Философия с ответами 4. Контрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии
Скачать 0.96 Mb.
|
14. Философия Средневековья: общая характеристика христианской философии. В общем, философия была в Средние века просто инструментом религиозной деятельности. Основной задачей философии считалось обоснование религиозных догматов: прежде всего – доказательство существования Бога, доказательство бессмертия души и оправдание Бога за существование зла в мире (теодицея). Философия перестаёт искать истину, теперь считается, что все вечные истины уже открыты и излагаются в священных текстах. Их требуется только извлечь оттуда, правильно истолковать и свести воедино – вот для чего богослову могут пригодиться утонченные методы и многовековой опыт античной философии. Философия превращается в экзегетику. «Творческий метод средневекового философа, как и метод художника той эпохи, можно назвать иконографическим. Его задача – передать современникам и потомству образ истины таким, каким он дается в первообразе, не привнося ничего от себя… Как почти все произведения искусства той эпохи, так и многие философские произведения дошли до нас безымянными». Средоточием философского мышления, каким в античности была идея Космоса, становится теперь идея Бога. 15. Патристика: основные представители (Ориген, Тертуллиан, Августин) и идеи. Патристика – первый период развития христианской философии, занимающий отрезок времени примерно с 2-го по 8-й века нашей эры. Патристика переводится как «учение отцов». Имеются в виду так называемые «отцы церкви» - крупные общественные деятели, мыслители и подвижники периода становления христианства. Они внесли огромный вклад в разработку догматики христианства и формирования христианства как Церкви. Ориген. Он склонялся к непротиворечивой субординации трех ипостасей Бога, считая ипостась Отца высшей, ипостась Сына – средней, и ипостась Духа Святого – нижней ипостасью Бога. Ориген развивал так называемую теорию апокатастасиса. Согласно ей, Бог совторил все существа равными вначале. В процессе дальнейшего существования сотворенного мира происходит расслоение существ на высших (ангелы), средних (люди) и низших (демоны), но в конце времен все вновь вернется к началу, и возникшее расслоение исчезнет. Ориген принимал теорию переселения душ, пытаясь согласовать с нею идеи христианства. В Священном писании Ориген выделял три смысла: 1) соматический (буквальный смысл исторической хроники), 2) психический (смысл нравственной проповеди), 3) пневматический (тайный духовный смысл, глубоко сокрытый от непосвященных). Тертуллиан. Вера в Христа и человеческая мудрость, по мнению Тертуллиана, несовместимы. Истины веры не вмещаются в конечный человеческий разум и предстают перед ним как противоречия, в то время как основной принцип человеческой логики – непротиворечивость. Более того, именно невозможность и абсурдность истин веры для разума – одно из важнейших свидетельств их Божественного происхождения. Именно потому, что Божественная природа невозможна и непостижима для человека, именно поэтому человек и должен принять ее, не пытаясь снизить своим «пониманием». Аврелий Августин. Августин – один из первых основоположников европейского персонализма, утвердивший идею личности как выражения высшего типа существования. Само бытие в своих основах восходит к Богу, а поскольку Бог – личность, то и само бытие – личностно. Основа личности – дух. Тело + Душа + Дух – вот теперь новая формула понимания бытия и человека. Дух выражает себя в трех основных формах – воле, мышлении и чувстве. Путь к Богу лежит через смещение центра человеческой жизни в область духовного бытия. Совершенный дух есть любовь. Рождаясь в первый раз в физическом теле, человек может при жизни родиться во второй раз – родиться духовно. Такой духовно рожденный человек и есть личность. 16. Схоластика: основные представители (Эриугена, Абеляр, Фома Аквинский, Дунс Скотт, Оккам) и идеи. Доказательства бытия Бога. Эриугена. Главный его труд "О разделении природы" еще при жизни философа был осужден церковью, причем два раза. Эта основная работа Эриугены в пяти книгах в форме диалога вводит четыре ступени бытия: природа, которая не сотворена, но творит; природа сотворенная и творящая; природа сотворенная, но не творящая; природа не сотворенная и не творящая. Природа несотворенная и творящая - это Бог. Поскольку он совершенен, он непостижим. Природа сотворенная и творящая - это Божественный Разум, или Логос, или всеведение Бога, в коем содержатся архетипы всех вещей. В свете божественной предначертанности всякая тварь вечна. "Все, что в Нем, остается всегда - это вечная жизнь". Все, размещенное в пространстве и во времени, меняющееся и падающее, по отношению к моделям менее совершенно и истинно. Модели и архетипы множественны и различны лишь для нас, но не для Бога. Тот, кто делает эти модели действующими причинами, выводя из них все индивидуальное, - Святой Дух. Природа сотворенная, но не творящая. Это мир, созданный в пространстве и во времени, но другого мира уже не создающий Мир, каким его хотел сделать Бог, - его проявление. Чувственный и множественный его аспект есть выражение первородного греха, последний же его смысл - человек, призванный стать подобным Богу. Сущность человека - его душа, ее инструмент - тело. "Тело - наше, но мы - не тело". Природа несотворенная и нетворящая - снова Бог, последний предел в возвратном движении. Призвание человека с момента своего возникновения - уподобиться Сыну Божьему, который воплотился, чтобы указать дорогу назад. Поэтому факт инкарнации естествен и сверхъестествен одновременно. Путь назад имеет свои фазы, сначала распад тела на четыре элемента, затем воскрешение его во славе; распад телесного человека на дух и изначальные архетипы, наконец, когда человеческая натура окажется вблизи Бога, как воздух вокруг источника света, все пребудет в Боге, и Бог во всем. При этом угрозы утраты индивидуальности нет: как железо не аннигилирует, будучи раскаленным в горне, так всякая тварь сохраняет свою уникальность в более высокой форме. "Бог, сам по себе непознаваемый, частично раскрывает себя в своих созданиях, и создание - чудо невыразимое - обращение в Бога". Итак, Эриугена пытается обосновать мировую гармонию, в которой с Бога все начинается и им же завершается. Пьер Абеляр. В своих философско-богословских воззрениях он во многом примыкал к Августину, считая, что Бог наградил людей разумом, с помощью которого они и познают его. Абеляр полагал, что недостаток большинства религий состоит в том, что они воспринимаются не разумом, а привычкой, внушенной с детства. Взрослый человек оказывается ее рабом и устами повторяет то, что не ощущает сердцем и не внемлет разумом. Права личного разума с особенной настойчивостью отстаиваются в его труде «Да и Нет». Абеляр смело указывал на противоречия в Священном Писании, утверждая, что его цель не разрушение авторитета Откровения Господня, а очищение. Раскрыв противоречия, он с жаром разрешал их на лекциях. Принятому в то время принципу «Верую, чтобы понять» Абеляр противопоставил свой принцип «Понимаю, чтобы верить». Он настойчиво призывал к участию разума в восприятии религии, говоря, что всякое знание благо и не может быть враждебно высшему Благу. Он провозглашал, что вера, «не просветленная разумом, недостойна человека», что не механической привычкой, не слепым доверием, а личным усилием человек должен завоевать свою веру. Фома Аквинский. Крупнейший христианский философ, создатель томизма – версии христианской философии, принятой в качестве официальной основы католицизма. Основные произведения Аквинского – «Сумма против язычников» (критика ересей) и «Сумма теологии» (система томизма). В трудах Фомы Аквинского был достигнут, по-видимому, наиболее полный синтез христианства и античной философии (в лице философии Аристотеля). Понятия Аристотеля «форма» и «материя» Аквинский дополняет категориями «сущность» (essentia) и «существование» (existentia). Сущность есть тот принцип, который делает всякое начало именно таким, каково оно есть. Например, сущность человека – то, что делает человека человеком, а не деревом, не зайцем или кристаллом. Существование есть принцип реализации сущности, воплощения ее в тех или иных конкретных способах бытия. Форма есть надматериальный принцип всякого начала, который может нуждаться или нет в материальном воплощении. Бог есть бытие, в котором сущность совпадает с существованием, т.е. в само понятие Бога с необходимостью входит существование. Поэтому Богу не нужно еще специально осуществлять себя, Он не может не быть. Наоборот, все сотворенное бытие характеризуется несовпадением сущности и существования. То, что сотворено, могло бы не быть. И потому, чтобы все-таки быть, ему нужно дополнительно осуществить свою сущность, добавить к сущности нечто внешнее - существование. Творение делится на два больших вида – духовное (ангелы) и материальное (человек, природа). Духовное творение не нуждается в материи, и потому представляет из себя чистую форму вне материи. Потому разница отдельных индивидов (ангелов) в этом бытии есть всегда разница по форме. Что же касается материальных форм, то здесь формы не способны к самостоятельному бытию, они нуждаются в материи для своего существования Потому природа индивидов в материальном мире смешанная – идеально-материальная, в связи с чем, считал Фома Аквинский, материальные индивиды могут различаться не только по форме, но и по материи, продолжая обладать одной и той же формой. Таковы, например, живые существа одного биологического вида, например, коровы или лошади. Чисто материальное различие не вполне настоящее, так как материя – начало непостоянное и вторичное. Отсюда склонность философа одновременно к номинализму (материально-зависимые формы не существуют вне материи) и рационализму (подлинным в материальных вещах являются формы, которые общи для больших классов вещей) Дунс Скотт. Для него главным был вопрос об отношении богословия к философии, веры к знанию. Он считал, что предмет богословия — Бог, а предмет философии (или метафизики) бытие. Философия может постигать Бога не в качестве Бога, а лишь в качестве бытия. Однако и в этом смысле философское познание Бога ограничено: человеческий ум постигает в бытии лишь то, что он может отвлечь от чувственных данных, поэтому у человека не может быть понятия о нематериальных субстанциях, таких, как Бог или ангелы. Эти идеи были направлены против рационального знания о Боге. В телесных вещах материя характеризуется изначальной неопределенностью. Лишь благодаря соединению с различными формами она способна принимать конкретные способы бытия, или модусы. Душа, как считал мыслитель, едина, и ее отдельные способности различны не сами по себе, а по различию предметов, на которые они направлены: способности, направленные на чувственные предметы, называются чувственными, направленные на умозрительные предметы, — мыслительными. Связь души с телом осуществляется посредством особой формы — формы телесности, которая отличается от самой души. В учении о познании Д. Скот подчеркивал активность познавательной деятельности: знание не есть ни чистая восприимчивость, ни чистая активность — оно всегда складывается и из того, что идет от нас, и из того, что идет от познаваемого предмета. Особенно велика зависимость от предмета при познании Бога, которое осуществляется в откровении У. Оккам. Представитель поздней схоластики, сторонник крайнего номинализма. Известен своим знаменитым принципом, получившим название «бритва (лезвие) Оккама»: «Не следует использовать большее там, где можно обойтись меньшими средствами». Согласно этому принципу, нужно избавляться от всего лишнего в мышлении (как бы «обрезать» бритвой это лишнее). Например, если то же множество теорем можно вывести из меньшего числа аксиом, то следует отбросить избыточные аксиомы как «лишние сущности». Оккам был сторонником активного использования логики в философских рассуждениях, и видел в логике конкретное воплощение своего «лезвия», которое должно помочь мыслителю избавиться от излишнего мудрствования. Самое известное доказательство бытия Бога-онтологическое Анселя Кентерберийского. 1. Определение. Бог - максимум всех совершенств. 2. Теорема - Бог существует. 3. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА: a) Бытие - одно из совершенств. b) Максимум совершенств включает в себя все совершенства. c) Максимум совершенств включает в себя бытие. Значит, Бог существует, поскольку Бог был определен как максимум совершенств. Часто упоминают еще два доказательства бытия Бога – телеологическое и космологическое. 17. Философия эпохи Возрождения, ее специфика. Философские идеи Николая Кузанского и Джордано Бруно. Онтология. Высшее начало – это Мир, Природа. Мир и Бог суть одно. Мир бесконечен в пространстве и времени, будучи наполнен бесконечным множеством малых миров. Мир – это Макрокосм, малые миры – микрокосмы. Все части Макрокосма связаны друг с другом и проникают друг друга. Мир непрерывно развивается. Мир – это единый живой организм со своей Мировой Душой. Все части Мира – его органы. Гносеология. Истина – это Мир, знание о котором получается путем познания Природы Можно выделить три основных вида познания: 1) чувственное (познание внешних материальных проявлений Мира, как бы Тела Мира), 2) рациональное (постигается внутренняя сущность Мира, система его законов и принципов, своего рода Душа Мира), 3) интуитивное (позволяет проникнуть в самые глубины бытия Макрокосма, в его духо-бытие). Кроме того, процесс познания – единство экспериментальной индукции и математической дедукции. Он бесконечен и бесконечно стремится к абсолютной истине. Аксиология. Человек – это Микрокосм. Как и Макрокосм, он должен стремиться к реализации своей потенциальной универсальности (синтез науки и искусства), быть творческой и свободной личностью, преображать мир вокруг себя, интересоваться в первую очередь светской жизнью, быть социально и политически активным. Человек, максимально выразивший в себе эти черты, есть Личность. Все люди от природы наделены одинаковыми правами. Совершенное государство – это союз (братство) свободных и равных личностей. Церковь должна быть отделена от государства. Николай Кузанский. Главная идея Николая Кузанского – обоснование бытия Бога, которое он проводит, активно привлекая математическую символику. Аксиология принципиально не отличается от общих аксиологических принципов христианской философии. Онтология. Мир – совокупность вещей, и каждая вещь имеет свой максимум и минимум. Максимум – это некоторый эталон вещи, наиболее сильный предел ее бытия, совокупность совершенств принципа данной вещи. Наоборот, минимум – предельное онтологическое ослабление вещи. Бога можно представить как максимум всех максимумов – бесконечность бытия. Бог настолько велик и непостижим, что он совпадает и с минимумом всех минимумов. В отношениях с частями бытия Бог проявляет себя трояко. 1. Бог – это сложение всех частей бытия. 2. Каждая вещь есть проявление Бога, т. е. через вещь Бог проявляет себя как некоторой своей гранью. 3. Бог есть стяжение всех вещей в данной вещи или все части стяженно присутствуют внутри каждой части. Гносеология. Кузанский выделяет два вида человеческого познания – познание конечного (в основе лежит пропорциональное отношение двух конечных, поскольку человек – также конечное существо) и познание бесконечного (для него необходим особый метод познания – «ученое незнание»). В его основе лежит бесконечная последовательность конечных приближений бесконечного, и у этой последовательности есть предел, в котором совпадают все те противоположности, которые противопоставлены в конечном бытии. Три основные ступени познания: 1) чувственное познание, способное выразить только единичное, 2) рациональное познание, опирающееся на всеобщие универсальные законы в рамках принципов формальной логики. 3) высшей формой познания выступает для Николая Кузанского интеллектуальное познание (или интеллектуальная интуиция), в котором возможно антиномическое интуитивное схватывание принципа совпадения противоположностей. Джордано Бруно утверждает идею бесконечной Вселенной, безграничной в пространстве и вечной во времени. У бесконечности нет центра или любая точка будет ее центром. Вселенная населена бесконечным множеством миров, среди которых наша Земля – лишь песчинка в огромном живом Космосе. Вселенная охвачена творческим развитием, и части ее подобны целому, представляя собой малые миры – микрокосмы. 18. Философия Френсиса Бэкона Первым и величайшим исследователем природы в Новое время был английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626). В своих исследованиях он вступил на путь опыта и обратил внимание на исключительную значимость и необходимость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Он считал, что философия должна носить прежде всего практический характер. Высшей целью науки он считал господство человека над природой, а «господствовать над природой можно, только подчиняясь ее законам». Бэкон провозгласил ставший знаменитым девиз: «Знание — сила». Путем, ведущим к знанию, является наблюдение, анализ, сравнение и эксперимент. Ученый должен, по Бэкону, идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, т. е. применять индуктивный метод познания. УЧЕНИЕ ОБ ИДОЛАХ ПОЗНАНИЯ. Необходимо очистить наше сознание от всяких стереотипов, которые мешают нам познать истину, Бэкон назвал их идолами познания. 1. Идол пещеры - связан с индивид. особенностями человеческого разума (камень=голова). Самый легкий в преодолении, достаточно сопоставить разные точки зрения. 2. Идол театра - связан с излишним доверием к авторитету. Преодолевается критической настройкой разума, нельзя быть слишком доверчивым. 3. Идол площади - связан с природой человеческого языка, мы постоянно вынуждены им пользоваться, но не всегда это выходит правильно. Для того, чтобы это преодолеть необходимо пользоваться теми методами познания, где ослаблена роль речи, например, эмпирическим познанием через органы чувств. 4. Идол рода - связан с природой человека, как определенного вида бытия в мире, человек имеет границы и если он за них выйдет, то в какой-то степени потеряет человеческое существо. Бэкон отрицает целевые причины АРИСТОТЕЛЯ. Не ссылаться ни на какие авторитеты — таков был принцип науки Нового времени, избравшей в качестве девиза изречение Горация: «Я не обязан клясться ничьими словами, кто бы он ни был». Истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причинности. Обращает на себя внимание тот принципиальный факт, что Бэкон был глубоко верующим человеком. Согласно Бэкону, наука, подобно воде, имеет своим источником или небесные сферы, или землю. Она состоит из двух видов знания — один из них внушается Богом, а другой ведет свое начало от органов чувств. Наука, таким образом, делится на теологию и философию. Бэкон стоял на позиции двойственной истины: есть истина религиозная и «светская». При этом он требовал строгого разграничения сфер компетенции этих видов истины. Теология ориентирована на трактовку Бога, но тщетно стремление человека достичь осмысления Бога естественным светом разума. Вера в Бога достигается путем откровения, тогда как «светская» истина постигается опытом и разумом. ка методологии опытного научного исследования. |