Главная страница
Навигация по странице:

  • 72. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с методологией критериев оптимальности. ЗДОРОВЬЕ

  • 73. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.

  • Философия с ответами 4. Контрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии


    Скачать 0.96 Mb.
    НазваниеКонтрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии
    Дата06.02.2023
    Размер0.96 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаФилософия с ответами 4.pdf
    ТипКонтрольные вопросы
    #923249
    страница13 из 13
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13
    71. Принцип оптимальной конструкции Н. Рашевского.
    «Для ряда заданных биологических функций заданной интенсивности организм имеет оптимально возможную конструкцию по отношению к экономии используемого материала и расходуемой энергии, необходимых для выполнения заданных функций»
    Очевидно, что в принципе оптимальной конструкции, как и в принципе минимального действия, представлена одна и та же основа – максимально возможная экономия энергии.
    Поэтому можно сказать, принцип оптимальной конструкции является не чем иным, как специфическим проявлением физического принципа наименьшего действия в биологии. Н.
    Рашевский и Р. Розен применили принцип оптимальной конструкции при рассмотрении не только внешних форм и характеристик организма, но также и структуры и функций некоторых внутренних органов. Так, ими были рассмотрены зависимость размеров сердца, легких,
    кровеносной системы млекопитающих, особенностей работы по отношению к виду исполняемой ими функции.
    72. Основные понятия медицины (здоровье, болезнь, саногенез, патогенез) и их связь с
    методологией критериев оптимальности.
    ЗДОРОВЬЕ – «состояние полного телесного, духовного и социального благополучия, т.е. не только отсутствие болезни и увечья, но также и полное телесное, душевное и социальное благополучие», предполагает существование трех достаточно комплексных мер благополучия – меры телесного
    благополучия, меры социального благополучия и меры духовного благополучия.
    В истории медицины издавна существовали два крайних подхода в понимании природы болезни.
    С одной стороны, болезнь – это всегда страдание и нечто негативное, от чего хочется избавиться, что приносит лишения и ослабление жизни.
    С другой стороны, особенно в рамках разного рода религиозных систем мировоззрения, болезнь рассматривалась как «наказание за грехи», как нечто осмысленное, что в конечном итоге может вести к благу человека.
    Первый подход можно было бы назвать «патоцентрическим», второй – «саноцентрическим».
    Патоцентрический подход во взглядах на природу болезни до сих пор доминирует в медицине.
    Саноцентрический подход, кроме религиозных направлений, развивался также в разного рода
    «адаптивных» теориях заболевания.
    Болезнь, как нетрудно догадаться, в терминах Эго-языка, - это одна из сфер гетерономии болеющего Эго, и, как правило, - сфера бигетерономии, которая не слишком находит свое оправдание для подавляющего числа страдающих Эго.
    С точки зрения Эго-языка и Эго-теории, болезнь, тем не менее, может являться одной из областей дополнения-расширения опыта Эго, по тем или иным причинам приходящая к болеющему Эго именно таким более жестким путем его развития.
    Болезни – это образы большого «психо-соматического» Я, отколовшиеся и противопоставленные малому Я здоровья.
    Патогенез (от греческого patos - страдание, genesis - происхождение) - учение о механизмах развития и исхода болезни.
    Саногенез (лат. sanitas - здоровье, греч. genesis - происхождение, процесс образования) означает "развитие здоровья". Саногенез - учение о механизмах поддержания здоровья и выздоровления при болезни.
    Саногенез - это динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов физиологического и патологического характера, развивающийся в результате воздействия на организм чрезвычайного раздражителя, функционирующий на протяжении всего патологического процесса (от предболезни до выздоровления) и направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма (С.М.Павленко).
    Итог: в рамках Эго-языка каждая наша болезнь — это некоторое послание к нам со стороны нашего «большого Эго», и это послание мы должны тем или иным образом попытаться понять и поставить себе на службу, по возможности в более союзнических формах между Эго и альтер-Эго.
    Задачи философии медицины видятся с этой точки зрения в том, чтобы попытаться донести до врачей принципы нового Это тройного мировоззрения, в рамках которого впервые смогут соединиться методы современной и будущей науки и философия Эго-языка. Без этого борьба человечества со своими болезнями по-прежнему будет носить характер войны с самим собой, в которой ни одной из сторон невозможно будет окончательно одержать победу
    73. Идея интегральной медицины и ее соотношение с частными медицинами.
    Интегральный подход Кеннета Уилбера. В нем развиваются идеи синтеза, утверждается философия витализма, подчеркивается антиномизм высших аспектов бытия и учитываются разного рода возможные и существующие патологии развития. Бытие рассматривается
    Уилбером как живой творчески развивающийся Космос, состоящий из мириад отдельных целостностей – холонов, которые все вместе образуют сложнейшую мировую иерархию
    (холархию). Каждый холон объединяет в себе свои части, холоны нижележащего уровня, и входит как часть в состав более высоких холонов. Все холоны имеют внешнюю и внутреннюю сторону (внутренний мир) и находятся в развитии. Развивается и внутренний мир холонов, поднимаясь до уровня сознания человека и выше, и внешние тела холонов, становясь все более сложными и развитыми.

    Особенное внимание в своей философии Уилбер уделяет природе и эволюции человека – как одного из холонов космической холархии. Холон человека он называет также самостью.
    Уилбер выделяет шесть основных измерений развития самости:
    1) вертикальные уровни развития. Самость развивается, поднимаясь по все более высоким
    (вертикальным) уровням развития. Все уровни можно разделить на несколько классов. Это в первую очередь доперсональные, персональные и трансперсональные уровни. На доперсональных уровнях еще нет выделения человеческой индивидуальности из объемлющих ее целых – социума и природы. На персональных уровнях человек продолжает жить в мире, который строится его пятью органами чувств и изменяется активностью его индивидуального тела. На трансперсональных уровнях человек открывает новые области реальности, достигая здесь все более интегрального сознания и опыта, вплоть до высших состояний сознания.
    2) горизонтальные сектора. Уилбер выделяет 4 сектора, образуемых перемножением свойств
    «внутреннее - внешнее» и «индивидуальное - коллективное». В итоге возникают следующие горизонтальные сектора:
    • Верхний левый – сектор индивидуального внутреннего развития («я»).
    • Верхний правый сектор – область индивидуальной внешности - человеческое тело, его структура и функции в своем материальном выражении («это»).
    • Нижний левый сектор – сфера коллективного внутреннего мира, культуры («мы»).
    • Нижний правый сектор – область коллективной внешности - система отношений человеческих тел в социальных процессах («эти»)
    3) потоки (линии) развития самости. Они как бы дополняют идею секторов, вводя другие сферы человеческого развития, способные развиваться по вертикальным уровням.
    4) состояния. Любые преходящие состояния человеческой самости, которые приходят, некоторое время существуют и затем уходят (сон, разного рода переживания)
    5) типы самости. Человек может быть мужчиной/женщиной, холериком/сангвиником. Такое различие определяется типом человека, и существует множество разных типологий, в каждой из которых человек может занимать определенную позицию.
    6) тень. «Тень» - все отрицательные качества и образы личности, вытесненные в бессознательное. Процесс вытесенения протекает в направлении все большего обезличивания этих регионов личностного опыта – в движении от «я» к «ты» и «оно».
    1   ...   5   6   7   8   9   10   11   12   13


    написать администратору сайта