История_2016_temy_1-15. Курс лекций Данилов А. А., 2015 Предмет и метод исторической науки
Скачать 1.02 Mb.
|
9. Культура и быт Руси XIV–XV вв.
Особенности русской культуры XIV–XV вв. 1. Монголо-татарское нашествие нанесло удар по русской культуре. Погибли города, храмы, уведены в рабство ремесленники. Каменное строительство прекратилось на полвека. Упадок переживало искусство. 2. Однако русская культура сумела выдержать удар. Началось медленное её возрождение. Культура оставалась европейской по типу. 3. Русские земли входили в различные государства (Московское, Литва, Польшу и т.д.). Это углубляло различия в культуре и языке. Складывались три народности – русская, украинская и белорусская. 4. Основной темой в произведениях культуры XIV–XV вв. является борьба с ордынским игом. Куликовская битва вызвала подъём национального самосознания. 5. Русская культура испытывала влияние византийской, сербской и итальянской культур. В Россию переселились выходцы из Византии и Балкан, захваченных турками: иконописец Феофан Грек, философ Максим Грек, публицист Пахомий Логофет и др. В Москве работали итальянские архитекторы, строители, врачи, литейщики, ювелиры. Устное народное творчество. Борьба против ига стала ведущей темой произведений устного народного творчества. Существовали три жанра: -сказания – о битве на Калке, о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о Куликовской битве, о Невской битве, о Ледовом побоище; -былины – о новгородских богатырях Василии Буслаеве и Садко; об Илье Муромце и Соловье Разбойнике; -исторические песни – об Авдотье-Рязаночке, Щелкане Дудентьевиче. Письменность. Во время Батыева нашествия погибло много книжных сокровищ. Но традиции письменности и книгописания сохранились. Учителя-«книжники» обучали детей грамоте. Троице-Сергиев, Кирилло-Белозерский и Соловецкий монастыри имели книгописные мастерские и библиотеки. В XIV–XV вв. на смену пергаменту пришла бумага, ввозимая из Италии и Франции. Изменения произошли в графике письма. Уставное письмо сменилось менее строгим полууставным. В деловых бумагах XV в. утвердилась скоропись. Летописание. Московское летописание приобретало общегосударственный характер. Первые общерусские летописные своды: Троицкая летопись (нач. XV в., погибла в московском пожаре 1812 г.) и Московский летописный свод XV в. Литература. Основные жанры литературы: Воинские повести – «О битве на реке Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем» – поражение Руси объяснялось божьим наказанием за княжеские усобицы; «Повесть об убиении князя Михаила Ярославича в Орде» написана в Твери и имеет антимосковскую направленность. Победа на Куликовом поле вызвала появление произведений Куликовского цикла – «Сказание о Мамаевом побоище» и «Задонщина» (автором «Задонщины», возможно, является Софоний Рязанец). Житийная литература – жизнеописания святых. Епифаний Премудрый является автором «Жития Сергия Радонежского». «Сказание о князьях владимирских» посвящено разработке официальной теории княжеской власти. «Хронограф» Пахомия Логофета – обзор всемирной истории. «Повесть о Петре и Февронии» посвящена любви и верности муромского князя и крестьянки. География. Тверской купец Афанасий Никитин, автор путевого дневника «Хожение за три моря», в 1466–1472 гг. достиг Индии и восточной Африки за 30 лет до Васко да Гама. Известны также «Хожения» новгородца Стефана и «смолянина» Игнатия в Царьград. Московский посол Григорий Истома в 1496 г., направляясь в Данию из Северной Двины, открыл морской путь в Европу, проплыв вокруг Кольского и Скандинавского полуостровов. Архитектура. Центром зодчества вначале был Новгород, избежавший монгольского разрушения. Здесь были построены небольшие одноглавые церкви: Николы на Липне, Фёдора Стратилата на Фёдоровом ручье (1361 г.), Спаса на Ковалёве (1345 г.), Успения на Волотовом поле (1352 г.), Спаса на Ильине улице (1374 г.). В Пскове – церковь Василия на Горке. В Москве строились каменные храмы по образцу владимирских: Спасский собор Андроникова монастыря (1422 г.), Троицкий собор (1422 г.) и Духовскáя церковь (1476 г.) Троице-Сергиева монастыря.Юрий Звенигородский построилсобор Успения Богоматери (1399–1400 гг.), собор Рождества Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря (1405 г.) в Звенигороде. Московские зодчие создали устремлённую ввысь композицию храма за счёт ступенчатого расположения сводов и кокошников (полукруглых завершений стен). При Василии I в Москве появились башенные часы с курантами (1404 г.). На рубеже XV–XVI вв. был перестроен Московский Кремль. Псковские мастера Кривцов и Мышкин начали строить Успенский собор, но он рухнул. По приглашению Ивана III и Софии Палеолог в Москву приехали итальянские зодчие. Аристотель Фиораванти в 1475–1479 гг. построил новый Успенский собор, взяв за образец Успенский собор во Владимире. Собор являлся кафедральным храмом митрополита всея Руси, здесь венчали на царство, собирались Земские соборы. Итальянские мастера – инженер из Милана Пьетро Антонио Солáри, Рýффо (Марк Фрязин), Алеви́з Фрязин Миланец построили в 1485–1516 гг. краснокирпичные стены и башни Московского Кремля на белокаменном фундаменте (18 башен, длина стен 2,25 км, толщина – 3,5-6,5 м, высота – до 19 м). В 1487–1491 гг. Руффо и Солари построили Грановитую палату (её стены украшены «гранями») – тронный зал площадью 500 кв. м., своды которого опираются на четырёхгранный столб. В 1505–1509 гг. Алевиз Фрязин Новый возвёл Архангельский собор – усыпальницу 46 московских князей и царей, а Бон Фрязин начал строительство колокольни Ивана Великого (1505–1508 гг.). В 1484–1489 гг. псковские мастера возвели Благовещенский собор – великокняжескую домóвую церковь. Деревянные города часто страдали от пожаров. В XIV в. полностью выгорели г. Владимир, Кострома, Новгород, Рязань. В 1493 г. пожар спалил всю Москву, сгорели все деревянные постройки Кремля, погибло 200 человек. Иван III лично участвовал в тушении пожара. Живопись. В XV в. в русской живописи почти одновременно с западноевропейской начинается Предвозрождение (Предренессанс). Он характеризуется повышенным интересом к личности, к идеалам гуманизма. Но развитие русского Предренессанса было остановлено церковью. В храмах с XIV в. появились иконостасы. Выходец из Византии живописец Феофáн Грек продолжал византийские традиции и́конописи, используя тёмные приглушённые краски. Феофана Грека привлекали трагические сюжеты Библии (сошествие в ад, распятие). Его фрески в новгородской церкви Спаса на Ильине улице отличаются драматической выразительностью. Творения московского иконописца Андрея Рублёва (ок. 1375/80–1428) создают впечатление умиротворённости. Вместе с Феофаном Греком и Прохором из Городца Рублёв расписал Благовещенский собор Московского Кремля. Совместно с Даниилом Чёрным он создал фрески Успенского собора г. Владимира («Шествие праведников в рай»). Самая известная работа Андрея Рублёва – икона «Троица» (1425–1427 гг.). На иконе изображены трое юношей-ангелов, символизирующих Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция иконы гармонична, лица и фигуры спокойны и одухотворены. Мастер Дионисий (1440–1505) с учениками создал в 1502–1503 гг. утончённые фрески храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря под Вологдой, а также житийную икону «Митрополит Алексий». Певческое искусство. В 1479 г. при Иване III был основан Хор государевых певчих дьяков (впоследствии Капелла). Быт. С 1492 г. началом года становится 1 сентября, а не 1 марта. Питание. Питались хлебом, кашами (гречневой, овсяной, пшённой), овощами – репой, капустой, огурцами, луком. Мясо использовали редко, чаще – рыбу. В 1478 г. на Руси возникло винокурение (изготовление водки). Водку применяли как лекарство и продавали в аптеках. Жилище. В богатых княжеских и боярских двух-трёхэтажных теремах со множеством парадных палат и светлиц использовались восточные ковры, золотая и серебряная посуда, свечи. Одежда. Знатные люди носили длинные, тяжёлые шубы с серебряным и золотым шитьём, высокие цилиндрические меховые (горлатные) шапки. Женщины без меры белили лица и красили щеки, «чернили» глаза, выщипывали брови. Баня. В богатых домах устраивали чистые «мыленки» с «водоводами» – насосами, работавшими на ручной или конной тяге. Развлечения. В городах праздники сопровождались таким видом развлечения, как кулачные бои. Бойцы сходились стенка на стенку, порой бились до смерти, но чаще – до первой крови. Таким образом, развитие культуры XIV–XV вв. было обусловлено характерными для этой эпохи чертами: раздробленностью и ордынским игом. С первым их них связано появление многих местных центров культуры, со вторым – страшный урон культурным ценностям, упадок культуры и затем её возрождение в эпоху национального подъёма – во времена Куликовской битвы и образования единой России. ** |