Главная страница
Навигация по странице:

  • 31. Основные школы и направления западной философии XX-ХХI века: постмодернизм, интегральный подход.

  • 32. Бытие и его атрибуты: пространство и время, материя и сознание, движение и развитие.

  • Пространством

  • 33. Жизнь как специфическая форма бытия.

  • 34. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Соотношение диалектической и формальной логики. Три закона диалектики и их приложения в природе и обществе.

  • 35. Развитие, его модели и законы. Развитие и эволюция. Органическая эволюция на Земле.

  • Философия с ответами 4. Контрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеКонтрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии
    Дата06.02.2023
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия с ответами 4.pdf
    ТипКонтрольные вопросы
    #923249
    страница7 из 13
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13
    Постпозитивизм.

    Основные его представители – английский философ Карл Поппер (1902 - 1994), американские философы Томас Кун (1922 - 1996) и Пол Фейерабенд (1924 - 1994). Главное отличие философии постпозитивизма от неопозитивизма состоит в постепенном отказе от критерия научной демаркации. Все более утверждается убеждение, что философия активно взаимодействует с другими формами культуры – искусством, религией, политикой и т.д., и не существует непереходимых границ между наукой и ее социокультурным окружением. В конечном итоге наука – одна из множества форм культуры, несущая в себе общие с другими формами определения и свойства.
    31. Основные школы и направления западной философии XX-ХХI века: постмодернизм,
    интегральный подход.
    Постмодернисты предлагают: 1) децентрацию – процедуру помещения в центр рассмотрения точки зрения непривилегированных социальных групп, 2) деконструкцию – показ исторической обусловленности и противоречивости репрезентативных концепций, 3) различие (дополнение) – рассмотрения знания в связи с тем, что оно вычеркивает или отодвигает на задний план.
    Америк анский культуролог Фредерик Джеймсон выделяет следующие черты постмодернистского общества: 1) поверхностность, 2) ослабление эмоций и аффектов, 3) утрата историчности, 4) господство не креативных, а репродуктивных технологий (например, компьютер и телевизор не создают, а скорее сжимают и упрощают бытие), 5) рождение многонационального мирового капитализма.
    Пост-современная культура все более стремится замкнуться в чисто знаковом бытии- симуляции, оторвавшись от всякой реальности. Социальное бытие все более превращается в бытие массовое, рука об руку с которым идут нигилизм, бессмысленность и гипертрофия потребления.
    Интегральный подход Кеннета Уилбера. В нем развиваются идеи синтеза, утверждается философия витализма, подчеркивается антиномизм высших аспектов бытия и учитываются разного рода возможные и существующие патологии развития. Бытие рассматривается
    Уилбером как живой творчески развивающийся Космос, состоящий из мириад отдельных целостностей – холонов, которые все вместе образуют сложнейшую мировую иерархию
    (холархию). Каждый холон объединяет в себе свои части, холоны нижележащего уровня, и входит как часть в состав более высоких холонов. Все холоны имеют внешнюю и внутреннюю сторону (внутренний мир) и находятся в развитии. Развивается и внутренний мир холонов, поднимаясь до уровня сознания человека и выше, и внешние тела холонов, становясь все более сложными и развитыми.
    Особенное внимание в своей философии Уилбер уделяет природе и эволюции человека – как одного из холонов космической холархии. Холон человека он называет также самостью.
    Уилбер выделяет шесть основных измерений развития самости:
    1) вертикальные уровни развития. Самость развивается, поднимаясь по все более высоким
    (вертикальным) уровням развития. Все уровни можно разделить на несколько классов. Это в первую очередь доперсональные, персональные и трансперсональные уровни. На доперсональных уровнях еще нет выделения человеческой индивидуальности из объемлющих ее целых – социума и природы. На персональных уровнях человек продолжает жить в мире, который строится его пятью органами чувств и изменяется активностью его индивидуального тела. На трансперсональных уровнях человек открывает новые области реальности, достигая здесь все более интегрального сознания и опыта, вплоть до высших состояний сознания.
    2) горизонтальные сектора. Уилбер выделяет 4 сектора, образуемых перемножением свойств
    «внутреннее - внешнее» и «индивидуальное - коллективное». В итоге возникают следующие горизонтальные сектора:

    Верхний левый – сектор индивидуального внутреннего развития («я»).

    Верхний правый сектор – область индивидуальной внешности - человеческое тело, его структура и функции в своем материальном выражении («это»).

    Нижний левый сектор – сфера коллективного внутреннего мира, культуры («мы»).

    Нижний правый сектор – область коллективной внешности - система отношений человеческих тел в социальных процессах («эти»)
    3) потоки (линии) развития самости. Они как бы дополняют идею секторов, вводя другие сферы человеческого развития, способные развиваться по вертикальным уровням.

    4) состояния. Любые преходящие состояния человеческой самости, которые приходят, некоторое время существуют и затем уходят (сон, разного рода переживания)
    5) типы самости. Человек может быть мужчиной/женщиной, холериком/сангвиником. Такое различие определяется типом человека, и существует множество разных типологий, в каждой из которых человек может занимать определенную позицию.
    6) тень. «Тень» - все отрицательные качества и образы личности, вытесненные в бессознательное. Процесс вытесенения протекает в направлении все большего обезличивания этих регионов личностного опыта – в движении от «я» к «ты» и «оно».
    32. Бытие и его атрибуты: пространство и время, материя и сознание, движение и
    развитие.
    1.1. «Бытие - Ничто»
    В первую очередь смысл Бытия передают в философии, соотнося его с Ничто. В этом случае бытие выступает как Не-Ничто, как Нечто – хотя бы что-то.
    1.2. «Бытие - Сознание»
    В противопоставлении Сознанию Бытие обнаруживает себя как интерсубъективное, объективное начало, которое хотя и отражается в каждом сознании, но само выступает за границы всех сознаний, являясь своего рода инвариантом в переходах между разными сознаниями. Не зависит от сознания, хотя и отображается им.
    1.3. «Бытие - Атрибут»
    Онтология- учение о бытие как таковом, раздел филоофии, изучающий функциональные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего
    У Бытия часто выделяют разного рода атрибуты – главные (существенные) свойства Бытия.
    Свойство объекта называется существенным, если с исчезновением этого свойства исчезает и сам объект. Свойства, с изчесзновением которых объект только меняется, можно называть несущественными. У Бытия также можно выделять существенные свойства, атрибуты. Обычно в качестве таковых называют Пространство, Время, Движение, Материю и т.д. Таким образом, в соотношении со своими атрибутами бытие выступает как носитель свойств.
    Категории «Внешнего-Внутреннего»
    Внешнее. Для сущностей внешнего мира характерны следующие три признака – сенсорность,
    пространственность, инвариантность. Причем, все эти три признака должны быть у сущности вместе
    Внутреннее. Если у сущности отсутствует хотя бы один из трех признаков, то она принадлежит внутреннему миру.
    Материю можно было бы определить в первую очередь как заполненное внешнее, т.е. ту часть внешнего мира, которая не пуста. В более широком смысле под материей можно понимать вообще
    внешнее единое – то единство-инвариантность, которая обнимает собой все сущности внешнего мира.
    Сознание можно определить как нечто, относящееся к внутреннему миру, внутреннему измерению бытия. Например, под сознанием можно понимать дифференцированное, организованное
    внутреннее бытие.
    Категории «Пространства-Времени»
    Пространством называется максимум совместимого. онтологическое пространство включает в себя геометрическое пространство как максимум совместимо-пустого во внешнем мире, но добавляет к нему и другие совместимые с этой пустотой сущности – материальные объекты, образования внутреннего мира разных живых существ и т.д.
    Время – это Рост Пространства. Пространство растет, начиная с первого пространства и постоянно переходя от предыдущего пространства к последующему, увеличивая обобщенную пространственность как область максимально совместимого в онтологии. Рост Пространства заканчивается достижением последнего Пространства, которое уже окончательно исчерпывает ресурсы совместимости данной онтологии (убегающий горизонт настигается).
    Итак, пространство – максимум совместимого. Время – ритм роста максимумов совместимости.
    Единство Пространства и Времени образует род единого – Пространство- Время. Это некоторая сверхпространственная совместимость, которая не может реализовать себя сразу в онтологии и вынуждена «сосчитывать» себя отдельными «срезами», в качестве которых выступают последовательные Пространства. Пространство-Время похоже на кинопленку, состоящую из отдельных кадров- пространств.

    Второе название Пространства-Времени – Движение. Каждое движение – это некоторое собственное пространство-время, в котором растут свои пространства и идет свое время, есть начало и есть конец движения. Начало – это первое, конец – последнее пространство движения.
    Сегодня в философии выделяют две концепции времени – реляционную и субстанциальную.
    Первая утверждает, что время относительно, является характеристикой движущихся объектов.
    Вторая концепция, наоборот, предполагает абсолютность времени, его независимость от объектов.
    В философском смысле Развитие есть то же, что Время, поскольку Время мы определили как
    Рост Пространства, а Пространство – это максимум совместимого в онтологии в некоторый момент времени. Развитие есть тот же Рост Пространства, Рост Бытия, в котором идет переход от меньшего бытия к большему, от менее совместимого бытия к более просторному и ёмкому.
    Два основных видах развития – Внешнее Развитие как рост внешнего пространства и Внутреннее
    Развитие как рост пространства внутренних миров.
    33. Жизнь как специфическая форма бытия.
    Жизнь есть сущность, обладающая собственным внутренним миром. Хотя главным признаком жизни является обладание внутренним миром, но обычно жизнь обладает и собственным физическим телом, через который она может воспринимать внешнее бытие и воздействовать на него. Такой образ жизни оказывается существенно интегральной формой бытия, синтезирующей определения внутреннего и внешнего мира.
    Жизнь - форма существования материи, закономерно возникающая при определенных условиях в процессе ее развития. Живые объекты отличаются от неживых обменом веществ, раздражимостью, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, приспособляемостью к среде
    Говоря о жизни, обычно подразумевают жизнь тел с геномом, содержащим весь закодированный набор необходимых для полного периода существования белков. В данную категорию жизни не попадают некоторые организмы, такие, как бактериофаги, которые не производят своих белков
    В современной литературе понятие жизнь может трактоваться как с классической философско-биологической точки зрения, так и с позиции теории информации, кибернетики, топологии, физики сложных систем, религии.
    34. Диалектика, её принципы и всеобщие законы. Соотношение диалектической и
    формальной логики. Три закона диалектики и их приложения в природе и обществе.
    Обычно в качестве законов развития рассматривают известные законы диалектики – закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество и закон двойного отрицания.
    1) Закон единства и борьбы противоположностей. Здесь факторы девиации выражены в борьбе противоположных начал (антагонизме тезиса и антитезиса), т.е. в их высокой несовместимости, что снижает величину Пространства-1.
    2) Закон перехода количественных изменений в качественные. В этом законе полярностями выступают количество и качество, и они также оказываются несовместимыми, проявляя период чисто количественных изменений как состояние количества-без-качества, а качественный скачок – как состояние качества-без-количества.
    3) Наконец, как уже отмечалось, появление самостоятельной стадии антитезиса
    («гипостазирование дополнения») лежит в основе трех стадий эволюции «тезис – антитезис - синтез», что и составляет содержание закона двойного отрицания.
    Таким образом, в их основе лежит механизм усиления несовместимости полярностей тезиса и антитезиса. Такой вариант диалектики можно было бы назвать антитетикой или
    антитетической диалектикой.
    Гармоническая диалектика-восстановление законов диалектики до законов развития:
    1) Если гармонизировать отношения между тезисом и антитезисом, то они будут выступать не столько в состоянии борьбы, сколько взаимной дополнительности – так возникает закон
    дополняющих полярностей, утверждающий, что в основе всякого бытия лежат взаимно дополняющие полярные начала.
    2) Гармонизация и сближение полярностей количества и качества должны привести к более тесному взаимопроникновению количественного и качественного моментов развития, приводя к закону единства количества и качества. Здесь уже каждое количественное изменение будет связано и со своим качественным скачком, а крупные качественные скачки проявят и свою количественную структуру. Можно будет говорить только об относительных масштабах
    качественных скачков, которые будут локальны для количественных изменений и более глобальны для крупных скачков.
    3) Наконец, закон двойного отрицания предстанет как более антитетическое проявление лежащего за ним закона перехода тезиса в синтез, когда антитезис потеряет такую автономную несовместимость в отношении к тезису, и будет восстановлен прямой рост Пространства-2.
    Диалектическая логика и логика формальная изучают основные законы и формы познающего мышления. Но основные законы мышления, которые изучает формальная логика, существенно отличаются от основных законов мышления, изучаемых диалектической логикой. Все основные законы формальной логики (законы тождества, противоречия (непротиворечивости), исключенного третьего и достаточного основания) отражают главным образом одну сторону материальной действительности — относительную устойчивость, качественную неизменяемость явлений окружающего мира, их тождественность в определенном отношении. Основные же законы диалектической логики (основные законы диалектики), наоборот, отражают материальные явления в их движении, развитии, бесконечном многообразии. Поэтому основные законы формальной логики в своем действии ограничены, а основные законы диалектической логики действуют безгранично.
    35. Развитие, его модели и законы. Развитие и эволюция. Органическая эволюция на
    Земле.
    Модели и законы развития
    1. Синергетические модели: синергетика рассматривает состояние системы как точку в так называемом фазовом пространстве – пространстве степеней свободы системы. Эволюция системы описывается как траектория в фазовом пространстве. Важным понятием синергетики является понятие аттрактора. Аттракторы – это такие области фазового пространства, к которым со временем устремляются фазовые траектории, как бы
    «притягиваются» к ним. Чтобы описать эволюцию системы, нужно определить ее аттракторы.
    В синергетике есть аппарат описания качественных скачков в поведении системы – так называемых «катастроф».
    2. Теория симметрии: поскольку развитие связано с совместимостью, а совместимость – это форма инвариантности-симметрии, то для выражения роста пространства важным является понятие симметрии и теория симметрии.
    3. Теория систем: развитие предстает в этом случае как процесс образования системы более высокого уровня.
    4. Законы развития: а) Закон необратимости (включающего превышения) утверждает развитие как рост пространства, в котором предыдущее пространство с превышением включается в последующее, так что идет необратимое изменение. b) Закон непрерывности утверждает, что в развитии невозможно перескочить через какую-то промежуточную стадию развития, поскольку каждая стадия должна быть включена в состав последующей. с) Закон самоподобия (фрактальности) выражает подобие целого и частей как в пространстве, так и во времени идущих процессов развития.
    Развитие. Развитие = Время = Рост Пространства
    Рост Внешнего Пространства выражается, например, в переходах от элементарных частиц к атомам, от атомов – к молекулам, далее к клеткам, органам, организмам
    Рост Внутреннего Пространства обусловлен постоянным усложнением во времени внутренних миров всех живых существ
    Эволюция может как воспроизводить параметры развития в своей области онтологического пространства, так и более-менее отклоняться от них. Такие факторы отклонения локальной эволюции от глобального развития можно называть девиантными факторами. Примеры девиантных факторов.
    1) Замедление развития. Эволюция на своем уровне может выступать как замедление скорости развития. Например, кто-то из вас мог не сразу поступить в университет (поступил со второго раза) - развитие произошло, но оно замедлилось.
    2) Возникновение разного рода обратимостей. Здесь уже происходит возврат назад в изменении локального пространства, когда после некоторого периода роста, оно обращается назад и начинает уменьшаться, увеличивая локальную несовместимость своей части бытия
    (деградация или вымирание биологических видов, разрушение государств)

    3) Гипостазирование дополнения. Мировое Пространство только растет, переходя от меньшего к большему. Здесь предыдущее Мировое Пространство («тезис») полностью включается в последующее («синтез»), дополняясь чем-то новым. Что же касается множества примеров эволюции в известных нам процессах, такое изменение идет через промежуточную стадию «антитезиса», которое представляет собой отделившееся от тезиса дополнение, замкнувшееся в себе и отрицающее тезис. Такое дополнение-антитезис как бы
    «гипостазируется», приобретая самостоятельность и автономность («гипостазированием» в философии называется процесс приобретения самостоятельности некоторым ранее зависимым началом).
    Органическая эволюция на Земле

    Живое Пространство-Время – основа земной эволюции: многообразие земных форм жизни представляет собой биологическое макро-пространство-время, которое не может полностью исчерпать себя ресурсами одного момента времени и начинает
    «сосчитывать» себя во времени в формах роста биологического макро-пространства.

    Рост биологического макро-пространства осложняется множеством девиантных факторов (инволюция, задержки и тупики развития, вымирания видов и т.д.), превращая биологическое пространство-время в ход эволюционного процесса.

    Редукционизм и Холизм в теории эволюции. Редукционизм – это противоположное холизму направление, которое пытается свести более высокие уровни организации к некоторому нижнему уровню, по сути, отрицая существование множества уровней бытия.

    Синтетическая теория эволюции (СТЭ), в которой объединяются идеи дарвинизма и менделизма. Эта теория несет в себе много редукционистских черт, например, макроэволюция крупных таксонов во многом сводится к микроэволюции видов и т. д.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   13


    написать администратору сайта