социология. Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию 2
Скачать 18.55 Kb.
|
ВЫПОЛНЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ ПО ДИСЦИПЛИНЕ Социология Группа 21П171в Студент А.В. Гребенникова МОСКВА 2022 Контрольные вопросы для самостоятельной подготовки к семинарскому занятию №2 2. Общественные взгляды теоретиков первых социалистических утопий. Утопический социализм — социалистические учения, которые в отличие от теории научного социализма Маркса строили широкие и всеобъемлющие планы переустройства общества оторвано от реальной жизни общества и классовой борьбы. Свои социалистические идеалы социалисты-утописты обосновывали чисто идеалистически, не понимая первенствующей роли условий материальной жизни общества в историческом развитии. Утопический социализм появился в период разложения феодализма и связан с революционными движениями. Родоначальником утопического социализма был Томас Мор , выдающимся социалистом-утопистом был Кампанелла. Дальнейшее своё развитие утопический социализм получил в XVIII в. Великими социалистами-утопистами в начале XIX в. были Клод Анри Сен-Симон , Шарль Фурье и Роберт Оуэн . Утопический социализм возник, когда классовая борьба пролетариата была ещё недостаточно развита. «Все социалисты — основатели сект, — писал Маркс, — принадлежат к тому периоду, когда ни рабочий класс не был еще достаточно вышколен и организован ходом развития самого капиталистического общества, чтобы выступить исторически действующим лицом на мировую арену, ни материальные условия его освобождения не созрели в достаточной мере в недрах самого старого мира. Нищета рабочего класса существовала, но условия для его собственного движения еще не существовали». Поэтому проповедь социализма принимала неизбежно утопический, т. е. мечтательный, нереальный, характер. Утопический социализм глубоко и ярко критиковал противоречия капитализма, убеждал в необходимости замены его социализмом, предвидел уничтожение противоположности между городом и деревней, уничтожение частной собственности и т. д. Однако представители утопического социализма не могли понять и объяснить сущности капиталистического способа производства и тех объективных условий, которые ведут к победе социализма. Они не видели и той силы, которая способна стать творцом нового общества. В пролетариате утописты видели только угнетённую массу, которой надо сочувствовать и помогать, а не великую историческую силу, которая одна только и способна своей борьбой обеспечить претворение социалистических идей в жизнь. Утописты «хотели создать счастье на земле законодательством, декларациями, без помощи самого народа (рабочих)» Поэтому теории утопистов оставались лишь теориями, проходящими мимо пролетариата, среди массы же зрела великая мысль о том, что освобождение рабочего класса может быть делом только самого рабочего класса. В России идеи утопического социализма выражали такие выдающиеся умы, идеологи революционного крестьянства, как Чернышевский , Добролюбов и др. Социалистические идеи великих русских революционных демократов XIX в. стояли значительно выше идей западноевропейского домарксовского социализма. Эти идеи отличались последовательной революционностью, боевым духом революционного демократизма. Революционные демократы понимали, что одной лишь мирной проповедью нельзя осуществить социалистические идеалы, что только трудящийся народ кровно заинтересован в замене старого общества новым. Однако их социализм был тоже утопическим. Исторические условия крепостнической России ещё не созрели для возникновения научного социализма, пролетариат ещё только зарождался. В силу этого революционные демократы не могли придти к научному выводу о том, что только пролетариат является той силой, которая может построить социализм, значит не могли придти и к теории научного социализма. Революционные демократы мечтали о переходе к социализму через старую крестьянскую общину. Только Маркс и Энгельс превратили социализм из утопии в науку. Они доказали, что социализм — не выдумка мечтателей, утопистов, а необходимый результат, вытекающий из развития капиталистического общества и классовой борьбы пролетариата, задачей которого является уничтожение капитализма и построение социализма. 5. Макросоциология и микросоциология: возможен ли синтез. Подразделение социологического знания на области макросоциологии и микросоциология представляет собой отражение реального опыта людей в постижении внешнего мира. В нашем опыте общества мы одновременно обитаем в разных мирах. Прежде всего, решающим образом и непрерывно, мы обитаем в микромире нашего непосредственного опыта с другими в отношениях лицом к лицу. Помимо этого, с различными степенями значимости и продолжительности, мы обитаем в макромире, состоящем из гораздо более крупных структур и включающем нас в отношения гораздо более абстрактные, анонимные и удаленные. Оба мира существенно важны для нашего опыта изучения общества, в котором микромир и макромир взаимодействуют, взаимно проникают друг в друга. Таким образом, понятия «макромир» и «микромир» отражают различные уровни анализа общества в социологической науке. Макросоциология — это теоретические и эмпирические исследования больших социальных систем и социальных структур, экономического и политического строя, выявление более или менее крупных социальных изменений, а так же факторов, оказывающих воздействие на такие изменения. Кроме того, к макросоциологии относят такие влиятельные теоретические течения, как структурный функционализм, теорию конфликта. Представители макросоциологии, рассматривая в качестве объекта своего исследования общества в целом и его крупные структурные образования, подчеркивают качественное своеобразие социетальных явлений и их несводимость к социальнопсихологическому уровню. Что касается микросоциологии, то к этой области социологического знания и познания принадлежат концепции и школы, занятые изучением механизмов поведения людей, их общения, взаимодействия, межличностных отношений. Микросоциология теснее связана с эмпирическими исследованиями. Само ее формирование как самостоятельной области исследования связывают с энергичным развитием техники прикладных социологических исследований экспериментальных процедур в 20—30-х гг. прошлого века. Несмотря на определенные разногласия и противоречия между представителями обоих направлений, каждое из них (и даже сами дискуссии и критические выпады в адрес противников) по-своему обогащает социологическую теорию. 6. Понятие общественного идеала в социологии. Общественный идеал представление о наиболее совершенном общественном строе, соответствующее социальным, экономическим, политическим интересам определенных социальных групп и являющееся конечной целью их стремлений и деятельности. |