Константин Заболотный Человейник как быть здоровым и счастливым в мире социальных животных
Скачать 1.06 Mb.
|
Передается ли варна по наследству? В Индии принадлежность к той или иной касте зависит от рода, в котором человек появился на свет. Однако на деле наша варна зависит от уровня личности, а не условий рождения. В шастрах совершенно определенно сказано, что род передается не по рождению, а по качеству. Даже если ты родился в крестьянской семье, но по сути ты кшатрий, то надо так и говорить: «Да, я крестьянский сын, но я воин». Вспоминаем Михаила Васильевича Ломоносова, о котором тут уже говорилось. Родился в семье крестьян: отец был помором, ходил с рыбацкой артелью. Но Михаил не был крестьянином. В 19 лет брахман Михаил Ломоносов пошел наперекор воле отца, пешком, без денег отправившись в Москву учиться знаниям. Кстати, чтобы поступить в Славяно-греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за дворянского сына. И сидеть ему за партой пришлось с малолетками, те над ним смеялись – мол, дядя-лоб с нами заодно и грамматику учит! Но тяга к знаниям и брахманскому служению в Ломоносове оказалась столь сильна, что он стал одним из самых великих русских ученых, не забытым и через несколько столетий. Брахман всегда будет тянуться к брахманам. И неважно, к прохожему священнику он обратится или поедет учиться в Москву. Против чего все время выступал Ломоносов? Против того, что в его эпоху в наших университетах не было ни одного отечественного ученого. Ему не нравилось, что там засели немцы, переписывали нашу историю: «Я вам нашу историю напишу». Так он стал первым в России академиком. Надо сказать, что Михаил Ломоносов был в какой-то степени и кшатрием, потому что выполнял воинские функции в науке. Но по сути своей все-таки являлся брахманом. И то, что он родился среди крестьян, никак не умаляло его брахманских достоинств. Поэтому не семья делает вас представителем того или иного рода, а вы сами. По вашим качествам вы определяете, кто вы есть. И женщины могут быть кшатриями, борцами за справедливость, и дети могут быть торговцами. Такой ребенок уже в садике мухлюет, шуршит, денежку приносит… Не надо его за это ругать и по рукам бить. Нужно найти для вашего чада правильного учителя – лучшего представителя варны торговцев, какой есть в вашем окружении. Мы с вами должны четко осознавать, что правду высшего рода представители низшего понять не способны. Народ всегда против торговцев, потому что они все продают и покупают. Торговцы же не понимают, как можно умереть за родину, и считают, что их обманывают, потому что за родину нельзя умереть, ее можно продать… А кшатрии не понимают, что такое голос Бога, они не всегда могут напрямую поговорить с Источником, потому что, как написано в Ведах, на них кровь, они людей могут убивать. Это единственный род, представителям которого разрешено убийство, так как функция кшатриев – это божественное воинское служение, и они обязаны убивать врагов. Никому другому убивать нельзя: ни народу, ни торговцам, ни брахманам. Брахман вообще железные предметы в руки не берет, потому что это оскверняет его сущность. А вот кшатрий может и имеет право это делать. Каждая из низших каст не может понять смысл служения высшей. И в этом наша основная сложность. 47 Если вы народ, давайте не будем осуждать кого-то за то, что его энергия направлена на приумножение. Если вы торговец, не надо осуждать тех людей, которые вас призывают соблюдать закон и порядок и пытаются правильно перераспределить ваши доходы. Если вы воин или правитель, вы должны четко осознавать свою роль, но помнить, что над вами есть брахманы. Вспоминаем знаменитую легенду о вещем князе Олеге. Пушкинскую «Песнь о вещем Олеге» все помнят еще со школы. Князь случайно встретил в поле кудесника (волхва) и попросил предсказать, что его ждет, пообещав ему за это в дар коня. При этом он отчего-то хотел знать, как скоро умрет. Старец ответил, что княжеский дар ему не нужен и что князь примет смерть от своего любимого коня. Олег решил, что конь убьет его, и отправил того в стойло. Через какое-то время ему сказали, что конь умер, и Олег посмеялся над пророчеством старца. Он отправился посмотреть на кости своего коня, и пока стоял над ними, из конского черепа выползла змея и ужалила его в ногу. Оказать помощь ему не смогли, и от ядовитого укуса князь скончался. Есть и другие версии. По одной из них, встреченных волхвов было несколько. По другой – князь сам призвал к себе кудесников, чтобы те предсказали ему судьбу. Но суть одна: ему напророчили смерть от любимого коня. Было ли это на самом деле или история о коне и змее является всего лишь мифом, неведомо. Но известно, что волхвы на Древней Руси являлись представителями брахманского рода, они обладали ведическим знанием. И именно поэтому пророчество оказалось завуалированным, таким, что смысл его был не вполне ясен. Брахман-прорицатель всегда избегает однозначных высказываний, потому что не знает точно, в какие конкретные условия попадет та информация, которую он получил свыше. И он не должен своими словами или действиями исказить ход будущих событий – недопустимо вмешательство в предначертанное судьбой. Потому он говорит максимально обтекаемыми общими фразами, иносказаниями, эзоповым языком. Вспомним другого брахмана, Василия Блаженного – юродивого, которого боялся сам царь Иван Грозный. Тот ежедневно посылал гонца посмотреть, сидит ли Василий на церковной паперти. Если сидел – царь не выходил из дворца, потому что тот всегда говорил ему в глаза правду. И правда эта далеко не всегда была приятной. Можно было, разумеется, и плетьми его за это наказывать, но святой человек находится под защитой Творца, и царь это понимал. Чтобы все это уложилось у вас в голове, дорогие читатели, желательно как минимум прочесть Бхагавад-Гиту. В этой книге хорошо и доступно изложена информация о ведическом устройстве общества. Да, мы утратили нашу ведическую традицию и сейчас вынуждены учиться у индусов. Но возвращение к ведической культуре и знаниям неизбежно, и оно постепенно приведет к восстановлению в обществе социального здоровья. Пища варн Понятно, что все люди должны есть и пить, чтобы поддерживать в себе жизнь. Но при этом необходимо учитывать, что у представителей разных родов, или варн, и рацион должен быть совершенно разный. Задача народа – трудиться, честно зарабатывая свои три рубля. Пища должна быть простой, без изысков, но главное, она должна давать максимальное количество энергии для физической работы. Что преобладает в питании крестьянина или рабочего? Быстрые углеводы: картошка, рис. Они составляют 70 % от всего рациона. Еще 25 % – это белки и жиры. Самые простые. Не 48 надо каких-то стейков из мраморной говядины. Курочки размножились – курочку ешь. Бычок пошел – бычка на мясо и ешь телятину. Завтра рыба пошла в реке – лови рыбу и ешь. Оставшиеся 5 % – это все иные продукты: молоко и то, что выросло у вас на приусадебном участке. Торговцу надо много работать? Топором махать, пахать по 50 соток в день? Нет. Торговец должен вызывать доверие у представителей всех остальных родов, чтобы максимально приумножить свое добро. Как можно вызвать доверие с помощью пищи? Позвать нужного человека в ресторан, где подают деликатесы, и угостить его со словами: «Слушай, ни о чем не парься, я за все плачу! Выбирай что хочешь, ешь что душе угодно! Устриц хочешь за 800 долларов порция – заказывай!» Они вместе едят вкусные блюда, пьют качественный алкоголь. Общая трапеза сближает и объединяет, а также действительно вызывает доверие к сотрапезнику. Иисус собирал своих учеников за вечерей (ужином), они вместе преломляли хлеба и говорили о Боге. В результате сегодня христианство – одна из самых распространенных в мире религий. Итак, общий стол – лучший способ вызвать доверие. Если торговец идет с караваном и делает где-то остановку, он никогда не откажется от участия в местной трапезе. За едой он будет рассказывать людям различные истории, вызывая тем самым неподдельный интерес слушателей и располагая их к себе. Скорее всего, ему удастся продать часть своего товара. Затем он закупит еще товар и отправится дальше. И по сей день все коммерческие вопросы принято решать либо в общественных едальнях (кафе и ресторанах), либо в банях, где обычно тоже едят. Эта традиция пошла еще от римских торговцев. При совместном омовении мы полностью снимаем с себя одежды, показываем друг другу, что у нас нет ничего скрытого. И это тоже залог доверия. Итак, тут действуют сразу две технологии: совместная еда и совместное омовение. Правда, как говорил один мой знакомый торговец: «Если я пошел есть в баню, значит, меня снимают, поэтому я веду себя соответствующим образом, зная, что, ребята, подобные мне, уже подсуетились». Об этом нужно помнить и не давать повода для сбора компромата. Торговцы ведь ребята беспринципные, ничего святого для них нет, поэтому будьте осторожны. Для кшатриев существует два режима питания: боевой и мирный. Боевое питание – это мясо и алкогольные напитки. В тексте аюрведы сказано, что кшатрию в таком режиме разрешены три вещи – есть мясо, пить вино и общаться с женщинами, потому что это помогает ему поддерживать максимальную боеспособность. У него должны быть сильные выносливые мышцы, при ранении он не должен истечь кровью, и главная задача – остаться живым на поле боя. В мирном режиме у кшатрия уже другие правила и основы. Тут он должен быть справедливым, судьей – судить, карать и миловать. Здесь требуется максимальная чистота сознания, максимальное управление эмоциями. Есть специальные практики для кшатриев, которые помогают им пребывать в состоянии справедливого рассуждения, чтобы кшатрий мог понимать, кого ему осудить и кому голову отрубить, а кому дать надел и повесить медаль на грудь. Брахман – человек, который должен поддерживать канал связи с Высшим сознанием. Можно ли это делать, употребляя алкоголь, мясо и проводя время с женщинами? Нельзя. Поэтому для брахмана существует такой тип питания, который подразумевает максимальную чистоту мыслей. Вот здесь уже требуется ущемлять тело. Исключить мясную пищу, алкогольные и возбуждающие напитки: чай, вино, кофе. Нельзя брахману это пить, иначе он войдет в 49 состояние возбуждения и утратит свою отстраненность. Закроется канал связи с Высшим разумом. Вы знаете, что монахи всегда в аскезе, они постоянно ущемляют себя, поскольку настраиваются не на свое тело, а на канал общения с высшими силами. В постные дни такому человеку нельзя есть даже рыбу и яйца. Но, страдая телом, он укрепляет силу духа, и тогда этот монах или старец говорит правильные вещи каждому, кто к нему придет: и народу, и торговцу, который запутался в своем бизнесе, и князю, который пришел к нему за советом в делах государственных. В любой момент брахман должен быть готов получить инструкцию от Высшего разума конкретно для каждого посетителя. Поэтому брахманический тип питания – это далеко не для всех. Не приведи Господи работающему человеку питаться, как брахман. В связи с тем, что многие считают себя брахманами, они совершают ошибку в определении своей варны и, соответственно, выбирают неверный тип питания. Ему надо от заката до рассвета кайлом махать, а он в брахманы собрался, начал вегетарианить… Да крестьянин ты, не лезь в эти брахманские аскезы! Ешь свое мясо, свой рис и иди работай! Тогда будешь счастлив. А если в брахманы полезешь, то ничего там не поймешь и тело угробишь. И вот сидят эти тысячи людей, ничего не понимая, голодные, злые, стараются стать брахманами – сознание повышают. Лучше бы пчел или цветы разводили для людей… Поэтому посыл такой: определиться со своим родом-племенем и не мучить тело ментальными иллюзиями. К примеру, я много лет относил себя к варне кшатриев и думал, что я воин и правитель, который защищает от невежества, от потери знания. Но в свое время я попал к очень высокому учителю, и он меня «переквалифицировал» в брахманы: «Константин Борисович, вы не воин, вы учитель, потому что собираете и передаете знания». Но я все равно чувствую себя периодически воином на первой линии огня. И мне очень близки истории про воинов, павших за правое дело. Вот тут мое сознание раздваивается: тело говорит, что я кшатрий, а Светлые учителя – что я нахожусь в брахманском служении, просто еще не очистился до тех частот сознания, которые позволят мне занять свое место. Время покажет. Как меняется наш статус в течение жизни? Мы уже говорили о том, что жизненный путь человека состоит из нескольких этапов. И наш статус по мере прохождения этих этапов может меняться. Конечно, наш род не меняется никогда. Если вы торговец, честно наживший свое добро, вы тоже можете уйти в санньясу. Но перед этим вы должны раздать все, что у вас было, до последней копейки, завещав основную часть имущества жене и детям, чтобы они вас не проклинали, пока вы сидите в санньясе. Находясь в санньясе, уже получив наставления от своего духовного учителя, вы можете поучать других торговцев. И они к вам будут ходить и говорить: «Наш-то Вася, смотри, какой умник, пойдем-ка к нему и спросим, что нам делать, совсем мы запутались!» В этом случае торговец не стал брахманом, он стал учителем, т. е. он остался торговцем, но среди всех торговцев он стал первым, и теперь все к нему идут как к учителю. Варна прежняя, а статус изменился. Даже старый крестьянин может быть учителем в своем ремесле, но при этом он останется шудрой. 50 При этом настоящая профессия человека может не зависеть от его варны. Вот наглядный пример. Есть четыре врача, все они работают в одной крупной многопрофильной больнице. Все живут в одном городе, окончили один институт, и зарплата у них одинаковая. Первый – массажист-мануальщик, неприхотлив в еде, работает от зари до зари без выходных и праздников, любит природу и цветы, многих лечит бесплатно. Второй по специальности – уролог, организовал кооператив по торговле рогами оленя и продает порошок из них, так как тот якобы способствует восстановлению мужской эрекции. Рога он закупает по дешевке на бойне в чукотском колхозе, ездит на самой дорогой машине в городе. Третий 20 лет судился с администрацией больницы из-за нарушений прав медработников, он лидер профсоюза и депутат местного совета, все ходят к нему правды искать. Последний – умник, к которому вся больница ходит лечиться, он ездит в отпуск на Тибет и в Китай учиться альтернативной нетрадиционной медицине, собирает книги по аюрведе. Понятно, что первый – народ, или шудра, второй – торговец (вайшья), третий – воин (кшатрий) и, наконец, четвертый – брахман. Да, торговец не сможет стать брахманом, но, если уровень частоты его сознания вырастет, он сможет среди торговцев стать самым авторитетным. Дядя Миша, обучающий своего ученика в лавке двойному бухучету, тоже не брахман, но учитель. Вор, который всю жизнь воровал и в конце концов стал авторитетным вором, он же не превратился в брахмана. Он первый в иерархии своих, но не перешел в другую варну. Если вы на деньги, вырученные от торговли, построили церковь, это не значит, что вы перестали быть купцом. Вы купец, но осознавший необходимость духовного роста, и демонстрируете это другим на собственном примере. И вот вы строите церковь, а ваш товарищ, тоже торговец, сыну «Мазерати» купил, и тот его по пьяни разбил через день. Денег поровну потратили, но ваша церковь 500 лет простоит без ремонта, а у него груда жести и сын стал калекой за те же деньги. Как думаете, какой пример для общества нагляднее? Человек проживает жизнь, он перемещается из одного состояния в другое, но его род при этом не меняется. Допустим, Илья Муромец прожил крестьянином до 33 лет, просидел на печи, а потом стал воином. Но на самом деле он всегда принадлежал роду кшатриев, как Ломоносов изначально был брахманом и выделялся из среды шудр, злил отца и расстраивал мачеху своим непонятным крестьянам «книгочейством». Бывает, человек на протяжении жизни меняет род деятельности. Вы можете быть брахманом, но заниматься какое-то время торговлей. Кстати, пол-Москвы застроено знаменитыми нашими купцами, и некоторые из них потом ушли в монахи, раздав имущество людям. В 90-е годы вся страна торговала, чтобы выжить: кто челночил, кто золото партии продавал за границей, кто-то склады военные разворовывал, но не все были торговцами. А вот кто остался в профессии и вышел в олигархи, тот и торговец по варне. Если вы были хорошим торговцем, а теперь обучаете других торговцев и все к вам идут, платят большие деньги за консультации, значит, вы самореализовались как торговец. Если вы воспитывались среди торговцев и с молоком матери всосали приоритет зеленых купюр, но в конце жизни поняли, что вы брахман и должны общаться с Богом, то вы изначально не были торговцем, вы так и были брахманом. Но поскольку вы жили в среде торговцев, то были вынуждены заниматься семейным предприятием. Однако по варне эти обязанности будут вас тяготить, и рано или поздно вы займетесь своим делом – поступите в ученики к 51 брахману. И неважно, сколько вам на тот момент будет лет, тот же Ломоносов в 19 лет с детьми за партой сидел, а стал первым русским академиком! Вот личный пример: у меня есть приятель, который любил читать книги, у его семьи была самая большая библиотека в городе. Но у него был внутренний приоритет – послушание родителей. Он окончил технический университет, получил профессию инженера-электрика, потому что его отец руководил электростанцией. Мой приятель в этой профессии дошел до самых высоких позиций и ушел оттуда в 2008 году. У него был с отцом разговор, и отец сказал: «Все, теперь ты самостоятельный, делай что хочешь, я тебе буду только помогать». И в конечном итоге его внутренняя природа все равно взяла верх, и он поменял сферу деятельности. Я тоже ошибся с определением своей варны. Долгое время я считал себя воюющим кшатрием. Но только учитель может поправить меня и сказать: «Ты запутался, сынок. Ты, оказывается, наш, только ты еще молодой, воюешь, стоишь с обнаженным мечом против невежества, но ты не воин. Ты брахман, поэтому прими свою правду и будь сонастроен с Источником». Хотя мои внутренние ощущения говорили, что я воин. Поэтому каждый обязательно должен в течение жизни разобраться в этих вопросах, а лучше всего – попросить Вселенную дать вам духовного учителя. «Просите, и дано вам будет». Для каждого человека есть свой учитель. И приходит он, когда мы готовы принять изменения, перейти из грихастхи в ванапрастху, из этапа домохозяйства в стадию отстраненности от мира и поиска своего предназначения. Есть еще один четкий показатель: если вы изначально следуете своей природе, ваш социальный статус не меняется. Вы как были учителем, так им и остаетесь. А если вы ошиблись с выбором, то вы так или иначе будете пытаться искать себя. Допустим, вы торговец, но при этом чувствуете внутреннюю неудовлетворенность, вам чего-то не хватает. Вот наличие или отсутствие этой удовлетворенности, этого внутреннего счастья от того, чем вы занимаетесь по жизни, и определяет вашу принадлежность к варне. А возраст, социальный статус, наличие семьи – это всего лишь жизненные этапы. Так мы накапливаем опыт, осознанность. Что же касается передачи знания, то, предположим, кузнец своему ученику передает знания, но ведь это еще не делает его брахманом! Потому что он передает ремесло, а брахман передает знания об абсолютной истине. Вот в чем разница! Социальный процесс и его стадии Находясь в социуме, мы все включены в какие-то процессы. Взросление, профессиональное становление, брак, духовные искания и т. д. В критические периоды трансформации человек находится в уязвленном состоянии, потому что не имеет модели действия в последующем качестве. Так, самый большой и самый стрессовый вопрос для выпускников школы: «А как жить дальше? Один период закончился, а другой еще не начался…» Или, предположим, вы 30 лет работали на семью, воспитывали детей, а теперь понимаете, что этот этап закончился. Вам тоже страшно, вы себя спрашиваете: «А что я буду делать дальше? А как семья это воспримет?» Есть такое понятие – классификация периодов социальных процессов. Это могут быть процессы в любой сфере – учеба, работа, семья. В 1985 году Леонид Вольфович Коган – один из моих учителей – предложил простую и понятную схему: куда бы вы ни попали, первая стадия, с которой вы начинаете взаимодействовать с социумом, – это стадия сопричастности. Вы пока ничего не знаете про этот процесс, вы туда только входите, у вас нет никакого опыта, но вы вдохновлены: «Сейчас я выучусь на врача, буду помогать 52 людям!» Или: «С этой девушкой мы будем любить друг друга до гроба, в горести и в болезни, в радости и в счастье и умрем в один день». Или: «Стану военным, дослужусь до генерала или погибну в бою за родину…» Картинки могут быть разные. Стадия сопричастности длится какое-то время, пока мы взаимодействуем с проектом. Но рано или поздно она заканчивается, потому что мы понимаем, что либо этот проект «не наш», либо он не так организован и у нас есть к нему претензии. Тогда стадия сопричастности плавно переходит во вторую стадию – недоумения. Стадия недоумения очень резко отличается от предыдущей, потому что у нас появляются вопросы. Главный из них: а почему так? У детей бывает возраст почемучек, обычно лет в пять. Ребенок все время спрашивает: «Мама, а почему это вот так?» И если мы не можем правильно ответить на его вопрос, он начинает делать свои собственные умозаключения. То же самое происходит с нами на стадии недоумения. У меня тоже такие вопросы были: а почему так бездарно? а почему учили нас одному, а делаем другое? а почему мы не можем лучше? а почему мы не можем правильно? каждый из нас проходил эту стадию. Где-то мы пытаемся проявлять активность, влиять на процесс, хотим изменить систему. Но система, в свою очередь, ригидна, она имеет жесткую иерархию и не собирается меняться. В итоге она начинает влиять на нас. Чем сильнее действие – тем сильнее противодействие. Если вы начали задавать вопросы «почему», значит, вы чем-то недовольны, и система понимает, что это некорректно, что вас нужно привести в сопричастное состояние. Но это уже невозможно – вы уже в недоумении! Поэтому либо вы подчиняетесь системе, либо система от вас защищается. Но потом и вторая стадия заканчивается и наступает третья – финальная. Называется она «стадия отвращения». Это та стадия, когда отношения процесса и его участника изменились настолько, что более эта система, этот проект нас не удовлетворяет. Оставаться внутри нет смысла: система не меняется, мы страдаем, ничто тут нас не радует… То есть все нюансы нам известны, все настройки и все взаимодействия проведены, все компромиссы исчерпаны, и мы понимаем, что и сами дальше не можем, и система дальше не хочет. Выстроилась ригидная конструкция, и наша эмоциональная составляющая переходит в точку отвращения. Леонид Вольфович Коган блестяще излагал эту классификацию. И когда я его спрашивал: «Леонид Вольфович, как вы себя чувствуете? Как дела?», он мне отвечал: «Костя, тошнит». Но на стадии отвращения он находил в себе внутренние силы пребывать в процессе, чтобы учить других. Социальная ответственность Когана позволила лично мне получить профессию врача из рук корифеев, а заодно приобрести бесценный практический опыт и расстаться с иллюзиями. Когда мы попадаем в стадию отвращения, у нас есть всего два варианта, как в сказках: направо пойдешь – коня потеряешь, налево пойдешь – голову сложишь. Итак, в этой стадии у нас всего два выбора: остаться или уйти. Всегда есть свои плюсы и минусы, мы их четко осознаем, и внутреннее решение принимается в зависимости от того, к какому роду мы относимся. Представитель народа даже задумываться не будет – он просто уйдет, и все. А вот брахман вроде Когана, скорее всего, останется на следующие 20 лет. И его будет каждый день тошнить, но он будет ходить сюда, чтобы быстрее объяснить своим ученикам, почему система работает так, а не иначе и что делать, чтобы ты и система друг друга не сломали. Причем человек сломается быстрее – кто-то в депрессию впадет, а кто-то в запой. Если же мы уходим, то попадаем в новый процесс. Алгоритм остается прежним. Мы снова сопричастны процессу, у нас новые ожидания, и мы уверены, что вот здесь нам точно будет лучше. Стадия сопричастности во втором процессе проходит быстрее, чем в первом, потому 53 что эмоции гасятся быстрее, многое подсказывает уже накопленный опыт, мы скорее начинаем видеть скрытые точки конфликтов. Соответственно, раньше начинается для нас и стадия недоумения. Она пролетает тоже быстро. Дело в податливости системы – чем она податливее, тем реальнее изменить ее до желаемого уровня. Далее нас опять ждет стадия отвращения. Неважно, что за система, – вопрос в скорости прохождения стадий. У кого-то несколько браков. Кто-то поработал на десяти работах. Кто-то поучаствовал в тридцати проектах. И каждый раз наступала стадия отвращения, когда мы вынуждены были принимать решение: уйти или остаться. Когда я спрашивал Когана: «Почему так и что я здесь делаю?», он отвечал: «Учишься, как не надо работать». Так и вышло в итоге. Система показала мне, как не надо работать, и теперь я любой процесс оцениваю в зависимости от того, как быстро сменяют друг друга эти стадии. Это технология этапного движения и сонастройки с реальностью. Потому что наши ожидания всегда понятны, а материальный мир всегда сформирован по объективным критериям. И здесь неважно, сколько времени займет у вас определенное движение, все равно рано или поздно вы придете к состоянию отвращения. И в этом состоянии встанете перед выбором. Выбор всегда за вами: соотношение плюсов и минусов зависит от того, как лично вы их сложите. Какая-то вещь вам может нравиться, а другого человека от нее может тошнить. Если вам хорошо – значит, вы попали в процесс, в котором люди находятся, скорее всего, на разных стадиях: один в сопричастности, другой в недоумении, третий в отвращении. Важно также понять, что движение осуществляется только в одну сторону. Нельзя из стадии недоумения попасть обратно в стадию сопричастности. Нельзя из стадии отвращения попасть в стадию недоумения. Если вы уже перешли в стадию недоумения, вы можете оттуда перейти только в стадию отвращения. Процесс закольцован, и дальше потребуется выбор. Можно только изменить время прохождения стадий – ускорить или замедлить. Так как наличие стадий обусловлено, они «зашиты» в сам процесс, то мы должны стараться максимальное время проводить в стадии сопричастности, т. е. пришли в стадию сопричастности, радует она вас – старайтесь пребывать в этом состоянии как можно дольше. Старайтесь отыскать внутренние механизмы, которые помогут вам не попасть в стадию недоумения. Как только вопросы возникают, их нужно разрешать максимально быстро. Если я управляю процессом и в этом процессе все вопросы решаются по-моему или согласуются со мной, значит, процесс для меня корректен. Если человек сделал работу лучшим образом, все ему поаплодировали и он ушел, то в какой стадии он находится? В стадии сопричастности. До стадии недоумения он еще даже не дожил. Многие артисты и прочие исполнители долго занимаются своей творческой деятельностью именно потому, что «застряли» в стадии сопричастности. Такому человеку можно только позавидовать. Но рано или поздно у него возникнут вопросы, и он поймет, что попал в стадию недоумения, а обратно, в состояние сопричастности, дороги нет. Многие семьи сохраняют друг другу верность только потому, что задержались в стадии сопричастности. Один военный мне как-то сказал, что есть место, где все сразу попадают в стадию отвращения и в ней пребывают. Я спросил, что это за место, он грустно посмеялся и ответил: «Советская армия». «Да, – добавил он, – денег много платят, но на степень тошноты это не влияет». Если вы попали в стадию недоумения – не пытайтесь изменить систему под себя, приспосабливайтесь и ищите точки влияния на нее. Чем сильнее личность, тем лучше она трансформирует процесс под себя. Кому-то не нравится находиться в процессе, но всегда 54 есть человек, который скажет: «А для меня все идеально. Все супер-пупер!» Вы попали в финансовую пирамиду, вам не нравится, а я на ней третью квартиру строю! У меня все хорошо! Кто-то уже в стадии недоумения, а кто-то все еще в стадии сопричастности. Поэтому здесь все зависит только от персональных аспектов: в какой стадии лично вы находитесь в этом процессе и что получите в итоге. Когда вы входите в стадию отвращения, нужно четко понять, что нельзя начать все сначала. В личных отношениях часто произносят такую фразу: «Давай начнем все сначала!» Но это обман, глупая иллюзия. Не стройте иллюзий – лучше начните что-то новое. Опыты могут быть бесконечны, в этом и есть смысл нашей общественной жизни. Все мы вынуждены жить в социуме, большинство из нас не может жить на необитаемом острове, как Робинзон Крузо. Даже если он там один, рано или поздно появляется Пятница. Мы не можем находиться вне социума – это вызывает психологические расстройства очень тяжелого порядка. Главное в социальных процессах – максимально долго пребывать в каждой из стадий. Так вы сохраните свою психологическую цельность. И если уж вы решили остаться в стадии отвращения, тогда максимально торгуйтесь, чтобы поиметь от этого побольше полезностей лично для себя. И ищите новое место и новую сопричастность. Меня самого знание этой технологии избавило от огромного количества ошибок. С возрастом, конечно, становишься мудрее. Быстрее чувствуешь свою позицию в процессе, дольше находишься в стадии сопричастности и быстрее выходишь из стадии отвращения. Если вы в десяти процессах из десяти пребываете в стадии сопричастности – вы счастливый человек. А вот если в восьми процессах из десяти вы пребываете в стадии отвращения и только в двух – в стадии сопричастности, тогда вы несчастны. Возраст дает опыт и навыки, которые позволяют различать эти стадии. Ну и скорость принятия решений. Еще один нюанс. Может быть отвращение к какому-то определенному проекту, а может быть к роду деятельности в целом. Например, если вам отвратителен конкретный проект, надо переходить к другому. Род деятельности всегда можно при желании поменять. Просто перетерпеть этот период – обычно он длится год-три в зависимости от сложности рода занятий. Есть еще вид деятельности внутри того или иного рода деятельности. Есть разные оружейники, разные воины, разные повара, разные кузнецы, разные ремесленники, т. е. род деятельности – это ремесло, а ремесло, в свою очередь, подразделяется на различные виды деятельности. В любой профессии есть два ключевых навыка, связанных с материалом и с технологией. Если человек всю жизнь работал в кузне с металлом, а ему вдруг сказали: иди на дереве узоры вырезай или камень обрабатывай – это же совсем разные виды! Кстати, через эти стадии социального процесса проходят не только взрослые, но и дети. Например, в детском саду или в школе. И если ребенок категорически не хочет ходить в садик, школу, потому что его там обижают, не дают реализоваться, есть возможность организовать ему другую форму образования. Перевести в другое учреждение или вообще отправить на домашнее обучение. Но, конечно, речь не идет о том, чтобы слепо потакать детским капризам. Сначала нужно разобраться в ситуации. Не исключено, что ее можно разрешить каким-то другим путем. И помните, что по закону до совершеннолетия ответственность за ребенка лежит на его родителях или опекунах. Ребенок сам не может в некоторых процессах разобраться. Мама в первую очередь должна чувствовать своих детей. И если ребенок оказался в стадии отвращения, надо его забирать из этого учреждения. Потому что если он будет оставаться в этой среде, ничего хорошего с ним не произойдет. 55 Иногда у нас просто нет сил вырваться из старого процесса в стадии отвращения. Что делать? Редкий из нас не сталкивался с этим в своей жизни: понимаю, что все плохо, хочу уйти, но не могу… Остается только просить помощи у других, потому что те проблемы, которые мы не можем «лечить» сами, поодиночке, мы можем «лечить» в коллективном взаимодействии. Помните: один в поле не воин. Если рядом хотя бы один товарищ, то, скорее всего, вдвоем будет легче. Не у кого просить помощи – просите ее у высших сил. Это самое правильное и самое полезное. Я в свое время много раз просил Вселенную и Источник послать мне учителя, послать правильное место, дать мне разум и знания. И каждый раз получал ответы и помощь, так что все в моей жизни складывалось наилучшим образом. Учителя просил – буквально через год нашел и благодаря ему остался нормальным человеком, по крайней мере крыша не съехала после того, что творилось в 90-е. Потом занялся технологиями здоровья и снова получил учителя, который дал мне в этой сфере высшее знание. Я благодаря этому существую и развиваюсь. Но если завтра произойдет какая-то ситуация, которую я сам разрешить не смогу, я буду опять просить помощи у высших сил. Иногда человеку приходится заниматься тем, что ему не нравится, но он не может это бросить, потому что, к примеру, ему нужно содержать семью, растить детей, и ни о какой свободе выбора в принципе речи не идет. Как быть? Это уровень выживания. В такой ситуации нам не до светлых материй, мы вынуждены любыми способами сонастраиваться с процессом. Поэтому мы должны применять все средства, которые нам помогают выживать в этом процессе. Отдых, помощь других, благотворительность. Можно попробовать употреблять биологически активные добавки к пище, сочетания фито-, аромо- и других натуропатических средств. Обязательно следить за режимом дня и сна, потому что если вы систематически не высыпаетесь, то любой процесс может оказаться для вас фатальным и катастрофичным. Если же высыпаетесь, то сон лечит практически любую болезнь. Об этом можно прочесть на страницах аюрведы. Вопрос: сколько вы спите и как? Может, вас все время кто-то будит и дергает? Соответственно, алкоголь – это тот инструмент, который поможет вашей сонастройке в этом некорректном процессе. Да, и если вы в этом режиме откажетесь от поддержки со стороны кого бы то ни было – это прямое оскорбление Вселенной и Творца. Инструменты для исправления ситуации у вас есть. Учитесь ими пользоваться и будьте открытыми помощи свыше! Феномен северного питания Конечно, никакое здоровье невозможно без коррекции образа питания. Существует много взглядов на то, как правильно питаться. Изложу здесь свою точку зрения. Американский стоматолог, доктор Уэстон Прайс в 1939 году выпустил книгу «Питание и физическая дегенерация». О ней стало широко известно всего несколько лет назад, потому что сразу после выхода американское правительство наложило на книгу гриф «Совершенно секретно» и изъяло весь тираж. Осталось всего 5–6 экземпляров, которые были сохранены последователями Уэстона Прайса. Не так давно в США открылся фонд Прайса, изучающий его наследие. Так вот, эта книга – лучшее, что написано на тему физической дегенерации человечества! Когда Уэстон Прайс заканчивал учебу в медицинском, его заинтересовало: как же раньше, в отдаленные времена, люди справлялись без стоматолога? Вы, наверное, знаете, что у стоматологов работы всегда больше, чем у других врачей. Они сверлят, удаляют зубы, протезируют, ставят брекеты. И нет такого человека, который хотя 56 бы раз в жизни не обращался к зубным врачам. И вот Прайс задумался: «А как же раньше люди без этого жили?» Он поехал на Север, туда, где живут американские эскимосы и алеуты, и расспросил тамошних старейшин, как же они живут без стоматологов. Ответ был: «Мы таких специалистов не знаем, они нам не нужны. Попробуй раскопать могилы наших предков». И Уэстон Прайс с товарищами действительно занялся раскопкой старых захоронений. Из полутора тысяч черепов, раскопанных Прайсом, не обнаружилось ни одного с кариозными зубами. Все 32 зуба в каждом черепе были на месте и здоровы. При этом средний возраст обладателей черепов составлял 62–65 лет. Доктору ничего не оставалось, как развести руками и сказать: «Я в это не верю, т. е. факт есть, но я как стоматолог этого не могу понять». Тогда Прайс принялся изучать вопрос о том, как питается коренное северное население. Это хорошо известно: никакой зелени, никаких витаминов, едят сало, жир, мясо, два месяца в году собирают бруснику, рыбу ловят, китов бьют, т. е. растительной пищи в их рационе почти нет. В итоге Прайс сделал потрясающий вывод о том, что человеку в северных широтах вообще противопоказано есть растительную пищу. Пища должна быть только животная, молочная и с как можно большим количеством жира, т. е. в основе питательного рациона должны присутствовать белки и жиры. А если речь идет о Крайнем Севере, то тут еще радикальнее: жиры и потом белки… На книжку поставили гриф «секретно», потому что в ней было написано, что через два месяца после того, как человек начинает употреблять продукты с содержанием сахара, у него появляется первый кариозный зуб. Ничего про необходимость глюкозы, которую получают из сахара, для питания мозга в книге не говорилось. Труд, написанный Уэстоном Прайсом, по моему мнению, представляет собой абсолютный подвиг человека брахманского достоинства. Он полностью переворачивает все существующие понятия о здоровом питании. Это повод к тому, чтобы перестроить весь курс диетологии, в том числе и медицинской. Вот два главных вывода, сделанных Прайсом. Первый: здоровое тело не может быть дистрофичным. Оно должно быть крупным, с тяжелыми костями, с полностью сформированным и развитым зубным рядом, с хорошей жировой прослойкой. Второй вывод. Вернемся к северному типу питания. Молочное вскармливание у эскимосов Аляски длится до четырех лет, потому что мало молока, не всегда получается подоить олениху полярной зимой… Люди практически не болеют, не употребляют никакого алкоголя для согревания, и, соответственно, у них генетически низкий уровень алкогольдегидрогеназы. Зато потомство жизнеспособное. У женщины, достигшей сорокалетнего возраста, среднее количество детей в семье от 9 до 18. Женщины рожают без помощи врачей, акушеров и других помощников. Пошла, расстелила одеяло в тундре, посидела на корточках, вытащила детеныша и сразу приложила к груди… Подождала, пока плацента отойдет, вернулась к мужу и занялась хозяйственными делами. Если ты питаешься правильно, сообразно с природным циклом, значит, ни гинекологи, ни стоматологи тебе не нужны, утверждает Прайс. На крайний случай, если получишь какую-то травму, можно обратиться к шаману – он все зашьет, перевяжет. Степень потрясения после прочтения труда Уэстона Прайса можно сравнить разве что с ситуацией, когда человек, всю жизнь думавший, что он брахман, вдруг узнал, что он, 57 оказывается, шудра. И нужно идти учиться ремеслу, строгать доски и переезжать на дачу, а не преподавать в институте. После того как книгу Прайса скрыли от общественности, понятно, что все надолго вернулось на круги своя. Появилась технология индустрии сахарной пищи и, как следствие, «сахарные» болезни и мозговые нарушения. Отсюда, возможно, и цветущий бурным цветом феминизм и гомосексуализм. В среде чукчей и прочих северных народов, кстати, никаких гомосексуалистов и лесбиянок нет и в помине. Они вообще не знают, что это такое. Как это мужчина может ходить в юрту к мужчине, а женщина к женщине – это нарушение всех биологических законов! Вода – это серьезно! Важно не только, что мы едим, но и что мы пьем. Если в первой части книги речь шла об алкоголе, то в этой главе мы поговорим о воде. Если нам недостает кислорода, у нас начинается состояние гипоксии. Оно тестируется очень просто – это появление повышенной тяги к углеводам, расход глюкозы. Если человек находится в душном помещении, ему хочется поесть сладенького. Это как раз классический признак гипоксии наряду с засыпанием и зеванием. С гипоксии начинаются, как правило, все неприятности, например артериальная гипотония или дистония (разное давление справа и слева). Нужно задействовать механизмы, которые позволяют нам активировать дыхание: пройтись подышать, сделать какие-то вещи, усиливающие дыхательную активность. Также наш организм крайне зависим от поступления чистой питьевой воды. Если он не получает воду, то не может осуществлять процессы кровообращения, поскольку кровь на 55 % состоит из воды в виде плазмы. Кроме того, при недостатке воды наше тело не может выводить токсины и соли. Если за день оно не вывело 100 % токсинов, мы засыпаем в состоянии токсикоза и наутро просыпаемся разбитыми, с низкими показателями температуры и артериального давления. Температура ниже 36,4 и давление ниже 100 на 60 – это абсолютный признак токсикоза. И если за следующие сутки ситуация не исправится, нам будет уже совсем плохо. Чтобы такого не случилось, необходимо до приемов пищи пить чистую питьевую воду. Физиологическая потребность в воде взрослого человека массой 70–90 кг – это 1,5–2 л в сутки. Если ваш вес больше, надо пить 3–4 л в сутки. При вирусных заболеваниях в первые сутки нужно выпивать много воды – две физпотребности. Кстати, наличие отеков не является поводом для снижения объема потребления воды. Требуется регуляция функций почек, применение противоотечных средств, но снижение количества жидкости ниже физпотребности – это фатальная ошибка. Еще есть такая теория, что если много пить, то якобы вымываются все соли. Но это полная глупость. Дело в том, что наше тело – саморегулирующийся механизм. И в наших костях содержится огромный запас солей. Любая кость является набором белков коллагеновой структуры, в которой постоянно находятся кальций и фосфор. Туда могут попадать и соли калия, магния. По костям и волосам мы всегда можем судить о минеральном обмене в организме. Если даже предположить, что в течение двух-трех суток мы выпьем на 10 литров больше жидкости, то соли, вышедшие из костей, достаточно быстро компенсируют эту потерю. Они выходят, потому что мы должны поддерживать изотоническое состояние. Это 0,85 % натрия хлора во внутренних структурах воды. Для того чтобы при повышенном потреблении воды 58 вы впали в состояние деминерализации, потеряв большое количество солей, потребуется несколько лет! У нас есть огромное количество буферных систем, которые все это регулируют. Если буферные системы не могут отрегулировать обмен, он регулируется костными соединениями. А для костей 5–7 % потери солей не являются чем-то фатальным. Можно пить минеральную воду, можно просто воду. Важно обеспечивать приток чистой воды. Потому что при любом виде токсикоза – почечном, кишечном, вирусном, алкогольном – организм может выводить токсины, только растворяя их в чистой воде. Поэтому, когда кто-то начинает вам «пудрить» мозги: «У тебя там кальций вымоется, скрипеть и хрустеть начнешь!», не придавайте этому значения. Тело может быстро восстанавливать свои жизнеспособные структуры только выводя токсины. Токсикоз страшнее потенциальной деминерализации! Почему нам так хочется пить в жару и почему вода тут же выступает на коже в виде пота? Потому что вы находитесь в состоянии токсикоза. Основные детоксицирующие системы у вас не работают. Кожа всегда включается, приходит на помощь, когда дает сбой какая-то из основных систем организма: печень, почки, легкие, хотя это и не является ее основной функцией. Вспомним хотя бы славянские традиции банных процедур: наши предки при любом недуге шли в баню, парились, через кожу выходило до двух-трех суточных норм токсинов, и наутро они чувствовали себя прекрасно, болезнь проходила. Но смысл данной технологии здоровья как раз в том, чтобы наладить естественный вывод токсинов, регулируя это простым ежедневным употреблением жидкости. Одно время было модно пить дистиллированную воду: якобы она выводит камни из почек. Наша кафедра и я в том числе проводили научно-практические исследования. Мы устраивали экспериментальным крысам окислительный стресс и пытались вывести токсины с помощью дистиллированной воды. Эксперимент не дал статистически достоверных результатов, т. е. нельзя утверждать, что дистиллированная вода эффективна для выведения водорастворимых токсинов. Есть абсолютные биологические законы, нарушение которых гарантированно приведет к проблемам. И один из этих законов – это несоблюдение баланса, связанного с нашей физиологической потребностью в жидкости. В жарком климате потребность в жидкости больше, в средних широтах – меньше, в северных широтах она минимальна, потому что, когда человек мерзнет, его сосуды сужаются, уменьшается индекс циркуляции, и жидкости организму требуется меньше. Еще один важный вопрос: где ее взять, эту самую чистую воду? Допустим, вы имеете доступ к проверенному источнику – роднику, колодцу, в котором вода точно не заражена кишечной палочкой или чем-то еще, или у вас дома есть фильтр для водопроводной воды, потому что из скважины она идет по трубам длиной 15 км и только потом начинает течь из вашего крана. Вода в очистных сооружениях и вода, которая течет из вашего крана, – это совершенно разные жидкости. Поэтому все-таки для бытовых нужд следует использовать трехступенчатый фильтр: грубой очистки, тонкой очистки и минерализации, так как вода после очистки всегда находится в деминерализованном состоянии. Единственное – не забывайте вовремя менять картриджи. Ну а тюбажи и все прочие детоксикационные методики, связанные с потреблением воды, нужно проводить курсами, внимательно наблюдая за тем, как откликается на это наше тело. Меня иногда спрашивают, какая вода полезнее – щелочная, нормальная или кислая? Отвечу 59 так: это зависит от вашего состояния. Если вы находитесь в состоянии гипоксии или токсикоза, это всегда приводит к закислению внутренней среды, т. е. наш РН понижается. Практически все патологии организма формируются на почве нарушений кислотности. Поэтому с точки зрения коррекции более полезны щелочные растворы. Но бывает, что человек, наоборот, ощелачивается. Обычно это вегетарианцы, которые едят только растительный белок и не употребляют молочного. Они все страдают мощным алкалозом, т. е. внутренняя среда у них ощелачена, поэтому им рекомендуется пить подкисленные растворы. Бывают вопросы: а можно ли пить кипяченую или, скажем, талую воду? Вода может быть любая, даже из лужи, если она там чистая. Главное – прислушиваться к себе. Если вы пьете кипяченую воду и чувствуете себя не слишком хорошо, попробуйте перейти на некипяченую. Проблема физических нагрузок Нельзя не затронуть тут и тему физических нагрузок, которые многие включают в понятие «здоровый образ жизни». Лично я активно занимался спортом лет до 18. Затем началась учеба, и стало не до этого. Сейчас у нас эпоха подмены понятий, которая связана с дискредитацией основных природных методов воздействия. В том числе дискредитируется и отношение к физическим нагрузкам. Автомобиль, лифт, работа поближе к дому – все это обеспечивает нам зону комфорта. Физические нагрузки никогда не относились к зоне комфорта. Для многих людей регулярные занятия спортом просто недоступны. Нет поблизости мест, где можно комфортно и недорого заняться желаемым видом физической культуры. Сейчас это проблема всех крупных мегаполисов. При этом мы должны осознавать, зачем, собственно, нам физическая нагрузка. Например, первобытный человек хочет догнать мамонта и убить: если сегодня не догоню – семья не будет есть. Или, скажем, женщина хочет лучше выглядеть. Это тоже мотивация, но она носит менее естественный характер. Если физическая нагрузка имеет цель (скажем, человек работает лесорубом), это нормально. Если цель – просто хорошо выглядеть, с моей точки зрения, это неправильно. Бывает и так, что человек после физической нагрузки чувствует себя хуже, она его, наоборот, декомпенсирует. Есть смысл заниматься физическими нагрузками, когда вы придаете им определенный смысл: хорошее самочувствие, быстрое восстановление после болезни или поддержание тела в работоспособном состоянии; или когда вы понимаете, что без них ваше тело страдает. 30 % нашего тела составляют мышцы, а мы ими не всегда пользуемся. Конечно, если не пользоваться своим природным инструментом, он начинает атрофироваться. С точки зрения личного опыта скажу так: физическая нагрузка для мужского организма обязательна. Современная жизнь (особенно городская) с ее комфортом уменьшает возможности для этого. Тратить часы на упражнения, делать 15 000 шагов в день ради физической активности считаю неправильным и некорректным. Вот я себя прекрасно чувствую, два раза в неделю с женой гуляя в парке, но в последнее время даже не бегал… У меня машина, я в нее сажусь, еду, и все хорошо. Но ресурсы тела и белковое питание позволяют мне иметь неплохую физическую форму для выполнения моих личных целей и задач. Я даже иногда могу успешно побороться с кем-то без предварительных тренировок. 60 Кстати, физическая нагрузка на дефиците воды (когда воды не хватает и кровь сгущается) может привести к очень плохим последствиям. Есть специальный врачебный термин – стенокардия нагрузки. То есть человек получает нагрузку, и у него возникают боли в сердце. Скажем, побежал за трамваем и получил сердечный приступ. Такие состояния возникают вследствие водного дефицита. Сгущение крови приводит к повышению артериального давления, в сосуде возникнет спазм, и хорошо, если несчастный после этого дождется скорой… Поэтому при любых нагрузках, да и в состоянии покоя тоже, очень важно, чтобы организм был обеспечен кислородом и достаточным объемом чистой питьевой воды. Как жить с новым знанием? Что делать после того, как мы определили свой род, свое предназначение? Как действовать? Жить спокойно с новыми знаниями и ощущениями. Многие увлекаются и пытаются крушить и ломать все вокруг. Но в Ведах сказано: все придет в свое время, по воле параматмы – сверхдуши, по воле Творца, Источника всего во Вселенной. Прозревши сейчас, не стоит начинать действовать сразу и вопреки прошлому, потому что социальные связи нельзя рушить. И надо уважать усилия, вложенные вами в себя и другими людьми в вас, которые привели вас к осознанию своей потребности меняться. Социальные связи трансформируются, поэтому изучайте ситуацию, спокойно определяйтесь, ищите практические пути, попутчиков, а самое главное, учителей. Читайте, думайте, просите – и дано Вам будет. Ищите, как хлеба ищут, и обрящете! Если рядом люди одного с вами роду-племени, с которыми вы можете объединиться, вам точно будет веселее шагать по просторам жизни. Ну а главное, продолжайте учиться! По крайней мере вы должны понимать, что наш Источник не единственный во Вселенной – есть огромный информационный поток, в котором можно находиться, искать, получать ответы на свои вопросы. Это процесс, растянутый на длительное время. Любая учеба, любая трансформация себя – это всегда процесс. Нужно заниматься процессом, нужно трансформировать и менять свое тело, тогда изменится и сознание. |