Нормативные документы в работе реставратора. Модуль 2.. Комплекс
Скачать 1.09 Mb.
|
В музеях запрещается: загромождать входы на чердаки, внутренние проходы в фондохранилища, лестничные площадки и другие пути эвакуации людей, хранить в чердачных помещениях какие-либо предметы и материалы; держать открытыми входы на чердаки и в подвалы; оставлять без присмотра включенное электрооборудование, электроприборы и токоприемники; проводить уборку с применением легоковоспламеняющихся и горючих жидкостей; отогревать замерзшие водопроводные, канализационные и другие трубы открытым огнем; применять синтетические горючие материалы (пенопласт, поролон и т.п.), ткани из искусственных волокон для отделки коридоров, лестничных клеток, путей эвакуации. разводить на территории костры, сжигать производственные отходы и мусор. Места пользования различными электрическими приборами, оборудование рабочих мест для сотрудников в хранилищах, проведение фейерверков на территории музея должны согласовываться с органами Государственной пожарной службы МЧС России. Экспозиционные залы, хранилища, реставрационные и иные помещения музея должны содержаться в чистоте и порядке, исключающем возможность появления пыли, насекомых, плесени и грызунов. В этих целях проводится ежедневная влажная уборка всех залов и помещений. Категорически запрещается нахождение в экспозиционных залах, хранилищах и реставрационных помещениях в верхней одежде, мокрой и грязной обуви, хранение любых посторонних предметов, использование пищевых продуктов. Не реже одного раза в месяц в экспозиционных залах проводится так называемый "санитарный день", в ходе которого осуществляется вскрытие витрин в целях их обеспыливания и протирка полов, плинтусов, подоконников водными растворами антисептиков. Для курения в здании и помещениях музеев должны быть выделены специально оборудованные места. Режим охраны музея Режим охраны музея представляет собой комплекс мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение противоправных посягательств в отношении охраняемых объектов культуры, а также административных правонарушений путем обеспечения инженерно-технической укрепленности, оборудования зданий и помещений музея средствами охранной сигнализации, организации постов охраны, опечатыванию помещений, соблюдению внутриобъектового и пропускного режимов, организации хранения ключей от помещений. Организация охраны музея осуществляется в соответствии с требованиями законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также совместных нормативных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства культуры Российской Федерации. В каждом музее должны быть разработаны и утверждены учредителем концепция безопасности и внутримузейная инструкция по организации охраны и противопожарной безопасности всех зданий и помещений музея. В часы работы музея наблюдение за сохранностью музейных предметов, находящихся в экспозиционно-выставочных залах, осуществляют музейные смотрители (далее - смотрители). Должностное лицо, отвечающее за организацию работы смотрителей, распределяет посты внутреннего наблюдения между ними по согласованию с главным хранителем и обеспечивает контроль за выполнением ими своих должностных обязанностей. Смотритель музея должен иметь выкопировку из охранной экспозиционной описи на зал (залы), наблюдение за которыми он осуществляет. Экспозиционные залы, хранилища, реставрационные и иные помещения, где постоянно или временно размещаются музейные предметы, должны иметь технически укрепленные двери, снабженные замками повышенной секретности, и в нерабочее время находиться в опломбированном или опечатанном состоянии. Ежедневно в начале и конце рабочего дня дежурный научный сотрудник музея вместе со смотрителями, сотрудниками (работниками) охраны обязаны производить вскрытие и закрытие экспозиционных и выставочных залов, проверять наличие экспонатов, состояние технической укрепленности стендов, витрин, другого экспозиционного оборудования, а также работу средств охранно-пожарной сигнализации. В случае выявления несанкционированного вскрытия экспозиционных залов, хранилищ, других мест постоянного или временного размещения музейных предметов, отсутствия экспоната (экспонатов), срыва пломбы или печати на оборудовании, его технической неисправности, а также неисправности в работе средств охранно-пожарной сигнализации указанные лица должны немедленно проинформировать об этом руководство музея и организации, осуществляющей охрану музея. Противопожарный режим Противопожарный режим в зданиях и помещениях музея регламентируется соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации в области пожарной безопасности. Эксплуатация зданий и помещений музея, связанных с массовым пребыванием людей, допускается при наличии разрешения органа Государственной пожарной службы (далее - ГПС). Ежегодно все музеи обследуются инспекторами органов ГПС, по их результатам составляется акт. Выполнение предписаний органов ГПС по устранению выявленных недостатков является обязательным для музеев. Приказом директора, ежегодно обновляемым или уточняемым, назначаются должностные лица, ответственные за пожарную безопасность на всех объектах музея. В каждом музее должны быть разработана внутримузейная инструкция об организации пожарной безопасности, которая утверждается приказом директора, доводится до сведения всех сотрудников под расписку, а памятки о правилах пожарной безопасности в форме выписки из инструкции должны храниться на каждом рабочем месте. Один раз в полгода по согласованию и совместно с органами ГПС в музее проводятся практические занятия по действиям сотрудников при возникновении возгорания, задымления или пожара. Все объекты и помещения музея должны быть оборудованы пожарной сигнализацией. Сигналы с извещателей выводятся на МПЦО, отдельные пульты пожарной сигнализации, установленные в музее, а также выводятся на ПЦО вневедомственной охраны при МВД России. В помещениях музея, где расположены пульты управления, организуется круглосуточное дежурство. Пожарная сигнализация должна соответствовать техническим требованиям ГПС. Музеи с общей площадью до 1000 кв.м оборудуются автоматической пожарной сигнализацией. Музеи, общая площадь которых превышает 1000 кв.м, а также музеи- заповедники должны быть оборудованы установками автоматических систем пожаротушения. В качестве агента в автоматических системах пожаротушения может применяться только безвредный для людей газ. Использование в качестве агента порошка или воды допускается в музейных объектах и помещениях, где не осуществляется хранение музейных предметов и музейных коллекций. Экспозиционные залы, хранилища, а также помещения, в которых находится учетно-хранительская документация, должны быть обеспечены углекислотными огнетушителями из расчета один огнетушитель на 50 кв.м площади пола, но не менее двух на каждое помещение. Помещения, оборудованные автоматическими системами пожаротушения, обеспечиваются огнетушителями в меньшем на 50% количестве. В помещениях, в которых не осуществляется экспонирование и хранение музейных предметов и музейных коллекций, могут применяться порошковые огнетушители. Для размещения первичных средств пожаротушения на территории музея, в производственных и складских помещениях оборудуются пожарные щиты. Противопожарное оборудование, средства извещения о пожаре должны постоянно содержаться в исправном состоянии и рабочей готовности. Использование противопожарного оборудования не по прямому назначению не допускается. В каждом музее разрабатывается поэтажный план эвакуации людей, фондов и других ценностей. У главного хранителя, в помещении МПЦО и на каждом этаже на видном месте вывешиваются выкопировки из плана эвакуации. Все музейные объекты должны быть оборудованы молниезащитными устройствами. Организация ключевого хозяйства Главной задачей при организации ключевого хозяйства является установление строго контроля за пользованием ключами или карточками доступа к электронным замкам (далее - карточки доступа), а также исключение возможности несанкционированного проникновения посторонних лиц в экспозиционные залы, хранилища, реставрационные и иные помещения музея. Возложение ответственности за организацию ключевого хозяйства на должностных лиц музея определяется внутримузейной инструкцией. Как правило, эти функции осуществляют главный хранитель или заместитель директора по безопасности. Каждый ключ или карточка доступа должны быть зарегистрированы в специальном журнале, порядковый номер по которому является номером ключа или карточки доступа. Ключ снабжается биркой с названием номера зала, хранилища, шкафа, витрины и прочих мест хранения ценностей. Первые экземпляры ключей и карточек доступа должны храниться в специальных пеналах, которые выдаются ответственным хранителям, опечатываются их личной печатью. Выдача ключей и карточек доступа производится только лицам, указанным в ежегодно обновляемом приказе директора музея, экземпляр которого должен быть на посту охраны. Выдача и возврат пеналов с ключами и карточками доступа фиксируется в специальном журнале, который хранится на посту охраны. Вынос пломбиров, пеналов с ключами и карточками доступа за пределы музея категорически запрещается. Ключи от хранительского оборудования (шкафы, витрины, сейфы) хранятся в помещении хранилища в металлическом шкафу или сейфе. Дубликаты всех ключей и карточек доступа хранятся в сейфе у директора или главного хранителя музея. Использование дубликатов фиксируется в специальном журнале. Хранилища музеев в рабочее время должны быть закрыты. В отсутствие ответственного хранителя доступ в них запрещен. В случае необходимости доступа в хранилище в отсутствие ответственного хранителя вскрытие помещения производится по распоряжению главного хранителя комиссией в составе не менее 3 человек. Список лиц, имеющих право доступа в хранилище, обновляется по мере необходимости и должен находиться на посту охраны. Все другие сотрудники музея допускаются в хранилище только в сопровождении ответственного хранителя или заведующего отделом хранения. Допуск посторонних лиц, в том числе, исследователей, а также вынос музейных предметов и прочих материальных ценностей осуществляется по письменному разрешению директора музея на основании пропуска, который подписывается главным хранителем и регистрируется в специальном журнале. Обеспечение сохранности музейных предметов при их экспонировании Устройство и оборудование экспозиционных залов должны предусматривать создание оптимальных условий для показа и сохранности экспонатов. Экспозиционное оборудование (стенды, шкафы, витрины, подставки и т.п.) снабжается внутренними замками и специальными приспособлениями для наложения пломб и печатей. Витрины и шкафы для предметов из драгоценных металлов и камней, оружия должны быть оборудованы сигнализацией. Оборудование изготавливается с учетом габаритов и веса экспонатов и должно быть прочным и устойчивым (особенно подставки для скульптур, макетов и моделей). Для обеспечения необходимой устойчивости его прикрепляют к полу специальными металлическими угольниками, приделанными к ножкам или к основанию. Все малоустойчивые предметы, выставленные на различных полках и подставках, должны обязательно прикрепляться к полке, стене шкафа или к подставке. Особо ценные и хрупкие экспонаты, оружие, предметы небольших размеров (в том числе мелкая скульптура, фарфор, стекло и т.д.) экспонируются только в застекленных шкафах, витринах или стендах. В открытой экспозиции около особо ценных или хрупких экспонатов устанавливаются специальные ограждения. В случае необходимости отдельные экспонаты закрываются стеклянными колпаками. Колпаки должны быть плотно пригнаны к подставкам. Витрины и шкафы всех типов должны надежно защищать музейные предметы от пыли. Экспозиционное оборудование располагается по отношению к окнам таким образом, чтобы экспонаты не подвергались действию прямых солнечных лучей. При развеске экспонатов на щитах или внутри шкафов предметы должны закрепляться неподвижно. На стенах, стендах и щитах для подвески экспонатов укрепляются металлические штанги. Подвеска картин осуществляется на металлических полосах, тросах или шнурах. Для подвески большемерных и очень тяжелых экспонатов используются металлические полосы или тросы. Кольца для подвески картин укрепляются на тыльной стороне рамы. Запрещается ввертывание колец в подрамник картины. В рамах, подготовленных для экспозиций, глубина паза для картины должна соответствовать толщине подрамника. Для монтировки картин в рамы разрешается пользоваться только специальными металлическими или деревянными зажимами и вертушками. Железные зажимы должны быть предварительно покрыты антикоррозионным защитным слоем. Тыльную сторону монтированной в раму картины можно защитить фанерой, плотной тканью или дерматином. При развеске произведений живописи на дереве без окантовок и рам (например, икон) следует крепить их при помощи специальных металлических держателей, обернутых тканью. При значительной тяжести произведения необходимо обеспечить дополнительные упоры под нижний торец экспоната или рамы. В экспозиции произведения живописи желательно хранить под стеклом, особенно картины, висящие в нижнем ряду. Для того чтобы стекло не прикасалось к живописи, по краям делают деревянные, картонные или пробковые прокладки толщиной 2-5 мм. Произведения графики могут экспонироваться в витринах в рамах или в одной окантовке, но обязательно под стеклом и в двойном паспарту из бумаги, не содержащей лигнина. Для изготовления паспарту используется чертежная бумага типа ватман, полуватман и белый картон. Использование фанеры и досок без бумажных прокладок для окантовки графики запрещается. Срок экспонирования всех видов бумажных материалов зависит от характера освещения залов и использованных средств защиты самих произведений. В зависимости от условий общая продолжительность экспонирования должна быть не более 6 месяцев в году. Старые фотоснимки экспонируются в витринах или под стеклом, в паспарту, по тем же правилам, что и художественная графика. Допустимый срок их экспонирования - не более года. Для постоянной экспозиции их необходимо заменять точной фотокопией. При экспонировании одежды предпочтительно использовать манекены. Если одежда хранится или экспонируется на плечиках, то на последние необходимо сделать мягкие подкладки. Срок экспонирования не дублированных тканей в висячем положении не должен превышать трех лет. Не дублированные археологические и ветхие ткани, а также тонкие ткани с тяжелым золотым, серебряным и иным шитьем можно экспонировать только в горизонтальном положении. Для подвески тканей к верхней кромке с тыльной стороны пришивается карман из вспомогательной материи для продевания планки, за которую и осуществляется подвеска. Древние, хорошо сохранившиеся ткани можно экспонировать в вертикальном положении прикрепленными по периметру к холсту, натянутому на подрамник. Такую подготовку тканей может выполнять только квалифицированный реставратор. Ковры и гобелены при их экспонировании могут прикрепляться за нашитые полосы другой ткани к обтянутому холстом подрамнику соответствующего размера. Категорически запрещается прибивать ткани, ковры, гобелены гвоздями или прикалывать булавками. При монтаже экспозиции картины устанавливаются на полу вдоль стен, на специальных подушках или подставках. Расписную или золоченую скульптуру из дерева, резьбу, резные или золоченые рамы при монтаже экспозиции нельзя ставить прямо на пол или прислонять к стене; необходимо пользоваться мягкими прокладками из поролона или подушек с ватой и ветошью между полом, стеной и предметом. Экспонаты удобнее ставить к стене тыльной стороной. При экспонировании мебели желательно помещать ее на подиумы, по площади несколько больше экспоната и не менее 10 см высоты. Не допускается использование музейных предметов мебели в качестве подставок для витрин или подиумов под скульптуру. Если экспозиционно-художественным решением предусмотрена установка на мебель каких-либо других экспонатов (вазы, часы, настольные украшения, фотография в рамке и т.д.), нижнюю часть устанавливаемого предмета должна быть изолирована от поверхности мебели прокладкой из мягкой ткани, например, байки. Двусторонние предметы экспонируются на специальных подставках или в витринах, допускающих обозрение с разных сторон. Объемные вазы, большемерная скульптура, керамическое панно, мозаика должны размещаться на специальных тумбах - подставках или прикрепляться к стене. Выставленную в экспозиции скульптуру необходимо крепить к постаменту с учетом специфики материала памятника, используя в этих целях гипс, мастики и другие обратимые легко удаляемые материалы. Запрещается использование пластилина и необратимых клеев в качестве крепления для всех без исключения предметов. Коллекции насекомых экспонируются наколотыми на специальные булавки в застекленных ящиках или коробках с торфяным дном, оклеенным внутри белой бумагой. Не допускается экспонирование ботанических материалов без герметизации более одного месяца. Категорически запрещается размещение экспонатов вблизи отопительных приборов и вентиляционных установок. Предметы из органических материалов (дерево, бумага, фотографии, кожа, кость, ткани, масляная и темперная живопись, воск, ботанические и зоологические объекты и т.д.), должны располагаться не менее чем на 1,5-2 метра от отопительных приборов и источников света, обладающих тепловым воздействием (лампы накаливания). Для защиты музейных помещений от пыли, мух и попадания музейных вредителей открываемые окна и вентиляционные отверстия должны быть снабжены фильтрами в виде специальных рам, обтянутых марлей, капроновой или частой металлической сеткой с ячейками не более 1 мм. Потоки воздуха в зоне экспоната не должны превышать 0,1 м/с. Опасны даже очень слабые воздушные потоки, так как они оказывают давление на всю структуру материала и влияют на его термоденамическое равновесие с окружающей средой. Оборудование временных выставок должно отвечать всем основным требованиям, предъявляемым к экспозиционному оборудованию. Кроме того, оно должно легко монтироваться и демонтироваться и быть удобным при перемещениях. Предпочтительны модульные конструкции с внутренней оснасткой, позволяющей многоразовое и многоплановое использование. Оборудование временных выставок (шкафы, витрины, подиумы) может быть нейтрально по форме и рассчитано на многоразовое использование для различных категорий экспонатов. Предпочтительны модульные конструкции с внутренней оснасткой, позволяющей многоплановое использование. |