Главная страница

ПВиПИ конспект. Конспект лекций по дисциплине Психология восприятия и переработки информации 2 введение. Цель дисциплины Психология восприятия и переработки информа ции


Скачать 5.53 Mb.
НазваниеКонспект лекций по дисциплине Психология восприятия и переработки информации 2 введение. Цель дисциплины Психология восприятия и переработки информа ции
АнкорПВиПИ конспект.pdf
Дата06.02.2018
Размер5.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПВиПИ конспект.pdf
ТипКонспект лекций
#15277
страница2 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
Р
ОЧ НИ ГМ ОЩ ЦОВ ЭП ОП М ОС.

11
Раздражитель (Р, слуховой, зрительный и др.) воздействует на органы чувств (ОЧ). В результате этого возникают нервные импульсы (НИ), кото- рые по нервным проводящим путям поступают в головной мозг человека
(ГМ), обрабатываются там и формируются в отдельные ощущения (ОЩ). На основе этого складывается целостный образ восприятия предмета (ЦОВ), ко- торый сопоставляется с эталоном памяти (ЭП), в результате чего происходит опознание предмета (ОП). Затем посредством мыслительной деятельности
(М) при мысленном сопоставлении текущей информации и прежнего опыта происходит осмысление и понимание информации (ОС).
Информация, на основании которой складывается целостный образ, поступает к нам по различным каналам: аудиальным (слуховые образы), ви-
зуальным (зрительные образы), кинестетическим (чувственные образы) и т.п.
Процесс первичной обработки информации происходит на уровне от- дельных свойств предметов и явлений и определяетсяощущениями. Этот уровень обработки информации называется сенсорным. Однако ощущение – это только первичный материал, в нем отсутствует целостное представление о том явлении, которое вызвало ощущение. Формирование психического об- раза происходит на уровне восприятия. Восприятие, или перцепция, – это процесс обработки сенсорной информации.
Таким образом, в процессе любой познавательной деятельности от- правной точкой является ощущение, а ведущим процессом – восприятие.
Выделение двух стадий обработки информации – сенсорного и перцеп-
тивного – во многом является абстрактным. Сенсорные и перцептивные про- цессы трудно отделить друг от друга, они тесно и а связаны и не могут суще- ствовать друг без друга. Теперь рассмотрим с позиций когнитивной психоло- гии, как человек в процессе наблюдения собирает информацию об окружаю- щем мире и проанализируем некоторые начальные этапы процесса обработки этой информации.
Основными психическими процессами, участвующими в приеме ин- формации, являются ощущение, восприятие, представление и мышление.
Анализ этих процессов, раскрытие их природы и закономерностей необхо- димы для решения задачи оптимального построения информационной моде- ли реальной обстановки.
Прием информации человеком мы будем рассматривать как процесс формирования перцептивного (чувственного) образа. Под последним пони- мается субъективное отражение в сознании человека свойств действующего на него объекта. Исследования, проведенные в психологии, показывают, что формирование перцептивного образа является фазным процессом и включает несколько стадий: обнаружение, различение и опознание (Б.Ф. Ломов).
Обнаружение – стадия восприятия, на которой наблюдатель выделяет объект из фона, но еще не может судить о его форме и признаках.

12
Различение– стадия восприятия, на которой человек способен раздель- но воспринимать два объекта, расположенных рядом (либо два состояния од- ного объекта), а также выделять детали объектов.
Опознание – стадия восприятия, на которой человек выделяет сущест- венные признаки объекта и относит его к определенному классу.
Длительность отдельных стадий зависит от сложности воспринимаемо- го сигнала. Знание последовательности различения признаков сигнала и ди- намики становления его образа важно для решения многочисленных практи- ческих задач (например, определения числа строк в телевизионном изобра- жении, скорости передачи сигналов и смены кадров в проекционных систе- мах отображения и т.п.). В этой связи возникает также проблема «помехо- устойчивости» восприятия, т.е. возможности человека восстанавливать сиг- налы, частично разрушенные помехами. Этот факт также имеет большое зна- чение для правильного построения, например, различных информационных систем и средств отображения информации.

13 2 СЕНСОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ У ЧЕЛОВЕКА
2.1 Психологическая сущность ощущений
Путь к познанию окружающей среды и собственных состояний начина- ется у человека с ощущений. Ощущения позволяют ему ориентироваться в мире звуков, запахов, воспринимать цветовые гаммы, оценивать вес и разме- ры предметов, определять вкус продукта и т.д.
Ощущение (лат. sensus – восприятие) – это психический познаватель- ный (сенсорный) процесс отражения отдельных свойств реального внешнего мира и внутреннего состояния человека, которые непосредственно воздейст- вуют на органы чувств в данный (текущий) момент. При ощущении происхо- дит первичная обработка информации именно на сенсорном уровне, т.е. на уровне отдельных свойств предметов и явлений.
Ощущение не дает человеку целостной картины отражаемых объектов.
Если, например, человеку завязать глаза и предложить прикоснуться кончи- ком пальца к незнакомому ему предмету (столу, компьютеру, зеркалу), то ощущение даст ему знания лишь отдельных свойств предмета (например, о том, что это предмет твердый, холодный, гладкий и т.п.).
Ощущения являются чувственным отображением объективной реаль- ности, так как возникают из-за воздействия различных факторов (раздражи-
телей) на органы чувств (зрение, слух и др.). Они свойственны всем живым существам, обладающим нервной системой.
Ощущения одновременно и объективны, и субъективны. Объектив- ность состоит в том, что в них отражен реально существующий внешний раз- дражитель. Субъективность обусловлена зависимостью ощущений от инди- видуальных особенностей и текущего психического состояния человека.
Связанные с эмоциональной сферой человека, ощущения могут порож- дать у него различные чувства, вызывать простейшие эмоциональные пере- живания. Например, ощущение раздавшегося где-то рядом резкого звука ав- томобильных тормозов может вызвать у проходящего мимо человека непри- ятные воспоминания о собственной практике вождения машины. Негативные переживания порождаются ощущениями нелюбимого запаха, цвета и вкуса и др.
2.2 Физиологическая основа ощущений.
Физиологическая основа ощущений заложена в работе специальных нервных структур, названных И.П. Павловым анализаторами. Анализаторы – это каналы, по которым человек получает все сведения о мире (как о внеш- ней среде, так и о собственном, внутреннем состоянии).
В своей совокупности анализаторы образуют сенсорную систему чело- века.

14
Начало ощущению дает физический процесс раздражения, который возникает при воздействии сигналов внешней или внутренней среды на орга- ны чувств человека: зрение, обоняние и др. Ощущения обеспечиваются рабо- той мозга. Мозг связан с органами чувств, реагирующими на определенные раздражители. Чтобы мозг мог воспринимать эти раздражения, они должны подаваться ему в определенной форме, а именно в форме электрических сиг- налов. Энергия раздражителей различной природы (свет, запах и др.) должна быть преобразована в электрическую энергию. Задача перевода сигналов различной модальности в электрическую форму решается рецепторами.
Рецептор – это специфический нейрон, осуществляющий прием физи- ческих сигналов внешней среды и сигналов внутреннего состояния человека.
Рецептор – “входное устройство” анализатора. Работа рецептора специали- зирована. Каждый рецептор работает с определенными сигналами: зритель- ный реагирует на световые раздражители, слуховой – на звуковые и т.д. Но это не простое реагирование. Мозг требует информацию не только о наличии раздражителя и о его характеристиках (например, по шкалам интенсивный – слабый, большой – малый, сладкий – горький и др.). Следовательно, рецеп- тор должен уметь кодировать эти характеристики, чтобы передавать сведе- ния о них в мозг. Такое кодирование реализуется через преобразование фи- зических раздражителей в электрические сигналы с параметрами, соответст- вующими характеристикам раздражителя. Так, например: ощущения прият- ного тембра голоса соответствуют электрическим сигналам синусоидальной формы; ощущения прикосновения к руке – последовательному ряду прямо- угольных электрических импульсов (при этом легкому прикосновению соот- ветствует малое количество импульсов в ряду, сильному давлению – большое количество).
Кодированные электрические сигналы определенной формы с соответ- ствующими параметрами по нервным путям (афферентным нервам) посту- пают в рецептивные зоны коры больших полушарий. Каждый и рецептор той или иной модальности имеет «свою» рецептивную зону. Перемещение сиг- налов обеспечивается физиологическим процессом возбуждения – свойством нервных клеток (нейронов) реагировать на раздражение. При возбуждении клетка переходит из состояния физиологического покоя к активности. Если амплитуда возбуждения достигает пороговой величины, то оно распростра- няется на соседние участки нервной системы. В коре больших полушарий электрический сигнал вызывает простейшие эмоциональные переживания
ощущений. Результаты переживаний в виде распространяющегося возбужде- ния через эфферентные нервы поступают на периферию организма (к мыш- цам, железам).
Анализатор не пассивный элемент. Его работа может перестраиваться под изменяющимся воздействием раздражителей. Другими словами, природа анализатора рефлекторна, т.е. отражает реальные изменения в среде. Естест- венно, рефлекторна и природа ощущений. Ощущения всегда связаны с дви-

15 гательными компонентами. Это происходит либо в виде вегетативной реак- ции (сужение зрачков, кровеносных сосудов и др.), либо в виде мышечной реакции (дерганье руки, поворот глаз, напряжение мышц губ и др.).
Рисунок 2.1 – Функциональная схема анализатора
Действительно, ощущение не ограничивается простым отражением действительности и мозгу человека. Обязательным элементом ощущения (без которого, собственно, оно невозможно) является ответная реакция организ- ма. Эта реакция может иметь форму движения или внутреннего процесса, например оздоровительного. Давно известно, например, что пение птиц, шум морского прибоя уравновешивают нервную систему; звуки музыки типа
«хард-рок» и «хэви метал» часто вызывают у поклонников агрессивное воз- буждение нервной системы, а также острые желудочные спазмы.
Не менее остро реагирует организм на продолжительное или полное отсутствие раздражителей (сенсорный голод или сенсорную депривацию).
Сенсорный голод (сенсорная депривация) – явление, связанное с резким сни- жением «ассортимента» ощущений (или полной потерей), испытываемых че- ловеком в ситуациях его физической и психологической изоляции.
Результаты сенсорного голода могут быть разрушительными для пси- хики человека. Потеряв слух, Людвиг ван Бетховен пережил жизненную драму: сторонился людей, глубоко страдал от одиночества: «Мне не дано на-
ходить вдохновение в обществе людей, в тонкой беседе, во взаимной откро-
венности. Один, совершенно один!.. Я должен жить, как отверженный».
2.3 Классификация ощущений

16
Классификация ощущений может проводиться по разным основаниям.
Широкое распространение получила классификация ощущений по признаку
модальности, т.е. по ведущему анализатору, который обеспечивает данный вид ощущений. По этому признаку выделяют: зрительные, слуховые, обоня- тельные, осязательные, вкусовые, тактильные, температурные, вибрационные ощущения, а также ощущения движения, равновесия и ускорения. Внутри отдельных модальностей возможна более дробная классификация (например, пространственные и цветовые зрительные ощущения). Известные трудности для такой классификации дает существование интермодальных ощущений
(или синестезий). Синестезия – это явление, состоящее в том, что какой-либо раздражитель, действуя на соответствующий орган чувств, помимо воли субъекта вызывает н6е только ощущение, специфическое для данного органа чувств, но одновременно еще и добавочное ощущение или представление, характерное для другого органа чувств. Наиболее распространенным прояв- лением синестезии является так называемый цветной слух, при котором звук наряду со слуховым ощущением вызывает и цветовое ощущение. Цветной слух был ярко выражен у композиторов Н.А. Римского-Корсакова и А.Н.
Скрябина. Проявлением синестезии являются также температурные ощуще- ния, вызываемые определенным цветом. У многих людей желто-оранжевые цвета вызывают ощущения тепла, а сине-зеленые – холода. Существуют и другие более сложные ощущения, вызываемые цветом.
Другой подход к классификации ощущений использовал английский физиолог Ч. Шеррингтон, который в качестве критерия (основания класси- фикации) взял место расположения рецепторов в теле человека. При этом он выделил три основных класса ощущений:
1) экстероцептивные, возникающие при воздействии внешних раздра- жителей на рецепторы, расположенные на поверхности тела. К ним относят- ся зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, темпера- турные, вибрационные.
2) проприоцептивные (кинестетические), отражающие движение и от- носительное положение частей тела благодаря работе рецепторов, располо- женных в мышцах, сухожилиях и суставных сумках. К ним относятся ощу- щения движения, равновесия и ускорения, а также ощущение веса.
3) интероцептивные (органические), сигнализирующие с помощью специализированных рецепторов, расположенных во внутренних органах те- ла человека, о протекании обменных и других процессов во внутренней среде организма. К ним относятся ощущения голода, жажды, боли.
В свою очередь экстероцептивные ощущения делятся на два подклас- са: дистантные, порождаемые источниками, которые находятся на некото- ром удалении от тела человека (это зрительные и слуховые ощущения) и
контактные, возникающие при непосредственном контакте раздражителя с рецептором (это осязательные, вкусовые и вибрационные ощущения). Обо-

17 нятельные и температурные ощущения занимают промежуточное положение между этими подклассами.
Данная классификация не учитывает, однако, известную независимость функций ощущений от морфологической локализации источников. Так, зри- тельные ощущения могут выполнять важную проприоцептивную функцию.
Классифицируют ощущения и по уровню их осознания человеком. По этому критерию выделяют две группы ощущений: осознаваемые (к ним обычно относят все вышеназванные виды ощущений), а также неосознавае-
мые (субсенсорные) ощущения, которые создаются источниками, воздейст- вие которых не осознается человеком по причине его несоответствия диапа- зону чувствительности того или иного анализатора. Примером такого вида ощущений могут быть состояния страха, уныния, вызванные инфразвуковы- ми излучениями во время магнитных бурь, возникающих при значительных изменениях солнечной активности.
Существуют и другие подходы к классификации ощущений. К приме- ру, английский ученый Х. Хэд предложил генетическую классификацию ощущений.
Генетический - означает относящийся к генезису, т.е. изучающий про- исхождение, развитие чего-либо. В биологии и психологии используют поня- тия филогенез и онтогенез. Филогенез – это историческое развитие организ- мов. В психологии филогенез – это историческое (эволюционное) развитие психики, а онтогенез – это индивидуальное развитие организма с момента зарождения до окончания жизни. В психологии онтогенез – это индивиду- альное развитие психики в течение жизни человека.
В своей классификации ощущений Х. Хэд выделил два вида чувстви- тельности: более древнюю – протопатическую и более молодую – эпикри-
тическую.
Протопатические ощущения, в отличие от эпикритических, не дают информации о точной локализации источника раздражения ни во внешней среде, ни в пространстве тела. Они характеризуются постоянной аффектив- ной (переживательной) окрашенностью и отражают скорее субъективные со- стояния, чем объективные процессы.
Ощущения возникают в филогенезе на базе элементарной раздражимо- сти, как чувствительность к раздражителям, не имеющим прямой связи с процессами жизнедеятельности организма. В отличие от ощущений живот- ных, ощущения человека опосредованы его практической деятельностью, всем процессом исторического развития общества. Именно поэтому возмож- но значительное изменение чувствительности под влиянием предметной дея- тельности человека.

18
2.4 Общие свойства ощущений.
Общими свойствами ощущений являются: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество – это основная особенность данного ощущения, отличающая его среди других видов ощущений и варьирующаяся в пределах данного ви- да. Так слуховые ощущения отличаются по высоте, тембру, громкости, зри- тельные – по насыщенности, цветовому тону и т.д.
Интенсивность – это количественная характеристика ощущения, зави- сящая от силы действующего раздражителя и функционального состояния рецептора.
Продолжительность – это временная характеристика ощущения, зави- сящая от длительности воздействия и функционального состояния рецептора.
При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время, которое называется латентным (скрытым)
периодом ощущения. Латентный период не одинаков у разных ощущений: для тактильных он составляет 130 мсек, для вкусовых – 370 мсек, болевых –
50 мсек.
Ощущения также не исчезают сразу после прекращения действия раз- дражителя. Они сохраняются некоторое время в виде последовательного об-
раза. Длительность инерции ощущений непостоянна, она зависит от ряда факторов. Явление инерции ощущений используется в технике кино и теле- видения.
Пространственная локализация ощущений обеспечивает человеку воз- можность определять местонахождение раздражителя.
2.5 Количественные характеристики ощущений
Количественные характеристики ощущений изучает психофизика. Пси-
хофизика – это наука о количественных зависимостях между внешней стиму- ляцией (т.е. физическими параметрами) и ощущениями, возникающими у че- ловека (т.е. психическими явлениями).
Важнейшая проблема психофизики – это изучение закономерностей восприятия слабых сигналов. Чувствительность анализаторов человека дос- таточно высока, ее можно проиллюстрировать следующей таблицей.
Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение называется нижним абсолютным порогом ощущений. Иногда этот порог называют абсолютным порогом чувствительности.
Как правило, пороговые значения раздражителей соответствуют при- мерному предельному уровню абсолютной чувствительности организма. Ес- ли раздражитель слишком слаб и не вызывает надежной ответной реакции, то его называют подпороговым или субпороговым. Стимул (раздражитель), ин- тенсивность которого превосходит пороговое значение называется надпоро-
говым.

19
Таблица 2.1 – Абсолютные пороги чувствительности анализаторов че- ловека
Ощущение
Абсолютный порог чувствительности
Зрительное
Слуховое
Вкусовое
Обонятель- ное
Прикоснове- ние
Пламя свечи на расстоянии 15 км в темную, ясную ночь
Тиканье часов в тишине на расстоянии 6 м
Ложка сахара, растворенная в 8 л воды
Капля духов в воздухе объема трехкомнатной кварти- ры
Крыло пчелы, упавшее с высоты 2 см
Теоретические понятия абсолютного порога предполагает наличие точ- ного значения или определенной точки на шкале интенсивности воздействия
(стимула), при достижении которой стимул вызывает ощущение и испытуе- мый говорит «Да, я принял сигнал». Это может иллюстрировать следующий рисунок.
Рисунок 2.2 – Теоретическая психометрическая зависимость
Однако на практике такое встречается редко. Реальные эксперимен- тальные результаты чаще всего описываются
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта