Главная страница
Навигация по странице:

  • 56. Феноменология живого. Основные феноменологические признаки живого: обладание собственным пространством и временем.

  • 57. Феноменология живого. Основные феноменологические признаки живого: диалектика категории целого и части и феномен жизни. Специфика живой формы.

  • 58. Феноменология живого. Основные феноменологические признаки живого: способность к самодвижению и самодетерминации. Способность к питанию.

  • 59. Феноменология живого. Основные феноменологические признаки живого: проблема обладания собственным внутренним миром.

  • 60. Холизм в биологии и медицине. Основные виды холизма

  • 61. Редукционизм в биологии и медицине. Основные виды редукционизма.

  • 62. Тенденция конвергенции холизма и редукционизма в истории биомедицины.

  • 63. Проблема определения феномена жизни. Критерий жизни как необходимый и достаточный признак живого. Примеры необходимых и достаточных признаков жизни.

  • 64. Аутопоэз. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза. Основные признаки аутопоэтических систем. Понимание структуры и функции нервной, иммунной и

  • «паттерн» и «организация».

  • Философия с ответами 4. Контрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеКонтрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии
    Дата06.02.2023
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия с ответами 4.pdf
    ТипКонтрольные вопросы
    #923249
    страница11 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    55. Философия и медицина. Философско-этические проблемы в медицине.
    Биоэтика – новая междисциплинарная область знания, возникшая в 70-х годах двадцатого века и, с тех пор активно развивающаяся и прирастающая новыми направлениями. Как сегодня общепризнано, биоэтика имела несколько источников своего зарождения – это и развитие высоких медицинских технологий, и тенденции глобализации этики, и новая медико- биологическая практика, возникшая после второй мировой войны, и усиление интегративных тенденций развития современного научного знания…
    В узком смысле понятие биоэтика обозначает весь круг этических проблем во взаимодействии врача и пациента. Неоднозначные ситуации, постоянно возникающие в практической медицине как порождение прогресса биологической науки и медицинского знания, требуют постоянного обсуждения как в медицинском сообществе, так и в кругу широкой общественности.
    В широком смысле термин биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов, включённых в экосистемы, окружающие человека. В этом смысле биоэтика имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в медицине и биологии в целом.
    56. Феноменология живого. Основные феноменологические признаки живого: обладание
    собственным пространством и временем.
    Что такое феноменология живого?
    Может, современной науке не стоит спешить строить теорию жизни, но имело бы смысл предварить ее обращением к некоторой феноменологии жизни, т.е. тем множеством полусознательных представлений о жизни, которыми обладает каждый человек из повседневного опыта общения с живыми существами.
    Наличие своего пространства подтверждается также разделением на внутреннюю и внешнюю среду, что столь характерно только для живого организма. Пространство внутри тела живого организма сильно отличается и сильно защищается живым от посягательств внешнего пространства. Например, живые организмы имеют защитные оболочки и поверхности, обладают иммунными системами, призванными сохранить неприкосновенность внутреннего пространства живого тела.

    Следовательно, у живого существа есть свое время, которое длится между рождением и смертью.
    Неорганическое тело своим временем не обладает, существуя в общем для всех объектов мировом времени.
    Можно предполагать, что «рождение» - это «сильное возникновение», а «смерть» - «сильное исчезновение». Что означает слово «сильное» в данном случае? По-видимому, рождение как
    «сильное возникновение» предполагает, что живой организм по-настоящему возникает, в то время как возникновение камня означает возникновение его как отдельной целостности скорее в нашем сознании.
    57. Феноменология живого. Основные феноменологические признаки живого: диалектика
    категории целого и части и феномен жизни. Специфика живой формы.
    У каждого человека есть интуиция жизни. Каждый обладает бессознательным знанием живого и может отличить живую собаку от мертвой. Но когда мы пытаемся это обыденное знание о живом выразить в научных понятиях, обычно происходит потеря специфики живого. Поэтому, быть может, современной науке не стоит спешить строить теорию жизни, но имело бы смысл предварить ее обращением к некоторой феноменологии жизни, т.е. тем множеством полусознательных представлений о жизни, которыми обладает каждый человек из повседневного опыта общения с живыми существами.
    Форма живых организмов постоянно рассыпается и разваливается, ее нужно все время ремонтировать и восстанавливать, нужно затрачивать много энергии только для сохранения этой формы в прежнем виде. Складывается впечатление, что органическая форма является чужой и трудной для неорганической материи. Последняя с трудом, и то ненадолго способна удержать эту неподходящую для себя форму. Быть может, в этом одна из причин структурного обмена веществ в живых организмах.
    Выражение господства целого над частями в живой форме. Необычной является и геометрия органической формы, сравнительно с формами неорганическими. Неорганические формы как правило угловатые, в них господствуют прямые линии, плоскости и резкие скачки, образующие углы. Таковы, например, формы кристаллов. Что же касается органических форм, то их геометрия преимущественно криволинейная, в ней господствуют плавные линии, непрерывные переходы. Следовательно, в органической форме нет таких резких скачков, здесь скачки малые, образующие непрерывные переходы. Угол выражает резкий скачок от одного геометрического качества к другому, т. е. внешность и независимость этих качеств.
    Наоборот, непрерывный переход от одного направления к другому выражает множество промежуточных состояний, соизмеряющих эти направления между собой, погружающих их в некоторое единое целое. Таким образом, резкие углы выражают геометрию, в которой части господствуют над целым. Наоборот, плавность и криволинейность выступают признаками формы, в которой господствующее целое растворяет в себе отдельные части.
    Следовательно, органическая форма, характеризующаяся криволинейностью и непрерывностью, являет собою пример «холистической геометрии», в которой целое господствует над частями
    58. Феноменология живого. Основные феноменологические признаки живого: способность
    к самодвижению и самодетерминации. Способность к питанию.
    Только живое способно питаться. По-видимому, живое питается, чтобы пополнить запасы своей энергии. Следовательно, только у живого есть своя энергия, которая может заканчиваться, которую можно и нужно пополнять. Неорганический объект не обладает своей энергией, он растворен в океане общей физической энергии. Поэтому ему и не нужно получать какую- то специальную энергию. В процессе питания живое ищет и находит подходящую энергию, которую в пищеварении оно окончательно превращает в свою энергию.
    Живое способно к самодвижению. Когда, например, живой организм перемещается в пространстве, то он движет себя собою. Рассмотрим с этой точки зрения живую ходьбу на двух ногах. Когда одна нога движется, вторая служит ей опорой, и наоборот. Таким образом, в каждый момент времени живое тело в процессе ходьбы делится на более причинную-опорную и более производную-движущуюся части, как бы на часть-причину и часть-следствие. Причем, часть причина определяет собою активность части-следствия. Но такое деление не фиксировано, а постоянно может себя переопределять, задавая в качестве причинных частей те части, которые ранее были следствиями, и наоборот. Так в живом способны перетекать друг в друга не только часть и целое, но и причина со следствием. В живом есть не только синтетическое состояние часть-целое, но и синтез причина-следствие.
    Самодетерминация- способность человека определять свое собственное поведение.

    59. Феноменология живого. Основные феноменологические признаки живого: проблема
    обладания собственным внутренним миром.
    В живом мы чувствуем свой собственный внутренний мир. Живое смотрит на нас, а не только мы на него смотрим. Смотря на камень, человек спокоен, будучи уверен, что только он смотрит на камень, а камень на него – нет (монологическая рациональность). В случае же с живым мы приобретаем особую неуверенность и колеблемость, ощущая, что не только мы смотрим, но и на нас смотрят (диалогическая рациональность). Возникает нечто по большому счету равное нам, способное посмотреть на нас со стороны и тем самым уменьшить нас до части своего поля восприятия.
    60. Холизм в биологии и медицине. Основные виды холизма
    Слово «холизм» происходит от греческого «holos» (целое), и это направление в биологии всегда подчеркивало принципиальное отличие живых организмов от неживых тел. Представители холизма
    (холисты) считают, что в живом есть некоторое особое качество, которое отсутствует в неживой природе и принципиально отличает живое от неживого. Поэтому, например, в биологии не до конца применимы законы физики и химии, нужны новые, чисто биологические законы, чтобы объяснить поведение живых организмов.
    Внутри холизма всегда существовало еще множество более частных направлений, из которых можно выделить два наиболее важных. Эти два направления можно условно называть
    рациональным и иррациональным холизмом. Иррациональный холизм считал, что особое качество жизни непознаваемо, и мы можем только утверждать, что оно есть, но каково оно и каковы его свойства, познать невозможно. Это направление холизма по существу отрицало возможность биологии как науки и превращало биологию в мистику. Рациональный холизм, допуская принципиальное отличие живого от неживого, тем не менее полагает, что возможно рациональное, научное познание этого отличия и построение биологии как научной дисциплины.
    61. Редукционизм в биологии и медицине. Основные виды редукционизма.
    Направление, противоположное холизму, - это редукционизм. Слово «редукционизм» происходит от латинского слова «reductio» - «упрощение», сведение сложного к простому.
    Представители редукционизма считают, что никаких принципиальных различий между живым и неживым нет, различие здесь только количественное – живые организмы представляют собой очень сложные физико-химические системы. Поэтому возможна биология как наука, но законы биологии – это законы физики и химии, лишь проявляющие себя в специфических условиях. Таким образом, для редукционистов биология – одна из прикладных физико- химических наук.
    Виды редукционизма. Внутри редукционизма, однако, также можно выделить два направления – сильный и слабый редукционизм. Сильный редукционизм полностью отрицает особенности живых организмов даже как физико-химических систем, считая, что для объяснения феномена жизни достаточно классических разделов физики, например, механики. Что же касается слабого редукционизма, то это направление в той или иной степени признает необходимость создания новой неклассической физики для объяснения феномена жизни, хотя в любом случае это видоизменение не настолько велико, чтобы вообще выйти за границы физики.
    62. Тенденция конвергенции холизма и редукционизма в истории биомедицины.
    Если проследить историю биологии и медицины, то можно отметить следующую основную тенденцию развития этих наук: развитие биологии и медицины происходило от принятия
    крайних форм холизма и редукционизма к постепенному сближению их позиций. Вначале, когда в биологии и медицине господствовал либо холизм, либо редукционизм, это были крайние формы обоих направлений, иррациональный холизм и сильный редукционизм, не способные воспринять плодотворные идеи противоположного лагеря. Постепенно, особенно с развитием биомедицинских наук в 20-м веке, ученые стали, с одной стороны, понимать, что множество биологических функций и структур имеют вполне реальную физико-химическую основу (это относится к структуре белков и хромосом, к процессам нервной проводимости и мышечного сокращения, и т.д.), а, с другой стороны, все эти процессы и состояния проявляют устойчивую своеобразность по отношению к параметрам неорганических физико-химических процессов. Так постепенно в биологии и расширяются области применения физики и химии, и одновременно изменяются сами эти науки, все более приспосабливаясь к особенностям живых организмов. В целом можно сказать, что происходит сближение рационального холизма и слабого редукционизма. Это можно понять только при том условии, что своя часть истины содержится в каждом из этих направлений (как в холизме, так и в редукционизме), и здесь нужно не выбирать, но соединять все то хорошее, что есть в каждой точке зрения.

    63. Проблема определения феномена жизни. Критерий жизни как необходимый и
    достаточный признак живого. Примеры необходимых и достаточных признаков жизни.
    Как уже отмечалось, каждый человек очень хорошо чувствует различие между живым и неживым. Но как только человек пытается объяснить это различие, определить, что такое живое и чем оно отличается от неживого, как тут же возникает очень много трудностей, которые современная наука до сих пор не смогла полностью разрешить. Мы легко чувствуем разницу живого и неживого, но нам очень трудно объяснить эту разницу.
    Пытаясь выразить разницу живого и неживого, можно, например, сказать, что живые организмы способны двигаться сами, а неживые объекты могут двигаться только под действием внешних сил. Но как отличить самостоятельное действие от навязанного действия?
    Или еще один пример объяснения различия между живым и неживым: чтобы объяснить процессы в неживой природе, нужно задавать вопрос «почему?»; в то же время объяснение многих процессов в живой природе так и просится быть сформулированным через вопрос
    «для чего?». Например, мы спрашиваем, «почему падает камень?», но считаем бессмысленным спрашивать «для чего он падает?». Наоборот, когда, например, мы видим, что паук плетет паутину, нам гораздо важнее спросить, «для чего он это делает?», чем интересоваться, «почему» это происходит.
    Когда мы спрашиваем «почему?», мы предполагаем некоторую причину, которая предшествовала во времени следствию. Когда же мы спрашиваем «для чего?», то мы предполагаем, что процесс совершается ради какой-то цели, и сама эта цель предполагается осуществимой после процесса. Одним из первых ввел различие этих двух видов причин
    Аристотель. Причину, предшествующую во времени своему следствию, он называл действующей причиной, а причину как цель, способную наступить во времени лишь после действия-средства, он называл целевой, или финальной, причиной.
    Необходимый, но недостаточный признак живого. Пусть L – интуитивное понятие жизни, К – некоторый рациональный признак (критерий) жизни, на основе которого делается попытка выразить L. Между L и К могут быть различные отношения. «L влечет K, и неверно, что K влечет L» – признак К является необходимым, но недостаточным признаком жизни. Это означает, что всякая жизнь соответствует критерию К, но обладание этим критерием возможно и для неживых объектов. Например, такое К – существование. Любой живой организм существует, но не любое существующее живет.
    Достаточный, но не необходимый признак жизни. «K влечет L, и неверно, что L влечет K» – признак К является достаточным, но не необходимым признаком жизни, т. е. все то, что обладает свойством К, является живым, но не все живые сущности обладают признаком К.
    Например, такое К – обладание разумом. Всякий обладающий разумом является живым, но не всякая жизнь разумна.
    Необходимый и достаточный признак живого. «К если только если L» – признак К является необходимым и достаточным признаком жизни (в этом случае К можно называть критерием жизни в подлинном смысле этого слова).
    Главная проблема определения жизни – проблема поиска критерия жизни, т. е. рационального смысла, необходимого и достаточного для выражения интуиции жизни.
    «паттерн»_и_«организация»_в_теории_аутопоэза._Основные_признаки_аутопоэтических_систем._Понимание_структуры_и_функции_нервной,_иммунной_и'>64. Аутопоэз. Понятие «паттерн» и «организация» в теории аутопоэза. Основные признаки
    аутопоэтических систем. Понимание структуры и функции нервной, иммунной и
    эндокринных систем в теории аутопоэза.
    Теория аутопоэза
    – одна из современных попыток рационально выразить критерий жизни. Авторы этой концепции – чилийские нейробиологии Умберто Матурана и Франциско Варела, работавшие в университете Сантьяго.
    Важные понятия этой теории – понятия «паттерн» и «организация». Под паттерном имеется в виду некоторый тип структуры, характерный для множества частных реализаций этой структуры.
    Организация – частная реализация паттерна. Например, паттерн любого стула – наличие опоры и сиденья. Организация отдельного стула – тот конкретный способ, каким реализуется опора и сиденье в данном стуле (допустим, в виде четырех ножек, мягкого сиденья и спинки, сделанных из дерева).
    В качестве критерия жизни авторы предлагают рассмотреть так называемые аутопоэтические системы. Система может быть названа аутопоэтической если только если для нее выполнены следующие пять условий:

    1. Система представляет собою сеть взаимодействий на некотором множестве элементов. Под сетевой структурой здесь имеется в виду особый паттерн организации, в котором каждый элемент влияет на каждый (в смысле причинно-следственных отношений).
    2. В качестве элементов сети выступают процессы.
    3. Это физические процессы.
    4. Это процессы воспроизводства системы, т.е. результатом этих процессов является постоянное восстановление и возможное изменение системы.
    5. Граница сети – также один из элементов сети, т.е. она находится в сетевом взаимодействии со всеми остальными элементами.
    Матурана развивает идеи аутопоэза в приложении к функционированию и развитию нервной
    системы. Он строит свой подход в противопоставлении к господствующей в нейробиологии концепции «презентационизма», согласно которой нервная система отражает происходящие во внешнем мире события. Это было бы возможно только при неавтономности нервной системы, когда среда оказалась бы причиной изменения происходящих в нервной системе событий.
    Поскольку, согласно Матуране, нервная система операционально замкнута, то она не столько отражает внешний мир, сколько воспроизводит свою внутреннюю активность, постоянно и неспецифически активируясь внешней средой.
    Аутопоэтическая или автономная трактовка может быть применена к иммунной системе.
    Вызывание стереотипного иммунного ответа на внешний агент как чужеродное образование характеризует скорее аварийный режим работы иммунитета, когда снижается автономность, и внешняя среда близка к детерминации работы иммунной системы. В нормальном режиме идет скорее процесс поддержания молекулярной индивидуальности организма, в котором приток внешнего субстрата и автономное реагирование на него есть важный фактор поддержания и развития иммунных сил организма.
    Подобным образом рассматриваются модели взаимодействия нервной, иммунной и эндокринной систем в рамках единой аутопоэтической системы организма. Важную роль в обеспечении сетевых взаимодействий этих подсистем играют нейропептиды – низкомолекулярные белки, которые одновременно выполняют функции нейромедиаторов, иммунных факторов и тканевых гормонов.
    Сетевое взаимодействие трех подсистем лежит в основании моделей психосоматической медицины.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта