Философия с ответами 4. Контрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии
Скачать 0.96 Mb.
|
65. Теория аутопоэза и синергетика. Аутопоэтичность и автономность. Принцип естественного порядка в теории аутопоэза. Одна из современых теорий определения жизни, попытка рационально выразить критерий жизни. – так называемая теория Сантьяго или теория аутопоэза. Важные понятия этой теории – понятия «паттерн» и «организация». Под паттерном имеется в виду некоторый тип структуры, характерный для множества частных реализаций этой структуры. Организация – частная реализация паттерна. Например, паттерн любого стула – наличие опоры и сиденья. Организация отдельного стула – тот конкретный способ, каким реализуется опора и сиденье в данном стуле (в виде четырех ножек, сиденья и спинки). Основные признаки аутопоэтической системы: 1. Система представляет собою сеть взаимодействий на некотором множестве элементов. Под сетевой структурой здесь имеется в виду особый паттерн организации, в котором каждый элемент влияет на каждый (в смысле причинно-следственных отношений). 2. В качестве элементов сети выступают процессы. 3. Это физические процессы. 4. Это процессы воспроизводства системы, т. е. результатом этих процессов является постоянное восстановление и возможное изменение системы. 5. Граница сети – также один из элементов сети, т. е. она находится в сетевом взаимодействии со всеми остальными элементами Автономная система. Признаки 1-2 и 4-5 задают так называемую автономную, или операционально замкнутую систему. Такая система только испытывает неспецифическую активацию со стороны внешней среды, определяясь в своем развитии преимущественно внутренними закономерностями. Все причины автономной системы лежат внутри системы. Такая система представляет собою фрагмент реальности, относительно изолированный от окружающей среды по каузальной структуре. Внешняя среда не может извне определить автономную систему, прорвать ее каузальную непроницаемость – вот, пожалуй, тот главный смысл, который несет в себе идея аутопоэза. Происходит это слово от греческого «synergeia» совместное действие, сотрудничество. Сегодня под синергетикой понимают междисциплинарную науку о самоорганизации – спонтанном (естественном) возникновении порядка из хаоса. Основными источниками появления и развития синергетики были термодинамика и новый раздел математики, получивший название «теория катастроф». Операциональная замкнутость аутопоэтической системы согласуется с поведением фазовой кривой в странном аттракторе, когда присутствует детерминистичность, но нет устойчивости в поведении системы – первоначально малое отклонение экспоненциально нарастает во времени. В этом случае даже, казалось бы, одно и то же воздействие внешней среды будет все равно давать некоторые флуктуации, в связи с чем система будет отвечать существенно по-разному на практически одинаковые влияния внешней среды. Так в понятиях синергетики может быть проиллюстрирована идея автономности системы. В эволюции аутопоэтических систем действует принцип естественного порядка, выражающийся законами сетевой и нелинейной организации систем (например, в форме законов нелинейных дифференциальных уравнений или теории клеточных автоматов). 66. Эпигенетика. Модель живой системы на околомолекулярном уровне : комбинативно- комплементарные системы, матричное копирование. Каскадные механизмы в объяснении активности живого. ДНК-фундаментализм в современной теоретической биологии. Эпигенетика- наука, которая изучает процессы, приводящие к изменению активности генов без изменения последовательности ДНК. Проще говоря, эпигенетика изучает воздействие внешних факторов на активность генов. Комбинативно-комплементарная модель живой системы, состоящей из некоторых генетически детерминированных элементов, самопроизвольно организующихся в структуры более выслклгл порядка. Элементы такой системы независимы друг от друга и могут образовывать внешние комплексы из-за комплементарности (по типу «ключ-замок») входящих в них элементов. Простейшей моделью такой системы является набор пластмассовых деталей, в котором комплементарные детали при встрече могут образовывать относительно устойчивые комплексы. Такой комплекс может находится в условиях постоянного перемешивания, чтобы обеспечить случайное соединение любых комплементарных структур. Однако комплекс всегда может быть «расцеплен» более сильными «встрясками» и затем всегда может быть собран вновь. Комбинативно-комплеменьарные структуры- частный случай комбинативных структур, для которых независимые комбинации элементов являются автоморфизмами, т.е. преобразованиями, не разрушающими, а лишь меняющими состояние системы. Специфика комбинативно- комплементарных структур состоит лишь в дополнительном наличии комплементарностей у элементов, обеспечивающих случайную самосборку тех или иных комплексов. Например, некоторый белок будет связываться с определенным сайтом ДНК благодаря соответствию пространственной конфигурации центра связывания белка с топографией данного участка молекулы Днк. Комбинативно- комплементарная структура в принципе не может быть разрушена случайным воздействием извне. Наоборот, такое воздействие лишь «перетрясет» элементы, которые рано или поздно соберутся вновь. Но тогда ясно, что такая структура и не создает по- настоящему целостностей. Те комплементарности, которые в ней есть,- это лишь видимости целостностей, в основе которых лежат внешне независимые элементы, внешне и обратимо связанные в комплексы. С другой стороны, кажется, что такая природа комбинативно- комплементарных структур обладает повышенной способностью к самовосстановлению и неуязвимостью к внешним воздействиям. По крайней мере, комбинативно- комплементарные структуры хороши там, где нужна высокая целостность и где среда находится в состоянии постоянного перемешивания и «пляски». По-видимому такова именно околомолекулярная среда живой клетки. Под матричным копированием мы имеем в виду процесс образования копий на основе комплементарности с некоторой матрицей, например, образование отпечатков одного материального объекта на поверхности другого, комплементарность двух дополнительных форм и тд. В отличие от семиотического процесса, матричное копирование полностью протекает в плане актуального бытия, в то время как семиозис предполагает, что актуальному бытию принадлежит в первую очередь синтаксис, а с актуальными элементами синтаксиса потенциально связаны их семантические значения. Иными словами, структура знака онтологически друслойна- форма знака принадлежит актуальному бытию, в то время как значение дано как потенциальное бытие знака. В итоге имеющуюся сегодня модель биологической системы можно рассматривать как единство 3х основных концептов- Днк-матричного копирования белков (носящего несемиотический характер), комбинативно-комплементарного механизма самосборки белков и других органических субстратов и каскадных механизмов развертывания более сложных органических детерминаций. Кроме комбинативно-комплементарной организации, сегодня в молекулярной биологии и генетике все более формируется представление о сложной системе нефизических каузальных (причинных) связей, в которой стартовый фактор А инициирует целую цепочку последовательных событий В, С… В общем могут разворачиваться сложные причинно-следственные цепочки влияний (т.н. «каскадный механизм»), например, гены могут образовывать белок, который будет влиять на концентрацию морфогена, в свою очередь определяющего активность генов и тд. При таком определении биологическая система представляет собой некоторое подобие алгоритмического устройства, в котором достаточно однозначно связаны входные и выходные воздействия, образуя естественно возникшую в природе сложную физико-химическую машину. По-видимому, соединение комбинативно- комплементарной модели для субклеточного уровня и системы разного рода каскадных механизмов на более высоких уровнях организации,- таков обобщенный образ органической системы в современной теоретической биологии. Современная генетика может быть охарактеризована не только актуализмом, но и своеобразной формой ДНК- генетического фундаментализма. Под последним имеется в виду представление современной молекулярной генетике о хромосомном генотипе как практически единственной первой причине бытия организма, от которой распространяется ток причинности ко всем остальным элементам и подсистемам живой целостности. Наиболее ярко этот генетический фундаментализм представлен известной «центральной догмой» молекулярной генетики, утверждающей, что поток генетического определения может идти только в направлении ДНК белков, но не обратно. Однако и здесь при более пристальном рассмотрении мы встречаем ряд неоднозначностей, в конечном итоге выражающих сетевые отношения между потенциальной и актуальными формами бытия живого организма. Одним из важных симптомов преодоления ДНК- фундаметализма в определениях современной генетики является также появление новой науки «эпигенетики», которая начинает сегодня реально исследовать вне-нуклеиновые носители и детерминаты наследственной информации 67. Понятие клинического мышления. Этапы развития медицинского знания. Основные принципы клинического мышления, согласно Х. Вульфу. Под клиническим мышлением мы понимаем способ мышления в медицине, который претендует на применение некоторых теоретических конструкций к объяснению клинически выраженных проявлений заболевания, способных наблюдаться нашими органами чувств. Связь теории и практики – основа клинического мышления при таком его понимании. В эволюции клинического мышления можно выделить в первом приближении три основных периода: 1. Донаучный период. Под определения этого периода эволюции клинического мышления подпадает историческая эпоха со времен античности до конца 18 века. В это время господствует так называемая гуморальная теория, созданная врачами Древней Греции. Эта теория утверждала существование в организме четырех основных жидкостей – крови, флегмы, желтой и черной желчи. Основа здоровья – равновесие, основа всех болезней – то или иное нарушение равновесия этих жидкостей в организме. Характеристика донаучного периода с точки зрения соотношения теории и практики: в донаучный период мы видим явную разорванность в структуре клинического мышления врача между теорией и практикой. Теории еще слишком спекулятивны и умозрительны, оторваны от реальных фактов. А реальные факты существуют сами по себе и мало осознаются врачами. 2. Период «терапевтического нигилизма». К началу 19 века происходит формирование более критического отношения к медицинскому знанию. В 19 веке начинают изучаться причины и механизмы заболеваний, получают невиданное доселе развитие лабораторные методы исследования, появляются новые средства физикального обследования больного. Революция в клиническом мышлении в это время состоит в том, что постепенно врачи начинают понимать, что за клиникой стоят более глубокие и объективные патологические процессы, к аждое заболевание имеет свои морфофизиологические проявления. Господствующее место в это время занимает школа французских и немецких врачей – анатомов и физиологов. От физиологии постепенно отделяются биохимия, эндокринология, иммунология, микробиология. Общая характеристика периода терапевтического нигилизма с точки зрения соотношения теории и практики: впервые клиническое мышление в это время соединяет теорию и практику, начинает использовать экспериментально подтвержденные факты и оказывается подлинно научным методом мышления. Однако эта научная революция 19 века в области медицинского знания охватывала пока только сферу диагностики, практически не имея возможности распространить себя в область лечения. Новые теоретические знания о структуре и функциях при патологиях еще долгое время, вплоть до конца 19 века, почти не влияли на методы лечения. 3. Период количественного метода. В 20-м веке, особенно со второй его половины, научные стандарты исследования постепенно распространяют себя и в сферу оценки разного рода методов лечения. Вплоть до этого времени не существовало количественной оценки эффективности тех или иных терапевтических методик. Опыт количественной оценки эффективности разного рода лекарственных средств и методов лечения начинает все более входить в медицинскую практику, формируя новое направление исследований, получившее название «доказательная медицина». Основа доказательной медицины – проникновение научного подхода не только в диагностику, но и в клинику. Характеристика периода количественного метода с точки зрения соотношения теории и практики: с этого момента научный метод мышления в медицине впервые начинает соединять в себе ресурсы теоретического и эмпирического знания как в области диагностики, так и лечения. В феномене доказательной медицины эволюция клинического мышления достигает определенной полноты, обеспечивая как вертикальную интеграцию медицинского знания (синтезируя уровни эмпирического и теоретического знания), так и горизонтальный охват сфер диагноза и терапии. Принципы клинического мышления по Х.Вульфу. Согласно Х.Р.Вульфу, клиническое мышление врача играет важную роль в процессе принятия клинических решений (постановка диагноза, выбор и назначение лечения), на который оказывают влияние следующие два класса факторов. 1. Принципы, определяющиеся научным фактором Они включают в себя, в свою очередь 1.1. Дедуктивный компонент: выводы из теоретического знания о механизмах развития заболевания, опирающиеся на а) Донаучные теории б) Научные теории 1.2. Эмпирический (индуктивный) компонент: выводы из опыта ведения аналогичных пациентов, исходящие из а) Неконтролируемых наблюдений б) Контролируемых наблюдений Второй класс принципов, определяющих клиническое мышление врача – это: 2. Гуманистическое мышление, включающее в себя: 2.1. Эмпатический компонент, вытекающий из понимания пациента как дружественного человеческого существа, 2.2. Этический компонент, вытекающий из этических норм и понимания того, что «хорошо» и что «плохо». 68. Категория «мера жизни» и ее роль в философии медицины. Медицину во многом можно рассмотреть как одну из сторон биологического знания — науки о феномене жизни. Основной категорией биологии является категория «жизни», и биология пытается постичь логос живого, в том числе в форме его структурных выражений. Главная проблема биологии — проблема сущности жизни, проблема того, чем живое отличается от неживого. В такого рода проблематике на первый план выходит качественная специфика одного типа бытия — жизни — в отношении К другому типу бытия — не жизни. Отношение этих состояний реализуется во многом как отношение логического отрицания, т.е. отношения А и не-А, выражающего качественную разницу состояний. Медицинское знание: внутренняя более количественная дифференцированность по степеням. Главной категорией медицины - категория «меры жизни» - феномен жизни не только дан как самостоятельное относительно автономное качество, но и как состояние, способное дифференцироваться внутри себя на количественные степени-меры, образуя более, сильную или более слабую жизнь. Короче: есть не просто жизнь, но и степени жизни — жизнь сильная и жизнь слабая. Жизнь характеризуется своими степенями, обладая возможностью усиливаться и ослабляться, увеличиваться и уменьшаться, продолжая оставаться жизнью как одним и тем же качеством, несмотря на эти количественные градации. В этом случае здоровьем мы называем достаточно сильную жизнь, а болезнью — жизнь ослабленную. Движение по количественной шкале жизни оказывается лежащим в самой сердцевине медицинского логоса. Единство количественной степени и соответствующего ему качества, как известно, в классической метафизике носит название «меры». Так скорее не степень, но мера жизни — основная категория медицины. 69. Понятия «объем выживания» и «функция благополучия (оптимальности)» как возможные способы выражения меры жизни. Одним из важнейших параметров меры жизни является степень адаптивной пластичности живого организма. Организм может оказываться в различных – более или менее благоприятных - для его существования условиях (например, в ситуациях с разными величинами температур, количества пищи, плотности популяции и т. д.). В одних ситуациях организм способен приспособиться и выжить, в других ситуациях он погибает. В этом случае можно ввести такое понятие, как объем выживания организма – множество всех тех возможных ситуаций, в которых организм может остаться живым, приспособившись к условиям этих ситуаций. Объем выживания – одна из важных характеристик меры жизни того или иного вида жизни. Чем больше – при прочих равных условиях - объем выживания организма, тем большей мерой жизни он обладает. Функция благополучия – один из примеров так называемых критериев оптимальности, которые все чаще в последнее время применяются при решении разного рода задач в биомедицинских науках. Функция благополучия представляет из себя некоторую интегральную оценку жизнедеятельности организма. Эта функция определяет не только экологическую нишу, но и конкретные количественные показатели благополучия организма в каждой конкретной ситуации, т. е. в каждой точке экологического пространства. Нечто подобное можно представить и для более общего случая, когда мера жизни организма могла бы определяться на основе некоторой функции благополучия этого организма в некотором пространстве возможных ситуаций существования организма. 70. Критерии оптимальности и методология их использования в современных биомедицинских науках. Функция благополучия – один из примеров так называемых критериев оптимальности, которые все чаще в последнее время применяются при решении разного рода задач в биомедицинских науках. Например, можно пытаться выяснить, почему рыбы обладают определенной формой тела. Помочь в решении этой задачи могут соображения, связанные с оценкой формы с точки зрения, например, сопротивления встречному потоку жидкости при движении в воде. Такую задачу можно представить достаточно строго, в рамках определенной математической модели. Можно рассмотреть различные пространственные формы и задать на них некоторую функцию, значение которой будет выражать, допустим, величину сопротивления этой формы при ее движении в жидкой среде. Затем можно попытаться найти такие формы, которые дают минимальные значения указанной функции. Часто оказывается, что математически найденные формы с минимальным сопротивлением являются достаточно близкими реальным формам водных организмов. Подобные задачи называют задачами на экстремум. |