философия. 05_Конспект_лекций_философия на 18 лекций_15.03.05. Курс лекций по дисциплине Философия для студентов мгту станкин, обучающихся по специальности 15. 03. 05 Конструкторскотехнологическое обеспечение машиностроительных производств
Скачать 1.45 Mb.
|
Второй вопрос. Норма в широком смысле слова обозначает правило, образец или руководящее начало. Норма, являясь образцом поведения или действия, служит мерой оценивания чего-либо или кого-либо. В норме выражается то, что существует или должно существовать во всех без исключения случаях. Социальные нормы возникают как средства социальной регуляции поведения индивидов и групп, с помощью которых общество и социальные общности (классы, страты, этнокультурные образования, социальные организации) предъявляют свои требования, которым должно удовлетворять социальное поведение. Выделяются моральные (этические, нравственные) нормы, которые формируются в процессе формирования моральных оценок и развития морального оценивания. Становление личности невозможно без соблюдения моральных норм. Мораль – это оценки и правила, возникающие как непосредственное отражение условий общественной жизни в сознании людей в виде категорий справедливости и несправедливости, добра и зла, хорошего и плохого и т. д. [9, с. 338]. Моральные нормы — это совокупность правил и форм поведения, которыми люди руководствуются в своей жизни. Это продукт нравственного сознания, в которой отражены общепринятые нормативы и оценки человеческой деятельности. Моральные нормы формируется в нравственном сознании общества стихийно, силой обычая и общественного мнения, а не в результате специально изданного кем-либо закона. Различают «собственно мораль» как совокупность представлений о должном и те реальные нравы, которые господствуют в обществе, содержащие в себе не только добродетели, но и пороки. Человеческая мораль не едина в культурном и этническом отношении. В разное время, у разных народов, даже у разных слоев существовали свои представления о добре и зле. В морали реализуется ценностное отношение человека к миру. Система ценностей представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости: важнейшие для индивида ценности определяют для него систему координат – систему ценностных ориентаций. Благодаря такой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости. На вершине ценностной пирамиды находится высшее благо или идеал – совершенство, совершенный образец чего-либо, высшая конечная цель стремлений, деятельности. В структуре морального сознания идеал занимает ключевое место, т. к. именно им определяется содержание добра и зла, должного, правильного и неправильного и т. д. В широком смысле добро и зло обозначают положительные и отрицательные ценности вообще. Содержание добра и зла обусловлено идеалом нравственного совершенства: добро – это то, что приближает к идеалу, зло – то, что отдаляет от него. Эстетические нормы дают представления о прекрасном и некрасивом не только в художественном творчестве, но и в оценивании и поведении людей, в производстве и быту. Религиозные нормы – это установленные религиозными организациями заповеди или выработанные правила поведения людей в области вероисповедания. По своему содержанию многие религиозные нормы выступают как нормы морали, соприкасаясь при этом с правовыми нормами. Различают политические и правовые нормы, регулирующие отношения между государством и гражданином (закрепляются в законах, издаваемых государством). Также, в совокупности социальных норм выделяют обычаи, ритуалы и традиции, представляющие собой правила социального поведения, складывающиеся в определенной общественной среде и передающиеся из поколения в поколение. Ключевые слова Аксиология, ценность, оценка, нормы, идеал, праксиология, деятельность, творчество, игра, опыт, практика, труд. Лекция 18. Философия истории. План лекции Основные проблемы философии истории. Основные подходы к стадиям исторического процесса: формационный, цивилизационный, культурологический, позитивистский, теория стадий роста. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Основное содержание лекции Первый вопрос. Основные проблемы философии истории. Греческое слово «история» означает рассказ о прошлом, о том, что действительно было. Уже в античности возникла традиция рассматривать историю как тип универсального знания о прошлом. При этом прошлое связывается с настоящим и будущим. Возникает комплекс сложных философских вопросов. Как возможно познание прошлого? Какова связь прошлого, настоящего, будущего? Имеет ли история народов единый универсальный смысл? Поставленные вопросы дают представление о философии истории. Главные интересы философии истории связаны с познанием направленности и необратимости исторического движения. В своих взглядах на историю философы разделились на две группы: Тех, кто рассматривает историю как хаотичный, случайный процесс, лишенный логики, закономерностей, направленности (например, иррационалисты). Тех, кто видит определенную логику в истории, считая историю целенаправленным, закономерным процессом, - к данной категории относится большинство философов. Второй вопрос. Основные подходы к стадиям исторического процесса: формационный, цивилизационный, культурологический, позитивистский, теория стадий роста. Среди подходов к истории как к внутренне логическому и закономерному процессу особо выделяются (наиболее распространены, обоснованы, популярны): формационный подход; цивилизационный подход; культурологический подход. Имеются также и иные подходы, например, позитивистский и теория стадий роста. Формационный подход был предложен основоположниками марксизма - К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В. И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация. Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития. Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой. В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил. Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) - возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация. В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: Первобытнообщинная. Рабовладельческая. Феодальная. Капиталистическая. Коммунистическая (социалистическая). Также им было указано на особый политико - экономический тип общества (фактически - шестую формацию) – «азиатский способ производства». Первобытнообщинная формация характеризуется: примитивными формами организации труда (редкое применение механизмов, в основном - ручной индивидуальный труд, изредка - коллективный (охота, земледелие); отсутствием частной собственности - общей собственностью на средства и результаты труда; равенством и личной свободой; отсутствием оторванной от общества принудительной публичной власти; слабой общественной организацией - отсутствием государств, объединением в племена по кровнородственному признаку, совместным принятием решений. «Азиатский способ производства» был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек. Азиатский способ производства включал в себя: ирригационное земледелие как основу экономики; отсутствие частной собственности на основные средства производства (землю, ирригационные сооружения); государственную собственность на землю и средства производства; массовый коллективный труд свободных общинников под жестким контролем государства (бюрократии); наличие сильной, централизованной, деспотической власти. Коренным образом отличается от них рабовладельческая общественно-экономическая формация: возникла частная собственность на средства производства, в том числе на "живые", "говорящие" - рабов; социальное неравенство и общественное (классовое) расслоение; государство и публичная власть. Феодальная общественно-экономическая формация основывалась на: крупной земельной собственности особого класса землевладельцев феодалов; труде свободных, но зависимых экономически (редко – политически от феодалов крестьян; особых производственных отношений в свободных ремесленных центрах - городах. При капиталистической общественно-экономической формации: основную роль в экономике начинает играть промышленность; усложняются средства производства - механизация, объединение труда; промышленные средства производства принадлежат классу буржуазии; основной объем труда выполняют свободные наемные рабочие, экономически зависимые от буржуазии. Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего), по Марксу, Энгельсу, Ленину, будет отличаться: отсутствием частной собственности на средства производства; государственной (общественной) собственностью на средства производства; трудом рабочих, крестьян, интеллигенции, свободных от эксплуатации со стороны частных собственников; справедливым равномерным распределением совокупного произведенного продукта между всеми членами общества; высоким уровнем развития производительных сил и высокой организацией труда. Достоинства, и недостатки формационного подхода. Достоинства - понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса. Недостатки - неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формации, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации). Цивилизационный подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация. Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История – это нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках. К основным цивилизациям относятся (относились): шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.). Движущими силами истории согласно Тойнби являются: Вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия). Ответ цивилизации в целом на вызов. Деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей). Развитие всей истории строится по схеме «вызов – ответ». По своей внутренней структуре цивилизация состоит из: Творческого меньшинства. Инертного большинства. Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно «гасить» энергию меньшинства, поглощать его. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, рождаются, растут, живут и умирают. Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: Зарождение. Рост. Надлом. Дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации. Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880 - 1936). Центральное понятие данного подхода - культура. Культура – это совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура – это автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность, которая зарождается, живет и умирает. Понятие «культура» у Шпенглера близко понятию «цивилизация» у Тойнби. «Цивилизация» у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. По мнению Шпенглера, культура – это творчество, а цивилизация – это повторение, воспроизведение и тиражирование. Переход культуры в цивилизацию приводит к упадку и гибели культуры. Поэтому, цивилизация в рамках культурологического подхода – это высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти. Всего Шпенглером было выделено восемь культур: Египетская. Индийская. Вавилонская. Китайская. Античная (греко-римская). Майя. Арабская (магическая). Западноевропейская (фаустовская). В качестве девятой культуры Шпенглер называл зарождающуюся русско-сибирскую. Весь период каждой культуры он определяет в 1000 лет. Шпенглер исходил из идеи существования некой ведущей характеристики, придающей каждой культуре соответствующую специфику. На протяжении определенного периода одно (ведущее) качество культуры пронизывает их все. И у каждой из великих культур в период ее активной фазы существует полная взаимосвязь между всеми составляющими культуру элементами. Культурологический подход был особенно популярен в Европе в первой половине XX в. Помимо формационного, цивилизационного и культурологического, существуют и другие философские подходы, рассматривающие историю как объективный и закономерный процесс. Среди них можно выделить подход Гегеля и позитивистский подход. Гегель, взяв за исходный критерий осознание человеком самого себя, свободу, рассматривал историю как целенаправленный и закономерный процесс освобождения человека и выделил в нем три этапа: Восточный (Китай, Египет и др.) - осознает себя и свободен только один человек - правитель, все остальные - его рабы. Античный (Греция, Рим, средневековье) - осознает себя и свободна лишь одна группа, прослойка людей – «верхушка»; все остальные служат ей и зависят от нее. Германский - осознают себя и свободны все. Позитивистский подход. Позитивисты (Огюст Конт) выделяли следующие стадии развития общества: традиционную, доиндустриальную, индустриальную. Теория стадий роста (Уолт Уитмен Ростоу) основана на базе позитивистского подхода, получила широкое распространение среди современных западных философов. Стадия роста – это этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности, техники и науки. Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы или стадии: Доиндустриальное общество, занятое преимущественно аграрным хозяйством. Индустриальное общество – данная стадия начинается с возникновением машинного производства. Постиндустриальное общество – связано с дальнейшим развитием науки и техники. «Идет преодоление дегуманизированных форм труда, формирование нового типа труда и нового типа рабочего. Уходят в прошлое подневольность труда, его монотонность. Труд становится желаемым, творчески активным. Рабочий «Третьей волны» не является объектом эксплуатации, придатком машин, он независим и изобретателен» (Тоффлер). Информационное общество – это преобразование и развитие постиндустриального общества. Третий вопрос. Традиционное, индустриальное, постиндустриальное и информационное общество. Традиционное общество – это общество, которое регулируется традицией. Традиция- это набор представлений, обычаев, привычек и навыков практической деятельности, передаваемых из поколения в поколение, выступающих одним из регуляторов общественных отношений. Сохранение традиций в этом обществе является более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество – это аграрное общество и для него, как правило, характерны: традиционная экономика преобладание аграрного уклада; стабильность структуры; сословная организация; низкая мобильность; высокая смертность; низкая ожидаемая продолжительность жизни. Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением. Индустриальное общество – это общество, возникающее в результате промышленной революции, основу которой составляет добыча и переработка природных ресурсов и производство товаров. Для индустриального общества характерны резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда в рамках отдельных стран и в международном масштабе. Концепция постиндустриального общества была выдвинута американским социологом и политологом Даниелом Беллом (р. 1919), профессором Гарвардского и Колумбийского Университетов в книге «Грядущее постиндустриальное общество» (1973 г.). Согласно Беллу, постиндустриальное общество характеризуется уровнем развития услуг, их преобладанием над всеми остальными видами хозяйственной деятельности в общем объеме ВВП и соответственно численностью занятых в этой сфере (до 90% работающего населения). В постиндустриальном обществе особенно важна организация и обработка информации. В основе этого процесса лежит компьютер как техническая основа телекоммуникативной революции. Поэтому, по мнению Белла, постиндустриальное общество связано главным образом с компьютерными технологиями, телекоммуникацией. Следовательно, постиндустриальное общество – это общество, в котором в результате научно-технической революции происходит переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Важная черта постиндустриального общества — это усиление роли и значения человеческого фактора: растет доля умственного высококвалифицированного и творческого труда, происходит формирование «класса интеллектуалов». Основу постиндустриального общества составляют четыре инновационных технологических процесса: Переход от механических, электрических электромеханических систем к электронным привел к невероятному росту скорости передачи информации. Например, оперативная скорость современного компьютера измеряется наносекундами и даже пикосекундами. Миниатюризация – это значительное изменением величины, «сжатие» конструктивных элементов, проводящих электрические импульсы. Дигитализация – это дискретная передача информации посредством цифровых кодов. Современное программное обеспечение позволяет быстро и одновременно решать различные задачи без знания какого-либо специального языка. Информационное общество является пиком развития постиндустриального общества. Информационное общество характеризуется еще большей компьютеризацией самых различных областей социальной жизни. В информационном обществе решающее значение приобретает информация. Отличительные черты информационного общества: увеличение роли информации и информационных технологий в жизни общества; возрастание числа людей, занятых информационными технологиями, коммуникациями и производством информационных продуктов и услуг; нарастающая информатизация общества с использованием телефонии, радио, телевидения, сети Интернет, а также традиционных и электронных СМИ; создание глобального информационного пространства, обеспечивающего: (а) эффективное информационное взаимодействие людей, (б) их доступ к мировым информационным ресурсам и (в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах; развитие электронной демократии, информационной экономики, электронного государства, электронного правительства, цифровых рынков, электронных социальных и хозяйствующих сетей. Ключевые слова Философия истории, формационный подход, цивилизационный подход, культурологический подход, позитивистский подход, стадия роста, традиционное общество, индустриальное общество, постиндустриальное общество, информационное общество. |