Главная страница

философия. 05_Конспект_лекций_философия на 18 лекций_15.03.05. Курс лекций по дисциплине Философия для студентов мгту станкин, обучающихся по специальности 15. 03. 05 Конструкторскотехнологическое обеспечение машиностроительных производств


Скачать 1.45 Mb.
НазваниеКурс лекций по дисциплине Философия для студентов мгту станкин, обучающихся по специальности 15. 03. 05 Конструкторскотехнологическое обеспечение машиностроительных производств
Анкорфилософия
Дата18.09.2019
Размер1.45 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла05_Конспект_лекций_философия на 18 лекций_15.03.05.doc
ТипКурс лекций
#87151
страница7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Второй вопрос. Необходимым условием функционирования и развития техники является технология. Понятия техники и технологии тесно связаны между собой и иногда между ними не проводится никакого различия. Между тем, это качественно различные явления.

Техника – это механизмы и машины, системы управления, устройства, используемые для добычи, хранения и переработки вещества, энергии, информации и т.д., то есть это совокупность различных орудийных средств деятельности.

Технология же – это совокупность приёмов и способов деятельности (получения сырья, материалов, полуфабрикатов, их обработки, переработки и т.д.). Технология – это выражение операционно-процедурного аспекта техники, функционально-деятельностное наполнение её. В известном смысле это отражение самого способа соединения человека и техники. Термином «технология» обозначают и научную дисциплину, разрабатывающую и совершенствующую такие приёмы и способы. Так же называют операции добычи, обработки, транспортирования и складирования, являющиеся основной составной частью производственного процесса, технологический контроль производства, а также и само описание производственных процессов, инструкций по их выполнению, технологические правила, требования, карты, графики и др.

Понятие технологии в отличие от понятия техники вошло в обиход довольно поздно – лишь в XIX в. Первоначально оно закрепилось в химии и химическом производстве. Впоследствии, во второй четверти XX в. начинает употребляться для выражения различных технологических приёмов в других производственных сферах. Строгое разграничение понятий «техника» и «технология» происходит только во второй половине XX в.

В настоящее время различают практическую, научную и теоретическую технологию.

Практическая технология – это технология опытная, совокупность процессов и операций, выработанных и закреплённых в ходе производства определённого вида продукции.

Научная технология – это изучение и обобщение опыта производства «в целом». Предметом её изучения являются процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и окружающей среды в ходе производства всего многообразия продукции. Её задачей является изучение закономерностей протекания различных производственных процессов, поиск наиболее совершенных способов воздействия на предметы труда, их апробация, разработка мероприятий по защите природы, выбор и проектирование наиболее эффективной и безопасной практической технологии.

Предметом исследования теоретической технологии являются процессы развития познавательной и преобразовательной деятельности человека. К её основным задачам относится познание законов взаимодействия человека и природы, изучение возможностей и условий практического применения данных законов, разработка, обоснование и экспериментальная проверка новых технологических процессов. Основное поле интересов теоретической технологии – система «человек-природа», её оптимизация, гармоничное развитие.

Признанным основоположником технологической науки и общей технологии является немецкий профессор Иоганн Бекманн (1739–1811); ему принадлежит приоритет и во введении в научный оборот самого термина «технология». К первым теоретикам новой науки относят также Иоганна Поппе (1776–1854), ученика Бекманна, и французского социолога Альфреда Эспинаса (1844–1922).

Развитие промышленного производства в XVIII в. породило множество различных цехов, фабрик, мануфактур, огромное число производственных процессов, инструментов и материалов. Анализируя и систематизируя эти явления, рассматривая связи между ними, И Бекманн пришёл к выводу о необходимости создания отдельной, самостоятельной науки, обобщающей все материально-технические стороны производства. В книге «Введение в технологию или о знании цехов, фабрик, мануфактур…» (1777 г.) он определяет технологию как науку о переработке естественных предметов или знаниях ремесла. Технология систематизирует, упорядочивает все производственные действия и знания, даёт им научные обоснования, «объясняет в целом, методически и определённо все виды труда с их последствиями и причинами…». В другом труде – «Наброски общей технологии» – И. Бекманн сравнивает различные виды производственных процессов через отношение «цель-средство»: с одной стороны он составляет список намерений, преследуемых ремесленниками в ходе реализации данных процессов и рядом помещает ещё один список, отражающий используемые при этом средства.

Аналогично рассматривает технологию – науку о ремёслах – И. Поппе. Подобно И. Бекманну он представляет её как описание и объединение производств, инструментов, машин и орудий, употребляемых при обработке грубых материалов в разных ремесленных заведениях, фабриках и заводах. В ней раскрывается их устройство, образ действия, исчисляются разные инструменты и их употребление, показывается, какой материал используется в том или ином изделии. Частная технология рассматривает, по И. Бекманну, каждое техническое ремесло отдельно. Общая же – различные производства с точки зрения одинаковости применяемых там технических приёмов.

Для А. Эспинаса технология – это учение о человеческой деятельности, о полезных искусствах. Такое учение необходимо разработать и поставить его в один ряд с теорией познания, чем будет восполнен пробел – отсутствие «философии действия».

А. Эспинас проводит различие между терминами «техника», «технология» и «Технология» с большой буквы. «Техника» – это совокупность умений для осуществления частных, конкретных действий, «технология» – систематическая организация технических средств. В каждой сфере деятельности существует своя технология, свой способ действия. Обобщение же их образует общую, систематическую технологию или «Технологию» с большой буквы. Её Эспинас именует праксиологией – наукой о самых общих формах и самых высших принципах действия всех живых существ. Это наука о совокупности практических правил искусства и техники, развивающихся в зрелых человеческих обществах на определённых ступенях развития цивилизации. В области действия технология, занимает то же место, по Эспинасу, что и логика в области знания.

В начале XIX в. интерес к технологии как отдельной науке проявляется и в России. К этому времени относится написание здесь первых учебников по этому предмету.

Говоря о неразрывной связи техники и технологии, следует обратить внимание на такую зависимость: чем менее развита техника, тем больше технологических функций выпадает на долю человека и наоборот. Так, при использовании простейшей орудийной техники человек сам превращается в технологически замкнутую систему, он вынужден самостоятельно выполнять функции источника энергии, двигательной силы, держателя инструмента и т. п., то есть технологические, энергетические, транспортные и другие функции. По мере же развития и совершенствования техники все эти операции передаются ей, а человек на производстве выполняет функции организационные, управленческие и контрольные.

Будучи тесно связанными, техника и технология принадлежат к «разным мирам»: первая – к миру вещей, вторая – к миру деятельности. Но как техника не есть синоним вещи, так и технология – не синоним деятельности. В отличие от технологии деятельность может быть и нетехнологизированной, нерациональной, неупорядоченной (напр., в состоянии экстаза, невменяемости, массового психоза и т. п.), а главное – может осуществляться без техники. Технологии же вне техники не существует. Как отмечает А.И. Ракитов, технология «…представляет собой особую операциональную систему, осуществимую и осмысленную лишь в связи с техникой и зафиксированную в виде определённых знаний и навыков, выражаемых, хранимых и передаваемых в вербальной или письменной форме». Различные виды деятельности технологизированы в той мере, в какой они опосредствованы техникой. Но понятие технологии связывается не только с материально-производственной техникой. Кисть художника, резец скульптора, канцелярские принадлежности делопроизводителя и т. п. – всё это в данном случае рассматривается как техника, а соответствующая деятельность – как технологизированная.

Содержание и смысл понятия технологии с момента возникновения данной науки до сегодняшнего дня претерпели существенные изменения. Первоначально, в период промышленной революции при переходе общества от мануфактур к фабрикам и заводам – это наука о машинно-фабричном производстве как организованном, управляемом совокупном трудовом процессе. В ней рассматриваются экономические, финансовые и технические аспекты производственного процесса в рамках предприятия (фабрики, завода). И предметом ее является «вопрос организации производства на основе различных трудовых, финансовых, энергетических средств и способов воздействия на предмет труда».

Это общее значение технологии сохраняется в инженерных дисциплинах технологического цикла (таких, как технология машиностроения, технология производства электрических машин и трансформаторов, химическая технология и др.) и сегодня. Но наряду с этим в ней произошли и существенные изменения. Одно из них связано с относительным обособлением дисциплин, отдельно рассматривающих проблемы экономического анализа производства, организации и управления производством и собственно технико-технологические проблемы, что нашло своё отражение в возникновении соответствующих специальностей – инженеров-экономистов, менеджеров и инженеров-технологов. Другое же – с широким привлечением (уже начиная с XIX в.) естественной науки для развития техники и технологии. На базе естествознания начинают формироваться специфические теории, описывающие принципы действия, законы функционирования технических устройств, протекания процессов в создаваемых на их основе технических системах и технологических операциях. В результате возникает корпус собственно технических наук; проектирование и расчёты технических средств и технологических процессов теперь уже реализуется на их основе. Преемниками изобретателя становятся инженер-проектировщик и инженер-конструктор, происходит специализация технологии в зависимости от вида производимой продукции, а само содержание конкретной технологической дисциплины формируется и развивается во взаимодействии инженеров-проектировщиков и инженеров-технологов. Такое взаимодействие в технологии машиностроения проявляется, например, в принципах подчинения связей в технологических процессах связям, заложенным в конструкцию машины.

Теперь уже объектом изучения технологии машиностроения являются не просто методы формирования и обработки поверхности деталей, а закономерности и связи, с помощью которых осуществляется изготовление машины и обеспечивается её качество.

Таким образом, «технология как наука в течение XIX–XX вв. эволюционировала от решения проблем рационализации производства путём обобщения и изучения производственного опыта к созданию теоретических основ конкретных технологических процессов. И новые технологические процессы в XX в. разрабатываются как реализация результатов прикладных исследований естественных наук и теоретических построений технических наук».

В последние десятилетия понятие технологии ещё более расширилось и модифицировалось. Теперь она рассматривается не только как определённая сторона организации собственно производственных процессов, как набор и последовательность научно выверенных и обоснованных операций, а соотносится с системой самых разнообразных общественных отношений и деятельностных структур. В сегодняшнем понимании технология включает в себя «все операционные структуры и системы, обеспечивающие реализацию соответствующей деятельности и достижение её целей, систему управления, систему ресурсов, систему интеллектуально-информационного обеспечения, а также комплексную систему социальных, экономических, культурных, а иногда и политических последствий данной деятельности». То есть превращается в своеобразную «сверхсистему».

Оценивая её место и роль в современном мире, некоторые исследователи (А.И. Ракитов, Х. Ленк) вообще полагают более целесообразным именовать нынешний этап развития человеческой цивилизации не научно-техническим, а научно-технологическим прогрессом. А.И. Ракитов аргументирует это следующим образом.

Существует ряд сложившихся в 50-х–60-х годах XX столетия аксиом научно-технического прогресса (НТП). В соответствии с ними предполагается, что:

  1. НТП сопровождается непрерывным ускорением и резким увеличением объёма материального производства.

  2. В основе данного ускорения лежит убыстряющийся процесс технических инноваций, приводящий к появлению всё новых, более прогрессивных технических устройств; данный процесс сопровождается разработкой качественно новых технических принципов и решений, то есть носит революционный характер.

  3. В основе ускоренного развития техники лежит опережающий его рост научных знаний; качественно новые, увеличивающиеся в своём объёме знания – главный источник технического прогресса.

  4. Рост знаний должен (для обеспечения ускоренного развития техники) опережать темп технических инноваций.

  5. Большинство инноваций в отличие от прежних времён теперь базируется не на стихийной изобретальности, а именно на научных знаниях.

  6. Постоянно сокращаются временные интервалы между появлением новых научных знаний, теорий, теоретических схем и моделей и их инженерно-конструкторской реализации и соответственно сокращаются сроки их промышленного внедрения.

  7. НТП изменяет характер труда, делает его в большей степени творческим.

Но эти аксиомы не учитывают ряда важных обстоятельств, сопровождающих НТП. В частности, то, что его быстрые темпы в развитых странах делают подчас невозможной для многих столь же быструю адаптацию к нему. Возникают психологические, социальные, бытовые, производственные проблемы. Это, кстати, порождает у части интеллектуалов пессимистические настроения, приводит к возникновению антисциентистских и антитехницистских теорий. То есть данные аксиомы, инициирующие простую линейную формулу НТП «наука – техника – продукт», не связывают науку и технику с определённым типом социальных последствий, не учитывают духовно-культурных, антропогенных изменений, сопутствующих данному процессу. Не содержат они и указаний на взаимодействие и взаимосвязь научно-технического прогресса с природной средой, упускают два чрезвычайно важных фактора прогресса: технологическую составляющую и социальную структуру.

Между тем, учёт этих факторов весьма важен. Одна и та же техника в одном технологическом контексте может вести к исчерпанию, разрушению природных и социальных ресурсов, в другом – к их рациональному расходованию и даже наращиванию. Что касается социальных систем и структур, то они также неоднозначно реагируют на внедрение новых технологий – могут быть либо в большей, либо в меньшей степени восприимчивы к ним. Стремление внедрить новую технику может оказаться неосуществимым, если оно не сопровождается освоением новой технологии, а эта последняя невозможна без соответствующих социальных трансформаций.

Технология в её широком значении выполняет в современном мире новую, социогенную функцию, основное назначение которой создать своего рода социальную окружающую среду, благоприятствующую технологическому развитию. Если этого не случается, то неадекватные социальные механизмы и структуры могут деформировать технологические новшества, сделать их неэффективными. Так было, в частности, в ходе первоначального внедрения в СССР компьютерной техники, которая использовалась не как средство глобальной модернизации производства и всей общественной жизни, а всего лишь как вычислительные устройства на государственных предприятиях или как базовая техника информационных центров закрытого типа.

Перечисленные аксиомы НТП, считает А.И. Ракитов, неполны и вследствие этого не дают объяснения приведённым и другим подобным эффектам. А, следовательно, названная формула НТП и лежащие в её основе аксиомы должны быть существенно изменены. Новая формула должна учитывать принципиальное отличие техники от технологии, современной технологии – от традиционной и отражать её глубинную связь со всей системой ресурсов и социально–экономических взаимодействий.

Вопреки прежним представлениям наука не непосредственно реализуется в новой технике, применяемой для создания новых продуктов. Научные знания могут обрести техническую и вообще предметную реализацию лишь при наличии соответствующих систем управления, операциональных структур, использования разнообразных ресурсов и учёта социальных, экономических, экологических и культурных последствий. Это делает новую формулу нелинейной.

В самом понятии «научно-технический прогресс» не находят отражения сложность, системность, динамичность, полиструктурность и разнородность компонентов и взаимодействий внутри отражаемого этим понятием процесса. Поэтому для обозначения его следует использовать другое понятие – «научно-технологический прогресс», имея в виду современный смысл термина «технология».

Научно-технологический прогресс – это качественно новая современная стадия НТП. Данное понятие фиксирует, по А.И. Ракитову, следующие основные моменты:

    1. То, что главным компонентом этого процесса является технология в современном смысле слова.

    2. Что наука интенсивно технологизируется и действует на технику через технологию и в связи с ней.

    3. Что техника и технология, взятые в единстве, образуют мощную базу развития науки, и что современная технология является целиком научной; что процесс является сложным, нелинейным и его системообразующими компонентами наряду с наукой, техникой и технологией являются системы разнообразных ресурсов и социально-экономических последствий, воздействующих на остальные компоненты посредством механизмов обратных связей.

    4. Что научно-технологический прогресс нуждается в определённой социальной, информационной и природной среде, подвергается воздействию с её стороны и сам на неё активно воздействует; его интенсификация и понимание вне этой среды невозможны.

Новая формула НТП акцентирует внимание на взаимосвязи технологических процессов со всеми необходимыми для их реализации компонентами – социальной и информационной средой, наличием и точным расчётом природных и социальных ресурсов – энергии, сырья, финансов, кадров, соответствующих политических структур и т. п. Эта связь и взаимозависимость системообразующих компонентов стала особенно заметной в связи с реализацией крупных национальных технических программ и проектов – производством ЭВМ, ракетной техники и ряда других. Их осуществление оказалось зависящим не только от достигнутого в данной стране уровня развития научных исследований, наличия необходимых ресурсов, соответствующей организации труда и т. д., но и от соотношения приоритетов и целей общества, качества производимого сырья и многих других факторов.

Таким образом, технология в широком современном понимании может быть определена как совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией, и различными социокультурными факторами и процессами.

Третий вопрос. Техника и технология – это универсальный способ существования человека, объективная основа социального мироустройства. Рассматриваемые в историческом ракурсе, они дают реальное представление об укладе жизни людей, их потребностях, особенностях социальных связей, способах отношения к природе и в целом – о культуре той или иной эпохи.

В истории техники и технологии проявляется изменение родовых качеств человека – динамика его духовной, творческой активности. Именно здесь формируется потенциал знаний, навыков, опыта, обеспечивающий производство условий и средств жизни, а также условий связи людей, определённая преемственность в истории. Научно-технический и технологический прогресс, таким образом, выступают отражением и составной частью прогресса социального.

То, что техника оказывает определённое воздействие на развитие общества замечено давно. Но особую остроту этот вопрос приобрёл с тех пор, как возникло крупное машинное производство и начался бурный научно-технический прогресс. Патриархальный уклад жизни людей с его весьма медленными темпами развития ушёл в прошлое, наступила эпоха индустриализации. Появились крупные машины, паровоз, электричество, кинематограф, телеграф, радио… Всё это изменило образ жизни и мыслей людей. Стало очевидно, что техника влияет на все стороны их бытия – на повседневную жизнь, на межличностные и межгосударственные отношения, на искусство, политику, мораль.

Анализ влияния техники на общество выявил неоднозначность её оценок со стороны различных исследователей. Одни из них рассматривали технику как величайшее благо, как фактор способный разрешить все социальные проблемы, другие – как величайшее зло, неминуемо влекущее за собой человеческое порабощение.

К первым (они получили название техницистов или технократов) относят Т. Веблена, Дж. Гелбрейта, Д. Белла, З. Бжезинского, Дж. Мартина, У. Ростоу, Т. Стоуньера, А. Турена и мн.др. Ко вторым (антитехницистам) – О. Шпенглера, А. Бергсона, Ж. Эллюля, Г. Маркузе, Л. Мэмфорда, Ю. Хабермаса и др.

В 20-х гг. ХХ в. особую популярность приобрели работы немецкого социолога Освальда Шпенглера. – «Закат Европы», «Человек и техника» и др. О. Шпенглер первым поставил вопрос о месте и роли техники в истории, об универсальном характере её воздействия на природу и общество и об её автономности. История общества – это опосредованный техникой путь к цивилизации. Но цивилизация превратила социум в царство машин, которые вытесняют и отравляют мир естественный. Машинная техника стремительно движется к своему завершению, симптомами чего являются колониальная политика, эксплуатация труда, войны, депрессия, безработица и настроения разочарования от техники, восставшей против своего творца – человека. «Властелин мира,– отмечает О. Шпенглер,– стал рабом машины. Она вовлекает …нас, …всех без исключения, помимо нашего сознания и воли в свой бег; в этой бешеной упряжке победитель мира будет загнан насмерть».

О том, что «техника – фактор порабощения человека», пишет и французский исследователь Жак Эллюль. Технические средства, отмечает он в работе «Другая революция», становятся самоцелью. Они захватывают не только материальную, но также и духовную жизнь человека, дегуманизируют мораль, политику, науку. Более того, дух техницизма проникает и в бессознательное, что является признаком формирования технократического общества.

Аналогично рассуждает Герберт Маркузе, один из известных представителей Франкфуртской школы. В книге «Одномерный человек» он рассматривает современное индустриальное общество как структуру, представляющую собой результат тесного переплетения науки, техники, промышленности, общественных и индустриальных сил. Техника, по Г. Маркузе, – главный рычаг исторического развития. Она способствует созданию тоталитарной системы, базирующейся на мощном развитии производительных сил, стабилизирующих данную систему. Под влиянием техники человек и общество становятся «одномерными», однонаправленными, эмоциональность приносится в жертву холодному рациональному расчёту. Техника стандартизирует жизнь, стабилизирует общество, вследствие чего прекращается его развитие. Культура, политика, экономика сливаются в одну всеохватывающую и всепоглощающую систему, и чем больше она развёртывается под воздействием техники, тем больше стабилизируется.

Выход из этого положения Г. Маркузе видит в переходе от «одномерного» рационального образа мыслей к «двухмерному», т.е. к революционному сознанию. Развитие науки и техники должно быть рационально переориентировано. Совершить этот «великий отказ» от индустриального общества должны, по его мнению, безработные, студенты, нацменьшинства.

Диаметрально противоположно оценивают роль техники в жизни общества технократы, движение которых зародилось в США под влиянием работ Т. Веблена и Ф. Тейлора.

Техника – доминирующая сила истории, фактор, стимулирующий социальный прогресс. В результате её бурного развития в середине ХХ индустриальное общество стремительно преобразовывается в качественно новый тип – в «постиндустриальное» (Д. Белл) в «технотронное» (З. Бжезинский), «новое индустриальное» (Дж. Гелбрейт), «программируемое» (А.Турен), «телематическое» (Дж. Мартин) и т. п.

Раскрывая содержание теории «постиндустриального общества», американский политолог, социолог и экономист Д.Белл разделяет всю историю человечества на три эпохи: аграрную, индустриальную и постиндустриальную. Каждая из них характеризуется такими параметрами, как основной производственный ресурс (соответственно сырьё, энергия или информация); основной социальный принцип (приверженность традиции, экономический рост или кодификация теоретического знания); основной сектор общественного производства (первичный, вторичный или третичный) и основные методы познания социальной действительности.

Доиндустриальное общество является в основном добывающим, базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов вплоть до природного газа или нефти.

Индустриальное имеет прежде всего производящий характер, оно использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров.

Постиндустриальное является обрабатывающим, для него характерен обмен информацией и знаниями при помощи телекоммуникации и компьютерной техники.

Основным признаком постиндустриального общества выступает развитие науки. Исследование её прогресса и изучение хозяйственных тенденций приводят Д. Белла к выводу о том, что в постиндустриальном обществе на первое место выходит человек – именно его поведение и ценности определяют новые социальные тенденции.

Становление научного знания как основной производительной силы создаёт в этом обществе ряд специфических проблем. С одной стороны, возникает качественно новый класс – класс «профессионалов», способных к производству нового знания и претендующих на управленческую роль в обществе. С другой стороны (в силу того, что информационные блага не могут быть оценены в традиционных экономических категориях и их распределение в значительной мере переходит из экономической плоскости в социальную), – от политических институтов требуется поиск согласия между отдельными гражданами и множеством сообществ.

Д. Белл особенно подчёркивает тот факт, что знание в постиндустриальной цивилизации является коллективным достоянием. Ни отдельное лицо, ни отдельная группа работников, ни корпорация не могут монополизировать или защитить патентом теоретическое знание, или извлечь из него уникальное производственное преимущество. Оно является общественной собственностью интеллектуального мира. В то же время наука, информация, ценности культуры по существу не отчуждаются ни от их создателя, ни от того, кто ими пользуется. Следовательно, эта общественная собственность является индивидуальной для каждого, кто пользуется ею.

Таким образом, для постиндустриального общества характерно единство индивидуальной и общественной собственности на основной «продукт» и основной «производственный ресурс».

Учитывая место и роль информации в постиндустриальном обществе (её использование рассматривается здесь как главный фактор социального развития), данное общество стали называть «информационным».

Информация взаимодействует как с материальным, так и с духовным миром человека. Посредством инновационных технологий, компьютерных программ, телекоммуникационных протоколов и т. п. она формирует материальную среду человеческого обитания – с одной стороны, с другой же – служит основным средством межличностных отношений, постоянно возникая и трансформируясь в процессе перехода от одного человека к другому. То есть одновременно определяет и социокультурную, и материальную жизнь человека.

В ряду многочисленных теорий технологического детерминизма выделяется концепция ещё одного американского социолога – Элвина Тоффлера. В работе «Третья волна» он рассматривает историю человеческого общества как ряд сменяющих друг друга «волн» цивилизаций. Все глобальные проблемы, все противоречия и исторические драмы являются результатом резонанса этих волн.

«Первая волна» – это сельскохозяйственная цивилизация. Она возникла около 8-10 тыс. лет назад и господствовала до 1650-1750 гг. Основой экономики, культуры, политики, семьи в этот период является земля. Для данной эпохи характерно простое разделение труда и наличие чётко определённых социальных слоёв – знати, духовенства, воинов, рабов, крепостных. Власть жёстко авторитарна, экономика – децентрализована.

В ХIX в. происходит мощный взрыв – промышленная революция. Гигантская сила этого взрыва – «вторая волна» – принципиально изменяет образ жизни людей. Возникает индустриальная цивилизация, полностью воцаряющаяся к середине ХХ столетия. Теперь уже основной сферой занятости выступает промышленность. Проблема обеспечения людей средствами существования отходит на второй план. В развитых странах в сельском хозяйстве в этот период задействовано всего лишь 5-6% трудоспособного населения. Этого оказывается достаточно для полного обеспечения людей продовольствием. Общество развивается по пути накопления материальных благ. В индустриальной экономике хозяйственная деятельность – это по преимуществу производство товаров, лимитирующим же фактором здесь чаще всего выступает капитал.

Однако почти одновременно с установлением индустриальной цивилизации на неё начинает накатываться «третья волна». Она несёт с собой новые отношения, новые ценности и другой образ жизни. Возникающая цивилизация базируется на возобновляемых источниках энергии, на радикально преобразованных школах и корпорациях. Осуществляется переход от преимущественного производства товаров к преимущественному созданию услуг; знания, информация превращаются в определяющий фактор развития.

Характерными чертами новой цивилизации является изменение условий труда, внедрение современной техники в производство и быт, изобилие товаров и услуг, увеличение роли досуга, демократизм политической системы, социальное партнёрство. Техносфера, инфосфера и социосфера. претерпевают качественные изменения.

Превращение информации в важнейший источник развития производства по-новому ставит и вопрос о власти. Эту проблему Э. Тоффлер подробно рассматривает в другой книге – «Сдвиг власти».

Власть периода «первой волны», приносящая владельцу мускульной силы обладание землёй, – это власть «низшего качества». Власть владельца капитала – это власть «среднего качества». Власть же, приносящая владельцу информации обладание знаниями, – это власть «высшего качества».

Последовательно анализируя три источника, питающие власть – силу, богатство и знания, Э. Тоффлер приходит к выводу, что в современном мире знания в силу своих преимуществ – бесконечности, общедоступности, демократичности – подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти. Если земля и капитал доступны лишь сильным и богатым, то действительно революционной характеристикой знания является то, что оно доступно как слабым, так и бедным.

Главный социальный смысл вступления общества в эру информационной цивилизации теоретики-технократы видят, в конечном счёте, в преодолении основных пороков и противоречий предшествующего, индустриального общества и в придании процессу научно-технического и технологического развития истинно гуманистического характера.

В обобщённом виде концептуальный смысл всех идей теоретиков постиндустриального (информационного) общества сводится к следующему:

  1. Особой ценностью в новом обществе становятся информация и информационная технология, качественно меняющие техническую базу материального и духовного производства.

  2. Социальная структура общества лишается прежнего объективного смысла и уступает место двучленной элитарно-массовой структуре – технократическая элита и средний класс.

  3. Власть в обществе переходит в руки информационной элиты, которая обновляется на основе социальной стратификации.

  4. Подавляющая часть населения земли переходит в сферу информационной деятельности и её обслуживания.

  5. Следствием этих процессов является радикальное изменение всей системы культуры, социальных связей, семейно-бытовых отношений, отношений власти на гуманистической основе.

  6. Противоречие между новым «компьютерным» поколением и носителями старой «индустриальной» психологии, неизбежные издержки в виде образования избыточного населения и другие проблемы решаются на основе принципа социальной справедливости за счёт перераспределения накопленного обществом богатства, научного управления общественными процессами.

  7. Информационное общество само по себе безотносительно и нейтрально к любой социальной системе. Оно реализует принцип гуманизма для всех на основе возрастания порога информированности, улучшения социальной заботы о членах сообщества, роста образования и здравоохранения, сокращения рабочего времени, повышения благосостояния посредством увеличения производительности труда, облегчения всех форм общения, устранения языковых и культурных барьеров.

Таким образом, под информатизацией общества понимается процесс, в котором слиты воедино социальные, технологические, экономические, политические и культурные механизмы – процесс прогрессивно нарастающего использования интеллектуальной техники для производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний.

Возникающее в результате этого информационное общество знаменует собой радикальные преобразования не только в производственной сфере, но главным образом в сфере социальных и экономических отношений, в культуре, духовной жизни и в быту.
Ключевые слова

Техника, технология, научно-технический прогресс, научно - технологический прогресс, технологический детерминизм, техницизм, антитехницизм, информация, индустриальное общество, информационное общество, постиндустриальное общество.

Лекция 15. Философия человека.
План лекции


  1. Человек как философская проблема. Существование и сущность человека.

  2. Смысл и назначение человеческого бытия.

  3. Понятие личности в философии. Самоопределение личности, Я и не-Я. Личность в системе социальных связей.

  4. Личность и исторический процесс.

  5. Свобода и ответственность личности.


Основное содержание лекции
Человек как философская проблема. Существование и сущность человека.

Философский подход к человеку предполагает выявление его сущности, конкретно-исторической детерминации форм его активности, раскрытие различных исторически существовавших форм его бытия. Философия выявляет место человека в мире, говорит, что человек – это разумное существо, является субъектом труда и социальных отношений, общения людей друг с другом, т.е. существом социальным. Сознательная жизнедеятельность непосредственно отличает человека от животной жизнедеятельности.

В целом, человек – это представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Человек – это живая система.

Теории развития человека как разумного общественного существа называются антропосоциогенезом.

Существуют разнообразные теории происхождения человека:

  1. Религиозное представление о сотворении человека Богом.

  2. Инопланетное вмешательство.

  3. Трудовая теория происхождения человека (марксистская или диалектико-материалистическая) - именно труд, начинающийся с изготовления орудий производства, создал человека (наиболее распространенная). Основана на эволюционной теории Ч. Дарвина.

Человек – это единство трех основных структур: биологической, пси­хической, социальной. То есть, человек – это био-психо-социальный феномен. Причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Человек способен к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высоко­му уровню социальной (общественной) организации. То есть, чело­век одновременно является существом производящим, разумным, культурным, нравственным, социальным, политическим.

Кант, первым из философов, от­крыто ставит проблему «Что та­кое человек?» в центр философ­ского исследования. И рассматривает его как сущест­во, принадлежащее и к миру приро­ды и к миру свободы. Соотношение двух указанных аспектов проблемы человека закрепляется во взаимо­связанной системе понятий «приро­да человека», «сущность человека».

Понятие «природа человека» выра­жает ту ситуацию, в которой нахо­дится изначально каждый человек: его «стартовые условия», проти­воречивое единство материального и духовного, природного и социаль­ного.

Понятие «сущность человека» означает путь творчества, самопожертвования, свободы.

В связи с этим выделяются два подхода к человеку:

  1. Субстанциональный под­ход к человеку говорит о совпадении сущ­ности и природы человека, стремится най­ти неизменную основу его бытия, неизменные качества (натурализм просветителей, антропологизм Л. Фейербаха, фрейдизм, прагма­тизм).

  2. Десубстанциональный подход к челове­ку рассматривает его сущность в качестве регулятивного по­нятия, идеала (экзистенциализм, герменевтика (через текст понимание чужой индивидуальности), феноменология (изучение феноменов сознания человека), отчасти марксистская концепция человека). То есть, челове­ческая сущность не дана индивиду изначально, она формируется в процессе его индивидуального существова­ния и лишь по мере того, как он аккумулирует социокультур­ный опыт человечества, он все в большей степени становится человеком.


Смысл и назначение человеческого бытия.

Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.

Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое – чаяния людей каждой данной эпохи.

Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.

К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.

Концепции смысла жизни:

  1. Гедонизм: жить – значит наслаждаться.

  2. Эвдемонизм: жизнь – это стремление к счастью как подлинному назначению человека.

  3. Аскетизм: жизнь – это отречение от мира, умерщвление плоти ради искупления грехов.

  4. Этика долга: жизнь – это самопожертвование, альтруизм во имя служения идеалу.

  5. Прагматизм - цель жизни оправдывает любые средства ее достижения.

  6. Утилитаризм: жить – значит из всего извлекать пользу.

Понятие личности в философии. Самоопределение личности, Я и не-Я. Человек в системе социальных связей.

Понятие личности в философии.

В настоящее время существует две основные концепции личности:

  • личность как функциональная (ролевая) характеристика человека (прикладная социология) – концепция опирается на понятие социальной функции человека, точнее, на понятие его социальной роли, но не позволяет раскрыть внутренний мир человека – роль и поведение не обязательно выражают действительную сущность человека;

  • личность как духовная характеристика человека (философия) - это более глубокая интерпретация понятия личности, она направлена на раскрытие человека в сущностном плане.

Таким образом, социальную сущность человека выражает понятие личности.

Личность - это результирующая функция социального и биологического начал человека, врожденные качества человека, развитые и приобре­тенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей, внутреннее духовное содер­жание человека.

Личность – это субъект деятельности, имеющий определенное сознание, самосознание, мировоззрение, испытывающий на себе влияние общественных отношений и осмысливающий свои социальные функции, свое место в мире как субъекта исторического процесса, познания действительности, эстетических и этических норм.

Таким образом, личность – это понятие, обозначающее человека как представителя общества.

Становление личности происходит в процессе социализации.

Социализация - это про­цесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему осуществлять свою жизнедея­тельность адекватным для данного общества способом. Социализация происходит по мере усвоения человеком социального опыта, но осуществляется, прежде всего, через его включенность в опреде­ленные общественные отношения, формы общения и виды дея­тельности. Следовательно, личность – это результат социализации индивида и социальная сущность человека лежит в основе его социализации.

Человек как личность – это человек, имеющий вполне определенное мировоззрение, те или иные нравственные позиции, тот или иной уровень культуры и знаний, осознающий свои права по отношению к обществу и окружающей его природе, что указывает на уровень гражданской зрелости человека.

При характеристике человеческой личности следует уделить внимание такому понятию, как качества личности. По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через каче­ства можно дать характеристику личности человека. В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и об­щества.

Качества личности – это врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения. Личность выступает с ее конкретной телесной организацией, фигурой походкой, с особенным выражением лица, манерой говорить и т. д.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие по­требностей и интересов.

Потребности - это то, в чем человек чувствует необходимость. Потребности – это основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей – это важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе. Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Именно необходимость удовлетворения биологических, материальных, социальных, духовных и других потребностей побуждают человека к активной общественно полезной деятельности. Осознанные потребности выступают как интересы. Социальные интересы есть реальная причина социальных действий, которая стоит за потребностями.

Интересы – это конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы - также двигатель прог­ресса.

Индивид – это отдельный человек, являющийся носителем определенных социальных свойств. Особь, отдельно существующий живой организм (растение или животное), в том числе отдельно взятый человек как представитель человеческого рода. Отдельный человек, носитель предпосылок человеческого развития.

Каждая человеческая личность индивидуальна.

Индивидуальность - это понятие, выражающее неповторимое своеобразие человека, она указывает на своеобразие социально значимых качеств. Каждый человек обладает индивидуальными особенностями памяти, внимания, наблюдения, мышления и т.п. Сколько людей, столько и индивидуальностей.

Самоопределение личности, Я и не-Я.

Я - это интегральное ядро духовного мира человека, его регулятивный центр, внутреннее социальное личности, определяющее характер, сферу мотивации и основу мировоззрения.

Я является основой формирования социальных чувств человека: чувства собственного достоинства, долга, ответственности, совести, нравственно-эстетических принципов и т. д.

Другими словами, чистое Я есть мыслящий субъект. Личность становится личностью только при наличии в ней самосознающего Я.

Можно сказать, что Я - это высший, регулятивно-прогнозирующий духовно-смысловой центр личности.

не-Я - это окружающая Я социальная среда, формирующая личность и являющаяся полем ее проявления.

Личность в системе социальных связей.

Социальную структуру личности (по Г. Смирнову) можно представить как совокупность:

  1. Социальный статус – это место человека в системе общественных отношений. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

  2. Социальная роль – это образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.

  3. Направленность – это потребности, интересы, взгляды, идеалы и мотивы поведения.

Личность и исторический процесс.

Существуют две точки зрения на роль личности в истории:

  1. Фатализм (от лат. fatalis – роковой), который утверждает, что все заранее предопределено и люди ничего не могут изменить.

  2. Волюнтаризм (от лат. voluntas – воля), где утверждается, что именно сознание и воля людей, в первую очередь великих личностей, творят историю.

Оба представления являются крайностями в трактовке роли личности в истории. Действительно, значение личности в истории велико, но ее поведение определяется некими объективно существующими условиями. Конечно, роль личности возрастает на революционных этапах развития общества, где она организует данное движение. Таким образом, выдающиеся личности наиболее полно, наиболее эффективно и продуктивно реализуют интересы больших социальных групп.

Свобода и ответственность личности.

Свобода – это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании им объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.

Свобода личности противоположна произволу. Основа свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением (бремя выбора). Но только свобода выбора, обусловленная вариативным характером этой ситуации, порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием.

Свобода и ответственность – две стороны одного целого – сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, а ответственность направляет свободу

В истории общества есть различное понимание термина «свобода». П. Гольбах, например, полагал, что свободы в принципе не существует: «Свобода воли есть химера», - писал он.

Л. Бюхнер считал, что свобода – это свобода человека со связанными руками, это свобода птицы в клетке.

С точки зрения Н. Бердяева, свобода есть творчество человека, «созидание ранее небывшего».
Ключевые слова
Человек, личность, индивид, индивидуальность, смысл жизни, свобода, фатализм, волюнтаризм.

Лекция 16. Общество как саморазвивающаяся система.
План лекции


  1. Общество и природа. Особенности общества как системы.

  2. Социальная структура общества. Основные сферы жизнедеятельности общества.

  3. Общественные отношения и их виды. Соотношение материального и идеального в общественных процессах.

  4. Гражданское общество и государство.


Основное содержание лекции
Общество и природа. Особенности общества как системы.

В философском плане природа, прежде всего, соотносится с обще­ством, поскольку она является естественным условием существования людей. Роль природы в жизни общества всегда была значительной, поскольку она выступала в качестве естественной основы его существования и раз­вития.

Природа – это совокупность естественных условий существования человека и общества.

Формы отношения человека к природе были разнообразны. В ан­тичной философии космос понимался как неразделенность природы и человека, а сама философия была космоцентричной. Средневековая христианская философия понимала природу как последнее звено лест­ницы, ведущей от Бога к человеку и от человека к природе. Человек, развивая свои духовные силы, должен стремиться к возвышению над природой. В Новое время природа впервые предстала в качестве объекта научного анализа. Природа стала приниматься как объект приложения практических усилий человека на основе законов, кото­рые открывают естественные науки

В 1868 г. французский ученый Э. Реклю ввел понятие «биосфера» для обозначения живой оболочки Земли, слоя животных и растений. В XX в., когда деятельность человека приобрела небывалый ранее размах, была создана концепция «ноосферы», сферы разума, преобра­зующей планету. Русский ученый В. И. Вернадский и французский философ Т. де Шарден пришли к выводу о том, что взаимодействие человека и природы достигло нового качественного уровня. В настоя­щее время на нашей планете протекает процесс перехода верхней, занятой живым веществом оболочки планеты-биосферы в новое гео­логическое состояние - ноосферу, т.е. область, преобразованную ра­зумом и трудом человека сообразно его целям и потребностям.

Ноосфера – это сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разум становится главным определяющим фактором развития.

Общество – это обособившаяся часть природы, яв­ляющаяся условием и продуктом человеческой жизни и деятельности людей, объединенных терри­торией проживания, эпохой, традициями и культурой. Основная задача общества – это обеспечение выживания человека как вида.

Человеческое общество как целостная система исторически возникла и непрерывно развивается. Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которого представляет собой совокупность многообразных связей.

В целом, общество можно определить как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людей друг с другом и природой.

Социальная структура общества. Основные сферы жизнедеятельности общества.

По отношению к социальной сфере общества есть два основных подхода:

  1. Классовый подход означает, что все общество делится на большие группы - классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую анта­гонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба), распространен в марксистской философии.

  2. Стратификационный подход означает, что все общество состоит из многооб­разия всевозможных небольших социальных групп (страт) - профессиональ­ных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаи­модействующих между собой, подход, свойственный западной философии.

Социальная мобильность в обществе – это возможность перехо­да из одной социальной группы в другую (например, крестьянина - в число рабочих, рабочего - в число интеллигенции, интеллигента - в число предпринимателей и т. д.).

Социальная мобильность – это основа нормального существования обще­ства и самореализации каждого человека. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, полити­ческого и духовного застоя. Высокая социальная мобильность характерна для демократических, динамично развивающихся обществ.

Выделяются основные сферы жизнедеятельностиобщества:

  1. Экономическая сфера – это базовая, определяющая сфера в жизни общества, область хозяйственной деятельности общества, область создания материальных благ, она включает в себя: производство; распределение; обмен; потребление материальных благ.

  2. Социальная сфера – это область возникновения и функционирования отношений между социальными группами людей, она включает в себя: социальные группы; национальные общности; социальные связи; социальные институты; социальные нормы (правила социального поведения); ценности социальной культуры.

  3. Политическая сфера – это область осуществления между людьми отношений власти и подчинения, область управления обществом, совокупность учреждений и организа­ций, которые выражают интересы социальных групп и осуществляют руководство обществом, она включает в себя: государство и государственные органы, политические партии; общественные организации, профсоюзы и др.

  4. Духовная сфера – это область создания духовных ценностей, существующих в виде идей и получающих свое материальное воплощение в виде языка, произведений искусства и т. д.

Общественные отношения и их виды. Соотношение материального и идеального в общественных процессах.

Общественные отношения можно подразделить на два вида:

  1. Ма­териальные отношения - возникают и складываются в ходе практической деятельности человека, непосредственно отра­жают ее.

  2. Духовные отношения - формируются, предварительно «проходя» через сознание людей (индивидуальное и групповое).

Классификация материальных отноше­ний осуществляется обычно исходя из основных сфер общественного бытия (производственные отношения, отношения с природой, отноше­ния в связи с воспроизводством населения и т. д.) – это классификация видов общественных отноше­ний по субъектам.

Например, классификация видов общественных отноше­ний по субъектам:

  1. Экономические отношения между классами и другими социальными группами.

  2. Социально-классовые отношения, т. е. отношения ме­жду классами и другими социальными группами, в том числе профессиональными и демографическими группами.

  3. Национальные отношения как отношения между на­циональными общностями людей (нациями и иными этническими группами).

  4. Семейные отношения, т. е. отношения, складываю­щиеся в рамках семьи (полной и нуклеарной) между супругами, между ними и их детьми и т. д.

  5. Отношения между поколениями людей, составляющие содержание процесса социального наследования на­копленных знаний, опыта, духовных ценностей и проч.

В основе классифи­кации духовных, идеальных отношений заложена структура обществен­ного сознания и его форм, и тогда говорят о классификации видов общественных отноше­ний по содержанию: политические, пра­вовые, нравственные, эстетические, религиозные, художественные, теоретико-познавательные, фи­лософские.

Таким образом, материальные и духовные отношения интегрированы в единую систему.

Обществен­ные отношения складываются между различными субъектами и определя­ются их потребностями, интересами и целями, а также условиями, в которых они реализуются.

В обществен­ные отношения включаются отдельные личности, малые и боль­шие социальные группы, классы, нации и т. д. При этом отношения между ними формируются и существуют на некой общей социальной основе: собственность, политическая власть, духовные ценности и т. д.

Взаимодействие общественных отношений носит диалектиче­ский характер: одни от­ношения влияют на другие.

Например, экономические отношения влияют на политические или нравственные отношения влияют на эстетические и, наоборот, влияние поли­тических отношений на экономические и т. д.

Содержание деятель­ности людей существенно влия­ет на содержание их социальных потребностей, интересов, це­лей и идеалов и тем самым на их поведение и дальнейшую дея­тельность.

Система общественных отношений не обязатель­но однозначно определяет каждый шаг поведения че­ловека, но она прямо или косвенно обу­словливает основное содержание и направленность его деятель­ности и поведения.

Совершенствование общественных отношенийозначает совершенствование общества.

Итак, общество как система – это упорядоченная, самоуправляемая целостность мно­жества разнообразных общественных отношений, носителем которых является индивид и те социальные группы, в которые он включен. Общество выступает как саморазвивающаяся социальная система, т. к. заключает в себе источники своего развития. В качестве таких источников выступают потребности, интересы, цели и идеалы людей как побудительные силы их деятельности.

Гражданское общество и государство.

Гражданское общество - это общество, члены которого считают себя гражданами единого це­лого, осознают общие задачи, уважают законы и моральные традиции. Гражданское общество является высшим уровнем объединения социальных групп и предстает как система отношений между личностями и сословиями, покоящаяся на частной собст­венности и праве.

Основополагающий принцип гражданского общества – это обеспечение жизни, благополучия и достоинства личности как полноправного гражданина данного общества.

Гражданское общество возможно лишь тогда, когда складываются отношения, предполагающие активное проявление творческих возможностей личности во всех сферах социальных связей: экономической, политической, духовной.

Гражданское общество не терпит насилия со стороны государства. Оно существует в рамках свободы граж­данских интересов. В нем осуществляется социальная саморегуляция, это «самонастраивающееся» общество. Его основой является человек, взаимодействующий с другими членами общества.

Данное общество добивается демократизации власти госу­дарства за счет ее передачи органам самоуправления, взаимодей­ствия большинства и меньшинства на основе согласования пози­ций государственных и общественных институтов.

Тенденции развития современного общества:

  • интеграция общества - превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;

  • дифференциация общества - усложнение его структуры, дробление страт до микроуровня так называе­мых «малых групп».

Государство – это особая форма организации полити­ческой власти в обществе, обладающая суверенитетом и осуществляю­щая управление обществом на основе права с помощью специального механизма (аппарата).

Государство возникает на опреде­ленной стадии развития общества, как политичес­кая организация, необходимая для того, чтобы регулировать взаимоотношения между различными социальными общно­стями, и для того, чтобы защищать общество от посяга­тельств извне.

Государство как институт власти представляет собой це­лостную систему, состоящую из множества элементов (инсти­тутов, министерств, ведомств, органов и организаций). Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму «общеобязательности».

Государство выполняет основной объем деятельности по управлению, регулирует практически все основные сферы жизни общества. Поэтому важным принципом государства является универсализм или всеобщность.
Ключевые слова
Общество, общественные отношения, социальное взаимодействие, социальная структура общества, социальные группы, классы, гражданское общество, государство.


Лекция 17. Аксиология как философское учение о ценностях.
План лекции


  1. Понятие ценности. Ценности и оценка. Виды ценностей.

  2. Нормы и идеалы.


Основное содержание лекции
Первый вопрос. Термин «аксиология» (греч. axios - ценный, logos - понятие, учение) входит в научный оборот в начале XX века и обозначает новый самостоятельный раздел философии, занимающийся ценностной проблематикой. Данный термин был предложен немецким философом-идеалистом Николаем (Николасом) Гартманом (1882-1950).

Таким образом, аксиология — это философское учение о природе ценностей, об их происхождении и сущности, об их месте в реальности и роли в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей.

Понятие ценности. Немецкий философГ. Риккерт (1863-1936) рассматривал ценности как принципы бытия, обеспечивающие единство действительности и ценности, единство «Я» и мира. Наиболее значительный вклад в ценностную проблематику вносит И. Кант (1724-1804). Он впервые вводит в научный оборот понятие «ценность», употребляя его в специальном, узком смысле.

По Канту, ценность – это жесткое предписание, этический закон, повеление (императив), требование, обращенное к воле человека, цель, стоящая перед человеком, значимость тех или иных факторов для личности.

Выявление сферы действительности, изучаемой аксиологией, то есть предмета аксиологии, возможно при изучении различных трактовок понятия «ценность»:

  1. Ценности — это явления природы и общества, которые полезны и нужны людям в качестве действительности, цели или идеала.

  2. Ценности – это обобщенные, устойчивые представления о предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения.

  3. Ценности — это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к тому, что предстает для него как значимое, как необходимое.

Следовательно, понятие «ценность» фиксирует сущностные качества той сферы действительности, которая обозначается посредством этого понятия. На его основе формируется система знаний, составляющая содержание аксиологии.

Ценности выполняют в обществе регулятивную функцию, которая заключается, прежде всего, в формировании единства социальных общностей. Единство в обществе возникает за счет признания, принятия его членами определенных качеств индивидов, а также определенных качеств материальной, культурной и природной среды. Такие качества жизни воспринимаются людьми как совершенные образцы, как нормативные, традиционные, как идеалы, как ценности. Ценности связаны с реальной деятельностью человека, они неотделимы от человека, т. е. ценность – это отношение индивида к предмету, событию или явлению как важному, значимому для него.

Немецкий философ и социолог Макс Шелер (1874-1928) определяет ценности как объективные феномены, не зависимые от сознания субъекта и от предметов, в которых они являются. Ценности имеют своих носителей и в них становятся действительными, образуя онтологическую основу личности. Такими носителями являются личности, вещи и многое другое.

Шелер отмечает, что ценностный мир человека самодостаточен и автономен и выходит за пределы по отношению к социально существующей реальности. Нормы и ценности управляют действиями человека, всякая ценность - цель сама по себе, к ней стремятся ради нее самой.

Согласно Шелеру, познание ценностей основано, прежде всего, на таких основополагающих чувствах как Любовь, Добро, Истина, Красота, либо на чувстве ненависти. Всякое познание ценности есть акт предпочтения. Более высокие ценности - это ценности «прекрасного» и «познавательные» ценности. Наибольшей ценностью является ценность «святого», идея Бога. Любовь к Богу рассматривается как высшая форма любви.

Николай Гартман (1882-1950) считает, что ценности познаются, прежде всего, не мыслью, а интуитивным, эмоциональным видением, хотя знание о них может иметь рациональный, теоретический характер, потому вопрос о сущности ценности Н. Гартман относит к метафизическим, иррациональным, никогда не разрешимым проблемам.

В аксиологии можно выделить ряд теорий, в которых в качестве источников возникновения ценностей рассматриваются различные сферы бытия человека.

1. Теории аксиологического трансцендентализма возникли первыми на основе трудов Канта. Кант в качестве высшей ценности признавал добрую волю, предметная направленность которой определялась объективно существующей абсолютной необходимостью - априорным законом (категорический императив И. Канта). Теории аксиологического трансцендентализма выявляют трансцендентный характер ценностей, всегда являются для человека образом должного, идеалом, которого человечество еще не достигало, но стремление к достижению которого упорядочивает жизнь отдельных людей, позволяет согласовать их действия. Таким образом, в данных теориях подчеркивается трансцендентальный характер ценностей и обращается внимание на необходимость сознательной ориентации людей через их волю на представленные как ценности идеалы, которых человечество никогда не достигало.

2. Теории аксиологического нормативизма. Ценности в теориях аксиологического нормативизма отождествляются с нормами и нормативными убеждениями, выработанными обществом в результате культурного развития. Источник возникновения ценностей – это жизнь социума, в процессе которой и выделяется значимое, рассматриваемое как ценности (ранний В. Дильтей, М. Вебер, О. Шпенглер, Т. Парсонс и др.). Теории аксиологического нормативизма выявляют нормативный характер ценностей. С точки зрения этих теорий, ценности всегда отражают такую форму отношений человека с миром, которая, согласно общественному опыту, выделяется как необходимая и достаточная; ценности также являются для людей эталоном построения отношений.

3. Теории аксиологического психологизма. Ценности в теориях аксиологического психологизма - это отдельный человек, его цели, чувства, эмоции, сформированные социальные установки, обладающие значением для индивида или для членов какой-либо социальной группы (В. Вунд, Ф. Брентано, А. Мейнонг, Д. Дьюи, Р. Б. Перри и др.). Теории аксиологического психологизма выявляют роль индивида в возникновении ценностей, поставив результат оценивания действительности в зависимость от личностных качеств и способностей человека.

4. Теории аксиологического онтологизма. Под ценностями в теориях аксиологического онтологизма понимается феномен бытия человека как такового, которое рассматривается как форма проявления его сущностных, родовых качеств (Н. Гартман, М. Шелер, поздний В. Дильтей, поздний Г. Риккерт и др.). Теории аксиологического онтологизма, рассматривая развитие человека в структуре развития мира, выявляют закономерности возникновения и развития ценностей человека исходя из целостности бытия (мира).

Данные теории дают представление об общих характеристиках ценностей:

  • индивидуально полезные ценности — это ценности, представленные материальными предметами и их свойствами;

  • личностно-значимые ценности — это ценности, фиксирующие стремление человека к формам отношений с действительностью, которые признаются им оптимальными по отношению к личностной трактовке действительности;

  • социально-значимые ценности — это ценности, фиксирующие стремления человека к нормативным формам отношений. Данные ценности возникают у индивида в результате воздействия значимых для него людей.

Функции ценностей:

  1. Регулятивно-нормативная функция - ценности фиксируют общезначимое и обязательное для всех людей и способствуют возникновению у человека стремления к формам отношений, выработанных определенной культурой.

  2. Оценочная функция — ценности выступают эталоном оценивания.

  3. Функция единения общества (функция согласия) — реализация общей направленности людей на установление объективно позитивных и одобряемых всеми отношений.

  4. Функция упорядочивания - подчинение ценностей меньшей степени общезначимости ценностям большей степени общезначимости.

  5. Проективная функция — высшие ценности являются выражением идеала, с реализацией которого связывается будущее.

  6. Функция смыслополагания - реализация человеком личностных ценностей придает смысл его жизни, и изменение ценностей раскрывает перед человеком новый смысл жизни.

Ценности и оценка. Ценности связаны с оценкой. Оценка является субъективным выражением значимости предметов и явлений окружающего мира для жизнедеятельности человека.

Оценка - это умственный акт (интеллектуальная способность), в результате которого устанавливается отношение субъекта к объекту оценивания с целью определить значение оцениваемого объекта для жизнедеятельности оценивающего субъекта и результат сравнения оцениваемого объекта с эквивалентом, как мерой оценивания.

Оценивание - это умственный акт, в результате которого устанавливается отношение субъекта к объекту с целью определения его значения для жизни и деятельности субъекта и выявление количественно-качественных характеристик ценности объекта.

Субъект оценивания – это человек или общность людей (группа, социум, общество), определяющие ценность того или иного предмета путем выражения своей оценки в определенном мнении (представлении, суждении).

Объект оценивания – это предмет, человек, социум, явление или факт, который находится во внимании субъекта.

Субъект оценивания устанавливает ценностный вид значимости объекта, т. е. нечто (некто) является ценностью не потому, что оно оценивается, а потому, что объективно способно ещё до оценочного действия отвечать потребностям и мотивам субъекта

Оценочная деятельность для субъекта связана с выбором эквивалента для сравнения и с выбором оценочных критериев. Оценочные критерии должны представлять собой ценностные представления, применимые к определенным группам оцениваемых объектов и должны выражать собой реальные свойства вещей и включать в себя потребности и интересы субъекта. В образовании оценочного критерия участвуют идеалы, нормы, ценностные ориентации, цели и социальные задачи.

Термин «ценностные ориентации» впервые в широкий научный оборот ввел американский социолог Толкотт Парсонс (1902-1979). Ценностные ориентации формируются в процессе образования и познания (при усвоении социального опыта) и раскрываются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и др. личности.

Наиболее традиционным является разделение всех оценок на материальные и на духовные оценки.

Материальное оценивание используется в системе «поощрения-наказания» и выражается в наградах, званиях, денежной форме и т.д.

Духовное оценивание взаимосвязано с материальными оценками, но необязательно однозначно. В духовных оценках выражается степень признания, авторитет, уважение. Поэтому духовные оценки часто представляются как продукт морального оценивания.

При классификации оценок, в зависимости от преимущественного характера оценивания, от того на что необходимо обратить внимание в каждом конкретном случае, выделяют следующие оценки:

  1. Моральная (нравственная) оценка основывается на ценностных представлениях, нормах и эталонах Должного (морального поведения) выработанных исторически и имеющих универсальный (общеобязательный) для человека характер.

  2. Эстетическая оценка подразумевает красоту лишь того предмета, который вызывает всеобщее удовольствие. И. Кант сводит прекрасное к «незаинтересованному» удовольствию, доставляемому созерцанием эстетичной формы предмета.

  3. Научная оценка стремится установить истинность, научную значимость того или иного знания.

  4. Педагогическая оценка (оценивание в учебной деятельности), оказывающая комплексное влияние на становление и функционирование всей психической организации обучаемого и на его мотивацию к обучению.

  5. Религиозная оценка, наряду с философским оцениванием, выступает средством решения жизненно-важных проблем, проблем поиска смысла жизни и конечности бытия. В обществе религиозно-философское оценивание выступает средством социальной интеграции людей.

  6. Политическая, правовая, экономическая и другие оценки.

Таким образом, оценка - это средство осознания человеком собственной личностно - индивидуальной значимости, ценности природного и социального мира. В оценке раскрывается единство значения и смысла, пронизывающих мир социальных и индивидуальных ценностей.

Человек - это субъект оценивания и деятельности, он неразрывно связан с другими людьми, и как личность он обладает признаками социального и общественного, и вместе с тем человек автономен, относительно обособлен как носитель свойств единичного. Поэтому, не только общество влияет на личность, формируя ее социальные и общественные оценки, но и сам человек как компонент социальной системы влияет на общество, распространяя в нем индивидуальные оценки.

Виды ценностей. Ценности делятся на положительные и отрицательные, объективные и субъективные, материальные и духовные, общечеловеческие и индивидуально-личностные. Например, ценности, обеспечивающие жизнь человека: здоровье и безопасность, материальный достаток, отношения в обществе, способствующие самореализации личности и свободе выбора.

Важнейшим феноменом личностного бытия и мира культуры являются вещи. Мир вещей стал «второй природой» человека, поэтому ценностное отношение к нему является достаточно точным критерием оценки любой личности и общества. Люди создали мир материальной культуры для удовлетворения своих потребностей.

Духовные ценности – это своеобразный капитал человечества, они связаны с любовью, гуманизмом, свободой, совестью, долгом, альтруизмом, справедливостью, мудростью, интуицией и самосовершенствованием и подчеркивают богатство внутреннего мира личности.

К духовным ценностям традиционно относят нравственные, правовые, политические, религиозные и эстетические, составляющие единое целое – бытие человека в культуре.

Сегодня особенно остро встаёт проблема о месте и роли нравственных ценностей в общественной жизни, когда становится очевидным, что самые выдающиеся достижения технического прогресса оборачиваются катастрофическими последствиями для человека. Любые социальные преобразования только тогда имеют прогрессивный смысл, когда служат духовно-нравственному возрождению и совершенствованию общества. Следовательно, нравственное возрождение и духовное совершенствование человека - это и цель, и средство прогрессивных и успешных социальных преобразований.

Правовые ценности представляют собой права человека. Различают шесть основных категорий прав человека: естественные, гражданские, политические, экономические, социальные и культурные. Особое значение придаётся естественным правам человека, которые появляются в силу факта самого рождения и не могут быть отчуждены. Иногда их называют «священными», поскольку это такие, как право на жизнь, здоровье, свободу, неприкосновенность.

Эстетические ценности выступают в виде природных объектов, самого человека, также духовных и материальных объектов, созданных человеком в виде произведений искусства.

Комплексное понятие «эстетические ценности» характеризуется наличием ряда психологических составляющих: эстетическое сознание, эстетическая память, эстетическое восприятие, воображение эстетический идеал, эстетические взгляды и т. п.

Изучением эстетических ценностей занимается эстетика (греч. aisthetikos - имеющий отношение к чувственному восприятию), которая изучает чувственные ценностные оценки индивидом объективной действительности и их последующее воспроизводство в вербальных и невербальных средствах приема-передачи информации.

Эстетическое учение рассматривает законы красоты и совершенства, как учение о прекрасном оно появилось в научном обороте в середине XVIII века.

Под эстетическим отношением понимается особый вид связи между субъектом и объектом, когда независимо от внешнего утилитарного интереса человек переживает глубокое духовное наслаждение от созерцания гармонии и совершенства.

Эстетические ценности обладают большой познавательной силой, способной активно влиять на умы и чувства людей, например, в Древней Греции эстетическое понимание сливается с философским - невозможно понять сущность искусства, игнорируя его эстетическую природу, связь с красотой, идеалом. Потому данный вид ценностей сопряжен с философией искусства.

Эстетическая культура социума, ее нравственно-психологическая атмосфера влияют на формирование эстетических ценностей личности. Эстетические ценности обогащают и возвышают духовный мир человека, формируя его эстетический идеал - высшее проявление эстетических возможностей.

Часто употребляют категорию «эстетические ценности» в значении творческие ценности. Сущность творческих ценностей связана с красотой, прекрасным и эстетическим, с самосозиданием человека, улучшением себя, саморазвитием, профессиональной самореализацией, творческим преобразованием окружающего мира, т. е. с созидательно-творческой деятельностью человека в его внутреннем мире и в окружающем внешнем.

Общечеловеческие ценности возникают в процессе межкультурных контактов. Универсальные или общечеловеческие ценности - это теоретически существующие моральные ценности, являющиеся абсолютным стандартом для всех людей и воспринимаемые как одни и те же ценности людьми разных культур.

Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта человечества, осмысление единства человеческого рода.

Представление о таких ценностях существует достаточно давно. Одной из первых известных записей, содержащих перечень правил морали, являются «Заповеди Моисея». Христианство совершило колоссальный переворот в осмыслении универсальных связей, провозгласив заповедь: «Возлюби ближнего своего, как самого себя».

Золотое правило морали - «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой» - является примером общечеловеческой ценности: каждый человек сопричастен другому, между людьми укрепляется вселенская близость, основанная на единой принадлежности к человеческому роду.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта