Главная страница
Навигация по странице:

  • "категорический императив"

  • Людвиг Фейербах

  • Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы

  • Лекция 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

  • Основная литература

  • Дополнительная литература

  • Волохова Курс лекций Философии. Курс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие
    Дата01.03.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВолохова Курс лекций Философии.pdf
    ТипКурс лекций
    #37483
    страница10 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Антиномии - это такие взаимоисключающие друг
    друга суждения и умозаключения, истинность которых можно логично
    доказать и в то же время опровергнуть. Прежде всего, считает Кант, это от- носится к трем основным идеям, присутствующим во всякой развитой философии: теологической ("Бог есть и бога нет"), космологической ("Мир конечен и бесконечен") и психологической ("Душа смертна и бессмертна"). Кант утверждает, что чем дальше наша мысль углубляется в предмет познания, тем больше она запутывается в этих неразрешимых для разума противоречиях.
    Отсюда Кант делает неверный вывод: разум должен оставить свои претензии познать сущность мира. Он не допускает мысли о противоречивости объек- тивного мира, который в той или иной степени адекватности отражается в нашей голове. Но прав Кант в том, что противоречия возникают в разуме неизбежно по другой причине - в силу своей творческой способности. По словам Гегеля, антиномии Канта явились поворотным пунктом в философии.
    Сам Гегель, опираясь на идеи Канта о противоречивости нашего познания, продолжил создание новой логики, отличной от формальной логики Аристотеля,
    диалектической. "Душой" такой логики должен быть диалектический метод.
    Содержание понятия диалектического метода у Гегеля многопланово. Оно раскрывается целой системой "методологических" категорий, которые он примеряет в качестве принципов построения и объяснения всей системы его философии, в том числе логики бытия, логики сущности и логики понятия. Это -
    "становление", "снятие", "отрицание", "тождество", "различие",
    "противоположность", "противоречие", "основание" и др. Эта группа категорий призвана показать "живой дух действительного", то есть процесс избавления в ходе познания от чувственности и достижения все более объективного и конкретно-разностороннего содержания в ходе рассудочного и разумного мышления, осуществляемого по схеме: "тезис - антитезис - синтез". Только таким путем происходит самопознание абсолютной идеи (духа), развития истины.
    Иначе говоря, истина, по Гегелю, проходит в своем развитии три этапа: 1) сперва она предстает как правильность. Это - низшая, еще далеко не зрелая форма истины, применяемая в основном в повседневной, обыденной жизни; 2) более развитая - как предмет, которому должно соответствовать наше представление о
    нем. Это рассудочная форма истины, достаточная для частных наук; 3) высшее понятие истины - абсолютная идея, в которой понятие совпадает с его предметом. Последняя утверждает сама себя, то есть является критерием всего знания. Таким образом, конечный критерий истины у Гегеля имеет преимущественно субъективную природу, что является неизбежным следствием его изначальной объективно-идеалистичекой позиции.
    Марксизм преодолевает идеализм, развивая свое - материалистическое понимание диалектики познания, диалектического метода, истины ее критерия, совершая дальнейший шаг в раскрытии сущности, механизма и целей познания.
    Для него диалектический характер развития проявляется не только в духовной сфере, но и в природе, и в обществе. Поэтому для марксизма диалектический
    метод - это совокупность необходимых требований к познающему субъекту,
    вытекающих из принципов, законов и категорий диалектики, основным
    содержанием которых являются объективные всеобщие связи, противоречия,
    развития. Кроме этого, исследователь должен учитывать диалектическое единство чувственного и рационального, практики и теории, анализа и синтеза, индукции и дедукции, исторического и логического, также способ восхождения от абстрактного к конкретному. В целом же познание понимается К.Марксом как противоречивый процесс развития истины. Единственным пониманием истины в
    марксизме является соответствие наших знаний самой действительности,
    устанавливаемое только практикой.
    Можно отметить, что вышерассмотренные мыслители относятся к рационалистам, то есть к тем, кто в теории познания большее внимание уделяли
    (т.е. абсолютизировали) рациональным его формам - рассудку и разуму, считая их единственно возможными в достижении истины, хотя, как мы видели, Кант серьезно сомневался в их возможностях. Однако в ходе познания, поведении людей немалую роль играют и иррациональные формы: инстинкты, интуиция, воля, эмоции, страсти, неосознаваемые мотивы поведения и влечения и т. п.
    Поэтому не случайно появление иррационалистов, уделяющих основное внимание именно этой стороне познания. Среди них можно назвать Артура
    Шопенгауэра(1788-1860) и Фридриха Ницше(1844-1900), которые обратили внимание на специфику волютивных (связанных с волей) и эмотивных
    (связанных с эмоциями) сторон духа и их роли в жизни людей. Так, например, для Шопенгауэра не разум (который постоянно ошибается, к тому же безразличен к морали), а воля - вот что главное и для всего мира и для человека.
    Воля - это слепое влечение, темный, непостижимый для разума порыв, в ходе которого она творит мир по идеям - вечным формам вещей (идея Платона). Этот процесс осознается не каждым, только гениями, которые, будучи свободными от ее власти, проникают в тайну воли с помощью интуиции, созерцания мира, озарения, вдохновения, фантазии. Они это делают для создания общей картины мира, а в перспективе - достижения человеком "царства благодати".
    Вывод: немецкие философы за два века достаточно глубоко про- анализировали все основные проблемы, связанные с познанием. Главное достижение их в этой области - это использование ими в раскрытии извечных тайн познания идеи развития, которую они сознательно увязывали со своими
    онтологическими учениями и достижениями естествознания. Этим они заложили солидный фундамент для решения сложнейших философских проблем ХХ века.
    3. Учение о человеке и обществе
    Проблемы человека и общества интересовали немецких философов не в меньшей степени, чем ранее рассмотренные. Более того, в их системах проблемы природы и познания тесно увязывались с человеком и обществом как завершающими. Наибольший вклад в их понимание вложили Кант, Гегель,
    Фейербах, Ницше, Маркс.
    Кант в своей "Критике практического разума" рассматривает человека не только как познающее, но и действующее существо. Если в первой "Критике"
    Кант рассматривает деятельность теоретического разума, опирающегося на чувства и рассудок, то во второй - деятельность практического разума, основанного на вере. Невозможно, говорит Кант, теоретически знать, что такое бог, но в практической жизни человек должен верить в бога; без такой веры невозможен нравственный человек. В этом он видит преобладание практического разума над теоретическим.
    В решении проблемы необходимости и свободы Кант исходит из понимания человека, имеющего двойственную природу. Человек как природное существо принадлежит к миру явлений и тот же человек как духовное существо принадлежит к миру умопостигаемых "вещей в себе". В одном отношении человек поступает необходимо, подчиняясь законам природы и общественного права, но тот же человек есть нравственное, т. е. свободное существо. Выход из этого противоречия Кант видит именно в моральной свободе, которая есть способность добровольно, осознанно делать добро другим. И здесь он формулирует свой закон (нравственный закон) - "категорический императив":
    "Поступай так, чтобы максима (т.е. субъективное правило или принцип
    поведения) твоей воли могла стать всеобщим нравственным
    законодательством". Если же ты будешь поступать иначе, не учитывая интересы других, всего человечества, то ты будешь удаляться не только от истинно человеческой нравственности, но и наносить ей серьезный ущерб. Таким образом, суть категорического императива: подлинно нравственным, свободным и справедливым является такое действие, в котором человек и человечество выступают как конечные, абсолютные цели.
    Далее, если в первых двух "Критиках" Кант исследует проблемы истины
    (основная ценность познания) и добра (основная ценность морали), то его третье крупное произведение "Критика способности суждения" посвящена в основном проблемам эстетики, т. е. учению о другой основной ценности - красоте. Таким образом, эти три основные духовные ценности диалектично сведены воедино и взаимно дополняют друг друга. Для Канта гармоничный человек — это
    воплощение истины, добра и красоты.
    Гегель рассматривает общество в духовном развитии. В его трех учениях о духе: субъективном (духовной жизни индивида как представителя человеческого рода), объективном (праве, нравственности, государстве), абсолютном

    (искусстве, религии, философии) анализируется широкий круг вопросов: об отношении души и тела, о расах, характере и темпераменте людей, о труде, о диалектике господства и подчинения, о свободе и отчуждении личности, о различных формах общественного сознания.
    Одним из важных достижений гегелевского учения о духе являются методы
    историзма и диалектического отрицания (т.е. преемственности в развитии), которые являются частью общего диалектического метода. И хотя Гегель видит историю лишь как проявление абсолютного духа в деятельности человека, народа, человечества (идеалистический подход), тем не менее, эти методы помогли ему выявить основные тенденции в хаосе исторических событий. Так, для него прошлое развитие истории ценно уже тем, что в нем зреет будущее новое, которое, появившись, "снимает" своего предшественника. Смысл же
    истории заключается в преодолении в ходе деятельности человека его рабского
    сознания и возвышении его к свободе.
    Людвиг Фейербах(1804-1872) в отличие от Гегеля большее внимание уделяет не обществу, а человеку. С этих позиций он критикует религию и объективный (абсолютный) идеализм Гегеля, находит их органическое единство.
    По его мнению, Гегель теоретически (т. е. рационально) доказывает бытие бога, представляя его в виде сущности разума, оторванного от самого разума - человеческого мозга (т.е. природного духа). Получается, что отчужденная сущность человека от человека, т. е. бог (абсолютный дух) приобретает самостоятельное существование. Реальный же человек, стремясь к счастью, бессознательно стремится к богу, т. е. к существу абстрактному, а не реально существующему. И в этом Фейербах видит трагедию верующего человека.
    Поэтому одной из главных задач своей философии и философии будущего он видит в необходимости вытащить человека "из того болота, в которое он был по- гружен до сих пор". Этим болотом, по его мнению, является религия и спекулятивная гегелевская философия. В своем основном произведении "Сущность христианства" он приходит к выводу: в будущем человек, доросший до сознательного самосознания, уничтожит традиционную религию, поняв, что в религии является средством (например, добродетель для приобретения вечного блаженства) должно стать целью; то что в религии является второстепенным условием (например, любовь к ближнему для божеского к нему расположения) должно стать главным делом, причиной. Но для этого человек должен соединяться не с мифическим существом, а вполне реальным - другим человеком, ибо для человека нет более реального существа, чем он сам и другой человек; человек человеку - Бог. Поэтому, если говорить об истинной религии, то она должна основываться на реальной связи между "Я" и "Ты", а не "Я" и "Бог".
    В основе этой связи должны лежать такие нравственные чувства, как любовь, добро, уважение, сострадание, дружба и т. п. Иначе говоря, новая религия должна быть новой этикой, которая имеет вполне реальную основу - естественное стремление людей к счастью. Отсюда Фейербах формулирует свой
    нравственный категорический императив: по отношению к себе необходимо
    быть достаточно строгим ("стоиком"), по отношению к другим - мягким
    ("эпикурейцем"). Критерием же нравственных поступков человека служит
    одобрение их со стороны других.
    Будущее общество, по мысли Фейербаха, должно строиться согласно его идеалам, т. е. в нем все должно осуществляться по справедливости, свободно - согласно интересам всех людей, с равным правом всех людей на счастье.
    Единственный путь достижения этого общества он видит в просвещении, в признании массами новой религии - морали. Такова во многом утопическая, но в основе своей глубоко гуманистическая теория великого мыслителя.
    Для Маркса сущность человека надо видеть не в боге (как это происходит в религии и гегелевской философии) и не в природных (естественных) качествах человека (как у Фейербаха), а в обществе: какое общество - таков и человек. Но поскольку общество постоянно развивается (по мере совершенствования трудовой деятельности людей, форм собственности, семейных отношений, политических, правовых, идеологических и научно-технических структур, ослабление влияния на них религии), постольку развивается и сущность человека. Однако это развитие противоречиво, диалектично, оно есть процесс постепенной ликвидации отчуждения человека от своей "родовой" сущности, т. е. от многообразных форм деятельности и результатов этой деятельности. Этот процесс, как считает Маркс, трехступенчатый:
    1 - (до появления индустриального общества) - "производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах". Здесь устанавливаются отношения "личной зависимости", при которых социальное отчуждение огромно и всесильно.
    2 - (при капитализме) - господствует наемный труд и обеспечивается право личной свободы. Здесь социальное отчуждение наиболее наглядно воплощается в деньгах и в вещной зависимости.
    3 - (при коммунизме) - человек превращается из подчиненного отчужденным результатом собственной деятельности в господина, властвующего над этими ре- зультатами, устанавливается "свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной, общественной производительности в их общественное достояние". На этом этапе царство необходимости сменяется царством свободы. Таково будущее человечества, общества без отчуждения, без денег, без частной собственности, где свободное время для всестороннего развития каждой личности будет служить мерилом человечности.
    С решительной критикой религии, прежде всего христианства, выступил
    Фридрих Ницше (1844-1900). В "Антихристианине", одном из главных произведений, он утверждает, что любая религия является религией слабых, смиренных, униженных, безвольных; она отрицает свободу мышления и действия, губит разум, догматична, заглушает появление естественных инстинктов. Для преодоления всего этого, препятствующего свободному развитию человеческого духа, одной пропаганды любви к ближнему (что предлагает Фейербах) или революционного преобразования общества (к чему призывал Маркс) для Ницше неприемлемо. Он предлагает на первый взгляд парадоксальный выход - возродить идеалы и ценности сильной, волевой личности, которые были широко распространены в эпоху античности и

    Возрождения. Настало время глобальной переоценки ценностей. "Что хорошо? - пишет он, - Все, отчего возрастает в человеке чувство силы, воля к власти, могущество... Не мир - война; не добродетель, а доблесть... Пусть гибнут слабые и уродливые (речь идет о духовности верующих) - первая заповедь нашего человеколюбия". Для него высший тип человека - своего рода сверхчеловек, который только может преодолеть пороки религии и утвердить систему новых ценностей в будущем обществе. Однако уже в ближайшие десятилетия эти идеи были истолкованы нацизмом на свой лад, чего не мог предвидеть сам знаменитый философ. Например, идея "объявления войны слабым" легла в основу фашистской идеологии — о "естественном" праве порабощения "высшей" расой "низших", неполноценных народов.
    Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы
    Примечание: данная форма самоконтроля позволяет студенту дать
    собственные оценки и понимание философских вопросов.
    10.
    Назовите исторические рамки и основные черты немецкой классической философии. Почему ее принято называть классической?
    11.
    Что такое «докритический» и «критический» Кант? В чем видел Кант недостатки прежней философии – рационализма и эмпиризма
    Нового времени?
    12.
    В каких основных значениях употребляются термины:
    «вещь в себе», «априори», «антиномии»?
    13.
    В чем состоит особенность гегелевской диалектики?
    Какие основные законы и категории диалектики разработал Гегель?
    14.
    Что такое «наукоучение» в философской концепции
    Фихте?
    15.
    Каковы основные идеи натурфилософии Шеллинга?
    16.
    Каким образом девиз «Ничто человеческое мне не чуждо» выражает суть философии Фейербаха?
    17.
    В чем состоит суть материалистического понимания истории – важнейшего открытия марксизма?
    18.
    Какие идеи К. Маркса и Ф. Энгельса получили свое развитие в 20-ом веке?
    19.
    За что философия жизни критиковала классическую философию? Какие методы философского исследования предлагали представители философии жизни?
    20.
    Раскройте суть иррационализма.

    Лекция 8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ
    1. Возникновение и истоки русской философской мысли.
    2.
    Славянофильство и западничество в истории русской философии XIX века.
    3. Религиозное направление русской философской мысли (Соловьев,
    Бердяев)
    4. Философия русского космизма.
    5. Идеи политического радикализма в социальной философии России
    (Революционный демократизм Белинского, Герцена, Чернышевского.
    Народничество и анархические воззрения Писарева, Ткачева, Лаврова, Бакунина,
    Кропоткина).
    6. Марксизм в России.
    7. Значение русской философии.
    Основная литература
    Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.
    В.П.Ратникова. - М., 2004. С.233-304, 575-577.
    Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. С. 167-206.
    Дополнительная литература
    Бердяев Н.А. Сочинения. – М., 1994.
    Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. – М.,
    1994.
    Введение в русскую философию. – М., 1995.
    Кузнецов Д.П. История и человек: проблема завершенности и совершенства в русской религиозной философии. – Курск, 2005.
    Лосский Н.О. История русской философии. – М., 1994.
    Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.
    Рыков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 1999. С.39-45.
    Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988.
    1. Истоки русской философии
    В условиях традиционного общества может сложиться протофилософия.
    Что касается философии, то она становится реальностью только при
    определенных условиях. Поэтому вряд ли правомерно датировать возникновение русской философии эпохой языческой культуры мифа, хотя и есть смысл проследить ее истоки, уходящие корнями в это время. Философская мысль, реализуя предпосылки, складывается в процессе христианизации духовной жизни Руси. Она носит нравственную направленность, обеспечивая возможность "уразуметь невежество свое" и формировать достойное поведение.
    В становлении русской философии внесли свой вклад митрополиты:
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта