Главная страница
Навигация по странице:

  • Хранение естественнонаучных комплексов

  • Музейный климат Температурно-влажностный режим

  • Вид документа Температура в градусах С Относительная влажность воздуха в процентах

  • Музейные предметы по степени светостойкости разделяются на три

  • Группа экспонатов по степени светостойкости Освещенность в видимом диапазоне спектра, лк

  • Нормативные документы в работе реставратора. Модуль 2.. Комплекс


    Скачать 1.09 Mb.
    НазваниеКомплекс
    АнкорНормативные документы в работе реставратора
    Дата17.02.2020
    Размер1.09 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМодуль 2..pdf
    ТипЗакон
    #108844
    страница14 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Хранение антропологических коллекций
    Коллекции антропологии состоят преимущественно из человеческих костей, добытых при археологических раскопках, небольших собраний образцов волос, гипсовых слепков черепов, масок и т.п.
    Черепа следует хранить в шкафах на полках, желательно покрытых тканью.
    Наиболее ценные в научном отношении и хрупкие черепа лучше хранить в индивидуальных ящиках или глубоких лотках.
    При переноске череп нельзя брать за глазницы и скуловые дуги, так как при этом легко нанести ему повреждение.
    Кости скелета следует хранить в отдельных ящиках. Для полного скелета рекомендуются следующие размеры ящика (внутренние): высота - 25, ширина - 30, глубина - 53 см.
    Для неполных скелетов делаются ящики с вертикальными прорезями на торцовых стенках, в которые вставляются фанерные разделители. В такой ящик укладывают два скелета.
    Мелкие кости стоп и кистей следует держать в отдельных коробках для каждой конечности, так как спутанные кости правых и левых конечностей подбирать довольно сложно.
    Коллекции волос промываются эфиром и хранятся в стеклянных пробирках, закрытых пробкой и ватой.

    Хранение естественнонаучных комплексов
    Комплексы материалов, например, геологические и ботанические группы и др., хранятся с учетом составляющих их материалов (почвенных, зоологических, ботанических и т.д.). Как в экспозиции, так и в фондах такие материалы должны находиться в герметически закрытых витринах, шкафах, ящиках и тому подобном оборудовании.
    Музейный климат
    Температурно-влажностный режим
    Температурно-влажностный режим внутри здания формируется и изменяется под влиянием ряда факторов. Прежде всего, к ним относятся климатические условия местности - температура и влажность наружного воздуха. Их сезонные и суточные колебания оказывают существенное влияние на температуру и влажность воздуха внутри здания.
    Температурно-влажностный режим зависит от месторасположения здания, его ориентации по сторонам света, строительно-конструктивных приемов и архитектурно-планировочного решения внутреннего пространства.
    Важнейшим условием правильного хранения музейных фондов является поддержание постоянной и необходимой температуры и относительной влажности воздуха в здании музея.
    В музейных зданиях, не оснащенных системой кондиционирования воздуха, отмечается два типа колебаний температуры и влажности: сезонные, связанные с изменениями времен года и периодами отопления, суточные, связанные с резкими изменениями наружных условий и числом посетителей.
    Обязательным требованием является постепенность и замедленность происходящих в музее сезонных изменений температурно-влажностного режима.
    Категорически запрещается делать перерывы в отоплении и допускать резкие колебания температуры и влажности воздуха в музеях.
    Оптимальные воздушные параметры составляют: температура воздуха - 18 +/- 1 град. C; относительная влажность - 55% +/- 5%.
    Безопасные пределы относительной влажности для музеев, не оснащенных кондиционерами, 40 - 60%. Суточные колебания - не более 5%.
    Если в разных частях музейного здания температурно-влажностный режим различен, то при размещении фондов необходимо учитывать специфические особенности материалов.

    В помещениях, микроклимат которых близок к норме, размещаются музейные предметы, выполненные из органических материалов особенно чувствительных к изменениям температуры и влажности (холст, ткани, дерево, бумага, кожа и др.), а также фотоматериалы, зоологические и биологические коллекции.
    При повышенной влажности происходит провисание основы живописного произведения - холста. Длительное пребывание в условиях более чем 70-75% влажности приводит к его истлеванию, набуханию и загниванию клея, содержащегося в грунте, к образованию плесени, изломам грунта, растрескиванию красочного слоя и изменению оптических свойств лака.
    Повышенная влажность вредна для дублированных картин: между холстами образуются пузыри, которые могут привести к отставанию подклеенного холста.
    Повышенная температура и сухость воздуха приводят к пересыханию волокон холста и уменьшают его прочность, грунт делается хрупким и ломким, вызывая повреждения красочного слоя.
    Под влиянием изменения температурно-влажностных параметров меняется влажность древесины.
    При уменьшении влажности в древесине происходит ее усушка. Если влажность в клеточной ткани древесины падает до 7 - 10%, начинается процесс деформации предмета.
    При увлажнении древесина делается менее прочной, она начинает набухать и гнить.
    Избыточная влажность вызывает искривление и деформацию предметов живописи на деревянной основе, размягчение и отставание грунта и красочного слоя.
    При высокой температуре и сухости воздуха дерево, отдавая влагу, деформируется, происходит его коробление, растрескивание, вздутие и шелушение грунта и красочного слоя.
    Очень чувствительны к изменениям температуры и влажности пергамент и изделия из кожи.
    При высокой влажности кожа поглощает большое количество воды, набухает, ее волокна укорачиваются, делаются толще и прозрачнее, увеличивается площадь и объем предмета, возможно плесневение кожи.
    Сильное пересушивание приводит к усыханию и деформации кожи, появлению трещин и складок на ней. Она медленно сокращается в своих объемах и в некоторых случаях может доходить до 3/4 своего нормального размера. Это явление необратимо, поэтому растягивать ее не рекомендуется.
    К ряду гигроскопичных материалов относятся все виды кости.

    От длительного воздействия влажного воздуха органическая ткань разлагается на составные части, а неорганическая основа быстро разрушается от кислот, начинается процесс плесневения и обесцвечивания кости.
    При пересыхании кость теряет жировые свойства, утрачивает эластичность и связность, что приводит к появлению трещин, разрывов и расслаиванию.
    Если на кости имеется живопись, то при значительных изменениях параметров влажности (набухание материала основы - при сырости или его сокращение при высыхании) живопись будет отслаиваться и осыпаться.
    У предметов из кости археологического происхождения наблюдаются расслоение и растрескивание массы. Особенно легко разрушаются концы длинных трубчатых костей, позвонки и зубы.
    Наиболее сильные изменения прочностных свойств и сорбционной способности бумаги происходят при длительном нахождении ее в зоне влажного (до 98%) климата. В этом случае процесс изменения приобретает необратимый характер, так как сопровождается изменением химической структуры целлюлозной молекулы, что приводит к биологическому повреждению предметов из бумаги плесневыми грибами. На гравюрах и рисунках появляются плесень и желтые пятна.
    При сухости воздуха предметы из бумаги становятся хрупкими и ломкими.
    В помещениях с повышенной влажностью допустимо хранение предметов из неорганических материалов при условии хорошего состояния их сохранности, таких как керамика, фарфор, камень (кроме мрамора, известняка и других близких к ним материалов).
    Отрицательные температуры воздуха и резкая их смена нежелательны для хранения стекла, так как повышенная влажность активизирует щелочные процессы, способствующие расслоению и появлению радужной побежалости.
    Резкая смена температуры и влажности воздуха вредны для мрамора, известняка и гипса. Высокая влажность вызывает на некоторых породах мрамора появление красных пятен, являющихся окислами железа, а также расслоение пористой керамики.
    Высокая влажность опасна для каменных и терракотовых предметов. Она растворяет содержащиеся в них соли, которые кристаллизуются при высыхании, вызывая шелушение и распыление поверхности предмета.
    Для хранения ряда материалов необходим особый температурно- влажностный режим. Так, например, для археологических предметов, имеющих продукты коррозии в виде хлористых соединений, нужна особая
    сухость: предметы из медных сплавов остаются стабильными неопределенно долгое время при относительной влажности 37%. Минералы группы сернистых соединений и соли необходимо хранить при пониженной влажности, предпочтительно в широкогорлых банках с притертыми пробками;
    Температурно-влажностные параметры для долговременного хранения аудиовизуальных и электронных документов должны соответствовать следующим нормам:
    Вид документа
    Температура
    в
    градусах С
    Относительная
    влажность
    воздуха
    в
    процентах
    Черно- белые цветные Черно-белые цветные документы на пленке: нитрооснова не выше
    + 10 не выше -
    5 40 - 50 40 - 50 безопасная основа не выше
    + 15
    ""
    ""
    ""
    Фотодокументы:
    ""
    ""
    ""
    "" стекло ""
    ""
    ""
    "" пленка ""
    ""
    ""
    "" фотобумага ""
    ""
    ""
    ""
    Документы на магнитной ленте и дисковых носителях
    + 8 - + 18 45 - 65
    В период технологической обработки архивных документов допускается их временное хранение (до 2-х месяцев) в помещениях с нерегулируемом температурно-влажностным режимом при температуре 20+/- 5 град. С., и относительной влажности воздуха 50+/-20%.
    При хранении в обычном запаснике допустима температура не выше 20 град.
    C при относительной влажности до 53%. Такой режим обеспечивает сохранность фотоматериалов от поражения плесневым грибком, обесцвечивания и затормаживает химические процессы по распаду основ.
    Недопустимо хранение предметов из олова, а также формалиновых препаратов в помещениях с пониженной температурой. Для хранения таких материалов температура должна быть не ниже +18 град. C.
    Предметы из олова при температуре ниже +18 град. C разрушаются так называемой оловянной чумой. На предметах появляются сначала серые
    лишаи, потом полые бородавки. Затем пораженные места рассыпаются в порошок. При этом чума быстро распространяется и может заразить большие партии олова.
    Поврежденные оловянной чумой предметы нужно срочно изолировать в помещение с температурой не ниже +20 град. C.
    Предметы из воска и пластилина следует хранить в условиях строго постоянного режима. Особенно важно следить за температурой: она должна быть не выше +25 град. C и не ниже +16 град. C.
    Запрещается хранение в неотапливаемых помещениях или при температуре ниже 0 град. C драгоценных и полудрагоценных камней и изделий из янтаря.
    Для наблюдений за температурно-влажностным режимом в музеях необходимо использовать специальные измерительные приборы, которые различаются между собой по принципу работы, могут быть стационарные и переносные - психрометры, электронные самопишущие термографы и гидрографы, логгеры, термогирометры с радиодатчиками и др.
    Все приборы должны иметь сертификат и проверяться в соответствии со сроками, указанными в паспорте прибора.
    Показатели температуры и влажности записываются в специальном журнале два раза в сутки, в одно и то же время (приложение № 68).
    Данные с логгеров и радиодатчиков переносятся в компьютер, распечатываются и подшиваются в журнал.
    Термогигрографы-самописцы являются наиболее рациональными для использования в музеях приборами. Непрерывная фиксация на ленте в течение суток или недели температуры и относительной влажности воздуха создает ясную картину состояния микроклимата в помещении.
    Психрометры и гигрографы необходимо периодически, не реже одного раза в месяц, выверять по аспирационному психрометру.
    Правила пользования психрометром и психрометрической таблицей см. в приложениях №№ 69 - 70.
    В случае чрезмерной сухости воздуха в помещении для его увлажнения можно установить кондиционеры и увлажнители.
    В небольших помещениях можно пользоваться естественным испарением из открытых сосудов с водой, помещенных вблизи отопления. Сосуды необходимо регулярно мыть и для дезинфекции добавлять немного марганцовокислого калия.
    Все помещения, в которых находятся музейные ценности, должны регулярно проветриваться. При проветривании музейных помещений недопустимо попадание потоков воздуха непосредственно на экспонаты. При повышенной
    влажности в помещении необходимо усилить его отопление и при благоприятных погодных условиях активизировать проветривание. Следует иметь в виду, что чрезмерное проветривание в зимнее время может привести к пересушиванию воздуха, опасному для экспонатов из органических материалов.
    Основной мерой предохранения от сырости неотапливаемых помещений является проветривание.
    Проветривание неотапливаемых помещений необходимо проводить в ясные дни, в то время, когда нет резкого расхождения между наружной температурой воздуха и температурой внутри помещения.
    Повышение и понижение температуры воздуха в помещении в процессе проветривания не должно превышать двух градусов.
    Проветривание неотапливаемых помещений весной имеет целью постепенное выравнивание внутренней температуры с наружной.
    Расстановка предметов мебели в музейном помещении не должна мешать нормальной циркуляции воздуха.
    Осеннее проветривание возможно только в теплые погожие дни, когда температура наружного воздуха близка к температуре внутри помещения.
    В связи с тем, что температурно-влажностный режим находится в зависимости от числа посетителей, для каждого музея должна быть установлена предельно допустимая посещаемость. Нормы посещаемости устанавливаются как годовые, так и дневные.
    В период прекращения отопления, при неблагоприятных погодных условиях и нарастании относительной влажности в помещениях свыше 85% музей должен сократить или полностью прекратить впуск посетителей.
    Допуск посетителей в неотапливаемые музейные здания разрешается только в теплый и сухой период года.
    Всякое изменение температурно-влажностного режима производится медленно и постепенно.
    При поступлении предметов в музей из других мест особое значение имеет их постепенная акклиматизация в условиях промежуточного режима.
    Предметы, поступившие из помещений с более высокой влажностью
    (например, из неотапливаемых зданий), необходимо выдержать в условиях пониженного отопления, их нельзя помещать сразу в шкафы, сундуки и т.п. до полной акклиматизации в новых условиях.
    Система отопления ранее не отапливавшихся памятников архитектуры должна обеспечивать в зимний период температуру внутри помещений не более +5 град. C.

    При перемещении музейных предметов из одного здания в другое или в другой город необходимо предусматривать создание условий, обеспечивающих постепенную акклиматизацию предметов.
    Предпочтительно перемещение коллекций при наиболее благоприятных погодных условиях.
    В случаях непредвиденных и экстренных изменений температурно- влажностного режима необходимо принять меры по эвакуации музейных предметов в другие, непострадавшие помещения.
    Световой режим
    Одной из основных причин старения материалов, из которых изготовлены музейные предметы, является действие света. Изменения, происходящие под воздействием света, носят двоякий характер: видимый - выцветание
    (изменение цвета) и невидимый - разрушение структуры материала экспоната, утрата прочности.
    Свет влияет на температурно-влажностный и биологические режимы помещений.
    Излучения как естественного, так и искусственных источников света по своей природе кроме видимого света имеют ультрафиолетовые (УФ) и инфракрасные (ИК) составляющие.
    Плотность светового потока в видимой области спектра по освещаемой поверхности (освещенность) измеряется в люксах.
    Плотность потока излучений в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах спектра называется облученностью и измеряется в ваттах на квадратный метр (Вт/м).
    Для измерения освещенности и облученности используются люксметры и увиметры отечественного и зарубежного производства (Ю-116, модификации отечественного прибора "Аргус", люксметр с селеновым фотоэлементом на батарейке "Мegatron 100" и др.).
    Музейные предметы по степени светостойкости разделяются на три
    основные группы:
    1 группа - предметы, выполненные из материалов относительно высокой светостойкости: стекло, фарфор, эмаль, керамика, минералы, горные породы, драгоценные и полудрагоценные камни, металлы и их сплавы, мрамор, гипс и др.;
    2 группа - предметы с умеренной светостойкостью: масляная живопись, натуральная кожа, дерево, кость, клеевые краски, лаки и т.п.;

    3 группа - предметы из несветостойких материалов: все виды предметов на бумажной основе (особенно рукописи и фотографии), акварели, пастели, древнерусская темперная живопись, ткани, шерсть, окрашенная кожа, некоторые виды стенной росписи, чучела и т.д.
    Для экспонируемых предметов действуют следующие характеристики параметров светового режима:
    Группа
    экспонатов
    по
    степени
    светостойкости
    Освещенность в
    видимом
    диапазоне
    спектра, лк
    Относительное
    содержание
    излучений в УФ
    диапазоне,
    мкВт/лм
    Относительное
    содержание
    излучений в ИК
    диапазоне, мВт/лм
    1 группа
    200 - 500 20 - 300 30 - 40 2 группа
    75 - 150 20 - 50 30 - 70 3 группа
    30 - 50 20 - 30 30 - 120
    Нормируемые характеристики светового режима основных помещений хранилищ следующие:
    помещения
    Освещенность в
    видимом
    диапазоне
    спектра, лк
    Относительное
    содержание
    излучений в УФ
    диапазоне,
    мкВт/лм
    Относительное
    содержание
    излучений в ИК
    диапазоне, мВт/лм
    хранилища
    30 - 50 20 - 30 30 - 100
    Помещения для осмотра предметов
    300 - 500 20 - 300 30 - 40
    Изолятор и камера акклиматизации
    20 - 30 20 - 30 30 - 100
    В помещениях фондохранилищ на рабочих столах уровень освещенности должен составлять 200 лк.
    Первоочередной и обязательной мерой по защите музейных предметов от действия света является ограничение и нормирование освещенности в зависимости от группы их светостойкости.
    Самым разрушительным воздействием обладает естественный свет, содержащий наибольшее количество УФ излучений.

    Недопустимо попадание прямых солнечных лучей на все виды материалов и, прежде всего, на органические материалы, а также драгоценные и полудрагоценные камни, минералы и цветные стекла.
    Для защиты экспонатов от действия естественного света все окна музейного здания должны быть снабжены шторами. Рекомендуется иметь два ряда штор: внешние из плотных тканей темного цвета и внутренние из тонкой светлой ткани. Темные шторы должны быть опущены в часы, когда экспозиция закрыта. Светлые шторы предназначены для предохранения предметов от прямого попадания солнечных лучей.
    В помещениях с материалами, особо чувствительными к действию света, шторы делаются из плотной темной материи.
    В залах с естественным освещением отдельные предметы, наиболее чувствительные к действию света (акварели, документы, ткани и т.п.), закрываются дополнительно шторами из любой декоративной ткани на светонепроницаемой подкладке.
    Окна в новых и реконструируемых музейных зданиях рекомендуется стеклить защитными стеклами. Желательно иметь на окнах жалюзи.
    Из источников искусственного света наиболее богаты вредными ультрафиолетовыми излучениями люминесцентные лампы. Широкое использование их в музеях не рекомендуется. Допускается применение люминесцентных ламп с урезанным ультрафиолетовым участком спектра типа ЛБ, ЛХБ, ЛТБ.
    Самыми безвредными в этом отношении являются лампы накаливания в закрытых плафонах с гладкой наружной поверхностью. При использовании ламп накаливания последние должны располагаться на таком расстоянии, чтобы не нагревать поверхности музейного предмета.
    Для освещения экспозиции применяются лампы накаливания с зеркальным
    (или затемненным) куполом, лампы накаливания с зеркальным отражателем, а также галогенные лампы накаливания.
    Для хранения масляной и темперной живописи, а также предметов из кости необходимо систематическое освещение (естественное или искусственное) в дневное время. При более слабом освещении темнеют покровные слои и тонировки живописи и желтеет кость.
    Хранение предметов на бумажных носителях, а также всех архивных документов осуществляется в темноте. Естественное освещение допускается рассеянны светом при условии применения на окнах светорассеивателей, автоматических регуляторов светового потока (специальные стекла), защитных фильтров, жалюзи, штор и т.п.

    . При киносъемках, телевизионных передачах и фотографировании в музейных помещениях необходимо принимать все меры предосторожности, гарантирующие чувствительные к переменам температуры экспонаты от нагрева. Источники света должны находиться не ближе 4 метров от экспоната, а свет надлежит включать на минимальное время (не более 3 - 5 минут). Недопустимо повышение температуры воздуха в помещении, где проводится съемка, больше чем на 2 град. C.
    Разрешение на кино-теле-фотосъемки дается при обязательном предварительном согласии главного хранителя и по распоряжению директора.
    Кино-и телесъемки производятся без перемещения и размонтировки экспонатов (за исключением плановой фотофиксации музейных предметов, проходящей в присутствии ответственного хранителя музейного предмета).
    Музеи обязаны обеспечить присутствие при киносъемках, телевизионных передачах и фотографировании опытного электрика, ответственного хранителя и реставратора для принятия мер, гарантирующих полную сохранность экспонатов.
    Запрещается фотографирование экспонатов с использованием электронной вспышки, а также проведение кино-и телесъемок музейных предметов, находящихся в неудовлетворительном состоянии сохранности.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта