Главная страница

ПВиПИ конспект. Конспект лекций по дисциплине Психология восприятия и переработки информации 2 введение. Цель дисциплины Психология восприятия и переработки информа ции


Скачать 5.53 Mb.
НазваниеКонспект лекций по дисциплине Психология восприятия и переработки информации 2 введение. Цель дисциплины Психология восприятия и переработки информа ции
АнкорПВиПИ конспект.pdf
Дата06.02.2018
Размер5.53 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаПВиПИ конспект.pdf
ТипКонспект лекций
#15277
страница6 из 19
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19
2.11 Кожные ощущения
Кожная чувствительность имеет большое значение в обеспечении взаимодействия человека с окружающей средой. Кожа реагирует на физиче- ские свойства находящихся вокруг нас объектов и поверхностей, и поэтому именно через нее мы получаем информацию о том, с чем она вступает в не- посредственный контакт. Мы воспринимаем свойства тех объектов и поверх- ностей, к которым прикасаемся, мы ощущаем тепло и холод и испытываем боль. Прикасаясь к поверхностям мы испытываем сложные «смешанные» ощущения, определяем на ощупь такие их свойства, как маслянистость, тягу- честь, влажность, шероховатость, гладкость, а также способы чувствовать щекотку, зуд, вибрации. При этом играет роль не только тактильная инфор- мация, сообщаемая кожей, но и кинестетическая информация, получаемая от мышц, сухожилий и суставов пальцев и кистей рук. Иногда такие «слышан- ные» ощущения называют общим термином «телесные ощущения».
Источником кожных ощущений является непосредственная механиче- ская стимуляция поверхности тела или ее термическая стимуляция источни- ком тепловой энергии. Человек получает ее преимущественно в результате стимуляции кистей рук и пальцев. При этом «кожная» информация воспри- нимается не только непосредственно через кожу, но и опосредованно – через такие структуры, как волосы и ногти.
Кожное ощущение отличается от всех остальных ощущений тем, что его рецепторы не сосредоточены в какой-нибудь одной четко определенной структуре. Они распределены едва ли не по всему кожному покрову.
Человеческая кожа – это одновременно и прекрасный защитный орган, и чувствительная сенсорная структура. Это самый большой из всех органов человека, покрывающий все его тело. Площадь кожи человека среднего роста и среднего телосложения составляет примерно 1,8 м
2
, а ее вес – 4-5 ег. Тол- щина кожного покрова неодинакова и составляет на лице человека примерно
0,5 мм, а на подошве стопы – 4 мм и более.
Кожа обеспечивает защиту внутренних органов от воздействия посто- ронних предметов и механических травм, удерживает внутри тела важные для него жидкости, защищает внутренние органы от вредных солнечных лу- чей (их ультрафиолетовой и инфракрасной составляющих), регулирует и ста- билизирует температуру тела, помогает регулировать давление и направле- ние кровообращения.

54
В качестве сенсорного органа кожа имеет специальные нервные окон- чания, чувствительные к стимулам разной природы и участвующие в форми- ровании различных ощущений. Эти нервные окончания сообщают организму о том, что происходит в непосредственной близости от него, включая и ин- формацию о температуре окружающей среды, и – что самое важное – о не- приятных, потенциально опасных стимулах.
Кожа имеет сложное строение, показанное на рисунке 2.13.
Рисунок 2.13. Строение кожи
Сенсорный эффект стимуляции кожи называется кожной чувствитель- ностью. Кожные рецепторы реагируют на стимуляцию трех видов: на давле- ние или прикосновение (такая стимуляция также называется осязательной или тактильной), на температуру и на боль.
Чувствительность различных участков кожи неодинакова. Это отно- сится ко всем видам воздействия: и к давлению, и к температуре и к боли.
Это значит, что соответствующие рецепторы распределены в коже неравно- мерно.
Кожными рецепторами являются:
– корзинчатые клетки, охватывающие волосяные луковицы;
– тельца Пачини, реагирующие на давление;
– тельца Мейсснера и тактильные диски, реагирующие на прикоснове- ние;
– цилиндры Руффини, реагирующие на тепло;
– колбочки Краузе, реагирующие на холод.
Формирование определенных кожных ощущений осуществляется, как отдельными специализированными рецепторами, так и их совместной рабо- той.

55 2.11.1 Тактильные ощущения
Несмотря на то что вся кожа реагирует на тактильную стимуляцию (т.е. прикосновение и давление), наибольшей чувствительностью к ней обладают пальцы, кисти рук, некоторые участки рта и кончик языка. Менее чувстви- тельными являются кожа ног, предплечий и туловища.
Поверхность кожи очень чувствительна к легкому надавливанию, ощущения давления возникают уже при «смещении» кожи менее чем на
0,001 мм. При этом чувствительность разных участков кожи различна: она наибольшая у кожи лица, затем идут некоторые участки туловища (спина, живот), далее пальцы рук и руки (от кисти до плечевого сустава). Вышеиз- ложенное относится к абсолютному энергетическому порогу чувствительно- сти.
Пространственный порог тактильной чувствительности – это мини- мальное расстояние между двумя точками, одновременная стимуляция кото- рых вызывает два самостоятельных отличимых друг от друга тактильных ощущения. Такой порог состоит от 2 до 13 мм и различается у разных участ- ков тела человека (см. рис. 2.14).
Продолжительное монотонное давление или прикосновение может привести к уменьшению или полной утрате кожной чувствительности вследствие адаптации. При этом время адаптации прямо пропорцио- нально интенсивности стимулирования и обратно пропорционально площади стимулируемого участка кожи. Чем интенсивнее стимуляция, тем больше времени требуется для того, чтобы кожное ощущение полностью исчезло, однако чем больше стимулируемый участок кожи, тем быстрее наступает адаптация.
Высокая пространственная тактильная чувствительность пальцев помо- гает слепым читать тексты, где буквы представлены комбинациями рельеф- ных точек (по системе Брайля). Например, взрослый человек, хорошо знако- мый с этой системой может читать со скоростью до 200 слов в минуту, в то время как средняя скорость чтения у взрослых людей составляет 250 слов в минуту.
Высокая абсолютная тактильная чувствительность пальцев и кисти рук помогает слепоглухим людям воспринимать речь по методу Тадомы. Этот метод основан на том, что слушатель прикасается пальцами руки к опреде- ленным частям губ, лица и шеи говорящего человека, в результате чего его рука воспринимает движения голосового аппарата говорящего и он может понимать его речь.

56
Рисунок 2.14 - Пороги точечной локализации (пространственной так- тильной чувствительности).
2.11.2 Температурные ощущения
Кожа является также источником температурных ощущений. Такие ощущения возникают в результате кожной стимуляции температурой той среды, с которой кожа контактирует. При этом на холод и тепло реагируют разные терморецепторы, лежащие под кожей на разной глубине. Рецепторы холода, располагаются довольно близко к поверхности кожи, а тепла – более глубоко.
На характер температурных ощущений влияет теплопроводность по- верхности, с которой контактирует человек и термическая адаптация.
Термины «теплый» и «холодный» – это относительные понятия. Так ощущение тепла возникает тогда, когда температура поверхности, с которой контактирует человек, выше температуры кожи и тепловая энергия передает- ся от нее коже (благодаря проводимости или излучению). Ощущение холода возникает в противоположных ситуациях, когда поверхности кажущиеся хо- лодными «забирают» у кожи тепловую энергию. Скорость, с которой объект или поверхность передают тепло участку кожи, с которым соприкасаются, или поглощают излучаемую им тепловую энергию, называется теплопровод- ностью.
Поэтому поверхности предметов, находящихся в одной комнате и имеющих ее температуру, кажутся теплыми или холодными. Например, по- верхность кафельной плитки кажется холодной, а деревянная поверхность – теплой.

57
Вторым важным фактором, влияющим на термоощущения, является термическая адаптация. Она проявляется в том, что продолжительная стиму- ляция холодом или теплом снижает термическую чувствительность, т.е. по- вышает пороговые значения холодовой и тепловой чувствительности соот- ветственно. Более того, стимуляция теплом или холодом одновременно воз- действует и на чувствительность к холоду, и на чувствительность к теплу.
При адаптации к тепловой стимуляции одновременно снижается порог холо- довой чувствительности, т.е. возрастает чувствительность к стимуляции хо- лодом. Точно так же продолжительная стимуляция холодом снижает порог тепловой чувствительности, в результате чего ощущение тепла способны вы- звать и более низкие температуры, чем обычно.
Уникальной особенностью полной адаптации к термической стимуля- ции является то, что перестают восприниматься термические свойства того стимула, к которому достигнута адаптация, испытуемый не ощущает ни теп- ла, ни холода и стимул воспринимается им как нейтральный. Температура адаптации, при которой не возникает термоощущений называется физиоло-
гическим нулем. Вокруг точки физиологического нуля есть узкий темпера- турный интервал, в котором не возникает ни тепловых, ни холодовых ощу- щений – это некая нейтральная зона полной термической адаптации. Ее ве- личина обычно на 2-4 0
0 С больше или меньше физиологического нуля. Сле- довательно, чтобы стимул вызвал термоощущение, он должен лежать за пре- делами нейтральной зоны, а характер результирующего термоощущения за- висит от направления смещения температуры.
Обычно физиологический нуль совпадает с нормальной температурой кожи равной 33 0
С. Но в случае тепловой или холодовой адаптации физиоло- гический нуль может смещаться вверх или вниз на значительную величину.
Более того, при адаптации левой и правой руки к разным температурам ока- зывается, что физиологические нули для левой и правой руки будут сущест- венно различаться.
Время температурной адаптации существенно зависит от величины температуры, к которой адаптируется человек. Чем ближе температура к экс- тремальному значению, тем больше времени требуется для полной адаптации к ней. Полная термическая адаптация возможна только в относительно узком температурном интервале, который равен 16-42 0
С. При этом интервал тем- ператур, к которым возможна полная адаптация, зависит от того, какой именно участок кожного покрова стимулируется. Например, кожа предпле- чья адаптируется только к температурам, лежащим в очень узком интервале
– от 29 0
С до 37 0
С, при этом в данном диапазоне быстро достигается физио- логический нуль. Если температура ниже нижнего и выше верхнего пределов этого интервала, полной термической адаптации не наступает и человек про- должает испытывать либо холодовое, либо тепловой ощущение.

58 2.11.3 Болевые ощущения
При определенных условиях интенсивная термическая и аудиальная стимуляция, так же как и чрезмерная стимуляция светом, давлением, хими- калиями и электрическим током, может причинить организму серьезный вред. Следовательно, способность к болевым ощущениям – важное достиже- ние эволюции, способствующие выживанию биологических видов. Самый очевидный результат подобных ощущений – стремление как можно быстрее освободиться от их источника и тем самым избавить себя от еще больших неприятностей. наблюдения на людьми, у которых вследствии врожденной патологии сенсорной системы, полностью отсутствовали болевые ощущения, показали, что все они имели большое количество серьезных травм и увечий, а также нарушений развития костей и суставов вследствие совершаемых ими плохо контролируемых движений.
Боль – уникальное ощущение. Она не имеет таких отличительных ка- чественных признаков, как, например, ощущения размера, формы, текстуры или температуры. Боль представляет собой сильное и настораживающее ощущение, генерируемое телом в ответ на специфическую стимуляцию. Мы не только способны отличить боль от других ощущений, но и отличить одну разновидность боли от другой.
Болевые ощущения возникают не только в результате определенной стимуляции кожи. Боль может возникнуть в ответ на стимуляцию любого ор- гана, как наружного, так и внутреннего. При этом боль от кожной стимуля- ции легко локализуется, в то время как болевые ощущения во внутренних ор- ганах зачастую плохо локализуются. Например, боль в сердце часто вызыва- ет ощущения, локализованные в левом плече или предплечье, или даже в жи- воте.
Боль может быть острой, тугой, жгучей, тянущей и др. Немецкий фи- зиолог Далленбах составил следующий перечень разновидностей болевых ощущений «... вызывающая дрожь, вызывающая зуд, вызывающая судороги,
въедливая, грызущая, давящая, дергающая, жалящая, жгучая, иррадииру-
щая, колющая, неотчетливая, непереносимая, несильная, нестерпимая, ноч-
ная, ноющая, острая, постоянная, пронзительная, пронизывающая, пульси-
рующая, раздражающая, разрывающая на части, режущая, резкая, сверля-
щая, свирепая, сжимающая, сильная, сосущая, стойкая, стреляющая, тупая,
тянущая, ужасная, умеренная, щиплющая». Этот перечень содержит 38 раз- новидностей боли.
Особенностью болевых ощущений является их существенная субъек- тивность. Интенсивность и характер ощущения зависит от предшествующего опыта индивидуума, от того, насколько он понимает, что именно является причиной возникновения боли и каков ее характер, а также влияния социаль- ных и культурных факторов.

59
Болевые ощущения уменьшает конкурирующая, не вызывающая боль стимуляция, а также второе болевое ощущение, отвлекающее от первого.
Именно поэтому растирание кожи вокруг раны уменьшает причиняемую ею боль. Большинство мазей, используемых для борьбы с мышечной болью, вы- зывают другое ощущение (например, разогрев), которое отвлекает от боли.
Современники утверждали, что Наполеон, чтобы отвлечь себя от боли, кото- рую причиняли ему камни в почках, обжигал руку пламенем свечи.
В настоящее время нет достаточно веских оснований утверждать, что пороги болевой чувствительности мужчин и женщин существенно различа- ются.
Боль – это сложное субъективное чувство, включающее в себя нечто гораздо большее, нежели простая сенсорная реакция на опасный для орга- низма стимул. Такие, психологические факторы, как настроение и ожидания, внимание и внушение, мотивация, эмоциональное состояние и когнитивные процессы, а также понимание источника боли и приписываемое ей значение, способы заметно влиять как на интенсивность болевого ощущения, так и на его характер. Весьма показательным в этом отношении является так назы- ваемый эффект плацебо. Он заключается в том, что врач дает больному вме- сто болеутоляющего средства нейтральные вещества, например, инъекцию физическим раствором или так называемые «сахарные» пилюли. Если паци- енты соответствующим образом настроены на то, что боль должна умень- шиться, примерно 30 % из них после приема плацебо говорят, что испыты- вают облегчение, хотя никто из них не получал никакого болеутоляющего лекарства.
Иными словами боль – это самое субъективное из всех известных ощущений.
Болевые ощущения в очень незначительной степени подвержены адап- тации, к ним невозможно привыкнуть.
Боль – это уникальное ощущение, которое возникает в результате сти- муляции специального рецептора – ноцицептора. Возбуждение такого ре- цептора под воздействием самых разных стимулов, причиняющих организму вред, приводит к неприятным ощущениям. Ноцицепторы – это свободные
нервные окончания, которые не только распределены по всему кожному по- крову, но присутствуют и во внутренних органах, а также в мышцах, связках, суставах и соединительной ткани.
2.12 Ощущения равновесия и ориентации в пространстве
Все перемещающиеся в пространстве живые существа должны сохра- нить определенную ориентацию по отношению к окружающим их объектам, следствием чего и стало появление в ходе эволюции специальных механиз-

60 мов – вестибулярных органов, органов чувств, воспринимающих изменения положения головы и тела в пространстве, а также направление движения.
С точки зрения нашего сознательного восприятия, ощущения, вызы- ваемые функционированием ориентационной системы, уникальны. В отли- чие от других ощущений (визуальных, аудиальных, тактильных и др.), ощу- щения, связанные с функционированием ориентационной системы и управ- ляющие движениями тела, не воспринимаются и, как правило, не замечаются нами. Это утверждение не абсолютно справедливо, потому что в определен- ной ситуации мы все-таки осознаем собственные движения. Например, в не- обычных условиях движения и ориентации могут возникать сильные непри- ятные ощущения, такие как головокружение и тошнота, но они наступают автоматически, и без контроля со стороны нашего сознания.
Несмотря на то, что мы редко осознаем ориентационную информацию, она очень важна. Ей принадлежит решающая роль при выполнении боль- шинства движений, связанных с изменением положения тела, в частности при поддержании равновесия и положения тела (позы), рефлекторном сохра- нении направления взгляда при движениях головы и при координации дви- жений тела относительно окружающего пространства.
Сенсорные органы, «ответственные» за слух и общую ориентацию ин- дивидуума в пространстве, имеют общую эволюционную историю и тесную анатомическую связь. Признано, что орган слуха – улитка – образовался в ре- зультате эволюции сенсорных структур, обеспечивающих поддержание об- щего равновесия тела. Причем это характерно не только для человека, но и для животных.
Не исключено, что универсальным взаимодействием между всеми жи- вотными и окружающим миром является гравитация. Органы и рецепторы, чувствительные к гравитации, сформировались в ходе эволюции одними из первых. Ни присутствуют у всех биологических видов, и принцип их дейст- вия одинаков. Детекторы гравитации активизируются под воздействием ме- ханической стимуляции, в связи с чем они и называются механорецептора-
ми.
Детекторы гравитации позвоночных называются отоцистами (от гре- ческого слова oto – ухо), а содержащиеся в полости отоциста подвижные мелкие, реагирующие на прямолинейное движение и на гравитацию – ото-
литами (буквально – «ушными камными»).
Анализаторы ориентационной системы человека называются вестибу-
лярными органами. Они состоят из сферического мешочка, эллиптического
мешочка и полукружных каналов (см. рисунок 2.15 и рисунок 2.16).
Связь вестибулярных органов с внутренним ухом показана на рисунке
(см. рисунок 2.11).
Перепончатые сферический и эллиптический мешочки заполнены жид- костью и играют роль отоцистов. Внутри они покрыты чувствительными во- лосковыми клетками, которые нервными волокнами связаны с разными зо-

61 нами мозга, и прежде всего с мозжечком – частью ствола головного мозга, играющего основную роль в поддержании равновесия тела и координации движений.
Роль отолитов играют плотные кристаллы карбоната калия. Их прин- цип действия таков: под воздействием отолитов волосковые клетки наклоня- ются, причем направление и степень их наклона определяется направлением и степенью линейного смещения тела и его положением относительно грави- тации. Сферический и эллиптический мешочки расположены таким образом, что отолиты первого реагируют на движение тела по вертикали (вверх и вниз), а отолиты второго – на прямолинейное движение по горизонтали. При этом и те и другие стимулируются гравитацией.
Полукружные каналы реагируют на ускоренное вращательное движе- ние.
Рисунок 2.15 - Вестибулярные органы
Рисунок 2.16 - Положение вестибулярных органов в голове человека
(для наглядности они увеличены и смещены).

62
Вестибулярные рецепторы реагируют только на ускорение или замед- ление, т.е. на изменение скорости движения. Иными словами, вестибулярные органы приспособлены для распознавания «стартов и финишей», а также из- менений движения и не приспособлены к распознаванию движений, совер- шаемого с постоянной скоростью.
Это связано с тем, что система ориентации возникла в ходе эволюции как адаптация к условиям, с которыми постоянно сталкиваются животные, и прежде всего – к активному движению, а также, возможно, и к эпизодиче- ским пассивным движениям. Поэтому она не очень хорошо приспособлена к таким условиям, которые либо крайне редки, либо вовсе отсутствуют в при- роде. Так, вестибулярная система не реагирует на длительное пассивное движение, скорость которого постоянна. Если скорость движения постоянна, что характерно для таких транспортных средств, как поезда, самолеты и лиф- ты, то движение не воспринимается.
Вестибулярная стимуляция вызывает также и движение глаз, благодаря чему мы продолжаем воспринимать стабильную визуальную обстановку. Та- кие вестибуло-окулярные движения глаз помогают стабилизировать зрение, поскольку координируют положение глаз и головы. Это происходит благода- ря сложной рефлекторной системе, которая плавно, без усилий, автоматиче- ски компенсирует каждое движение головы равным ему по интенсивности и противоположным по направлению движением глаз. Так, если вы станете рассматривать какой-либо объект, поворачивая голову вправо, ваши глаза ав- томатически совершают движение влево. В результате изображение объекта на сетчатке глаза остается неизменным.
Под воздействием визуальной стимуляции может возникать иллюзия движения. Порой наблюдателям кажется, что они двигаются, хотя на самом деле они находятся в покое, а двигается то, что находится в поле их зрения.
Такая иллюзия называется самодвижением. Наиболее часто она проявляется в ситуации, когда наблюдатель смотрит из окна стоящего поезда и поле его зрения ограничено проходящим мимо составом. При этом наблюдателю ка- жется, что двигается его поезд. Это иллюзия проявляется особенно сильно, если смотреть на проходящий мимо состав боковым зрением.
В неоднозначных ситуациях, когда зрение «говорит» нам о движении того, что нас окружает, мы ошибочно приписываем движение самим себе и ощущаем собственное движение.
Все это указывает на важную роль зрения в ориентации – тела в про- странстве. Именно по этой причине происходит так называемое постураль-
ное влияние (или неустойчивость позы) – это феномен, заключающийся в том, что движение визуальной сцены, воспринимаемое наблюдателем, на- пример движение стен и потолка комнаты-коробки, в которую он помещен экспериментатором, навязывает ему компенсаторное изменение позы, на- правление которого совпадает с направлением движения позы, направление которого совпадает с направлением движения комнаты. Иными словами ис-

63 пытуемые, помещенные в освещенные комнаты-коробки с раскачивающими- ся взад-вперед стенами и потолком, начинают раскачиваться в такт. Это вполне понятно, ибо раскачивающаяся комната – это полный аналог визу- альной стимуляции, которая обычно возникает, если человек раскачивается взад-вперед. Следовательно, когда стены и потолок надвигаясь на неподвиж- ного наблюдателя, они точно так же стимулировали зрительную систему на- блюдателя, как ее стимулировали бы его наклоны вперед в неподвижной комнате. И поэтому, чтобы компенсировать кажущееся движение вперед, на- блюдатель отклоняется назад. Соответственно когда раскачивающаяся ком- ната «уходит» от неподвижного наблюдателя, его зрительная система стиму- лируется точно так же, как при наклоне назад, и он наклоняется вперед.
Следовательно, у людей пространственная ориентация тела является результатом сложного взаимодействия визуальной и вестибулярной сенсор- ных систем. Например, у глухих от рождения людей вестибулярные органы могут быть совершенно атрофированы, поэтому у них эффективным средст- вом поддержания равновесия и позы являются визуальные признаки. Замече- но, что глухие люди во время купания предпочитают не заходить на глубину.
Дело в том, что лишенные возможности в полной мере использовать зрение, они перестают понимать, где верх, а где – низ и боятся утонуть.
Для людей, лишенных и зрения, и слуха, поддержание равновесия – еще большая проблема. Например, обследование показало, что в группе, со- стоявшей из 10 незрячих и глухих людей, 9 человек не могли более 1-2 се- кунд сохранять равновесие, стоя на одной ноге.
Роль зрения в поддержании равновесия подтверждает следующий экс- перимент. Если стоя на одной ноге, согнуть вторую в колене и поднять ее так, чтобы колено оказалось на уровне талии, то с открытыми глазами при этом легко удержать равновесие, а вот с закрытыми трудности возникнут уже через несколько секунд.
Находясь в транспортном средстве и пассивно перемещаясь в нем, мы можем испытывать воздействие аномальной вестибулярной стимуляции. В определенных контролируемых условиях эти ощущения могут быть прият- ными. Многим людям нравится водить автомобиль, грести, кататься на лы- жах и летать на самолетах. Более того, есть немало любителей «острых вес- тибулярных ощущений». Об этом свидетельствует чрезвычайная популяр- ность всевозможных аттракционов (каруселей, «американских горок» и т.п.), предлагающих исключительно сложные формы движения.
Некоторые из них могут вызвать очень неприятные ощущения, в том числе и так называемую локомоционную болезнь. Человека такая болезнь очень ослабляет и приносит ему большие неприятности, вызывая головокру- жение, бледность, тошноту, учащенное дыхание, холодный пот и общее не- домогание, нередко сопровождающееся рвотой.
Как правило локомоционная болезнь возникает в тех случаях, когда информация о движении, сообщаемая визуальной системой, не соответствует

64 информации, о которой сигнализирует вестибулярная система. Кроме того движение, которое такую болезнь вызывает, обычно совершается не с посто- янной скоростью, а с ускорением или замедлением. В наибольшей степени потенциальную опасность представляют движения, совершаемые по верти- кали, то вверх, то вниз, со средней периодичностью (как в самолете, когда он попадает в воздушную яму или на корабле во время шторма).
Причиной локомоционной болезни является сенсорный конфликт, т.е. несоответствие визуальной и вестибулярной информации относительно ори- ентации в пространстве. Например, сидя в каюте корабля во время шторма, человек видит перед собой стабильную визуальную сцену, а согласно ин- формации, получаемой вестибулярными органами, его тело находится в по- стоянном движении. Очевидные и неприятные симптомы локомоционной болезни являются результатом неспособности нервной системы разрешить этот сенсорный конфликт.
2.13 Ощущения вкуса и запаха
Человек способен воспринимать некоторые химические свойства ве- ществ, это вызывает у него вкусовые и обонятельные ощущения. Восприятие вкуса и запаха основано на стимуляции специализированных рецепторов хи- мическими веществами. Именно поэтому указанные рецепторы называются хеморецепторами.
В то время как для человека доминирующими ощущениями являются зрение и слух, у большинства животных важнейшими источниками жизненно важной информации выступают сенсорные сигналы, посылаемые химиче- скими веществами. Чувствительность к химическим веществам, присутст- вующим в естественной среде обитания, жизненно важна для всех животных, поскольку они вынуждены взаимодействовать с ними и реагировать на них.
Помимо то что в основе и вкусовых ощущений, и обоняния лежит хи- мическая стимуляция, между этими ощущениями существует и функцио- нальная связь и вместе они являются источником единого сенсорного впе- чатления. К примеру, всем хорошо известно, как связаны между собой запах и вкус пищи. Если наша чувствительность к запахам снижается (например, при сильном насморке), то нам кажется, что вся еда имеет одинаковый вкус.
Люди, лишенные обоняния, не могут отличить одно блюдо от другого, ори- ентируясь исключительно на вкус.
Нет ни необходимости, ни даже возможности провести честную грани- цу между восприятием вкуса и запаха у всех биологических видов. Посколь- ку рецепторы вкуса найдены почти у всех позвоночных, можно утверждать, что сенсорная система. Предназначенная для восприятия вкуса, развилась на ранних стадиях эволюционного филогенеза позвоночных. Восприятие вкуса сформировалось раньше, чем восприятие запаха. Обоняние развилось как

65 средство извлечения химической информации из воздуха, как «вкус на рас- стоянии» и является «побочным продуктом» дыхания с помощью рта и носа.
Вкус же позволяет получать химическую информацию из жидкостей.
Способность человека к хеморецепции следует рассматривать как ре- зультат длительного эволюционного развития, обусловленного жизненно важной потребностью реагировать на динамичные и исключительно инфор- мативные химические средовые факторы. Поскольку поиск пищи и ее по- требление играют решающую роль в выживании видов, есть все основания предположить, что хеморецепция всего именно этих процессов. По мнению
Дж. Гибсона и других авторов, функционально вкусовые ощущения и обоня- ние можно рассматривать как систему поиска и дегустации пищи, включаю- щую в себя различные связанные с пропитанием действия: поиск пищи, ее дегустацию и оставление в рационе или отказ от дальнейшего использования.
Разумеется, в этом процессе запах предшествует вкусу. Запах – это сигнал, который пища посылает на расстоянии, а ее окончательную судьбу: съесть или отвергнуть решает вкус.
Однако в восприятии некоторых событий, происходящих в окружаю- щей среде, запах и вкус могут использоваться независимо друг от друга.
Обоняние может быть использовано для восприятия информации, непосред- ственно не связанной с актом пищеварения, например; информация о присут- ствии хищника, или жертвы, или потенциального полового партнера, а вкус – для распознавания испорченных или токсичных продуктов или веществ.
Иными словами, вкус позволяет организму, попробовав, оценив ту или иную пищу, прежде чем начать ее есть. Например, именно вкусом обусловлены не- которые пищевые предпочтения.
Практика показала, что человек способен различать четыре первичных
вкуса: сладкий, соленый, горький и кислый (некоторые исследователи добав- ляют к ним еще металлический вкус, известковый вкус и вкус УМАМИ (в переводе с японского означает «восхитительный вкус» или «пикантность» – это вкус, присущий МГН – моноглутамату натрия, соли аминокислоты, кото- рая широко используется как усилитель вкуса)).
Существование всего лишь четырех первичных вкусов вовсе не означа- ет, что мы способны испытывать лишь весьма ограниченный набор вкусовых ощущений. Благодаря механизмам взаимодействия вкусов человек имеет возможность испытывать чрезвычайно разнообразные и сложные вкусовые ощущения.
Первичные вкусовые ощущения появились у человека в ходе его эво- люционного развития потому, что они способствовали выживанию вида в ре- альных условиях существования. Согласно Монкриффу большее значение имеют соленый и кислый вкус, ибо способность к восприятию вкуса связана с эволюцией биологических видов, зародившихся в воде. Первыми появились ощущения соленого вкуса, потому что для биологических видов, обитающих в море соль – основа жизни, затем появилась способность воспринимать кис-

66 лый вкус, как информацию о загрязнении воды продукции коррозии или гниения под воздействием бактерий. Позднее сформировалась способность к восприятию сладкого и горького вкуса. Сладкий вкус, столь привлекатель- ный для многих видов, как правило, присущ веществам, имеющим питатель- ную ценность. Горький вкус почти всегда свидетельствует о том, что вещест- во вредно для организма или ядовито.
Химические вещества, способные вызвать первичные вкусовые ощу- щения должны быть растворенными или растворимыми в воде, поэтому мас- лянистые вещества, как правило, являются слабыми стимулами вкусовых ощущений.
Рецепторами являются вкусовые почки. Их строение показано на ри- сунке 2.17.
Рисунок 2.17 - Строение вкусовой точки.
Эти специализированные органы вкуса располагаются в полости рта, гортани, глотки. Особенно много их на поверхности языка. Человек имеет от
9000 до 10000 вкусовых почек. Как правило, кластеры вкусовых почек лежат внутри небольших возвышений на поверхности языка, называемых сосочка-
ми. В состав вкусовой почки входит примерно 50-150 вкусовых клеток; каж- дая из них заканчивается микроворсинкой, кончик которой лежит во вкусовой поре и вступает в непосредственный контакт с раствором химического со- единения, воздействующего на поверхность языка. Продолжительность жиз- ни вкусовых клеток очень невелика – всего несколько дней, и они постоянно возобновляются. Эти клетки принадлежат к наиболее быстро стареющим клеткам нашего организма.
Порог вкусовой чувствительности весьма существенно зависит от того, какой именно участок языка стимулируется. Наибольшей чувствительностью к сладкому вкусу обладает передняя поверхность языка, к кислому вкусу

67 наиболее чувствительны задняя и боковые поверхности, к соленому – вкусу – передняя и боковые поверхности, к горькому вкусу – мягкое нёбо.
У большинства людей вкусовая чувствительность уменьшается с воз- растом. У пожилых людей пороги вкусовой чувствительности могут быть в
2-7 раз выше, чем у молодых. При этом тенденция к снижению вкусовой чув- ствительности становится заметной примерно в 60 годам.
На пороги чувствительности к восприятию вкуса веществ влияет мно- жество факторов. Важнейшими из них являются адаптация, взаимодействие человека, психическое состояние человека и т.д. Поэтому измерить пороги вкусовой чувствительности очень и очень трудно. Тем не менее в литературе приводятся данные о значениях абсолютных порогов вкусовой чувствитель- ности, некоторые из них приведены в таблице 2.
Таблица 2.6 - Абсолютные пороги вкусовой чувствительности
Вещество
Среднее значение порога
(молярность раствора)
Кофеин
Лимонная кислота
Хининсульфат
Уксусная кислота
Хлорид натрия
Глюкоза
Сахароза
Сахарин
0,0007 0,0023 0,000008 0,0018 0,01 0,08 0,01 0,000023
Молярность раствора численно равна количеству грамм-молей вещест- ва в 1 литре раствора (количество грамм-молей равно частному от деления количества вещества на его молекулярный вес).
Человеку свойственны также обонятельные ощущения. Функциональ- ное предназначение восприятия запахов, или обоняния – обеспечение живот- ных и человека информацией о химических стимулах, находящихся как на расстоянии, так и в непосредственной близости от них.
Способность к восприятию запахов не одинаково важна для всех био- логических видов. Для многих низших животных обоняние – жизненно важ- ное условие эффективного взаимодействия с окружающей средой. У многих биологических видов брачное поведение и другие жизненно важные формы поведенческой активности определяются именно обонянием.

68
Для человека обонятельная система значительно мене важна, чем для многих других биологических видов, во всяком случае само выживание че- ловека как биологического вида от нее не зависит.
Тем не менее в сочетании с восприятием вкуса запахов играет в жизни человека важную роль. Оно помогает ему в отборе продуктов питания (рас- познает несвежие продукты) и в поддержании чистоты окружающей среды, а в некоторых случаях, например, когда речь идет о цветах или о еде, является источником эстетического наслаждения.
В повседневности человек сталкивается с многими запахами и арома- тами как естественного происхождения, так и присущих промышленным со- единениям. Вот далеко их не полный перечень: запах дыхания и пота, чело- веческих испражнений, всевозможных средств бытовой химии, косметики, дезодорантов, одеколонов и духов, смесь запахов пищи и кухни, запах вы- хлопных газов транспорта, запах табачного дыма и ароматы растений. Неко- торые из них неприятны, даже отвратительны и могут быть скорее названы зловонием, нежели благоуханием, но они теснейшим образом связаны с теми химическими веществами, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, и в большинстве своем информированы, потому что позволяют нам выявлять их источники.
Обоняние отличается от восприятия вкуса тем, что первичные запахи нам известны. Не исключено, что единого «набора» первичных запахов во- обще не существует.
Существует много различных классификаций запахов, все они пытают- ся выделить несколько фундаментальных первичных запахов, при смешении которых возникает более 10000 различных ароматов, воспринимаемых обо- нятельной системой человека.
Одной из таких классификаций является так называемая призма Хен-
нинга. Это полая трехгранная призма, шесть углов которой соответствуют шести первичным запахам: цветочному, гнилостному, эфирному (фруктово- му), пряному, а также запахам горелого и резины. По мнению автора, все за- пахи, которые «размещаются» на гранях, соединяющих два угла, похожи только на первичные запахи, «располагающиеся» на этих углах; промежу- точные же ароматы, образовавшиеся в результате смешения нескольких пер- вичных запахов, «лежат» на поверхности призмы.
У человека роль органа обоняния исполняет обонятельный эпителий, называемый также обонятельной слизистой оболочкой, располагающейся в стенах верхнего отдела носовой полости и занимающий площадь примерно
6,5 см
2
. Обонятельный эпителий распределяется по обеим сторонам носовой полости, разделенной носовой перегородкой. Наличие двух носовых прохо- дов усиливает остроту восприятия запахов, кроме того две ноздри так же по- могают в локализации источника запаха.
В слизистой оболочке находятся обонятельные рецепторы, называемые
обонятельными клетками. Они представляют собой относительно длинные и

69 узкие, колоннообразные клетки, окруженные пигментированными поддер- живающими клетками. У человека около 10 млн обонятельных рецепторов (у собаки в 2 раза больше, чем и объясняется ее феноменальный нюх). На одном конце обонятельной клетки имеется утолщение, от которого отходят обо-
нятельные реснички, погруженные в жидкость, покрывающую слизистую оболочку. Эти реснички и играют роль рецепторов запахов. От обонятельных рецепторов отходят нитевидные нервные окончания, образующие обоня-
тельные нервные волокна, которые связаны собонятельной луковицей мозга через синаптические структуры, называемые клубочками. Рецепторные обо- нятельные клетки превращают химические энергию стимула (запаха) в нерв- ной импульс, который через обонятельные нервные волокна передается в обонятельные участки (зоны) мозга.
Рисунок 2.18 - Призма Хенинга
Строение обонятельного анализатора показано на рисунке 2.19.
В настоящее время определены абсолютные пороги чувствительности ко многим одорантам (пахучим веществам). Некоторые из них приведены в таблице. Сравнение двух наиболее чувствительных систем – вкуса и обоня- ния – показывает, что последняя чуть ли не в 10000 раз чувствительнее нерв- ной.
Поразительным примером обонятельной чувствительности является чувствительность человека к меркаптанам, органическим веществам с от- вратительным запахом, которые обычно добавляют в лишенный запаха бы- товой газ для обнаружения его утечек. Запах меркаптана обнаруживается да- же тогда, когда на 50 триллионов молекул газов, образующих воздух, прихо- дится всего 1 молекула меркаптана.

70
Рисунок 2.19 - Анатомия обонятельной системы
Таблица 2.7 - Абсолютные пороги обонятельной чувствительности
Вещество
Запах
Пороговая концентрация
(мг/литр воды)
Метилсалицилат
Амилоцетат
Масляная кислота
Сероводород
Цитраль
Этилмеркаптан
Ксилол-мускус
Хвои
Банана
Пота
Тухлых яиц
Лимона
Тухлой капусты
Мускуса
0,1 0,039 0,009 0,00018 0,000003 0,00000066 0,000000075
Сегодня считается, что обонятельная чувствительность зависит от пола человека, при этом чувствительность к запахам у женщин выше, чем у муж- чин.
С возрастом обоняние притупляется быстрее, чем восприятие вкусовых ощущений. Например, известно, что в период от 40 до 70 лет пороговые кон- центрации многих одорантов возрастают примерно в 10 раз. Особенно ката- строфически с возрастом уменьшается способность к идентификации и рас- познаванию пахучих веществ, а также к запоминанию запахов даже на ко- роткое время. Способность к идентификации запахов максимальна между 20 и 40 годами, после чего она заметно снижается вплоть до достижения 70-

71 летнего возраста. Известно также, что некурящие люди чувствительны к за- пахам, чем курильщики.
Рисунок 2.20 - Носовые ходы человека.
Обонятельная система человека существенно подвержена адаптации.
Время, необходимое для наступления адаптации, зависит от концентрации пахучего вещества и продолжительности стимуляции им, но рано или поздно ощущение запаха исчезает. Более того, если адаптация была вызвана про- должительной монотонной стимуляцией каким-либо одорантом, то отсутст- вие чувствительности к нему сохраняется надолго и после ее прекращения.
Основными аномалиями обонятельной способности являются наруше- ния механизма поступления адорантов в обонятельную систему и ее сенсо- невральные нарушения. Первые возникают вследствие ринитов (воспалений слизистой оболочки), вторые – вследствие повреждения обонятельного эпи- телия, разрыва волокон обонятельного нерва при травмах, химического ожо- га обонятельных рецепторов, некоторых вирусных и инфекционных заболе- ваний.
Достаточно распространена полная или частичная утрата обонятельной чувствительности – аносмия. Ею, например, страдают примерно 2 млн жите- лей США.
Хотя нарушения обонятельной системы и не смертельны, они могут причинить вред. Запахи, которые мы воспринимаем из воздуха, информатив- ны они настораживают нас, сообщая в присутствии ядовитых газов, о пожаре и о недоброкачественной пище. Человек, вовсе лишенный обоняния либо об- ладающий пониженной чувствительностью к запахам, лишается возможно- сти воспринимать сигналы опасности, посылаемые воздухом, и поэтому должны быть всегда начеку.

72 3 ПЕРЦЕПТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ У ЧЕЛОВЕКА
3.1 Понятие о восприятии
Восприятие вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредст- венную чувственную ориентировку в окружающем мире. Оба эти процесса представляют собой различные звенья единого процесса чувственного по- знания. Они неразрывно связаны, но каждый имеет свои отличительные осо- бенности.
Восприятие (лат. реrсерtio) - это процесс отражения в сознании чело- века предметов и явлений реального мира в их целостности, в совокупности их различных свойств и частей и при их непосредственном воздействии на, органы чувств. Иными словами восприятие – это целостное отражение пред- метов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств человека.
В формировании восприятия принимают участие ощущения, двига- тельные компоненты, жизненный опыт индивида, память, мышление и речь, волевые усилия и внимание, интересы, цели и установки человека.
Восприятие возникает на основе ощущений, но оно не сводится к их простой сумме. Это качественно новый, более сложный психический процесс по сравнению с ощущением. Восприятие направлено на узнавание опознава- тельных признаков воспринимаемого объекта и построение его модели в соз- нании. Результат восприятия - целостный перцептивный образ объекта, а не отдельные его свойства, информацию о которых дают человеку ощущения.
Существуют две модели формирования образа в процессе восприятия:
стимулъная, «чисто» рефлекторная, утверждающая, что появление об- раза объекта вызвано только его отражением в сознании при воздействии раздражителей на сенсорные каналы;
деятелъностная, утверждающая, что образ, который человек воспри- нимает, является не столько результатом реакции психики на раздражители, сколько следствием непрерывного построения субъектом перцептивных ги- потез, «встречных» отражаемой среде (человек, используя свой опыт, как бы предвидит основные свойства воспринимаемого объекта).
Cложность изучения восприятия, как познавательного процесса состо- ит в том, что из всех воздействующих признаков в сознании человека отра- жаются лишь ведущие, а несущественные остаются за пределами восприятия.
Это обусловлено не только особенностями объекта, но и тем, что именно в объекте представляет интерес для индивида, с какой целью индивид вклю- чился в процесс восприятия, каковы его предварительные установки на вос- приятие.
Узнавание объекта как одна из составляющих восприятия зависит от жизненного опыта человека, его знаний об этом объекте. Например, знакомое

73 слово можно восстановить (воспринять) буквально по предъявлении одной- двух составляющих его букв, незнакомое потребует для этого гораздо боль- ше букв. Для восприятия иногда требуется концентрация внимания на объ- екте и определенные волевые усилия. Особенно это характерно для случаев, когда интерес к объекту у индивида невелик или отсутствует осознание не- обходимости изучения объекта. Конечно же, изучение и узнавание объекта через процесс восприятия не могут состояться без участия памяти и мышле-
ния. Ведь при этом осуществляются сложные процессы сопоставления при- знаков объекта с эталонами, хранящимися в долговременной памяти челове- ка, мысленного анализа и синтеза системы этих признаков и принятия реше- ний.
Немаловажно, что информация для этого поступает одновременно от многих органов чувств (зрения, слуха, обоняния и др.). В частности, сущест- венный вклад в формирование образа воспринимаемого объекта вносят дви- гательные компоненты: движения глаз, проговаривание звуков, ощупывание.
Слуховой анализатор помогает при восприятии ориентироваться в про- странственном положении источника информации.
Наконец, перцептивный процесс распространяется на высшие уровни психической деятельности, такие как речь. Ведь человек мыслит словами.
Выделяя ведущие признаки воспринимаемого объекта, он обозначает их сло- вом.
Таким образом, восприятие представляет собой упорядоченную систе- му активных перцептивных действий, формируемую в процессе жизнедея- тельности индивида.
3.2 Свойства восприятия
Несмотря на то, что в формировании перцептивного образа участвуют многие органы чувств, процессы восприятия имеют общие свойства. Это предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность и избирательность (рисунок 3.1).
Предметность восприятия заключается в том, что человек, восприни- мая информацию от внешних источников, относит их к реальной внешней
(предметной) среде. Другими словами, воспринимаемые человеком психиче- ские образы предметов осознаются им как часть объективно существующего мира.
Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности. Благодаря предметности восприятия предмет воспринимается нами как самостоятельно существую- щее в пространстве и времени отдельное физическое тело.
Психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективируя их. Этим образы

74 восприятия отличаются от других образов, например, образов представления или воображения, которые человек осознает именно как образы. Представляя лес, мы отдаем себе отчет в том, что наше представление – это образ, воз- никший в сознании, а не реальный лес, так как в данный момент мы нахо- димся в комнате.
Рисунок 3.1 - Классификационная схема свойств перцептивных про- цессов.
Наиболее ярко предметность восприятия проявляется во взаимообо- соблении фигуры и фона. В привычной ситуации мы не обращаем на это большого внимания, но первое, что всегда нужно сделать при восприятии любой зрительной информации, - это решить, что считать фигурой, а что фо- ном. Существуют некоторые особенности зрительной стимуляции, которые сами по себе помогают перцептивной системе отличить фигуру от фона.
Обычно фон включает в себя фигуру, он содержит меньше деталей и отличи- тельных особенностей по сравнению с фигурой.
Например в приведенном на рисунке 3.2 случае у нас не вызывает со- мнения, где фигура, а где фон.
Рисунок 3.2 - Фигура и фон.
А вот на рисунке 3.3 возможно двойственное восприятие: ваза или два профиля человеческих лиц.
На этом рисунке один из нас увидит белую вазу на темном фоне, а дру- гой – два темных профиля лица на белом фоне. Это означает, что у одних бе- лая ваза оказалась фигурой восприятия, а черные профили – его фоном, у других – наоборот. Следовательно, между фигурой и фоном восприятия су- ществуют взаимообратимые отношения. Существенно помогает выделению фигуры восприятия предварительная целевая установка на определенный

75 объект (мысленное проговаривание его названия: ваза или два профиля). При наличии такой установки можно легко увидеть требуемый определенный объект.
Рисунок 3.3 - Двойственное изображение (ваза или два лица).
Двойственные изображения часто используются дизайнерами, т.к. они способствуют привлечению внимания зрителя. Например, это использова- лось в логотипе первого национального канала Белорусского телевидения
(рисунок 3.4).
Предметность не является врожденным свойством человека, а форми- руется на основе двигательных компонентов при непосредственном контакте с объектом. Более того, человек узнает объекты не столько по внешнему ви- ду, сколько по их предметному назначению и свойствам. Так, автомобиль воспринимается им не как нечто большое и обтекаемое на колесах, а как средство комфортного передвижения, т.е. воспринимаемый объект осмысля- ется с позиций его реального предметного предназначения.
Рисунок 3.4 - Пример использования двойственного изображения.
Целостность восприятия выражается в формировании целостного об- раза объекта и проявляется в отражении устойчивых связей между его от- дельными составляющими. Даже при неполной информации об объекте вос- приятие позволяет мысленно «достраивать» этот образ на основе обобщения знаний о нем. Целостность восприятия – это свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект или пространственная ситуация воспринимается как устойчивое системное целое. Благодаря целостности восприятия происходит

76 внутренне органическое связывание частей и целого в едином образе. Это свойство в процессе восприятия проявляется в двух аспектах: 1) объедине- нии разных элементов в целом; 2) независимости образованного целого от составляющих его элементов.
Целостность восприятия выражается в том, что образ воспринимаемых предметов не дается полностью в готовом виде со всеми необходимыми эле- ментами, а как бы мысленно достраивается до некоторой целостной формы на основе небольшого набора элементов. Это происходит и в том случае, ес- ли некоторые детали объекта человеком в данный момент времени не вос- принимаются.
Даже в тех случаях, когда мы не воспринимаем некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно их дополняем. Отдельные части объекта мы стремимся объединить в единое знакомое нам целостное образование.
Именно поэтому, если мы попробуем вспомнить весь опыт своего воспри- ятия, мы не найдем в памяти нецелостных образов (т.е. каких-нибудь обрыв- ков, ошметков, огрызков реальных предметов).
Рисунок 3.5 - Пример, иллюстрирующий целостность восприятия
Целостности восприятия способствует включенность объекта в опреде- ленную ситуацию (определенный контекст). Так буквы на рисунке плохо опознаются по их отдельным фрагментам (рисунок 3.6,а) и легко восприни- маются благодаря их включенности в контекстную ситуацию (рисунок 3.6,б).
Формирование образа предмета обязательно опирается на имеющиеся у человека знания и практический опыт. Например, благодаря тому, что мы воспринимаем слово целиком, а не прочитываем отдельные буквы, приве- денный на рисунке 3.7 текст читается нами без больших проблем.

77
Рисунок 3.6 - Целостность восприятия на основе включенности объекта в определенный контекст
Рисунок 3.7 - Пример, демонстрирующий влияние целостности воспри- ятия на процесс чтения
Влияние имеющегося опыта на целостность восприятия показывают также результаты восприятия изображений с незавершенными контурами.
Так на незаконченном рисунке (рисунок 3.8) можно узнать пограничника с собакой, но лишь в том случае если человек имеет представление об их внешнем виде.
Рисунок 3.8 - Рисунок, иллюстрирующий влияние опыта на целост- ность восприятия
Чтобы вызвать эти представления у взрослого достаточно дать назва- ние картине («Пограничник с собакой»). Ребенку же возраста 3 – 5 лет вос- приятие данного рисунка будет не по силам: он будет видеть только отдель- ные пятна и штрихи, но, не заметит целого, а именно пограничника с соба- кой.

78
В некоторых случаях целостность восприятия может быть нарушена, в частности из-за противоречивости элементов объекта восприятия (см. рису- нок 3.9).
Рисунок 3.9 - Пример нарушения целостности восприятия.
Целостность, как и предметность, также приобретается в повседневной практике человека и часто обеспечивается знанием той ситуации, в которую включен воспринимаемый объект. Так, известно, что люди, которым возвра- щено потерянное в раннем детстве зрение, не в состоянии сразу воспринять объекты в их целостности. Вместе с тем человек без труда прочитает назва- ние своей улицы на стене дома, основательно стертое временем.
Структурностьвосприятия – это такое его свойство, которое позволя- ет объединить воздействующие стимулы в целостные и сравнительно про- стые структуры. Восприятие не является простой суммой ощущений. Мы воспринимаем фактически абстрагированную (или интегрированную) из ощущений обобщенную структуру. Например, прослушав фрагмент музы- кального произведения, мы воспринимаем мелодию, которая является харак- теристикой целого, т.е. структурой. Она не является простой суммой отдель- ных звуков (нот). При этом мы узнаем конкретную мелодию независимо от того, исполняется ли она оркестром, либо на отдельном музыкальном инст- рументе, или человеческим голосом, хотя отдельные звуковые ощущения при этом будут существенно различными.
В процессе восприятия вычленяются взаимоотношения частей и сторон предметов. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков, отражению устойчивых отношений между элементами вос- принимаемого объекта в целом, например, как это показано на рисунке 3.10.

79
Рисунок 3.10 - Пример, иллюстрирующий свойство структурности восприятия.
Несмотря на различие особенностей написания буквы «В», мы ее адек- ватно воспринимаем и опознаем благодаря устойчивой структуре признаков, присущих этой букве.
В тех случаях, когда выявление структуры объекта затруднено, услож- няется и восприятие объекта в целом. Это наблюдается, например, при вос- приятии “невозможных” фигур, когда структурность восприятия может быть нарушена.
Так, представленного на рисунке 3.11 слона можно нарисовать, но нельзя воспринять как изображение реального объекта. Из-за противоречи- вой структуры объекта затруднено и осмысленное восприятие его в целом.
Рисунок 3.11 - Невозможный слон.
Структурность восприятия состоит в том, что в сознании человека объ- ект отражается не по одному своему признаку, а по мере последовательного поступления других признаков. В этой последовательности человек узнает устойчивое соотношение различных признаков объекта, т.е. его структуру.
Например, человек узнает мелодию песни не по одной ее ноте и не по неупо- рядоченному набору звуков. Мелодия будет воспринята как обобщенная структура на взаимосвязи прозвучавших нот в гармонии.
Очевидно, существует тот минимальный набор признаков, который по- зволяет узнавать воспринимаемый объект с достаточно высокой степенью вероятности. Эта величина носит название порога восприятия
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   19


написать администратору сайта