Главная страница

История_2016_temy_1-15. Курс лекций Данилов А. А., 2015 Предмет и метод исторической науки


Скачать 1.02 Mb.
НазваниеКурс лекций Данилов А. А., 2015 Предмет и метод исторической науки
АнкорИстория_2016_temy_1-15.doc
Дата13.01.2018
Размер1.02 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаИстория_2016_temy_1-15.doc
ТипКурс лекций
#13935
страница7 из 14
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14

7. Начало объединения русских земель вокруг Москвы

в XIV веке. Куликовская битва





  1. Социально-экономическое положение русских земель в XIV–XV вв.

  2. Формы эксплуатации крестьян в XIV–XV вв.

  3. Предпосылки образования единого государства на Руси

  4. Причины возвышения Москвы

  5. Четыре этапа объединения земель вокруг Москвы

  6. Даниил Александрович

  7. Юрий Данилович

  8. Иван I Калита

  9. Москва – церковный центр Руси

  10. Семён Гордый и Иван Красный

  11. Дмитрий Иванович Донской

  12. «Литовщина»

  13. Куликовская битва. Значение победы на Куликовом поле

  14. Нашествие хана Тохтамыша

  15. Великое княжество Литовское

  16. Василий I

  17. Нашествие Тамерлана

Социально-экономическое положение русских земель в XIVXV вв. В период ордынского ига происходит дробление русских земель на мелкие княжества (в XIV в. – до 250). Князьям принадлежали черносош­ные крестьяне-общинники (община называлась «чёрной волостью»). Термин «крестьяне» возник лишь в кон. XIV в. Эксплуата­ция крестьян в XIV–XV вв. ещё была слабой, крепостное право отсутствовало. Одним из юридических актов, ограничивающих право ухода крестьянина от феодала, являлась Псковская судная грамота XIV в.

Формы эксплуатации крестьян в XIVXV вв.:

-нату­ральный оброк – оплата продуктами за пользование землёй;

-отработочная рента – кресть­яне работали на земле феодала.

Самая тяжкая форма – барщина – появилась в кон. XV–нач. XVI в.

В XIV в. начался про­цесс объединения земель в государства.

Предпосылки образования единого государства на Руси.

1. Экономические: Установление стабильности в стране для благоприятного развития городов, ремесла, сельского хозяйства и торговли. Дальнейшее развитие феодального боярского и дворянского землевладения, не­обходимость закрепощения кре­стьян.

2. Политические: Необхо­ди­мость свержения ордынского ига и борьбы с Литвой. Укрепление единовластия московских князей. Тенденция к ликвидации самостоятельных княжеств и уделов. Усиление дворянства за счёт ограничения власти старой боярской ари­стократии.

3. Религиозные: Объединение населения православных княжеств под сенью единой православной церкви. Укрепление позиций церкви.

4. Культурные: Общие национальное самосознание, язык и культура.

На Руси преобладали политические предпосылки объединения. Государ­ство создавалось как самодер­жавно-крепостническая монархия на основе фео­дального землевладе­ния и закре­пощения крестьян. Князья вели яростную борьбу за ярлык на Великое Владимирское княжение. Наиболее сильными претендентами являлись Тверское, Московское, Суздальско-Нижегород­ское княжества, а также Литва.

Причины возвышения Москвы.

1. Географическая – выгодное географическое положение Москвы (центр северо-восточной Руси, удалённость от окраин, торговые пути).

2. Социальная – сплочённость семейства московских князей, отсутствие внутренних усобиц. Княжество передавалось одному на­следнику.

3. Политическая – дальновидность москов­ских князей, их дружба (до определённого момента) с Ордой.

Четыре этапа объединения земель вокруг Москвы.

1. Конец XIII– начало XIV в. – начало объединения земель московскими князьями Даниилом, Юрием и Иваном Калитой.

2. Вторая половина XIV– начало XV в. – возвышение Москвы как центра борьбы с Ордой при Дмитрии Дон­ском и Василии I.

3. Вторая четверть XV в. – война за власть в Москве. По­беда Василия II. Дальнейшее объединение земель вокруг Москвы.

4. Конец XV – начало XVI в. – завершение объединения земель Северо-Восточной Руси при Иване III и Василии III. Осво­бождение от ига.

Даниил Александрович (1276–1303 гг.).Москва, являясь небольшим городком, досталась младшему сыну Александра Невского – двухлетнему Даниилу (1261–1303). Московское княже­ство включало в себя всего три города: Москву, Звени­город и Рузу. В 1300 г. Даниил во вре­мя переговоров вероломно взял в плен рязанского князя Константина Романовича и отобрал у него г. Коломну (1301 г.). В 1302 г. Даниил захватил г. Переяславль (Перес­лавль-Залес­ский) и добился от умирающего местного князя – своего племянника – завещания в свою пользу. В 1303 г. у Смоленского княжества был отвоёван г. Мо­жайск. Таким образом, всё течение Москвы-реки оказа­лось в руках Даниила. Для защиты южных границ Даниил основал Данилов монастырь. В 1303 г. он скончался в возрасте 41 года.

Юрий Данилович (1303–1325 гг.). В 1304 г. ярлык на вели­кое кня­жение получил в Орде Михаил Ярославич Тверской (1271–1318). Сын Даниила – Юрий Данилович (1281–1325) выгодно женился на сестре ордынского хана УзбекаКончаке (в православии – Агафье) и начал борьбу за ярлык. Ми­хаил Твер­ской не подчинился приказу хана пере­дать яр­лык Юрию. В 1317 г. Юрий Данилович и ордынский темник Кавгадый совершили поход на Тверь. В Бортеневской битве победили тверичи. Агафья попала в плен и умерла в Твери. Юрий обви­нил Михаила Тверского в смерти ханской сестры. Михаил был в 1318 г. вызван в Орду и казнён. Уз­бек передал ярлык Юрию. В 1325 г. сын казнённого Михаила, тверской князь Дмитрий Михайлович Гроз­ные Очи (1299–1326) доказал невиновность отца и обвинил Юрия в утаивании дани. Он зарезал в Орде Юрия, но и сам был казнён. Ярлык ос­тался в Твери у младшего брата Дмит­рия – Александра Михайло­вича (1301–1339).

Иван I Калита (1325–1340 гг.). Иван Дани­лович (1283–1340), брат Юрия, полу­чил про­звище «Калитá» (денежный кошель). По мнению В. Ключевского, недолюбливав­шего князя за дружбу с Ордой, про­звище дано за его жадность и скопидом­ство. По другой версии, князь был набожным человеком и одаривал ни­щих монетами из кошеля – «калиты».

В 1327 г. в Тверь прибыл отряд сборщика дани, двоюродного брата хана Узбека баскака Чол-хана (Шевкала, в русском фольклоре – Щелкана). Творимое им насилие вы­звало восстание. Поводом к бунту послужила попытка баскаков отобрать лошадь у дякона Дудко. Ордынцы укрылись в княжеском дворце, но восставшие тверичи его сожгли вместе с баскаками и самим Чол-ханом.

Хан Узбек организовал карательный поход на Тверь. Он обещал сделать Ивана Калиту великим князем, дал ему 50 тыс. воинов под началом татарского командующего христианина Федорчука. К войску присоединились суздальские полки. На Руси этот поход известен как «Федорчукова рать». Иван Калита учинил разгром Твери. Князь тверской Александр Михайлович бежал во Псков, а затем в Литву. В 1339 г. он был казнён в Орде вместе с сыном Фёдором.

Калита за оказанную помощь получил от Узбека долгожданный ярлык на великое княжение и право сбора дани со всех русских земель. Баскачество было отменено. Калита расширял московские владения не только военным путём (присое­динение Ростова), но и по­лучая у хана за богатые дары ярлыки на земли (Га­лич, Углич, Бело­озеро). Калита откупался от хана исправной уп­латой дани и богатыми подарками, что обеспечило Руси 40-летнюю передышку от ордын­ских набегов. В 1338 г. Калита построил новый, более обширный дубовый московский Кремль. При нём в Москве началось каменное строительство.

Москва – церковный центр Руси. В 1299 г. митрополит Максим перенёс свою резиденцию из Киева во Владимир-на-Клязьме. В 1308 г. митро­политом стал Пётр. Он поддерживал Москву в борьбе с Тверью и чаще жил не во Владимире, а в Москве, где и скончался в 1326 г. Следующий митрополит Феогност в 1328 г. избрал Москву своей постоянной резиденцией. Москва стала церковным центром Руси.

Семён Гордый и Иван Красный. Политику Калиты продолжил его сын Семён (Симеон, 1317–1353), за высо­комерие прозванный Гордый (1340–1353 гг.). В 1353–1357 гг. в Москве прошла эпидемия чумы, погубившая в 1353 г. митрополита Феогноста, а затем и 35-летнго Семёна Гордого со всей семьёй. Престол перешёл к его брату Ивану II(1326–1359), за кра­соту прозванному Красным (1353–1359 гг.).

Дмитрий Иванович Донской (1359–1389 гг.). В 1359 г. умер 33-лет­ний Иван Красный, оставив на престоле 9-летнего сына Дмитрия (1350–1389). В Орде в это время происходили междоусобицы («Великая замятня»). В 1357 г. хан Джани­бек, сын Узбека, согласно летописи, сошёл с ума и был задушен своим братом Бердибеком (ок. 1310–1359). Заодно Бер­дибек вырезал 12 родственников, не пощадив 8-месячного брата-младенца. Од­нако это его не спасло. Два года спустя в 1359 г. Бердибек также был убит. На этом пресеклась династия Бату-хана. В 1359 г. Орда раздробилась на две части по р. Волге. Затем ханом 5 месяцев был самозванец Кульнá (или Кульпá), но в 1360 г. его убил Науру­з. К Наурузу и приехала московская делегация за ярлыком. Науруз-хан, «видя князя Дмит­рия Ивановича… млада возрастом», отдал ярлык суздальско-нижего­родскому князю Дмитрию Константиновичу (1322–1383). Денежные потоки от сбора дани ушли из Москвы. Регентом при малолетнем Дмит­рии Ивановиче являлся митрополит Алексий († 1378). Он совместно с боярством приложил большие усилия, чтобы вернуть ярлык в Москву.

Усобицы в Орде продолжались. С 1359 по 1380 г. на ордынском престоле сменилось более 25 ханов. Хан Науруз после 5-месячного правления был свергнут и казнён Хиз­ром (Хызром). Хизр спустя год пал от руки старшего сына – Тимур-Ходжи. Спустя 5 недель Тимур-Ходжа был также убит. Затем один месяц ханом был Орду-мелик. К хану Мюриду (Мураду направились московские по­слы и переводчики (киличеи). Щедрые дары хану сделали своё дело и в 1362 г. 12-летний Дмит­рий получил ярлык. Суздальско-ниже­городский князь Дмитрий Константино­вич, видя силу московского войска, в 1366 г. отказался от претензий на ярлык и вы­дал замуж за 15-летнего Дмитрия свою 13-летнюю дочь Евдокию (1353–1407).

«Литовщина». Литовский князь Ольгерд, видя слабость Орды, в 1363 г. разгромил ордын­цев в битве у р. Синие Воды (приток Юж. Буга). Это была первая крупная победа над Ордой. Тверской кня­зь Михаил Александрович (1333–1399), жаждая реванша в борьбе с Москвой, всту­пил в союз с Ольгердом. Началась «литóвщина» – набеги Литвы на Москву. Ольгерд в 1368, 1370 и 1372 гг. трижды осаждал Москву, но взять её не смог, так как в 1367 г. москвичи построили белокаменный Кремль. Ольгерд заключил мир с Москвой. Лишив­шись союз­ника, Михаил Твер­ской по­шёл на союз с Ордой и в 1371 г. добился ярлыка на великое княжение. В ответ Дмитрий Иванович в 1375 г. собрал войско из 17 рус­ских княжеств, признавших власть Москвы, и двинулся на Тверь. Михаил Тверской был вынужден отказаться от ярлыка и признать себя «молодшим бра­том» Дмитрия.

Усиление Москвы. По мере ослабления Орды росла активность Москвы. Русские князья одержали ряд побед над ордынцами. В 1377 г. московский воевода Дмитрий Боб­рок-Волын­ский напал на ордынский город Бýлгар. Жители Булгара потерпели пораже­ние и упла­тили большой выкуп в 5 тыс. рублей. В Булгар были назначены русские таможенники и сборщики дани. Впервые не Русь платила дань Орде, а ордынцы – Руси. В ответ 1377 г. ор­дынский хан Араб-шах (Арапша) двинулся на Нижний Новгород. Русские войска (москвичи, нижегородцы, владимирцы, муромцы, яро­славцы и т.д.), не ожидая нападения, беспечно от­дыхали, занимались охотой, бражничали, а оружие держали в обозе. Араб-шах внезапным ударом разгромил их на притоке Оки р. Пьяна. Согласно летописи, русские вели себя «на Пиане, аки пиании». Араб-шах сжёг Нижний Новгород и Рязань.

В 1378 г. войска Дмит­рия Ивановича на р. Вóжа под Рязанью раз­громили отряд мурзы Бéгича. Погиб сам Бегич и 5 знатных мурз.

Куликовская битва 8 сентября 1380 г. После гибели Бегича ханом Орды стал тéмник Мамай (1335–1381). Он не имел прав на престол, так как не являлся потомком Чингисхана. Мамай заключил союз с литовским князем Ягайло (1362–1434) и рязанским князем Олегом († 1402), нанял гену­эзскую (фряжскую) пехоту в Крыму. В 1380 г. войско Мамая численностью от 120 до 250 тыс. человек (согласно летописи «9 орд и 70 князей») выступило к русским границам, где ожидало подхода войск Ягайлы. Однако Ягайло на битву опоздал. Предположительно, Олег Рязанский сообщил Дмитрию о приближении Мамая. Дмитрий собрал 100–150 тыс. воинов. Не участвовали полки Суздаля, Твери, Смоленска, Великого Новгорода. Дмитрий стремился вступить в бой с Мамаем до подхода его союзников. Князь форсировал р. Дон и встре­тил врага в Задонщине. Река отрезала путь к от­ступлению.

Расположение войск: Впереди находились Сторожевой и Пере­довой полки, за ними – Большой полк, на флангах – полки Правой и Левой руки. За ними стояла конница, а в дубраве распо­ложился Засадный полк князя Владимира Серпуховского (1353–1410) и воеводы Дмитрия Бобрóка-Волынского († 1399). В тылу русских войск были р. Непрядва и Дон, овраги. Это не позволило ордынцам окружить русских.

Дмитрий получил благословение отигумена Троице-Сергиева монастыря Сергия Рáдо­нежского (1314 или 1322–1392). Сергий послал на битву двух монахов-и́ноков: Александра Пересвета и Андрея Ослябю. По легенде, битва началась с поединка двух богатырей – Пе­ресвета и Челубея. Они оба погибли. Согласно «Сказанию о Мамаевом побоище», Дмитрий решил не­посред­ственно участвовать в битве, сказав воинам: «Аще ли умру, с вами, аще ли жив буду, с вами же!». Он свои доспехи оставил Михаилу Бренку, а сам в одежде простого воина сражался в Сторожевом полку. Михаил Бренок погиб. Ордын­ская конница смяла Передовой полк и потеснила Большой полк. Внезапно в их тыл и во фланг ударил Засадный полк. Ордынцы обратились в бегство. Рус­ские преследо­вали противника 50 км. Мамай бежал в Крым в генуэзскую колонию Кафу (Феодосию) и был там убит. Примеча­тельно, что русские победили, используя ордын­скую обманную тактику ведения боя. Дмитрий Иванович впоследствии получил про­звище Донской.

Значение победы на Куликовом поле.

1. Это была первая победа над главными силами всей Орды.

2. Орде был нанесён сокру­шительный удар, что ускорило её распад.

3. Победа вызвала у народа духовный и патриотический подъём.

4. Мос­ква стала общепризнанным центром объедине­ния зе­мель Руси.

5. Орда уменьшила дань и признала право мос­ковских князей пе­редавать по на­следству ярлык на великое Влади­мирское княжение.

Донской присоединил г. Дмитров, Старо­дуб, Углич, Кострому.

Нашествие хана Тохтамыша 1382 г. Новым ханом Орды стал Тохтамыш († 1406), потомок Чингисхана. Фактически Дмитрий Донской, убрав Мамая, спо­собствовал приходу к власти Тохтамыша. Новый хан потребо­вал уплаты дани: он утверждал, что на Куликовом поле про­играла битву не Орда, а только темник Мамай. В 1382 г. Тохтамыш двинулся на Русь. Нижегородский князь Дмитрий Кон­стантинович в знак покорности отправил к хану своих сыновей в качестве заложников. Олег Рязанский указал ордынцам тайные броды через Оку. Это обеспечило внезапность нападения, и Тохтамыш неожи­данно оказался под Москвой. Дмитрий Донской с семьёй и ближними боярами бежал в Кострому. Оборону Москвы возглавил литовский князь на русской службе Остей, внук Ольгерда. При обороне Москвы впервые на Руси была применена артиллерия – крепост­ные пушки («тюфяки»). На третий день осады Москвы Тох­тамыш прибег к обману. Сопровождавшие его нижегород­ские князья Василий Кирдяпа и Семён Дмитриевич угово­рили москви­чей открыть ворота, поклявшись, что хан пощадит жителей. Однако Тохтамыш подверг город раз­грому. Остей был вероломно убит во время переговоров. Ордынцы разорили Серпухов, Переяславль, Вла­димир, Юрьев-Польский, Звенигород, Можайск, на обратном пути разграбили Рязанские земли.

В 1383 г. после переговоров Тохтамыша и Дмитрия Донского вы­плата дани Орде была восстановлена, но в меньшем размере. Хан выдал Дмитрию ярлык, но держал в Орде в качестве залож­ника его сына Василия. В случае неподчинения отца ему грозила смерть. Спустя два года Василий бежал из Орды в Литву под защиту князя Ви́товта (1350–1430). Здесь он обручился с дочерью Витовта Софьей. В 1388 г., за год до смерти отца, Василий Дмитриевич вернулся в Мо­скву.

Великое княжество Литовское. При князьях Ми́ндовге, Гедими́не, Ольгерде, Кéйстуте, Ви́товте западные и юго-западные земли бывшего Древнерусского государства (Киев, Смоленск, Полоцк, Чернигов, Минск, Туров, Витебск, Полоцк, Галицко-Волынские земли) вошли в Великое кня­жество Литов­ское (ВКЛ). Собственно этнографи­ческая Литва со­ставляла 1/10 часть этого об­ширного государства. Феодальная знать состояла в основ­ном не из литовцев, а из славян. Рус­ские феодалы добровольно признавали власть ВКЛ, так как оно не являлось васса­лом Орды и не платило дань. «Русская Правда» была действующим сводом зако­нов, а русский язык в его западном варианте («русская мóва») являлся государственным языком ВКЛ. Таким обра­зом, образовалась мощная балто-славянская держава: девять десятых её населения называли себя русскими. Занявший в 1315/1316 г. вели­кокняжеский престол Гедимин (ок. 1275–1341 гг.) выдвинул програм­му объединения под своей короной всей Руси. Этому мешала Москва. В 1368–1372 гг. князь Ольгерд трижды безуспешно пы­тался взять Мо­скву.

В 1385 г. для борьбы с Тевтонским орденом в замке Крéво (современная Белоруссия) была заключена Поль­ско-Литовская (Крéвская) уния. Князь Ягайло принял католичество, имя Владислав и женился на наследнице польского престола юной 13-летней королеве Ядвиге, став одновременно королём польским и великим кня­зем литовским. Ягайло обязался: перевести Литву на латинский алфавит; обратить в католичество весь народ. Католицизм был объявлен государст­венной ре­ли­гией ВКЛ. Витовт являлся на­местником Ягайлы в Литве. Он не признал унии и за­ключил союз с Москвой, выдав дочь Софью замуж за Василия I. В нач. XV в. обострились литовско-московские отношения. Витовт в 1404 г. захватил г. Смоленск. Граница ВКЛ и Руси проходила поблизости от Москвы у г. Можайска. В 1406–1408 гг. Витовт и Василий I, тесть и зять, трижды собирали войска на своих рубежах, но до битвы дело не доходило.

В 1410 г. в битве у Грю́нвальда польское войско Владислава-Ягайлы и литовско-смоленские войска Витовта разбили Тевтонский ор­ден. В 1466 г. орден признал вассальную зависимость от Польши, а в 1525 г. превращён в герцогство Пруссию. Победа под Грюнвальдом усилила могущество ВКЛ, что грозило опасностью Москве.

Василий I (1389–1425 гг.). После смерти 38-летнего Дмитрия Донского великим московским кня­зем стал его старший сын 18-летний Василий I (1371–1425). В своём завещании («духовной гра­моте») Донской передал Василию Великое Владимирское княжение как «отчину» московских кня­зей без санкции на то Орды. В завещании Донской предусматривал возможность падения ига ещё при жизни своих сыно­вей при условии, что «переменит бог Орду», т. е. там снова начнутся смуты.

Василий I присоединил к своим владениям Муром, Суздаль, Нижний Новгород, Вологду, Тарусу.

Нашествие Тамерлана. Среднеазиатский правитель Тимур (Тамерлан,1336–1405) раз­громил хана Тохтамыша в 1391 г. в битве на р. Кондурча (ныне в Самарской обл.), разграбил ордынские города и покорил Золотую Орду. «Железный хромец» Тамерлан захватил огромную добычу: даже младшие воины получили до 100 голов скота на человека. Согласно восточным источникам, только для услаждения лично Тимура было отдано 5 тысяч «подобных гуриям девушек и красивых отроков». В 1395 г. Тохтамыш потерпел очередное поражение от Тамерлана на р. Терек и лишился престола. В 1399 г. Тохтамыш в союзе с Витовтом в битве на р. Ворскле потерпел поражение от хана Заволжской Орды Темир-Кутлуя и бежал в Сибирь, где в 1406 г. был убит темником Едигеем неподалёку от современной Тюмени. В 1395 г. Тамерлан напал на русские земли, разграбил г. Елец, но затем повернул назад. Это неожиданное избавление от гибели русские люди приписывали чудесному воздействию иконы Владимирской Божьей матери.

Разгром Тамерланом Орды позволил Руси отказаться от вы­платы дани. Но в 1408 г. ордынский правитель эмир Едигей (1352–1419) сжёг Нижний Новгород, Ростов, Дмитров, Серпухов, осадил Москву и вокруг «вся поплени и пусто сотвори». Василий I бежал на Верхнюю Волгу. Здесь в 1410 г. он основал крепость Плёс («повеле рубити град Плёсо»). Неподалёку возникла крепость Лух. Уплата дани Орде была вос­станов­лена.
**

.

.

8. Завершение объединения русских земель в конце XV на­чале XVI в.

Образование Российского государства


  1. Василий II Тёмный

  2. Иван III

  3. Подчинение Новгородской республики

  4. «Стояние на Угре». Свержение ордынского ига

  5. Отношения с Казанью

  6. Подчинение Твери и других земель

  7. Формирование многонационального Российского государства

  8. Выход Руси на международную арену

Государственно-политический строй России в XV– нач. XVI в.


  1. Судебник Ивана III

  2. София Палеолог. Династический кризис

  3. Василий III. Династический кризис

Государство и церковь в XV–начале XVI в.

  1. Флорентийская ýния

  2. Ереси

  3. Вопрос о церковном землевладении

  4. «Москва – третий Рим»


Василий II Тёмный (1425–1462 гг). Феодальная война. Причиной войны стал династический конфликт между 10-летним сыном Василия I – Васи­лием II (1415–1462) и его 50-летним дядей – младшим братом Василия I – Юрием Дмит­рие­вичем, князем Звенигородским и Галицким (1374–1434). По завеща­нию Дмит­рия Дон­ского после смерти Василия I московский престол должен был перейти ко второму сыну – Юрию Дмитриевичу, так как к моменту написания завещания Василий был бездетен. Перед смертью Василий I нарушил завещание отца и передал престол не брату Юрию, а своему сыну Василию II. Юрий отстаивал родовой принцип наследования («от брата к брату»), а Василий – семейный («от отца к сыну»). Опытный полко­водец Юрий ценил искусство, строил церкви, покровительствовал иконописцу Андрею Рублёву. Василий II не мог сравниться со своим дядей Юрием ни по талан­там, ни по опыту. Но юный князь являлся символом централизации русских земель вокруг Москвы. Опекуном Василия II был его могущественный дед – великий князь Литовский Витовт. Москвой при малолетнем Василии II фактически управляла его мать, дочь Витовта – Софья Витовтовна (1371–1453). В 1425 г. Юрий уехал в свой удел – г. Галич за Костромой, а в 1428 г. 54-летний Юрий вынужден был признать 13-летнего племянника «братом старейшим», а себя – «братом молодшим». Но после смерти в 1430 г. князя Витовта Юрий заявил о неподчинении Василию II. Галич стал центром оппо­зиции.

Поводом к войне стала ссора в 1433 г. сыновей Юрия – Василия Косого († 1448) и Дмитрия Шемяки († 1453) с Васили­ем II на его свадьбе. Софья Витовтовна публично сорвала с Василия Косого златотканый пояс, якобы украденный в прошлом у Дмитрия Донского. Оскорблённые сыновья Юрия уехали к отцу в Галич. В 1433 г. разгневанный Юрий захватил Москву и сослал Василия II в Коломну, но следом за ним переехала и вся московская элита. Юрий не смог полу­чить поддержки от москвичей и отка­зался от престола. Но кон­фликт не утих. В 1433-1434 гг. Юрий нанёс поражение Васи­лию II в битвах на р. Клязьме и под Ростовом, вновь захватил Москву, но в 1434 г. умер. Борьбу продолжили его сыновья – Василий Косой, Дмитрий Шемяка и Дмитрий Крас­ный. Василий Косой провозгласил себя великим князем, но его не признали братья, сказав: «Аще не всхоте бог, чтобы княжил отец наш, а тебя и сами не хотим». В 1436 г. в битве под Ростовом Василий Косой был пленён и по приказу Василия II ослеплён (отсюда его про­звище). Василий Косой умер в заб­вении в 1448 г.

Казанские татары пользовались княжескими распрями и разоряли русские земли. В 1429 г. отряд Махмута-Гази разграбил и сжёг Кост­рому и Плёс. Зимой 1444 г. Василий II направил для защиты Рязани от хана Мустафы отряд ратных людей на лыжах. В 1445 г. казанский хан Улу-Мухаммед (Улу-Махмет) разорил Суздаль и Лух. В сражении у стен суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Василий II был ранен и попал в плен. В обмен на свободу он обе­щал хану выплатить огромный выкуп в 200 тыс. руб. Дмитрий Шемяка воспользовался не­довольством народа тяжёлым выку­пом. В 1446 г. он взял Москву, захватил Василия II в церк­ви во время молитвы (что было святотатством) и по принципу «око за око» ослеп­ил его. Так Василий II стал Тёмным, т. е. слепым. Он дал клятву на кресте, что не будет претендо­вать на московский престол, и был сослан в Вологду. Правление Ше­мяки вызвало недовольство московской элиты, ему пришлось бежать из Москвы. Василия Тёмного поддержали многие князья, в том числе твер­ской Борис Александрович (этот союз был скреплён обручением 7-летнего сына Василия Тёмного Ивана и 4-летней тверской княжны Марии).

В 1450 г. московские войска под Галичем разбили Шемяку. Тот бежал в Новгород, где был отравлен в 1453 г. Василий II Тёмный, с которого была снята клятва, вер­нулся на москов­ский трон. Хотя слепец Василий II показал себя неудач­ливым политиком и воином, он стал символом единой Руси, и москов­ские бояре не поже­лали менять его на других пред­ставителей княжеского дома.

Иван III (1462–1505 гг.) После смерти в 1462 г. 47-летнего Василия II на мос­ковский престол вступил его 22-летний старший сын Иван III(1440–1505). Он продолжил объединение русских земель.

Подчинение Новгородской республики. В Новгороде после реформы посадничего управ­ления 1410 г. был фактически ликвидирован вечевой строй. Простые новгородцы, утратив возможность защиты своих прав на вече, стали видеть защитника в мос­ковском князе. В городе сложились две политические группировки: промосковская и пролитовская. В 1456 г. Нов­город подписал Яжелбицкий договор, при­знав свою полити­ческую зависимость от Москвы. Новгород­ские бояре во главе с Марфой Борéцкой (Марфой-Посадницей, † 1503), ненави­девшей Москву, взяли курс на союз с Литвой. Они пригласили на княжение младшего литовского князя Михаила Олельковича, заключили договор с польско-литовским королём Казимиром IV. Бояре признали его своим князем, а Казимир обязался защищать Новгород от агрессии Москвы.

В ответ Иван III в 1471 г. напал на новгородские земли, сжёг г. Руссу, разбил войско новгородцев в битве на р. Шелóни. Казимир IV помощь не оказал. Простые новгородцы неохотно сражались. Архиепископский полк не принял участия в битве, так как архиепископ новгородский был подчинён московскому митрополиту. Иван III казнил пленных бояр, в том числе сына Марфы – Дмитрия Бо­рецкого, но простых новго­родцев отпустил, произведя на народ положительное впечат­ление. Новго­род сохранил формальную независимость, но признал себя «отчи­ной» Ивана III и обязался не вступать в союз с Литвой.

В конце 1477 г. Иван III осадил Новго­род и предъявил ультиматум: «Вечевому колоколу в Новгороде не быть, посаднику не быть, а государство всё нам держать». В январе 1478г. новгородцы сдались, республика была ликвидирована, вече отме­нено, вечевой колокол увезён в Москву. Марфа Борецкая с внуком Василием умерли в заточении в монастыре Нижнего Новгорода. Наиболее непримири­мых бояр арестовали, но других бояр Иван III обещал не трогать. Это обещание он не сдержал: в 1484–1499 гг. началось массовое выселение новгородских бояр. Их земли конфисковали и отдали московским служилым людям. Вхождение Новгородской земли в состав Московского государства значи­тельно увеличило его терри­торию.

«Стояние на Угре». Свержение ордынского ига в 1480 г. В XV в. произошёл распад Золотой Орды на самостоятельные и враждующие между собой ханства: Казанское (1437 или 1445 гг.), Крымское (1443 или 1465 г.), Астраханское (1459 г.), Сибирское, Ногайское (Ногайская Орда). В рязанских землях находился один из осколков Орды – Касимовское царство. Преемни­цей Золотой Орды объявила себя Большая Орда – обломок былого величия.

Ивану III приходилось демонстрировать свою покорность перед татарскими послами: «он выходил к ним за город навстречу и стоя выслушивал их сидящих». По словам австрийского дипломата Сигизмунда Герберштейна, вторая супруга Ивана III София Палеолог «так негодовала на это, что повторяла ежедневно, что вышла замуж за раба татар…». Однако с 1462 г. Иван III прекратил чеканку монет с изображением хана, с 1472 г. (или 1476 г.) прекратил платить дань. Иван III продолжал собирать «ордынский выход» с русских земель, но уже на свои цели. Хан Большой Орды Ахмат (Ахмед, †1481) заключив союз с польско-литовским королём Казимиром IV, с 100-тысячным войском пошёл на Москву. Не будучи уверенным в победе, Иван эвакуировал се­мью и казну на север, в г. Белоозеро. В октябре 1480 г. московское войско отбило попытки Ахмата форсировать пограничную р. Угрý. Здесь русские впервые применили огнестрельное оружие в поле­вых услови­ях – пушки и пищали. Узнав о мятеже своих братьев – удельных князей, Иван III уладил отношения с братьями, и вскоре их войска также появились на Угре. Казимир IV не смог помочь Ахмату, так как на его владения напал временный союзник Ивана III – крым­ский хан Менгли-Гирей. Одновременно русская «судовая рать» спустилась по Волге и разгромила столицу Большой Орды г. Сарай. Ранняя зима, бескормица, утрата фактора внезапности нападения заставили Ахмата в но­ябре 1480 г. отступить. Вскоре Ахмат был убит сибирским ханом Ибаком и ногайскими татарами Мусой и Ямгурчи. Большая Орда была окончательно разгромлена крымским ханом Менгли-Гиреем в битве на р. Тихая Сосна и прекратила существование в 1502 г.

«Стояние на Угре» за­вершило 240-летнее ордынское иго. Хотя битвы не было, «стояние» явилось политиче­ской победой Ивана III. Историк А. А. Горский считает, что свержение ига произошло гораздо раньше, поскольку с 1472 г. Москва не признавала зависимость от Орды и не платила дань.

Отношения с Казанским ханством. Казанское ханство возникло между 1437 и 1445 гг. на быв­ших землях Волжской Булгарии. Основатель ханства – Улуг-Мухаммед. С Россией хан­ство граничило по р. Суре. На юге земли ханства простирались до Сары-Тау (нынешнего Саратова), на востоке – до Уральских гор. Здесь Казанское ханство граничило с Сибирским. Население Казанского ханства состояло из татар, башкир, черемисов, удмуртов (вотяков), мари, чува­шей и др. Казань была крупным центром торговли и невольничьим рынком на Волжском торговом пути.

После того, как в 1445 г. под Суздалем казанские татары разгромили войско отца Ивана III, кня­зя Василия II, отношения Казани и Москвы обострились. В 1487 г. Казань была взята ратью князя Даниила Холмского († 1493) и стала вассалом Москвы. Неугодный Ивану III хан был заменён московским ставленником Мухаммедом-Эмином. В Каза­ни укрепилась промосковски настроенная группировка ме­стной знати, но сохранилась и антимосковская группа элиты, сторонница союза с Крымом и Турцией.

Отношения с Крымским ханством. Крымское ханство обрело независимость от Большой Орды в 1443 или 1465 г. при хане Хаджи-Гирее (1433–1465). Однако независимость длилась недолго: в 1475 г. в Крыму высадились турецкие войска. С 1478 г. Крымское ханство стало вассалом Ту­рецкой Османской империи. Отношения России и Крыма при Иване III складывались хорошо. Обе страны нуждались в союзе против общего врага – Большой Орды. Только цели у них были разные. Москва хотела разбить Орду, ликвидировать «татар­скую угрозу». А Крым соперничал с Ордой за власть над Вос­точной Европой. После гибели в 1502 г. Большой Орды русско-крымские отношения испортились. Ис­чезла основа их дружбы. Крым теперь сам заявил претензии на роль исторического наследника Золотой Орды.

Подчинение Твери и других земель. После подчинения Новгорода Тверское княжество оказа­лось ок­ружённым московскими землями. Князь Михаил Борисович заключил союз с Казими­ром IV, но когда в 1485 г. московские войска подошли к Твери, князь бе­жал в Литву. Город сдался, и Тверское княжество вошло в состав Московского государства. Сын Ивана III Иван Иванович Молодой стал князем тверским.

Кроме этого, Иван III присоединил Ярославль (1464 г.), Пермь (1472 г.), Ростов Великий (1474 г.), Вятку (1489 г.), Верхóвские княжества (в верховьях р. Оки, 1497 г.), Югорскую землю (1500 г.).

Войны с Великим Княжеством Литовским. Войны 1487–1494 гг. и 1501–1503 гг. – завершились присоединением к Московскому государству 25 городов, в том числе Чернигова, Брянска, Пу­тивля.

В 1492 г. Иван III построил «на немецком рубеже» напротив ливонского города Нарва крепость Ивангород, назвав её в свою честь.

Таким образом, в правление Ивана III завершился процесс формирования территориального ядра Российского государства, началось складывание государст­венного аппарата.

Формирование многонационального Российского государства. Кроме русских, в Московское государ­ство вошли фи́нно-угорские племена (меря, мещёра, мордва, мари, корела, ижора, чудь), племена зырян и перми из Ве­ликой Перми. В XV в. племенные князьки вотяков Вятского края, вогу­лов с р. Иртыш и югры с Нижней Оби были взяты в плен, а народы стали данниками Москвы. Церковь здесь активно внедряла православие. В Ве­ликой Перми вёл миссионерскую (проповедническую) деятельность епископ Стефан Пермский (1340/45–1396). На­чалось крещение (иногда насильственное) местного населения. Сперва Москва ос­тавляла власть в руках местных князей, но с XVI в. назначала своих наместников. Государство собирало налоги пушниной («мягкой рухлядью»). За­хват племенных земель вызывал восстания населения.

Выход Руси на международную арену. На рубеже XV–XVI вв. ситуация в Европе измени­лась. Площадь Московского государства выросла почти в семь раз – с 430 тыс. км² в 1462 г. до 2.800 тыс. км² к 1533 г. Новое государство установило отношения со многими европейскими странами. К. Маркс писал: «Изумлённая Европа, в начале царствования Ивана III едва замечавшая существование Московии, стиснутой между Литвой и татарами, – была ошеломлена внезап­ным появлением огромного государства на её восточных границах».

Государственно-политический строй Российского государства

в XV– нач. XVI в.


При Иване III сформировалась монархия с сильной великокняжеской властью. Во главе государства стоял великий князь – «Государь Всея Руси» (официально так именовался Иван III с 1485 г.). Его власть была деспотической, т. е. неограниченной, стояла выше законов. «Мы Божией милостию Государи на своей земле изначала…, а поставле­ние имеем от Бога», – заявлял Иван III. Подданные рабски подчинялись ему. Иван заимствовал некоторые элементы золотоордынской политической системы: царь – выше всех, остальные – его холопы.

Ниже монарха стояли удельные князья (братья и племянники великого князя). Затем – служилые князья – прежде самостоятельные государи, перешедшие на службу московскому великому князю. Удельные князья и бояре обязаны были присягать на верность великому князю.

Непокорных удельных князей Иван III жестоко наказывал. Иван III расправился со своим братом Андреем Васильевичем Большим Горяем(1446–1493), возможным претендентом на московский престол. В 1492 г. он был арестован вместе с сыновьями Иваном и Дмитрием якобы за измену. Его оковали цепями и посадили в темницу, где он и умер. Его сыновей насильно постригли в монахи, а Угличский удел брата Иван присоединил к своим владениям. Другой брат Ивана III, князь Борис Васильевич, вскоре умер по неизвестной причине в возрасте 34 лет.


Боярская думапостоянно дей­ствую­щий совеща­тельный орган при великом князе, который решал вопросы внутрен­ней и внешней политики. Её чле­ны – бояре, окольничие, думные дворяне и думные дьяки.

Служилые людидворяне или «дети боярские» – основная масса средних и мелких феодалов, «испомещались», т. е. получали в пользование земли-поместья за службу великому князю. Дети боярские (25-30 тыс.) составляли ядро войска – поместную конницу. (До XIV в. дворянами называли двóрню, слуг на княжеском дворе).

При Иване III действовали два государственных ведом­ства:

1. Государева Казна – государ­ственная канцелярия, ведала финансами, архивом и государственной печатью. Руководил ею казначей.

2. Государев Дворец управ­лял имуществом и землями великого князя. Возглавлялся дворским (дворецким). Ему подчинялись «путные бояре», управлявшие «путями» – отдельными отраслями княжеского хозяйства (конюшие,стольники, чашничие, ловчие, сокольничие и т. д.).

Внутри Казны и Дворца возникли особые ведомства – столы, управляемые дьяками. Позднее, в XVI–XVII вв. они развились в приказы – органы управления, руково­дившие военными, судебными, финансовыми и другими делами. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г.

Государство делилось на уезды, уезды – на станы, станы – на во­лости. Станом руководил становщи́к, волостью – волостéль. Уездами управляли бояре-наместники («кормлéн­щики»). Они собирали «корм» (налоги) с населения. Власти понимали, что невозможно положить чиновнику такое жалование, чтобы он не брал взятки. Поэтому чиновники жалованье не получали, а жили за счёт поборов с населения. Это называлось кормлéниесодержание должностных лиц за счёт местного на­селения. Боярин получал назначение: принять в управление определённую территорию. Он представлял верховную власть, собирал налоги, вершил суд, руководил ополчением. Размер кормления не регулировался, собирали «по силе», столько, сколько удастся выбить с населения.

Действовало мéстничествопорядок назначения на долж­ность в со­ответствии со знатностью рода и давно­стью службы великому князю. Местничество препятствовало продвижению способных, но не­знатных людей. Часто между феодалами вспыхивали местнические споры, кто из них родовитее, выше в местнической иерархии.

С 1425 г. начался процесс замены прозвищ на фамилии у знатных лиц и у служилых людей.

Судебник Ивана III. В 1497 г. был принят Судебник Ивана III, ус­тано­вивший единые правовые нормы на всей территории государ­ства. Статья 2 Судебника запрещала судье брать посýлы (взятки) и решать дела, исходя из личных выгод: «...а судом не мстити, ни дру­жити никому». В уголовных делах всё решалось единоборством (полем) – за совершение тяжких преступлений – «татьбу» (воровство), разбой, «душегубство» (преднамеренное убийство), поджог и другие «лихие дела» побеждённого в единоборстве считали виновным и казнили смертью.

Статья 57 ограничивала переход крестьян от одного феодала к дру­гому. Переход разрешался только за неделю до Юрьева дня осеннего (26 ноября) и неделю после, когда заканчивались сельскохозяйствен­ные работы. При переходе крестья­нин должен был заплатить феодалу «пожилое» компенсацию помещику за трудо­вые потери при уходе крестьянина (1 рубль серебром). Это были большие деньги: цена рабочего коня, или 100 пудов ржи, или 7 пу­дов мёда. «Норма Юрьева дня» явилась первым шагом на пути к закрепо­щению крестьян. В Западной Европе уже начался процесс освобожде­ния крестьян и горожан. В России же этот процесс развивался в обратном направ­лении.

Судебник нёс на себе влияние деспотических законов Золотой Орды. Были введены восточные пыточные средства: битьё палками по пяткам, вколачивание гвоздей под ногти. Позд­нее появился турец­кий обычай сажать людей на кол и другие жестокие ис­тязания.

София Палеолог. В 1453 г. Византия пала под ударом турецкого султана Мехмеда II, её последний император Константин XI Палеолог (1405–1453) погиб при штурме столицы. Европа бросила Византию на произвол судьбы. Православные храмы превратились в мечети, Константинополь – в Стамбул.

Супруга Ивана III Мария Тверская умерла в 1467 г., оставив великому князю наследника – Ивана, прозванного Молодым (1458–1490). Папа римский Павел II, намереваясь окатоличить Россию, предложил Ивану III жениться на племяннице послед­него византийского императора – Зое (Софии) Палеолóг (1455–1503). В 1472 г. в Москве состоялась свадьба. Иван III заимствовал византийские традиции и знаки власти – державу, скипетр, бармы (оплечья). Гербом Московского госу­дарства стал двуглавый орёл. Москва объявила себя преемницей Византий­ской империи и центром истинного христианства («Москва – третий Рим»). София родила Ивану 12 детей, в том числе сына Василия.

Династический кризис. Иван III назначил наследником старшего сына от первой жены – Ивана Молодого, но в 1490 г. 34-летний Иван Моло­дой умер (возможно, был отравлен Софией Палеолог), оставив после себя сына Дмитрия (Внука, 1483–1509). В результате оказалось два пре­тендента на престол – 6-летний внук Дмитрий и 10-летний сын Ивана III и Софии Палеолог Василий. Возник династический кризис.

Сначала Иван III венчал на царство (именно на цар­ство, а не на великое княжение) Дмитрия. В 1497 г. он наложил опалу на жену Софию и 18-летнего Василия, посадив под домашний арест. Однако в 1502 г. царевич Дмитрий Внук вместе с матерью – невесткой Ивана III Еленой Стефа­новной «Волошанкой» († 1505) были заточены и умерли в темнице. «Разве не волен я в своём внуке и своих детях? Кому хочу, тому и дам княжение», – заявил Иван III. Василий получил титул великого князя и стал соправи­телем отца. София Палеолог скончалась в 1503 г. Возможно, она была отравлена. В 2000 г. при анализе её останков был обнаружен яд.

Василий III (15051533 гг.). После смерти 65-летнего Ивана III его политику продолжил сын – Василий III (1479–1533). В отличие от своего конкурента Дмитрия Внука, Василий так и не венчался на великое княжение шапкой Мономаха.

Внешняя политика Василия III. В 1510 г. Василий III присоеди­нил Псков­скую землю. По примеру Новгорода, князь выселил из Пскова элиту – 300 лучших семей. В 1521 г. Василий III присоединил Рязанские земли. В 1514 г. он отвоевал у Литвы Смоленск, в память этого события основал Новодевичий монастырь в Москве.

Отношения с Казанским ханством. В 1505 г., пользуясь смертельной болезнью Ивана III, казанский хан Мухаммед-Эмин поднял мятеж, убил или продал в рабство русских купцов, осадил Нижний Новгород. Василий III намеревался посадить на казанский престол пленного «царевича» Куйдакула, брата мятежного Мухаммеда-Эмина. Попытка московского войска взять Казань в 1506 г. закончился неудачей и большими потерями, но протекторат Москвы над ханством был восстановлен.

Отношения с Крымским ханством. После гибели в 1502 г. Большой Орды крымские ханы заявили претензии на роль наследника Золотой Орды. Они считали, что вправе распоряжаться землями Восточной Европы, как некогда ими распоряжались их золо­тоордынские предки. Например, в 1507 г. крымский хан Мухаммед-Гирей выдал польскому королю Сигизмунду I ярлык на 15 русских городов, в том числе на Новгород, Псков, Рязань, Тулу и др. Началось почти 300-летнее противостояние Рос­сии и Крыма, которое завершится только в 1783 г., когда впавшее в ничтожество Крымское ханство будет завоёвано русской армией без единого выстрела.

Крымские татары часто совершали набеги на русские города – в 1507 г. и др. Татары не собирались захватывать и покорять Россию и Великое княжество Литовское (ВКЛ). Помимо захвата добычи и плен­ных, походы татар преследовали цель устрашить, внушить мысль, что от крымской угрозы дешевле отку­питься. Существовал своеобразный «рэкет» на государственном уровне. И Россия, и ВКЛ посылали в Крым казну, или «поминки» – платежи, от которых зависело доб­рое расположение хана. В Крыму на невольничьих рынках процветала работорговля пленными христиа­нами из России и ВКЛ. Объективно России были выгодны татарские набеги на Литву, а Литве – на Россию. Обе страны пытались склонить Крым к нападению на соседа. Ханы этим пользова­лись для вымогательств новых взяток. Происходил так на­зываемый «крымский аукцион», как его назвал историк С. М. Соловьёв: кто больше даст, тот обезо­пасит себя. Некоторые историки считают, что выплаты-«поминки» XVI в. были формой дани, которую Рос­сия, несмотря на свержение ига, продолжала платить – теперь уже Крымскому ханству. Согла­ситься с этим нельзя. «Поминки» не были регулярными, чтобы их считать данью. Крупных выплат в Крым из­вестно всего несколько. Например, в 1521 г. крымский хан Мехмед I Гирей возвёл на Казанский престол своего младшего брата Сахиба Гирея, после чего они совместно совершили успешный набег на Москву. Василий III был вынужден подписать кабальную грамоту, по которой обязался выплачивать Крыму дань в том объёме, в котором она платилась Золотой Орде.

Династический кризис. В 1505 г. Василий III женился на боярышне Соломонии (Саломее) Сабуровой (ок. 1490–1542). Её выбрали на смотре невест из 500 девиц, представленных со всей страны (по образцу смотрин невест для византийских императоров). После 20 лет брака Соломония так и не родила наследника. В 1525 г. князь обвинил её в бесплодии, насильно постриг в монахини и заточил в суздальский Покровский монастырь.

Опасаясь, что возможные сыновья братьев станут претендентами на трон, Василий запрещал своим младшим братьям вступать в брак, пока у него не родится сын. Большинство братьев – Юрий, князь Дмитровский (1480–1536); Дмитрий Жилка, князь Углицкий (1481–1521); Семён, князь Калужский (1487–1518); Андрей, князь Старицкий и Волоколамский (1480–1537) умерли бездетными, их выморочные уделы Василий III забрал себе. Род Рюриковичей постепенно угасал.

В 1526 г. Василий III женился вторым браком на юной Елене Глинской (ок. 1508–1538) из рода литовских князей, перешедших на службу Москве. В 1530 г. Елена родила Василию сыновей Ивана (1530–1584) и Юрия (1532–1563). Юрий родился глухонемым – «без ума и без памяти и бессловесен». Иван, как известно, тоже не отличался психическим здоровьем. Умирая, 54-летний Василий III во главе государства оставил трёхгодовалого Ивана IV – будущего Ивана Грозного.
Государство и церковь в XV–начале XVI вв.
Русская православная церковь выступала за укрепление великокняже­ской власти и государства. Вопросы церковной жизни решали Церковные соборысобрания, совещания руководителей Русской православной церкви. Они избирали и назначали митрополитов и епископов.

Флорентийская ýния. Кон­стантинопольский патриарх подписал в 1439 г. в г. Флоренции Флорентийскую ýнию (объединение) с католиче­ской церковью. В ответ Василий II разорвал отношения с Кон­стантинопольской патриархией и арестовал московского митрополита грека Иси́дора, подписавшего унию. Вскоре Исидор бежал в Рим. В 1448 г. митрополитом был избран рязанский епископ Иона. В 1453 г., после захвата турками Константинополя и падения Византии, русская церковь окончательно стала автокефáльной (самостоятельной). В 1458 г. в Киеве был поставлен свой митрополит. Русская православная церковь распалась на две митрополии: Московскую и Киевскую.

Ереси. В 70-х гг. XIV в. в Новгороде возникли éреси (от греч. éресис – особое вероучение) – учения, отклоняющиеся от официальной церковной доктрины. Ересь стригольников (основа­тель – Карп-стригольник, или стригаль; другая версия – от «расстри­женных», т. е. священников, лишённых сана) – отвергала дóгматы (утверждения) церкви, не вы­держиваю­щие критики с позиций разума. В 1375 г. новгородских стригольников казнили.

В кон. XV в. в Новгороде распространилась ересь жидовствующих (схари­изм). Ере­тиков обви­няли в иудаизме («жидовстве»), поскольку они не признавали иконы и Святую Троицу. Еретики Фёдор Курицын, Матвей Башки́н, Фео­досий Косой отри­цали церковные об­ряды, свя­щенников, монашество, иконо­почита­ние, богочелове­ческую природу Христа. В 1480 г. Ивану III так понрави­лись речи новгородских еретиков Дионисия и Алексея, что он привёз их в Мо­скву. Еретикам покровительство­вала и невестка Ивана III Елена Сте­фановна (Волошанка). Однако в 1490 г. церковный собор осудил ересь. В 1504 г. лидеров еретиков сожгли в деревянных клетках-срубах на льду Москвы-реки, а в Новгороде утопили с камнем на шее в р. Вóлхов.

Вопрос о церковном землевладении. По инициативе Сергия Радонеж­ского монастыри перешли с «кели­отского» устава к «обще­житийному». При «кели­отском» уставе монахи имели отдельное хозяйство. Со­гласно «общежитий­ному» уставу, монастыри стали общиной с кол­лективной собственностью, имели право приобретать земли. Монастырям жаловали земли князья и бояре в виде вкладов («на упокой души»). Цер­ковь стала крупнейшим землевладельцем. Иван III хотел провести секуляри­зациюконфискацию церковных земель в пользу государства.

Внутри церкви возник спор нестяжателей и иосифлян (стяжателей). Нестя­жатели («заволжские старцы»), глава – Ни­л Сóрский (1433–1508), основатель монастыря под Вологдой на р. Сорке, выступали за воздержание и аскетизм, против обладания церковью богатст­вами, вспоминая библейское выраже­ние «Легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богачу войти в царствие небесное».

Иосифляне, или стяжатели (глава – Иосиф Волóцкий 1439/40–1515),основатель Во­локоламского монастыря, наоборот, считали, что «бога­тая церковь – сильная церковь». Иосифляне стремились утвердить превосходство церковной власти над светской. Обоснованию этой идеи была посвящена «Повесть о белом клобуке», утверждавшая, что белый клобук (головной убор митрополита) выше царского венца. В противовес «Повести…» было создано «Сказание о князьях владимирских». В нём утверждается, что московские государи ведут своё происхождение от римского императора «Ав­густа-кесаря», а князь Владимир Мономах получил регалии (знаки царской власти) от своего деда – императора Византии Константина Мономаха. После того, как на церковном соборе 1503 г. Иван III под давлением иосифлян отступился от идеи секуляризации, отношение иосифлян к вопросу о соотношении светской и духовной властей изменилось. Если раньше Иосиф Волоцкий утверждал, что «священство преболе [выше] царства», то теперь писал, что царя следует «почитати, а не сваритися с ним».

При Василии III нестяжа­тели подверглись гонениям: боярин Иван Берсень-Беклемишев был обезглавлен в 1525 г., богослов Максим Грек осуждён на церковных соборах 1525 и 1531 гг., князь Василий Патри­кеев (Вассиан Косой) насильно постри­жен в 1531 г. в монахи.

«Москва – третий Рим». Игумен псковского Елеазарова монастыря Филофéй (ок. 1465–1542) в 1520-х гг. в своих посланиях проповедовал теорию «Москва – третий Рим». Он утверждал, что центр хри­стианства из Рима и Константино­поля переместился в Москву. Первый Рим был погублен католичеством, второй Рим – Константинополь – погряз в гре­хах и по воле Божьей захвачен турками. Теперь только право­слав­ная Москва способна стать мировым центром истинного христианст­ва, а Русское государство должно выполнить свою мировую миссию, спасти человечество от ересей и стать мировой державой. «Два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – утверждал Фило­фей.

Таким образом, к кон. XV–нач. XVI в. произошло объеди­нение бóльшей части русских земель вокруг Москвы. Процесс объединения был жёстким, насильственным. В итоге об­разова­лась самая круп­ная держава Европы с населением от 6 до 15 млн. человек. Госу­дарство назы­вали Московским, за рубежом – Москóвией, но постепенно стало входить в обиход новое название – Россия.

**
.


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   ...   14


написать администратору сайта