-Табакъатуль-Ханабаля». 21. Кныш АД. Мусульманский мистицизм. Москва – Санкт-Петербург.2004. 452 с. Насыров И. Попытки противопоставления Ислама и суфизма начались не сегодня и не вчера. Электронный ресурс. Режим доступа http://www.islam.ru/content/veroeshenie/43564 23. Образование, наука, культура в Имамате. Электронный ресурс. Режим доступа http:// biofile.ru/his/27907.html 24. Поминания Аллаха. Из слов господина Благочестивых, да благословит его Аллах и да приветствует «Аль-азкар аль мунтахаба мин калам саййид аль абрар». Составитель Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийа бин Шараф ад-Димашки аш-шафи и ан-Навави (631-676 гг.х./1233- 1277). Перевод, примечания и указатели Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша. 546 с. Электронный ресурс. Режим доступа http://an-nasr.ru/library/hadisiimamahavavi.pdf 25. Разъяснение основ Имана, ислама и тасаввуфа ىالتوحيدوالعبادةواصولالتصوففى «Макасид аль-Имам ан-Навави ви ат-Таухид валь Ибадат ва усуль ат-Тасаввуф».1-е издание. Москва, Издательский дом «Даруль-Фикр». 2013. Электронный ресурс. Режим доступа. Сборник Хадисов «Рийад-ас-Салихин» Составитель Имам Мухйи-д-дин Абу Закарийя бин Шариф ан-Навави. Перевод с арабского Владимир (Абдулла) Михайлович Нирша, Сайт Крымской Молодежи Электронный ресурс. Режим доступа http://www.crimean.org 27. Сороадисов Имама ан-Навави Полный вариант. Электронный ресурс. Режим доступа 28. «Табакат аш-шафиийя аль-кубра» (8/395). 29. «Тибьян», фаслюн фи истихIбаби тахIсини ссавти би-ль-Кьур’ан. 30. Таджуддин ас-Субки «Табакат аш-Шафиия аль-кубра» 31. Тримингэм Дж.С. Суфийские ордены в исламе / Перс анг. А.А. Ставинской. М София с. Чудеса Благородного Корана в числах и буквах Электронный ресурс. Режимдоступа:http://islam- today.ru/obsestvo/raznoe/chudesa_blagorodnogo_korana_v_chislax_i_bukvax 33. ШамсуддинАбу ́ль-ХайрМуха́ммадибнАбдуррахма́нас-Саха́ви «аль-Манхалурравифит аржаматикутбулавлияан-Навави». 146 Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 131-146 http://www. communicology.us Imam al-Nawawi — the representative of the Islamic theological thought Butaeva A. M. Dagestan state University of national economy Abstract. The article made a definite attempt to explore the theological activities of the Islamic theologian, Imam al-Nawawi, namely: – to define the essence and nature of the Islamic-theological thought of Imam an-Nawawi; – to reveal the specificity of the ethical questions of theology, Imam al – Nawawi. The relevance of comprehension of matters of religion and theological teachings in the modern Muslim world, it is difficult to overestimate. Special significance to the study of this subject, gives not only the need to resolve doubts raised by the opponents of Islam, but also the need to answer the questions of seekers of truth. However, despite the significance of the studies about the doctrines of Nawawi, the study of the heritage of the thinker should not be considered complete, as many aspects of its teachings remain controversial, little studied to this day. The work of Imam an-Nawawi is of particular scientific and practical significance of a number of deeply grounded in this spiritual and moral ideas which to our days has retained its relevance. Study and use these ideas, undoubtedly, will enrich the contemporary Islamic theological studies. In particular, the practice of moral education, the formation of tolerance and pluralism. Al-Nawawi, in those days, preaching and by personal example has proved that education and training are essential means of organizing the conscious life of a person and can make people's lives more meaningful, more focused and happier. For citation: Asiyat M.Butaeva. Imam al-Nawawi — the representative of the Islamic theological thought. Communicology. Vol. 5. No. 4. 2017. P. 131-146 DOI 10.21453/2311-3065-2017-2-2-131-146. Inf. about autor: Asiyat Magomedovna Dr.. Sc (Philos), р, chair of humanitarian disciplines. E-mail: pikieva51@mail.ru Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 131-146 http://www. communicology.us 147 Коммуникология. Том 5.№ 4. С.147-157 Человек, вера и смысл бытия в культуре ислама Сеидова Г. Н. Кафедра ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу Аннотация. В статье предпринята попытка рассмотреть вопросы, изначально занимавшие мусульманских мыслителей – человек, вера и смысл бытия.Для этогоана- лизируется феномен религиозной веры как ценности культуры, её проявлений в жизни мусульманского сообщества, вопросов бытования мира ислама на фоне глобальных вызовов современности. Показывается, что основу множества религиозных, философских и мистических учений составляет призыв к познанию столь сложного существа, каковым является человек. Постижение же человека – человековедение на Востоке традиционно существовало в рамках религиозных учений. Показывается, что именно разнообразие подходов к познанию человека на Востоке отражает разнообразие религий. Обосновывается необходимость изучения человека, как величайшей загадки, жизненного целеполагания, религиозного фактора сточки зрения коранического вероучения, их роли и влияния на формирование нового социокультурного пространства бытия народов. Ключевые слова ислам, человек, религиозная вера, духовная культура, ценности культуры, человековедение, смысл бытия. Для цитирования Сеидова Г. Н. Человек, вера и смысл бытия в культуре ислама. Ком- муникология. Том 5. №4. С. 147-157 DOI Сведения об авторе Сеидова Гюльчохра Надировна, канд. философских наук, доцент завотделением кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу. Адрес (368600, Россия, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Рзаева, 7); профессор кафедры юридических и гуманитарных дисциплин филиала ДГУ в г. Дербент (368600, Россия, Республика Дагестан, г. Дербент, ул. Г.Алиева, 11). E-mail: gseidova@ yandex.ru Определённые духовные традиции соотносятся с конкретными культурами, выражая и порождая каких особенности, таки особенности культуры в целом. Человек же и его верования сточки зрения исламской доктрины – вопрос особого внимания для исследователей. Пристальный интерес к означенным проблемам во многом детерминирован необходимостью поиска ответов на современные вызовы. Они связаны с вопросами формирования общей цели и ценностей культуры как решающего фактора сохранения устойчивости и гармонизации современного общества. По мнению мусульманских мыслителей Основополагающие убеждения и мысли составляют фундамент любой системы ценностей и идеологии, осознанно или не вполне осознанно оказывая влияние на формирование норм человеческого поведения»[Мухаммад: 13]. Как нельзя злободневно на сегодняшний день предупреждение профессора ФИ. Шаркова: 148 Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 147-157 http://www. Разобщение людей, противопоставление национально-этнических, конфессиональных идентичностей в глобальном масштабе может привести к ускоренному движению и гибели цивилизаций и культур. Противостоять этому пути развития может лишь способ существования земных цивилизаций, в котором нравственность поставлена во главу угла в действиях всех стран, народов и их правителей и лидеров [Шарков,2015: 175]. Именно задача выстраивания коммуникации между представителями разных форм духовности стояла перед авторами при написании Международной коллективной монографии Мировые религии в контексте современной культуры Новые перспективы диалога и взаимопонимания в рамках программы Сети кафедр ЮНИТВИН/ЮНЕСКО Межрелигиозный диалог в целях межкультурного взаимопонимания. Была предпринята попытка разработки фундаментальных основ межрелигиозного диалога в современном мире, в котором существуют самые разные религиозные и духовные традиции, обобщение и апробация лучших практик, сложившихся в этой области и выработка практических рекомендаций, как для академического сообщества, таки учащейся молодёжи. В частности, мусульманско-христианскому диалогу на примере шиитской общины Дагестана была посвящена наша глава монографии [Сеидова: В приветствии к участникам Международной научно-практической конференции Дербент – город трёх религий профессор Д.Л. Спивак сказал В юбилейный год своего двухтысячелетия, город Дербент – подлинный перекрёсток цивилизаций предоставляет площадку для широкого обсуждения тематики диалога религий и культурна самом высоком представительном уровне [Спивак, Венкова, Степанов 12]. Входе работы конференции состоялась презентации Отделения кафедры ЮНЕСКО по компаративным исследованиям духовных традиций, специфики их культур и межрелигиозного диалога по Северному Кавказу, действующей на базе факультета востоковедения Дагестанского государственного университета и ГБУ Дербентский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Работа Северокавказского отделения осуществляется в рамках исследовательских проектов Международной сети кафедр ЮНИТВИН/ ЮНЕСКО по межрелигиозному диалогу для межкультурного понимания. То, что само отделение находится в древнейшем городе России, не только включён- ном в Список мирового культурного наследия ЮНЕСКО, но и ставшего обладателем Почётного Диплома и премии ЮНЕСКО за распространение идеалов толерантности и ненасилия, – закономерно. Происходит гармоничное переплетение стратегических направлений деятельности ЮНЕСКО в сфере культуры и целого кластера научных дисциплин, изучающих формы и пути включениями- ровых религий в контекст современных обществ. Всё это в конечном счёте упирается в проблемы человеческой личности, ведь все коммуникационные связи выстраиваются отдельными людьми. Мы воочию наблюдаем ситуацию уважительных взаимоотношений между тремя авраамическими религиями исламом, христианством и иудаизмом в нашем регионе в разнообразных формах, начиная с религиозных лидеров и кончая контактами на уровне земляков, сосе- 149 Коммуникология. Том 5.№ 4. С.147-157 дей, сослуживцев. ФИ. Шарков отмечает Для Российской Федерации значимость исламо-православного диалога возрастает многократно, потому что ислам на её территории не привнесён иммигрантами из традиционно исламских государств, он органичен, исторически укоренён среди народов-автохтонов задолго до православного христианства [Шарков, 2016: 178]. Актуальность исследования в значительной мере обусловлена необходимостью изучения человека, как величайшей загадки, философии шиитского ислама, жизненного целеполагания, религиозного фактора сточки зрения коранического вероучения, их роли и влияния на формирование нового социокультурного пространства бытия народов, волею судеб оказавшихся в лоне исламской цивилизации. Речь непросто о новой сфере исследований или новых возможностях для прироста научного знания, ноу данной проблематики есть и чётко выраженный практический аспект. По мнению иранских исследователей, необходимо в большей степени воспользоваться уникальными научными и культурными достижениями страны Толстого и Пушкина, а самой России, после устранения искусственно созданных барьеров, следовало бы активней использовать достижения в области философии, мистицизма и исламских воспитательных традиций мусульманских стран Ах- мади: 3]. Указывая на аристотелевское деление наук, мусульманские мыслители употребляли либо слово «фалсафа», либо «хикмат» (мудрость, подразделяя философию или рациональную науку на теоретическую и практическую. Полагается, что теоретическая философия изучает и представляет вещи таковыми, как они есть, а практическая философия рассматривает то, какими должны быть поступки человека Основы исламской 11]. Один из самых блестящих знатоков Ирана и шиизма, французский исламо- вед, историк религий и философ Анри Корбен убеждён: Первое и последнее объяснение феномена шиизма можно извлечь только из самого шиитского сознания, мироощущения и мировосприятия. Восходящие к самим Имамам тексты свидетельствуют о заботе понять подлинный смысл Божественных Откровений, так как эта подлинность удостоверяет, в конце концов, и подлинность человеческого существования смысл его происхождения и грядущей судьбы [Корбен: 41-42]. Основные вопросы, изначально занимавшие мусульманских мыслителей – это человек, вера и смысл бытия.Основу множества религиозных, философских и мистических учений составляет призыв к познанию столь сложного существа, каковым является человек. Постижение человека, человековедение, на Востоке традиционно существовало в рамках религиозных учений. Сущность человека, его начало, конец, судьба и место в системе бытия имели разные интерпретации в монотеистических и политеистических религиях. Именно разнообразие подходов к познанию человека на Востоке отражает разнообразие религий. Мусульманские мыслители, исследуя западное человековедение, обращают внимание на то обстоятельство, что сегодня там большая часть научных исследований в разных отраслях социальных наук ведётся без должного внимания к до |