Главная страница
Навигация по странице:

  • Лекция 1. Философия и ее роль в жизни общества. План лекции

  • Основное содержание лекции Первый вопрос

  • Второй вопрос

  • философия. 05_Конспект_лекций_философия на 18 лекций_15.03.05. Курс лекций по дисциплине Философия для студентов мгту станкин, обучающихся по специальности 15. 03. 05 Конструкторскотехнологическое обеспечение машиностроительных производств


    Скачать 1.45 Mb.
    НазваниеКурс лекций по дисциплине Философия для студентов мгту станкин, обучающихся по специальности 15. 03. 05 Конструкторскотехнологическое обеспечение машиностроительных производств
    Анкорфилософия
    Дата18.09.2019
    Размер1.45 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файла05_Конспект_лекций_философия на 18 лекций_15.03.05.doc
    ТипКурс лекций
    #87151
    страница1 из 8
      1   2   3   4   5   6   7   8



    МИНОБРНАУКИ РОССИИ

    федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

    высшего образования

    «Московский государственный технологический университет «СТАНКИН»

    (ФГБОУ ВО «МГТУ «СТАНКИН»)
    Кафедра «Философия»

    Шитов Сергей Борисович

    ФИЛОСОФИЯ

    Курс лекций

    по дисциплине «Философия» для студентов МГТУ «СТАНКИН», обучающихся по специальности 15.03.05 «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств»

    Москва 201_ г.
    Оглавление



    Лекция 1. Философия и ее роль в жизни общества

    Лекция 2, 3. Развитие философии в период античности

    Лекция 4. Развитие философии в период средневековья и Возрождения

    Лекция 5. Западноевропейская философия XVII-XVIII веков

    Лекция 6, 7. Немецкая классическая философия и марксизм

    Лекция 8, 9. Основные направления западноевропейской философии конца XIX и XX веков

    Лекция 10. Русская философия – история и современность

    Лекция 11. Основные проблемы онтологии

    Лекция 12. Сознание и самосознание

    Лекция 13. Теория познания – основные проблемы и концепции

    Лекция 14. Философия науки и техники

    Лекция 15. Философия человека

    Лекция 16. Общество как саморазвивающаяся система

    Лекция 17. Аксиология как философское учение о ценностях

    Лекция 18. Философия истории

    Лекция 1. Философия и ее роль в жизни общества.
    План лекции


    1. Понятие философии и понятие мировоззрения. Взаимосвязь философии и мировоззрения. Общественно-историческая природа мировоззрения, его сущность и структура.

    2. Сравнительный анализ трёх типов мировоззрения – мифологии, религии, философии.

    3. Предмет философии. Круг проблем, функции, структура.


    Основное содержание лекции
    Первый вопрос. Приступая к систематическому изучению философии, её истории, следует, прежде всего, получить общие сведения об этом предмете, определить круг решаемых им проблем, место в системе общих представлений человека о мире (в мировоззрении), сформулировать сами понятия философии и мировоззрения, рассмотреть их взаимосвязь.

    Философия возникла в глубокой древности, задолго до появления таких наук как физика, химия, биология и др. Происходит понятие «философия» от греческих слов «филео» и «софиа», что означает «любовь к мудрости». Однако причиной её возникновения стало не праздное любопытство, не стремление «помудрствовать» от нечего делать, а насущные потребности людей – необходимость познать окружающий мир, практически воздействовать на него.

    Побуждаемый потребностями овладеть силами природы, человек уже в древности стал задумываться о её законах, о своей жизни. Перед ним возникал ряд вопросов: Всегда ли существовал этот мир или он когда-то возник? Как устроен мир – хаотичен он или упорядочен? Что такое человек, размышляющий о мире? Как относятся друг к другу такие разные стороны и качества человека, как его тело и душа, тело и сознание? Что такое добро, зло, совесть, честь, справедливость, красота и мн. др. Все эти и подобные им вопросы далеки от того, чтобы быть названы предметом праздного любопытства. Они имеют чрезвычайно важное жизненное значение. Ответы же на них, сформированные людьми, их представления о мире и месте в нём человека есть не что иное, как мировоззрение.

    Главная особенность философии в том и состоит, что с момента своего зарождения она представляла собой попытку дать людям более или менее целостное мировоззрение.

    Что же следует понимать под данным феноменом, под мировоззрением? В самом общем виде – это система обобщённых представлений людей о природе, обществе и о месте человека в мире. В качестве основных составляющих его выступают знания (профессиональные, научные, жизненно-практические) и ценности (представления о добре и зле, долге и чести, справедливости-несправедливости и т.п.). Мировоззрение включает в себя интеллектуально-познавательную и эмоционально-психологическую стороны. В зависимости от глубины отражения действительности оно может быть обыденным (повседневно-практическим) и систематизированным (теоретическим). Важнейшими компонентами его являются идеалы и убеждения. Содержание сознания только тогда превращается в мировоззрение, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей. Убеждения же, в свою очередь, вырабатывают волю к действию. Таким образом, в мировоззрении можно вычленить три взаимосвязанные подсистемы: познавательную, ценностную и поведенческую.

    В качестве целостного определения мировоззрения может выступать следующее:

    Мировоззрение – это система представлений о мире, о месте в нём человека, об отношении человека к миру и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности и ценностные ориентации.

    Второй вопрос. Тремя исторически определёнными типами мировоззрения выступают мифология, религия и философия.

    Мифология – это способ понимания природной и социальной действительности, характерный для ранних стадий общественного развития. Миф представляет собой архаическое повествование о деяниях богов и героев, о духах, управляющих миром. В художественно-образной, фантастической форме здесь излагаются этнологические и космологические сказания, в которых описывается творение мира, происхождение людей и животных, возникновение различных обычаев, обрядов и т.п.

    Различают диахронические мифы (рассказ о прошлом), синхронические мифы (объяснение настоящего и будущего) и эсхатологические мифы (предсказание гибели космоса, за которым следует или не следует его возрождение).

    Творение в мифе часто изображается как «добывание» героем каких-либо элементов природы (например, огня) путём похищения их у первоначальных хранителей, или как их изготовление демиургом, или как порождение их первопредком. Процесс возникновения мира часто представляется в мифе как превращение Хаоса в космос путём постепенного упорядочения, сопровождающегося борьбой богов или героев с демоническими силами.

    Характерной особенностью мифологии является то, что здесь не разграничивается реальное и иллюзорное, человек не выделяется из окружающего мира, и сам мир рассматривается как одушевлённый, очеловеченный. Подобное объяснение явлений нельзя назвать причинным объяснением, в нём отсутствует рациональный, причинно-следственный анализ. Указание на причину здесь условно и связано с особым приёмом – олицетворения событий.

    Мифы не могли дать человеку достоверного знания о мире, но они утверждали принятую в обществе систему ценностей, поддерживали и санкционировали определённые нормы поведения. Главное значение мифов состояло в том, что они устанавливали гармонию между миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом, и таким образом обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.

    Содержание мифа представлялось первобытному сознанию в высшем смысле реальным, так как оно воплощало в себе коллективный, а стало быть «надёжный» опыт осмысления действительности множеством поколений, который служил предметом веры, а не критики.

    С угасанием первобытных форм общественной жизни на смену мифологическому приходят другие формы мировоззрения – религия и философия.

    Религия – это форма мировоззрения, основу которого составляет вера в существование сверхъестественных сил и признание главенствующей роли сверхъестественного мирового начала в мироздании и в жизни людей.

    В религиозном мировоззрении мир «удваивается», т.е. разделяется на земной и небесный. Первый воспринимается органами чувств, это естественный мир, второй – сверхъестественный, сверхчувственный. Основную роль в жизни человека играет сверхъестественный мир.

    Двумя важнейшими отличительными особенностями религии являются вера (как способ существования религиозного сознания) и культ (как форма проявления этой веры, выражающаяся в выполнении верующими различных ритуалов).

    По своему существу «…всякая религия является не чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в их повседневной жизни – отражением, в котором земные силы принимают форму неземных» (Ф.Энгельс). В жизнь людей постоянно вторгаются нежелательные, давящие на них природные и социальные процессы. Эти таинственные силы природы и истории и составляют основу фантастических представлений о сверхъестественном – земные силы приобретают форму потусторонних, «высших». То есть, религия – это отражение зависимости человека от неподконтрольных ему природных и социальных сил, иллюзорное восполнение слабости общества перед ними. Отсюда, она выполняет прежде всего и главным образом так называемую иллюзорно-компенсаторную функцию.

    Однако, несмотря на то, что религиозное отражение – это отражение фантастическое, неверно было бы рассматривать религию исключительно как систему «невежественных» представлений людей о мире и о самих себе. Это довольно сложное явление духовной культуры, о котором нельзя судить однозначно. Религия играет огромную роль в жизни общества, является весьма значимой социально организованной и социально организующей силой. В рамках религиозного сознания возникли нравственно-этические представления и идеалы, которые помогали развитию духовности человека, способствовали формированию общечеловеческих ценностей. Так, например, незыблемой основой христианской морали является труд – кто не трудится, тот не христианин.

    В современный период церковь старается модернизировать свои устои. Она выступает за диалог верующих и неверующих, участие в котором не сопровождается требованием отказа сторон от своих мировоззренческих принципов. Смысл такого диалога в совместном поиске и объединении усилий для решения важнейших вопросов, волнующих людей: борьба за предотвращение ядерной войны, экологической катастрофы, против голода, нищеты, болезней, за создание достойных человека средств и условий жизни.

    Вместе с тем, известно, что нередко религиозное мировоззрение проявляется в форме фанатизма и непримиримой вражды к людям другой веры или даже к определённым группам людей одной и той же веры.

    Отмечая позитивный вклад религии в решение актуальных общечеловеческих проблем, следует отметить ограниченность средств, путей их решения, предлагаемых религией – главным из них выступает молитва.

    Религия и миф тесным образом переплетены: элементы иносказательности, образности, характерные для мифологии, органически входят в религиозную структуру мировоззрения и, наоборот, чисто религиозные компоненты входят в содержание мифа. Однако религия и миф – не одно и то же, они существенным образом отличаются друг от друга. В отдельных случаях религиозное мировоззрение может быть даже враждебным мифологическому, например, в вопросах, трактующих возникновение мира, человека и человечества. Попытки объяснить мир с помощью мифа во многих религиях рассматриваются как примитивное, грубое вторжение в сферу таинственного, сверхъестественного.

    В отличие от мифологического религиозное мировоззрение, хотя оно и сохраняет чувственно-эмоциональные моменты, опирается главным образом на подробно разработанную рациональную систему понятий, уяснение которых требует большого умственного напряжения и связано с множеством рациональных операций, логических выводов. Так на уровне элементарного здравого смысла нелегко понять, например, содержание христианского догмата о триединстве бога, уяснить те характеристики, которыми наделяется здесь бог – вездесущность, абсолютность, бесконечность во времени и пространстве, неделимость и т. д. Религиозно мыслящий человек считает себя носителем эзотерического, открытого только приверженцам его веры знания.

    Мифология отождествляет причину со следствием, естественный мир со сверхъестественным, религия же чётко разделяет эти миры; она выступает также и противницей всякого олицетворения. Религия не обращается к образам героев-богатырей, фантастических животных и птиц… Для религии образы выступают в лучшем случае как некие символы, за которыми скрывается непознаваемая, сверхъестественная реальность.

    Особой формой мировоззрения является философское мировоззрение. В отличие от мифологического и религиозного оно отвечает на мировоззренческие вопросы с помощью специально разработанных понятий (категорий), принципов и теоретических положений, подкрепляя их логической аргументацией, опираясь на всю сумму имеющихся в обществе знаний о мире, на жизненную практику и опыт.

    Если мифология главный упор делает на образно-чувственное познание, а религия – на веру, то философия пользуется исключительно методами теоретизирования – это система теоретических взглядов на мир, человека и человеческое общество. В этом отношении философия не отличается от других наук: она оперирует специальными понятиями, выдвигает гипотезы, формулирует теоретические постулаты и принципы, стремится к теоретическим обобщениям, высказывает прогнозы. Вместе с тем, философия – это «не совсем» наука, или, можно сказать, не обычная наука, хотя традиция рассматривать её как одну из наук сложилась достаточно давно. Эта традиция особенно усилилась в ХVIII-XIX вв., когда для многих людей понятия философии и науки стали казаться тождественными.

    Хотя связь между философией и наукой действительно существует, следует иметь в виду, что философское знание может выступать не только в строго научной, но и в донаучной и в заведомо ненаучной форме, не переставая в то же время быть философией. В отличие от других наук философия связана с обыденным сознанием, с моралью, искусством, со всей культурой. Она включает в себя элементы веры, умозрительности, может содержать в себе даже некоторые схоластические построения. Однако главной линией в развитии философии является всё же ориентация на науку, ибо основной её задачей является фундаментальное осмысление эпохи, раскрытие природы истины и методов её постижения.

    Вместе с тем, ориентация на науку может органично сочетаться в философии с художественно-образным отражением действительности. Это, в частности, ярко выражено в античной философии – многие произведения древних мыслителей имеют поэтическую форму. И в более поздних философских учениях также строгость мысли, логика доказательств нередко сочетались с яркими художественными образами, аллегориями, сравнениями, переосмыслением мифологических и религиозных сюжетов.

    Следует обратить внимание на то, что в содержание философского мировоззрения входят не только собственно философские проблемы, но также и обобщённые экономические, политические, правовые, нравственные, естественнонаучные и прочие представления, принципы и идеалы. Поэтому его не следует полностью отождествлять с самой наукой философией. Однако теоретической основой, ядром этого типа мировоззрения является философия, вокруг которой группируются все другие его элементы и по отношению к которым философия выполняет свою интегрирующую роль. Употребляя понятие «философское мировоззрение», следует под ним понимать мировоззрение, теоретической основой которого является философия.

    В отличие от мифологического и религиозного философское мировоззрение возникает не стихийно, не путём спонтанного, непредсказуемого процесса, а сознательно, как специально разрабатываемое учение о мире, критическое его осмысление в рамках строго логического теоретизирования. Оно является плодом размышлений отдельных личностей – любителей мудрости и целью его является отыскание рациональных путей достижения истины. Один из крупнейших немецких философов ХХ ст. М. Хайдеггер определил философию как «вопрошание, в котором мы пытаемся охватить своими вопросами совокупное целое сущего». Философия, по его мнению, – это противоположность всякой успокоенности и обеспеченности, это сомнение, когда всё ставится под вопрос.

    К числу особенностей философского мировоззрения следует отнести и стремление подвергнуть критическому анализу возможность и способность человеческого разума адекватно отразить окружающий мир. В рамках мифологического и религиозного способов отражения решение такой задачи в принципе невозможно. Также следует иметь в виду и то, что, выполняя мирообъяснительную функцию, философия гораздо в большей степени по сравнению с мифологией и религией сопричастна к проблеме изменения мира, к миротворчеству, к миросозиданию.

    Принципиальные различия философского и религиозного мировоззрений не исключают и наличия общего между ними. Прежде всего, оно заявляет о себе в постановке общих коренных вопросов бытия – о сущности мира и человека, их происхождении, о смысле жизни, о смерти и бессмертии и др. Однако поиск ответов на них философия осуществляет опираясь на разум, религия – на веру. Качественно отличаются и их главные цели: задача философии – найти ответ на вопросы смысла жизни и бытия, религии же – соединить человека с Богом, подготовить верующего к вечной загробной жизни…

    Третий вопрос. Раскрывая особенности философского мышления, следует отметить, что оно воплотило в себе стремление не просто накопить массу сведений о мире, а понять мир как целостный и единый в своей основе. Мудрость предполагала особого рода знание – знание «единого во всём», отличное от знания отдельных вещей. Философы древнего мира стремились как бы единым взглядом охватить все явления и процессы природы, объяснить их причины, вскрыть законы, которым они подчиняются.

    Но для чего необходимо охватывать мир в целом? Ведь в повседневной жизни мы имеем дело не с миром в целом, а с его отдельными природными и социальными явлениями? Однако уже философы древности отчётливо осознавали, что каждое отдельное явление есть часть целого и если известно целое, то легче познать его отдельные проявления. Если мы, например, знаем тот общий закон, по которому земля притягивает к себе все тела, то нам нетрудно понять и объяснить каждый конкретный случай падения тела на землю. Даже с дроблением человеческих знаний на множество специальных наук после их отпочкования от философии задача выработки единого взгляда на мир не утратила своей значимости. Именно дробление знаний на многие самостоятельные научные отрасли и требует не упускать из виду их связь и единство: каждая отдельная наука изучает одну и ту же природу, только разные её стороны, одну и ту же материю, только различные её виды и формы. Физика, например, изучает законы развития неорганической материи – молекул, атомов, электронов, биология – законы развития жизни, астрономия – законы развития и движения звёзд, планет. Но так как каждая из этих областей природы является звеном, частью единого целого (материального мира), их законы представляют собой проявление каких-то самых общих законов развития, свойственных всему этому миру, начиная от атомов и электронов и кончая человеческим обществом. Так всеобщим свойством всех явлений выступает их движение, развитие, изменение. Существует ряд общих законов этого движения и изменения. Но поскольку каждая конкретная наука имеет дело лишь с определённым, ограниченным кругом явлений, её законы нельзя возвести во всеобщие.

    В отличие от названных наук философия изучает не отдельно взятую ипостась мира, а все сферы действительности в их взаимосвязи и взаимодействии, рассматривая в то же время и некоторые общие принципы, в соответствии с которыми осуществляется данное взаимодействие. На это обращал внимание уже Аристотель. Если специальные науки, отмечал он, занимаются изучением конкретных видов бытия, то философия берёт на себя познание самых общих принципов, начал всего сущего. Задача философии, по Аристотелю, – это отыскание причин и принципов вещей. То есть философия занимается не эмпирическим, опытным исследованием отдельных предметов мира, а миром с точки зрения его целостности, его происхождения и сущности.

    Та часть философии, которая отвечает на вопрос о сущности мира, о конечных причинах и принципах бытия именуется онтологией. Давая обобщённую картину мира, раскрывая место человека в природе и обществе, философия выполняет одну из своих основных функций – мировоззренческую. Центральной проблемой здесь является вопрос об отношении человека к миру. Он формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию и определяется как основной вопрос философии. Другими словами данный вопрос может быть сформулирован как проблема связи сознания и материи, объективного и субъективного, духа и природы, психического и физического, идеального и материального.

    В зависимости от его решения, т.е. от того, какое начало – материальное или идеальное – кладут философы в основу мира, они разделяются на два лагеря – материалистов и идеалистов.

    Другой важнейшей функцией философии является гносеологическая. Реализуя её, философия решает проблему познания мира. Способен ли человеческий разум адекватно отразить мир? Как формируется знание о мире, на основании каких познавательных способностей людей? Имеются ли границы познания? Как удостовериться в том, что полученные знания истинны? Постановкой и решением этих вопросов философия не только отличается от мифологии и религии, но и от всех конкретных, частных наук. Конечно, каждая из наук ставит вопрос о познании, но о познании какой-то определённой природной закономерности, однако, она не задаётся вопросом о том, что такое познание как таковое, как оно совершается, каковы его законы.

    К гносеологической тесно примыкает методологическая функция философии. Методология – это учение о методах познавательной деятельности. Существует ли наиболее верный путь к отысканию истины, как соотносятся между собой общие для всех наук методы познавательной деятельности и конкретные методы, применяемые в частных науках – такие вопросы ставит и решает методология.

    Исторически сложилось два основных метода в философии – диалектика и метафизика. Диалектика рассматривает все вещи, их свойства и отношения, а также все формы их отражения в сознании человека во взаимной связи и развитии, метафизика, напротив, даёт статичную картину мира, рассматривает его как застывший, как раз навсегда данный. В определённый исторический период, когда наука ещё не накопила достаточного количества данных для более объективного отражения развития мира, метафизика была оправдана.

    Знание тех общих законов, которые выводит философия, уже означает владение специальным методом подхода к изучению явлений. Суть его в том, что проблемы рассматриваются в их глубинной, противоречивой сущности. Вся совокупность выводов, сделанных философией о познании и деятельности людей представляет собой не что иное, как методологию познания и деятельности.

    Итак, основными функциями философии являются мировоззренческая, гносеологическая и методологическая. Наряду с ними в литературе обосновывается наличие у философии целого ряда других функций, в частности, аксиологической, праксиологической и др. Определённым образом они соотносятся с философией, но наиболее полно выражают её специфику именно три названные.

    Что касается определения предмета философии, то следует отметить, что единого и общепринятого определения на сегодняшний день не сложилось. Например, Аристотель, как уже отмечалось, полагал, что «философия – это наука о первоначалах и первопричинах всего сущего». Согласно Канту, – это наука об отношении всего познания к существенным целям человека. По Гегелю – наука о разуме, постигающем самого себя. В советской философской школе утвердилось понимание философии как науки о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Представляется, что последнее определение полнее и точнее других отражает содержание рассматриваемых этой наукой проблем (в чём легко убедиться, посмотрев на оглавление любого учебника философии). С учётом вышеизложенных функций и отличительных характеристик философии данное определение может быть дополнено и представлено следующим образом:

    Философия – это наука, рассматривающая мир в целом, изучающая наиболее общие законы развития природы, общества и мышления, пути и средства познания мира и его преобразования.

    В современной философии имеется множество областей исследования, в которых анализируются предельно общие знания о мире, человеке и разных формах бытия. В состав её входят:

    • онтология – учение о бытии;

    • гносеология – учение о познании;

    • методология – учение о методах познания;

    • логика – учение о мышлении, его законах и формах;

    • аксиология – учение о ценностях (морали, права, искусства, религии…);

    • праксиология – учение о человеческой деятельности;

    • социальная философия – как особая область онтологии, гносеологии и методологии;

    • философская антропология – учение о человеке и его бытии;

    • этика – учение о морали;

    • эстетика – учение о прекрасном в жизни и искусстве;

    • герменевтика – учение о понимании и толковании познанного человеком и др.

      1   2   3   4   5   6   7   8


    написать администратору сайта