Главная страница

ПВиПИ конспект. Конспект лекций по дисциплине Психология восприятия и переработки информации 2 введение. Цель дисциплины Психология восприятия и переработки информа ции


Скачать 5.53 Mb.
НазваниеКонспект лекций по дисциплине Психология восприятия и переработки информации 2 введение. Цель дисциплины Психология восприятия и переработки информа ции
АнкорПВиПИ конспект.pdf
Дата06.02.2018
Размер5.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПВиПИ конспект.pdf
ТипКонспект лекций
#15277
страница8 из 19
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19
. Выделение фигуры из фона есть на- чальный этап перцептивной сегрегации.
Задача выделения фигуры из фона не всегда решается легко. Трудности возрастают, когда для наблюдателя обе эти части объекта равнозначны. При этом фигура и фон периодически меняются местами (флюктуируют). В этом легко убедиться на примере так называемой двойственной фигуры. Так, на рисунке 3.3 изображены либо ваза, либо два лица в профиль, направленные друг к другу.
В общем случае фигуру проще выделить из фона при:
– ее резком отличии от фона по цвету, величине, форме и др.;
– предварительном знакомстве наблюдателя с объектом восприятия;
– наличии психологической установки, получаемой наблюдателем на- кануне восприятия объектом («искать то-то и то-то»).

99
Рисунок 3.26 – Двойственная фигура и фон
Восприятие частей и целого. Рассматривая фотокарточку знакомого человека, мы быстро узнаем его. Процесс узнавания состоит в соотнесении воспринимаемого объекта с образом, хранящимся в памяти. Естественно, возникает вопрос, как происходит процесс узнавания? Предстает ли наблю- дателю объект в своей целостности сразу или узнавание разбивается на от- дельные этапы и происходит по элементам (частям) целого? Узнаем ли мы, например, знакомого человека, рассматривая отдельные части его лица (гла- за, нос, уши, брови, губы) или воспринимая лицо сразу в целом? Самый об- щий ответ таков: узнавание объекта обеспечивается его характерными опо-
знавательными признаками, известными наблюдателю. Количество таких опознавательных признаков, обеспечивающих правильное узнавание объек- та, составляет порог восприятия.
Вряд ли, например, человек, не сведущий в физике элементарных час- тиц, узнает в стоящей перед ним аппаратуре синхрофазотрон. И это несмотря на то, что синхрофазотрон будет представлен во всем многообразии принад- лежащих ему признаков. Трудно узнать длинное слово лишь по его одной части – букве. Скажется фактор дефицита опознавательных признаков.
Рисунок 3.27 – Портрет двух женщин
Опознавательные признаки могут принадлежать различным уровням статической структуры объекта или его динамических состояний. Несомнен-

100 но, что узнавание зависит от индивидуальных особенностей человека (склада мышления, уровня развития индивидуальных свойств восприятия, мотива- ции, установки и др.). В этом плане некоторые люди склонны воспринимать признаки более высокого уровня обобщения, целостные (И. Павлов относил таких людей к художественному типу с доминирующим правым полушарием головного мозга). Другие же, наоборот, начинают с выделения отдельных частей (мыслители) с доминирующим левым полушарием.
Обусловленность узнавания индивидуальными факторами можно ил- люстрировать теми же неоднозначными изображениями, введенными под на- званием двойственных фигур (рисунок 3.27).
Если на6людателю дать предварительную установку, сказав, что базо- вым главным элементом этого портрета, на который следует обратить вни- мание, является ухо, то он увидит портрет молодой женщины, отвернувшей лицо вправо. Если же в качестве главного элемента предложить глаз (в пре- дыдущей установке этот же элемент служил ухом!), то в его сознании отра- зится образ недоброжелательной старухи, а образ молодой женщины оста- нется «за кадром».
3.7 Иллюзии восприятия
Иногда восприятие предметов может быть ошибочным. Поэтому столь разнообразны иллюзии, как многообразны и причины, их вызывающие.
Иллюзия – это искаженное восприятие реально существующей дейст- вительности. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализа- торов и проявляются как аконстантность восприятия. Они обусловлены сле- дующими причинами:
– физическими (например, палочка в стакане с водой кажется изломанной на границе двух сред (рисунок 3. 28).
Простая практическая проверка устраняет эту иллюзию, и возникший образ приводится в соответствие со свойствами предмета восприятия;
Рисунок 3. 28 – Физическая причина зрительной иллюзии
– физиологическими (например, если слегка надавить пальцем на глаз-

101 ное яблоко сбоку, то предмет, на который направлен взгляд, раздваивается);
– психологическими (например, на фоне человека высокого роста низ- корослый человек кажется еще ниже).
Наиболее известны зрительные иллюзии, которые имеют самые различные причины: практический опыт, особенности анализаторов, изменение привычных условий. Зрительные иллюзии проявляются в различ- ных случаях: это и неточное восприятие размеров, параллельности, выпукло- сти, вогнутости наружу или внутрь и т.д.
Большинство зрительных иллюзий можно систематизировать по сле- дующим группам:
– иллюзии, связанные с особенностями строения глаза;
– соотношение части и целого;
– переоценка вертикальных линий;
– преувеличение острых углов;
– иллюзии светлоты и окраски;
– иллюзии контраста;
– увеличение размеров верхней части предметов;
– меняющиеся рельеф и перспектива;
– иллюзия изменения направления линий;
– иллюзии перспективы.
Иллюзии, связанные с особенностями строения глаза
Примером являются иллюзии, возникающие в результате эффекта ир- радиации возбуждения в сетчатке глаза. Явление иррадиации состоит в том, что размеры светлых предметов на темном фоне кажутся больше их настоя- щих размеров и как бы захватывают часть темного фона. Когда мы рассмат- риваем светлую фигуру на темном фоне, из-за несовершенства хрусталика глаза границы ее как бы раздвигаются, и она кажется нам больше своих ис- тинных геометрических размеров. Иллюзия иррадиации, при которой свет- лые предметы кажутся большими, чем равные им темные предметы, показана на рисунке 3.29.
Рисунок 3.29 – Иллюзия иррадиации (светлая фигура кажется более приближенной и большей по размеру).
Любопытно отметить, что, зная о свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX в. предпочитали стреляться именно в черных кос- тюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

102
Соотношение части и целого
Влияние целого на восприятие частей по существу заключается:
– во внутреннем взаимодействии и взаимопроникновении частей,
– в том, что некоторые из этих частей имеют господствующее значение при восприятии остальных.
Всякая попытка оторвать целое от единства его частей является мисти- фикацией, а всякая попытка поглотить части в целом неизбежно ведет к са- моупразднению целого. Так, когда, говоря о влиянии целого на части, часто приводят факты, свидетельствующие о том, что цвет фигуры влияет на ее воспринимаемые размеры, яркость освещения – на оценку воспринимаемого расстояния и т.д., то, по сути, речь идет о взаимодействии частей внутри еди- ного восприятия. И если говорят о зависимости восприятия части целого (на- пример, видимой величины фигуры) от свойств целого (например, освеще- ния), то с таким же основанием можно отметить и обратную зависимость – целого от частей. При изменении одной части – освещения, изменяется и воспринимаемая величина, а значит, радикально изменяется и восприятие в целом.
Перенесение свойств целого на части хорошо иллюстрируется изобра- жением параллелограмма Зандера (рисунок 3.30).
Рисунок 3.30 – Параллело- грамм Зандера
Диагональ АВ кажется длиннее диагонали АС, хотя на самом деле они равны.

103
Переоценка вертикальных линий
В процессе жизни в зрительной системе человека преобладает верти- кальная ориентация. Вертикальная линия – это база, к которой привязывается взаиморасположение частей объекта. Вследствие того, что движения глаз по вертикали требуют больших усилий, чем движения по горизонтали, возника- ет иллюзия восприятия линий одной длины: нам кажется, что вертикальные линии длиннее, чем горизонтальные. Если попросить группу людей разде- лить пополам вертикальную линию, то большинство из них проделают это «в пользу» верхней линии.
На рисунке 3.31 слева показан цилиндр, размеры которого по вертика- ли переоцениваются, поскольку в действительности высота цилиндра и ши- рина его полей одинаковы, а справа показана переоценка длины вертикаль- ной линии относительно горизонтальной. В действительности размеры обеих линий одинаковы.
Рисунок 3.31 – Иллюзии восприятия, связанные с переоценкой верти- кальных линий:
а – иллюзия восприятия цилиндра (высота цилиндра и ширина его по- лей одинаковы); б – иллюзия восприятия горизонтальной и вертикальной ли- ний (размеры обеих линий одинаковы)
Переоценку вертикальных линий по сравнению с горизонтальными
А.Пьерон объяснял следующим образом. Когда мы воспринимаем дом, стоя перед ним, равные его ширина и высота дают нам неравные отображения, поскольку в силу нашего небольшого роста мы видим их под различными уг- лами. Мы как бы коррегируем эту деформацию, переоценивая высоту, верти- кальную линию, по сравнению с шириной – с горизонталью. Таким образом, проявление необходимой коррекции, продолжая осуществляться по отноше- нию к отражению вертикалей и горизонталей на сетчатке при восприятии ри- сунка, и влечет за собой иллюзию переоценки вертикали (С.Л. Рубинштейн,
1999).
Преувеличение острых углов
На рисунке 3.32, а приведены параллельные линии, составляющие с другими, пересекающими их, линиями острые углы. В силу иллюзорного преувеличения острых углов параллельные линии не кажутся таковыми. По этой же причине круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата (рисунок 3.32, б).

104
Рисунок 3.32 – Иллюзия переоценки величин острых углов: а – при восприятии параллельных линий, которые из-за иллюзорного преувеличения острых углов не кажутся параллельными; б – круг кажется как бы втянутым у углов вписанного в него квадрата.
Иллюзии светлоты и окраски
Цвет и освещенность объектов искажают оценку их истинных размеров и удаленности от наблюдателя. Светлые предметы нам кажутся больше, чем темные. Поэтому худощавый человек кажется нам в белой одежде полнее, а полный выглядит стройнее в черном костюме. Комната, оклеенная синими обоями, кажется нам более просторной, чем такая же комната с красными обоями. Если на одинаковом расстоянии будут находится два однотипных предмета, окрашенных в разные тона, то светлый покажется нам больше и ближе расположенным, чем темный.
Иллюзии контраста
Они проявляются, во-первых, в иллюзии контраста яркостей предмета и фона, во-вторых, в зависимости воспринимаемой величины фигур от окру- жения, в котором они даны, и, в-третьих, в том, что одинаковые фигуры на меньшем поле кажутся большими. Так, на рисунке 3.33показана иллюзия контраста яркостей предмета и фона.
Рисунок 3.33 – Иллюзия контраста яркостей предмета и фона.
На более темном фоне фигура кажется более светлой
На рисунке 3.34 приведены иллюзии, обусловленные контрастом, когда воспринимаемая величина фигур оказывается зависимой от их окружения
(иллюзии Эбингауза). Один и тот же кружок кажется большим среди малень- ких и меньшим среди больших.

105
Рисунок 3.3 – Иллюзии, обусловленные контрастом, когда восприни- маемая величина фигур оказывается зависимой от окружения
На рисунке 3.35 показана иллюзия восприятия Понцо, когда вопреки тому, что вертикальные линии равны между собой, линия, расположенная ближе к пересечению двух лучей, кажется длиннее.
Увеличение размеров верхней части предметов. В цифрах «3» и «8» нам кажется, что верхняя половина равна нижней, хотя на самом деле она меньше. По этой же причине палуба корабля кажется нам длиннее палубы яхты (рис.3.36).
Рисунок 3.35 – Иллюзия восприятия Понцо. (Одинаковые линии на меньшем поле кажутся большими, хотя реально они равны)
Рисунок 3.36 – Длина палубы корабля и яхты
Иллюзия изменения направления линий
Она проявляется в кажущемся искажении направления линий за счет штриховки, а также пересечений с другими линиями. Известны иллюзии
Поггендорфа, которые производят впечатление смещения одного элемента относительно другого (рисунок 3.37).

106
Так, на рисунке 3.37, а видно, что наклонные сегменты должны были производить впечатление непрерывной линии, но кажутся смещенными от- носительно друг друга, на рисунке 3.37, б сегменты круга, пересеченного двумя параллельными линиями, воспринимаются как части двух кругов раз- ного диаметра. Аналогичные иллюзорные эффекты возникают также в вари- антах на рисунках 3.37, в, г.
Рисунок 3.37 – Варианты иллюзии Поггендорфа, производящие впе- чатление смещение одного элемента относительно другого
Искаженное восприятие формы поясняется иллюзиями Вундта и Ге- ринга, когда параллельные линии на фоне либо расходящихся, либо сходя- щихся прямых искривляются. Обе пары горизонтальных линий – параллель- ные друг другу прямые, но в иллюзии Вундта (рисунок 3.38, а) они кажутся
«прогнувшимися» внутрь, а в иллюзии Геринга – наружу (рисунок 3.38, б).
Впечатление непараллельности может быть настолько сильно, что разрушить его можно только с помощью линейки, приложенной к горизонтальным ли- ниям.
Рисунок 3.38 – Иллюзии В. Вундта и Герина
а – кажется, что горизонтальные параллельные линии в середине изо- гнуты внутрь;
б – кажется, что горизонтальные параллельные линии в середине изги- баются:верхняя – вверх, а нижняя – вниз.
Меняющийся рельеф и перспектива
В некоторых случаях зрительные иллюзии приводят к автокатастро- фам, когда уклон дороги принимается за подъем, тень от скалы – за поворот дороги, а дерево или строение – за ее продолжение. Мы привыкли смотреть на окружающую среду с высоты своего роста. Но видимый нами мир меняет свои обычные очертания, как только мы поднимаемся на значительную вы- соту. Правда, привыкнув, мы снова видим знакомые соотношения вещей.

107
Часто, в этом случае мы отражаем мир топологически (путем исследования формы фигур и их взаиморасположения).
Иллюзии перспективы
Известно, что по законам линейной перспективы размеры предметов по мере их удаления уменьшаются. При нарушении законов перспективного изображения возникают иллюзии восприятия величины предметов. Так, при рассмотрении рисунке 3.39 кажется, что линия АС длиннее линии АВ, в то время как обе линии равны между собой.
Рисунок 3.39 – Иллюзия восприятия величины предметов
Возможны и другие примеры зрительных иллюзий. На рис. 3.40 пока- заны «чудесные превращения» маленького цилиндра (а – в 3 раза меньше большого цилиндра; б – меньше большого в 8 раз; в – кажется равным боль- шому цилиндру). При этом везде реальный размер маленького цилиндра одинаков.
Таким образом, мы часто видим нечто таким не потому, что оно такое, а потому, что оно должно быть таким. В этом заключается особенность пси- хического образа при восприятии.
Рисунок 3.40 – «Чудесные превращения» маленького цилиндра
Фигуры, вызывающие множественные иллюзорные эффекты. Пред- ставление о зрительных иллюзиях как о результатах действия многих факто- ров находится в соответствии с наблюдением, суть которого заключается в

108 том, что в некоторые зрительные иллюзии, возможно, включены и иллюзор- ные эффекты более общего характера.
Иллюзия, представленная на рисунке 3.41, а, известна по имени своего создателя как иллюзия Мюллера-Лайера и представляет собой наиболее из- вестную и хорошо изученную геометрическую иллюзию. В ней прямые ли- нии, заканчивающиеся различно направленными углами, кажутся неодинако- выми по длине.
Рисунки углов и краев здания в перспективе представлены вместе с ри- сунками образующих их фигур на рисунке 3.41, б и в. Этот рисунок хорошо иллюстрирует роль перспективы в возникновении перцептивных иллюзий.
Иллюзии, приведенные на рисунке 3.41, созданы с использованием со- ответственно ориентированной перспективы. Благодаря перспективе верти- кальная проекция на сетчатке наиболее удаленного угла увеличивается, ком- пенсируя тем самым его большую удаленность от наблюдателя.
Рисунок 3.41 – Иллюзия Мюллера-Лайера и рисунки, сделанные с ис- пользованием перспективы, в контурах которых присутствуют соответст- вующие ей элементы: а – геометрическая иллюзия Мюллера-Лайера; б – внешний, ближайший к наблюдателю, и внутренний углы здания; в – фраг- мент здания в перспективе
Каким образом представление о константности восприятия перспекти- вы объясняет иллюзию Мюллера-Лайера, лучше всего видно на рисунке 3.41,
в, на котором изображен фрагмент здания в перспективе. Мы воспринимаем все вертикальные элементы фрагмента здания как равные и, судя по всему, имеет место компенсация кажущейся удаленности, когда кажущаяся длина наиболее удаленного внутреннего угла увеличивается, а ближайшего внут- реннего угла – уменьшается.
Согласно объяснению X. Шиффман, основанному на константности восприятия перспективы, фигуры Мюллера-Лайера, так же как и другие ри- сунки, представляют собой двухмерные проекции трехмерных форм, имею- щие признаки глубины. Следовательно, кажущаяся глубина «запускает» ме- ханизм константности восприятия величины. В результате этого наблюдате- лю кажется, что более удаленные фрагменты рисунка больше по размеру.
Иными словами, константность восприятия размера компенсирует кажущую- ся глубину или удаленность, т.е. имеет место компенсаторная коррекция,

109 обычно проявляющаяся в реальном мире при нормальных условиях видения, когда при увеличении расстояния образ на сетчатке уменьшается. Однако в данном случае эта компенсаторная коррекция бесполезна и не нужна.
Если можно «разложить» некоторые зрительные иллюзии на эффекты более общего характера, следовательно, можно и объединить несколько эф- фектов, вызывающих зрительные иллюзии, и создать композицию, обладаю- щую еще более сильным воздействием на наблюдателя.
В качестве примера приведем фигуру, изображенную на рисунке 3.42, которая обладает эффектами нескольких зрительных иллюзий. Как видно из рисунка 3.42, необычное пространственное искажение является результатом сочетания иллюзии Мюллера-Лайера и Понцо, а добавление признаков пер- спективы еще более усиливает воздействие.
Рисунок 3.42 – Фигура, сочетающая в себе эффекты нескольких зри- тельных иллюзий. Жирная вертикальная линия справа кажется более длин- ной, чем такая же линия слева, однако они равны по величине.
Таким образом, не исключено, что большинство зрительных иллюзий возникает вследствие нескольких причин. В иллюзорное восприятие могут вносить свою лепту и некоторые искажающие эффекты, связанные со струк- турой глаза, и нейронные процессы, происходящие на уровне сетчатки, и когнитивные процессы. Именно поэтому более логически оправданной пред- ставляется не поиск одного-единственного механизма, объясняющего проис- хождение иллюзий, а принятие точки зрения, согласно которой зрительные иллюзии могут быть либо результатом обработки визуальной информации на нескольких уровнях зрительной системы, либо комбинацией нескольких эф- фектов, производимых несколькими зрительными иллюзиями.
Кроме иллюзий, появляющихся при определенных условиях, искажен- ное восприятие иногда может возникать из-за особого состояния человека.
Например, в темном лесу под влиянием страха человек может ошибочно принять пень за волка, а изогнутые под влиянием ветра ветки дерева за лицо человека.
Ошибочное восприятие наблюдается и в учебной работе. Первокласс- ники могут искажать при письме буквы, делая поворот линий в противопо- ложную сторону (так называемое «зеркальное письмо») и, например, путать цифры «6» и «9» или буквы «З» и «Е». Иногда дети в начале обучения могут

110 прочитать слог не слева направо, а наоборот, например «ус» вместо «су».
Исправлять эти искажения возможно. Для этого необходимо привлекать внимание детей к выполняемой работе, убеждать их в необходимости прове- рять ее, например, расчленять слова на слоги, а слоги на буквы.
1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   19


написать администратору сайта