Волохова Курс лекций Философии. Курс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие
Скачать 0.63 Mb.
|
Дионисия Ареопагита (псевдоним неизвестного автора V-VI вв.). Дионисий утверждал неизреченность и непознаваемость Бога, его истечение в мир в виде световых эманаций, организацию небесного воинства, церкви и вселенной в иерархическом порядке убывания светоносности, которая угасает во мраке «меона» (небытия). Поскольку слово, разум не в силах выразить божественную сущность, утверждаются экстатические, мистические пути слияния с Богом. Рационалистические идеи присущи Михаилу Пселлу(1018—1090-е гг.). Михаил стремился к созданию синтеза античных и христианских воззрений. Помимо «высшей философии» (теологии), постигаемой откровением, он признавал значение и «низшей», т.е. знания, достигаемого логическими доводами. В духе Платона, промежуточное место он отводил математике, «науке о бестелесном». Пселл подвергал рационалистической критике представления о чудесах. Напротив, мистицизмом проникнуто учение византийского исихазма (от греч. «hesychia» - внутренняя тишина, покой, отрешенность), представителем которого был Григорий Палама(1296-1359). В исихазме уделяется основное внимание духовному миру человека, практическим приемам его со- вершенствования в направлении достижения непосредственного контакта с божественной реальностью. Григорий утверждал, что аскет-исихаст в экстатическом состоянии воспринимает несотворенное и невещественное излучение Бога (Фаворский свет). Выступая против рационалистической теологии, Григорий резко противопоставил божественное и мирское. Мир сотворен из «энергий», исходящих от Бога, но противоположных Его сущности, как все познаваемое противоположно непознаваемому. Путь к Богу лежит через безмолвие («исихия»), которое есть «оставление ума и мира, забвение низших, тайное ведение высших». Византийская философия оказала большое влияние на западную (в особенности в эпоху Возрождения), а также на русскую философскую мысль. 5.Философские идеи развитого средневековья. Номинализм и реализм Связующим началом западноевропейского средневекового общества являлись церковные иерархические структуры. В мировоззрении всецело господствовал теоцентризм, где мир представлялся в виде колоссальной вертикально организованной иерархической системы, на вершине которой (на престоле мира) пребывает Бог. В теоцентрическом мировоззрении значимость вещей и событий не ограничивается их непосредственной функцией и внешней формой. В обычных предметах надлежит искать скрытые высшие смыслы. При этом пространственно-временная разобщенность не существенна. На средневековых иконах органично изображались персонажи и события, разнесенные в пространстве и времени, например, евангелист Лука, рисующий с натуры мадонну с младенцем. Важнейшей общественно значимой фигурой был богослов. Именно в его распоряжении находились основные коды для расшифровки значимости тех или иных природных или социальных явлений. В средние века Библия – книга исключительно для богословского пользования. Очевидна необходимость в особой системе подготовки квалифицированных богословских кадров. В этой системе предоставлено законное место и философии, она становится схоластикой (т. е. «школьной») и служанкой богословия. Апелляция к цитатам из Священного писания, из сочинений отцов церкви и канонизированных авторитетов были основными способами обоснования истинности. Особое значе- ние придавалось логичности рассуждения и вывода. Именно в области логики философы той эпохи оставили наиболее существенные достижения, сохраняющие свое значение и поныне. Проблемы взаимоотношений мира и Бога, единичного и общего, знания и веры широко дискутировались в философской среде. Одной из важнейших тем философии средних веков является многовековой спор об универсалиях (т.е. общих понятиях). Средневековые реалисты настаивали на объективно-реальном существовании универсалий, номиналисты же ставили их в зависимость от познания единичных вещей, называли их именами (по лат. Nomen – имя) для обозначения общих свойств каких-либо классов единичных предметов. Реалистическую позицию отстаивал один из отцов схоластики Ансельм Кентерберийский(1033-1109). В понимании мира он придерживался взглядов, близких Платону: понятия обладают реальностью. Истина содержится не только в интеллекте, она обладает самостоятельным существованием. Универсалии связаны с единичными вещами, но существуют независимо от них. По убежде- нию Ансельма, мышление должно быть подчинено вере. «Верую, чтобы уразуметь» – таков его девиз. Ансельм известен своими доказательствами бытия Бога, которые в его собственном представлении имели характер не столько аргументации, сколько иллюстрации. Наиболее известно его онтологическое доказательство. Определив понятие Бога как «то, больше чего не мыслимо», Ансельм утверждал, что поскольку суждение «Бог существует только как понятие в интеллекте» противоречит исходному определению, то Бог по необходимости обладает реаль- ным существованием. Этой аргументации предстояла долгая жизнь. Не имевшая серьезного значения в средние века, она обрела таковое уже в Новое время. Представителями номинализма были англичане Роджер Бэкон(1214—1292) и Уильям Оккам(1290-1350). Бэкон считал универсалии не самостоятельными, но существующими только в единичном, которое объективно, независимо от общего и мыслящего начала. Во времена, когда в методологии господствовали ссылка на авторитет и дедуктивный вывод, Бэкон, напротив, предлагал исходить из непосредственного опыта. Он был убежден в том, что опыт необходим для познания не только чувственных, естественных, но и сверхчувственных, сверхъестественных предметов. Истину о Боге возможно приобрести при посредстве не разума, но опыта, который бывает двух видов – внешний и внутренний. Внутренний опыт имеет интуитивный, мистический характер, он предполагает божественное озарение. Бэкон сам активно занимался экспериментированием, предугадал ряд позднейших технических изобретений (телескопа, самодвижущейся повозки, летательных аппаратов, пороха и т. п.). Роджер Бэкон опередил свое время, вследствие чего был на подозрении у церковного начальства, подвергался репрессиям. Вместе с тем следует отметить двойственность его идей, что проявилось в учении о двух родах опыта. Такие дуалистические мотивы еще более ощутимы у Оккама. Судьба Оккама оказалась втянута в водоворот не только идейных, но и политических коллизий эпохи. Вынужденный бежать от преследований, он поступил на службу к боровшемуся с папой королю Людвигу Баварскому. Оккам резко критиковал институт папства, считал его временным учреждением. Универсалии, согласно Оккаму, являются лишь знаками реальных единичных вещей. Единичное является единственным объектом науки. Универсалии используются как логические подручные средства в познании вещей. Утверждения, не основанные на знании вещей, являются сомнительными. Так, Оккам высказывает не согласующуюся с авторитетом Аристотеля идею о материальной однородности подлунного и надлунного миров на том основании, что нет нужды делать лишние допущения. Он сформулировал знаменитый прин- цип простоты научного описания, получивший название «бритвы Оккама»: «Не следует умножать сущности сверх необходимости». Это методологический принцип, согласно которому из науки должны быть устранены все не самоочевидные и не проверяемые опытом допущения. Оккам был убежден в том, что философия и теология должны быть автономными, должен соблюдаться принцип двух истин. Его девиз в отличие от ансельмовского выражался словами: «Верую и разумею». Дуалистические взгляды, альтернативные господствующим в средневековой схоластике идеям, были не только гносеологическими (двойственность истины), но и онтологическими. Эти последние проникали в Европу из мусульманского мира, где получил распространение арабский перипатетизм. 6. Арабская средневековая философия Учение аристотелевской (перипатетической) школы получило широкое распространение на арабском Востоке, причем здесь оно самым тесным образом было связано с конкретными науками – медициной, астрономией, математикой и его в меньшей степени стремились приспособить к букве Корана, чем на Западе – к Библии. Иранский мыслитель Ибн-Сина(Авиценна; 980-1037) оставил около четырехсот сочинений на арабском и около двадцати на персидском языке по всем известным тогда разделам научного и философского знания. Главный энциклопедический труд «Книга исцеления» состоит из четырех разделов, посвященных вопросам логики, физики, математики (включая музыку и астрономию) и метафизики. Авиценна развивал идеи аристотелизма, хотя сам Аристотель вряд ли признал бы в нем своего верного ученика. Он учил, что мир не сотворен во времени, он представляет собой вневременную эманацию (истечение) Бога, «первой причины». Из Бога проистекают в иерархическом порядке умы, души и тела небесных сфер согласно аристотелевской космологи- ческой картине. Один Бог обладает абсолютным существованием, все остальное существует лишь в потенции, актуализация которой всецело зависит от Бога. Однако истекший от бога мир обладает относительной автономией и, будучи ограниченным в пространстве и времени, существует по законам самодвижения. Гораздо более радикальным аристотелизмом отличались воззрения Ибн- Рушда(Аверроэса; 1126-1198). Его основные труды представляют собой ком- ментарии к произведениям Аристотеля. Аверроэс утверждал вечность мира и несотворенность первоматерии. Бог, «совечный миру», только актуализирует потенциальные формы, заложенные в материи. В его трудах обосновывается необходимость разделения теологии и философии, утверждается упоминаемый выше принцип двух истин. Дуалистические идеи арабского Востока проникали в Европу; так сложилось целое направление, получившее название латинского аверроизма, представителем которого был Сигер Брабантский(1235-1282). Взгляды его были осуждены церковью дважды (в 1270 и 1277 гг.). Анафеме были преданы тезисы, в принципе вполне совместимые с радикальным аристотелизмом: о совечности мира Богу, о несуществовании первого человека, о смертности человеческой души, о невозможности божественного предвидения единичных событий. Сам Сигер был предан суду инквизиции и был убит, как считается, по указанию церковных властей. 7. Фома Аквинский – систематизатор средневековой схоластики Своеобразным завершением философского развития в средние века явилась томистская доктрина, т. е. система взглядов Фомы Аквинского(Томаса Аквината; 1225-1274). Благодаря своему умению при рассмотрении любого вопроса опереться на здравый смысл, отыскать результирующее, гармоническое решение Аквинат, как никто другой, заслужил прозвание «Аристотеля в тонзуре» (т. е. с выбритой по монашескому чину макушкой). В его основных трудах «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» основы христианского вероучения отработаны в духе аристотелевской культуры здравого смысла. Один из его жизненных девизов гласил: внимай не тому, кто говорит, но тому, что говорится. Что же касается теории, то здесь его претензии на аристотелевское наследство не столь бесспорны. Фома адаптировал идеи Аристотеля для нужд теоцентризма. Абсолютным бытием обладает только Бог, «чистая актуальность». Все единичное является сотворенным, имеет характер случайный и обу- словленный. Материя – «чистая потенциальность», «слабейший вид бытия», характеризуется лишь пассивной восприимчивостью к воздействию извне. Поскольку Бог есть бытие, которое имеет раз и навсегда установленный порядок и иерархию, то нравственная жизнь человека, согласно мыслителю, заключается в следовании этому порядку как в личной, так и в социальной жизни. Т.о., философ оправдывает и закрепляет сословно-корпоративную мораль феодализма. Каждый человек должен занимать то положение в обществе, которое ему предопределено Богом и его наместниками на земле: католической церковью и светской властью. Человек испытывает и переживает высшее блаженство только при виде божественной сущности. Но «видеть Бога таким, каков он есть» дано только тем, кто выполняет все предписания религиозной морали и указания церкви. В споре об универсалиях Фома Аквинский стоял на умеренно-реалис- тических позициях. Универсалии существуют до вещей как прообразы сущего; в вещах как образы, получившие воплощения; наконец, после вещей как результат абстракции. В томизме сформулирован принцип гармонии веры и разума. Аквинат был убежден в том, что с помощью разума можно подняться до истин откровения. Отвергнув онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского, Фома разработал и усовершенствовал систему апостериорных (т. е. исходящих из опыта) доказательств. Всего доказательств пять. От данных в непосредственном опыте движения, причинной цепи, степеней совершенства и, наконец, природной целесообразности Фома умозаключает о первом двигателе, первой причине, самодовлеющей необходимости и источнике целесообразности – т. е. о Боге. В отличие от августиновского учения о предопределении Фома отстаивал принцип свободы воли. Избегая крайностей учения Августина о государстве как следствии Каинова преступления, он утверждал в аристотелевском духе, что государство существует затем, чтобы заботиться об общем благе. Задача государя – вести граждан к добродетельной жизни, но к небесному блаженству их ведет церковь. Власть светская должна склониться перед властью духовной. Фома Аквинский был посмертно канонизирован и даже объявлен пятым учителем церкви. Пьер Абеляр выдвинул требование разумного толкования религиозных догматов. Он подчеркивал, что средством отыскания истины является сомнение: разум имеет право отклонять все ошибочное в произведениях церковных авторитетов и лишь в случае неразрешимых противоречий избирать те доводы авторитета, которые сочтет более убедительными. В сочинении «Познай самого себя, или Этика» Абеляр, в противоположность Августину, доказывает, что человек по свободной воле может не только грешить, но и быть добродетельным. Совесть – естественный закон, присущий всем людям и выступающий критерием нравственности: поступок по совести не является греховным. С необычной страстью Абеляр отстаивает ценность человеческой личности, ее право на самостоятельность и счастье, осуждает бесчеловечность ортодоксальных богословов, которая основывается на невежестве и нетерпимости. Его учение было осуждено Суассонским (1121) и Санским (1140) соборами и папой Иннокентием II прежде всего за антиавторитарные тенденции: именно в этом пункте воззрения Абеляра особенно близко соприкасались с народными ересями. Но такие идеи были не только протестом против абсолютизации божественной санкции в морали, но и своеобразным предвосхищением последующих судеб этической рефлексии на новом этапе истории. Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы Примечание: данная форма самоконтроля позволяет студенту дать собственные оценки и понимание философских вопросов. 1. Какова роль философии в средние века? Определите временные рамки так называемых средних веков? 2. Какое событие стало началом Средневековья? 3. Каковы философские истоки теоцентризма? 4. Что характеризует Августина как виднейшего философа патристики? 5. Охарактеризуйте основные идеи византийской средневековой философии? На какую национальную философию они окажут наибольшее влияние в последующем ходе истории? 6. В чем суть проблемы универсалий? 7. Раскройте этимологию слов «номинализм» и «реализм». 8. Определите связь аристотелевской (перипатетической) школы и арабской средневековой философии. 9. Философская концепция Фомы Аквинского. Пять доказательств бытия Бога в учении Фомы. 10. Средневековая концепция теории «двойственной истины» и ее место в истории философии. 11. Пьер Абеляр как мыслитель на первый план выдвинул человеческую личность. Порассуждайте по поводу данного утверждения. Лекция 6. ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVII В.) 1. Основные идеи философии Возрождения. 2. Предпосылки философии Нового времени. 3. Философия Ф.Бэкона. Разработка индуктивного метода. 4. Рационалистическая концепция Р. Декарта. 5. Учение Спинозы и Лейбница о субстанции. Основная литература Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 96-131, 572-573. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. С.114-135. Дополнительная литература Краткий очерк истории философии. М., 1981. Локк Д. Сочинения: В 3-х т. – М., 1985. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001. Островский Э.В. История и философия науки. – М., 2007. Гл. 9. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. – М., 1957. Спиркин А.Г. Основы философии. М., 1988. Соколов В.В. Спиноза. – М., 1977. Субботин А.Л. Фрэнсис Бэкон. – М., 1974. 1. Основные идеи философии Возрождения XV-XVI вв. знаменовались серьезными подвижками в экономической, социальной и политической областях жизни Европы. Развитие экономических связей способствовало консолидации централизованных государств, где значимость церковной присяги вассала сеньору обретала чисто ритуальный смысл. Влияние церкви падает, как и статус отношений государя и папы. Новые экономические и геополитические обстоятельства требовали значительной социальной мобильности, массовых перемещений в социальном и географическом пространствах. Это приводило к дезинтеграции социальных структур средневековья, основанных на принципе жесткой привязки индивида к сословию и корпорации (каждый обязан служить Богу на предназначенном ему от рождения месте). В мировоззренческом отношении имел место разлад реальности и ее образа. В самом слове "мировоззрение" заложено некое равновесие "мира" и "воззрения" и если второе не соответствует первому, то налицо мировоззренческий кризис. В юридический процесс проникает обычай действовать по правилу "закон - что дышло". Так, в знаменитой инквизиторской книге "Молот ведьм" содержится "модернизированная" интерпретация суда божьего: "Ведьмы с помощью бесов могут быть защищены от ранений при испытании раскаленным железом... Поэтому-то ведьмы, меньше чем кто-либо другой, могут считаться очищенными, если вынесут испытание раскаленным железом. Более того! Тот факт, что обвиняемые требуют подобного испытания, дает право подозревать их в том, что они - ведьмы". Поиск выхода из мировоззренческого кризиса осуществлялся по двум направлениям: в теологии |