История_2016_temy_1-15. Курс лекций Данилов А. А., 2015 Предмет и метод исторической науки
Скачать 1.02 Mb.
|
5. Культура и быт Древней Руси в IХ– начале ХIII в.
Культура Древнерусского государства:
Культура периода раздробленности (ХII – первая пол. ХIII в.):
Культура – это совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых человечеством на протяжении истории. Культура – важная составная часть общественной жизни. Культурный процесс отражает те изменения, которые происходят в обществе в социальных отношениях, идейных взглядах, эстетических представлениях, нравственных понятиях. Культура хранит национальные традиции, в ней выражается национальное самосознание народа. Культура делится на материальную и духовную. К материальной культуре относятся: ремёсла – производство орудий труда, жилища, одежды, т.е. того, что помогает человеку справиться с материальными трудностями. Духовная культура – более сложное явление. К ней относятся: идеологические представления (в том числе религия), наука, система просвещения, система права, литература, искусство (архитектура, живопись, скульптура и т.д.). Древнерусская культура делится на два этапа: 1) IX в.–1132 г. (Древнерусское государство до раздробленности); 2) 30-е гг. XII в.–30-е гг. XIII в. (до нашествия Батыя). Культура Древнерусского государства.Особенности культуры. На Руси создаётся мощная культура, европейская по типу. Большое влияние на развитие культуры оказала Византия, от которой было заимствовано христианство. Ремесло. Археологи находят различные сельскохозяйственные орудия: в южных лесостепных районах – рало, плуг, борона, в лесной полосе – борона-суковатка. Кузнецы ковали серпы, ножи и др. Затейливые висячие замки со сложными ключами находили сбыт за границей («русские замки»). Производилось оружие и доспехи: мечи, боевые топоры, копья, кольчуги, щиты, шлемы и др. К середине XI в. относится первый меч с русской надписью: «Людота коваль» (кузнец Людота). Ювелиры (златокузнецы) изготавливали серьги, височные кольца, ожерелья. Применялись следующие технические приёмы – литьё, ковка, чеканка, скань (изделия из скрученной серебряной или золотой проволоки диаметром 0,02 см., которая напаивалась на металл), зернь (серебряные или золотые зёрна-шарики диаметром 0,06 см., по 300 штук на 1 кв. см. припаивались на изделие), чернь (инкрустация золотом и серебром по вычерненному фону), эмаль (техника перегородчатой эмали, когда ячейки между сканными перегородками заполнялись цветной эмалью). Изготавливались стеклянные перстни и браслеты. Гончары знали технику обжига глины, производили орнаментированную посуду, византийские кирпичи (плинфу), черепицу, разноцветные изразцы, пряслица – грузики для веретён. В Х в. появляется гончарный круг. Древнерусское ремесло, по мнению академика Б. А. Рыбакова, насчитывало около 60 специальностей. Устное народное творчество (фольклор). Сохранились сказки, свадебные песни, похоронные плачи-причитания, пословицы, поговорки, загадки. Былины – народные эпические песни-сказания – повествуют о пахаре Микуле Селяниновиче, князе Владимире Святославиче («Красное Солнышко»). Герои былинного эпоса – богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. Антигерои – реальные противники Руси. Например, «Тугарин-змей» – половецкий хан Тугоркан. Письменность. Письменность – важнейшее средство закрепления и передачи знаний. Первоначально у славян существовала примитивная система письменных знаков – черты и резы. Около 863 г. византийско-болгарские монахи-миссионеры братья Кирилл (827–869) и Мефодий (815–885) на основе греческого алфавита создали славянскую азбуку – кириллицу. Была известна и другая славянская азбука – глаголица, но она не получила распространения. Первый памятник древнерусской письменности – договор князя Олега с греками 907 г., написанный на греческом и древнерусском языках. Договоры Руси с Византией имели «противени» – копии на славянском языке. Появляются толмачи-переводчики и писцы. Учёными обнаружены граффи́ти – надписи, процарапанные на стенах, посуде, камнях, клейма мастеров. Под Смоленском найден глиняный сосуд нач. Х в. с надписью «горушна» (пряность). Сокровищницей живых, подчас шутливых надписей являются стены церквей, исписанные прихожанами. На стенах киевского Софийского собора рядом с обычной просьбой «господи помози...» мы встретим фразы-размышления о жизни, насмешки над соседями: «Кузьма-пороса», «Якиме стоя усне…». Берестяные грамоты. Археологи нашли почти 1 тыс. берестяных грамот в Новгороде, три грамоты – в Московском Кремле, а также несколько грамот в Пскове и Полоцке. Половина грамот относится к домонгольскому времени. Учёные планируют при полном завершении раскопок Новгорода найти более 20 тыс. берестяных текстов. Это свидетельствует о почти поголовной грамотности городского населения. Найдены берестяная грамота сер. XI в. с азбукой, состоящей из 32 букв и учебная тетрадь мальчика Онфи́ма. Жанровое разнообразие берестяных грамот очень велико. Они содержат долговые расписки, бытовые просьбы, жалобы, хозяйственные распоряжения, молитвы, заговóры против болезней, любовные письма, стихи и т.д. Некий Борис просит жену прислать одного из слуг с жеребцом и сорочку, которую он забыл: «От Бориса ко Ностасии. Како приде ся грамота, тако пришли ми цоловек на жерепце, зане ми здесе дел много. Да пришли сороцицю, сороцице забыле». Любовная переписка новгородцев представляет собой изысканные эмоциональные послания: «Что за зло ты против меня имеешь, что в эту неделю ко мне не приходил? А я к тебе относилась как к брату!…» – пишет неизвестная женщина XI в. возлюбленному, не пришедшему на свидание. Найден брачный договор XIII в.: «От Никиты ко Ульянице. Пойди за мене. Я тебя хочу, а ты меня. А на то свидетель Игнат Моисеев». В 2005 г. найдены грамоты, содержащие ненормативную лексику: новгородка бранит свою знакомую за невозврат долга. Книжное дело. После принятия христианства быстро развивается книгописание. Книги писались на пергамене (пергамен или пергамент – специально обработанные телячьи или бараньи кожи). Особый геометричный почерк назывался «уставное письмо». Книги украшались орнаментированными заставками и заглавными красными буквами, написанными краской киноварью («красная строка»). Книги помещались в деревянные переплёты, обтянутые кожей. Большинство книг домонгольского периода погибло в результате войн и пожаров. До нас дошло около 150 книг. Самая древняя – Остроми́рово евáнгелие, написанное в 1057 г. для новгородского посадника Остромира, а также Изборники 1073 и 1076 гг. (сборники нравоучительных статей) и Мстиславово евáнгелие 1115 г. Некоторые историки считают древнейшей книгой манускрипт, найденный в 2000 г. в Новгороде, датируемый не позже 1010 г. Он представляет собой деревянные вощёные дощечки, исписанные религиозными псалмами. Просвещение. Киево-Печерский монастырь являлся учебным заведением по подготовке духовенства. Здесь изучалось богословие, греческий язык, церковная литература. Князь Владимир повелел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Ярослав Мудрый также способствовал распространению образования. «И любил Ярослав церковные уставы, …и книги любил, читая их часто и ночью и днём. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык. И написали они книг множество… [Ярослав] засеял книжными словесами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение принимая книжное». Ярослав создал школу для 300 детей. В богатых семьях обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек. Сестра Владимира Мономаха Янка (Анна, † 1113) устроила школу для девушек при монастыре в Киеве. Учителями были священнослужители. При Софийском соборе Киева существовала библиотека. Дочь Ярослава Мудрого Анна, королева Франции, превосходила образованностью французский двор. Анна сетовала отцу из Парижа: «В какую варварскую страну ты меня послал, здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны». Летописание. Летопись – историческое повествование, в котором запись событий велась по годам (летам). Самым ранним является Киевский летописный свод 996–997 гг. Летописи велись и в других городах. Позднее они вошли в летописный свод «Повесть временных лет» (ПВЛ) монаха Киево-Печерского монастыря Нестора (1056–1114). Свод Нестора является пятой по счёту древнерусской летописью. Летописи часто писались и переписывались в угоду князю. Известны летописи Псковская, Новгородская, «Ипатьевская» (найдена в Ипатьевском монастыре под Костромой) и «Лаврентьевская» (автор – монах Лаврентий, писал для суздальско-нижегородского князя). Летописи являются, наряду с данными археологии, главными источниками сведений об исторических событиях в Древней Руси. Литература. Большинство литературных произведений XI – нач. XII в. сохранились не в оригинале, а в составе других произведений: «Поучение Владимира Мономаха» 1117 г. В «Поучении» создан образ идеального мужественного князя, заботливого по отношению к подданным, радеющего о единстве и благополучии Руси. Мономах призывает сыновей следовать его примеру. «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (ХI в.) – по форме это проповедь, содержащая нравственную оценку правителя, а также идею независимого от Византии развития Руси. «Устав» князя Ярослава Мудрого – нормы церковной юрисдикции, связанные с семейным и брачным правом, укреплением христианской нравственности. Церковный судебник выступал за моногамию, против языческого многожёнства, запрещал умыкание невест, защищал честь девушек, наказывал родителей за принуждение детей к вступлению в брак, давал женщинам возможность защиты своих прав в суде. «Хождение Даниила в Святые места» (в Палестину, 1113 г.). Жития – жизнеописания святых («Сказание о Борисе и Глебе»). Апóкрифы – произведения, не вошедшие в библейский канон («Сказание, как сотворил Бог Адама» и др.). Архитектура. С принятием христианства начинается строительство первых деревянных храмов (Софийский собор 989 г. в Новгороде). Известны имена древних мастеров – Миронг и Ждан-Никола (XI в.). С кон. Х в. под влиянием Византии возникает каменное церковное древнерусское зодчество. На Руси утвердился византийский крестово-купольный стиль, или крестово-купольная система – система перекрытия церкви, при которой в центре находится купол, опирающийся на четыре столба-колонны, а к центральному пространству примыкают крестообразно расположенные своды. Такой вариант постройки называется вписанный крест. Храмы имели абси́ды (апсиды) – полукруглые алтарные выступы с восточной стороны, нéфы – пространства, ограниченные колоннами, лопатки – плоские вертикальные выступы стен, закомáры – полукруглые завершения стен, хóры - балкон в западной части церкви, предназначенный для привилегированных лиц. Здания возводились из плинфы (от греч. plinthos – кирпич) – плоского византийского кирпича. В Киеве были построены каменные сооружения: Десятинная церковь (на содержание шла 10-я часть доходов князя), 13-купольный Софийский собор (1037–1051 гг.), Золотые ворота. В 1051 г. был основан Киево-Печерский монастырь. Спасо-Преображенский собор в г. Чернигове (1033–1036 гг.) – древнейший из сохранившихся до наших дней соборов Киевской Руси. В Новгороде и Полоцке построены кирпичные Софийские соборы. Живопись. Виды живописи: -фреска – техника живописи водяными красками по сырой штукатурке (изображения семьи Ярослава Мудрого, сцен охоты, музыкантов-скоморохов в Софийском соборе Киева); -мозаика – изображение из цветных камней или смальты – цветного стекла (Богоматерь-Оранта («Нерушимая стена») и Христос-Пантократор (Вседержитель) в Софийском соборе Киева). Мозаика собора имеет 130 оттенков. -и́конопись – (от греч. «эйкон» – изображение, образ) – живопись масляными красками по дереву. Иконописцы применяли византийскую технику плоского изображения ликов. Иконы помещались на иконостасе, прикрепляясь к продольным балкам (тяблам), в 5 рядов. К живописи относятся книжные миниатюры (древнейшие – в Остромировом Евангелии 1056–1057 гг.). Художники, как правило, не подписывали свои работы. Поэтому большинство произведений анонимны. До нас дошли фрески иконописца Али́мпия, или Алипия († 1114),про которого современники говорили, что он «иконы писать хитр бе (был) зело». Любимым цветом мастера был красный. Музыка, певческое творчество. В «Слове о полку Игореве» упоминается сказитель-певец Боян, который «напускал» свои пальцы на живые струны, и они «сами князьям славу рокотали». На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, играющих на деревянных духовых и струнных инструментах – лютне и гуслях. Из летописей известен певец Митус из Галича. Культура Руси периода раздробленности (ХII – первая пол. ХIII в.)Культура переживала дальнейший подъём. Возникли местные очаги культуры (владимирский, новгородский и т.д.). Ремесло. Совершенствуется кузнечное дело, обработка серебра, золота. С XII в. применяются водяные мельницы. Летописание. Общерусское летописание сменилось местным. Увеличилось количество центров летописания (Владимир, Суздаль, Галич и др.), складываются его местные особенности. Новгородские летописи характеризовались деловитостью и простотой изложения событий, отсутствием церковной риторики. Владимиро-Суздальское летописание имело религиозный характер, утверждало идею сильной княжеской власти, притязание владимиро-суздальских князей на главенство. Литература. Жемчужиной литературы XII в. является «Слово о полку Игореве», повествующее о неудачном походе новгород-северского князя Игоря Святославича (1151–1202) на половецкого хана Кончака в 1185 г. Неизвестный автор призывает князей прекратить усобицы, объединиться в борьбе с кочевниками: «Сказал брат брату: «Это моё, и то моё ж». А поганые со всех сторон приходили с победами на землю Русскую»). Некоторые учёные считают этот памятник подделкой XVIII в. (А. А. Зимин). Д. С. Лихачёв доказал его подлинность. Известны произведения епископа из г. Туров Кирилла Тýровского (1130–1182) и митрополита из г. Смоленск Климента Смоля́тича († 1164). «Киево-Печерский патери́к» содержит поучения, жития святых Киево-Печерского монастыря. «Слово Даниила Заточника» и «Моление Даниила Заточника» критикуют своеволие бояр, ратуют за укрепление княжеской власти и государства перед лицом иноземной опасности. Архитектура. Типичной постройкой XII в. являлся кубический храм крестово-купольного стиля со световым барабаном и главой шлемовидной формы (храм-«богатырь»). Для новгородской архитектуры характерны монументальная строгость и простота форм. Храмы Новгорода внешне скромны, но они прекрасно гармонируют с суровой северной природой: церкви Спаса на Нерéдице, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскéвы Пятницы. В нач. XII в. артель мастера Петра воздвигла соборы в Антониевском и Юрьевском монастырях, церковь Николы на Ярославовом дворище. Владимиро-Суздальское зодчество, в отличие от суровой архитектуры Новгорода, выделялось изяществом и утончённостью резьбы по белому камню – блокам известняка размером 50 на 50 см. Влияние европейского романского стиля выразилось в аркатурно-колончатых поясах и пилястрах. При Андрее Боголюбском во Владимире построены крепостные стены и башни (сохранились валы и Золотые ворота), в 1158–1161 гг. построен Успенский собор, в 1165 г. – церковь Покрова на Нерли́, а в Боголюбове воздвигнут замок – резиденция князя. (Есть предположение, что строителями были европейцы – немцы или итальянцы). В 1194–1197 гг. Всеволод Большое Гнездо построил во Владимире Дмитровский собор, отличающийся богатством каменной резьбы, а также Георгиевский собор в г. Юрьев-Польский. Живопись. Икона «Владимирская богоматерь» («Богоматерь Боголюбская»), замечательное произведение византийского искусства нач. XII в., отличается мягкостью, глубиной чувств. Известна мозаичная икона XII в. «Дмитрий Солýнский» из Михайловского собора Киева (ныне – в Третьяковской галерее). Новгородские живописцы XII в. создали иконы «Ангел Златые власы», «Спас Нерукотворный», фрески церкви Спаса на Нерéдице. Скульптура на Руси была развита слабо, в храмах она запрещалась по причине борьбы с языческими идолами. Резьба по дереву являлась характерной чертой жилищ, деревянных храмов. Быт – уклад повседневной жизни народа (питание, одежда, жилище, поддержание здоровья, отдых, развлечения). Быт складывается и изменяется под воздействием уровня культуры, географических условий и оказывает влияние на формирование личности, менталитета. Брачные обычаи. На Руси, как и в Западной Европе, практиковались ранние браки. Согласно церковным нормам, взрослыми считались люди, достигшие 12–14 лет. Всеволод Большое Гнездо женил сына Константина в 10 лет, а дочь Верхуславу выдал замуж в 8 лет. Жилище. Княжеские хоромы строились из дерева, позднее – из камня. Стёкла в окнах до XVI в. заменяла слюда. Дочь Ярослава Мудрого Анна Ярославна, вышедшая замуж за короля Франции Генриха I, была удивлена провинциальностью и серостью Парижа XI в. по сравнению с пышно украшенным Киевом. Сельское население жило в деревнях-вéсях. Центром нескольких весей являлся погост – село с церковью. Бревенчатые избы с земляными полами топились без трубы, по-чёрному, освещались лучиной. Окна затягивали бычьим пузырём. Простые люди пользовались глиняной или деревянной посудой. Спали на лавках, без подушек. Существовали два типа жилых построек: -северные (срубные стены, поднятый над землёй пол, большая печь); -южные (пол углублён, небольшая глинобитная печь-каменка). Питание. Основу пищевого рациона составляли растительные и животные продукты – хлеб, овощи, рыба, реже – мясо. Картофель заменяла репа. Крепкого алкоголя русичи не знали, употребляли медовые хмельные напитки. Одежда. Основным видом одежды была рубаха: из дорогих тканей у знати, домотканая грубая вотола у простолюдинов. Мужчины носили длинные штаны – «порты, или ноговицы». Верхней одеждой простых людей была свита – длинное, плотно облегающее одеяние. Женская одежда – сарафан, головной платок – убрус. Князья носили застёгивающиеся на плече плащи – «кóрзно» и шубы («кожухи»), кожаные сапоги. Лапти-лыченицы с онýчами были крестьянской обувью. Знать, следуя византийским традициям, носила нижнее бельё. Анна Ярославна поразила французский королевский двор не только своей грамотностью, но и использованием ночных рубашек. Здоровье. Антропологи полагают, что на Руси средняя продолжительность жизни составляла 32–44 года, а в Западной Европе – 30–35 лет. Распространёнными заболеваниями были цинга, рахит, кариес – болезни, связанные с недостатком еды и низким качеством питания. Скученность городского населения создавала условия для распространения эпидемий чумы. Широкое распространение имела баня. В ПВЛ Нестора даётся описание новгородской бани: «Бани древяны прежгут рамяно и разденутся и будут наги. И обольются квасом крепким, и возьмут молодые прутья, и бьют сами себя и до того себя добьют, едва вылезут живы. И обольются водой студёною, и так оживут. И то творят всякий день, не мучимы никем, но сами себя мучат. И то творят мовенье себе, а не мученье». Русь в развитии гигиенических навыков шла впереди Европы, где существовал запрет католической церкви на смывание грязи с тела. Развлечения. Забавой знати были соколиная, псовая охота («лóвы») и дружинные пиры. Простой народ пел песни, водил хороводы, играл на гуслях и свирелях, устраивал скоморошьи забавы и игрища. Таким образом, культура Древней Руси до монгольского завоевания испытывала сильное влияние Византии, развивалась в общем русле с западноевропейской культурой. ** . . . |