Главная страница
Навигация по странице:

  • Биологический режим

  • Упаковка и транспортировка музейных предметов Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов при упаковке и транспортировке

  • Нормативные документы в работе реставратора. Модуль 2.. Комплекс


    Скачать 1.09 Mb.
    НазваниеКомплекс
    АнкорНормативные документы в работе реставратора
    Дата17.02.2020
    Размер1.09 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаМодуль 2..pdf
    ТипЗакон
    #108844
    страница15 из 16
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16
    Атмосферный режим
    Старение и разрушение музейных предметов происходит не только под воздействием температуры, влажности и света, но и от загрязнителей воздуха: пыли, копоти, хлоридов, а также газовых засорителей (сероводород, аммиак, сернистый газ), озона и др. Поэтому необходимо тщательно следить за чистотой участка, окружающего музейное здание, и характером засорителей, выбрасываемых в воздушный бассейн близлежащими промышленными предприятиями.
    Недопустимо применение в музейном оборудовании прокладок из резины, а также окраска оборудования и помещений казеиновыми красками, так как при старении этих материалов выделяется сероводород.
    Ускоряет старение музейных предметов наличие пыли. Загрязнение поверхностей предметов не только искажает их вид, но и способствует их увлажненности. Загрязнители воздуха в соединении с влагой вызывают химические реакции, которые могут привести к разрушению поверхности вещи.

    Музейные помещения желательно очищать от пыли с помощью пылесоса или протирать полы хорошо отжатой мокрой тряпкой.
    Все музейное оборудование, окна, подоконники и т.д. также должны регулярно очищаться от пыли.
    В целях предохранения от загрязнений мебели, скульптуры, крупноразмерной керамики со сложной поверхностью и т.д. на них после закрытия музея для посетителей надевают чехлы. Особенно нуждается в чехлах гипсовая скульптура.
    В хранилищах мебели, скульптуры, неглазурованного фарфора, одежды, чучел и т.д. все хранящиеся в открытом виде предметы должны постоянно находиться в чехлах. Для сохранения художественных паркетов целесообразно иметь для посетителей чехлы на обувь. При входах в музеях должны быть установлены специальные решетки и щетки для очистки обуви от грязи. Для более тщательной уборки музей должен установить один санитарный день ежемесячно.
    Биологический режим
    Сохранность музейных коллекций в значительной степени зависит от организации их защиты от биологических повреждений, вызываемых микроорганизмами (плесневые грибы, бактерии), насекомыми и грызунами.
    Основная причина появления плесени - повышенная влажность. Температура влияет лишь на скорость роста грибков. Оптимальными для развития грибов являются температура 250С и влажность свыше 70%. Нельзя допускать больших перепадов температуры, так как это вызывает конденсацию влаги на поверхности предметов, что в свою очередь создает условия для развития плесени.
    Плесневые грибы могут развиваться и при рекомендуемых параметрах температуры и влажности вследствие образования застойных зон в перегруженных или слабо вентилируемых хранилищах, образуются внутри шкафов и витрин, при перепадах температуры.
    Благоприятную среду для развития микроорганизмов создает загрязнение поверхности предметов.
    Признаки роста грибов обнаруживаются по образованию налетов, появлению пигментных пятен.
    При обнаружении признаков биоповреждения музейных предметов необходимо обратиться за консультацией к микологу. Причины возникновения очагов развития грибов должны быть выявлены и устранены.

    Микроскопические (плесневые) грибы повреждают самые разнообразные музейные предметы, в первую очередь, изделия, выполненные из органических материалов (живопись различных техник, бумага, ткани, кость, дерево и др.). Грибы легко разрушают природные клеи и натуральные волокна, образуют агрессивные метаболиты и оставляют трудно удаляемые пятна.
    При благоприятных условиях грибы развиваются и на предметах из неорганических материалов, повреждая гипс, керамику, камень, особенно из его карбонатных пород (мрамор, известняк), так как для их роста достаточно даже незначительных загрязнений поверхности.
    В коллекциях насекомых источником отсырения и появления плесени могут служить торфяные пластинки на дне коробки или ящика; в случае появления плесени в энтомологических ящиках необходимо удалить из них насекомых, тщательно просушить, а затем удалить плесень.
    Главным условием предотвращения появления плесени является соблюдение рекомендуемого для музеев температурно-влажностного режима.
    Музейные предметы с признаками повреждения плесневыми грибами целесообразно подвергать обработке в камерах с модифицированной атмосферой с содержанием кислорода менее 0,1% или смеси инертных газов и углекислого газа.
    Обрабатывать растворами биоцидов непосредственно музейные предметы можно только в исключительных случаях. Обработку должен производить реставратор или обученный сотрудник музея на специально оборудованном рабочем месте
    Изделия из ткани после просушки очищают мягкой щеткой или мягкой кистью. Все другие виды обработки могут быть поручены только опытному реставратору.
    Чучела, шкуры, тушки после удаления плесени обрабатываются формалином. Формалином же обрабатываются шкафы, коробки, ящики и др., в которых хранились пострадавшие препараты.
    Во всех остальных случаях применение данного препарата не допускается.
    Сложная дезинфекция всех перечисленных выше музейных материалов может производиться только опытными, прошедшими соответствующий инструктаж специалистами.
    Обработанные предметы для предупреждения рецидива должны быть помещены в условия нормального температурно-влажностного режима.
    При обнаружении плесени пораженный предмет необходимо перенести в сухое, изолированное помещение.

    В аварийных ситуациях, связанных с поступлением воды в хранилища или экспозиционные залы, для предотвращения развития грибов на пострадавших музейных предметах, их необходимо срочно эвакуировать и просушить, используя в этих целях фены, вентиляторы, фильтрованную бумагу, хлопчатобумажную ткань.
    При сильном намокании предметов кроме обычных способов сушки применяют метод замораживания пострадавших предметов с последующей сушкой при низких температурах (-30 град.С) или сушкой в вакуумной камере. Эти работы производятся только специалистами.
    Музейное оборудование, в котором хранятся предметы из органических материалов, необходимо проветривать, обеспыливать и протирать растворами антисептиков.
    Проветривание следует производить не реже одного раза в декаду, оставляя шкафы, сейфы, сундуки открытыми в течение нескольких часов.
    При внезапном повышении относительной влажности в хранилище проветривание производить не рекомендуется.
    Протирка оборудования производится чистой тряпкой, смоченной в растворе моющих средств и биоцидных составов, рекомендованных ведущими специализированными институтами для применения в музеях, например, составов на основе четвертичных аммониевых соединений (ЧАС), солей полигексаметиленгуанидина (хлориды, фосфаты, карбонаты) и др.
    Антисептик применяют при влажной уборке помещения, добавляя его в воду.
    У входа в хранилище желательно положить коврик, смоченный раствором антисептика. Нельзя входить в хранилище в уличной обуви, чтобы не занести споры.
    Музейные коллекции часто поражаются насекомыми, из которых наиболее распространены жуки-точильщики, усачи, древогрызы, моли, кожееды, сахарные чешуйницы, жуки-притворяшки, а также комнатные мухи.
    Насекомые могут повреждать изделия из самых разнообразных материалов, кроме металла, стекла и керамики.
    Насекомые попадают в музеи через открытые окна и двери или вносятся с зараженными вещами.
    При приобретении предметов в домах, зараженных вредителями, желательно указать в документе поступления на возможную зараженность предмета.
    Хорошей приманкой для вредителей служат новые экспедиционные привозы, неочищенные кости и т.д. Такие материалы не следует держать вместе с основными коллекциями.
    Каждый музей должен иметь изолятор для проверки на зараженность и дезинфекции музейных предметов.

    Изолятор должен быть отапливаемым, иметь отдельный вход и двойные двери с тамбуром.
    При изоляторе должна быть камера, пригодная для дезинсекционной и противогрибковой обработки пораженных предметов. Помещение, в котором расположена камера, должно иметь принудительное вентиляционное устройство. Обработка должна производиться только специалистами, прошедшими соответствующее обучение и инструктаж по работе с применением токсичных веществ.
    Обертывание зараженного предмета бумагой или полиэтиленовой пленкой не гарантирует от дальнейшего распространения насекомых-вредителей и может быть применено лишь как временное средство на короткий срок.
    Заражению способствуют запыленность и захламленность помещений, скопление мух и других зимующих и мертвых насекомых, наличие остатков пищи, чучел, приготовленных без мышьяка или его заменителей, использование древесины, не очищенной от коры, без специальной обработки, соседство продуктовых складов, гнезд голубей, протекающие крыши.
    Категорически запрещается использование технического войлока в зданиях и на территории музея для отепления конструкций или отопительной системы, так как это приводит к заражению музея молью и кожеедами. Цементная обмазка войлочного покрытия пробивается изнутри гусеницами моли, и поэтому служить защитой не может.
    Следует сокращать до минимума применение шерстяных тканей для оформления экспозиций.
    Дважды в год (весной, перед открыванием окон, и осенью, после залета насекомых на зимовку) нужно вычищать пылесосом места скопления зимующих насекомых - между рамами, за плинтусами и т.д.
    Не реже одного раза в год проводится общий профилактический осмотр музея для определения зараженности насекомыми. Осмотр делают весной, перед тем как раскрыть окна.
    В музеях средней полосы, с высокой влажностью, осмотр следует проводить с марта по октябрь, при нормальной влажности - с апреля по сентябрь; в южных районах - также с марта по октябрь, особенно тщательно - с мая по июль.
    Ботанические и зоологические коллекции необходимо осматривать три раза в год: в апреле - мае, июле и сентябре.
    Осмотр на зараженность насекомыми - вредителями начинают с окон и пола под ними, затем осматривают удаленные от света поверхности и задние стенки мебели, особенно снизу. При осмотре музейных предметов особое
    внимание необходимо обращать на поступления последних двух - трех лет.
    Выявленных при осмотре насекомых - вредителей предметов направляют на определение энтомологу с указанием, где, на чем, когда и кем собраны насекомые.
    Коллекции деревянных предметов, подрамники картин, доски икон, деревянные части изделий и построек, деревянную скульптуру, мебель и плетеные изделия повреждают точильщики, усачи, древогрызы, долгоносики-трухляки. Наиболее часто встречаются точильщики. Жуки- точильщики откладывают яйца в различные неровности, отверстия и щели в деревянном предмете. Из яиц выходят личинки, которые вгрызаются в древесину. Из-за малого размера личинок их входное отверстие невооруженным глазом не видно. Личинка развивается внутри древесины несколько лет (не менее двух), не выходя на поверхность. Молодой жук, вышедший из куколки, прогрызает круглое летное отверстие диаметром от
    1,5 до 3 мм и при этом выталкивает кучку буровой муки.
    При появлении на изделии свежих отверстий с кучками или струйками буровой муки его немедленно отправляют в изолятор. Для проверки на зараженность точильщиками предметы надо выдерживать в изоляторе не менее одного летнего сезона.
    Усачи оставляют в древесине овальные отверстия размерами 3х7 или 3х9 мм и больше, а древогрызы - мелкие, круглые, диаметром до 1 мм. Усачи представляют опасность как для экспонатов, так и для построек.
    При выполнении различных работ в музее или на его территории строительные леса, стеллажи и т.п. разрешается делать только из тщательно очищенного от коры и высушенного дерева, т.к. под остатками коры могут остаться личинки усачей, рогохвостов и других древоточцев.
    При подозрении на заражение фондов древоточцами следует вызвать специалиста-энтомолога для определения правильного способа дезинсекции.
    Уничтожение древоточцев в экспонатах производится опытным реставратором при консультации специалиста - энтомолога.
    Шерстяные и шелковые ткани, мех, кожа, волос, перо, ковры, кожаные переплеты книг, пергаменты и т.п. предметы повреждаются двумя группами насекомых - кожеедами и молью.
    Гусеницы молей живут в паутинных ходах и чехликах; личинки кожеедов оставляют в местах питания волосатые линочные шкурки или (под книгами) кучки пылевидной трухи. Бабочки моли живут недолго. Однако их отсутствие еще не свидетельствует о том, что коллекция не заражена.
    Мебельная моль дает 3 поколения в год (в январе - феврале, мае и августе - сентябре). Из яиц моли вылупляются гусеницы, которые способны проникать
    в мельчайшие щели сундуков, шкафов и т.п. предметов, тем самым увеличивая количество зараженных предметов.
    Изделия, в составе которых есть шерстяные нити, волос, мех, кожа, нужно хранить отдельно от чисто хлопчатобумажных, льняных и шелковых. При изолированном хранении шелковые изделия, как правило, молью не повреждаются.
    На зараженность молью в первую очередь нужно проверять загрязненные и закрытые от света места предметов: обшлага, воротники, складки.
    Предметы из шерсти и меха, а также изделия из других тканей, находящиеся рядом с ними, в конце весны - начале лета необходимо просушивать на улице в теплую и сухую погоду не менее 4 часов. Во время сушки одежды тщательно чистят шкафы, где она хранится. После просушки изделия нужно очистить, поместить в шкаф, в котором разложить или подвесить мешочки с репеллентом (отпугивающим веществом).
    Для предохранения от молей тканей, одежды и других предметов при хранении применяют инсектициды и репелленты, прошедшие проверку и рекомендованные для применения в музеях специализированными институтами, например, препараты, содрежащие эфирные масла (лаванда, гвоздика, камфора, далматская ромашка, листья ореха, полынь).
    Антимолевые средства необходимо периодически менять, так как моль привыкает к ним. Применение нафталина не рекомендуется.
    Не допускается применение нафталина при обработке предметов с присутствием серебра (серебряных нитей, украшений и т.д.) и белого меха. В этих случаях нафталин следует заменить другими препаратами, например,
    "Антимоль" или "Молебой".
    Ковры и шпалеры прокладывают бумагой, пропитанной смесью керосина со скипидаром (1:2). Затем вместе с этой бумагой шпалеры и ковры навертывают на вал и помещают в хлопчатобумажные плотно завязанные мешки (чехлы).
    Мебельную и платяную моль можно выморозить. Для этого зараженные или подозрительные на заражение предметы нужно выдерживать на морозе при температуре минус 15 - 20 град. С в течение 10 часов или в морозильных камерах или шкафах при температуре - 18 - 32 град.С в течение 48 и более часов.
    Вымораживание музейных предметов в морозильных камерах или шкафах является экологическим чистым, эффективным и доступным методом уничтожения насекомых на всех стадиях развития.
    Вымораживание не уничтожает моль зимующих видов: меховую, голубиную, норовую и др.

    Меховые и шерстяные изделия, энтомологические коллекции, книги, чучела и другой зоологический материал могут быть поражены, кроме молей, жуками-кожеедами, которые, как правило, скапливаются на окнах. Личинки кожеедов живут на поверхностях, защищенных от света.
    Акварельная живопись и некоторые сорта бумаги могут быть повреждены сахарными чешуйницами - серебристыми бескрылыми насекомыми до 1 см длиной.
    Сахарные чешуйницы выедают отдельные места верхнего слоя бумаги и выборочно акварельные краски.
    Уничтожение чешуйниц осуществляется контактными инсектицидами.
    Обрабатываются стены и пол вокруг музейного оборудования, плинтусы и щели в полу, а также участки вокруг источников влаги. Применяются контактные яды: хлорофос, дихлофос.
    В папье-маше, в книжных переплетах и других предметах с крахмальными проклейками, на засохших комочках теста и других пищевых остатках в резьбе пряничных досок, в различных коробах и плетенках (коллекции предметов крестьянского обихода), а также в гербариях в теплых помещениях развивается хлебный точильщик, в холодных и сырых - жуки- притворяшки, крошечные бурые жучки 3 - 5 мм длиной.
    Хлебный точильщик интенсивно летит на свет, скапливается на окнах. В отличие от мебельного точильщика этот вредитель в чистой древесине не развивается. В средней полосе он дает до трех поколений в год.
    В целях предохранения гербария от вредителей рекомендуется завертывать гербарные пачки в плотную материю (коленкор).
    Гербарии, зараженные хлебным точильщиком, следует обработать в дезинфекционной камере
    Заражение притворяшками обычно связано с близко расположенными продуктовыми складами.
    При заражении хранилищ притворяшками весной перед открытием окон полки, на которых хранятся зараженные предметы, ближайшие окна, стены и пол под окнами, полками или шкафами обрабатываются долго действующими контактными инсектицидами. Обработку повторяют в следующий сезон.
    Представляет опасность комнатная муха, оставляющая "засиды" на поверхности музейных предметов. В теплое время года ее развитие проходит в течение недели. Появление комнатных мух указывает на плохое санитарное состояние помещений или наличие остатков пищи.
    Другие виды мух, залетающие осенью на зимовку, опасны как питательная среда (после их гибели) для развития кожеедов и притворяшек.

    При заражении помещений тараканами и блохами следует обращаться за помощью в городскую дезинфекционную станцию.
    Все инсектициды, употребляемые для уничтожения биологических вредителей, в той или иной степени опасны для человека. При работе с ними необходимо соблюдать меры личной безопасности: работать в спецодежде, резиновых перчатках (проверенных перед обработкой), нос и рот защищать от попадания капель растворов респиратором или свободной марлевой повязкой с ватной прокладкой, глаза - очками, волосы закрыть платком.
    Подобная обработка может производиться только опытными специалистами на специально оборудованном рабочем месте. При проведении обработки музейные предметы следует брать в перчатках.
    Запрещается применять в музеях и жилых помещениях растворы ДДТ (дуст) и ПХФН (пентахлорфенолят натрия)
    61.34. Все обработки должны тщательно документироваться.
    Упаковка и транспортировка музейных предметов
    Основные требования к обеспечению сохранности музейных предметов
    при упаковке и транспортировке
    Музейные предметы, подлежащие транспортировке, должны тщательно осматриваться реставрационным советом или специальной комиссией, назначаемой приказом директора музея, в состав которой входят ответственные сотрудники музея (заведующие соответствующими отделами, хранители, реставраторы).
    Совет (комиссия) составляют письменное заключение о возможности транспортировки музейных предметов и дают необходимые рекомендации по их упаковке и транспортировке.
    Если состояние сохранности музейных предметов вызывает опасение, то их транспортировка может быть запрещена или разрешена лишь при условии выполнения всех рекомендаций реставрационного совета (комиссии).
    Упаковка предметов производится квалифицированными упаковщиками под наблюдением ответственного за упаковку сотрудника или хранителя музея и реставратора.
    Все предметы, подлежащие транспортировке, делятся на группы, требующие определенной упаковки. В соответствии с этими группами заказывается упаковочная тара (ящики). Тара, предназначенная для перевозки предметов, и упаковочный материал должны храниться в сухом закрытом помещении.

    Упаковка должна обеспечивать изолированность предметов от внешних атмосферных влияний и защиту их от механических повреждений. Предмет должен быть прочно закреплен внутри упаковки.
    Для особо ценных высокохудожественных, уникальных предметов, а также предметов, находящихся в не вполне удовлетворительном состоянии сохранности, предусматривается изготовление специальной упаковочной тары с учетом индивидуальных особенностей каждого предмета
    Ящики для упаковки предметов следует изготовлять из двойной фанеры, между листами которой прокладывать пергамент. Фанера должна быть хорошего качества, не поврежденная микроорганизмами. Желательно применять фанеру, изготовленную на синтетических смолах. Крупные ящики необходимо изготовлять из листов фанеры общей толщиной не менее 12 мм.
    При изготовлении ящиков с двойными - тройными фанерными стенками необходимо учитывать перпендикулярность направления волокон в слоях фанеры во избежание ее прогибания. Бруски следует ставить в клетку на расстоянии не более чем 50 см и крепить к фанере шурупами (крепление толевыми гвоздями допускается только в порядке исключения).
    Внутренние стенки ящика обиваются фанерой и оклеиваются пыленепроницаемым и влагонепроницаемым материалом (клеенкой), дерматином или технической бумагой на полимерных клеях. При этом следует вводить в клей антисептик (пентахлорфенолят натрия). Размер материала должен превышать размер каждой стороны ящика на 15 см.
    Крышка ящика с внутренней стороны также оклеивается клеенкой и крепится на болтах, для которых заранее подготавливаются гнезда. Края крышки оклеиваются полосами микропористой резины.
    При упаковке предметов крышка ящика крепится на болтах с шайбами (для которых заранее отводятся гнезда). Не рекомендуется закреплять крышку гвоздями.
    Края крышки оклеивают полосами микропористой резины. Упакованные ящики необходимо окантовывать окантовочным железом.
    На ящике трафаретом ставятся номер и шифр, маркировка, предупреждающая о необходимости хранить предметы от сырости, и маркировка, фиксирующая вес, указываются верх и низ, а также делаются предупреждающие надписи "не кантовать" и т.д. Снаружи ящики должны обязательно окрашиваться масляной, нитро или другой влагонепроницаемой краской.

    В качестве упаковочного материала используются микалентная бумага, крафт-картон, гофр-картон, воздушно-пупырчатый целлофан, плотная упаковочная бумага, фланель, байка.
    Для заполнения пустот в ящиках используют газетную, микалентную бумагу или полистирольную крошку.
    1   ...   8   9   10   11   12   13   14   15   16


    написать администратору сайта