Главная страница
Навигация по странице:

  • Устное народное творчество.

  • Просвещение.

  • Книгопечатание.

  • Общественно-политическая мысль.

  • Летописание.

  • Исторические повести

  • Архитектура.

  • Литейное дело.

  • Научные знания

  • История_2016_temy_1-15. Курс лекций Данилов А. А., 2015 Предмет и метод исторической науки


    Скачать 1.02 Mb.
    НазваниеКурс лекций Данилов А. А., 2015 Предмет и метод исторической науки
    АнкорИстория_2016_temy_1-15.doc
    Дата13.01.2018
    Размер1.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория_2016_temy_1-15.doc
    ТипКурс лекций
    #13935
    страница10 из 14
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

    11. Культура и быт России в XVI в.




    На развитие культуры XVI в. ока­зали влияние три фактора:


    1. Завершение образования единого Россий­ского государства.

    2. Освобождение Руси от ордынского ига.

    3. Завершение формирования рус­ской народно­сти.

    Россия активно боролась с остатками Зо­лотой Орды, Литвой, Польшей, Швецией. Свидетель­ство тому – ин­тенсивное крепостное каменное строительство. Развивались связи с Западной Европой, особенно с Ита­лией, хотя они затруднялись борьбой церкви с «латинством». Цер­ковь препятство­вала распространению светских научных знаний, установила рег­ламентацию духовной жизни.

    Устное народное творчество. Основная тема устного народ­ного твор­чества – борьба с иноземными захватчиками. Попу­лярна была «Песня о взятии Казани». Народ идеализировал «грозного царя Ивана Васильевича», прославля­л его борьбу с боярами. Отрица­тельным героем выглядит «Малюта злодей Скуратов».

    Просвещение. С развитием государства возросла потреб­ность в грамотных людях. При монасты­рях работали школы и библиотеки. «Мастера грамоты» помогали неграмотным написать челобитную (жалобу, прошение), составить завещание или купчую. Появились первые учебники по грамматике («Беседа об учении грамоте») и арифме­тике («Цифирная счётная мудрость»). Первую русскую грамматику со­ставил философ Максим Грек (1475–1555). В царском дворце находилась «библиотека Ивана Грозного», основу которой составили книги, привезённые бабушкой Ивана IV – Софией Палеолог. (Библиотека исчезла после смерти Ивана Грозного). Иван IV отличался начитанностью, но неизвестно ни единого слова, написанного им собственноручно. В качестве подписи монарх прикладывал перстень с печатью.

    Книгопечатание. Через сто лет после изобретения книгопечатания немецким учёным И. Гýтенбергом в 1563 г. в Москве была устроена первая русская ти­пография с целью выпуска массовыми тиражами религиозной литературы для обращения в православие мусульман Поволжья и католиков Ливонского ордена. Книгопечатание было необходимо для исключения ошибок, неизбежных при переписывании. Первопечатники Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец в 1564 г. напеча­тали книгу «Апостол», а в 1565 г. – «Часослов». Однако церковники обвинили первопечатников в ереси, считая, что божественные тексты можно писать только от руки. Религиозные фанатики уничтожили первую русскую типографию. Первопечатники бежали в Великое Княжество Литовское. В 1574 г. они выпустили в г. Львове первую славянскую «Азбуку», в 1580–1581 гг. в г. Острог издали первую полную славянскую Библию («Острожскую Библию»). Печатное дело в Москве продол­жили Никифор Тарасьев, Тимофей Невежа и его сын Андро­ник Невежа. За XVI в. в России было напечатано всего 20 книг разными тиражами.

    Общественно-политическая мысль. В публицистике XVI в. обсужались следующие социально-политические вопросы: о госу­дарственной власти; о роли закона; о роли церкви.

    Публицист Иван Пере­светов выступал за сильную царскую власть.

    Памятником общественно-политической мысли является пере­писка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Князь Курб­ский, сбежав в 1564 г. в Литву, написал несколько обличительных писем Ивану IV. Грозный ответил Курбскому. Несмотря на зачастую ненормативную лексику писем, авторов отличает широкая образо­ванность: в ходе поле­мики они показали знание Библии, истории античности.

    Митрополит Макарий к 1554 г. создал «Великие Четьи Минеи» – 12-томное собрание всех книг «для душеполезного чтения»: житий, поуче­ний, повестей, сказаний объёмом свыше 27 тыс. страниц.

    Важной темой публицистики стал поиск «правды» как высшей справедливости. Фёдор Карпов писал о необходимости в государстве законности, сильной и справедливой власти.

    Летописание.Возникли крупные летописные своды:

    -Никоновская летопись. Один из её списков называется «Лицевой свод», в нём содер­жится 16 тыс. иллюстраций;

    -«Сте­пеннáя книга», составитель – митрополит Афанасий. Разделена на 17 «степеней» – перио­дов правле­ния великих князей и митро­политов.

    Исторические повести:Повесть о Казанском взятии» – автор описывает взятие Казани и идеализирует образ Ивана IV;

    Повесть о Молодинском сражении» –(с крымским ханом в 1572 г.);

    Повесть о прихождении Стефана Батория на Псков» – о героической обороне Пскова в 1581–1582 гг.

    Архитектура. В XVI в. началось строительство каменных шатро­вых церквей: -церковь Вознесения в селе Коломенском (1532 г.), построена в ознаменование рождения Ивана IV. Представляет собой 62-метровый столп с 8-угольным шатровым верхом и с террасой – гýльбищем;

    -По­кровский собор («храм Покрова что на Рву», или храм Василия Бла­женного) построен на Красной площади в 1555–1561 гг. в озна­менование взя­тия Казани. Восемь купо­лов, окружающих центральный шатёр, олицетворяют земли, входящие в состав Московского государства. По легенде, зод­чие Барма и Постник Яковлев (возможно, это был один человек – Барма Постник) были ослеплены Иваном IV, дабы не смогли впредь создать красоту бóльшую, чем этот храм.

    В XVI в. широкий размах получило крепостное строительство. В правление Елены Глинской, в 1535–1538 гг., под руководством итальянского инженера Петрока Малого был построен Ки­тай-город кита» – связка жердей внутри кирпичной стены) – крепостная стена вокруг московского Китай-города длиной 2,5 км. с 12 башнями. В 1585–1593 гг. зодчий Фёдор Конь (Савельев) на землях «белых слобод» по­строил третью линию каменных укрепле­ний длиной 9,5 км. – Белый го­род («Царь-город») с 27 башнями (по нынешнему Бульварному кольцу Москвы). В 1591–1592 гг. были возведены деревянные укрепления по линии нынешнего Садового кольца – Земляной город («Скородом»). Кольца укреплений пересекались улицами. Так возникла радиально-кольцевая планировка столицы. Дороги к Москве прикрывались монастырями-крепостями (Новодевичий, Донской, Данилов, Симонов, Андроников и др.).

    В 1595–1602 гг. Фёдор Конь возвёл самую мощную русскую крепость в г. Смо­ленске. Каменные крепости были построены на Волге (Ниж­ний Новгород, Казань, Астрахань), вокруг Москвы (Тула, Коломна, Зарайск, Серпухов, Можайск), на Северо-Западе (Новгород, Псков, Изборск, Печоры) и на Соловецких островах – Соловецкий монастырь.

    Живопись. Стоглавый церковный собор регламентировал живо­пись, требуя от иконописцев следовать греческим образцам и манере Андрея Рублёва. В иконописи соседствуют официальная «годуновская» школа и «строгановская» школа (мастер Прокопий Чирин и др.).

    Музыка. На Руси была распространена ду­ховная музыка, многоголосое церковное пение. Нотной записи звуков не было, но существовала т. н. «крюко­вая» запись. Иван Грозный является автором нескольких духовных музыкальных произведений. Появились иностранные музыкальные инструмен­ты – оргáны, клавесины, клавикорды.

    Литейное дело. В Мо­скве на Пушечном дворе при царе Фёдоре Иоанновиче мастером Андреем Чоховым в 1586 г. была отлита «Царь-пушка» весом 40 тонн и диаметром канала ствола 89 см. Для производства оружия и драгоценной утвари была создана Оружейная палата.

    Научные знания. Рост торговли и денежно­го обращения способствовали развитию практических знаний в области арифметики. В руководстве «О земном же верстании, как землю верстать» объяснялось, как вычислять площадь квадрата, прямоугольника, трапеции с приложениями и чертежами. В 1534 г. с немецкого языка был переведён «Вертоград», содержавший советы по личной гигиене, уходу за больными, лекарственным растениям. Научные знания переплетались с мистическими. На Руси читали «Христианскую топографию» византийского купца и мореплавателя VI в. Козьмы Индикоплóва, в которой утверждалось, что небо круглое, Земля четырёхугольная, за океаном расположен рай и т.д.

    Медицина находилась в зачаточном состоянии. Лечились в основном молитвой, баней и народными средствами. Лишь в 1581 г. в Москве англичанин Джеймс Френч открыл первую аптеку для тяжелобольного Ивана Грозного.

    Быт. Жилище. В богатых хоромах появились итальянские венецианские оконные стёкла. Иван Грозный любил играть в шахматы.

    Одежда. Поверх рубахи носили зипун, кафтан (фéрязь, армяк), сверху – óпашень летом или шубу зимой. Кафтаны и шубы имели длинные рукава. Бояре носили лисьи и собольи шубы.

    Пища. Пищевой рацион состоял из растительной и жи­вотной пищи: щи, каша, хлеб, репа, рыба, в скором­ные дни – мясо. Праздничный богатый стол включал пи­роги, осетрину, вино, ячменное пиво. При Иване IV распространение получила водка и заимствованные у татар питейные заведения – кабаки. В 1533 г. был основан в Москве первый «царёв кабак». Торговлей водкой занимались царские чиновники.

    «Домострой»свод житейских правил и наставлений, руководство, определяющее поведение человека в семье и обществе. Его автор – священник Сильвестр – являлся поборни­ком патриархальных порядков, ратовал за укрепление роли отца и родите­лей в семье. «Домострой» призывал: «Чада... любите отца своего и матерь свою и послушайте их, и повинуйтесь им по Боге во всём. И ста­рость их чтите». «Домострой» поучал «не красти... не солгати, не оклеветати, не завидети (не завидовать), не обидеть, не клепати... не бражничать... не помнить зла, не гневатися ни на кого, к бóльшим (старшим) быти послушну и покорну, к средним любовно, к меншим и убогим приветну и милостиву».

    Права мужчин превалиро­вали над бесправными женщинами, но «Домострой» предписывал мужу воздерживаться от побоев жены: «Ни мужу на жену не гневаться, ни жене на мужа – всегда жить в любви и согласии». «Домострой» одоб­рял телесные наказания детей: «Казни (наказывай) сына своего от юности его. И успокоит тебя в старости твоей»; «И не жалей, младенца бия: если жезлом накажешь его, не умрёт, но здоровее будет, ибо ты, казня его тело, душу избавляешь от смерти».

    Таким образом, несмотря на жес­токость и суровость эпохи, рус­ская куль­тура XVI в. продолжала развиваться.
    **

    .
    1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14


    написать администратору сайта