Главная страница
Навигация по странице:

  • 37. Общество как целое. Виды социальных целых.

  • 38. Производство и его роль в жизни человека.

  • 39. Аксиология – философское учение о ценностях. Ценностная структура общества. Ценности и феномен жизни.

  • 40. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей.

  • 41. Человек и природа.

  • 42. Человек как творец и творение культуры. Любовь и творчество в жизнедеятельности человека. Смысл жизни и деятельности человека.

  • Философия с ответами 4. Контрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеКонтрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии
    Дата06.02.2023
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия с ответами 4.pdf
    ТипКонтрольные вопросы
    #923249
    страница8 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    36. Феномен культуры. Теории культуры. Культура и социум, их соотношение.
    Всеми определениями культуры так или иначе предполагается, что культура – это некоторое над-
    природное бытие человека.
    Социум приходит в бытие как более отчужденная форма взаимодействия индивидуальных и коллективного сознания, где дано пространство масок- ролей, и каждый индивид скрывает себя в такой маске.
    Подводя итог, можно заключить, что культура и социум обитают в сферах коллективного бытия человеческих онтологий, но культуре присущи более взаимно- открытые внутренние отношения
    («пространство доверия»), в то время как социум являет себя в форме более отчужденно- овнешненных определений коллективного бытия.
    37. Общество как целое. Виды социальных целых.
    Общество – это целое на людях. Как и любое целое, оно суммирует свои элементы с возникновением нового (эмерджентного) качества, которого не было у элементов. Хотя возникновение свободы приводит к отделению человека от коллективных субъектов, но общение с ними не прекращается для человека. Во-первых, человек не вполне освобождается от животной природы, он продолжает руководствоваться в своей жизни родовыми чувствами и инстинктами. Во-вторых, возникновение разума у человека не отменяет необходимости его общения с коллективными субъектами. Отсюда возникает фундаментальная потребность человека постичь общество как своего коллективного надсубъекта.
    Виды социальных целых
    Числовые целые, выражают себя во множестве (числе) однородных элементов. Например, для всех атомов одной природы должно существовать числовое атомное целое, которое выражается в существовании множества атомов одной природы, например, атомов водорода, кислорода, и во множестве вообще всех атомов. Такое целое следует отличать от конкретных целых из тех же атомов – молекул. Молекулы – это целые, сосуществующие рядом с атомами, в то время как числовые атомные целые не реализуются в виде целых рядом с атомами, но выражаются, как уже было отмечено, в существовании множества атомов одной природы.
    На этой основе мы можем предположить, что более глубоким основанием существования множества людей является числовое человеческое целое, в составе которого каждый человек представляет собой некоторое необходимое слагаемое, чтобы в итоге можно было набрать меру этого целого. Такова основа множественности людей.

    Конкретные целые, реализуются как сущности более высокого уровня организации для своих элементов. Для людей это будут семья, род, нация, народ, государство, человечество в целом. Конкретные целые скоординированы с числовыми целыми. Последние проявляются во множестве элементов одной природы, на которых, в свою очередь, только и могут возникнуть конкретные целые.
    Таким образом, человеко-бытие больше одного человека, и его можно было бы представить как большой кусок человеческого бытия в мире, которое больше каждого отдельного человека. Отдельные люди – это как бы элементы этого большого куска бытия, так что наше человеко-бытие разрезано на множество изолированных друг от друга кусочков – нас людей.
    Общество как конкретное целое живет как «многоголовый» субъект, состоящий из множества отдельных людей как своих элементов. У целого, как уже отмечалось, возникает эмерджентное качество, которое отсутствует у отдельных элементов. Следовательно, общественность (социальность) – примерно такое же новое качество, как жизнь есть новое качество биологических систем по сравнению с физико-химическими элементами и процессами.
    Любое качество человека испытывает на себе влияние социальности, образуя «смешанное» состояние социального-индивидуального. Когда человек реализует социальные формы жизни, он индивидуализирует их, согласно своей неповторимой личности. Социальность не только обладает новым качеством, но и зависит от складывающих ее элементов, так что на разных людях может формироваться разная социальность. Кроме того, сама индивидуальность имеет в себе момент коллективности, например, отделяя себя от других индивидуальностей, и для этого требуя общего коллективного пространства, где можно было бы совершить такое отталкивание (даже отрицание общества выступает как форма общественной жизни). С этой точки зрения, коллективное и индивидуальное относятся между собой диалектически, т. е. сложно и комбинированно, мерцая в себе оттенками друг друга.
    38. Производство и его роль в жизни человека.
    Производство- процесс создания, поддержания, уничтожения и развития материальных носителей̆ человеко-бытия (мира человека). Центральной̆ структурой̆ так понимаемого процесса производства является процесс воплощения человеком в материи той или иной̆ идеи.
    Через человека реализует себя более высокая способность второй̆ материализации идей, когда вслед за первой̆ материализацией̆ в виде тел живых существ и их активности начинает все более реализовать себя изображения внутренних миров этих существ, что впервые свободно и самостоятельно может проявиться только в тех внутренних мирах, которые способны адекватно изображать мир идей, т.е. во внутренних мирах человека.
    Под первой̆ материализацией̆ здесь имеется в виду процесс воплощения идей в материи, который̆ выразил себя в формах природной̆ эволюции вплоть до возникновения человека
    Дальнейшая история человека, его эволюция – это вторая материализация идей в материи, связанная с реализацией̆ человеческих идей (как образами идей во внутренних мирах людей̆) в материи.
    Перспективы второй материализации- искусственные жизнь и разум.
    39. Аксиология – философское учение о ценностях. Ценностная структура общества.
    Ценности и феномен жизни.
    Аксиоло́гия (от греч. αξ ι α— ценность) — теория ценностей, раздел философии, изучает вопросы, связанные с природой ценностей, их месте в реальности и о структуре ценностного мира, т. е. о связи различных ценностей между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности.
    Соответственно, аксиология как особый раздел философского знания возникает тогда, когда понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации. Задача аксиологии в таком случае — показать возможности практического разума в общей структуре бытия
    Базовый ценностный обмен
    Каждый новый человек, рождающийся и входящий в жизнь общества, должен стать какой-то полезной частью общества (подсубъектом социального субъекта), за что общество позволяет человеку воспользоваться преимуществами общественной жизни, основанных на общественном разделении труда, накоплении социального опыта, прогресса цивилизации и т. д.
    Ценностный цикл
    1) Создание ценностей
    2) Распределение ценностей
    3) Потребление ценностей

    Базовые ценности
    1) Ценности телесности. Это ценности возникновения, развития, поддержания нормального функционирования человеческой телесности
    2) Ценности социализации, которые связаны с вхождением человека в те или иные сообщества, овладением их законами и организацией, в том числе средствами коммуникации (язык, нормы, правила коммуникации и т. д.)
    3) Ценности реализации человеческих способностей, которые представляют спектр социально- приемлемых форм воплощения способностей человека, что обычно выражается в спектре профессий и образов жизни людей, которые так или иначе предоставляются и допускаются в данном
    Структура ценностей. Системы ценностей образуют в обществе некоторую сложную структуру, которая соединяет в себе иерархию и комбинативность.
    Иерархия - общее иерархически выше частного
    Комбинативность - множество ценностей могут образоваться «смесями» из некоторых базовых ценностей
    Если предположить, что базисные элементы образуют цикл, то многообразие ценностей предстанет удивительной многоуровневой спиральной системой, где ценности одного уровня будут образовывать спираль с множеством витков своего диаметра, и эта спираль будет нанизана на более крупные спирали большего диаметра и множество мелких спиралей меньших диаметров овивают более крупные спирали
    Спиральность:
    1 период – телесные ценности
    2 период – социализирующие
    3 период – ценности самореализации
    Вращение ценностей
    Культура живет как постоянно «вращение ценностей» в суперспиральной системе своей организации. Субъекты постоянно активируют достижение тех или иных ценностей из некоторых циклов, обходя эти циклы и сменяя одни циклы на другие. За вращением ценностей выражает себя вращения эго разных субъектов разных уровней и порядков. В итоге жизнь культуры подчинена сложным ритмам, которые выражают постоянное стремление роста социальных я разных порядков и уровней в разного рода эгомерных структурах
    40. Общество и его структура. Человек в системе социальных связей.
    Структура общества – это структура социального субъекта, состоящего из множества своих подсубъектов. Среди всех таких подсубъектов можно выделять два основных вида:
    1. Интенсивные подсубъекты -выражают основные функции социального субъекта и не могут вести независимого существования (экономика, политика, религия и тд)
    2. Экстенсивные подсубъекты. Экстенсивные субъекты представляют собой подсубъектов, которые могут вести относительно независимое существование как малые субъекты – это, например, народы, нации, роды, племена, семьи, отдельные люди. Экстенсивные субъекты образуют иерархию, на вершине которой находится общество как максимальное социальное целое.
    Если касаться функциональной структуры субъектов, то здесь мы встречаемся с некоторой универсальной системой делений, которая так или иначе должна быть присуща любой форме жизни. Такие деления можно выразить в форме Закона Развития жизненных форм, который, в свою очередь, делится на несколько своих подзаконов:
    1) Закон Подготовки – обеспечивает возникновение внутреннего мира и телесности данной формы жизни и доведедения ее до первой взрослой формы,
    2) Закон Реализации – обеспечивает выживание (Закон Адаптации) и достижение жизненной цели
    (Закон Цели) живого существа на стадии ее взрослой формы,
    3) Закон Удаления выражается в разрушении и исчезновении данной формы жизни, завершая ее жизненный цикл.
    Общество, как социальный субъект, подвержено действию всех трех фазовых законов развития, в свое время возникая, созревая, выживая и достигая своих целей, и затем постепенно исчезая из существования.
    Рассматривая задачи социального субъекта, можно выделять следующие основные его функции:
    1) обеспечение рождения новых людей и их выживания (система родильных домов, система здравоохранения и т.д.),
    2) социальная трансляция – процесс передачи опыта от прежних поколений новым, вновь приходящим поколениям (семья, школа и т. д.),

    3) материальное производство (строительство, сельское хозяйство, система транспорта, промышленность и т. д.),
    4) нематериальное производство (создание знаний, произведений искусства, религия и т.д.),
    5) организация социальных процессов (распределение, рынок, этика, медицина, политика и т.д.),
    6) социальная память - система хранения накопленного социального опыта,
    7) целевая система – поддержание и развитие целей общества,
    8) система социального удаления – обеспечение процессов старения и смерти социальных субъектов.
    В общем случае связи – это вид социальных целых, возникающих на людях, так что социальная связь – это еще один пример социального эмерджентного параметра, который имеет смысл только на множестве элементов социальной системы. Вовлеченность человека во множество связей – другой образ определения человека как элемента множества различных социальных систем, социальных субъектов.
    Связи часто выполняются в рамках тех или иных социальных ролей. Связи выражаются в ролевых ожиданиях, когда один субъект совершает ролевую активность, ожидая от другого комплементарный на нее ответ в рамках дополнительной роли.
    41. Человек и природа.
    Хотя человек входит в состав социального целого, но он тем самым не изолируется от
    Природы. Природа продолжает действовать на человека и в составе общества через окружающую среду (внешняя природа), которую использует общество для своих нужд, и через организацию дочеловеческих форм жизни, которые продолжают быть частью человека в составе его полной организации (внутренняя природа).
    В составе человека продолжают существовать растительная и животная форма жизни, выражающиеся и в своих аспектах человеческой телесности, и в своих типах организации внутреннего мира.
    Как внешняя, природа приходит в общественную жизнь в роли среды. Общество вообще тяготеет к своей тотализации и включению в себя внешней среды, чтобы сделать ее своей частью
    42. Человек как творец и творение культуры. Любовь и творчество в жизнедеятельности
    человека. Смысл жизни и деятельности человека.
    Человек – существо творческое.
    Причина этого – вторая материализация идей, которая выражается через воплощение образов идей, находящихся во внутреннем мире человека, в материи через человеческую телесность. Эта сила материального воплощения идей – главная для человека. Человек постоянно несет в своем внутреннем мире разного рода идеи и побуждается их воплощать. В высших своих формах такая деятельность дорастает до творчества – создания новых ценностей культуры, за которыми открываются новые измерения роста Эго- единого социального субъекта человеко-бытия.
    Таким образом, в тех или иных формах и степенях творчество присуще каждому человеку, но делом жизни оно становится для людей достаточно высокого уровня развития, когда процесс чистого воплощения идей начинает играть центральную роль в системе ценностей человека, и он обладает достаточно развитой креативной телесностью (творческими способностями, талантами), чтобы осуществлять этот процесс на национальном или мировом уровне.
    Диалектично взаимодействуют между собою процессы творения. С одной стороны, уже существующая культура творит нового творца – через свои системы обучения творчеству. Затем, сотворенный культурой, творец начинает творить ее далее, сам становится ее творцом.
    Главный признак подлинного творца – витальность его творчества. Это означает, что процесс творчества формирует для него главное эгомерное чувство, вокруг которого центрируется смысл жизни, так что отсутствие продвижения по своему креативному эгомеру будет во многом для такого несчастного равносилен бессмысленно прожитому времени, что порождает особые муки существования творческого человека, поскольку реальное творчество часто сопровождается периодами внешней стагнации и застоя.
    Творчество реализуется в состояниях вдохновения, что выражает переход человека в более высокий энергоценностный режим существования, где ему удается отождествлять свое Я с Эго некоторого достаточно высокого сверхчеловеческого коллективного субъекта («даймона» или
    «музы», далее его можно называть «Эго-Гением»), благодаря чему творец усиливает свое сознание и прорывается на более глубокие планы субъект- бытия, где ему удается приобщаться великим идеям и затем приносить их обратно, в регистры человеческого сознания, обогащая новыми ценностями пространства культуры. Так в основе вдохновения лежит особая креативная

    эмпатия – способность отождествления своего Я с Эго-Гением. Творческое состояние сознания выражает себя в этом случае как измененное состояние сознания, не вполне обычное для среднего типа человеческого внутреннего мира.
    Высшая стадия творчества – гениальность, когда сознание человека-творца почти непрерывно находится в состоянии вдохновения Эго-Гением, приводя к высшим возможностям человека.
    Степень измененности сознания гения может быть уже настолько значительна, что по форме оно напоминает сознание сумасшедшего. Подобная формальная близость не раз отмечалась в литературе. В то же время гениальность ограничена обычно какой-то достаточно узкой областью деятельности, например, научным познанием, искусством или политикой. Еще более редкое явление – метагений, т.е. человек, проявляющий гениальность во многих областях.
    Любовьодна из форм творчества, выступающая как искусство высшего отношения к объекту любви. К человеку в этом чувстве возникает глубочайшая симпатия, желание помогать и служить ему, постоянно быть рядом, хранить высшую чистоту отношений, жертвовать собой ради человека, раствориться и слиться с ним в едином существовании. Такое чувство и есть любовь. В итоге подлинная любовь оказывается связанной с высокой дисциплиной долга и разума, которые не подавляют истинное чувство, но придают ему устойчивость и масштаб.
    С христианской точки зрения любовь – непосредственное чувственное переживание высшего бытия, в конечном итоге уходящего в природу Бога.
    Связь любви и творчества выражается также в том, что от любви мужчины и женщины рождаются дети – любовь приводит к высшим формам творчества новой жизни. На любовь можно посмотреть как на силу рождения-творения. В отношении к Эго-Гению творец выступает женским страдательным началом, и творчество возникает как результат любви творца к своему Эго-Гению.
    Результатом такой любви является вдохновение и его плоды, которые творец приносит в мир в своем творчестве.
    Таким образом, не только любовь есть один из видов творчества, но и любое творчество есть форма любви. Любовь и творчество вазимно проникают друг друга. Любовь сексуальная оказывается связанной с любовью творческой – так утверждают, например, разного рода психоаналитические теории. Творческая любовь может забирать себе энергию сексуальной любви
    – этот процесс называется в психоанализе сублимацией, древним термином алхимиков, которым они обозначали превращение неблагородных металлов в золото под действием философского камня. Во всех этих перекличках заложены глубокие неслучайные связи.
    Человек впервые среди живых существ начинает испытывать потребность не просто жить, но жить осмысленно, обладать смыслом жизни. Такая потребность также является следствием специфической природы человека как живого существа, обладающего бесконечными изображениями в своем внутреннем мире.
    Смысл жизни – это по сути идея жизни человека, выступающая главным его законом. Но все идеи и универсальные законы, как уже отмечалось, - это нечто бесконечное, что может возникать только во внутренних мирах живых существ, способных строить бесконечные изображения. Смысл жизни
    – также яркое выражение свободы человека, данности ему права строить свою жизнь самостоятельно и осознанно, а не просто следовать инстинктам коллективных субъектов.
    Вырываясь из-под власти гипноза коллективных субъектов, человек вынужден теперь сам строить план собственной жизни, испытывая потребность прожить жизнь осмысленно.
    Смысл жизни – это высшая цель человеческой жизни, которой подчинены все более частные цели.
    Признаком высшей цели является переживание ее как непосредственного блага – того, что ценно само по себе и дает человеку глубокое положительное переживание, преодолевающее все сомнения и вопросы. Смысл жизни есть одно из изображений внутреннего мира человека, которое входит в состав его Я, и хотя его можно осознать, перевести в состояние неЯ, увидев как внешний объект, но сделать это можно не слишком глубоко – только в сфере мышления. Перевести смысл жизни в состояние неЯ более глубоко, чем в мышлении, - это значит уже потерять этот смысл жизни, прервать его способность быть высшим положительным переживанием и оправдание собственной жизни. Поэтому смысл жизни повышенно трудно осознается и поддается рефлексии.
    Таким образом, есть два принципиальных способа жизни – по инстинкту жизни, как это делают животные, и по смыслу жизни, как это впервые способен делать человек. Так смысл жизни, его поиски, руководствование им, муки от его отсутствия и т.д. оказываются подлинно человеческим способом жизни в мире.
    Если переходить к более конкретным выражениям философии смысла жизни, то следует отметить высокую индивидуальность смыслов жизни у каждого человека. У каждого свой смысл жизни и своя цель, которая может наполнить жизнь смыслом. Каждый человек должен решить в своей текущей жизни какую-то достаточно конкретную задачу, которая специфична именно для него и связана с получением нужной именно этому человеку порции опыта, которую он может и должен взять от жизни для своего развития. Получая уникальный опыт в конкретном теле, специфической структуре внутреннего мира, в индивидуальном окружении, каждый отдельный человек несет в
    себе свою высшую цель, которая только его питает энергией и позволяет оправдывать его уникальную жизненную траекторию. Отсюда, в частности, рождается задача отчасти осознать свой уникальный смысл жизни – насколько это вообще возможно без его потери – чтобы направлять собственную жизнь более осознанно. Для этого достаточно быть внимательным к набору и показаниям своих эгомеров – в каких сферах жизни может рождаться для меня положительное переживание и что может усиливать его, что ослаблять. Человек рождается в мир отчасти со
    «встроенной» системой собственных эгомеров, которые и без достаточного осознания имеют возможность направлять человека в нужном направлении жизни для получения необходимого ему уникального опыта (через влечение к положительному и избегание отрицательного). Смысл жизни в этом случае связан с главным эгомером человеческого существа, к которому стекаются показания всех более частных эгомерных структур.
    Смысл жизни хорош, пока он позволяет решать встречающиеся на жизненном пути проблемы и получать преимущественно положительные переживания от жизни (показания эгомеров больше растут, чем падают). Когда же смысл жизни все менее обеспечивает защиту человека от жизненных давлений («вызовов судьбы»), не позволяет справляться с растущими как снежный ком проблемами и все более приводит к отрицательным эгомерным переживаниям, то человек все более подвергается побуждению отказаться от такого смысла жизни. Так возникают чувства бессмысленности жизни, опустошения, тоски и депрессии. Это симптомы фальсификации смысла жизни давлением потока самой жизни. Подобно фактам, жизнь в лице своих обстоятельств подвергает каждый смысл жизни проверки на прочность и может приводить к их фальсификации – отказу от смысла жизни как удовлетворительной жизненной стратегии.
    В такие моменты человеку особенно важно понять, что рушится не вся жизнь, но лишь прежний смысл жизни, за которым начинается поиск и формирование нового, более глубокого жизненного смысла. Если человек слишком отождествит себя со старым смыслом, то он начинает видеть выход в самоубийстве. И здесь нужно совершенно ясно понимать, что человек в целом все же важнее любого преходящего смысла жизни. Один смысл жизни можно сменить на другой. Но если будет разрушен человек и прервана его жизненная миссия, это гораздо страшнее и носит необратимый характер.
    Наконец, следует отметить, что, несмотря на высокую индивидуальность, в каждом смысле человеческой жизни есть и свои универсальные моменты, общие для всех людей. Выше уже отмечались главные законы любой формы жизни – Законы Подготовки, Реализации и Удаления.
    Любой форме жизни нужно 1) войти в некоторую онтологию со своим телом и внутренним миром в составе некоторого класса существ (со своим коллективным субъектом) в некоторой внешней среде, 2) поддерживать свое существование в этой онтологии (что можно обозначить как Закон
    Адаптации) и достигать своей цели (Закон Цели), а затем 3) выйти из онтологии после накопления нужной порции опыта и завершения жизненного цикла.
    Такие законы представляют собой главные под-смыслы главного смысла жизни, из которых наиболее специфичен для каждой формы жизни Закон Цели. Но и все прочие законы также вносят свой вклад в совокуный процесс смыслопорождения. Ведь осмысленная жизнь постоянно рождает смысл, выступая как процесс смыслопорождения и смыслореализации. Это выражается в росте главного эгомера живого существа. Наконец, главным универсальным смыслом жизни всех человеческих существ является развитие – дальнейший подъем по лестнице форм жизни, превышение своей животной природы и достижение некоторого сверхчеловеческого состояния.
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта