История_2016_temy_1-15. Курс лекций Данилов А. А., 2015 Предмет и метод исторической науки
Скачать 1.02 Mb.
|
15. Культура и быт России XVII в.В XVII в. происходит переход к культуре «Нового времени», расширяются связи с Европой. Московская Русь тянулась к образованию и просвещению. В ходе обмирщения культуры развивается светская культура, происходит отход от религиозности, усиливается внимание к человеческой личности. Однако православная церковь сопротивлялась нововведениям. Она опасались проникновения «латинства» – «западной заразы», которая поколеблет православную веру и «русскость». Общественно-политическая мысль. Создаются исторические сочинения о Смуте: «Временни́к» Ивана Тимофеева, «Сказание» Авраамия Пáлицына, «Иное сказание» Ивана Катырёва-Ростовского. Авторы причину Смуты видели в пресечении династии Рюриковичей. Роль определяющей силы в событиях они отдавали «провидéнию» (воле Бога). Обоснование принципов абсолютизма проявилось в трактате «Политика» хорвата Юрия Крижанича (1618–1683) – сторонника идеи славянского единства под эгидой Московского государства. В 1659 г. прибыв в Москву, он предложил программу преобразований, но «за некое глупо слово» был сослан в Тобольск, где провёл 16 лет. В 1676 г. он покинул Россию. В XVII в. появились русские вольнодумцы, ориентированные на Запад. Князь И. А. Хворостинин отступился от православия, был сослан в монастырь, затем бежал в Польшу, где написал «Словеса дней и царей». Он уверял, что «на Москве людей нет, все люд глупый, жить не с кем»; «московские люди сеют землю рожью, а живут все ложью». «Это был своеобразный русский вольнодумец на католической подкладке, – пишет В. О. Ключевский, – проникшийся глубокой антипатией к византийско-церковной чёрствой обрядности и ко всей русской жизни, ею пропитанной, – отдалённый предок Чаадаева». Подьячий Посольского приказа Г. К. Котошихин, сбежав в Швецию, написал сочинение «О России в царствование Алексея Михайловича». Он критически (но не всегда объективно) описывал московские порядки: «А иные бояре, брады свои уставя, ничего не отвечают, потому что царь жалует многих в бояре не по разуму их, но по породе, и многие грамоте не учёные…». Устное народное творчество. Сказки, исторические песнисоздавали образ идеального царя. Любимым героем народа был С. Разин. Летописание. В 1630 г. написана последняя летопись – «Новый летописец», охватившая события от смерти Ивана IV до конца Смуты. Литература. В XVII в. возникли новые жанры: сатира, драма, поэзия. Появились вымышленные персонажи. Бытовые повести: «Повесть о Фроле Скобееве», «Повесть о Савве Грудцыне». В «Повести о Горе-Злосчастии» молодой человек, ушедший от родителей, терпит лишения и раскаивается в монастыре. «Повесть о Тверском Отроче монастыре» рассказывает о страданиях отрока, у которого князь отнял невесту. Биографические повести: «Повесть об Улиании Осорьиной». Её автор – сын Ульяны, муромский дворянин Дружина Осорьин. Автобиографические повести: «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Аввакум повествует о церковном расколе XVII в., на примере полной страданий собственной жизни говорит о преданности идеалам древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. Его эмоциональный рассказ написан простым языком. Сатирические повести: «Служба кабаку», «Азбука о голом и небогатом человеке», «Сказание о куре и лисице» имеютобличительный характер. «Повесть о Ерше Ершовиче» и «О Шемякином суде» высмеивают неправедный и корыстный суд. Мелкую рыбёшку Ерша, спорившего с сыном боярским Лещом, судьи – «господа Осётр, Белуга и Белая рыбица» – судили «по мзде» и признали виновным, после чего «плюнул Ёрш судьям в глаза». Судья Шемяка, надеясь на подношение, решил дело в пользу бедняка, который тайком показывал ему обёрнутый в платок камень. В «Калязинской челобитной» и «Повести о бражнике» критиковалась церковь, высмеивались нравы духовенства. Переводная художественная литература: «Повесть о Бове-королевиче», «История о храбром рыцаре Петре Златых Ключей…». Силлабическое стихосложение – стихи, в которых количество слогов в каждой строке одинаково. Белорусский просветитель, писатель и поэт Симеон Пóлоцкий (1629–1680), приглашённый в 1661 г. в Москву для обучения царских детей, сочинял силлабические стихи (сборники «Вертоград многоцветный» и «Рифмологион»). Силлабическая поэзия была тяжеловесна, помпезна, в ней идеализировалось самодержавное правление. Полоцкий – автор пьесы «О Навуходоносоре царе», комедии «Притча о блудном сыне». Ученики и продолжатели Полоцкого – Карион Истомин, Сильвестр (Симеон) Медведев. В XVII в. для царя выпускалась рукописная газета «Куранты». Книгопечатание. В сер. XVII в. в России было налажено производство бумаги. Однако её не хватало, поэтому бумагу привозили из Европы. Расширялось книгопечатание. На московском Печатном дворе трудились более 150 человек. В 1-й пол. XVII в. было издано свыше 200 книг – богослужебные книги, официальные документы, учебники. По-прежнему широко распространены были рукописные книги. Просвещение. Развитие торговли, промышленности, государственного аппарата содействовало распространению просвещения. Вышли в свет «Грамматика» М. Смотрицкого (1629 г.), букварь Кариона Истомина, печатная таблица умножения – «Считание удобное» (1682 г.). «Азбука» В. Бурцева тиражом 2.400 экземпляров разошлась в один день. Для учебных целей выпускались «Псалтыри» и «Часословы». В 1672 г. в Москве открылась первая книжная лавка. В 1649 г. боярин Ф.М. Ртищев (1626–1673) открыл школу при Андреевском монастыре, пригласив из Киева 30 учёных монахов. В 1640-е годы учёный Епифаний Славинéцкий († 1675) открыл школу в Чудовом монастыре. В 1665 г. Симеон Пóлоцкий открыл школу в Заиконоспасском монастыре. В 1680–1681 гг. по инициативе патриарха была открыта школа при Печатном дворе (Типографская школа). В 1687 г. при царевне Софье два грека, учившиеся в Италии, братья Лихýды (Иоанникий Лихýд, 1633–1717 иСофроний Лихýд, 1652–1730) – открыли в Москве при Заиконоспасском монастыре первое в России высшее учебное заведение – Славяно-греко-латинскую академию по образцу европейских университетов. Преподавались на греческом и латинском языках грамматика, риторика, «пиитика», логика, философия, богословие, физика, славянский, греческий, польский и латинский языки. Академия предназначалась для людей «всякого чина, сана и возраста», готовила духовенство и чиновников. После ссылки Лихудов в 1701 г. в Ипатьевский монастырь академия пришла в упадок. Медицина. Медицинские знания основывались на народных «лечебниках» и «травниках», «Фармакопее» («Фармакологии») Ивана Венедиктова. У царя Михаила Фёдоровича появилась собственная медицинская служба. Известно, что он носил очки. В Аптекарском приказе готовили фармацевтов и врачей, в 1654 г. здесь обучались 30 стрельцов для «лечбы» (лечения) ратных людей. Епифаний Славинецкий перевёл на русский язык труд западноевропейского учёного анатома XVI в. А. Везалия «О строении человеческого тела». Везалий одним из первых стал изучать человеческий организм путём вскрытия умерших. В России это запрещалось церковью. Ф. М. Ртищев на свои средства строил больницы и богадельни. Научные знания. В XVII в. шло накопление научных знаний. В России умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения. «Книга сошного письма» содержала сведения по геометрии. Опубликовано 500 наименований печатных книг, в том числе труды по военному делу – «Устав ратных, пушечных и других дел» Онисима Михайлова (1621 г.). Были известны свойства взрывчатых веществ (пороха). Географические сведения были зафиксированы в «Книге большому чертежу», атласе Рéшетова, «Описании новых земель, сиречь Сибирского царства», «Чертёжной книге Сибири» С.У. Рéмезова, «Чертеже городам русским и шведским до Варяжского моря». В 1675–1678 гг. Н.Г. Спафáрий (1636–1708) в ходе путешествия описал Китай. Была известна гелиоцентрическая система Н. Коперника, но преобладал предрассудок о Солнце, вращающемся вокруг плоской Земли. Исторические сочинения. Записной приказ занимался сбором исторических материалов. Исторические сочинения написали Ф. Грибоедов, типографский «справщик» (редактор) Поликарпов и автор «Скифской истории» Андрей Лызлов. Монах Киево-Печерского монастыря Иннокентий Гизель создал «Синóпсис» (обозрение), в котором доказывал закономерность воссоединения Украины с Россией. Зодчество.Происходило обмирщение архитектуры – отход от церковной строгости и аскетизма. Возник нарядный, праздничный «московский стиль», или «узóрочье». Посадские храмы строились на средства купцов и посадских людей, в них проявились светские настроения: московские церкви Троицы в Никитниках (1628–1636), Рождества Богородицы в Путинках (1649–1652 гг.),ярославские церкви Ильи Пророка, Иоанна Златоуста в Коровниках, Иоанна Предтечи в Толчкове. Зодчий Бажéн Огурцов построил «пряничный» Теремнóй дворец Московского Кремля (1635–1636 гг.), возвёл на Спасской башне каменный шатёр, а часовщик-англичанин Х. Галовей установил кремлёвские куранты. Кремль с шатровыми завершениями башен из оборонительного сооружения превратился в парадную резиденцию царей. В селе Коломенском возведён деревянный загородный дворец царя Алексея Михайловича: 270 комнат и 3 тыс. окон. (В XVIII в. он был разобран из-за ветхости, восстановлен в 2010 г.). В 1670–1680-х гг. построена резиденция ростовского миторополита – Ростовский кремль. В г. Ивановесохранились постройки XVII в. – Успенская деревянная церковь и каменное здание – Щудрóвская палатка владельцев села князей Черкасских. Патриарх Никон противостоял обмирщению зодчества. Он запретил шатровые храмы, требовал строить традиционные 5-главые соборы крестово-купольного стиля. Никон возвёл соборы Новоиерусалимского монастыря под Москвой и Иверского монастыря на Валдае. В конце XVII в. под влиянием Западной Европы возник нарышкинский стиль, или «московское барокко». Характерные черты: устремлённость ввысь, многоярусность, сочетание краснокирпичной кладки с белокаменной отделкой (церковь Покрова в Филях 1690–1693 гг., построена дядей Петра I – Л.К. Нарышкиным). Крепостной зодчий Яков Бухвóстов возвёл Успенский собор в Рязани. В 1690-х гг. М.И. Чоглоков построил Сýхареву башню в Москве. Живопись. В иконописи сложились два направления: годуновская и строгановская школы. Годуновские иконы архаичны, выполнялись по заказу Бориса Годунова, по образцам живописи Андрея Рублёва. Стрóгановская школа названа по фамилии заказчиков – купцов Строгановых. Черты строгановской иконописи: миниатюрное письмо, выписывание деталей на малой площади, грациозное изящество поз, обилие золота и серебра (иконописцы Прокопий Чирин, Истома Савин и др.). Художник «царский изограф» Симон Ушаков (1626–1686), стремясь к реализму и светскости, писал иконы так, «как показывает зеркало». Икона «Спас нерукотворный» представляет собой живое, одухотворённое лицо Христа. Икона «Насаждение древа государства Всероссийского» изображает Ивана Калиту и митрополита Петра, поливающих дерево, на ветвях которого укреплены медальоны-портреты московских князей и царей. Стремление к реализму позволило Ушакову впервые в русской иконописи изобразить обнажённое женское тело – библейскую Вирсавию. Фресковая живопись стала более светской, праздничной (роспись церкви Троицы в Никитниках). Артель костромских и ярославских художников Гурия Никитина (Кинешемцева)(1630-е–1691)и Силы Савина создала яркие фрески ярославского храма Ильи Пророка. Процесс обмирщения выразился в стремлении к реализму в иконах и портретах. Возникла парсýна (от слова «персона») – портрет, сочетающий приёмы и́конописи и светской живописи. Писались парсуны на деревянных досках, как иконы, но на них изображались светские люди («Князь Скопи́н-Шуйский», «Царь Фёдор Иоаннович»). В кон. XVII в. живописцы переходят от парсуны к европейскому портрету на холсте (портреты князя Б. И. Репнина, стольника Г. П. Годунова, Л. К. Нарышкина). Вырос уровень резьбы по дереву. Театр. Популярностью в народе пользовались представления скоморохов – бродячих артистов. Скоморошьи «игрища» продолжали языческие традиции. В 1648 г. царская грамота запрещала «позорища» (зрелища), «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды». Их предписывалось ломать и жечь. За ослушание велено было бить батогами. Однако по-прежнему находились люди, которые «приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать». При царском дворе находилась Потешная палата – театр-балаган с шутами и карликами. В 1672 г. Алексей Михайлович открыл придворный театр. Все роли в пьесах исполняли мужчины. Разыгрывались пьесы на легендарно-исторические и библейские сюжеты («Артаксерксово действо», «Юдифь»), светские комедии и балетные спектакли. Использовались западные музыкальные инструменты: оргáны, скрипки. После смерти царя театр был закрыт. Быт. Жилище. Богатые и бедные жилища очень отличались друг от друга. Богатые дома имели расписные потолки и стены, ковры, гравюры, зеркала, люстры. Основным типом бедного русского жилища был срубный дом – изба. Иностранцы отмечали некомфортабельность избы: отопление «по-чёрному», маленькие оконца и двери, отсутствие кроватей, освещение лучиной, содержание в избе зимой молодняка скота, дымный и спёртый воздух. «Что касается построек этой страны и образа жизни этих людей, – писал Г. Айрман – побывавший в России в 1669 г. в составе шведского посольства, – их жилища можно скорее сравнивать со стойлами для скота и свиней, чем с домами...» Домашний быт соответствовал «Домострою». Семейные разводы были запрещены церковью. За XVII в. известны лишь два решения церковного суда о разводе. Велась борьба с курением: людей, уличённых в курении, секли кнутом и ссылали в Сибирь. Одеждабыла тяжёлая, меховая, с длинными рукавами. Алексей Михайлович издал указ о запрете европейской одежды и стрижки: чтоб никто «иноземных, немецких и иных извычаев не принимал, волос у себя на голове не постригал, тако ж и платьев и шапок с иноземных образцов не носил…». Преследовалось бритьё бороды – «за блудоноский образ». Фёдор Алексеевич, наоборот, запретил являться во дворец в русской одежде, приказал сменить её на европейские кафтаны. Традиционные русские одежды, по его мнению, были «приличны женскому платью и служилому, и дорожному времени не потребны». Питание. Еда оставалась традиционной. Народ пил квас, мёд, пиво. В богатых домах имелись привозные вина, пряности, фрукты. В 1638 г. в России появился чай – дар московскому царю от монгольского хана. Развлечения. Царь и знатные люди были заядлыми охотниками. Алексей Михайлович составил пособие по соколиной охоте – «Урядник: новое положение и устроение сокольничья пути». Чтобы прокормить царских соколов и кречетов, крестьяне несли «голубиную повинность», при кречатне содержалось более 100 тыс. пар голубей. Таким образом, русская культура XVII в. развивалась под влиянием социальных конфликтов, изменений в общественно-экономической жизни, расширения связей с западноевропейскими странами. Начинается развитие новой, светской культуры. ** |