Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет и метод исторической науки

  • Предмет истории.

  • Принципы исторической науки.

  • Методы

  • Основные теории исторических закономерностей. В средние века господ­ствовала христи­анская интерпре­та­ция исто­рии

  • Теория общественно-экономических форма­ций

  • Теория этносов Л. Н. Гумилёва

  • История_2016_temy_1-15. Курс лекций Данилов А. А., 2015 Предмет и метод исторической науки


    Скачать 1.02 Mb.
    НазваниеКурс лекций Данилов А. А., 2015 Предмет и метод исторической науки
    АнкорИстория_2016_temy_1-15.doc
    Дата13.01.2018
    Размер1.02 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория_2016_temy_1-15.doc
    ТипКурс лекций
    #13935
    страница1 из 14
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14

    ДАНИЛОВ Александр Анатольевич

    ИСТОРИЯ РОССИИ. КУРС ЛЕКЦИЙ
    © Данилов А. А., 2015


    1. Предмет и метод исторической науки




      1. Предмет истории. История

      2. Функции истории. Факты

      3. Исторический процесс

      4. Принципы исторической науки

      5. Методы исторической науки

      6. Вспомогательные исторические дисциплины

      7. Историография

      8. Источниковедение

      9. Основные теории исторических закономерностей


    Предмет истории. История наука, которая изучает прошлое во всей совокупности конкретных фактов, стремясь выявить при­чины и следствия происходивших событий, понять и оценить ход исторического процесса. Изучение прошлого возможно по трём направлениям: история собы­тий, история людей иистория идей.

    Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни и т. д. Предмет истории подразделяется по ряду параметров:

    -по времени изучения: древняя, средних веков, новая и новейшая;

    -по изучаемым регионам и территориям: например, история Ев­ропы, история России, история Сибири, история Москвы и т. п.;

    -по тематическим признакам: история политическая, экономиче­ская, во­енная, культуры, науки, история какой-либо научной про­блемы (например, история интеллигенции, Великой Отечественной войны).

    История лишена возможности эксперимента. Прошлое не знает сослагательного накло­нения. Можно спорить о судьбе России в случае выбора князем Владимиром другой религии, отсутствия на престоле Петра I, поражения большевиков в 1917 г., устранения В. И. Ленина или И. В. Сталина, но невозможно вернуться назад и изменить историю.

    Функции истории.

    1. Познавательная (интеллектуально-развивающая) функция состоит в изучении исторического пути России, познании всех его сторон, явлений, событий и фактов.

    2. Практически-политическая функция состоит в том, что история как наука помогает осмысливать научно обоснованный политический курс, избегать субъективных решений политического характера.

    3. Мировоззренческая функция формирует научное мировоззрение.

    4. Воспитательная функция. Изучение истории воспитывает нравственные и гражданские качества, такие как патриотизм.

    Факты. История делится на факты и их интерпретацию (объясне­ние). Фактустановлен­ное событие. Факты делятся на 3 группы:

    -общепризнанные, абсолютные факты;

    -предполагаемые, гипотетические факты;

    -ложные, не существовавшие факты.

    Историк обязан осторожно ин­терпретировать факты. Одни и те же факты разные люди оценивают по-разному.

    Исторический процессрезультат слож­ного, противоречивого взаимо­действия, взаимовлияния различных политических и экономиче­ских сил, национальных, социальных, религиозных групп населения, а также от­дельных исторических личностей.

    Принципы исторической науки.

    1. Принцип объективности обязывает рассматривать историческую реальность в целом, в её многогранности и противоречивости, независимо от желаний и пристрастий субъекта.

    2. Принцип историзма историзм мыш­ления.Необ­хо­димо оцени­вать факты в их совокупности, опреде­лять их подлинно­сть. Учёный не имеет права отбрасывать факты, противо­речащие его кон­цепции, обязан использовать только достоверные факты.

    3. Принцип всесторонности изучения истории подразумевает необходимость полноты и достоверности информации.

    Методы исторической наукиспособы изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления — исторические факты. В истории используются следующие методы:

    1. Хронологический — факты излагаются в хронологическом порядке;

    2. Проблемно-хронологический — историю рассматривают по отдельным проблемам (темам);

    3. Синхронический метод — устанавливает взаимосвязи между процессами, протекающими в одно и то же время в разных местах России.

    Вспомогательные исторические дисциплины



    Историческая наука располагает кругом вспомогательных дисцип­лин:

    -археология – изучение ис­тории по предметам и сооружениям про­шлого путём раскопок;

    -архео­графия – изучение древних документаль­ных памятни­ков;

    -генеалогия – изучение родственных связей отдель­ных лиц, семей;

    -геральдика – изуче­ние гербов, правил их составле­ния и описания;

    -краеве­дение – изучение истории населённого пункта или региона;

    -нумизматика – изучение монет и бумажных денежных знаков;

    -униформоведение – изучение истории форменной одежды;

    -эпиграфика – изучение надписей (граффити) на камнях и изделиях;

    -фалеристика – изучение орденов, медалей, нагрудных знаков;

    -сфрагистика – изучение печатей.

    Более подробно остановимся на исто­риографии и источни­кове­дении.

    Историографияисторическая дисциплина, изу­чающая развитие исторических знаний и самой исторической науки. В Древней Руси изучение прошлого началось с составления лето­писейлето» – год) – повременных записей о происходив­ших со­бытиях.

    Процесс превращения исторического знания в науку начался в Рос­сии с кон. XVII – нач. XVIII в. Василий Никитич Татищев (1686–1750)в «Истории Российской» опи­сал события с древности до Петра I. К сожалению, иногда Татищев занимался «конструированием» истории, домысливая ситуации с целью стройного изложения материала.

    В XIX в. 12-томная «История государства Российского» Нико­лая Михайловича Карамзина (1766–1826) вызвала интерес к истории в обществе. Сергей Михай­лович Соловьёв (1820–1879) в 29-томной «Истории России» рассмотрел факторы истори­ческого развития, опреде­лявшие своеобра­зие истории России: при­родно-гео­графические усло­вия, свойства национального характера и др. Ва­силий Осипович Ключев­ский (1841–1911) в «Курсе русской ис­тории» выделил факторы, определяющие ход исторического про­цесса: географи­ческие, экономиче­ские, социаль­ные, политические, этнографические и лично­стные.

    После 1917 г. утвер­дилось марксистское направления в исто­рической науке «как единст­венно верное». «Краткий курс истории ВКП(б)» (1938 г.) являлся универ­сальным учебником истории и был объявлен «энциклопедией знаний в области марксизма-ленинизма», «гениальным трудом И. В. Сталина». Ослабление идеологических тисков наступило в кон. 1980-х – нач. 1990-х гг. Историки России получили возмож­ность изу­чать ранее закрытые архивные источники, знакомиться с зарубежными трудами, высказывать независимые суждения.

    Источниковедение – дисциплина, разраба­тывающая теорию, ме­тодику и технику изучения истори­ческих источников. Историче­ские источни­ки – объекты, отра­жающие историче­ский про­цесс и свиде­тельствующие о прошлом чело­веческого общества. Источники подразделяются на вещественные, лин­гвистические, изобразительные, звуковые, письменные. Источники хранятся в архивах. Работа с источни­ком начинается с атрибýции – установле­ния его авторства, вре­мени и места возникновения. Но и в случае установ­ления подлинности текста его содержание подлежит критическому анализу. Доку­мент обычно отра­жает позицию отдель­ного человека или поли­тической структуры. Поэтому он может содержать приписки, фальсификацию. Работа историка сродни труду следова­теля, пы­тающегося установить истину.
    Основные теории исторических закономерностей.
    В средние века господ­ствовала христи­анская интерпре­та­ция исто­рии: смысл истории и жизнь человечества виделись в воле Бога.

    1. Теория общественно-экономических форма­ций Карла Маркса и Фридриха Энгельса. Согласно этой тео­рии, история человечества есть исто­рия развития и смены общест­венно-экономических формаций. Ведущим фактором исто­рического развития является эконо­мика, совершенствование орудий труда. Каждой ступени развития про­изводительных сил (люди труда, пред­меты труда и орудия труда) соот­ветствуют определённые производствен­ные отношения (совокупность экономических от­ношений между людьми в процессе производства), формирующие соци­альную структуру общества. К. Маркс (1818–1883) и Ф. Энгельс (1820–1895) делят историю человечества на пять формаций: перво­быт­нооб­щинную, рабовладельческую, феодальную, капитали­стическую и коммуни­стическую. Переход от одной формации к другой происхо­дит путём революций. К. Маркс утверждал, что «революция – это локо­мотив истории», «насилие – пови­вальная бабка истории». При советской вла­сти эта теория была объявлена непо­грешимой, хотя К. Маркс признавал, что некоторые страны, в том числе и Россия, не укладываются в предло­женную им модель.

    2. Теория цивилизаций. Её создатели – русский учёный Николай Данилевский (1822–1885), английский историк и социолог Арнольд Тóйнби (1889–1975), немецкий философ Освальд Шпенглер (1880–1936) и др.

    Цивили­зациясообщество людей,имею­щих сходную ментальность, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устой­чивые особые черты в социально-по­литической организации, эконо­мике, культуре. Такой подход ставит в центр истори­ческого процесса чело­века с особенно­стями его ментали­тета, взаимосвя­зями с обществом, и общество как саморазви­вающуюся систему. Менталитет (менталь­ность) (от лат. mentalis – умственный) – образ мыслей, совокупность умственных навыков и духовных установок, присущих отдельному человеку или общественной группе. Каждая ци­вили­зация прохо­дит ста­дии зарождения, расцвета, разложения и ги­бели. Про­должительность существования цивилизации – от 1 до 1,5 тыс. лет.

    Существуют три типа цивилизаций: природные (первобытные) сообщества, восточный и западный типы цивилизаций.

    а) природные сообщества – первобытные народы, живущие так же, как жили их далёкие предки (племена Африки, бассейна р. Амазонки и др.). Этот тип цивилиза­ции характеризуется отсутствием прогресса, гар­монией человека и при­роды, коллективной организацией социальной жизни (род, племя), соблю­дением традиций, запретом на их нарушение (табу). Он очень хрупок и почти исчез.

    б) восточный тип цивилизации (Древний Египет, Китай, Вавилон) характеризуется подчинением личных ин­тересов общинным, государственным. Люди делятся на группы с чётко закреплен­ными социаль­ными ролями, переход из одной группы в другую невозмо­жен (касты в Индии). Черты восточного типа цивилизации: принцип коллекти­визма, авторитар­ное государство, являющееся верховным собственни­ком. Тип государства – деспоти́я, т.е. ничем не ограничен­ная власть правителя, опираю­щаяся на вооружённую силу. Перед лицом владыки одина­ково бесправны все. Это компенсируется развитием духовной жизни. Вера в предопре­делённость судьбы (фатализм) отра­жает отсутствие возмож­ностей человека влиять на историче­ский про­цесс.

    в)западный тип цивилизации характеризуется идеей про­гресса, прежде всего, в сфере материаль­ной культуры. Это античные общества Древней Греции и Рима, современ­ные об­щества Западной Европы, Северной Аме­рики и т.д. Для него характерна идеология индиви­дуализма (приоритет личности, её инте­ресов, право человека самому опреде­лять свою судьбу с ответст­венностью за себя и свою семью). Черты западного типа цивилизации: высокий нравственный престиж труда, рыночная экономика, частная собственность и классовая структура общества, зрелые формы классовой организации (профсоюзы, партии), формирова­ние гражданского общества (системы доброволь­ных объединений граждан, незави­симая от государства и противо­стоящая произ­волу его структур). Формой государ­ства является правовая демократия, основанная на разделении властей (законодательной, исполни­тельной, судебной), верховенстве за­кона и прав личности.

    Возникает вопрос о месте России в сис­теме цивилизаций. К какому типу цивилизаций она отно­сится? Россия – цивили­зационно неоднородное обще­ство, которое не относится ни к одному из типов цивилизаций в чис­том виде. От­сюда для России всегда не просто стояла проблема выбора альтер­натив развития.
    3.Теория этносов Л. Н. Гумилёва. Развитием цивилизационного подхода стала теория этносов Льва Гумилёва (1912–1992), утверждающая, что исторический процесс есть рожде­ние, сосуществование и исчезнове­ние этносов. Этносдинамиче­ская система, включаю­щая людей, элементы ланд­шафта, культур­ную традицию и взаимосвязи с сосе­дями (фран­цузы, греки, велико­рос­сы и др.). Этносы делятся на субэт­носы. Например, в ве­ликорусском эт­носе можно выделить казаков, сибиряков. Несколько эт­носов образуют супер­этносы (Западная Европа, Россия и др.). Развитие этносов определяется пассионарностью – стремлением к активной деятельности, переизбыток энергии. Гумилёв выделяет пассионариев – людей с высоким уровнем энергетики, сверхактив­ных, посвятивших себя достиже­нию определённой цели. Рождение этноса учёный связывал с пассионарным толчком. На­пример, пассионарий Чингисхан в XIII в. объединил пле­мена монголов и начал завоевание мира. Эт­нос переживает периоды подъёма, оскудения, инерции и умирания.

    Теория этносов популярна, но её критики указы­вают на не­чёткость и противоре­чивость некоторых положений, на не всегда объектив­ный подбор фактов ради создания определённой схемы.

    ***

    История России, соединившая прошлое Древней Руси, Мос­ковского царства, Российской империи, Советского Союза и по­сткоммуни­стической Российской Федерации с их эво­люционной преем­ственностью и, вместе с тем, революционными переходами от одной об­щественной сис­темы к другой, напоминает пёструю мозаику. Наша история разнооб­разна и противоречива. Здесь есть всё: созидание и разрушение, взлёты величия и ка­тастрофы падения, блестящие достижения разума и трагические ошибки, благо­родство и жестокость государ­ствен­ных деятелей. Мы можем согла­ситься с высказыванием Николая Чернышевского, что «исторический путь – не тротуар Невского проспекта», но невозможно согласиться со словами поэта Фёдора Тю́тчева, утверждавшего, что «русская история до Петра Вели­кого сплошная панихида, а после Петра Великого – одно уголовное дело».

    Любить свою Родину и гордиться принадлежностью к ней – не значит мифологизировать её историю и оправдывать все ошибки и преступления, совершённые существовавшими на её территории режимами. Изучение прошлого нужно не ради суда над ним, а ради более точ­ного понимания поступков, поведения людей и народов, ради использо­вания опыта предков в дальнейшем развитии цивилизации. Будем скру­пулезны при установлении подлинности фактов, вдум­чивы при их со­поставлении, уважительны к нашей истории и лю­дям, её творившим, и одновременно непримиримы к безнравственности и насилию. Пусть осознание уроков истории поможет совер­шенст­вованию нашего общества. Как гласит мудрость, «кто забы­вает исто­рию, обрекает себя на повторение пройденных оши­бок».
    ***
      1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   14


    написать администратору сайта