Главная страница

Коммуникология


Скачать 1.12 Mb.
НазваниеКоммуникология
Дата25.03.2018
Размер1.12 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаCommunicology_5_4_2017.pdf
ТипДокументы
#39415
страница25 из 26
1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26
170
Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us
Communicology.2017.Vol.5. No.4. Рвал преимущественно социологические и политологические (главы 1 и 4; 2, 3, 4 параграфы главы 3), а А.А. Сычёв – философские и культурологические сферы
В современном мире чуть лине каждую неделю совершаются действия, которые являются провокациями или объявляются таковыми на их основании совершаются военные операции, вводятся санкции, происходит смена власти. Очевидно, что в условиях развития информационного общества значение провокаций в политической деятельности будет только возрастать, а слово провокация все также будет продолжать тесно ассоциироваться с политикой. Авторы в книге используют коммуникативные экскурсы. В отличие от политики, где мир четко делится на своих и чужих, провокация в теории коммуникации воспринимается в более нейтральном контексте. Так, провокацию часто рассматривают в качестве метода получения информации представителями СМИ. Речевая провокация, в определении Е.Н. Зарецкой – это целенаправленное, мотивированное, преимущественно контролируемое коммуникативное поведение, направленное на получение информации, которую собеседник не желает сообщать добровольно, либо дестабилизацию его эмоционального состояния. Оба вида провокации нередко осуществляются комплексно – через сознательный выбор речевых и языковых средств разных уровней Глухова К провокационным речевым действиям можно отнести выбор речевой тактики, языкового кода, неприемлемого для собеседника, выбор лексической единицы с нежелательной для партнера коннотацией и т.д.» [Иссерс]. Для того, чтобы выбить собеседника из колеи и таким образом получить от него дополнительные сведения, журналисты наиболее часто используют ложные факты (определенным образом представленную компрометирующую информацию особе- седнике, провоцирующую его желание оправдать себя, а также неожиданные или любые другие вопросы, которые выбиваются из общего контекста беседы, сбивая тем самым собеседника столку и давая возможность получить неожиданный и интересный ответ [Малышкина]. Как правило, провокации в средствах массовой информации нацелены на получение сенсационного и эпатаж- ного продукта, что предопределено, в первую очередь, особым характером журналистской деятельности.
Навыки провокативной деятельности для раскрытия рассматриваемой темы, более полного и эмоционально яркого ее восприятия аудиторией, являются неотъемлемой частью профессии журналиста и требуют, на наш взгляд, дальнейшего, более полного исследования [Назарова]. В целом же, провоцирование в этом контексте может быть отнесено к разведывательным коммуникативным техникам, когда посредством стартовой информации ее источник в качестве обратной связи получает желаемую ответную реакцию в виде сведений о реальном отношении реципиента к этой информации. Провокация является мощным средством воздействия на зрителя, читателя. Социолог, исследователь процессов
Е.А. Назарова считает, что в коммуникационной сфере важна технология провоцирования, которая имеет сложный психологический механизм – через эмоциональное состояние говорящего, создание определенных условий и атмос-

171
Коммуникология. Том 5.№ 4. Сферы передачи-приемки информации, из мнение эмоционального состояния принимающего информацию, корректировку его психологического состояния, выгодного как для явного, таки для скрытого провокатора. При этом она признает, что существует и иной подход к определению провокации, который можно условно охарактеризовать как конструктивный. В этом случае провокация понимается как побуждение, приглашение, взывание, стимулирование, мотиви- рование действий и связано с игрой. Здесь можно отметить отсутствие отрицательных коннотаций и ярко выраженный акцент на стимуляции, мотивации к изменению и развитию. Провокационность в этом контексте рассматривается как средство психологического влияния на партнера по взаимодействию, которое служит мощным катализатором для его развития.
Заметим, в продолжение этой темы, что провокация в качестве инструмента была избрана и популяризирована психологом Эдвардом де Боко, предлагавшего делать сознательно возмутительные оценки само собой разумеющихся постулатов. Цель провокатора с этой точки зрения состоит в том, чтобы взбудоражить воображение не только того или иного человека, но и целой группы
[Назарова 2017: Несколько иная трактовка провокации в коммуникативных отношениях используется специалистами в области информационных социальных систем. Так,
М.Е. Морозова полагает, что провокация реализуется в их взаимодействии и встроена в процесс реакции системы на неадекватные ей вызовы окружающей среды. Если оказывается, что доминирующий информационный тип не справляется с принятием решений, она, чтобы выстоять, должна разработать корректирующую информационную структуру. Технология ее разработки предполагает некоторое социальное действие со встроенным в это действие языком (язык призван задавать и оправдывать это действие. Система может отторгать эти технологии, как это произошло с кукурузой Н. Хрущева, сухим законом М. Горба- чева, шоковой терапией Е. Гайдара, финансовой амнистией для олигархов М. Прохорова. Однако гуманитарные технологии могут существовать в режиме ожидания до более удобного момента для своего вживления. Если же система их принимает, они могут стать основой для будущего естественного развития скорректированной социальной системы. «Провокационность гуманитарной технологии в том, что она внесистемна, она привносится в систему субъектами внутренней структуры социальной системы, нарушая стационарные связи [Морозова].
Е.Н. Пашенцев, рассматривая провокацию в стратегической коммуникации, определяет ее как проецирование в массовое сознание государством определенных стратегических ценностей, интересов и целей путем адекватной синхронизации разносторонней деятельности во всех областях общественной жизни, а также ее профессиональное коммуникационное сопровождение. Такое проецирование имеет место ив рамках международной провокации, истинные цели которой не декларируются открыто, а, наоборот, маскируются при помощи создания отвлекающих информационных поводов, поскольку инициаторы провокации заинтересованы в сокрытии своих истинных целей [Пашенцев].

172
Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us
Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 167-177 http://www. В межсубъектных отношениях, коммуникациях «субъект-субъект» может наблюдаться не только социальная картина возникновения провокации – неинди- видуализированная причинная связь, где действует ситуация общего внешнего раздражителя, где основным раздражителем выступает групповой субъект, которому трудно индивидуально противостоять что само по себе действует на некоторых людей угнетающим образом. Меж- субъектные отношения чаще всего более понятны, когда в коммуникацию вовлечены субъекты одного уровня – индивиды. В этом случае нужно понимать, что каждый из них опирается во взаимодействие на психофизиологические способности, волевые качества и целеустремленность. Здесь можно предположить, что между участниками коммуникации существует стратегия раздражения осознанное использование несовпадений для влияния на партнера. Описывать такие взаимодействия как в «субъект-объектные» отношения недостаточно, так как исключается динамизм реальных коммуникаций – один из партнё- ров изображается как объект – пассивно воспринимающий, страдающий, терпящий понапрасну, те. как жертва [Дубровский: 53].
Межсубъектная, межиндивидуальная коммуникации является более сложным процессом. Она одновременно удерживает внимание на активности обоих сторон общения это для наблюдателя со стороны может быть незаметно, ион склонен её описывать как одностороннее воздействие субъекта на объект, что является вполне традиционным подходом. В реальности процесс в коммуникации состоит из двух этапов сообщения информации и ее принятия. Когда один субъект-индивид сообщает, то другой субъект-индивид принимает. Коммуникация не может быть описана как однонаправленная, поскольку здесь будет иг- норирована другая, воспринимающая сторона. Ив этом процессе, надо отметить, могут быть нюансы.
Если индивиды общаются непосредственно, через аудиосообщения, или при использовании аудиотехнологии, то их способности слышания могут играть большое значение. Речь идет не о громкости (мощности) звука, выражаемой в децибелах, а о частоте звучания, выражаемой в герцах, которые присущи говорящим. У многих языков есть вполне определенные параметры звучания. Общение двух людей может быть затруднено, если их звучания неадекватны родному диапазону, экологическим средам рождения языка. При этом кто-то из участников может говорить на языке иной страны, то есть неродном для индивида. Неродные диапазоны звучания раздражают по определению, что ведет к различным коммуникативным проблемами необходимости поиска усилий для выработки практики успешного взаимодействия. На одном диапазоне звучания в межинди- видуальной, ив целом, межсубъектной, коммуникации, могут также появиться раздражающие эффекты. Они естественны по определению, но вызывают повышенное внимание, и часто становятся источником недоверия для представителей иного звукового диапазона. Этим люди часто пользуются и, играя, создают провокативные эффекты. И, наконец, несколько заключительных положений

173
Коммуникология. Том 5.№ 4. С.167-177
Провокация есть проявление рационального/иррационального поведения как отдельного человека, таки социальных групп оно может быть крайне рискованными его оценки динамичны и различны, зависят от уровня сложившихся культурных ценностей. Устоявшийся в сознании людей негативный стереотип провокаций не отменяет их все более широкий масштаб, их применяют практически во всех областях существования современного социума. С.А. Кравченко, к примеру, замечает, что люди начинают испытывать тягу к социальным действиям, связанным с повышенными рисками, возрастающего влияния случая
[Кравченко: 198]. В последние годы появляются новые типы коммуникационных авантюристов- провокаторов. Социальные типы авантюристов и марионеток стали встречаться на каждом шагу. Есть они ив научном сообществе. Время покажет, надолго ли. Вот некоторые из них. Пранк – телефонные провокации, содержащие розыгрыш, элементы хулиганства, подшучивания. Объектами пранкеров чаще всего становятся известные люди, включая политиков. В последнее время «пран- керство» приобрело популярность, стало модным занятием. Троллинг – форма социальной провокации. Слово троллинг в последнее время также стало чрезвычайно популярным. В Википедии он рассматривается в качестве формы социальной провокации в сетевой коммуникации, используемой как персонифицированными участниками, заинтересованными в большей узнаваемости, публичности, эпатаже, таки анонимными пользователями без возможности их идентификации23.
Коммуникативная провокация в средствах массовой информации ныне широко распространена. Нынешняя журналистика, в корне отличающаяся от существовавшей в е годы прошлого века, оскорбляет и высмеивает своих оппонентов намного чаще. К тому же сейчас открыто признается, что высмеять, унизить, спровоцировать на ответные, чаще всего поспешные, необдуманные действия, – значит получить в конфликте некоторое преимущество. Было бы неверно, конечно, оценивать юмор и его разновидность – сатиру в качестве средства исключительно обостряющего конфликт. Однако кажется бесспорным что насмешка, может быть катализатором любого конфликта.
Надсмехатель чаще всего несдержан в своих эмоциях. Да и его интеллект просто не может освоить элементарные правила и нормы поведения в таких случаях. Вот характерный пример такой насмешки из уст НС. Хрущева. В 1962 году в московском Манеже открылась выставка, на которой были представлены работы движения Новая реальность, продолжавшего и развивавшего традиции русского авангарда начала века.
Выставка в Манеже оказалась в анналах истории из-за отрицательной реакции НС. Хрущева, не воспринявшего абстрактные идеи художников. Обойдя зал с картинами Новой реальности, он врезкой форме высказался по поводу увиденного. Самым пристойным из произнесенных их слов была мазня. Хрущев возмущался оторванностью абстракционизма от народа и его ориентацией на чужие образцы Некоторые, видимо, стали стыдиться, что мы действитель-

174
Communicology.2017.Vol.5. No.4 http://www. communicology.us
Communicology.2017.Vol.5. No.4. Р. 167-177 http://www. но, может быть, недоросли Пошли к чертовой матери Недоросли, что делать Пусть судит нас история, а покамест нас история выдвинула, поэтому мы будем творить то, что полезно для нашего народа и для развития искусства. Сколько есть еще педерастов так это же отклонение от нормы. Так вот, это – педерасты в искусстве. Наследующий день газета Правда сообщила, что в Манеже руководители партии и правительства осмотрели работы некоторых так называемых абстракционистов. Нельзя без чувства недоумения и возмущения смотреть мазню на холстах, лишенную смысла, содержания и формы [Стенограмма…].
У М. Зощенко подобная реакция описана в качестве типологической в рассказе Людоед (1938). Схематично (нет смысла воспроизводить весь текст) ситуация выглядела следующим образом. Провокаторы «Поэт-сатирик, живущий в соседнем доме…» и приглашенный редактор газеты чтобы повысить уровень этой газеты. В процессе работы поэтом овладела профессиональная страсть сначала описывал убожество лестниц и недочёты помойной ямы, но когда ему повысили гонорар до тридцати копеек за строчку, он перешёл на людей ив короткое время отхлестал своими стихами почти всех жильцов, включая дам и детей. После этого он, не встречая сопротивления, пошл, как говорится, делать второй круг по тем же людям, с каждым разом заостряя свою сатиру всё больше и круче. Объект провокации Квартирант Ф, который, прочитав в стенной газете За жабры текст про себя, пришел в бешенство и с криком Всех перестреляю сорвал эту газету, дернул за волосы сына редактора газеты и погнался за поэтом, автором этих стихов. Он нашел причину обиды именно в этом человеке и его раздражение перешло в гнев, злость. Страсть – сильное, стойкое, длительное чувство, пустив корни в человеке, захватывает его и владеет им.
[Рубинштейн: Обращаясь к современным проблемам, сравнивая их с проблемами столетней давности, естественно, можно вызвать несогласие и раздражение нынешнего читателя. Разумеется, не следует сегодняшние события мерить старыми мерками. А.В. Дмитриев приводит случай, произошедший совсем недавно в том сообществе, где он издавна трудится. При подготовке неудачной по мнению автора, реформы РАН (2012-2013гг.) официальные СМИ сыграли определенную им роль поддержки готовящегося тогда проекта. Поскольку уровень подготовки журналистов, как обычно, ограничивал их возможности обсуждать проблему по существу, то был избран уже давно опробованный путь – дискредитация тех или иных руководящих работников президиума РАН (бей по штабам!»).
В самом начале тогдашних информационных атак, учитывая очевидную абсурдность и надуманность предъявленных обвинений, руководство РАН их проигнорировало. По-видимому, это и было ошибкой. Молчание было принято за слабость и податливость. В конце 2014 года была запущена очередная новость
«Экс-президент РАН ЮС. Осипов оплатил шикарный банкет в московском плавающем ресторане La В для подруги своего летнего сына. С подачи бывшей главы Совета молодых ученых РАН В.А. Мысиной интернет издания и телекомпания растиражировали этот компромат, присовокупив к нему серьезные

175
Коммуникология. Том 5.№ 4. С.167-177
факты – примеры незаконных сделок с государственной землей, благодаря которым отдельные члены и руководители РАН обогатились и стали владельцами дорогой недвижимости, то есть научных работников фактически обвинили в совершении тяжких коррупционных преступлений. 215§3. Президиум РАН на сей раз не оставил выступление без ответа, официально заявив Факты, которыми беззастенчиво манипулируют фальсификаторы, не соответствуют действительности. На сайте РАН были опубликованы обращения от представителя семьи
Осиповых к В.А. Мысиной и генеральным директорам телеканалов Пятый канал и РЕН-ТВ с требованием дать опровержения приведенной ими информации и принести извинения. В случае невыполнения этих условий было обещано обратиться в органы прокуратуры РФ для восстановления справедливости. Опровержений и извинений, разумеется, не последовало Научное сообщество 14-15.].
Выводы
Цель провокационной рекламы – получение прибыли – сточки зрения ее заказчиков и создателей вполне оправдывает сомнительные средства, используемые в ней. Возможность скандала, публичного осуждения, запрета просчитывается здесь заранее и часто является одной из скрытых задач рекламодателей, поскольку любой резонанс способствует достижению конечной цели. Провокационный маркетинг – это организованное и тщательно спланированное управление поведением потребителей с целью получения выгоды. Манипулятивная сущность подобного рода провокаций обычно не скрывается ее организаторами, и потому хорошо прочитывается на каждом из этапов разворачивания ситуации.
В целом, художественная провокация позитивна. В отличие от политики или экономики манипулятивная составляющая в искусстве носит игровой, условный характер. Кроме того, она осуществляется с подразумеваемого согласия читателя, зрителя или слушателя, испытывающего потребность оказаться на какое-то время обманутым. Приходя в театр, выбирая книгу для чтения или фильм для просмотра, человек тем самым уже соглашается на то, чтобы автор провоцировал его, вовлекая в перипетии сюжета и заставляя переживать различные эмоции. Наконец, в искусстве (если это действительно искусство, а некоммерческая или идеологическая подделка под него) провокация осуществляется не в утилитарных целях художник действует здесь не от своего имени, а от имени искусства ив целях его развития Дмитриев, Сычев Источники. Глухова А.В. Политическая провокация природа, контекст, разновидности в сб. Провокация сферы коммуникативного проявления. М Русайнс
2. Дмитриев А.В., Сычев А.А. Провокация социофилософские очерки М ЦСПиМ, 2017.
336 с. Дмитриев А.В., Сычев А.А. 2014. Скандал. Социофилософские очерки. М ЦСПиМ. 323 с. Дубровский Д.И. Обман. Философско-психологический анализ. Дополненное издание М Канон РООИ Реабилитация, 2010. 336 с.

1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   26


написать администратору сайта