Главная страница

ПВиПИ конспект. Конспект лекций по дисциплине Психология восприятия и переработки информации 2 введение. Цель дисциплины Психология восприятия и переработки информа ции


Скачать 5.53 Mb.
НазваниеКонспект лекций по дисциплине Психология восприятия и переработки информации 2 введение. Цель дисциплины Психология восприятия и переработки информа ции
АнкорПВиПИ конспект.pdf
Дата06.02.2018
Размер5.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПВиПИ конспект.pdf
ТипКонспект лекций
#15277
страница7 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19
.
Константность восприятия выражается в относительной способности сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий, в которых протекает процесс восприятия. Так, при изменении расстояния до объекта, его угловом смещении и изменении освещенности человек воспри- нимает этот предмет неизменным – таким, каков он есть на самом деле. Кон- стантность перцептивной системы человека как бы компенсирует эти изме-

80 нения. Это свойство обеспечивает ему возможность правильной ориентации в изменчивой внешней среде. Примеры проявления константности при зри- тельном восприятии объектов:
– восприятие цвета предмета довольно устойчиво даже при изменении внешней освещенности (конечно, до определенного, порогового уровня);
– восприятие роста человека не изменяется при его удалении даже на значительные расстояния;
– восприятие формы предмета поддерживается постоянным при изме- нении его положения относительно линии взора наблюдателя.
Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непре- рывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Он перестал бы воспринимать мир устойчивых вещей, и восприятие не могло бы служить средством познания объективной действительности.
Постоянство величины, формы и цвета предметов является необходимым ус- ловием ориентировки в окружающем мире.
Часто мы видим фотографии объектов, у которых искажены пропор- ции. Такие фотографии нам не нравятся, они кажутся нам (например, если сфотографировать в фас человека, который вытянул руку в нашу сторону, то рука на фотографии получится непропорционально большой или если сфото- графировать лежащего на земле человека со стороны ног, то ноги окажутся значительно большими, чем они являются на самом деле). Но эти фотогра- фии полностью соответствуют действительному изображению на сетчатке.
Фотоаппарат свойством константности не обладает, поэтому он рисует изо- бражение на основе физических законов геометрической оптики (рисунок
3.12).
Рисунок 3.12 - Фотография, иллюстрирующая свойство константности
Такие фотографии позволяют осознать, какие коррекции постоянно осуществляет наше зрительное восприятие, обеспечивая константность вос- принимаемых объектов.
Свойство константности не обусловлено генетически. Известно, что люди, никогда не видевшие предметов на близком расстоянии, воспринима-

81 ют их на удалении как маленькие, но отнюдь не как удаленные. Констант- ность обеспечиваемся работой перцептивного механизма, который функцио- нирует как самонастраивающаяся система, адаптирующая информационные возможности человека к текущим условиям восприятия. Конечно же, такие перцептивные качества могут быть приобретены человеком через жизненный опыт, многократные встречи с объектом в самых различных условиях его восприятия.
Осмысленность восприятия состоит в том, что перцептивные образы всегда наполнены смысловым содержанием. Бессмысленных образов просто не существует. Восприятие включает в себя непрерывный поиск наилучшего объяснения (осмысления) того, что отражается в сознании индивида. Осмыс- ленность всегда дополняется прошлым опытом и предполагает обязательное понимание того, что воспринимается.
Осмысленность восприятия определяется пониманием сущности пред- метов и явлений. Оно осуществляется через процесс мышления. Осмыслен- ность восприятия достигается мыслительной деятельностью в процессе вос- приятия. Всякое воспринимаемое явление или объект мы осмысливаем с точ- ки зрения уже имеющихся знаний, накопленного опыта. Это дает возмож- ность включить новое знание в систему ранее сформированных.
Осмысленность восприятия осуществляется посредством внутренней речи. Воспринимая объекты и явления окружающего мира, человек называет их и тем самым относит к определенным категориям объектов: к животным, растениям, предметам мебели, событиям общественной жизни и т.п. В этом проявляется категориальность человеческого восприятия.
Смысловая оценка объекта восприятия может происходить мгновенно, без обдумывания. Так происходит при восприятии очень хорошо знакомых вещей, фактов, ситуаций. При восприятии новых незнакомых объектов время осмысления увеличивается.
Восприятие, будучи осмысленным, вместе с тем является и обобщен- ным. Всякое слово обобщает. Называя воспринимаемый объект определен- ным словом, человек тем самым осознает его как частный случай общего.
Например, глядя на дерево и называя его сосной, мы тем самым отмечаем признаки не только этой сосны (высокая, стройная, стоит у дороги и пр.), но и сосны вообще. Степень обобщенности восприятия может быть разной, что зависит от глубины наших знаний о предмете.
Осмысленность восприятия проявляется в узнавании. Узнать предмет – значит воспринять его в соотношении с ранее сформированным образом. Уз- навание основано на операции сличения наличного впечатления с соответст- вующими следами памяти.
Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстротой.
В процессе узнавания человек часто не выделяет признаков предмета, а ис- пользует его характерные опознавательные признаки. При этом некоторые

82 хорошо известные нам предметы, мы узнаем сразу и безошибочно, даже при быстром и неполном восприятии. Примером этого может быть рисунок 3.13.
Рисунок 3.13 - Пример узнавания на основе частичных признаков
Узнавание может быть обобщенным, когда предмет соотносится с ка- кой-нибудь общей категорией (например, «это стол», «это автомобиль» и т.д.), и дифференцированным (специфическим), когда воспринимаемый объ- ект отождествляется с ранее воспринимаемым единичным предметом («это мой автомобиль»). Последнее является более высоким уровнем узнавания.
Для такого узнавания необходимо выделение специфических для данного предмета признаков – его примет.
Узнавание затрудняется при недостаточности опознавательных при- знаков. Например, фрагментарное изображение на рисунке 3.14 бегущего мальчика с собакой затрудняют их узнавание.
Минимум признаков, необходимых для опознания объекта, называют
порогом восприятия.
Восприятие во многом зависит от целей и задач деятельности. Поэтому при восприятии объекта на передний план выступают те его стороны, кото- рые соответствуют данной задаче. Так в приведенном рисунке на передний план может выходить или мальчик, или собака.

83
Рисунок 3.14 - Пример узнавания фрагментарного изображения
Осмысленность восприятия хорошо демонстрируют эксперименты со зрительным восприятием, в которых ипытуемые использовали специальные очки, искажающие восприятие. Например, когда такие очки переворачивают изображение на 180
о
, то сразу после их одевания мир воспринимается по- ставленным с ног на голову, но через некоторое время после пребывания в таких очках к человеку возвращается нормальное восприятие. Т.е. сознание человека вносит в образ окружающего мира необходимые коррективы, чтобы его восприятие было осмысленным.
Свойство осмысленности восприятия присуще только человеку, по- скольку оно обеспечивается мышлением. У животных мышление отсутству- ет, поэтому их восприятие не осмысленно. Человек использует отсутствие осмысленности восприятия у птиц, когда организует охоту на них с помо- щью чучел.
Избирательность восприятия состоит в том, что более нужные, пред- ставляющие интерес в данный момент предметы или их детали, восприни- маются индивидом более отчетливо, а остальные служат для них лишь фо-
ном. Например, при рассмотрении лица собеседника наш взор совершает наибольшие «остановки» на глазах, губах и носу как наиболее инфор- мативных признаках внешности. Рассматривая картину, висящую на стене выставочного зала, посетитель воспринимает прежде всего изображение на полотне, а не рамку, в которую оно заключено.
Избирательность – это преимущественное выделение одних объектов среди других в процессе восприятия. Чаще всего избирательность воспри- ятия проявляется в преимущественном выделении объекта из фона. При этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой осуществ- ляется выделение пространственных и цветовых качеств фигуры.
Избирательность обеспечивает изменение субъективного образа вос- приятия с учетом цели восприятии. Например, если мы смотрим в аудито- рию, где сидит множество людей, и ставим перед собой цель просто оценить ее состояние, то мы видим множество лиц, детали которых не воспринима- ются, что в целом создает однородную картину. Если же цель восприятия меняется и мы хотим оценить, чем занимается в аудитории конкретный чело- век, то образ аудитории становится существенно иным. Этот человек как бы выходи на передний план, мы видим его отчетливо во всех мелких деталях, а другие лица в аудитории становятся как бы фоном, они представлены обоб- щенно и даже где-то сливаются по краям.
В процессе восприятия объект выделяется из фона по его контуру, при этом чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение. На- оборот, когда контуры объекта размыты, вписаны в линии фона, его трудно различить. Данную особенность учитывают при организации маскировки.
Например, когда весьма характерный силуэт танка или ракеты скрывается

84 маскировочной сеткой. В результате техника сливается с окружающей мест- ностью и становится малозаметной.
Другое проявление избирательности – это выделение одних объектов по сравнению с другими. То, что находится в центре внимания человека при восприятии, называют фигурой, а все остальное – фоном.
Избирательность всегда сопровождается центрацией восприятия, т.е. тенденцией выделять при восприятии равнозначных объектов центральный или больший по величине предмет. Эта особенность хорошо проявляется при восприятии фигуры, представленной на рисунке3.15.
Рисунок 3.15 - Пример, показывающий центрацию восприятия
В тех случаях, когда конфигурация образована двумя отличными друг от друга и однородными элементами, из которых ни один не включен в дру- гой и у которых к тому же имеются общие границы, ода элемента с одинако- вой вероятностью могут восприниматься как фигуры. Поэтому возможны разные толкования их взаимосвязи. Это явление получил название двойст- венное восприятие связи «фигура – фон». Когда рассматриваешь подобные неоднозначные рисунки, обычно в самом начале один из элементов воспри- нимается как фигура, но вскоре она начинает казаться фоном, затем все снова повторяется. Это связано с колебаниями внимания человека. Пример двойст- венной фигуры показан на рисунке 3.16.

85
Рисунок 3.16 - Двойственное изображение
Избирательность восприятия зависит как от объективных предметов, которые воспринимаются, так и от субъективной установки на то, какие эле- менты признаются базовыми. В зависимости от этого на рисунке 3.16 можно увидеть либо мужчину, играющего на саксафоне, либо лицо молодой девуш- ки (этот рисунок называют иллюзией Клинтона и Моники).
Выделение объекта из окружающей среды обусловлено его значением для данного человека. Например, устройство какого-нибудь сложного меха- низма будут по-разному воспринимать опытный инженер-конструктор, уче- ник, интересующийся техникой, или просто любопытный человек.
Избирательность восприятия зависит также от контекста или условий восприятия. Один и тот же объект будет по-разному восприниматься в раз- ном контексте. Например, мы не обратим внимание на группу молодых лю- дей, которые в спортивных трусах и майках занимаются гимнастикой на ста- дионе университета среди таких же спортсменов-студентов. Но мы сразу же обратим на них внимание, если они в таком же виде окажутся в лекционной аудитории.
3.3 Апперцепция
Зависимость восприятия от личностных особенностей субъекта вос- приятия называется апперцепцией. У каждого человека на основании его жизненного опыта формируется не всегда осознаваемая система внутренних критериев, влияющих на восприятие. Ее называют «критериальная основа
восприятия». Такую основу составляют расположения и предпочтения чело- века, его ожидания, потребности и мотивы деятельности, прошлый опыт и знания, цели и задачи деятельности и др. Рассмотрим влияние названных факторов более подробно.
Расположения – это устойчивые отношения человека к чему-либо, ко- торые выражаются в предпочтениях. Например, два студента имеют разные предпочтения в отношении организации учебного процесса. Первый предпо- читает малочисленные аудитории, чтобы можно было свободно общаться с преподавателем, второй – наоборот любит большие аудитории, обеспечи- вающие условия анонимности. Поэтому эти студенты по-разному воспримут информацию о том, что в новом семестре занятия будут проводиться только с отдельными группами в маленьких аудиториях, а поточных занятий вообще не будет.
Влияние ожиданий на процесс восприятия хорошо иллюстрирует сю- жет классической пьесы Н.В. Гоголя “Ревизор”, где чиновники маленького

86 провинциального города так ждали и боялись приезда столичного ревизора, что это повлияло на их восприятие и они приняли случайного проезжего за грозного столичного ревизора. Действительно мы часто видим то, что ожида- ем увидеть, и слышим то, что ожидаем услышать.
Влияние потребностей на восприятие убедительно показывает экспе- римент с голоданием, где испытуемым не давали еды в течение различного времени, а затем давали воспринимать “размытые картинки” с полустертым изображением. Результаты эксперимента показали, что чем дольше человек был без еды (т.е. чем сильнее у него была потребность в пище), тем чаще на этих картинках он видел всякие вкусные съедобные вещи.
Влияние мотивов на процесс восприятия можно показать на примере осознаваемых мотивов – профессиональных интересов и неосознаваемых мо- тивов – установок.
В одном эксперименте испытуемым, имеющим разные профессии и со- ответственно различные профессиональные интересы, показывали цветную фотографию незнакомого человека, а затем просили описать изображенного на ней незнакомца. Оказалось, что описания не только существенно разли- чаются, но и тесно коррелируют с профессиональными интересами испытуе- мых.
Влияние установки на процесс восприятия убедительно показывает эксперимент, проведенный в одной американской школе, где учеников одно- го класса попросили по памяти нарисовать в натуральную величину 20-и центовую монету. После выяснилось, что дети из материально более обеспе- ченных семей занизили размер, а – из менее обеспеченных семей – наоборот завысили его. Это и объяснили влиянием на восприятие установки, которая сформировалась у учеников под влиянием условий их жизни в своих семьях.
Влияние на процесс восприятия прошлого опыта и знаний не является однозначным. С одной стороны, имеющийся опыт как бы аннулирует инте- рес к объекту и делает восприятие более поверхностным. Но с другой сторо- ны, имеющийся опыт и знания существенно обогащают восприятие, делают его полнее и глубже. Так, если показать один и тот же объект (например, лист, на котором написан фрагмент программы для компьютера) людям, имеющим различный уровень знаний, то результаты его восприятия будут существенно разными. Один человек затруднится с ответом, другой скажет, что это что-то, написанное по-английски, третий уверенно заявит, что это программа, написанная на таком-то алгоритмическом языке. Но может най- тись и четвертый, который скажет, что это программа для компьютера, напи- санная на таком-то языке и, судя по количеству ошибок, ее писал неопытный программист.
Влияние на восприятие целей и задач деятельности показывает сле- дующий опыт. Если мы, слушая запись оркестровой пьесы, не ставим перед собой специальной цели, то мы воспримем ее как целостное слаженное зву- чание оркестра, в котором невозможно выделить определенных музыкальных

87 инструментов. Когда же мы поставим цель проследить звучание кокого- нибудь инструмента, то звучание того же оркестра для нас станет совсем иным: этот инструмент как бы выйдет на передний план, он станет звучать отчетливее и громче, а остальные станут как бы фоном.
Восприятие также существенно зависит от эмоций, испытываемых субъектом восприятия. При этом положительные эмоции создают “эффект
розовых очков”, т.е. объект воспринимается приукрашено, его достоинства преувеличиваются, а недостатки не замечаются. Отрицательные же эмоции создают “эффект черных очков”, когда образ объекта окрашивается в нега- тивные мрачные тона.
Еще одной существенной особенностью восприятия является то, что человек всегда привносит в воспринимаемую информацию что-то свое, все- гда дополняет ее чем-то своим, субъективным.
Например, если задать человеку вопрос ”Какой номер телефона был у
Пушкина?”, то скорее всего последует ответ, что у Пушкина не было телефо- на, т.к. в то время телефона вообще не было. И в этом проявится названная особенность восприятия дополнять информацию чем-то своим, субъектив- ным. Компьютер на этот же вопрос ответить не сможет, а попросит уточнить какого Пушкина мы имели в виду. Человек же думает примерно так: раз в вопросе не уточняют о каком Пушкине идет речь, значит речь идет о том
Пушкине, которого все знают, т.е. об Александре Сергеевиче.
Данная особенность восприятия очень важна для человека, т.к.она по- зволяет ему действовать в информационно неопределенной среде.
Говоря об апперцепции, следует заметить, что она может быть устой-
чивой (личностной) и ситуативной (временной).Личностная апперцепция определяет зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности
(знаний, убеждений, интересов и др.). Ситуативная апперцепция является временной, она определяется ситуативно возникающими психическими со- стояниями, потребностями, мотивами, эмоциями.
3.4 Сведения о нейрофизиологических основах восприятия
В основе восприятия лежит механизм, аналогичный тому, который вы- зывает процесс ощущения. Поэтому ощущение можно рассматривать как структурный элемент процесса восприятия. Однако, образно говоря, воспри- ятие начинается там, где завершается процесс ощущений. Процесс воспри- ятия зарождается с рецепторов органов чувств и заканчивается в высших от- делах центральной нервной системы.
Известно, что конечным моментом формирования ощущений является возбуждение сенсорных зон в коре головного мозга. Восприятие же, по опре- делению, есть процесс интегративный, обобщающий многие отдельные при- знаки объектов в их целостный образ. Следовательно, возбуждение от сен-

88 сорных зон должно передаваться в интегративные (перцептивные) зоны го- ловного мозга. Здесь сенсорная информация сопоставляется с хранящимися в памяти образами, в результате чего происходит ее узнавание.
Завершающая фаза формирования образов воспринимаемых объектов состоит в синтезе информации об объекте, представляемой ощущениями.
В основе синтеза лежат условные рефлексы, т.е. временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воз- действии на рецепторы раздражителей внешнего и внутреннего мира. В фор- мировании восприятия участвуют два вида нервных связей:
– образуемые в пределах одного анализатора;
– межанализаторные связи.
Первый вид нервных связей возникает как рефлекс на отношение (т.е. как отражение в сознании пространственных, временных и прочих отноше- ний объекта) при воздействии сложных раздражителей одной модальности.
В итоге возникает интегративный процесс восприятия объекта. Второй вид связей образуется в пределах разных анализаторов благодаря существованию зрительных, слуховых, кинестетических и других ассоциаций. Именно этим связям человек обязан способностью воспринимать свойства объектов мира, для которых нет специальных анализаторов (например, удельный вес, вели- чину предмета и др.).
Таким образом, с нейропсихологической точки зрения в процессе вос- приятия объекта осуществляется объединение отдельных видов ощущений в его целостный образ. Другими словами, образ восприятия является продук- том совместного функционирования сенсорных систем различного типа (зри- тельной, слуховой, тактильной и др.). Следует отметить, что в представлени- ях о восприятии долгое время господствовали взгляды, развиваемые пред- ставителями ассоциативной психологии. Согласно этим взглядам, в форми- ровании образа восприятия основную роль играют ассоциации: образ вос- приятия появляется у человека лишь в том случае, если его опыт позволяет установить функциональную связь воспринимаемого объекта с каким-либо другим.
Позже ассоциативная концепция восприятия была преодолена развити- ем рефлекторной концепции (И. Сеченов, А. Запорожец, А. Леонтьев). Со- гласно последней важная роль в формировании образа восприятия отводи- лась эфферентным (центробежным) процессам, подстраивающим работу перцептивной системы к наиболее информативным характеристикам воспри- нимаемого объекта. Например, восприятие речи сопровождается соответст- вующим напряжением мышц гортани, а визуальное восприятие объекта - движениями глаз.
Свой вклад в развитие моделей восприятия внесла и гештальт- психология. Рассматривая восприятие с позиций системности, гештальт- психологи показали, что процесс восприятия не является простым соедине- нием продуктов работы системы ощущений. Восприятие организовано в не-

89 делимый, связный, целостный процесс. Особая роль в этом познавательном процессе принадлежит свойству константности.
Восприятие не является полностью автономным познавательным про- цессом. В формировании образов восприятия участвуют цели, мотивы, уста- новки человека, его эмоционально-волевая сфера, другие познавательные процессы (внимание, мышление и т.д.). Так, развитые процессы восприятия находятся под контролем стоящих перед человеком целей. Благодаря этому восприятие носит направленный (интенционалъный) характер. Психологиче- ская установка влияет на то, в каком контексте будет сформирован образ воспринимаемого объекта. Человек как бы заранее готов воспринять объект в соответствии с субъективным отношением к нему.
Процесс мышления может, например, обеспечивать преобразование образа воспринимаемого объекта к виду, удобному для принятия решения.
Что же касается внимания, то оно способно тормозить или подавлять одни образы восприятия и стимулировать появление других.
Перечисленные выше компоненты психики создают свои зоны возбуж- дения в коре головного мозга, которые взаимодействуют с процессами воз- буждения, возникающими от ощущений. Все это резко усложняет механизм формирования восприятия.
3.5 Виды восприятия
Восприятие классифицируют по:
– типу ведущего анализатора (модальности), участвующего в воспри- ятии объектов;
– форме существования материи; степени использования волевых уси- лий;
– индивидуальным различиям в отражении объектов (рисунок 3.17).

90
Рисунок 3.17 - Классификация видов восприятия
3.5.1 Восприятие по ведущей модальности
Возможности зрительного, осязательного, обонятельного, вкусового и слухового восприятия в существенной мере обусловлены параметрами соот- ветствующих типов ощущений. Восприятие формируется как результат тес- ного взаимодействия всех анализаторов, образующих единую систему. Так, восприятие текста формируется на основе зрительных, слуховых и кинесте- тических психических процессов (последние реализуются через проговари- вание вслух либо мысленное проговаривание читаемого текста).
Согласно критерию ведущей перцептивной системы восприятия (ве- дущей модальности), люди подразделяются на визуалистов, аудиалистов и кинестетиков. Речь идет о том, какой способ восприятия у данного индивида является доминирующим, более привычным - зрение, слух или чувственные ощущения (соответственно он будет считаться визуалистом, аудиалистом или кинестетиком).
Визуалист мыслит зрительными образами, воспринимает картину мира на основе мысленного «видения» .
Аудиалист формирует перцептивные образы окружающего мира на основе слуховых впечатлений.

91
Кинестетик воспринимает окружающее через чувственные ощущения.
Конечно, каждый человек владеет всеми этими видами восприятия, но какие- то из них играют у него доминирующую роль. Выявлена корреляционная связь ведущей перцептивной системы индивида с его манерами поведения.
3.5.2 Восприятие по индивидуальным различиям
В зависимости от индивидуальных особенностей ведущими видами восприятия могут быть:
– аналитическое;
– синтетическое;
– субъективное;
– объективное;
– описательное;
– объяснительное.
Такая классификация, конечно, достаточно условна, в реальной жизни индивид обладает разным сочетанием этих видов восприятия.
Человек с аналитическим восприятием склонен к выделению мелких деталей воспринимаемого объекта Это проявляется в описании им объектов, в увеличенном внимании к подробностям воспринимаемых событий. Такая особенность часто сопровождается ослабленным восприятием целостных ха- рактеристик объекта. О таких людях говорят, что они «за деревьями не видят леса».
Синтетическое восприятие, наоборот, ориентирует индивида на отра- жение более глобальных характеристик объекта. При этом часто остаются в тени мелкие элементы, создающие его совершенство. Воспринимая «лес», человек с этим видом восприятия «не замечает в нем отдельных деревьев».
Субъективное восприятие характерно для тех, кто стремится привнести свое личностное отношение к событию или явлению. Как известно, это не- возможно сделать, не исказив воспринимаемый объект. Отражение реальной действительности у индивида с этим ведущим видом восприятия всегда на- полнено личными переживаниями, впечатлениями, пристрастными оценками событий и т.д.
Объективное восприятие делает человека склонным к строгому отра- жению происходящего. Иногда это откладывает отпечаток на личностные характеристики человека, делая его излишне прямолинейным, чрезмерно прагматичным и даже эмоционально ограниченным.
Описательное восприятие проявляется в человеке в его склонности описать поверхностно воспринимаемый объект или явление без погружения в глубокую суть содержания и сущности. Такие люди обычно принимают реальность такой, какой ее видят, без анализа взаимосвязей между события- ми, явлениями, фактами.

92
Объяснительное восприятие, напротив, стимулирует индивида к поис- ку истин, объяснениям всего, что происходит вокруг него.
Следует отметить, что все рассмотренные виды восприятия некоррект- но сравнивать по степени их адекватности реальной действительности. Все определяется особенностями воспринимаемых человеком объектов, той си- туацией, в которой они воспринимаются, и, конечно, потребностно-целевыми требованиями к воспринимаемой информации.
3.5.3 Восприятие по степени проявления волевых усилий
Восприятие считается произвольным, или преднамеренным, если в его основе лежат осознанная цель и воля. Часто такое восприятие включено в профессиональную деятельность. Человек, например, поставил себе задачу: провести социологическое исследование по выявлению спроса населения на автомашины определенной марки и цвета. Естественно, набирая статистику, он усилием воли включает процесс восприятия проносящихся мимо него в течение продолжительного времени наблюдения машин этого типа. Еще пример: следователь, прибывший на место совершения преступления, вряд ли с удовольствие воспринимает вид изувеченного человеческого тела, но профессиональные обязанности требуют от него точного восприятия общей картины преступления.
Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие обусловлено внешни- ми обстоятельствами и не требует предварительной постановки целей, задач и волевых усилий. В сознании человека отразится, например, вид пестро оде- того прохожего, явление радуги на небосклоне в зимнее время и т.д.
3.6 Виды восприятия по форме существования материи
3.6.1 Восприятие пространства
При пространственном восприятии в сознании отражаются величина, удаленность и форма объекта.
Восприятие величины объекта пропорционально величине его изо- бражения на сетчатке глаза, что, в свою очередь, зависит от величины зри- тельных углов α, β (рисунок 3.18). Например, для объектов 1 и 2 это соотно- шение равно α > β, поэтому объект 2 воспринимается большим по величине.
Однако величина зрительного угла не единственный фактор, обеспечиваю- щий объективное восприятие размеров объекта.
Так, объекты 2 и 3, хотя и проецируются на сетчатку под одинаковым зрительным углом α, имеют разную величину. Они и воспринимаются глазом

93 как различные по величине. Такая возможность обеспечивается свойством константности зрительного восприятия. Вместе с тем константность поддер- живается в ограниченных пределах (с высоты 3000-5000 м постройка на зем- ле воспринимается маленькой).
Рисунок 3.18 - Схема восприятия величины объекта по величине зри- тельных углов
Константность восприятия объясняется:
– предшествующим перцептивным опытом человека;
– изменением напряжения глазных мышц при фиксации объекта и пе- редачей информации об этом в мозговые перцептивные центры для анализа.
– Восприятие удаленности объекта или объектов одинаковых размеров обеспечивается:
явлениями аккомодации, конвергенции и дивергенции;
– соотношением расстояний до объекта и величиной зрительных углов;
– предшествующим перцептивным опытом человека;
– явлением бинокулярного параллакса зрения;
– явлениями линейной перспективы, суперпозиции, градиента тексту- ры.
Рассмотрим вклад каждого из этих факторов в восприятие удаленности.
При восприятии удаляющихся или приближающихся объектов изменя- ется напряженность глазных мышц и соответственно кривизна глазного хру- сталика. Это изменение формы хрусталика, называемое аккомодацией, наря- ду с другими факторами помогает формировать образ удаляющегося (или приближающегося) объекта. Однако «радиус действия» аккомодации огра- ничен удаленностью объектов не далее чем 5 - 6 м.

94
Рисунок 3.19 – Соотношение удаленности объекта и величины зри- тельных углов
Естественно, при неизменных размерах объект воспринимается тем ближе, чем больше величина зрительных углов α и β (рисунок 3.19).
Явление бинокулярного параллакса состоит в том, что каждый глаз смотрит на один и тот же объект под разными углами (рисунок 3.20).
Чем ближе объект (положение 2), тем больше угол между осями зрения двух глаз, что и служит сигналом для анализа удаленности в перцептивных центрах мозга. О существовании бинокулярного параллакса можно убедить- ся на следующем опыте. При обоих открытых глазах наведем кончик указа- тельного пальца на какую-нибудь точечную цель (полоску или гвоздь на сте- не, электрическую лампочку на потолке и др.). Закрывая попеременно то один, то другой глаз, мы увидим скачкообразное перемещение наблюдаемой цели.
Бинокулярный параллакс сопровождается различными отображениями объекта на сетчатках глаз. Это явление называется бинокулярной диспарант-
ностъю.
Рисунок 3.20 – Соотношение удаленности объекта и величины разно- сти углов его наблюдения
Функцию бинокулярного сигнала для восприятия удаленности (глуби- ны) выполняют явления конвергенции и дивергенции. При переводе взгляда с более удаленного объекта на менее удаленный зрительные оси глаз сводятся с помощью мышечной системы, глазных яблок. Это явление получило назва- ние конвергенции глаз. Обратная операция разведения осей называется дивер-
генцией.
Явление суперпозиции участвует в восприятии удаленности объектов.
Оно обусловлено предшествующим опытом сопоставления объектов по за- нимаемым ими пространственным позициям и другим сопутствующим этому признаку факторам.

95
Рисунок 3.21 – Явление суперпозиции
Явление линейной перспективы состоит в сближении удаляющихся от наблюдателя параллельных линий (рисунок 3.22), принадлежащих воспри- нимаемому объекту. Таковыми человек воспринимает стены длинного тун- неля, уходящие вдаль железнодорожные рельсы, обочины автострады и т.д.
Рисунок 3.22 – Явление линейной перспективы
Линейная перспектива усиливается ослаблением разницы между све- том и тенью, а также выпадением отдельных мелких деталей.
По законам линейной перспективы размеры предметов по мере их уда- ления уменьшаются. Если же размеры предмета будут одинаковы, то при восприятии линейной перспективы они будут казаться разными. Так, приве- денные на рисунке 3.23., равные кубы по мере удаления кажутся больше.
Рисунок 3.23 – Законы линейной перспективы: равные кубы по мере удаления кажутся больше
Воздушная перспектива предполагает различное восприятие объектов действительности в зависимости от того или иного состояния воздуха и ха-

96 рактера источника освещения. Например, воздушная перспектива состоит в некотором изменении цвета предметов под влиянием голубоватого оттенка воздуха. Последний изменяет цвет предметов тем больше, чем дальше распо- ложен этот предмет. Вот почему лес, расположенный далеко на горизонте, кажется нам голубоватым.
Влияние характера источника освещения в воздушной перспективе представляется следующим образом. При удалении от наблюдателя осве- щенные поверхности темнеют, а затененные – бледнеют, становятся бледно- серым силуэтом. Наоборот, чем ближе они к наблюдателю, тем светотень контрастнее, освещенные поверхности кажутся светлее, а затененные тем- нее. Явление изменения светлоты цвета можно наблюдать на улице, особен- но туманным утром или в дождь, когда дальние дома и предметы становятся едва различимыми пятнами. На рисунке3.24 показана воздушная перспектива при восприятии здания в различную погоду.
Рисунок 3.24 – Воздушная перспектива при восприятии здания в раз- личную погоду
Пространственная перспектива определяется также по градиенту плот- ности. Определение глубины пространства ограничено порогом глубинного зрения.
Способность правильно оценивать пространственные отношения объ- ектов называют глазомером. Различают статический и динамический глазо- меры. Статический глазомер – определение размеров неподвижных предме- тов с учетом их удаленности. Динамический глазомер – способность опреде- лять расстояние между движущимися объектами.
Существуют значительные индивидуальные особенности глазомера, которые особенно проявляются при глазомерной оценке визуальных объек- тов, как это показано на рисунке 3.25.
Стороны треугольника, квадрата и пятиугольника равны, хотя возника- ет иллюзия неравенства сторон при глазомерной оценке их восприятии.
Явление градиента текстуры свидетельствует об удалении объекта на основании визуального признака увеличения уплотнения пространства меж-

97 ду множеством однородных предметов. Например, луг, усеянный цветами, вдали как бы состоит из сплошной цветочной массы, но вблизи различается каждый цветок в отдельности. Аналогична картина с мелкими камнями на берегу.
Рисунок 3.25 – Глазомерная оценка трех фигур: иллюзия неравенства сторон при глазомерной оценке
На точность оценки удаленности объекта влияет общая освещенность
местности, на которой находятся наблюдатель и объект. Анализ дорожных происшествий показал, что причиной большинства наездов сзади в темное время суток является не столько превышение скорости, сколько ошибки в оценке удаленности (дистанции) до впереди идущей автомашины. Дело в том, что восприятие расстояния до объекта связано с размером изображения объекта на сетчатке. Но палочки глаза, которые в темноте задействованы в работу больше, чем колбочки, не приспособлены к восприятию размеров и формы объекта. Искажение объемности в темноте и вызывает ошибки в оценке расстояния.
Что касается автомашин, идущих навстречу в темноте или сильном ту- мане, то текущее расстояние до них кажется больше в 2-3 раза.
Механизмы восприятия формы объектов в принципе аналогичны рас- смотренным выше для восприятия удаленности. В этот перцептивный про- цесс включены саккадические движения глаз. При восприятии формы объек- та глаза совершают скачки от одной фиксированной точки к другой. Их мож- но выявить у себя, например, во время чтения книжного текста. Кстати, ранее считали, что восприятие в моменты саккад отсутствует. Теперь это утвер- ждение относят лишь к мелким деталям воспринимаемого объекта. Глаз, производя такое скачкообразное зрительное «ощупывание» объекта, играет роль (по И. Сеченову) своеобразного измерительного прибора.
Обработка поступающей информации осуществляется соответствую- щими отделами мозга.
Существенный вклад в данный процесс вносят явления константности и бинокулярного параллакса.
Вместе с тем, эти механизмы «отказывают» при восприятии объектов, находящихся на очень большом удалении. Так, у воспринимаемого образа объекта сглаживаются острые углы, исчезают некоторые мелкие детали. В

98 этой связи следует подчеркнуть, что при восприятии формы объекта возрас- тает роль предшествующего перцептивного опыта человека.
3.6.2 Особенности восприятия фигуры и фона, частей и целого
Восприятие фигуры и фона. Когда взгляд направлен на объект, то со- седние с ним объекты как бы сливаются, воспринимаются в «размытом» ви- де. Объект, на который направлен взгляд, и выделяющийся из окружения других объектов более четкими очертаниями и деталями, называется фигу-
рой. Все объекты, окружающие его, – фоном. Из этого следует, что соотно- шение между фигурой и фоном относительно: объект, только что имевший статус фигуры, может стать фоном для объекта, который только что входил в состав его фона. При восприятии фигура обладает формой (или характерной для нее структурой) и выступает впереди фона. Фон же воспринимается от- носительно однородным, бесформенным, нечетким и расположенным как бы позади фигуры без четких очертаний, формы или структуры. Граница (кон- тур) между фигурой и фоном воспринимается как «собственность» исключи- тельно фигуры.
Восприятие объектов с позиций их фигурно-фонового соотношения обеспечивается свойствами предметности и избирательности. Предметность позволяет человеку определиться в самом факте существования данного объ- екта среди других объектов, а избирательность обеспечивает его изучение в совокупности его мелких деталей. Такое выделение объекта из их множества называется перцептивной сегрегацией
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   19


написать администратору сайта