Главная страница

философия. 05_Конспект_лекций_философия на 18 лекций_15.03.05. Курс лекций по дисциплине Философия для студентов мгту станкин, обучающихся по специальности 15. 03. 05 Конструкторскотехнологическое обеспечение машиностроительных производств


Скачать 1.45 Mb.
НазваниеКурс лекций по дисциплине Философия для студентов мгту станкин, обучающихся по специальности 15. 03. 05 Конструкторскотехнологическое обеспечение машиностроительных производств
Анкорфилософия
Дата18.09.2019
Размер1.45 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла05_Конспект_лекций_философия на 18 лекций_15.03.05.doc
ТипКурс лекций
#87151
страница6 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
часть духовного бытия, в которой формируются соци­альные ценности, стала многообразной, в результате чего ценностные критерии стали размываться, а главными правилами поведения в этой сфере стали плюрализм и толерантность.

Понятия «бытие» и «небытие» впервые анализируются древнегреческим философом Парменидом. Он считает, что есть сущее и есть существование этого сущего, которое и называют бытием, а небытия (того, что не существует) нет.

В идеализме категория «небытие» (ничто) – это отсутствие конкретного сущего или же отсутствие бытия вообще, абсолютное ничто. Небытие – это состояние, единое с бытием (так же реально) и противопо­ложное ему.

Примеры небытия: еще не зачатые люди, не созданные предметы, вещи. Люди, общества, государства, которые раньше были, а потом умерли, разру­шились, сейчас их нет, они находятся в небытии.

В материалистической философии «небытие» (ничто) не является философской категорией, так как она исходит из того, что материальный мир неуничтожим, а чистое несуществование невозможно.

Третий вопрос. Монистические и плюралистические концепции бытия.

Классификация философских учений по количеству первоначал:

Монизм — это философское учение, в котором признается суще­ствование только одного первоначала бытия (Демокрит, Августин, Фома Аквинский, Гегель, Маркс).

Дуализм — философское учение, в котором признается суще­ствование двух первоначал бытия (чаще всего — материального и идеального). Самые известные дуалисты: Аристотель, Декарт, Кант.

Плюрализм — философское учение, в котором признается су­ществование многих (более двух) первоначал бытия (Эмпедокл, Анаксагор, Лейбниц).

Классификация философских учений по качеству первоначал:

Материализм — это течение в философии, в котором в каче­стве первоначала бытия признается материя (природа), в европейской философии у его истоков стоит Демокрит.

Идеализм — это течение в философии, в котором в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность.

Внутри идеализ­ма в свою очередь существуют два крупных течения.

Объективный идеализм — это течение в философии, в кото­ром в качестве первоначала бытия признается некая идеальная сущность, существующая объективно, т. е. вне и независимо от человеческого сознания (Бог, Абсолют, Идея, Мировой ум и т. п.), в европейской философии у его истоков стоит Платон.

Субъективный идеализм — это течение в философии, в ко­тором в качестве первоначала бытия признается человеческое сознание, человеческое «я». В европейской философии субъективный идеализм в ос­новном развивался в Новое время.

В настоящее время наиболее распространенным является представление бытия через его субстанциональную первооснову – материю.

Четвертый вопрос. Материя как фундаментальная категория онтологии. Свойства и атрибуты материи. Пространство, время, движение и развитие.

Материя (от лат. materia — вещество)  – это категория, которая в материалистической философии обозначает всю объективную реальность, данную человеку в ощущениях, и существующую независимо от человека.

Основные этапы формирования представлений о материи:

  1. Наивный, созерцательный материализм древних (материя – конкретное вещество: огонь, вода, воздух, земля).

  2. Метафизический материализм XVI-XIX вв. (материя – субстанция, вещество).

  3. Диалектический материализм XIX-XX вв. (материя как философская категория для обозначения объективной реальности).

Важнейший признак материи – объективность, но в идеалистической философии материя лишается этого важнейшего признака.

Материя, рассматриваемая как объективная реальность, имеет следующие общие качества: всеобщность, объективность, неуничтожимость, неисчерпаемость.

Материя представлена в окружающем мире двумя основными видами:

  • веществом, выражаемым массой;

  • полем (энергией).

Виды материи различаются по сложности и уровням организации и проявления – это микромир, макромир, мегамир.

Микромир – это вещество, молекулы, атомы, атомные ядра, частицы, античастицы, плазма; поле – электромагнитное, ядерное, электронно-позитронное.

Макромир – это вещество неживой природы (косная материя) в ее агрегатных состояниях; биологические системы: белковые тела, нуклеиновые кислоты, микроорганизмы, одноклеточные. Многоклеточные организмы. Растения. Биоциноз. Биосфера. Социальные системы и их элементы: человек, общество, социосфера, техносфера, ноосфера.

Мегамир – это планеты, звезды, галактики, метагалактики. Единство и взаимосвязь микро-, макро- и мегамира.

Универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость;

  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве;

  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие;

  • детерминированность – объективная закономерная взаимосвязь и взаимообусловленность всех явлений материального мира;

  • причинность — взаимозависимость причин и следствий в материальных системах;

  • отражение - способность материальных систем воспроизводить в самих себе свойства взаимодействующих с ними других материальных систем.

Материя расположена во времени и пространстве.

По поводу расположенности материи во времени и пространстве фило­софами выдвигалось два основных подхода:

  1. Субстанциональный подход, в котором считается, что время и пространство являются отдельной реальностью, са­мостоятельной субстанцией наряду с материей, а отношение между материей, пространством и временем рассматривается как межсубстанциональные. Пространство – чистая протяженность. Время – чистая длительность, в которые как бы «помещены» материальные объекты (Демокрит, Эпикур, Ньютон).

  2. Реляционный (от лат. relatio - отношение)подход, в котором считается, что время и пространство являются отно­шениями, образуемыми взаимодействием материальных объектов, т.е. пространство и время – это формы существования материальных объектов. Пространство выражает сосуществование объектов. Время – последовательность их состояний (Арис­тотель, Лейбниц, Гегель).

В настоящее время более достоверной (исходя из достижений науки) выглядит реляционная теория, исходя из которой:

Пространство – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся протяженностью и объемом. Основными свойствами пространства являются: трехмерность, однородность, изотропность (одинаковость свойств по всем направлениям).

Время – это форма существования материальных объектов, характеризующаяся последовательностью и длительностью. Важнейшие свойства времени: одномерность, необратимость, однородность (равноправие всех моментов времени).

Всеобщие свойства пространства и времени - это объективность и всеобщность пространства-времени, т. е. время и пространство тесно переплетены между собой. То, что совер­шается в пространстве, происходит одновременно и во времени, а то, что происходит во времени, находится в пространстве.

Пространство и время, как формы существования материи, выводятся из движения как атрибута материи, выражающего способ ее существования. Пространство характеризует сосуществование явлений, время – их сменяемость, а движение – их изменение.

Таким образом, универсальными, всеобщими формами существования, атрибутами материи являются пространство, время, движение, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Движение – это свойство (атрибут) материи, которое заключается в ее способности изменяться, переходить из одного состояния в другое.

Движение является внутренним свойством материи. Движение ха­рактеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в про­странстве - в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Абсолютность движения обусловлена его несотворимостью, неуничто­жимостью и всеоб­щностью, а относительность — конкретной формой его проявле­ния. В материальном мире можно выделить следующие основные формы движения: механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное (Ф. Энгельс).

Среди форм движения выделяются высшие и низшие формы. Между формами движения существует взаимосвязь: низшие формы входят в высшие, но высшая форма не простая сумма низших, а новое качество. Так, биологиче­ская форма оказывается высшей по отношению к химической, а социальная — высшей по отно­шению к биологической.

Каждой форме движе­ния присущ определенный носитель — субстанция (форма материи).

Формы движения материи – это основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения.

В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:

В неорганической природе:

  • пространственное перемещение;

  • движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;

  • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;

  • изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;

  • геологические процессы;

  • изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.

В живой природе:

  • обмен веществ,

  • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;

  • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;

  • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;

  • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию.

В обществе:

  • многообразные проявления сознательной деятельности людей;

  • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

Соотношение движения и развития. Если движение это любое изменение вообще, независимое от характера, направления и результатов, то развитие – это особый вид изменения, являющийся необратимым и обязательно включающий в себя качественные преобразования.

Развитие характеризуется: направленностью, поступательностью, преемственностью, моментами повторяемости, отрицанием старого и появлением нового. Развитие – это процесс.

Также выделяется движение в мире идеального - это процессы, происходящие в сфере общественного сознания, духовная деятельность (мышление субъекта), духовное производство, духовная культура.

Таким образом, движение - это способ существования всего сущего, изменение во­обще и способ существования ма­терии и духа.

Пятый вопрос. Диалектика. Детерминизм и индетерминизм.

Диалектика – это теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика – это способ познания, рассматривающий все предметы и явления во всеобщей связи и развитии.

Диалектика теоре­тически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через: законы диалектики, категории и принципы.

Главная проблема диалектики - что такое развитие. Развитие – это качественное изменение материальных и идеальных объектов, результатом которого является переход на более высокую ступень организации. Развитие - высшая форма движения. В свою очередь, движение - основа развития.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, мате­матики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они: охватывают все сферы окружающей действительности; раскрывают глубинные основы движения и развития - их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три закона диалектики:

  1. Единства и борьбы противоположностей.

  2. Переход количества в качество.

  3. Отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.). Единство и борьба противоположных начал - внутренний источник движения и развития всего сущего.

Закон перехода количественных изменений в качественные. При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

Качество – это стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество – это исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера – это единство количества и качества.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влияни­ем количественных изменений) - к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты называются «узлами», а сам переход в иное состояние понимается как «скачок».

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрица­ет старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры: смена общественно-экономических формаций (при формационном под­ходе к историческому процессу); «эстафета поколений»; ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых и т.д.

Отрицание старых форм новыми – это причина и механизм поступательно­го развития.

Выделяются следующие основные точки зрения на процесс развития:

  • развитие - только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

  • развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

  • развитие хаотично, не имеет никакой направленности.

Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая. И развитие скорее идет не линейным образом (по пря­мой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне.

Категории диалектики – это всеобщие понятия, отражающие наиболее существенные взаимосвязи между развивающимся явлениями.

К основным кате­гориям диалектики относятся:

  1. Сущность и явление. Эти категории выражают основные свойства всех существующих в мире объектов. Сущность – это внутреннее, недоступное чувствам содержание предмета, его смысл, сущность познается только разумом. Явление – это обнаружение отдельных свойств сущности, доступное чувствам: внешние свойства предмета, которые человек познает опытным путем через органы чувств.

  2. Форма и содержание. Содержание – это то, из чего состоит предмет или явление. Форма – это способ выражения содержания. Содержание изменчиво, подвижно. Форма удерживает его в устойчивом равновесии.

  3. Система, элемент, структура. Система – это упорядоченная совокупность взаимосвязанных элементов. Элемент – это неделимая в пределах данной системы ее составная часть. Структура – это совокупность связей между элементами системы. Элементы составляют содержание системы, а структура – ее форму.

  4. Причина и следствие. Причина – это явление, обуславливающее, порождающее другое явление. Следствие – это явление, порожденное другим явлением.

  5. Единичное, особенное, всеобщее. Это категории, отображающие не только свойства объективного мира, но и ступени его познания. Единичное (частное) – это отдельное, ограниченное во времени и пространстве, обособленное от всех других. Особенное содержит общие свойства, присущие ряду объектов какого-либо класса. Всеобщее содержит свойства, присущие всем без исключения объектам какого-либо класса.

  6. Необходимость и случайность. Это категории, отражающие тип существующей связи между явлениями. Необходимость – это тип связи между явлениями, определяемый основными, существенными причинами. Случайность – это тип связи между явлениями, определяемый побочными, несущественными факторами.

  7. Возможность и действительность. Действительность – это то, что уже возникло, осуществилось, что живет и действует. Возможность – это чего не существует в данный момент, но что может возникнуть существовать, стать действительностью при определенных условиях.

Основные принципы диалектики:

  1. Принцип всеобщей связи.

  2. Принцип системности.

  3. Принцип причинности.

  4. Принцип историзма.

Принцип всеобщей связи означает целостность окружающего мира, его внутрен­нее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонен­тов: предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

  • внешние и внутренние - наиболее распространенный вид связи. При­мер: внутренние связи человеческого организма как биологической систе­мы, внешние связи человека как элементы социальной системы;

  • непосредственные и опосредованные;

  • генетические и функциональные;

  • пространственные и временные;

  • случайные и закономерные.

Принцип системности означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целост­ную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благо­даря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Принцип причинности означает наличие таких связей, где одна порождает другую. Пред­меты, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою оче­редь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-след­ственными.

Принцип историзма подразумевает два аспекта окружающего мира:

  • вечность и неуничтожимость истории мира;

  • существование мира и развитие его во времени, которое длится всегда.

Детерминизм – это учение о всеобщей причинной обусловленности и объективной взаимосвязи явлений материального и духовного мира (Б. Спиноза, П. Гольбах).

Индетерминизм – это учение, отрицающее объективность причинной связи (Камю, Сартр). Индетерминизм может использоваться как для объяснения поведения физических явлений, но главная его цель решить этические вопросы о свободе человека, свободе воли, свободе выбора.
Ключевые слова
Онтология, бытие, небытие, материя, субстанция, диалектика, движение, развитие, пространство, время, синергетика, хаос, порядок, системность, организация, самоорганизация.

Лекция 12. Сознание и самосознание.
План лекции


  1. Сознание как философская проблема. Происхождение и сущность сознания.

  2. Структура и свойства сознания.

  3. Язык как средство общения, единство языка и сознания.

  4. Самосознание и личность, сфера бессознательного. Личностное и общественное сознание.



Основное содержание лекции
Первый вопрос. Сознание как философская проблема. Происхождение и сущность сознания.

Сознание – это весьма сложное, многогранное и многоаспектное явление, возникающее лишь на определенном этапе развития живой природы. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками, каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам, каждое из этих определений оказывается при этом неполным или односторонним.

Проблема сознания (меха­низма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

С философской точки зрения, под сознанием понимают человеческую способность целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах.

Сознание – это не просто некий образ, а идеальная форма деятельности, которая ориентирована на активное отражение и преобразования мира.

Сознание — важнейшая кате­гория философии, обозначающая человеческую способность идеаль­ного воспроизведения действитель­ности.

Сознание – это философская категория, означающая первооснову идеального бытия.

Сознание – это присущая только человеку способность целенаправленно и обобщенно воспроизводить действительность в идеальной форме, обеспечивающей возможность как свободной ориентации в окружающей среде, так и ее преоб­разования в процессе предметно-практической деятельности.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

Сознание – это субъективный образ объектив­ного мира, т. е. спо­собность человека, обладающего знанием, выделять себя из окру­жающего мира и противопостав­лять себя ему как субъекта объек­ту.

Сознание — это целеполагающая деятельность, т. е. пред­варительное мысленное построе­ние образа самой деятельности и получаемого в ходе ее определен­ного результата.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

  1. Сознание существует.

  2. Сознание имеет особую, идеальную природу (сущность) - данное положе­ние признают и материалисты, однако при этом считают, что идеаль­ное сознание, тем не менее, производно от материи.

Предмет сознания: окружающий мир, его предметы, явления; особый, самостоятельный духовный мир человека, как связанный с высшим миром, так и не связанный.

Основные формы сознания: восприятие; осмысление; оценка; воспоминание; фантазирование; жизненный опыт.

Основные функции сознания в социальном бытии человека: ориентирующая; познавательная; целеполагающая; регулятивная; контролирующая; созидательная; аксиологическая; прогностическая и др.

Основа формирования сознания человека – это его материально-предметная (трудовая) деятельность. Сознание неотделимо от деятельности, оно возникает в процессе труда, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. Определяющую роль играет практика.

Содержание со­знания реализуется через дея­тельность человека.

В философии существует несколько основных подходов к проблеме сознания:

  1. Физикализм - это крайне материалистический подход к проблеме созна­ния, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не су­ществует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения фи­зики и других естественных наук.

  2. Субъективный идеализм (солипсизм) – согласно ему сознание индивида является единственной достоверной реальностью, а материальный мир - его порождение (Беркли, Юм, Фихте и др.).

  3. Объективный идеализм - признает наличие, как сознания, так и мате­рии, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рас­сматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания» (духа, абсолютной идеи и т.п.)

  4. Умеренный материализм (теория отражения) считает сознание особым проявлением мате­рии, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) - точка зрения, наибо­лее распространенная в российской философии.

Отражение по своей при­роде - это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

Примеры отражения: царапина на теле (от­ражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне, отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отра­жение Луны, деревьев, гор в водоеме...

Теория отражения (материалистическое объяснение приро­ды сознания).

Суть теории в том, что сознание – это свойство высокоорганизо­ванной материи отражать материю.

Ключевыми понятиями теории отражения являются:

  1. Отражение механическое, физическое и химическое.

  2. Биологическое отражение – это раздражимость, чувствительность, психическое отражение.

  3. Сознательная форма отражения (сознание).

Раздражимость – это простейшая форма биологического отражения - реак­ция живых организмов (даже растений) на предметы и явления окружаю­щего мира (живого и неживого). Пример - высыхание, сворачивание лис­тьев на жаре, изменение ими формы (возвращение в прежнее положение) после дождя, движение подсолнуха «за солнцем».

Чувствительность – это следующая, более высокая форма биологического отражения - способность живых организмов отражать окружающий мир в виде ощущений.

Психическое отражение – это систематизация и осмысление ощущений, спо­собность живых организмов (животных, особенно высших) моделировать поведение в целях приспособления к окружающей среде, многовариантно реагировать на возникающие стандартные и нестандартные ситуации, на­ходить из них правильный выход.

Сознательная форма отражения (сознание) – это высшая форма биологического отражения. Присуще челове­ку и, частично, высшим животным. Сознание - наиболее полное отраже­ние окружающего мира и его осмысление, способность к абстрагирова­нию, рефлексии (получению новых мыслей благодаря мысли - то есть обращенности сознания на само себя - мышлению), способность к пред­метно-практической деятельности.

Сознание человека отличается от сознания внешних животных:

  • большей глубиной;

  • способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности, т. е. труду;

  • способностью к абстракции, в том числе, оторванному от непосред­ственной реальности мышлению;

  • возможностью передачи сознания, т. е. наличием языка как особого механизма, отража­ющего и передающего мысли в устной и письменной формах.

Помимо основных подходов к самой проблеме сознания в философии существуют различные точки зрения на вопрос о происхождении сознания.

Можно выделить три основополагающие из их числа:

  1. Сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение - сознание существу­ет само по себе, независимо от его материальных носителей - живых орга­низмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант - из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Части­цы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых орга­низмов и человека.

  2. Сознание присуще всем живым организмам

  3. Сознание - свойство исключительно человеческое - сознание – это продукт исключи­тельно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обла­дают не сознанием, а инстинктами.

Второй вопрос. Структура и свойства сознания.

Достаточно условно в структуре сознания можно выделить четыре составляющие:

  1. Телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе знания (ТПС) - с помощью ТПС человек получает первичные знания об окружающем его мире и о себе самом.

  2. Логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (ЛПС) - ЛПС дает возможность выйти за пределы непосредственно чувственного данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними.

  3. Эмоциональные компоненты сознания (ЭК) - ЭК не связана непосредственным образом с внешним миром. Это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.

  4. Ценностно-смысловые компоненты (ЦСК) - ЦСК содержит в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Главные свойства человеческого сознания:

  1. Активность – проявляется в создании теоретических моделей, объясняющих закономерности окружающего мира; разработке прогнозов развития природных и социальных явлений и процессов.

  2. Идеальность – образ предмета аналогичен самому предмету. Образы, существующие в уме человека, не имеют материальных харак­теристик - массы, запаха, четких размеров, формы. Сознание может «господствовать» над образами - увеличивать, умень­шать, вызывать их, «стирать». В созна­нии возможно то, что невозможно в реальном мире (человек может пред­ставить все). Никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека

  3. Интенциональность - означает предметность и направленность сознания. Сознание не может быть беспредметным, что-то всегда является предметом сознания.

  4. Креативность (идеаторность) - означает способность сознания создавать нечто новое, творить и воспроизводить идеи, не возникающие в материальном мире естествен­ным порядком. Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

Третий вопрос. Язык как средство общения, единство языка и сознания.

Способность вырабатывать абстрактные идеи – это коренное отличие со­знания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения со­держания сознания - языка.

Язык – это непо­средственная деятельность мысли, сознания. Язык участвует в про­цессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа.

Сущность языка выявляется в двух функциях:

  1. Язык – это средство общения.

  2. Язык – это орудие мышления - в речи человек фиксирует свои мысли, чувства и благодаря этому имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежа­щий идеальный объект.

Сознание выявляется и формируется с помо­щью языка. Наши мысли строятся в соответствии с нашим языком и должны ему соответствовать. Справедливо и обратное: мы орга­низуем нашу речь в соответствии с логикой нашей мысли.

Поэтому, сознание и язык в своем существовании образуют един­ство. Сознание и язык предполагают друг друга. Сознание отражает действительность, а язык обозначает ее и вы­ражает в мысли.

Четвертый вопрос. Самосознание и личность, сфера бессознательного. Личностное и общественное сознание.

Существенным моментом сознания является само­сознание.

Самосознание — это осознание человеком своей деятель­ности, мыслей, чувств, интересов, потребностей. Самосознание способствует развитию субъекта, его рациональ­но-нравственному совершенствова­нию.

Развитой формой са­мосознания является теоретическая рефлексия, посредством которой че­рез систему понятий раскрывается социальная природа субъекта. Су­ществует и личностная рефлексия как проявление глубоких раздумий человека о смысле собственного бы­тия, его нравственной насыщенно­сти.

Сознание внутренне связано с бессознательным.

Бессознательное – это те явления, процессы, состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и т.п.

Наибольший интерес для философии представляет личностное проявление бессознательного. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п. явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т.п.); это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного – это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другие – представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного. Это, например, двигательные умения и навыки – ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и т.п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному.

Третий тип бессознательных явлений – это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (так называемой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

К тому же, бессознательное можно рассмат­ривать как продукт сознательной деятельности. То, что ранее нахо­дилось в сфере сознания, перехо­дит в бессознательное. В свою очередь, бессознательное, суще­ствующее в глубинах психики че­ловека, способно вновь превра­щаться в формы сознания. Бессознательное часто (например, во фрейдизме) резко противопоставляется со­знательному, ему отводится ре­шающая роль в жизни человека.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личност­ной) и общественной.

Индивидуальное сознание отдельных людей – это индивидуальные особенности восприятия ими различных явлений общественной жизни. Это индиви­дуальные особенности их взглядов, интересов и ценностных ориентации. Все это порождает определенные особенности в их действиях и поведении. В индивидуальном сознании человека проявляются особен­ности его жизни и деятельности в обществе, его личный жиз­ненный опыт, а также особенности его характера, темперамента, уровень его духовной культуры и другие объективные и субъек­тивные обстоятельства его социального существования. Все это формирует неповторимый духовный мир отдельных людей, прояв­лением которого выступает их индивидуальное сознание.

Индивидуальное сознание функционирует не автономно от общественного сознания, не является абсолютно независимым от него. Индивидуальное сознание любого человека форми­руется и развивается на основе общественного сознания и, наоборот, индивидуальное сознание многих людей существенно обо­гащает общественное сознание яркими образами, переживаниями и идеями, вносит вклад в развитие науки, искусства и т. д.

Общественное сознание – это совокупность чувств, настроений, разнообразных взглядов, идей и теорий, отражающих различные стороны общественной жизни. Общественное сознание имеет социальную природу. Оно воз­никает из общественной практики людей как результат их про­изводственной, семейно-бытовой, политической и иной дея­тельности. Социальная природа общественного созна­ния и его основная особенность заключается в том, что его можно представить как результат совместного осмысления социальной действитель­ности практически взаимодействующими между собой людьми.
Ключевые слова
Сознание, отражение, язык, самосознание, бессознательное, индивидуальное сознание, общественное сознание.


Лекция 13. Теория познания – основные проблемы и концепции.
План лекции


  1. Сущность и смысл познания. Объект и субъект познания. Формы и уровни познания. Роль практики в процессе познания. Способы постижения реальности.

  2. Мышление: его сущность и основные формы. Мышление и язык.

  3. Творчество, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

  4. Понятие истины.

  5. Знание и понимание, личностное и коллективное знание.

  6. Вера, заблуждение, ложь. Интуиция и разум.

  7. Наука. Формы и методы научного познания. Научное знание и его формы, вненаучное знание.



Основное содержание лекции
Первый вопрос. Сущность и смысл познания. Объект и субъект познания. Формы и уровни познания. Роль практики в процессе познания. Способы постижения реальности.

Гносеология – это наука о познании (от лат. gnosis – знание, logos – учение). В теории познания основное внимание уделяется проблеме познаваемости мира, вопросу о границах нашего знания, способах его получения и критериях достоверности.

Познание – это деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д.

Процесс познания не существует в виде некоторого законченного результата, а есть движение ко все более полному и глубокому знанию, обладающему истинностью.

Как определенный вид человеческой деятельности познание включает в себя необходимые элементы: объект и субъект познания; формы и уровни познания; средства и методы познания; результат, т.е. знание и его оценка.

Объектом познания называется то, на что направлено познание, то, что познается.

Субъектом познания (т.е. тем, кто познает) называют конкретного носителя познавательной деятельности. Субъектами познания выступают отдельные группы людей, общество в целом.

В процессе познания выделяют две формы: чувственное (опытное) познание и рациональное (логическое) познание.

Чувственное познание (сенсуализм) - связано с деятельностью наших органов чувств (зрения, слуха, осязания и пр.), т. е. оно основано на чувственных ощущениях, отражающих действительность. С помощью чувственного познания можно судить только о внешних свойствах отдельных предметов.

Основные уровни чувственного познания:

  1. Ощущение - это элементарный психический процесс, со­стоящий в запечатлении отдельных свойств предметов и явле­ний материального мира в момент их непосредственного воз­действия на наши органы чувств.

  2. Восприятие - это целостное отражение в сознании предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Наиболее важные особенности восприятия: предмет­ность (отнесенность к объектам внешнего мира), целостность и структурность (воспринимается фактически абстрагированная от отдельных ощущений обобщенная структура — не отдельные ноты, а мелодия, например).

  3. Пред­ставление – это сохраненные памятью образы предметов, когда-то воздействовавших на наши органы чувств. В отличие от ощущений и восприятий для представлений не нужно непо­средственного контакта органов чувств с предметом. Здесь пси­хическое явление впервые отрывается от своего материального источника и начинает функционировать как относительно са­мостоятельный феномен.

Рациональное (от лат. ratio - разум) познание представляет собой процесс абстрактного (отвлеченного от частных, несущественных свойств предмета), обобщающего мышления.

Основные уровни рационального познания:

  1. Понятие - это мысленное образование, в котором обобща­ются предметы некоторого класса по определенной совокупности признаков. Обобщение осуществляется за счет абстрагирования, т. е. отвлечения от несущественных, специфических особенностей предметов. При этом понятия не только обобщают вещи, но и расчленяют их, группируют в некоторые классы, тем самым от­личая их друг от друга. В отличие от ощущений и восприятий понятия лишены чувственного, наглядного своеобразия.

  2. Суждение - это форма мысли, в которой посредством связи по­нятий что-либо утверждается или отрицается.

  3. Умозаключение – это рассуждение, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, логически следующее из первых.

  4. Гипотеза – это выраженное в понятиях предположение, имею­щее целью дать предварительное объяснение какому-либо факту или группе фактов. Подтвержденная опытом гипотеза транс­формируется в теорию.

  5. Теория – это высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и сущест­венных связях определенной области действительности.

Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека.

Практика является фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, явля­ется основным критерием истины при познании. Практика – это конкретная деятельность людей по преобразованию окру­жающего мира и самого человека.

Основные виды практики: материальное производство, управленческая деятельность, научный эксперимент. Функции практики заключаются в том, что она является: основой познания, критерием истины, целью и результатом познания.

Способы познания реальности определяются особенностями познающего субъекта, наличным знанием и исторически сложившимися познавательными традициями.

В истории человечества возникали, сменяли друг друга и сосуществовали одновременно различные способы постижения реальности: обыденное, художественное, религиозное, философское и научное, интуиция.

Обыденное познание - это житейское познание, оно опирается на повседневный жизненный опыт человека. Характеризуется здравым смыслом, соединением рацио­нальных элементов с иррациональными. Оно осуществляется как некое слагаемое коллективного опыта.

Художественное познание – обладает определенной спецификой, суть которой – в целостном, а не расчлененном отображении мира и особенно человека в мире. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии. Древнейшей формой художественного постижения реальности является миф. Художественное творчество можно определить как опредмечивание в языке искусства мыслей и переживаний художника в неразрывной связи с объектом постижения – миром в целом. По форме художественная деятельность направлена на объект, по существу она выступает как самовыражение личности, воплощение идеалов и вкусов художника.

Религиозное познание – основывается на вере, убеждениях, житейском опыте.

Философское и научное познание – основано на проникновении в сущность объекта по­знания, системностью, доказательностью, строгостью и одно­значностью языка, фиксацией методов получения знания и т. д. Здесь уже выделяются формы эмпирического и теоретического познания, отличающиеся по особенностям про­цедур обобщения фактов и др.

Интуиция (позднелат.intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, обоснованное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, т. е. истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Второй вопрос. Мышление: его сущность и основные формы. Мышление и язык.

Мышление — это целенаправленное, опосре­дованное и обобщенное отражение человеком существенных свойств и отношений вещей и активный процесс, направленный на постановку проблем и их решение.

Мышление (гр. ноэзис) — это познавательная деятельность человека. Продуктом или результатом мышления является мысль (понятие, смысл, идея).

Мышление можно рассматривать как процесс оперирования конкретно-чувственными или понятийными образами.

Выделяют практическое и теоретическое мышление.

Прак­тическое мышление направлено на решение частных конкрет­ных задач. Практическое мышле­ние непосредственно включено в практику и постоянно подверга­ется ее контролирующему воздействию. Практическое мышле­ние направлено на реализацию мысли, идеи, теории в жизнь.

Теоретическое мышление направлено на отыскание общих закономерностей. Теоретическое мышление сосредо­точено преимущественно на переходе от ощущения к мысли, идее, теории. Теоретическое мышление подвергается практической проверке не в каждом звене, а только в конечных результатах.

Основные формы мышления:

  1. Понятие - это мысль, в которой отражаются общие, существенные свойства, связи предметов и явлений.

  2. Суждение - это такая форма мысли, в которой посредством связи понятий утверждается (или отрицается) что-либо о чем-либо.

  3. Умозаключение - это операция мышле­ния, в ходе которой из сопоставления ряда посылок выводится новое суждение.

  4. Гипотеза - это вид умозаключения, пы­тающегося проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира. В силу своего вероятностного характера гипотеза требует про­верки и доказательства, после чего она приобретает характер тео­рии.

  5. Теория - это система объективно верных, проверенных практикой знаний, воспроизводящих факты, события и их пред­полагаемые причины в определенной логической связи; это систе­ма суждений и умозаключений, объясняющих определенный класс явлений и осуществляющих научное предвидение.

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение наши мысли. Он является способом сохранения и передачи информации и средством общения.

С помощью языка, который особым образом материализует наши мысли, мы познаем объективный мир. Это происходит потому, что язык, так или иначе, соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Эти элементы играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

В силу этого язык может рассматриваться как знаковая система, служащая для фиксации, хранения, обработки и передачи информации.

Выделяются виды языка:

  • естественный язык - возникает спонтанно в процессе развития человека как необходимое средство общения и познания (русский, английский, немецкий и др.).

  • искусственный язык - создается человеком для каких-либо целей (азбука Морзе, эсперанто, языки логики, языки программирования и т.п.)

В естественном языке являются слова и словосочетания, в искусственном – те или иные символы.

Основными функциями любого языка являются следующие:

  • коммуникативная (средство общения, средство выражения, хранения и передачи информации);

  • гносеологическая (средство мышления, средство получения нового знания).

Один из важнейших аспектов языка – его семантика, а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его предметное значение и смысл.

Предметное значение - это объект (отдельный предмет или некоторый их класс), представителем которого является знак.

Смысл знака – это такая совокупность признаков, которая вполне позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.

Мысль может быть выражена не только с помощью языковых знаков. Она может быть воплощена в тот или иной художественный образ, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.

Третий вопрос. Творчество, рациональное и иррациональное в познавательной деятельности.

Творчество – это человеческая деятельность, характеризую­щаяся принципиальной новизной. Творчество имеет место в любой области человеческой деятельности — художественной, политической, хозяйствен­но-административной и т.п.

Творческое мышление направлено на получение новых результатов в практике, науке, технике. Пытливость - существенный признак мыслящего человека.

Рациональное в познавательной деятельности – это:

  1. Дискур­сивное мышление (от лат. discurrere — «распадаться, разделяться») – это интеллектуальная дея­тельность, основанная на отчетливо отделенных друг от друга процедурах, т. е. логически алгоритмизированная деятельность.

  2. Обоснование – это уточнение и проверка реше­ния, его дальнейшая разработка и аргументированное изложение.

Иррациональное (от лат. irrationalis — неразумный, нелогичный) в познавательной деятельности – это:

  1. Инкубация – это этап скрытой активности поиска решения, т. е. неосознаваемый уровень психической деятельности.

  2. Интуиция и инсайт (от англ. insight — «способность проникновения, проницательность») - это непосредственное постижение истины без логического обоснования, проницательность, озарение, когда ученый внезапно находит нужное решение, которое часто оказывается существенно отличным от тех вариантов, на которые он рассчитывал в начале.

Именно в инкубации и инсайте во время скрытой неосознаваемой активности созна­ния творчество выступает как иррациональный процесс, т. е. на первый план здесь выходит интуиция.

Четвертый вопрос. Понятие истины.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос гносеологии «Что есть истина?»

В философии разрабатывалось несколько теорий истины:

  1. Корреспондентская (классическая) – в ней истина пони­мается как знание, соответствующее действительности (Аристотель). Истина - это адекватное отражение в знании практически осваиваемой познающим субъектом действительности (современная трактовка в рамках классической теории).

  2. Эмпирическая концеп­ция - истина есть то, что подтверждено опытом.

  3. Прагматистская - полагает, что свойством истинности обладает все знание, которое полезно и практически применимо (У. Джеймс).

  4. Конвенциалистская - рассматривает истину как резуль­тат условного соглашения (А. Пуанкаре).

  5. Когерентная – трактует истину как согласованность мышления с самим собой, его непротиворечивость (И. Кант, Г. Гегель).

Наиболее широко распространена и авторитетна среди них корреспондентская (классическая) теория истины.

Современная трактовка истины в рамках теории корреспонден­ции, которой придерживаются многие отечественные и зарубеж­ные философы, состоит в следующем:

  1. Понимание истины предполагает признание факта существования объективной и субъективной реальности.

  2. Истина рассматривается как свойство знания, оцен­ка результатов процесса познания, который органично включает в себя не только познаваемый объект, но и практическую деятель­ность субъекта над этим объектом. Поэтому, истина оказывается связанной, как с объектом познания, так и с самим субъектом и его практической деятельностью.

  3. Истина всегда имеет конкретный характер. Ее со­держание обусловлено различными обстоятельствами: местом и временем, при которых дается оценка результатам познания, и т. п.

  4. Истина является бесконечным процессом, в ко­тором происходит переход от незнания к знанию, от менее полно­го, к более полному знанию.

Основные свойства истины:

  1. Объективная и субъективная истина. Важнейшая характеристика истины — ее объективность, т. е. независимость от познающего субъекта. Любая исти­на еще и субъективна, т. е. зависит от познающего субъекта. Объ­ективная и субъективная - это не две разные истины, а одна единая истина, обладающая двумя противоположными характери­стиками, которые слиты, спаяны воедино в любом знании, в том числе и в научных теориях.

  2. Относительная и абсолютная истина. Любая истина (имеется в виду достаточно богатая содержательно система знания) всегда относительна, т. е. непол­на, неточна, приблизительна, содержит возможность изменения и приращения знания. При этом признание относительности (релятивности) истин совершенно не исключает, а напротив - предполагает наличие истин абсолютных, т. е. знания полного, точного, окончательного, не подверженного дальнейшим изме­нениям.

  3. Конкретность истины. Не бывает истин, годных на все слу­чаи жизни, применимых ко всем условиям и обстоятельствам.

Критерии истины:

  1. Практика - это основной критерий истины. Основным критерием истины в познании выступает практика, т. е. материальная, чувственно-предметная деятельность людей.

  2. «Бритва Оккама» - говорит о том, что «не следует умножать сущности без необходимости». Смысл цитаты в том, что из всех возможных объяснений случивше­гося наиболее вероятно самое простое.

  3. Дополнительные критерии истинности: согласованность, или формально-логическая непротиворечи­вость знания, обеспечиваемая дедуктивным способом развертывания теории. Простота - хорошей считается та концепция, которая объясняет максимально широкий круг явлений, опираясь на минимальное количество исходных принципов. Внутреннее изящество гармоничность, красота и даже остроумие предлагаемых гипотез и др.

Пятый вопрос. Знание и понимание, личностное и коллективное знание.

Знание – это формулировка сущностных связей между явлениями, представленными в информации, результат процесса познания, отражение действительности в сознании человека в виде восприятий, представлений, понятий, суждений и теорий. Знание есть также и процесс понимания, представляющий постижение глубинных смыслов человеческого бытия (социальной реальности и отдельных людей).

Понимание — это компонент мышления, один из образующих его процессов. Понимание обеспечивает установление связи раскрываемых новых свойств объекта познания с уже известными субъекту, формирование операционального смысла новых свойств объекта и определение их места и роли в структуре мыслительной деятельности.

Личностное знание – это субъективный образ реальности в форме понятий и представлений.

Коллективное знание – это форма существования и систематизация результатов познавательной деятельности субъектов познания.

Шестой вопрос. Вера, заблуждение, ложь. Интуиция и разум.

Вера — это признание чего-нибудь истинным, часто без предварительной фактической или логической проверки, единственно в силу внутреннего, субъективного непреложного убеждения, которое не нуждается для своего обоснования в доказательствах, хотя иногда и подыскивает их

Заблуждение – это непреднамеренноенесоответствие суждений или понятий, представлений об объективной действительности.

Ложь – это преднамеренное возведение заведомо неправильных представлений в истину.

Интуиция (позднелат.intuitio — «созерцание», от глагола intueor — пристально смотрю) — чутьё, проницательность, непосредственное постижение истины без логического обоснования, обоснованное на воображении, эмпатии и предшествующем опыте, т. е. истина самостоятельно приходит к человеку на бессознательном уровне.

Разум (лат. ratio), ум (греч. νους) — философская категория, выражающая высший тип мыслительной деятельности, способность мыслить всеобще, способность анализа, отвлечения и обобщения.

Седьмой вопрос. Наука. Формы и методы научного познания. Научное знание и его формы, вненаучное знание.

Наука — это особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и производство объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.

Научное познание осуществляется на основе специально разработанных средств и объективировано в форме информации, воплощенной в письменной или устной форме, разнообразных специализированных искусственно созданных знаках и знаковых системах.

Формами научного познания являются эмпирическое и теоретическое познание.

Выделяются методы научного познания: общелогические методы, эмпирические методы, теоретические методы.

Общелогические методы познания присущи всему познанию в целом:

  1. Анализ – это познавательная процедура мысленного (или реаль­ного) расчленения, разложения объекта на составные элементы в целях выявления их системных свойств и отношений.

  2. Синтез – это операция соединения выделенных в анализе эле­ментов изучаемого объекта в единое целое.

  3. Индукция – это способ рассуждения или метод получения зна­ния, при котором общий вывод делается на основе обобщения частных посылок. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция возможна тогда, когда посылки охватывают все явления того или иного класса. Однако такие случаи встре­чаются редко. Невозможность учесть все явления данного клас­са заставляет использовать неполную индукцию, конечные вы­воды которой не имеют строго однозначного характера.

  4. Дедукция – это способ рассуждения или метод движения знания от общего к частному, т. е. процесс логического перехода от об­щих посылок к заключениям о частных случаях. Дедуктивный метод может давать строгое, достоверное знание при условии истинности общих посылок и соблюдении правил логического вывода.

  5. Аналогия – это прием познания, при котором наличие сходства, совпадение признаков нетождественных объектов позволяет предположить их сходство и в других признаках.

  6. Абстрагирование - это прием мышления, заключающийся в от­влечении от несущественных, незначимых для субъекта позна­ния свойств и отношений исследуемого объекта с одновремен­ным выделением тех его свойств, которые представляются важ­ными и существенными в контексте исследования.

Эмпирические методы научного познания: наблюдение, измерение, эксперимент.

Теоретические методы научного познания: идеализация, формализа­ция, моделирование, системный подход, структурно-функциональный анализ и т. д.

При этом существуют и частнонаучные методы, которые имеют свои особенности, обусловленные особенностями той или иной области научного познания.

Научное знание фиксируется в виде точных понятий, суждений, умозаключений и формулируется в виде принципов и законов.

Формами научного знания являются:

  1. Факт (от лат. factum – сделанное, совершенное) – это объективно существующее событие или явление. Научный факт - это описание факта на языке науки, знание о единичном событии или явлении.

  2. Научное понятие – это утверждение о существенных признаках объектов.

  3. Научный принцип (от лат. principium - первоначало) - это основополагающее начало, исходный пункт теории или концепции.

  4. Научный закон – формулировка объективно существующих необходимых связей мира при помощи научных понятий.

  5. Теория (от греч. theoria – наблюдение, рассматривание, исследование, рассуждение) – это система обобщенного знания о существенных закономерностях какой-либо отдельной части действительности. Теория направлена на развитие дальнейшей преобразовательной деятельности человека – практики.

Обыденно-прак­тическое знание является одной из форм вненаучного знания, в котором большую роль играет так назы­ваемый «здравый смысл».

Здравый смысл — это совокупность взглядов на окружающую действительность, навыков, форм мышления, выработанных и используемых человеком в повседневной практической деятельности.

Обыденное знание носит фрагментарный и не систе­матизированный характер. Для обыденного знания нет надежных способов его проверки и обоснования.
Ключевые слова
Гносеология, познание, мышление, язык, знак, символ, творчество, истина, наука, метод.


Лекция 14. Философия науки и техники.
План лекции


  1. Предмет философии техники. Основные задачи, круг проблем. Определение техники. Философский подход к анализу техники.

  2. Техника и технология. Научно-технический и научно-технологический прогресс.

  3. Тенденции развития современной цивилизации в свете теорий технологического детерминизма.

Основное содержание лекции
Первый вопрос. Во второй половине ХХ столетия в связи со стремительным переходом общества на стадию высоких технологий значительно возрос интерес к технике. Сущность техники, логика ее развития, место и роль в обществе и ряд других вопросов стали объектом пристального внимания философской науки.

Зародившаяся в середине XIX в., философия техники переживает в настоящее время период бурного расцвета, что, в частности, выражается и в значительном расширении круга ее интересов. Наряду с выяснением вопросов, связанных с наиболее общими закономерностями развития техники и технологии, она включает в себя ныне и вопросы этического, эстетического, экологического характера, анализ инженерной и технической деятельности, проблемы проектирования и конструирования, специфики технического знания, рассмотрение взаимосвязи науки и техники, техники и природы и др.

От того, как мы решаем вопросы, связанные с сущностью техники, «зависят наши практические действия, причем их характер и цели, как правило, затрагивают миллионы других людей, природу и может быть, саму жизнь».

Особую значимость проблемы, решаемые философией техники, приобретают для специалистов в области технического знания. Рассматриваемая как составная часть знания инженера философия техники позволяет ему развить свою рациональную и эффективную деятельность, учитывать в ходе проектирования и внедрения техники наряду с собственно техническими весь комплекс внетехнических условий, подчинять технику человеческим целям. Изучение данной дисциплины не только способствует трезвой оценке современного уровня технического прогресса, но и позволяет определять тенденции и перспективы развития техники, выбирать оптимальные варианты такого развития.

Что же такое техника, какое место занимает она в человеческой жизнедеятельности, и какое определение даётся ей в литературе?

Несмотря на кажущуюся простоту, вопрос о сущности техники, ее понятии и определении чрезвычайно сложен и многоаспектен. На него пытались дать ответ очень многие мыслители, и не только в наше время, но и задолго до возникновения философии техники как науки.

Анализ самого понятия «техника» обычно начинают с отражения смысла близкого по звучанию и восходящего к Платону и Аристотелю древнегреческого понятия techne, переводимого на русский язык как искусство, мастерство, умение. Techne – это умение производить то, чего «самого по себе» в природе не существует, это извлечение из природы необходимых человеку вещей путем использования полученных о ней знаний. В более широком смысле слова – это искусство вообще, в любой сфере человеческой деятельности, в том числе и художественное искусство.

Впоследствии понятие техники претерпело существенные изменения и ныне употребляется в двух основных значениях. С одной стороны, под ним подразумевается система искусственно созданных людьми материальных средств деятельности (орудия, машины, механизмы, средства управления, коммуникационные системы, бытовые приборы и т.п.), с другой – определённая совокупность навыков, приёмов и умений в каком-либо виде деятельности.

Основной смысл техники заключён в её социальном назначении и может быть раскрыт посредством отражения классификации ее видов. Техника создается и применяется для получения, передачи и превращения энергии, воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных благ, для сбора, хранения, переработки и передачи информации, для передвижения, обслуживания быта, обеспечения обороноспособности и т. д.

Существует производственная и непроизводственная техника. Первая представляет собой важнейший и наиболее активный элемент производительных сил. Ко второму классу относят средства науки, быта, культуры, образования, военную технику. То есть техника – это явление разветвленное, дифференцированное, многозначное. Однако следует иметь в виду, что не все ее проявления, разновидности и типы представляют интерес для философской науки. Философское понятие техники, не отрицая общих представлений о ней, предполагает более «емкий», более «компактный» смысл, обнаруживаемый путем абстрагирования от ее многообразных количественных и качественных проявлений и вычленения ключевого, системообразующего отношения.

Конечно, и бытовая, и игровая, и научная и др. непроизводственная техника есть техника. Но для философского анализа важен учет принципиального различия между нею и орудийно-производственной техникой. Непроизводственная техника может содержать в себе те же узлы, схемы, блоки, что и производственная, но она представляет собой своеобразное средство потребления и как таковая должна быть помещена в другую, соответствующую ей нишу артефактов, в общий ряд с многочисленными предметами быта. Однако не по технике потребления, а по орудиям производства, по преобразовательной технике (и лишь как следствие – по типам потребления) различают эпохи. Техника производства «первична», она обусловливает возможность техники «потребления». Последняя непосредственно зависит от первой, хотя и оказывает на ее развитие через рост потребностей и их разнообразие обратное стимулирующее воздействие.

Техника как предмет философского исследования – это явление, играющее не рядовую, а особую роль в обществе и рассматривается она не в частноприкладном (случайном), а в общесоциальном (необходимом) значении.

В разное время в философской литературе техника понималась и трактовалась как: 1) прикладное естествознание; 2) система средств, интерпретируемая как нейтральная по отношению к цели и употребляемая для экономии усилий; как служащая хозяйственному удовлетворению потребностей; как направленная на облегчение и формирование нашего бытия; как совокупность методов и средств по овладению природой; 3) выражение стремления человека к эксплуатации и власти; 4) бытийно-историческое «раскрытие» и «назначение» природы; 5) реализация идей, извлекаемых посредством изобретательской деятельности из предустановленных способов решений, которые могут рассматриваться как продолжение божественного творения; 6) самоосвобождение человека через его собственную деятельность; 7) производство вещей в качестве дополнения объективного мира; 8) «эмансипация» от ограничений, налагаемых органической природой, «проект искусственного мира в целом», прогрессивная замена естественного мира, «созидающего самого себя культурным миром»; 9) объективация человеческой деятельности и средство непрямой самоинтерпретации деятельностного существа.

Однако среди множества подходов и определений техники доминирующими являются два: «техника есть деятельность» и «техника есть средство деятельности».

В 60-е – 70-е годы ХХ ст. эти две позиции в отечественной литературе противопоставлялись друг другу. При этом взгляд на технику как на деятельность подвергался решительной критике. Присущий главным образом западным исследователям, таким, как Ф. Дессауэр, О. Шпенглер, К. Ясперс и др., а также и некоторым не до конца признанным в своем отечестве русским – П.К. Энгельмейеру и Н.А. Бердяеву – он был определен как «антропологизаторский», что призвано было отразить негативное к нему отношение, подчеркнуть его неубедительность и сомнительную научность. Для приверженцев «антропологизма» в технике, отмечалось в литературе, «характерно стремление абсолютизировать человеческую деятельность, свести к ней технику, игнорируя или преуменьшая роль искусственно созданных средств труда». Но такое понимание техники в корне неверно, техника – это не деятельность и не творчество, техника – это… «совокупность… материальных средств… деятельности», средств «активного воздействия на природу». То есть «технике-деятельности» однозначно противопоставлялась «техника-средство».

В настоящее время стараются избегать подобных противопоставлений, признавая правомерность существования обоих подходов, однако, если теперь отдаётся предпочтение одному из них, то уже второму, деятельностному. «Когда-то ясное понимание техники как системы орудий, механизмов, машин и сооружений сегодня всё больше воспринимается как натуралистическое, поверхностное представление, которое необходимо преодолеть», – отмечается во «Введении в философию техники». О необходимости такого «преодоления» можно прочитать и в других публикациях, однако впервые на недостаточность инструменталистской характеристики техники указал М. Хайдеггер. Вместе с тем было бы не совсем верно полагать, будто такую её трактовку он считал тривиальной и не заслуживающей внимания. Она становится тривиальной, если только этим и ограничивается её понимание.

М. Хайдеггер не игнорирует того, что техника есть предметно-вещная структура, инструмент, выполняющий функции средства. Вне учёта этих, по существу, «смыслообразующих» характеристик техники любое «сущностное» определение её было бы не просто не полным, а ущербным. И Хайдеггер не отбрасывает их, а напротив, рассматривает, как условие раскрытия подлинной сущности техники: «Шаг за шагом спрашивая, что такое, собственно, техника как средство, мы придём к раскрытию потаённости». Он выступает лишь против понимания техники как нейтрального средства. То есть утверждает мысль об опасности, которая подстерегает человека в случае недооценки им её истинной сущности. По Хайдеггеру, не техника есть послушное орудие в руках человека, а, наоборот, сам человек отдан в её власть, «выдан» ей, «затребован» ею. То есть здесь не даётся какого-либо «определения» техники, а имеет место лишь её оценочная характеристика, отражение её «бытийной», а не инструментальной сущности.

В «преодолении» же инструменталистского понимания техники у ряда отечественных авторов, несмотря на словесное признание его правомерности, сквозит оттенок его неполноценности, своеобразное «отбрасывание» и противопоставление другим способам анализа. Такой подход свидетельствует о серьёзной недооценке орудийного аспекта техники, о его «несущественности» в рамках философской рефлексии. Между тем, социальная (социокультурная) сущность техники, в том числе и как фактора наследования человеческого опыта раскрывается исключительно через отражение диалектики развития её орудийности. В совершенствовании орудийности выражается направленность и характер совершенствования сущностных сил человека, способ их опредмечивания, конституирование человеческих субъектных качеств.

Развитие техники как средства деятельности отражает этапы становления человека как субъекта деятельности. Первоначально (исторически) человек выступал и субъектом деятельности и её средством, был в одно и то же время и носителем, и орудийным исполнителем своих целей. По мере развития его сущностных сил происходит вначале медленное, а затем всё убыстряющееся размежевание между целевыми и исполнительными компонентами его деятельности. Исполнительные механизмы приобретают предметную и всё более совершенную форму, восходя от уровня элементарных, примитивных инструментальных средств деятельности (на заре становления общества) до состояния автоматизированной гибкопереналаживаемой производственной системы – опредмеченного «технологического субъекта производства» (в постиндустриальную эпоху).

Техническое – особый вид «вещественного». Сохраняя свою материально-предметную форму, оно представляет собой «инобытие» человеческого духа, человеческой рациональности, недоучет которых при выявлении сущности техники принципиально искажает её смысл. В технике воплощено единство духовного и материального, их взаимопроникновение и взаимопревращаемость.

Вследствие своей деятельностной природы техника выступает важнейшим способом обнаружения глубинных свойств человеческого бытия. Через сущность её человек говорит с бытием, слышит его зов (Хайдеггер).

Но в чём выражаются эти глубинные свойства бытия? Прежде всего, в том, что определяет сущность социума, его специфический способ существования – в деятельности, осуществляемой посредством техники. «С тех пор как человек социализировался, техника выступает как род социальной деятельности» (Г.Л. Парсонс). Техника, в конечном счёте, и есть деятельность. Но она является деятельностью лишь постольку, поскольку представляет собой средство.

Орудийно-производственный статус техники  основание становления её как определяющего условия развития и решающего фактора социального бытия. Вне деятельностной сущности техника утрачивает свой атрибутивный смысл. Инструменталистское – это орудийное, а, следовательно, «антропологическое» (человеческое, социальное).

Социальное начинается с изготовления орудий, и типология «социальности» коррелирует с их качественной дифференциацией, то есть находится в диалектической связи с их состоянием и развитием. Орудийность – связующее звено между техникой-средством (инструментом) и техникой-деятельностью. Оно и предопределяет характер и направленность философской рефлексии техники. Так или иначе, в явной или скрытой форме в центре философского анализа оказываются именно те средства деятельности, которые лежат в основе исторически определённого технологического способа производства, средства, обеспечивающие бытие социума и отражающие его качественное состояние.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта