Философия с ответами 4. Контрольные вопросы Философия и круг изучаемых ею проблем. Предмет и функции философии
Скачать 0.96 Mb.
|
Соловьев. Возникновение в истории русской философии интегрального направления, которое получило название русская философия всеединства. Основателем его был выдающийся русский философ Владимир Сергеевич Соловьев. Одна из наиболее ярких черт философии Соловьева – учение о Божественной Софии, которая представлялась философу как «вечная женственность» - женская ипостась природы Божества. 4 основные точки зрения философии всеединства: 1. Интегральная флс. Есть два вида мышления: первый склонен выбирать из всех вариантов один, который лучше всего поможет решить проблему, второй синтезирует все виды вариантов, собирая положительное и убирая крайности. Соответственно есть 2 вида философствования: в первом виде выбирается какая-то крайность и доводится до предела, что не есть хорошо, во втором виде синтезируются все альтернативы и образуется равновесная флс. Таким образом русская флс пытается синтезировать цивилизационный и формационный подходы в истории, т е создается третий принцип флс. Утвержается многоуровневость истории ( на нижних уровнях правы славянофилы, а на более высоких - западники). 2. Витализм - флс система, которая утверждает, что в конечном итоге все является живым, все формы бытия чуть разные степени и формы жизни. Быть значит жить, быть живым. Живое принимается как сущность, обладающая своим внутренним миром, который лежит в особой области реальности. 3. Диалектическая флс. В рамках формальной логики принимаются законы тождества и непротиворечия, согласно которым правильное мышление должно быть непротиворечивым. Диалектическая логика утверждает, что есть другое противоречие, которое не является ошибочным. Правда объяснить их флс все еще не смогла. 4. Реалистичная флс. Идеи теофании - процесс выражения в материи сверхматериального начала. Философы понимали, что невозможно увидеть красоту, добро и истину без искажения материальным миром, поэтому стоит учитывать эти искажения Бердяев. Н. А. Бердяев (1874–1948) – русский философ, значительная часть мировоззренческой эволюции которого проходила в рамках религиозного экзистенциализма. Н. А. Бердяев осуществил попытку создать объективно-идеалистическую «свободную христианскую философию», чуждую научности. Философия, в представлении Бердяева, есть учение о духе, то есть о человеческом существовании, в котором раскрывается смысл бытия. Философия должна быть основана на духовном опыте; она субъективна, а не объективна. По Бердяеву, экзистенциальная философия есть утверждение познания мира в человеческом существовании и через человеческое существование. Главным онтологическим началом в философии Н. А. Бердяева является свобода. Она абсолютна, иррациональна и несоизмерима ни с какими другими категориями; она добытийственна и существует как нечто, представляющее иррациональную субстанциональную силу, способную творить из ничего. Основная онтологическая категория в философии Н. А. Бердяева – человек, поскольку он стоит в центре мира «и судьба человека определяет судьбу мира, через него и для него». Человек и мир обогащают божественную жизнь, потому что «Бог с человеком есть нечто большее, чем Бог без человека и мира». Человек является единственным носителем духа (духовным существом), носителем добра и красоты, реализует высшую божественную правду. Он – высшая материальная структура (микрокосм), содержащая все элементы мира (макрокосма). Главенствующее место человека в мире определяется тем, что он является носителем добытийной свободы. Он, кроме того, экзистенциальный субъект, некая данность, стремящаяся к самоутверждению. Это объясняет происхождение зла в мире и возможность творчества и новизны в мире. Подлинное бытие человека (экзистенция) первично к любому возможному вне его бытию как природному, так и социальному. Этот мир объективирован, материализован экзистенцией. Поэтому мир человека есть объективированная его духовность. Каков дух человека, таков и его мир. Стать личностью – задача человека. Флоренский. Важное место во взглядах Флоренского занимает софиология. Он следует за В.С. Соловьевым, однако в трактовке всеединства и Софии Флоренский расходится с Соловьевым: в отличие от него, он строит учение о Софии на материале православной церковности (иконописи, литургике и др.), а явления эмпирической реальности и самую материю мира, вещество, видит не отъединенными от смысла, а выражающими его, духовно значимыми и ценными. Характерные черты мысли Флоренского: 1) тяга к платонизму и в целом к духовному строю греческой античности; тенденция к максимальному сближению эллинского и православного духовных стилей; 2) “конкретность” — неприятие спиритуализма и отвлеченной метафизики, стремление дополнить религиозно-философские тезисы экскурсами в различные области знания и, в частности; 3) интеграция идей и методов современного естествознания в рамки религиозного мировоззрения — впоследствии становятся гл. установками его “конкретной метафизики” 1920-х. Это — метафизика всеединства на новом этапе, обогащенная феноменологическим методом исследования и рядом выдвинутых Флоренским идей философского символизма и семиотики. Ее задача — выявление неких первичных символов, базисных духовно-материальных структур, из которых слагаются различные сферы реальности и в соответствии с которыми организуются различные области культуры” 29. Русский космизм (Федоров, Вернадский, Циолковский, Чижевский). Основная идея русского космизма: человек - органическая часть Космоса, находящаяся в постоянном взаимодействии со всей Вселенной. Человек способен быть понятым, только исходя из своего места в составе космического целого. Русский космизм во многом опирается в своих идеях на современные и будущие достижения науки, в нем гораздо больше сциентизма – философии науки, в которой место науки находится в центре преобразований самого бытия человека, общества и природы. Николай Федоров. Идея его главной работы заключается в том, что есть лишь единственное общее дело у всех людей, по поводу которого они все могут договориться и согласиться, независимо от разности своих национальностей, социальных статусов, культурной принадлежности и т.д. Это дело борьбы со смертью, обретения бессмертия, причем, не только для живущих, но и для всех наших предков, которые уже умерли. Федоров говорит о необходимости воскресения всех умерших в их физических телах, но, в отличие от христианской идеи воскрешения мертвых, Федоров уповает в решении этой задачи на науку будущего. К. Э. Циолковский также ставил перед собою задачу выхода человека на новый уровень своего существования, когда человек сможет не только победить закон смерти, но и, преодолеть границы планеты и заселить другие планеты, построить города в космическом пространстве, достичь других звезд и открыть там новые миры, населенные разумными существами. Все это человек должен совершить, используя достижения науки и техники. А. Л. Чижевскому принадлежит идея тесной связи земной жизни с процессами окружающего Космоса, особенно с солнечной активностью. В. И. Вернадский создал учение о биосфере и ее переходе в ноосферу. Жизнь на Земле он предлагает рассматривает в совокупности, как планетарное «живое вещество», которое обладает геологическим масштабом и образует особую геологическую оболочку – биосферу. Биосфера находится в постоянном необратимом развитии, порождая все более сложные формы жизни, в итоге – человеческий разум. Человек начинает свое формирование как один из биологических видов, затем все более заполняет собой биосферу и постепенно формирует новую оболочку земли – ноосферу, сферу разума, в которой разум становится новой геологической силой, влияющей на эволюцию Земли и в итоге Космоса. В будущем, полагал Вернадский, человек сможет оторваться от обычной формы телесности, которая привязывает его к Земле, обрести новые телесные формы, в частности автотрофность – способность получать энергию прямо из света, и стать гражданином всего Космоса. 30. Основные школы и направления западной философии XX века: феноменология. психоанализ, экзистенциализм, неопозитивизм и постпозитивизм. Феноменология – одно из влиятельных направлений западной философии 20 в., основанное немецким философом Эдмундом Гуссерлем (1859 - 1938). Феноменология берет свое название от слова «феномен», т.е. буквально это наука о феноменах. Феномены – это образования чистого (абсолютного) сознания. В феноменологии выделяется два вида сознания – обыденное и чистое сознание. Обыденное сознание – это то, что мы обычно имеем в виду под сознанием как областью бытия, в которой находятся наши мысли, чувства, желания, и которая противостоит внешнему миру объектов. Таким образом, идея обыденного сознания предполагает разделение единой реальности на объект и субъект, и обыденное сознание занимает здесь только область субъекта. Чистое сознание – это понимание сознания как единой реальности, в которой лежат рядом и внутренний, и внешний мир. Ведь в конечном итоге и внешний мир, его объекты также создаются нашим сознанием. Таким образом, в чистом сознании находят свое объединение объект и субъект, здесь мысли и вещи лежат рядом в рамках единой реальности. Образования чистого сознания – это и есть феномены. Существует способ достижения чистого сознания, своего рода интеллектуальная медитация, которую Гуссерль называет феноменологическая редукция. В ее основе наложение феноменологического эпохэ (запрета) на все смысловые конструкции, которые предполагают разделение бытия на субъект и объект и отождествление своего я с субъектом. Гуссерль указывает следующие признаки феноменов. 1)феномены синтетичны – в них объединены свойства внешнего и внутреннего мира. Это своего рода мысле-вещи или вещи-мысле-чувства-воления. 2) феномены очевидны. Сомнение – это вообще признак отождествления своего я с обыденным сознанием, где большая часть бытия попадает в область не-я и требует своего обоснования. Когда достигается чистое сознание, то там все самоудостоверяет себя, выступая как ясное и самоочевидное. 3) феномены интенциональны. Интенциональность –это свойство направленности феноменов. В этом свойстве Гуссерль подчеркивает принадлежность феноменов сознанию. Все образования даже обыденного сознания обладают направленностью на свой предмет. Феномены также обладают интенциональностью, выступая как своего рода направленные объекты – стрелки, направленные на свои цели. В каждом феномене есть его направленная составляющая, которую Гуссерль назвал ноэзис, и есть предмет этой направленности – ноэма. Ноэма – также часть феномена. Чистое сознание как система всех феноменов образует «жизненный мир». Это вся полнота человеческого существования, в своем единстве и непосредственности. Психоанализ – влиятельное направление современной психологии и философии, основанное австрийским врачем Зигмундом Фрейдом (1856 - 1939). В основе психоанализа лежит представление о том, что область человеческого я занимает лишь малую часть нашей психики, которая со всех сторон окружена океаном бессознательного. Это разного рода психический опыт, который в данный момент не осознается человеком, но может оказывать на него значительное влияние. Психоанализ выступает как метод расшифровки структуры человеческого бессознательного. В структуре человеческой психики Фрейд выделяет три основные области: 1)эго (сферу сознания и самосознания) -это сфера интеллекта, который способен искать те или иные средства для достижения целей в реальности внешнего мира. Здесь на первом месте стоит принцип реальности. Но само по себе эго не обладает целями и нуждается в своем дополнении ценостно-целевыми образованиями, в качестве которых и выступают структуры под- и надсознательного. 2)подсознательное (id, «оно») -эту сферу человеческой психики образуют разного рода животные инстинкты, главную роль среди которых играет сексуальное влечение (libido). Подсознательное влечение стремится к достижению удовольствия, независимо от его реальности, что обозначается Фрейдом как принцип удовольствия. 3)надсознательное (суперэго) – это разного рода ценности и нормы, которые закладываются в ребенка его родителями в процессе воспитания. Суперэго скорее исходит из принципа долга, определяя в качестве целей нормы и ценности социальной среды. В итоге возникает два вида целей, идущих от подсознательного и суперэго, которые во многом противоречат друг другу, поскольку животные подсознательные желания обычно осуждаются суперэго, не проходят его цензуру. Возникает конфликт между под- и надсознательными областями психики, который может завершаться четырьмя основными результатами. Это: 1. победа суперэго и вытеснение обратно в область подсознательного сексуальных влечений, 2. победа подсознательных влечений и их реализация с использованием интеллектуальных ресурсов эго, 3. разного рода маскировки подсознательного, куда относятся: автоматизмы (описки, оговорки, забывания, ассоциации), сновидения, неврозы, 4. сублимация подсознательных влечений. Сублимация – это процесс использования энергии libido в социально приемлемых формах, когда суперэго берет от подсознательного влечения его энергию и направляет ее в некоторую форму деятельности, которая признана обществом. Экзистенциализм. Экзистенциализм –от латинского слова existentia – существование. Основоположником экзистенциализма был датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 - 1855). В классической метафизике всегда важную роль играли категории сущности (essentia) и существования (existentia). Они понимались таким образом, что сущность – это была подлинная глубинная основа бытия того или иного объекта, в то время как существование выражало более поверхностно-внешнее проявление сущности. В экзистенциализме понятие существования выходит на первый план. Философы этого направления пытаются отказаться от идеи сущности (эссенциализма). В первую очередь это касается существования человека. Экзистенциализм утверждает, что человек существует в мире принципиально иначе, чем все остальные формы бытия. С одной стороны, человек обречен на вечные поиски своего места в бытии, и никогда он не сможет здесь ничем окончательно удовлетвориться. Человек способен лишь временно отождествить себя с некоторым образом бытия, с некоторой «сущностью», но затем разочаровывается в ней и ищет чего-то нового. Такой удивительный тип бытия человека в мире, своего рода человеко-бытие, и называется в экзистенциализме экзистенцией. Экзистенциализм ставит перед собою задачу создать философию человеческого типа существования, рассматривая жизнь человека как особый тип бытия, не имеющий более аналогов в других формах существования. На экзистенциализм большое влияние оказали идеи феноменологии. Идея жизненного мира, непосредственного переживания мира феноменов чистого сознания лежит и в основании экзистенциалистской философии. Отличие состоит в том, что в феноменологии Гуссерля жизненный мир рассматривался в первую очередь как реальность чистых смыслов, т.е. более рационально постижимая сфера человеческого мира, в то время как экзистенциализм уделяет большое внимание чувственным и ценностным определениям человеко-бытия. Экзистенциализм подчеркивает и развивает идею о том, что мир оказывается частью человека. В итоге все психологические определения человеческого существа в экзистенциализме онтологизируются – переходят в состояние базовых определений, так называемых экзистенциалов, самого человеко-бытия. Во многом экзистенциализм ставит перед собою задачу описания всей системы человеческих экзистенциалов и выделения среди них наиболее фундаментальных. Человек переживает себя как некоторое конечное и становящееся бытие, которое всегда ощущает свою неполноту и открытость на трансценденцию – нечто запредельное, что зовет и пугает человеко-бытие. Так экзистенция оказывается открытой на трансценденцию. Последняя может пониматься как Бог в религиозных направлениях экзистенциализма (К.Ясперс) или как ничто- небытие в более атеистических его версиях (Хайдеггер, Сартр, Камю). Человек может существовать с разной силой и полнотой жизни. Большинство обычных людей как правило отождествляют себя с какими-то ролями и статусами в обществе, теряя свою экзистенцию. Так возникает безликий man-мир. И только перед лицом так называемых пороговых ситуаций (боль, болезнь, страдание, смерть) человек получает вызов судьбы и иногда способен ответить на него возрождением своей свободы, разотождествлением себя с социальными ролями и переживанием себя как неуловимой подлинности - экзистенции. Но сделать это чрезвычайно трудно и под силу лишь избранным среди людей, так что экзистенциализм во многом оказывается философией элиты человечества и потому философией элитарного меньшинства. Неопозитивизм – влиятельное направление философии науки 20 в., пик развития которого приходится на 30 – 50 гг. Основные представители неопозитивизма – австрийские философы Мориц Шлик (1882 - 1936), Людвиг Витгенштейн (1889 - 1951) и Рудольф Карнап (1891 - 1970), английский философ Бертран Рассел (1872 - 1970) и др. Как и классический позитивизм, неопозитивизм рассматривал научное знание как высший род знания и пытался свести философию к науке. В отличие от классического позитивизма, неопозитивизм опирался на методы современной математической логики при построении моделей научного знания, так что второе название неопозитивизма – логический позитивизм. Главная проблема неопозитивизма – проблема так называемой научной демаркации. Неопозитивисты полагали, что наука принципиально отличается от других форм культуры, и существует некоторый признак, который качественно отличает науку от ненауки. Этот признак был назван критерием научной демаркации, поскольку на его основании можно было бы отделить науку от ненауки и провести между ними как бы демаркационную разграничительную линию. Неопозитивисты поставили перед собой задачу дать определение критерия логической демаркации. Развитие неопозитивизма – это во многом развитие представлений о критерии научной демаркации. В определенной мере это можно сказать вообще об истории парапозитивизма. Основные идеи неопозитивизма впервые были артикулированы в начале 20-х годов интеллектуалами, входившими в так называемый "Венский кружок" логических исследований. Их позитивистская программа включала следующие идеи: * Ограничение предмета философии анализом языка науки. * Превращение логики в формальную и математическую логику, нацеленные на совершенствование языка науки. * Стремление подвергнуть всё наличное знание критическому анализу с позиции требования принципа верификации. 5. Принцип верификации - ключевой в методологии неопозитивизма. Он означает процедуру установления истинности утверждений через их эмпирическую проверку: если не будут обнаружены факты, подтверждающие теорию, она не является истинной. |