Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Понятие сознания: основные подходы

  • 2. Сознание и физический субстрат (мозг)

  • 3. Сущностные характеристики сознания. Сознание и самосознание. Понятие бессознательного

  • Вопросы для самоконтроля

  • Основные определения

  • Литература Обязательная

  • Дополнительная

  • Курс лекций москва Российский университет дружбы народов


    Скачать 306.14 Kb.
    НазваниеКурс лекций москва Российский университет дружбы народов
    Дата19.10.2022
    Размер306.14 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаFilosofia_text_Lektsiy.docx
    ТипКурс лекций
    #742461
    страница6 из 20
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20

    ТЕМА 5. СОЗНАНИЕ И МОЗГ: СОВРЕМЕННЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ





    1. Понятие сознания: основные подходы

    2. Сознание и физический субстрат (мозг)

    3. Сущностные характеристики сознания. Сознание и самосознание. Понятие бессознательного


    1. Понятие сознания: основные подходы

    Сознание, наряду с бессознательным, является основным (образующим) компонентом психики человека. Каждому из нас представляется очевидным, что он обладает сознанием. А как же иначе? Мы ведь не просто имеем какие-то неотчетливые психические состояния – смутные ощущения (хотя таковые тоже присутствуют) – мы их, во-первых, соотносим с тем, что их вызывает, а, во-вторых, соотносим их с собой. В одном случае говорят о сознании чего-то в мире, в другом – о сознании самого себя или о самосознании. Однако сознание нельзя свести ни к первому, ни ко второму, хотя главное его значение заключается в том, что оно помогает нам отличать себя от всего того, что нас окружает и что вызывает в нас разнообразные чувственные впечатления, а также дифференцировать это окружение и собственные психические состояния.

    Существует множество трактовок-интерпретаций сознания. Одна группа мыслителей настаивает на том, что сознание принадлежит только человеку, что оно суть то, что отличает его от всех других живых существ, другая – полагает, что оно характеризует в разной степени все живые организмы, но только в человеческом мире переходит на качественно новый уровень – уровень рефлексии, обретает способность замечать самое себя. Третья группа мыслителей считает сознание атрибутом существования как такового. Сознание, по их мнению, присуще вообще космосу, эволюция которого в этом смысле оказывается эволюцией сознания (например, учение французского философа Тейяра де Шардена, 1881-1955)8. Философские и естественнонаучные взгляды в третьем случае пересекаются с религиозными взглядами: и здесь и там сознание представляет собой надчеловеческое (и шире, надорганическое) образование. В рамках естествознания сознание трактуется как информация, особое поле, обусловливающее функционирование разума человека и тесно связанное со свойствами, превращениями вещества-энергии. Религиозные взгляды на сознание апеллируют к божественному разуму, могуществом которого проникнуто и причастным к которому в силу своего происхождения оказывается все существующее в мире. Будучи космическим (вселенским) или божественным разумом, сознание является своего рода живой душой мира, а мир, соответственно, единым и взаимосвязанным целым, разумно устроенным и функционирующим.

    В истории философии существуют различные подходы к решению проблемы соотношения сознания (идеального) и физического (материального) в рамках объяснения природы реальности как таковой. В целом, их можно разделить на три большие группы. Сторонники монизма полагают, что природу реальности образует только одно начало: или материальное, или идеальное. Ярким представителем последнего выступает английский философ Дж. Беркли (1685-1753), который считает, что вещи не существуют без их восприятия субъектом, т. е. они возможны потому, что возможны в нашем сознании. Такого рода взгляды получили название субъективного идеализма. Г.В.Ф. Гегель в этом смысле является объективным идеалистом, поскольку учит о неком мировом духе, полагающим из себя все существующее в мире. Сторонники дуализма уверены в том, что природа реальности является двойственной: ее образуют два не сводимых друг к другу начала, материальное и духовное (например, как у Р. Декарта). Вопрос доминирования того или иного начала, а также их взаимодействия в рамках дуализма так и остался открытым. Мы будем придерживаться третьей точки зрения, согласно которой реальность как таковая – одна, а материальное и идеальное суть ее различные свойства (проявления). В современной философии проблема материального-идеального выражена в проблеме соотношения сознания и мозга.
    2. Сознание и физический субстрат (мозг)

    Несмотря на то, что человек считает себя сознательным существом, природа самого сознания является для него одной из самых больших тайн. Некоторые философы вообще не согласны с тем, что сознание существует. Они прямо утверждают: такой вещи как сознание просто нет. Да, мы осознаем свои ощущения, чувства, переживания, но они суть ни что иное, как различные состояния нашего мозга и не существуют в отрыве от последнего. Полагать существование некой особой духовной реальности – то же самое, что полагать, будто существует щекотание без соответствующего раздражения кожных рецепторов, или глотание, без соответствующего сокращения мышц. Нельзя отрывать свойство (качество) от того, чему оно принадлежит; рассматривая его отдельно от своего субстрата (от лат. substratum – основа, фундамент), мы, тем самым, рассуждаем о том, чего нет, ведь все наши так называемые субъективные состояния – все лишь импульсы физического порядка, бегущие от одной нервной клетки к другой.

    С этим можно согласиться, но только в одном: сознание – не вещь, оно не существует так же, как существует любая вещь в предметно-чувственном смысле. Предположим, мы держим в руках яблоко, оно гладкое и твердое на ощупь. Мы можем попробовать его на вкус, видим его цвет, чувствуем аромат, т. е. воспринимаем его так, как воспринимаем любой предмет, и осознаем это восприятие. А теперь просто представим яблоко, нарисуем его в своем воображении. Оно может быть точно таким, как и реальное яблоко, но вместе с тем, оно будет серьезно отличаться от него по целому ряду признаков. В первом случае наше сознание имеет дело с предметной реальностью, во втором случае – с самим собой. Мы создали идеальный образ яблока, он является исключительно данностью нашего сознания. Можно представить его кислым или сладким, зеленым или красным, даже квадратным при желании, реальное яблоко от этого нисколько не изменится, потому что речь идет не о нем, а о его образе, который является субъективным, опосредованным именно нашим сознанием. Подтвердить существование этого образа мы можем исключительно сами, а вот реальность (действительность) того или иного предмета могут подтвердить другие люди. Субъективность идеального выражается и в том, что люди по-разному (каждый в силу своих способностей) представляют одни и те же вещи. Не менее значимой чертой идеального образа является то, что наши органы чувств бессильны в его отношении: мы не может понюхать или попробовать его на вкус, иначе мы были бы уже сыты тем, что способны представить (помыслить). Другими словами, идеальный образ обладает столь же идеальными (не физическими) характеристиками. Он создается в нашем сознании (нашим сознанием), но не является частью нашего организма. Мы можем потрогать свою руку, но не можем потрогать яблоко в своем сознании, мы можем – в принципе – дотронуться до любой образующей наш организм ткани, но не можем дотронуться до своего сознания.

    Сознание действительно не существует без мозга. Современная наука достаточно далеко продвинулась в изучении последнего, выяснив, что человеческий мозг представляет собой сложноорганизованную систему нервных клеток – нейронов, и определив механизм их взаимодействия. Но достаточно далеко только для того, чтобы указать на связь определенных психических состояний человека с функционированием тех или иных участков головного мозга. Сам феномен сознания, как и почему у нас возникают различные мысли-образы, – все это еще очень далеко от своего объяснения. Хотя сознание и зависит от физико-химических, биохимических, электрических и прочих процессов в мозговом веществе, оно к ним, конечно, не сводится. На это указывает хотя бы тот факт, что одно и то же воздействие на нервные окончания, раздражение одних и тех же участков мозговой ткани способно вызвать у разных людей различные образы и состояния. Между тем, мозг является одной из самых важных детерминант нашего сознания, к числу которых принадлежит и так называемая внешняя детерминанта – окружающий человека социоприродный мир.

    Нужно сказать, что отрицание сознания связано с отрицанием его существования в реальном (предметно-чувственном) смысле. Те, кто отказываются говорить о данности сознания, просто ограничивают свое понимание реальности реальностью в объективном (вещественно-материальном) смысле, отказываются принимать во внимание ее идеальный способ существования (см. предыдущую тему). От данной позиции вольно или невольно отталкиваются все так называемые материалистические трактовки сознания, в частности элиминативный материализм, физикализм и прочие формы редукционизма. Представители элиминативного материализма считают, что в реальности существует только физическая материя, а все ее характеристики, связанные с областью духовного (идеального) должны быть удалены из наших рассуждений, потому что в мире им ничего не соответствует. Физикализм прямо говорит о том, что любое явление мы должны описывать языком физики, только так можно избавиться от ложных измышлений и фантазий.

    Но существуют и обратные позиции: например, сторонники эмерджентной теории (от англ. emergent – внезапно возникающий) утверждают, что сознание, хотя и является свойством «высокоорганизованной материи» – мозга, не может быть сведено (редуцировано) к нему, так же как, скажем, свойства «молекулы воды несводимы к свойствам атома водорода и кислорода». Сознание – еще необъяснимый наукой скачок в эволюции органического вещества, и оно суть такой же реальный объект, как и любой предмет в мире, однако, объект с уникальными (специфическими) свойствами, которые могут и должны изучаться наукой.
    3. Сущностные характеристики сознания. Сознание и самосознание. Понятие бессознательного

    К сущностным характеристикам сознания относятся:

    1. Идеальность. О его специфике мы уже сказали выше. Идеальность сознания человека означает то, что оно не сводимо к материальным процессам, которыми сопровождается его деятельность (речь идет о физико- био-химических и прочих процессах в мозге) и не зависит от них (в сознании возможно то, что невозможно во внешнем мире), что оно не воспринимается органами чувств, наконец, что оно оперирует образами мира, лишенными их реальных социоприродных свойств.

    Идеальное может рассматриваться в онтологическом, когнитивном (гносеологическом) и аксиологическом смыслах. В онтологическом смысле идеальное трактуется как особый вид реальности, имеющей сверхчувственный характер. В когнитивном смысле идеальное выступает как совокупность наших знаний (информации) о мире. Аксиологический смысл идеального указывает на его ценностную природу, когда мы, например, характеризуем явления с точки зрения справедливости, добра и зла, прекрасного и безобразного. Идеальность чего-либо, в этом плане, оказывается идеалом, с которым человек соизмеряет самого себя и все то, что он открывает (находит) в мире.

    Однако было бы неправильным думать об идеальном как привилегированном вообще. Идеальное – один из видов реальности, существующий наряду с реальностью в предметно-чувственном (материально-вещественном) смысле. В онтологическом отношении они равны, только человек придает безусловную значимость первому или второму. В данной связи приведем рассуждения русского философа Л. Шестова (1866-1938): «Сейчас чувственные блага доступны всем. Самый грубый человек, даже дикарь видит небо и солн­це, слышит пенье соловья, наслаждается ароматом сирени и ландыша и т. д. Духовные же блага – удел избранных. Но если бы было обратное, если бы всем были доступны духовные блага, если бы всякий мог бы воспринимать и геометрию, и логику, и высокие идеалы нравственно­сти, но зрение, слух, обоняние дарованы были толь­ко очень немногим? Как было бы тогда с ранга­ми – по-прежнему ли духовные блага продолжались бы считаться высокими и прекрасными, а чувственные низки­ми и безобразными, или arbiter elegantium9 (вы, конечно, знаете, кто он и где его искать) принужден был бы произ­вести переоценку?»10.

    1. Интенциональность (от лат. intentio— стремление). Когда мы говорим, что сознание интенционально, мы имеем в виду, что оно всегда направлено на какой-то предмет, является «сознанием о...». Речь идет, иначе говоря, о предметности (содержательности) сознания. С этим его свойством связано как раз то, что человек не может помыслить ничто (небытие). Помимо собственно предмета (того, на что сознание направлено в данный момент), содержательность сознания подразумевает его различные модусы (как мы воспринимаем предмет: фантазируем, вспоминаем, оцениваем, просто созерцаем и т.д.). Интенциональность тесно связана с конституированием (полаганием) смысла предмета. Сознавать, другими словами, – это понимать то, к чему в данный момент устремлено наше сознание, придавать предмету определенное значение. В качестве предмета сознания могут выступать и его собственные состояния. В данном случае говорят о рефлексивности сознания.

    2. Рефлексивность предполагает, что сознание не только отражает и осмысляет то, что окружает человека, но и способно направляться на самое себя. Рефлексируя (размышляя) над миром, мы в то же время рефлексируем и над тем, как мы его видим, а также над тем, что беспокоит и тревожит наш ум, что заставляет нас радоваться или печалится. Размышляя над собой, над своими ментальными и психическими состояниями, мы, тем самым, разбираемся в себе, постигаем (сознаем) сами себя. Самосознание включает в себя не только самопознание, но и самооценку, правильность (адекватность) которой, в свою очередь, помогает человеку в его деятельности, в общении с другими людьми, придает ему уверенность во всех его начинаниях. Самосознание – своего рода центр личности человека, обозначаемый словом «Я» (или «Мы», когда говорят о самосознании того или иного общества). Вместе с тем «Я» не выступает какой-то внешней инстанцией по отношению к сознанию и не является неким онтологически самостоятельным деятелем внутри нас. «Я» суть форма самого сознания, или можно сказать иначе – сознание сознает самое себя в форме «Я», характер которого определяется разнообразными и текучими содержаниями сознания. Другими словами, имеет смысл говорить о тройственной структуре сознания: каждый интенциональный акт предполагает предметную данность (то, к чему устремлено сознание в данный момент), способ рассмотрения этой предметности (модусы мышления – «как» сознания) и собственно источник устремленности, точку ее отсчета («откуда» акта). Надо понимать, что данное деление очень условно, поскольку сознание представляет собой целостное образование, но оно помогает лучше разобраться в том, как функционирует мышление. Поскольку предметная данность является принадлежностью сознания (его неотъемлемой частью), постольку изменение свойств этой предметности (когда мы, например, рассматриваем предмет с другой стороны, придаем ему новый смысл и т. д.) является изменением самого сознания. Когда сознание делает предметом рассмотрения самое себя, анализирует собственные состояния, изменяется, соответственно, «Я» человека.

    Важнейшей функцией самосознания выступает функция самоконтроля. Познавая себя, мы учимся контролировать свою внутреннюю жизнь, свои желания, поступки и устремления. Способность к самосознанию – специфическая черта человека. Именно она позволила ему подняться над природным миром, возвыситься до творца собственной – социокультурной реальности.

    Рефлексивность сознания, помимо сказанного, обнаруживается в способности человека к абстрактно-логическому мышлению, т. е. в умении оперировать не только образами, но и понятиями. Оборотной стороной рефлексивности выступает критичность сознания. Последняя выражается не только в умении человека непредвзято оценивать собственные мысли, возможности и планы, но и в сознании необходимости развития своих знаний и самосовершенствования, в способности не останавливаться на достигнутых результатах, а всегда стремиться к новому, большему, лучшему.

    1. Творческая активность сознания проявляется в том, что оно не просто пассивно воспринимает информацию о мире и самом себе, а избирательно и целенаправленно «работает» с этой информацией, выстраивает на ее основе всевозможные модели, производит идеи, которые выступают основой деятельности человека. Активность сознания выражается также в его непрерывном функционировании. Будучи в бодрствующем состоянии, человек просто не может остановить его работу. Хотим мы того или нет, но мы всегда о чем-то думаем. В некоторых восточных учениях (буддистских практиках) умение остановить поток сознания (достигнуть пустоты в сознании) квалифицируется как одна из высших ступеней духовного развития, что связано с определенной (специфичной для буддизма) трактовкой природы сознания и человека.

    К числу важнейших характеристик сознания можно также отнести его темпоральность, дискретность, дискурсивность и диалогичность. Темпоральность сознания выражается, во-первых, во временном характере его отдельных состояний, которые оно, однако, не забывает, а связывает воедино так, что наше восприятие мира и собственных внутренних состояний оказывается цельным. Другими словами, темпоральность (временность) сознания – и это во-вторых – предполагает конституирование времени. Благодаря своей способности схватывать и синтезировать различные временные фазы, сознание проявляется как осознание времени и сознание во времени, что обусловливает, в свою очередь, временной характер восприятия всех событий, процессов и явлений в мире. Дискретность сознания выражается во множественности его состояний. Дискурсивность означает, что наши мыслительные процессы опосредованы знаками, т. е. мысль может двигаться, развиваться только через что-то, через каких-то посредников, в роли которых выступают, прежде всего, понятия (слова). Когда говорят о диалогичности сознания, говорят прежде всего о том, что оно есть именно «со-знание», т. е. совместное знание, определяемое со­вместным (общественным) бытием людей и определяющее, в свою очередь, это бытие. Сознание как совместное знание обусловлено способностью человека к членораздельному языку. Языковая (и шире, знаковая) природа сознания позволяет человеку доносить свои мысли и чувства до других, выражать вовне собственные внутренние состояния, передавать свои достижения последующим поколениям, формируя то, что называют культурным достоянием человечества. Диалогичность сознания подразумевает не просто обмен информацией-знанием, а совместную деятельность по его достижению и развитию. Диалог – это постоянный разговор, который человек ведет с другими людьми и с самим собой, он нацелен на понимание, требует критичности и невозможен без терпения (толерантности).

    Знаниевая компонента не исчерпывает всего содержания сознания, помимо нее можно указать на чувственно-эмоциональную, волевую и оценочную компоненты. Однако и это не полный список. Сознательная жизнь каждого из нас слишком богата и многопланова, чтобы можно было свести ее к какому-то ограниченному набору составляющих частей.

    Сознанием, в свою очередь, не исчерпывается психика человека, не менее значимой ее частью является бессознательное.

    Бессознательное – это совокупность психических явлений и состояний, которые оказывают влияние на человека (его мысли, чувства, поведение), но не осознаются им. К сфере бессознательного относятся инстинкты и автоматизмы, т. е. те действия, которые из-за своего многократного повторения уже не требуют внимания сознания и, соответственно, выходят из-под его контроля, подавляемые (вытесняемые) желания человека, и то, что, будучи однажды пережитым или промысленным, забывается им. Бессознательными являются ощущения (впечатления), которые слишком мимолетны, неопределенны, чтобы сознание могло уловить их, а также то, что в данный момент находится на его периферии, что образует так называемый фон сознания (есть предмет, на который направлено сознание, и есть его окружение, от которого сознание абстрагируется, чтобы выделить этот предмет). Последнее иногда называют предсознанием. На его примере хорошо видна зыбкость, размытость границы между сознанием и бессознательным. То, что выступает как бессознательное, в любое момент может стать предметом сознания, и наоборот. Однако существуют и явления, которые никогда не попадают в сферу действия сознания, но могут проявляться косвенным образом – в оговорках, сновидениях, гипнотических состояниях и т. д.

    Первые исследования в области бессознательного принадлежат австрийскому психиатру З. Фрейду (1856-1939). Он указал и на главную его функцию – охранительную. Бессознательное защищает нашу психику от перегрузок, а также является одним из источников творческих «озарений» человека.

    Вопросы для самоконтроля

    1. Что можно сказать о природе сознания и его функциях?

    2. Как связаны между собой сознание и мозг? В чем заключается проблема соотношения сознания и мозга? Какие позиции существуют по этому вопросу?

    3. Каковы специфические признаки сознания?

    4. В чем выражается идеальность сознания?

    5. Что такое интенциональность?

    6. Каково значение (функции) самосознания? Что оно включает в себя?

    7. Что собой представляет и как проявляется бессознательное человека? Каковы функции бессознательного? Существует ли связь между бессознательным и творческим самовыражением человека?

    8. В чем, по Вашему мнению, проявляется творческая активность сознания?


    Основные определения

    Сознание – вид реальности, существующей наряду с материальной (физической) и тесно связанный с ней; обладает рядом специфических качеств, главные из которых – идеальность, интенциональность, рефлексивность, творческая активность.

    Бессознательное – это совокупность психических явлений и состояний, которые оказывают влияние на человека (его мысли, чувства, поведение), но не осознаются им.

    Детерминанта (от лат. determino – определяю) – определяющее начало; событие или явление, оказывающее непосредственно-причинное или иное влияние на другое событие или явление.

    Редукционизм (от лат. reductio – отодвигание назад, к прежнему состоянию) – методологический принцип, согласно которому высшие формы материи могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, свойственных низшим формам (например, биологические явления – с помощью физических и химических законов; социологические – с помощью биологических и т. д.).

    Интенциональность – сущностное свойство сознания. Когда мы говорим, что наше сознание интенционально, то это означает, что оно предметно направлено (ориентировано). Другими словами, мы сознаем не "в целом и вообще", а всегда что-то конкретное (например, представляем что-то, переживаем о чем-то и т. д.).
    Литература
    Обязательная

    1. Философия. Учебник для вузов. М., 1997 // Под редакцией Губина В.Д., Сидориной Т.Ю., Филатова В.П.

    2. Философия: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Курс лекций // Под ред. Е.С. Логовой. Минск, 2004.


    Дополнительная

    1. Виннер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.

    2. Дрекслер Э. Машины создания. Грядущая эра нанотехнологии. 1986. / http://mikeai.nm.ru/russian/eoc/eoc.html

    3. Дрейфус Х. Чего не могут вычислительные машины. М., 1978.

    4. Иваницкий А.М. Сознание и мозг / http://galactic.org.ua/Prostranstv/nf3.htm

    5. Люгер Дж. Ф. Искусственный интеллект: стратегии и методы решения сложных проблем. М., 2003.

    6. Матяш Т. П. Сознание как целостность и рефлексия. Ростов-на-Дону, 1988.

    7. Мерцалов В. Рождение сознания. Происхождение человека. Пятигорск, 1998.

    8. Патнэм Х. Философия сознания. М., 1999.

    9. Прист С. Теории сознания. М., 2000.

    10. Роуз С. Устройство памяти. От молекул к сознанию. М., 1995.

    11. Сёрл Дж. Сознание, мозг и программы / http://socialistica.lenin.ru/analytic/txt/s/searle_1.htm

    Юлина Н.С. Тайна сознания: альтернативные стратегии исследования // Вопросы философии. 2004, № 10–11.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   20


    написать администратору сайта