Главная страница
Навигация по странице:

  • ВВЕДЕНИЕ Актуальность темы исследования.

  • Степень научной разработанности проблемы.

  • Цель исследования

  • Объект исследования

  • Гипотеза исследования

  • Теоретическая и методологическая основы исследования.

  • Научная новизна исследования

  • 1 Концептуальные основы конфликтологической экспертизы этнополитической ситуации 1.1. Этнополитика и этнополитические конфликты – понятие, классификация, способы регулирования

  • Диплом этнополитические конфликты. Этнополитические конфликты. Концептуальные основы конфликтологической экспертизы этнополитической ситуации


    Скачать 130.11 Kb.
    НазваниеКонцептуальные основы конфликтологической экспертизы этнополитической ситуации
    АнкорДиплом этнополитические конфликты
    Дата23.11.2021
    Размер130.11 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЭтнополитические конфликты.docx
    ТипРеферат
    #280048
    страница1 из 6
      1   2   3   4   5   6

    СОДЕРЖАНИЕ


    Введение………………………………………………………………………

    3

    1

    Концептуальные основы конфликтологической экспертизы этнополитической ситуации……………………………………………...

    11




    1.1

    Этнополитика и этнополитические конфликты – понятие, классификация, способы регулирования…………………………...

    11




    1.2

    Основные теоретические подходы к исследованию этнополитических конфликтов в политической науке……………

    19

    2

    Этнополитическая ситуация в современной России – проблемы и перспективы анализа……………………………………………………...

    30




    2.1

    Субъективный, экономический и информационный факторы этнополитических конфликтов в России…………………………...

    30




    2.2

    Технологии разрешения этнополитических конфликтов в Российской Федерации и пути обеспечения ее этнополитической безопасности……………………………………………………........

    40

    3

    Современное состояние этнополитической ситуации на Юге России – конфликтологический анализ…………………………………………….

    51




    3.1

    Современные этнические конфликты на Юге России – перспективы развития и регулирования……………………………

    51




    3.2

    Конфликтологическая характеристика этнополитических процессов на Юге России……………………………………………

    61

    Заключение……………………………………………………………………

    72

    Список использованных источников………………………………………..

    78


    ВВЕДЕНИЕ
    Актуальность темы исследования. Юг России – территория со сложным и многообразным этническим и конфессиональным составом населения. В этом его ключевая особенность, но как преимущество, так и источник угроз. Этнополитическая ситуация в регионе постоянно меняется от достаточно мирного течения, до обострения локальных конфликтов. В недавнем прошлом этнические конфликты на Юге приводили к вооруженным столкновениям, локальным войнам и многочисленны человеческим жертвам. Потому очевидно, что характер проводимой здесь политики необходимо формировать с учетом указанных особенностей и политического опыта в исторической ретроспективе.

    Этнический фактор в политике приобретает все большую актуальность, и прежде всего это связано с происходящими процессами глобализации. В настоящее время глобализация, став реальным аспектом мировой системы, затронула все сферы общественной жизни и оказывает влияние на возможность возникновения потенциальных конфликтов не только на общемировом уровне, но и на уровне регионов внутри страны.

    В настоящее время необходимость изучения этнополитической ситуации, а также поиски эффективных политических технологий предупреждения и управления конфликтами становится все более очевидной, её цель – изучение сложной структуры разворачивающихся на Юге Росиии этнополитических процессов, перспектив их развития, а также концептуальная разработка моделей и механизмов снижения этнополитической напряжённости. Также актуален вопрос использования этнополитических конфликтов как инструмента в достижении своих целей различными политическими силами.

    Кроме того, в контексте глобализационных процессов ХХI века внимание исследователей привлекает ряд новых проблем: наличие нескольких уровней безопасности (национального, регионального и международного), тесно связанных между собой; появление комплекса новых вызовов и угроз (в том числе гибридных), влияющих на формирование внутриполитической и внешнеполитической стратегии полиэтнических государств в1. В данной работе вышеназванные проблемы рассматриваются автором в их этнополитическом измерении.

    Актуальность темы исследования определяется необходимостью определения характера этнополитической ситуации на Юге России, степени угрозы этноконфликтного потенциала для государства, трансформирующей цивилизационную, государственную, этнокультурную и другие идентичности даже в региональном измерении. Является особенно актуальным исследование природы этнополитических конфликтов, выявление их особенностей, наиболее типичных тенденций, а также анализ фактoров их эскалации и способов предотвращения и регулирования для обеспечения политической стабильности и фoрмирования прочной системы безoпасности южного региона.

    Степень научной разработанности проблемы. Можно выделить несколько направлений исследований по рассматриваемой тематике: работы по конфликтологии; этнополитические работы теоретического и прикладного уровней; научные труды по социологии.

    К настоящему времени в научных исследованиях сложился ряд методологических подходов к трактовке понятия «этнополитический конфликт», основанных на классических трудах Л. Козера2, Р. Дарендорфа3, Т. Бертона1, К. Боулдинга2, Г. Зиммеля3, Л. Крисберга4, А. Раппопорта5, Й. Галтунга6, Р. Фишера7.

    Изучение различных аспектов этнополитической проблематики составляет тематику работ таких учёных, как У. Коннор8, Дж. Ротшильд9, Т. Гарр10, Д. Горовиц11, Г. Элмер12, Д.Зенгхаас13, Х. Майал14.

    Большой вклад в исследование данной проблематики внесли П.А. Цыганков15, А.П. Цыганков16, А.Д. Богатуров17, А.В. Торкунов, А.Д. Воскресенский1. Следует отметить и исследования проблем политической конфликтности (А.В. Глухова2, А.В. Дмитриев3, Л.И. Никовская4).

    В российской науке, начиная со второй половины 1980-х гг., наблюдается рост интереса к проблемам этнополитической конфликтности, этнического сепаратизма и др. Среди ученых, занимающихся научными исследованиями этнического фактора в социально-политической жизни и этнополитических конфликтов, следует отметить Ю.В. Бромлея5, В.А. Тишкова6, В.Ю. Зорина7, Р.Г. Абдулатипова8, В.А. Авксентьева9, М.А. Аствацатурову10, Л.В. Савинова11.

    В трудах ряда учёных рассматриваются вопросы идентичности в полиэтнических государствах (Л.М. Дробижева12, А.Г. Здравомыслов13, В.Н. Иванов14, М.Н. Губогло15, В.А. Ачкасов16, В.В. Кочетков17).

    Ряд исследований (И.С. Семененко, В.В. Лапкин, В.И. Пантин1, И.П. Цапенко, Г.А. Монусова2, А.Г. Большаков3, А.В. Манойло4, О.Г. Карпович5) посвящён проблемам управления этнополитическими конфликтами в современных государствах и различным факторам, влияющим на данный процесс.

    В сфере процессов глобализации глубокие исследования принадлежат У. Беку6, 3. Бауману7, Э. Гидденсу8, Д. Хелду9, А.С. Панарину10, В.И. Пантину11, А.И. Уткину12. В ряде работ (например, в трудах В.Р. Чагилова13, А.А. Празаускаса14) более подробно рассматриваются этнические процессы и проблемы этничности в условиях глобализации.

    Мы видим, что в современном научном поле существует достаточно большое количество работ, посвященных изучению конфликтов вообще, и этнополитических конфликтов в частности. При этом остаются недостаточно разработанными проблемы влияния этнических конфликтов на региональную политику, а также связанные с ней проблемы полиэтнических обществ. На основе анализа существующих источников и научной литературы можно сделать вывод о недостаточной степени изученности данной проблематики, что побуждает продолжить её исследование.

    Цель исследования – провести конфликтологический анализ этнополитической ситуации на Юге России.

    Достижение поставленной цели потребовало постановки следующих научных задач:

    • определить понятие этнополитики и этнополитических конфликтов, их классификацию, способы регулирования

    • выделить основные теоретические подходы к исследованию этнополитических конфликтов в политической науке

    • проанализировать влияние субъективного, экономического и информационного факторов на течение этнополитических конфликтов в России

    • изучить технологии разрешения этнополитических конфликтов в Российской Федерации и пути обеспечения ее этнополитической безопасности

    • выявить перспективы развития и регулирования современных этнических конфликтов на Юге России

    • дать конфликтологическую характеристику этнополитических процессов на Юге России

    Объект исследованияэтнополитическая ситуация на Юге России.

    Предмет исследованияособенности и тенденции развития этнополитической ситуации на Юге России, традиционные и новейшие конфликтологические факторы этнополитической напряженности, традиционные и новейшие конфликтологические факторы этнополитической напряженности..

    Гипотеза исследования основывается на том, что этнополитические конфликты при определенных условиях могут стать важным фактором влияния на политические процессы в регионе. Возникновение или эскалация этнополитических противоречий и конфликтов полиэтничном регионе может обеспечить изменение баланса сил внутри государства, стать угрозой национальной безопасности, что определяет необходимость политического регулирования этнических конфликтов.

    Теоретическая и методологическая основы исследования. В качестве теоретической основы автором используется ряд теоретических подходов, существующих в современной политической науке.

    Для анализа процессов формирования и развития конфликтов используются положения функциональной концепции конфликта (Л. Козер) и динамической концепции конфликта (Р. Дарендорф, К. Боулдинг, Л. Крисберг).

    Специфика этнополитической конфликтности рассматривается в контексте блоковой концепции конфликта (В.А. Авксентьев), конструктивистского (Б. Андерсон, В.А. Тишков) и инструменталистского (Д. Горовиц, Дж. Ротшильд) подхода к природе этничности и этнической мобилизации, концепции этнической идентичности (Э. Геллнер, И.С. Семененко).

    Методологическую основу исследования работы составляют принципы системного подхода, предоставляющего возможность целостного рассмотрения природы этнополитического конфликта в системе международных отношений и прогнозирования его будущей направленности, а также исследования роли и значения отдельных факторов в развитии подобных конфликтов.

    Используются также положения неоинституционального подхода, в рамках которого отношения акторов этнополитических конфликтов исследуются с учётом формальных и неформальных норм и правил регулирования, существующих в конкретной политической системе, что особенно значимо при рассмотрении национальных моделей управления этнополитической конфликтностью.

    Для исследования процессуальных аспектов развития этнополитических конфликтов применяется дескриптивно-описательный метод, позволяющий выявить динамику и логику развития этнополитических процессов на различных исторических этапах.

    Анализ отдельных конфликтных ситуаций, существенно влияющих на этнополитические процессы в исследуемом регионе, обеспечивается на основе метода case-study. Кроме того, использовался метод ивент-анализа.

    Научная новизна исследования определяется тем, что автором определены тенденции трансформации этнополитической конфликтности на современном этапе на Юге России, определено влияние ряда факторов (субъективный, экономический, информационный) на развитие этнополитических конфликтов, а также рассмотрена роль современных медиаструктур и технологий в контексте информационного противоборства как составляющей современных этнополитических конфликтов.

    Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, шести параграфов, которые помогут осветить выбранную тему как с теоретической, так и с практической точки зрения, а также заключения, списка литературы.
    1 Концептуальные основы конфликтологической экспертизы этнополитической ситуации

    1.1. Этнополитика и этнополитические конфликты – понятие, классификация, способы регулирования
    Этнополитические конфликты представляют собой неотъемлемую часть этнополитических процессов. В отечественной науке в качестве одного из первых ученых, давших определение этнополитического процесса, можно назвать Д.В. Драгунского. Согласно его представлениям, этнополитические отношения – это отношения социальны групп, которым присущ высокий уровень этнической самоидентификации. Кроме того, они показывают достаточно явные предпосылки для обособления и суверенизации. Именно эти основания становятся детерминантами для формирования устойчивых типов взаимодействия, форм хозяйствования, акторы оказывают руг на друга взаимное влияние, в том числе и в политическом поле1.

    Изучение этнополитических процессов можно осуществлять с разных точек зрения, рассматривая как объекты конфликтного взаимодействия, так и его субъекты. Сосредоточимся на субъектах этнополитических конфликтов, а именно – собственно, этнических группах, реализующих свои интересы посредством политических механизмов. Отметим, что в качестве отдельного предмета в современной науке рассматривается также природа интересов этнических групп и вокруг него сосредоточены многие научные дискуссии.

    Для объяснения роли этнических групп в социально-политических процессах в науке существует три основные концепции. В её рамках сформировалось три основных направления, интерпретирующих происхождение и роль этнических групп в социально-политических процессах. Рассмотрим их подробнее.

    Во-первых, это примордиализм (П. ван дер Берге, К. Гиртц, Э. Шиллз, Э. Смита, из российских исследователей – Ю.В. Бромлей).
    Кроме того, концепция этногенеза Л.Н. Гумилева так же принадлежит в данному направлению, хотя эта теория активно критикуется современными учеными. Итак, с точки зрения примордиализма этнические группы понимаются реально (объективно) существующими объединениями индивидов, которые эволюционируют, развиваются, более того, данное направление понимает их как субъекты исторического процесса. Примордиализм считает основой формирования этнических групп, в первую очередь, социокультурные основания, однако подразумевают здесь наличие множества иных факторов, в том числе экономического характера.

    То есть, мы говорим о том, что этнические группы имеют отличительные черты, которые можно изучать, они объективны и реальны, а также эти группы имеют собственные интересы. Э. Смит утверждает, что нации – есть высшая форма эволюции этнических групп. нации определяются в том числе наличием четкой национальной идеи, смысл которой в закреплении и трансляции этих интересов1. То есть, с точки зрения примордиализма, этническая идентификация основывается на определённых объективных факторах, вслед за этим, этнические группы объективно существуют как устойчивое сообщество, которому присуща эволюция.

    Согласно конструктивистскому подходу (Э. Геллнер, Б. Андерсон, В.А. Тишков и др.) правильнее использовать термин «воображаемое сообщество». Данное понятие было введено в научный оборот Б. Андерсоном2 и предполагает, что этнические группы появляются в результате работы общественного сознания, которое вырабатывае социокультурные элементы, а на их основе в дальнейшем формируется этническая и национальная самоидентификация. При таком подходе нация понимается в качестве политического (гражданского), а не этнического феномена, основанного на совокупности идей националистического характера, закрепляющего в сознании членов группы национальные и политические границы как совпадающие1. Итак, конструктивизм понимает нацию в качестве продукта, сформированного в сознании людей, входящих в группу, их представления и определяют её основные характеристики. Важно отметить, что национальное самосознание укрепляется в первую очередь с точки зрения соотношения с другими группами, которые так или иначе вступают во взаимодействие между собой.

    Третий подход – инструментализм (Д. Горовитц, Дж. Ротшильд и др.). Его последователи полагают, что человеку присущи многие идентичности, дифференцированные по территориальному, религиозному, культурному и иным основаниям, актуализация которых происходит в зависимости от ситуации в обществе. Этническая самоидентификация может проявляться или не проявляться в личности в тот или иной момент времени, поскольку, согласно данному направлению, выбор наиболее соответствующей ситуации идентичности принадлежит самому человеку, то есть процесс это рационализируется. В тот момент, когда чувство этнической принадлежности переходит из латентного в активное состояние, резко повышается уровень этнической мобилизации.

    Американский исследователь этнической конфликтности Дэвид Д. Лейтин отмечал, что символы становятся предметом манипуляции, своеобразного «продукта», продвигаемого в общественном сознании политическими лидерами. Этот процесс сродни процессам, происходящим на свободном рынке, только в качестве «товара» здесь выступают ценности, установки и смыслы, характеризующие идентичность как этническую. Если манипуляции общественным сознанием со стороны заинтересованных лиц или групп лиц, оказываются успешными, представители названных групп могут стать во главе национальных движений и протестных акций2. Этот процесс стимулирует так называемое «этническое антрепренерство».

    Для изучения и понимания этнополитических процессов необходимо сосредоточить внимание также на определении их субъектов, всех участников процесса этнополитического взаимодействия.

    В первую очередь, к субъектам относятся собственно этнические группы. В рамках структуры этнической общности должны существовать элементы, которые являются носителями этнических интересов, это могут быть как отдельные индивиды (этнические лидеры), так и «общности внутри общности», то есть объединения членов этнической группы, например, общественные движения, политические партии и т.д. Происходит взаимодействие между этими группами и политическими институтами с целью оказания влияния на принятия политических решений, направленных на реализацию интересов этнической группы. Необходимым условием для такого рода высокоорганизованной консолидации является столь же высокий уровень этнической самоидентификации. В общих чертах, таким образом можно описать процесс формирования этнополитических отношений, как неотъемлемой составляющей политического процесса, оказывающего значительное влияние на другие сферы социально-политической жизни.

    Вопросами регулирования этнополитических отношений занимается особая отрасль государственной политики – этнополитика. Объектом её деятельности является весь спектр вопросов, связанных с жизнедеятельностью этнических сообществ. Сюда входят и экономические, и культурные, и религиозные, и социальные аспекты. Кроме того, в рамках этнополитики выявляются и решаются потребности в обеспечении этнических групп необходимыми ресурсами, реализация социальной политики, осуществляется поддержка национальных культурных ценностей, развитие национального (этнического) языка, разрешаются вопросы, связанные с правовыми гарантиями и закреплением статуса этнических групп и т.д. Первоочередной задачей этнополитики является налаживание межэтнических отношений, недопущение развития конфликтности путем выявления и работы с факторами, способными повлиять на дестабилизацию обстановки и повышение напряжённости.

    Модели этнических конфликтов разнообразны постольку, поскольку разнообразные факторы, влияющие на их возникновение и течение. Однако, отметим, что концентрация на каком-либо одном факторе, как экономическом, так и культурном, не является, по нашему мнению, правильной1, поскольку в абсолютном большинстве случаев этнополитические конфликты на возникновение и течение такого рода конфликтов оказывает влияние целый комплекс разнообразных причин различного порядка, вплоть до личной заинтересованности этнических (политических) лидеров, то есть вступает так называемый субъективный фактор2. Нередко одну из главенствующих ролей играет религиозная составляющая. С нашей точки зрения, необходимо при изучении любого этнополитического конфликта в первую очередь обращать внимание на три основных фактора – экономический, субъективный и информационный. Причем последний имеет особое значение, поскольку в условиях современного глобального информационного пространства трудно переоценить значение средств массовой информации и новых социальных медиа.

    Этнополитические конфликты присущи всем многонациональным и поликонфессиональным государствам, потому что в них неизбежны межнациональные противоречия и несовпадения интересов различных этнических групп, пусть даже этническую мотивацию назвать основополагающей можно лишь с большой долей условности. Если рассматривать развитие государств в исторической ретроспективе, можно заметить, что эти конфликты сопутствуют буквально каждому историческому этапу и, безусловно, их влияние сказывалось и сказывается на политике и принятие управленческих решений. Получается, что этнополитические конфликты во многом являются отражением комплекса проблем, присущих разным народам, населяющим одну территорию. Каждый фактор, будь то социальные отношения, духовные или культурные вопросы, государственные и правовые отношения в определённом сочетании и определённых условиях могу приводить к выходу конфликта из латентной в активную фазу.

    Как уже было сказано выше, этнополитические конфликты сопровождают всю историю человечества, поэтому нам кажется полезным рассмотреть общие тенденции исторического развития с точки зрения происходящих конфликтов. Это во многом может объяснить сущность современных этнополитических конфликтов.

    Американский исследователь Тед Гарр считает, что истоки практически всех современных этнополитических конфликтов лежат в исторической плоскости. Многие из них не подлежат урегулированию на протяжении столетии и имеют историю, в том числе связанную с насилием1. Более того, существуют концепции, согласно которым вся человеческая история может быть рассмотрена с точки зрения этнических взаимоотношений, сюда же входят и этнические конфликты. такой точки зрения придерживаются, например, Л.Н. Гумилёв, А.В. Авксентьев2.

    Рассматривая этнополитические конфликты с такой точки зрения, мы обнаруживаем, что период их зарождения – самые ранние этапы истории. Представлялись они первоначально как конфликтное взаимодействие между разными племенами, в основном по поводу обладания ресурсами и территориями. Позднее, такое взаимодействие стало приобретать этнический характер. Один из самых ярких примеров – депортация евреев из Египта. Анализируя большое количество различных исторических источников, Ряд исторических источников показывает, что насильственное переселение целых этнических групп из мест их проживания, уничтожение или порабощение по национальному признаку являются скорее нормой, чем исключением.

    Дальнейшее рассмотрение истории наглядно иллюстрирует приведенный тезис. Так, Средневековье характеризуется масштабных этнополитическим конфликтом – Реконкистой, когда происходило обратное завоевание захваченной арабами Испании христианами. После полного уничтожения арабских государств, расположенных на полуострове, все оставшиеся арабы были изгнаны или подверглись геноциду.

    История азиатских стран также знает подобные примеры, например, изгнание китайскими властями калмыцких племен из Джунгарии. После этого эта этническая группа закрепилась на новой территории, там, где расположена современная Калмыкия. В точности такая ситуация произошла на территории современного Ставрополья с вытесненными ханами из закаспийских территорий туркменами.

    Двадцатое столетие стало веком расцвета этнополитических конфликтов, из развития и постоянной эскалации. Этому поспособствовала Первая мировая война, причем для этого периода характерный крайний национализм, ксенофобия, повсеместный сепаратизм, а также нарушение прав человека, проявляющееся в особой жестокости по отношения к некоторым этническим группам вплоть до тотального уничтожения.

    Вторая мировая война только усилила эти тенденции. Причем этническая составляющая в конфликтах приобретает особую значимость. Конфликты развиваются динамично, перетекают в вооруженные столкновения, характеризуются крайней степенью агрессии. Многие из них имеют затяжной характер и продолжаются до сих пор с той или иной степенью напряженности.

    Наиболее показательным в этом смысле является, на наш взгляд, арабо-израильский конфликт. Конфликтогенная ситуация здесь основывается на большом количестве экономических, религиозных и политических разногласий, которые накладываются на этническую составляющую, что и привело, в конце концов, к эскалации в 40-е годы ХХ века, а затем и к продолжению его до сегодняшнего дня.

    К увеличению числа этнополитических конфликтов и усилению межэтнических противоречий приводит разрушение мировой колониальной системы и, как следствие, массовым потокам мигрантов в Европу из бывших колоний. На этой почве развивались конфликты между коренным населением и переселенцами, вызванный критическим различиями в культурных и духовных ценностях, а также в социальной структуре обществ, которые никак не могли выстроить адекватную для обеих сторон систему взаимодействия.

    Не обходится без этнополитических конфликтов и в таких странах как Канада (Квебек), Испания (страна Басков), Великобритания (Шотландия, Ирландия) и др.

    Итак, мы видим, что этнополитический конфликт является одним из основных видов социальных конфликтов, что находит свое отражение в рассматриваемой нами парадигме. Они устойчивы к сменам исторических периодов, претерпевая лишь незначительные изменения и время от времени то затухая, то эскалируясь под влиянием различных факторов. Кроме того, повсеместно приобретение другими типами конфликтов этнической окраски.

    Безусловно, такой подход находит и свою критику. Многи еченые, в частности В.А. Тишков, полагают, что рассматривать историю с точки зрения этнополитических конфликтов некорректно. Тишков пишет, что национальная идентичность выходит на первый план в период после Великой французской революции и широко используется при формировании современных государств для вытеснения феодальных, династических, религиозных и политических образований1. Он полагает, что неверно интерпретировать происходящие ранее конфликты с применением понятия этнополитические, поскольку это более современный взгляд на такого рода конфликты, что не соответствует историческому контексту.

    Отметим, что именно исторический аспект в изучении этнополитических конфликтов представляет собой широкое поле для научных дискуссий, в частности между сторонниками примордиализма и конструктивизма.

    Итак, подводя итог вышесказанному, необходимо сказать о том, сложные по своей структуре этнополитические конфликты стали одними из самых значимых социальных конфликтов современности. Кроме того, все они предполагают наличие исторического опыта, что существенно сказывается них течении и развитии, причем не важно, реальная ли эта история, или, скорее, символическое представление о ней.
      1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта