Главная страница
Навигация по странице:

  • Упаковка произведений станковой живописи

  • Упаковка произведений темперной живописи

  • Упаковка произведений графики

  • Упаковка произведений скульптуры

  • Упаковка предметов декоративно-прикладного искусства

  • Нормативные документы в работе реставратора. Модуль 2.. Комплекс


    Скачать 1.09 Mb.
    НазваниеКомплекс
    АнкорНормативные документы в работе реставратора
    Дата17.02.2020
    Размер1.09 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМодуль 2..pdf
    ТипЗакон
    #108844
    страница16 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Категорически запрещается:
    - упаковка предметов, разнотипных как по материалу, так и по весу, в один ящик;
    - упаковка предметов в мягкую тару.
    В каждый упакованный ящик вкладывается один экземпляр упаковочного акта на предметы, находящиеся в данном ящике, подписанный хранителем или научным сотрудником музея, ответственным за упаковку предметов, реставратором и упаковщиком.
    Сторона, отправляющая предметы, должна своевременно уведомить грузополучателя об отправке груза и сопровождающем для принятия необходимых мер по приему груза.
    Прием музейных предметов производится группой ответственных лиц по поручению руководителя принимающей стороны. Приемка производится с участием сопровождающего груз, а при его отсутствии грузоотправителю сообщается дата и место приема для командирования в случае необходимости своего представителя.
    Груз принимается поящично. Находящиеся в ящиках предметы тщательно осматриваются. Результаты приемки оформляются актом, в котором указывается наличие прибывших предметов в каждом ящике, фиксируются состояние сохранности каждого предмета и возможные причины, приведшие к их повреждению.
    Обо всех случаях повреждений предметов немедленно сообщается организации - отправителю.
    Перевозка предметов автотранспортом производится только в закрытых автофургонах, пригодных для этих целей. При погрузке ящики размещаются по ходу движения и закрепляются неподвижно.
    Рекомендуется возможно меньше пользоваться временным хранением ящиков с предметами в пакгаузах. Ящики с предметами разрешается хранить только в пакгаузах закрытого типа.
    Ящики вскрываются обязательно в закрытом помещении, температурно- влажностные условия которого должны быть близки к нормальному музейному режиму.
    В зимнее время, а также ранней весной и поздней осенью (при большой разнице между наружной температурой и температурой внутри помещения)
    ящики вскрываются только на следующие сутки пребывания их в помещении.
    Предметы, хранящиеся запакованными в ящики длительное время, периодически распаковываются для проверки состояния их сохранности.
    При контрольных вскрытиях ящиков произведения станковой масляной живописи выдерживаются на свету (только не на солнце) в течение нескольких суток и затем вновь пакуются.
    Ткани необходимо распаковывать не менее 3 раз в год, весной и осенью проветривать и затем перекладывать, меняя места сгибов материала.
    Упаковка произведений станковой живописи
    Произведения станковой живописи на холсте группируются поящично, по размерам, в соответствии с которыми заказывается упаковочная тара.
    Желательно, чтобы вес ящика с картинами не превышал 100 кг.
    Произведения живописи могут упаковываться как вместе с рамами, так и без рам.
    В случае транспортировки картин в рамах застекленные картины перед упаковкой демонтируются, между стеклом и рамой вкладывается кусок оргалита или плотного картона, по размеру равный картине, после чего картина вновь монтируется в раму.
    Все предметы перед упаковкой обертываются крафтом или оберточной бумагой. Предварительно они обертываются фланелью или байкой.
    Запрещается закалывать края бумаги кнопками во избежание повреждения экспоната.
    Картины перед упаковкой помещаются в водонепроницаемый чехол или конверт, края которого заклеиваются. Для изготовления чехлов или конвертов рекомендуется использовать синтетические эластичные материалы. В случае упаковки картин в рамах картина помещается в чехол или конверт до вставления в раму. При транспортировке на дальние расстояния водным транспортом все экспонаты помещаются перед их упаковкой в двойные водонепроницаемые заклеенные пакеты.
    Картины укладываются в ящик плотными рядами попарно живописной поверхностью друг к другу. В тех случаях, когда картины с пастозной живописью пакуются сложенными попарно без рам, они укладываются так, чтобы угол одной картины не давил на красочный слой другой. Их красочный слой предварительно защищается микалентной или папиросной
    бумагой, прокладывается фланелью или байкой. Затем обе картины плотно обертываются бумагой или крафтом.
    Каждая пара или отдельная картина раскрепляется рейками и небольшими брусками.
    Все пустоты в ящике плотно заполняются свертками из мятой бумаги или кусками пенопласта и поролона (если картины укладываются в рамах).
    Наилучшей системой упаковки является укладка картин в ящик в кассетах
    (рамках с вертушками).
    Картины большого размера (от 1 метра по одной из сторон и больше), как правило, пакуются в количестве не более 5 в ящик. Картины укладываются в горизонтальном положении попарно красочной поверхностью друг другу.
    Каждая пара картин раскрепляется рейками и небольшими брусками.
    Картины небольшого габарита разного размера укладываются в ящики в специально изготовленные для них деревянные рамки, накладывающиеся одна на другую. Внутренние стороны упаковочной рамки должны иметь паз с тупым углом, чтобы картина своим полотном не касалась упаковочной рамы.
    Перед упаковкой картины подбираются по размерам и укладываются в ящик красочным слоем вниз в горизонтальном положении, придвинутыми к одному из углов нижней стороны ящика, где имеются салазки.
    Углы лепных или резных рам обкладываются поролоновыми или ватными подушками. Лицевая сторона картины должна быть защищена от случайного повреждения осколками от лепнины рамы.
    Пустоты между торцами картин и стенками ящика плотно заполняются поролоном, пенопластом или рулонной гофрированной бумагой.
    Ящики с произведениями станковой живописи на холсте транспортируются так, чтобы упакованные картины, независимо от способа их укладки
    (горизонтального или вертикального), обязательно находились в вертикальном положении.
    Накатка на вал больших картин допускается лишь в присутствии опытного реставратора. При этом картина кладется живописной поверхностью на чистый пол, застеленный холстом или упаковочным материалом. Оборотная сторона картины простилается упаковочным материалом, Над картиной параллельно ее кромке устанавливается вал с кружалами. Кромка картины плотно прижимается к валу, закрепляется обойными гвоздями и
    прокладывается микалентом. Полотно картины должно заходить на вал вполоборота.
    Накатка на вал производится тремя или, в крайнем случае, двумя лицами.
    При накатке необходимо следить за тем, чтобы не было перекоса полотна картины.
    На вал может быть накатано до 10 картин в зависимости от их размера. По мере накатки картины на вал кромка каждой следующей накатываемой картины склеивается с кромкой предыдущей при помощи ленты с обратимым клеем или, в идее исключения, сшивается ниткой.
    К углам кромки последней картины пришиваются тесемки, которые крепятся за обойные гвозди, вбитые по обоим концам вала. После того как веревки завязаны, гвозди забиваются окончательно.
    Края холстов, накатанных на вал, не должны доходить до краев кружал на 5 -
    10 см с каждой стороны.
    Вал с накатанными картинами обертывается упаковочным материалом, а затем по спирали водонепроницаемой синтетической пленкой или клеенкой и упаковывается в ящик.
    Вал с накатанными на него картинами должен транспортироваться в горизонтальном положении.
    Упаковка произведений темперной живописи
    . Перед упаковкой произведения темперной живописи группируются по размерам, в соответствии с которыми заказывается упаковочная тара. Вес упаковочного ящика не должен превышать 80 кг.
    Все предметы перед упаковкой обертываются микалентной бумагой, затем воздушно-пупырчатой пленкой, крафтом и закрепляются липкой лентой.
    Красочный слой обязательно закрывается восковой калькой, папиросной или микалентной бумагой.
    Произведения темперной живописи небольшого размера пакуются в ящик в горизонтальном положении, укладываются попарно, красочной поверхностью одной картины к красочной поверхности другой и перекладываются по углам мягкими прокладками.
    На дно ящика укладывается поролон, пенопласт или гофрированная бумага,
    Пустоты между стенками ящика и торцами предметов плотно заполняются свертками из мятой бумаги или упаковочным материалом.
    Иконы небольшого размера перед укладкой в ящик помещают в индивидуальные кассеты.

    Произведения темперной живописи большого размера пакуются в ящик не более 1 - 2 произведений. Дно и две смежные стенки ящика закрепляются амортизационными прокладками.
    Предметы укладываются живописной поверхностью одного к живописной поверхности другого. По верхнему и нижнему краям живописной поверхности нижележащего произведения накладываются жгуты толщиной не менее 2 см из плотной бумаги.
    Предметы крепятся небольшими брусками с боков и рейками сверху. В местах соприкосновения их поверхности с креплениями прокладываются подушки.
    Произведения с покоробленной основой упаковываются в отдельные ящики.
    Они кладутся в ящик живописным слоем вниз на мягкие прокладки и плотно прижимаются к ним обернутыми в бумагу брусками, положенными вдоль волокна доски по линии ее наибольшего прогиба. Брусок крепится к боковым стенкам ящика. Между стенками ящика и краями доски помещается амортизационная прокладка из гофрированного картона, а при значительном зазоре - обернутые в плотную бумагу деревянные бруски, укрепленные на боковых стенках ящика.
    Произведения, сильно поврежденные жуками-точильщиками, пакуются в отдельные ящики, строго соответствующие их размерам. Между произведениями и стенками ящика помещают амортизационные прокладки из гофрированного картона или поролона.
    Транспортировка таких предметов допускается только в исключительных случаях.
    Упаковка произведений графики
    Акварели, рисунки и гравюры пакуются в ящики в таких же папках, в каких они хранятся в фондах музея.
    Папки делятся на группы по размерам, обертываются в бумагу, заключаются во влагонепроницаемые двойные пакеты, затем укладываются в ящики в горизонтальном положении.
    На дно ящика кладется прокладка из пенопласта. Все пустоты в ящике плотно заполняются упаковочным материалом - свертками мятой бумаги, поролоном и т.п. Ящики изнутри оклеиваются водонепроницаемым материалом.
    Произведения графики следует упаковывать монтированными в паспарту, при необходимости - под стеклом и в рамах. Перед упаковкой стекло
    заклеивается специальной липкой лентой для стекла, концы которой не должны доходить до рамы на 1 см.
    Произведения графики в старой художественной или авторской монтировке размонтированию при упаковке не подлежат. Такие произведения перед укладкой в ящик помещают в индивидуальные деревянные кассеты с прокладкой из поролона со стороны стекла и с оборота, а по бортам - из пенопласта.
    Транспортировка пастелей и рисунков углем допускается только в исключительных случаях и обязательно в застекленном виде. Стекло предварительно заклеивается липкой лентой.
    При упаковке этих произведений нельзя допускать никаких сотрясений.
    Категорически запрещается забивка гвоздей. Транспортировка ящиков в этом случае производится только в вертикальном положении.
    Упаковка произведений скульптуры
    Перед упаковкой каждый предмет обертывается бумагой, которая крепится на нем липкой лентой и помещается в чехол из светлой нелиняющей ткани.
    Разъемные части скульптуры пакуются отдельно.
    Категорически запрещается применение при упаковке скульптуры вощеной и парафинированной бумаги.
    Скульптура (кроме гипса) средних и больших размеров крепится в ящике планками с мягкими прокладками или упорами из досок. Крепления должны обеспечить неподвижность произведения в упаковке и минимальное давление на наиболее хрупкие его части. Все пустоты в ящике плотно заполняются упаковочным материалом.
    При упаковке скульптуры из влагопоглощающих материалов (гипс, дерево, мрамор, известняк и др.) она должна помещаться в водонепроницаемый чехол.
    Гипсовая и керамическая скульптура пакуется в ящик, на дно которого предварительно кладется мягкая прокладка. Пустоты в ящике плотно заполняются упаковочным материалом.
    Мраморная скульптура пакуется, как правило, по одной в ящик. В случае упаковки в ящик двух произведений каждое из них отгораживается друг от друга фанерными стенками.
    Мелкая скульптура упаковывается по методу, указанному в разделе № 69
    "Упаковка предметов декоративно-прикладного искусства".

    Упаковка предметов декоративно-прикладного искусства
    При упаковке предметов из керамики, стекла, фарфора и других хрупких предметов каждое из них обертывается микалентной бумагой, затем поролоном или иным мягким материалом и бумагой, которая закрепляется липкой лентой, Каждая съемная деталь обертывается отдельно.
    При упаковке особо хрупких предметов, кроме мягкой обертки, их следует помещать в небольшие легкие фанерные ящики и картонные коробки, которые, в свою очередь, упаковываются в общий ящик.
    В отдельных случаях такие предметы пакуются непосредственно в фанерную коробку и крепятся в ней специальным вкладышем, повторяющим форму предмета.
    Упакованные предметы перекладываются дополнительно упаковочным материалом, им же плотно заполняются все пустоты в ящике.
    Предметы, получившие в процессе упаковки округлую форму, укладываются в ящики, на дно которых предварительно кладется амортизационная подушка из мягкого упаковочного материала. Вниз укладываются более тяжелые предметы, а сверху - более легкие и хрупкие.
    Тарелки и блюда из фарфора и фаянса, одинаковые по размеру и форме, пакуются в ящики, рассчитанные не более чем на 2 яруса. Каждый предмет прокладывается листами пупырчатой пленки и ставятся плотными стопкам на ребро.
    Тарелки и блюда, различные по форме и размеру, пакуются индивидуально аналогичным образом.
    Ящики для упаковки тканей должны быть снабжены внутренней предохранительной крышкой и съемными полками, на которые они укладываются. Ткани упаковывают в ящик, старясь избежать излишних сгибов материала, и перекладывают листами чистой бумаги. Предварительно ткани помещаются во влагонепроницаемые пакеты.
    Ковры и шпалеры перед транспортировкой перекладывают двумя слоями бумаги и накатывают на вал ворсом внутрь. Верхний слой бумаги должен быть обработан скипидаром или иным средством, рекомендованным специалистом. При накате необходимо следить за тем, чтобы на коврах или шпалерах не образовывались складки.
    Длина вала должна быть больше ширины накатанных на него ковров или шпалер на 10 см с каждой стороны.
    Перед укладкой в ящик вал обертывают влагонепроницаемым материалом и закрепляют в нем так, чтобы ковры и шпалеры на касались стенок ящика.

    Ковры и шпалеры небольшого размера пакуются так же, как ткани.
    Ящики для упаковки мебели изготавливаются в зависимости от ее формы и размера. Перед упаковкой мебель обертывается бумагой и мягким упаковочным материалом. В ящике мебель раскрепляется планками. В местах соприкосновения с креплениями прокладываются подушки из амортизационного материала.
    Съемные или плохо прикрепленные детали мебели при упаковке снимаются, упаковываются отдельно и вкладываются в ящик к тому предмету, деталью которого они являются.
    Монеты и медали, хранящиеся в надписанных конвертах, укладываются в этих конвертах в небольшие шкатулки или ящички.
    При упаковке монет и медалей, хранящихся на лотках (планшетах) в коробочках или гнездах-лотках с ярлычками, они снимаются с места в порядке рядов вместе с коробочками и ярлычками и вкладываются в нумерованные бумажные конверты, которые укладываются (без уплотнения) в небольшие шкатулки или ящики.
    Особо хрупкие монеты следует проложить микалентной бумагой и мягким упаковочным материалом.
    Клады упаковываются целиком, отдельно от других монет.
    Металлические предметы упаковываются аналогично предметам из керамики и стекла. Вначале они обертываются микалентной бумагой, затем поролоном или иным мягким упаковочным материалом и бумагой.
    Особое внимание следует уделять упаковке предметов, украшенных камнями, эмалями, дробницами и т.п.
    Изделия из художественных лаков пакуются сначала в микалентную бумагу, а затем в картонные коробки с уплотнением из мягкого упаковочного материала.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта