Главная страница
Навигация по странице:

  • Бенедикт (Барух) Спиноза

  • Готфрида Вильгельма Лейбница

  • Лекция 7. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.)

  • Дополнительная литература

  • П. Гассенди

  • Характерные особенности Просвещения: ♦

  • Джорж Беркли (1685-1753) и Дэвид Юм

  • Жюльен Офрэ де Ламетри

  • Клода Адриана Гельвеция

  • Значение эпохи Просвещения: ♦

  • Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы

  • Волохова Курс лекций Философии. Курс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие
    Дата01.03.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВолохова Курс лекций Философии.pdf
    ТипКурс лекций
    #37483
    страница8 из 15
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15
    дедукцию.
    В «Рассуждении о методе» Декарт предлагает следующие правила познания:
    1) допускать в качестве истинных только такие утверждения, которые ясно и отчетливо представлены уму и не могут вызывать никаких сомнений; 2) расчленять сложные задачи на части, более простые и доступные для решения; 3) последовательно переходить от известного и доказанного к неизвестному и недоказанному и 4) не допускать пропуска звеньев в цепи логических рассуждений. Применение этих правил обеспечит истинные знания.
    Нетрудно заметить, что все рассуждения Декарта касаются в первую очередь деятельности разума. И такого рода система получила название рационализма (от латинского «racio» — «разум»).
    5. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции
    Картезианские идеи в монистическом ключе развивал Бенедикт (Барух)
    Спиноза(1632-1677), нидерландский мыслитель, принадлежавший к иудейской религиозной общине, но порвавший с ней под влиянием идей пантеизма и рационализма.
    Спиноза исходил из единого начала, коим является Бог. Для доказательства необходимого существования Бога (или субстанции) Спиноза использовал усовершенствованный онтологический аргумент Ансельма-Декарта. Однако Бог
    Спинозы пантеистически отождествляется с природой. Субстанция, объединяющая Бога и природу, является причиной самой себя и обладает атрибутами мышления и протяжения. Помимо атрибутов имеются модусы — конкретные мысли и вещи. Порядок и связь мыслей тождественны порядку и связи вещей. Познание должно осуществляться математическими методами, чему сам Спиноза подает пример, излагая свой главный труд "Этика" геометрическим способом.
    Спинозу интересует прежде всего проблема человеческой свободы. Человек согласно его воззрениям является модусом особого рода. Для него характерны как телесная протяженность, так и мышление. Поведение человека находится под влиянием аффектов (страстей) - радости, печали, влечения и т. п. Покуда человек им подчиняется, он несвободен. Свобода согласно Спинозе есть познанная
    необходимость. Рациональное постижение единой бесконечной субстанции, а также необходимой связи с ней человека как модуса дарует мыслителю свободу и блаженство. Это состояние мудреца, обретшего безмятежность и овладевшего своими страстями. В политическом отношении Спиноза усматривал главную цель государственного устройства в гарантировании свободы, чтобы в обществе разумные существа не превращались в автоматы, а свободно пользовались своим
    разумом.
    Своеобразное преломление рационалистические идеи получили у великого немецкого философа и ученого Готфрида Вильгельма Лейбница(1646-1716). В отличие от спинозовского субстанциального монизма Лейбниц разрабатывал
    плюралистические идеи (от лат. «pluralis» - «множественный»). Согласно его воззрениям все сущее состоит из неисчислимого множества бытийных элементов
    - монад, своеобразных одушевленных атомов. Каждая монада есть самодов- леющее бытие, она вечна, непроизводна и развивается исключительно из внутренних побуждений. Каждая монада содержит в себе полноту бытия, но эта полнота проявляется с различной степени ясности и отчетливости. Все монады, несмотря на их самостоятельное развитие, представляют собой гармоничное целое. Эта гармония предустановлена Богом - единой первичной монадой.
    Каждая культура также представляет собой монаду и должна раскрывать свое внутреннее духовное содержание в общем плане мировой гармонии.
    Ко второй половине XVIII в. философия созрела для того, чтобы единолично принять к рассмотрению любой вопрос - о бытии, познании, человеке и обществе. Философия становится энциклопедической.
    Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы
    Примечание: данная форма самоконтроля позволяет студенту дать
    собственные оценки и понимание философских вопросов
    1. Что способствовало становлению нового философского мировоззрения в эпоху Возрождения? Почему этот период закрепил такое название?
    2. Назовите представителей гуманизма в Ренессансе?
    3. Гелиоцентрическая картина мира Н. Коперника.
    4. Кто такие протестанты и какова главная задача Реформации?
    5. Дайте краткую характеристику философии Нового времени? Какое новое мировоззрение принесло это время, в связи с чем и получило свое наименование?
    6. Как называется метод научного знания, предложенный Ф.Бэконом? По какому признаку он классифицирует науки?
    7. Что делает Р. Декарта ключевой фигурой философии Нового Времени? В чем суть его рационалистической концепции?
    8. Что такое монизм у Спинозы и какие идеи составляют основу его этического учения?
    9. Что означает понятие «монада» у Г. Лейбница?
    10. Каково философское значение открытий Галилея и Ньютона?

    Лекция 7. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (XVIII в.)
    1. Просветительская философия 18 века и ее мировоззренческие ориентации.
    2. Правовые идеи Гоббса и Локка, субъективный идеализм Беркли, агностицизм
    Юма.
    3. Историческое значение философии Французского Просвещения (Вольтер,
    Руссо, Монтескье, Ламетри, Гольбах, Дидро, Гельвеций).
    Основная литература
    Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.
    В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 96-131, 572-573.
    История философии / под ред. Ч.С. Кирвеля – Минск, 2001. С. 169- 220.
    Дополнительная литература
    Краткий очерк истории философии. М., 1981.
    Локк Д. Сочинения: В 3-х т. – М., 1985.
    Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.
    Островский Э.В. История и философия науки. – М., 2007. Гл. 9.
    Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988.
    Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. – М., 1938.
    1. Просветительская философия 18 века и ее мировоззренческие ориентации
    Просвещением называют идейное движение в европейских странах XVIII в., представители которого полагали, что недостатки общественного мироустройства происходят от невежества людей и что путем просвещения возможно переустроить общественный порядок на разумных началах. Смысл
    «просвещения» (свет науки и культуры) в том, что оно должно приблизить такой государственный строй, который в корне изменит к лучшему жизнь человека.
    Просвещение — течение в области культурной и духовной жизни, ставящее своей целью заменить воззрения, основывающиеся на религиозном или политическом авторитете, такими, которые вытекают из требований человеческого разума.
    Конечно, философия XVIII в. неоднородна: в ней присутствуют различные мировоззренческие ориентации. Философия Просвещения была подготовлена работами П. Гассенди (1592-1655), его атомистическим материализмом, сочинениями Р. Декарта, влиянием идей Эпикура, в том числе его этики, критикой схоластики и религиозного догматизма в работах П. Бейля (1647-1706).
    Идеи Просвещения выражали интересы буржуазии, беспощадно критикуя отживающий феодально-крепостнический строй. Понятие Просвещения стало выражением общего процесса, постепенно охватившего ряд стран, в первую очередь Европу.
    Характерные особенности Просвещения:
    рационализм как общая вера в разум;

    ♦ антиклерикализм (от греч. anti — против и лат. clericalis — церковный) — направленность против засилья церкви (но не религии) в духовной жизни общества;
    ♦ антиобскурантизм (от лат. obscurans — затемняющий) — борьба с мракобесием, с враждебными науке и образованию силами.
    Философия Просвещения известна главным образом своей социально- политической частью. В ней получили свое обоснование принципы буржуазного общества (свобода, равенство прав, частная собственность) взамен феодальных
    (зависимость, сословность, условная собственность, абсолютизм). Социальные явления философия Просвещения объясняла законами природы: законы развития общества и законы природы отождествлялись.
    2 . Правовые идеи Гоббса и Локка, субъективный идеализм Беркли,
    агностицизм Юма
    Зарождение идей английского Просвещения следует искать еще в трудах
    Томаса Гоббса(1588-1679), направленных на поиск оптимального общественного устройства. В трактате «Левиафан» разработал теорию общественного
    договора, согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. По мнению философа, без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию в силу своей естественной вражды друг к другу, «борьбы всех против всех». А чтобы договор был обязателен для всех, нужна непреклонная власть, которая обеспечила бы следование закону. У Гоббса абсолютная власть сосредотачивалась в руках государства, оно по своему характеру — абсолютистская организация, которая обладает такой силой власти, что внушает страх. Гоббс приносит в жертву государству свободу гражданина, делая это как бы в интересах последнего. Худшим из зол, считает Гоббс, является анархия, неизбежная при отсутствии государства.
    Джон Локк (1632-1704) в «Двух трактатах о государственном правлении» дополнил эту теорию идеей существования естественных прав человека. К есте- ственным правам он относил право на жизнь, свободу, собственность. Но он, как и Т. Гоббс, считал, что для защиты «естественных прав» граждан, включая их жизнь, необходимо государство, которое является результатом «общественного договора». Но государственная власть не может действовать по произволу. У
    Локка власть делится на исполнительную, законодательную и судебную.
    Решающее значение, по его мнению, должна иметь сосредоточенная в парламенте законодательная власть. Правовая концепция Локка ставит во главу угла соблюдение гражданской самостоятельности индивида и уважение к конституции. В заключение следует отметить, что новый стиль философского мышления привел к выработке развитого юридического мышления.
    Также он проработал учение о чувственной природе познания (сенсуализм).
    Чувственный опыт — основа всякого знания, никаких врожденных идей в душе нет. Последняя может быть уподоблена чистой доске (tabula rasa), письмена на которой оставляет только опыт. Проблема объективности знания решается

    Локком в его концепции первичных и вторичных качеств. Первичные (присущие самим вещам) качества - это математические и пространственно-временные характеристики фигуры, массы, движения и т. п., а вторичные (не свойственные вещам) - это субъективные ощущения цвета, вкуса, запаха и т. п. Таким образом,
    Локк не признавал объективных свойств предметов, не сводимых к механическим.
    В эпоху Просвещения философские инициативы Бэкона и Декарта имели своих продолжателей. В эмпирическом варианте таковыми были Джорж Беркли
    (1685-1753) и Дэвид Юм(1711-1776).
    Теоретически разрушить представление о материальной субстанции стремился епископ Беркли. Он отрицал локковское разделение первичных и вторичных качеств на том основании, что и фигура, и вкус в равной степени суть ощущения. Вещи - это комбинации ощущений, а вовсе не проявления материальной субстанции, которая, по Беркли, есть измышление и фикция.
    Скептическую позицию в философии занимал Давид Юм. По его мнению, вопрос о бытии материальной или духовной субстанций принципиально лежит за пределами чувственного опыта и поэтому неразрешим. Единственная данность - некий поток "впечатлений", причины которых непостижимы. Задача философии - исследовать яркие и устойчивые моменты в потоке сознания и составить соответствующие практические руководства.
    3. Историческое значение философии Французского Просвещения (Вольтер,
    Руссо, Монтескье, Ламетри, Гольбах, Дидро, Гельвеций).
    Расцвет философии Просвещения приходится на XVIII столетие. Ее идейным центром становится предреволюционная Франция. Начало эпохи
    французского Просвещения XVIII в. связывают с появлением сатирических сочинений Вольтера (1694-1778, наст, имя Франсуа Мари Аруэ). Вольтер не внес в философскую мысль принципиально новых идей, однако антифеодальный и антиклерикальный пафос его произведений стал отправной точкой формирования новой идеологии. Вольтер вошел в историю философии как блестящий публицист и пропагандист физики и механики Ньютона, английских конституционных порядков и учреждений, защитник свободы личности от пося- гательств церкви, иезуитов, инквизиции. «Кандид», «Орлеанская дева», его статьи в «Философском словаре», «Энциклопедии» получили широкое распространение во всей Европе.
    На формирование революционной идеологии Европы огромное влияние оказал Жан-Жак Руссо (1712-1778), автор знаменитого произведения
    «Общественный договор», которое явилось теоретическим »обоснованием гражданского общества, основанного на свободе и безусловном равенстве юридических прав.
    Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - один из основоположников географического детерминизма. Он считал, что климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Монтескье развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой" для
    поддержания порядка в обществе и его нравственности.
    Автор нашумевшей в свое время книги «Человек-машина» Жюльен Офрэ
    де Ламетри (1709-1751) является представителем французского Просвещения
    XVIII в. Ламетри утверждает, что материальный мир «существует сам по себе», что у него не было начала и не будет конца. Он ставит задачу опровергнуть взгляд Декарта на животное как на бесчувственную машину и доказать, что человек — такое же животное, как и другие высшие животные, и отличается от них лишь степенью развития ума. Однако человека он изучает как машину, опираясь на законы механики, ошибочно полагая, что исследование механики тела человека автоматически приведет к раскрытию сущности его чувственной и мыслительной деятельности.
    Наиболее последовательным выразителем философских учений французского материализма стал Поль Анри Гольбах (1723-1789). Его произведение «Система природы» получило название «кодекса материализма и атеизма XVIII в.». Он написал яркие атеистические памфлеты: «Разоблаченное христианство», «Религия и здравый смысл», «Карманный богословский словарь» и др. Его произведения содержали изложение таких важнейших онтологических проблем, как проблемы материи, природы, движения, пространства, времени, причинности, случайности, необходимости и др. Для него именно природа есть причина всего, ибо она существует только благодаря самой себе, а не Богу.
    Дени Дидро (1713-1784) в своих работах: «Философские принципы материи и движения», «Мысли об объяснении природы», «Письмо о слепых в назидание зрячим», «Сон Д'Аламбера», выступая против субъективного идеализма. Все, что существует, учил он, материально. Мир беспрерывно зарождается и умирает, в каждый момент находится в состоянии зарождения и смерти; никогда не было и не будет другого мира.
    Попытка решения вопроса о взаимодействии между социальной средой и личностью является одной из бесспорных заслуг французского материализма, особенно Клода Адриана Гельвеция (1715-1771). Гельвеций в работе «О человеке» пишет: «Люди не рождаются, а становятся такими, кто они есть».
    Человек «есть всегда то, чем его делает положение, в котором он находится». Под средой Гельвеций понимал не климат и почву, как Монтескье, а совокупность предметов и явлений, способных влиять на человека.
    Французские материалисты воспели царство разума, вечной спра- ведливости и равенства. Равенство ими понималось как равенство граждан перед законом. Существеннейшим из прав объявлялось право частной собственности.
    Весьма важным и глубоким у французских материалистов является рассмотрение роли личности в истории и роли среды в формировании личности. Они полагали, что великие люди определяют характер и нравы народов, делают свои народы счастливыми и несчастными, воинственными, суеверными, жаждущими славы или денег, безрассудными или благоразумными. Они считали, что от рождения все люди равны и одинаковы. Умственное и нравственное их различие порождается только различным воспитанием и различными условиями жизни.
    Французский материализм предпринял попытку преодолеть разрыв между
    «царством» природы — растительным, животным миром — и человеком,
    господствовавший в естествознании.
    Историко-философская литература указывает на прямую связь между французским Просвещением и Французской буржуазной революцией 1789-1794 гг., на ту роль, которую сыграли мыслители в подготовке умов к сокрушению феодальной системы и утверждению буржуазного строя.
    Подводя некоторые итоги изучения данного периода отметим, что просвещение — это большой и важный этап в истории культуры, философской и общественной мысли. Основные теории Просвещения — теория естественного права и общественного договора — подготовили будущие социально- политические преобразования. Система философского мировоззрения просветителей включала в себя не только социальные, но и материалистические, и атеистические идеи, отражающие в себе математическое и описательное есте- ствознание.
    Значение эпохи Просвещения:
    в философии оно выступало против всякой метафизики, содействовало развитию любого рода рационализма;
    ♦ в науке способствовало развитию естествознания, достижения которого оно часто использовало для доказательства научной правомерности взглядов и веры в прогресс;
    ♦ в области морали и педагогики проповедовало идеалы гуманности;
    ♦ в политике, юриспруденции и общественно-экономической жизни проповедовало освобождение человека от несправедливых уз, равенство всех людей перед законом.
    Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы
    Примечание: данная форма самоконтроля позволяет студенту дать
    собственные оценки и понимание философских вопросов.
    1.
    Чем примечательна эпоха Просвещения?
    2.
    Какие образы человека и общества предстают в концепциях общественного договора 17-18 вв.?
    3.
    Что означает локковская «чистая доска» и что наносит на нее знание?
    4.
    Сравните понятия «просвещение» и «просвещенчество».
    5.
    Что означает выражение «будущее похожее на прошлое» в философской концепции Д. Юма? Чем объяснял философ это явление?
    6.
    Каковы общественно-политические идеалы французского Просвещения? Какие последствия знала история?
    7.
    Назовите представителей французского Просвещения и парадигмы их учений.
    8.
    Как относились Вольтер и Гольбах к религии и к церкви?
    Обоснуйте ответ.
    9.
    Как трактуется проблема познания в учении Д. Беркли?

    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   ...   15


    написать администратору сайта