Общая теория права_курс лекций. Курс лекций. Минск бгу, 2010. 184 с. Тема понятие и предмет общей теории права Понятие юридической науки. Структура юридической науки
Скачать 1 Mb.
|
ТЕМА 9. ЛИЧНОСТЬ И ПРАВО 1. Понятие личности 2. Свобода личности 3. Правовой статус личности 4. Классификация прав личности 5. Гарантии прав и свобод личности 9.1. Понятие личности В литературе используется множество терминов для обозначения человека, что вызвано многоаспектностью данного явления. Наиболее часто употребляются следующие из них: собственно человек, гражданин, личность. При использовании термина «человек» имеется в виду биологическое (живое) существо, наделенное способностью мыслить, т.е. разумом. В этом аспекте он является неотъемлемой частью природы, которая проявляется в его биологических, физических, физиологических, психических и иных процессах. Право также оперирует этим понятием, придавая человеку статус субъекта права. Так, конституции государств используют термин «человек» либо подразумевают его при закреплении естественных прав: каждый человек (либо каждый) имеет право на жизнь, свободу передвижения, частную собственность и т.д. Говоря подобным образом, законы государства расширяют сферу своего действия, распространяясь на всех людей независимо от их расовой, социальной, национальной и иной принадлежности. Термин «гражданин» используется, когда необходимо акцентировать внимание на связи человека с государством, на государственно-правовом признании конкретного индивида носителем максимального объема субъективных прав и юридических обязанностей. Гражданство характеризует взаимные права и обязанности человека и государства. В лице своих органов и должностных лиц государство ответственно перед гражданами, обязуется действовать во благо их и общества, всемерно защищать права граждан как на своей территории, так и вне ее. В свою очередь, гражданин обязуется неукоснительно исполнять нормативные установления государства, не нарушать прав и законных интересов иных субъектов права, не причинять вреда окружающей среде и др. При употреблении термина «гражданин» круг субъектов права ограничивается определенной категорией субъектов, имеющих тесную государственно-правовую связь с тем или иным государством. Вместе с тем, следует иметь в виду, что иностранные граждане и лица без гражданства обладают правами и исполняют обязанности в том же объеме, что и граждане за исключениями, предусмотренными законом. Поэтому при употреблении термина «гражданин» нельзя однозначно говорить, что норма a priori (изначально) не распространяется на иностранных граждан и лиц без гражданства. Государственно-правовыми связями индивида не исчерпывается все многообразие его статуса в области политики, экономики, культуры. Для этого также используется термин «личность». Каждый человек, вступая в жизнь, застает мир, созданный предшествующими поколениями. Чтобы стать полноправным членом общества, принимать непосредственное участие в его делах, индивид должен усвоить имеющиеся законы о природе и обществе, овладеть речью и правилами грамматики, изучить действующие социальные нормы, приобрести профессию, приобщиться к достижениям науки, культуры. Совокупность свойств, которые характеризуют человека как социальное существо, участника общественных отношений, охватывается понятием личности. Личностью не рождаются, а становятся. До определенного возраста личностью не является ребенок, душевнобольной, человек, находящийся в коме и др. Таким образом, понятия «человек», «гражданин», «личность», отражая различные аспекты одного целого – отдельного индивида – находятся между собой в тесной взаимосвязи. Как продукт природы человек выступает биологической основой личности. Последняя, являясь продуктом общества, характеризуется единством ее индивидуальных, социальных и биологических черт и включает в себя: признаки, характеризующие социальные связи и отношения человека; приобретенные личным опытом знания, навыки, привычки, культурный уровень; биологически обусловленные черты: темперамент, чувства, состояние здоровья; черты индивидуальной психики и мышления, способности творить, исследовать, изобретать. 9.2. Свобода личности Свобода, при всей кажущейся простоте, - предмет сложный для понимания и тем более для практического воплощения в нормах, институтах и отношениях общественной жизни. В своем движении от несвободы к свободе и от одной ступени свободы к более высокой люди не имеют ни прирожденного опыта свободы, ни ясного понимания предстоящей свободы. Поскольку свобода всегда связана с борьбой за освобождение от прежнего гнета, она ассоциируется у большинства с самим процессом высвобождения от каких либо ограничений, со свободой от чего-то. При этом в представлениях о позитивном смысле свободы (свободы чего-то) единства нет. Монтескье писал, что одни называют свободой личную возможность низлагать того, кто наделен тиранической властью, другие – право избирать того, кому они должны повиноваться; третьи – право носить оружие и т.д. В любом случае свобода утверждается в обществе посредством права. Люди свободны в меру их равенства и равны в меру их свободы. Неправовая свобода, свобода без всеобщего равенства – это идеология элитарных привилегий. Равенство без свободы, в свою очередь, - идеология рабов и угнетенных масс. Или свобода (в правовой форме), или произвол (т.е. несвобода в тех или иных проявлениях). Значение свободы для человека в целом выражает вместе с тем и роль права в общественной жизни людей. Наблюдаемый в истории прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения – это одновременно и правовой прогресс. 9.3. Правовой статус личности Правовой статус личности – совокупность общих прав, свобод, обязанностей и законных интересов граждан, закрепленных в нормах действующего права. Правовой статус личности устанавливает пределы возможного и должного поведения для всех лиц, определяет правовое положение человека в отношении к государству, его органам и иным лицам. Выделяется три вида правового статуса личности: общий, специальный (родовый) и индивидуальный (частный). Частный правовой статус личности – правовой статус человека как индивида, как единицы общества, единственной и неповторимой. Частных правовых статусов столько, сколько индивидов. Данный вид статуса подвержен изменению, так как он зависит от того, на каком этапе развития находится лицо. Специальный правовой статус личности характеризуется совокупностью признаков, которые описывают правовое положение человека как определенной категории лиц (студенты, депутаты, судьи, пенсионеры и др.). В общем правовом статусе человек рассматривается как составная часть общества, в которой учитываются не его особенности, отличия от остальных, а сходства с иными лицами. Поэтому общий правовой статус един для всех. Элементы правового статуса личности: 1) гражданство – политически-правовая принадлежность человека к определенному государству, в силу чего на лицо распространяется суверенитет этого государства и оно пользуется государственной защитой своих прав и законных интересов как внутри страны, так и за ее пределами; 2) правосубъектность (право- и дееспособность); 3) субъективные права, свободы и юридические обязанности. Иностранные граждане и лица без гражданства по своему статусу приравниваются к гражданам Республики Беларусь. Они пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами (ст.11 Конституции Республики Беларусь). При осуществлении своих прав и свобод человек может подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения к правам и свободам других, сохранения суверенитета, безопасности и целостности государства. Термин «свобода» и термин «право» равнозначны. Вместе с тем при их одновременном употреблении внимание акцентируется на отдельных аспектах их содержания. Одни авторы считают, что первый термин обычно используется для обозначения гарантированной правом сферы автономии субъекта, внутри которой он вправе действовать по своему собственному (свободному) усмотрению и выбору. Термин «право» используется для обозначения правомочия субъекта на конкретно-определенное действие и поведение. По мнению других, термин «свобода» используется тогда, когда ей не противостоит соответствующая обязанность другого лица. Праву же такая обязанность всегда корреспондирует. 9.4. Классификация прав личности Права и свободы человека по сфере и предмету правового регулирования подразделяются на личные, политические, экономические, социальные и культурные. Личные права и свободы – это права и свободы, признающие и защищающие человека как отдельное природное и духовное существо, как свободную личность. К таким правам и свободам относятся прирожденные неотчуждаемые права человека на жизнь, охраняемое государством достоинство, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести и достоинства, доброго имени, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, право на неприкосновенность жилища, право определять и указывать свою национальность, право на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества, право свободно передвигаться и др. Эти личные права по своему содержанию имеют индивидуально-человеческий характер. Они принадлежат человека в силу того, что он человек. Политические права и свободы – это права и свободы индивида как гражданина на участие в политической жизни общества и осуществлении государственной власти. К этим права относятся: право сохранять свое гражданство или изменять его, право на объединение в политические партии, союзы, право на собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, право на участие в управлении государством как непосредственно, так и через своих представителей, право избирать и быть избранными, право на равный доступ к государственной службе, право участвовать в отправлении правосудия, право не быть высланным за пределы своего государства и др. Данные права, в основном, носят приобретенный, а не прирожденный и неотчуждаемый характер. Экономические права и свободы – это права индивида (человека и гражданина) как независимого субъекта товарно-денежных, производственных, рыночных отношений. К рассматриваемой группе прав относятся: право на свободное использование своих способностей и имущества в предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности; право частной собственности, свобода труда и запрет принудительного труда, право свободного выбора рода деятельности и профессии сообразно своим способностям и уровню образования. Социальные права – это права человека по обеспечению и защите его потребностей в различных сферах социальной жизни людей. К данной группе прав относятся: право на участие в профсоюзах, право на здоровые и безопасные условия труда, право на достойное вознаграждение за труд, право на семью, право на социальное обеспечение, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и др. Культурные права и свободы – это права и свободы человека в сфере творческой деятельности, участия в культурной жизни и пользования ее благами. К этим правам относятся: свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавание, право каждого на пользование учреждениями культуры, на свободный доступ к культурным ценностям. Данный способ классификации нашел свое отражение в Конституции Республики Беларусь, одна из глав которой последовательно перечисляет личные, политические, экономические и социально-культурные права. В завершении даются основные обязанности человека и гражданина. 9.5. Гарантии прав и свобод личности Полное, всестороннее и эффективное использование субъективных прав и свобод личности невозможно без установления соответствующих гарантий их реализации. Выделяются внутригосударственные и международно-правовые гарантии. К первым относятся средства, меры, обеспечивающие использование человеком своих прав и свобод и закрепленные правовой системой данного государства. Ко вторым относятся гарантии, вытекающие из международных соглашений. По характеру гарантии можно подразделить на: конституционные; процессуально-правовые; судебно-принудительные; общественно-демократические; договорные. В соответствии со ст.21 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в ней самой, законах и международных актах. Конституция запрещает любые формы ограничения прав и свобод граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или иной принадлежности. Женщины и мужчины имеют равные права и свободы. Каждому гарантируется судебная защита прав и свобод. Институциональным гарантом прав и свобод по Конституции выступает институт президентства. Президент является гарантом Конституции, прав и свобод гражданина и человека. Процессуально-правовые гарантии предусматриваются процессуальным законодательством и направлены на строгую формализацию процедур защиты прав и свобод человека. К ним относятся: презумпция невиновности; право на адвоката в процессе; право на ознакомление с материалами дела; право на рассмотрение дела в своем присутствии; право на беспристрастный и объективный суд; право на обжалование решений суда; обеспечение иска и т.д. Судебно-принудительные гарантии основываются на статусе судебной власти как самостоятельной ветви власти и на использовании государственного принуждения при исполнении решения суда. Решение (приговор) суда подлежит обязательному исполнению. При нежелании стороны его исполнять в добровольном порядке, оно исполняется принудительно. Сторона, отказывающаяся исполнять решение суда либо создающая препятствия для этого, может привлекаться к ответственности вплоть до уголовной. Общественно-демократические гарантии разрабатываются и поддерживаются общественными институтами демократического общества: профсоюзами, прессой, общественным мнением и т.д. Договорные гарантии относятся к сфере частной воли субъектов правоотношений и широко применяются в гражданском, семейном, трудовом праве. В гражданском праве широко развит институт обеспечения исполнения обязательств, включающий в себя неустойку, залог, удержание, поручительство, гарантию, задаток и др. В семейном праве предусматривается возможность заключения Брачного договора, Соглашения о детях, в трудовом – коллективного договора, где фиксируются гарантии реализации достигнутых договоренностей. В современных условиях на первый план выдвигается задача формирования и действия системы реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. Для практического их осуществления необходимо эффективное, согласованное и целенаправленное взаимодействие структур гражданского общества и правового государства. ТЕМА 10. ГОСУДАРСТВО: ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СУЩНОСТЬ 1. Основные концепции происхождения и сущности государства 2. Современное понимание государства 3. Функции государства 10.1. Основные концепции происхождения и сущности государства Вопрос о возникновении государства имеет несколько аспектов. Во-первых, это первоначальное возникновение государства, т.е. постепенное, на протяжении многих веков вызревание в человеческом сообществе этого политического института. Во-вторых, это производное возникновение государства, когда новое государство создается в государственно-организованном обществе на базе ликвидации прежнего государства в результате революции, разделения государства на другие государства, сецессии (выделения) части государства и образования собственного государства, соединения разных государств в одно. В-третьих, это возникновение государства в безгосударственном колониальном обществе, в зависимой стране, находившейся под управлением государства-метрополии. Существует множество доктрин, объясняющих первоначальное возникновение государства. Мы рассмотрим основные из них. В религиозных концепциях государство рассматривалось как явление, дарованное людям свыше. В их основе лежат представления о небесном, божественном первоисточнике происхождения как самого человека, так и надлежащего порядка в совместной жизни людей (т.е. общества и государства). Именно в Боге виделось исходное основание возникновения государства. Согласно патриархальным (от патриарх – родоначальник) и патерналистским (от патер – отец) воззрениям общество и государство возникают из семьи, а общественная и государственная власть – из власти отца семейства. Уже в древних сказаниях власть той или иной родовой общины, племени возводится к власти прародителей, праотцов. Род, племя при этом уподобляются большой семье, а носитель власти – отцу семейства. Так, по Конфуцию, управление государством должно строиться как управление семьей – на основе норм добродетели, заботы «старших» о «младших», преданности и почтительности «младших» к «старшим». Для установления в государстве таких семейных взаимоотношений между властью («старшими» во главе с императором-отцом) и подданными («младшими») необходимо утвердить хороший порядок в семье. В развернутом виде патриархальная концепция теории происхождения государства представлена в произведениях Филмера (XVII в.). Свою теорию он обосновывает ссылкой на положения Библии о божественном сотворении Адама, на библейскую заповедь «почитай отца своего». Первочеловек как родоначальник человечества был первым отцом и первым монархом. Исходной формой правления, установленной Богом и основанной на божественном праве, является монархия. Все последующие монархи – это наследники Адама, преемники его отцовской и одновременно монаршей власти. С этих позиций всякое выступление против абсолютной власти монарха расценивалось как греховное нарушение божественного порядка властвования и божественно установленной формы отцовской власти государства. В патриархальной концепции Филмера просматривается тесная связь с христианской религиозной концепцией. Патриархальные представления о государственной власти по своей сути носят архаичный характер. В условиях достаточно развитой цивилизации подобные представления, как правило, используются в консервативно-реакционных целях для обоснования и оправдания различных форм абсолютной, авторитарной или тоталитарной власти монарха, вождя (нередко именуемых «царем-батюшкой», «отцом народов» и т.д.). Согласно органическим концепциям сущности государства оно является живым организмом, совокупностью взаимосвязанных органов. Место, значение и власть каждого сословия и института в иерархической системе организации общественной и государственной жизни определяются функцией и ролью соответствующего органа в жизни организма. В этом смысле более важному органу соответствует более высокий статус и более значительная власть в системе государства. Так, в древнеиндийской мифологии говорится, что все в мире произошло из вселенского тысячеглавого, тысячеглазого и тысяченогого тела. Из органов этого тела возникли составные части (сословия) древнеиндийского общества и государства: «брахманом стали его уста, руки – кшатрием, его бедра стали вайшьей, из ног возник шудра». У Платона соответствие свойств отдельного человека и государства трактовалось следующим образом. «В человеке голова и душа правят телом, а в самой душе разумное начало правит двумя чувственными началами: яростным и вожделеющим. Аналогично обстоит дело и с организацией правления в государстве, где трем началам человеческой души соответствуют три схожих начала – совещательное, защитное и деловое, а этим началам – три сословия: правителей, воинов и производителей (ремесленников и земледельцев)». Общество и государство в органической теории как часть природы развиваются подобно зародышу животного. Социальный организм растет путем интеграции его составных частей, усложнения его структуры, дифференциации функций. Сторонники данной концепции считают, что правительство осуществляет функции головного мозга, торговля – функции кровообращения, транспорт – функции ног и т.д. Концепции общественного договора встречаются уже в древности. Древнекитайский мыслитель Мо-цзы (V в. до н.э.) писал, что между людьми царила вражда, не было управления и старшинства, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, сделали его правителем и предоставили ему право управлять собой. Только он может создавать единый образец справедливости, поэтому в государстве воцарился порядок. Идеи договорного происхождения государства получили широкое распространение в Новое время. Ж.Ж. Руссо (1712-1778гг.) в своей работе «Об общественном договоре» характеризует догосударственное состояние как строй всеобщей свободы и равенства. Однако с появлением частной собственности и социального неравенства начинается борьба между бедными и богатыми. Выход из такого состояния был найден заключении соглашения о создании государственной власти и закона, которым будут подчиняться все. Благодаря общественному договору каждый, передав в общее достояние и поставив под единое высшее руководство общей воли свою личность и все свои силы, превращается в нераздельную часть целого. Эта публичная персона, образующаяся в результате объединения всех других, именуется Республикою, Политическим организмом, государством. Общественный договор дает политическому организму власть над всеми его членами. На идеи общественного договора опирались американские мыслители при обосновании суверенных прав народа США на независимость от Великобритании и на формирование своего самостоятельного государства. Эти идеи нашли свое выражение в Декларации независимости США (1776г.), где утверждается, что все люди сотворены равными и одарены от рождения неотчуждаемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу, стремление к счастью. Для обеспечения данных прав люди учредили правительства, заимствующие свою власть из согласия управляемых. Если же такая форма правительства становится гибельной, народ имеет право изменить или уничтожить его и установить новое. Договорные концепции государства сыграли заметную прогрессивную роль в развитии либерально-правовых и демократических представлений о сущности и назначении государства, о правовой сущности и назначении государства, о правовой организации государственной жизни, неотчуждаемых прав и свобод человека. Концепции насилия. Представители данного направления трактуют возникновение государства как результат насилия (внутреннего или внешнего). Взгляды о внутреннем насилии в качестве причины возникновения государства развивал Дюринг. Насилие одной части первобытного общества над другой – это тот первичный фактор, который порождает политический строй (государство). В результате такого насильного порабощения одних другими возникают собственность и классы. Представления о внешнем насилии как определяющем факторе возникновения государства и права развивали Гумплович, Каутский. Они исходили из того, что человек – существо стадное и потому всегда руководствуется мнением своего сообщества. Последнее для самосохранения всегда стремится к расширению своего влияния и могущества, а также увеличению своего благополучия за счет других сообществ. Это лежит в основе войны различных социальных образований, в основе стремления одних племен и сообществ подчинить себе других, поработить, эксплуатировать их. Так возникает государства, так происходят расширение их территорий, возникновение империй. При этом государства всегда основываются меньшинством пришлых завоевателей, т.е. более сильным сообществом. Марксистская концепция опирается на историко-материалистическое учение об обществе, на классовую трактовку государства. Государство, согласно марксизму, возникает в результате естественно-исторического процесса развития первобытно-общинного строя как аппарат принудительной власти экономически господствующего, эксплуататорского класса над неимущим, эксплуатируемым классом. Исторически государство возникает как рабовладельческое, на смену которому – в результате общественного развития – идет феодальное, а затем – буржуазное. Уничтожение путем революции частной собственности как основы классов, государства ведет к бесклассовому, безгосударственному коммунистическому обществу. Коммунистическое общество (без государства) – это определенное повторение на более высокой ступени исторического развития первобытного коммунизма и догосударственного общественного самоуправления первобытного строя. Родовой строй был разрушен и заменен государством под воздействием экономико-производственных факторов, разделением труда, появлением избыточного продукты, собственности и, как следствия, раздела общества на противоположные классы. Поэтому государство есть продукт общества на известной ступени его развития, государство есть признание того, что это общество запуталось в неразрешимых противоречиях, раскололось на непримиримые противоположности, избавиться от которых оно бессильно. Для их разрешения необходима навоя сила, и эта сила, происшедшая из общества, но ставящая себя над ним, все более и более отчуждающая себя от него, есть государство. |