Волохова Курс лекций Философии. Курс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие
Скачать 0.63 Mb.
|
Лекция 8. ФИЛОСОФИЯ КЛАССИЧЕСКОГО РАЦИОНАЛИЗМА XVIII – XIX ВВ. 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки. 2. Теория познания (гносеология) и методология. 3. Учение о человеке и обществе. Основная литература Философия: учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М., 2004. С.147-193, 574-575. Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. С.136-167. Дополнительная литература Гегель. Энциклопедия философских наук. – М., 1975. Гегель. Наука логики. В 3-х т. - М., 1970-1972. Данто А. Ницше как философ. – М., 2001. Краткий очерк истории философии. - М.,1981. Киссель М.А. Гегель и современный мир. - Л., 1982. Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: В 3-х т. – М., 1985. Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001. Ясперс К. Ницше и христианство. – М., 1994. Интересующий нас период характеризуется событиями, которые предопределили цивилизационный прорыв в социально-экономической, политической и культурной областях европейских стран. Интенсивное развитие естественных наук и техники, а также машинного производства, Французская буржуазная революция 1789-1793 гг., наполеоновские войны, революционные преобразования в европейских странах в 1848 г., Парижская коммуна 1871 г. (72- дневная власть пролетариата) - эти и другие события оказали сильнейшее влияние прежде всего на направленность и темпы общественного развития во всех странах. В то же время они привели к обострению социальных противоречий и усилению влияния в духовной жизни людей тех мыслителей, которые, используя идейно-нравственное брожение народов, неустанно проповедовали именно духовные ценности: свободу, справедливость, истину, добро, красоту. Особенно ярко это проявилось в философии Германии, которая благодаря работам ее выдающихся представителей стала занимать ведущее место во всей мировой культуре. Немецкая философия XVIII-XIX вв. на первый взгляд не является однородной, так как она состоит из различных течений: объективного идеализма (Лейбниц, Вольф, Гегель), субъективного идеализма (Фихте), реализма (Шеллинг, Кант), антропологизма (Фейербах), материализма (Маркс, Энгельс), иррационализма (Шопенгауэр), философии жизни (Ницше). Однако более внима- тельное ознакомление с ними раскрывает принципиальную общность их основной проблематики, образуя некую единую философскую преемственность. Это прежде всего относится к диалектике - философскому учению о всеобщих связях и взаимодействии, о противоречиях и формах их возникновения и разрешения, о развитии. Именно диалектические идеи легли в основу их онтологических, гносеологических и методологических исследований, а также понимания ими человека, общества, государства, различных форм об- щественного сознания (политики, права, морали, религии, философии и науки). 1. Натурфилософия. Новое понимание философии и науки В начале XVIII в. механистическая картина мира перестала соответствовать новому этапу развития естествознания, требовавшего рассматривать природу не в ее статическом состоянии, а в динамике. В Германии первым мыслителем, усмотревшим эту проблему, был Готфрид Вильгельм Лейбниц(1646-1716). В своем основном философском произведении "Монадология" (1714) он выдвигает и по-своему обосновывает ряд основополагающих диалектических идей- принципов. Так, он считает, что, кроме Бога как изначальной деятельной причины всего существующего, имеется бесконечное количество "отдельных деятелей" - монад. Mонады - это "истинные атомы" вещей, неделимые субстанции, сущности (принцип элементаризма); они не материальные (как у Де- мокрита), а идеальные начала (принцип одухотворенности всего существующего); они не похожи друг на друга и в то же время едины в своей духовной основе, взаимодействуя друг с другом (принципы индивидуализации, всеобщей связи и взаимодействия, единства противоположностей, противоречивости); каждая монада отражает в себе весь мир (принципы отражения и единства конечного и бесконечного); они обладают внутренней активностью (силой) и действием (принцип внутреннего динамизма, самодви- жения); они постепенно, без скачков, изменяются не только количественно, но и качественно, реализуя при этом свои бесконечные возможности, достигая максимальных результатов с минимальной затратой средств — от смутных неосознаваемых восприятий, которыми они обладают, до осознаваемых "цельных" представлений и идей (принцип непрерывного развития). Все эти принципы образовали основу всей философской системы Лейбница. Благодаря ним он в своей натурфилософии рассматривает природу как единую, постоянно изменяющуюся систему, где одни ее формы необходимо сменяются другими по эволюционной лестнице развития. Отсюда он логично делает вывод о единстве и взаимопереходах неживой и живой природы, а также единстве тела и души человека (так как душа в конечном счете связана и с Богом, и со всей Вселенной, со всеми сущностями и существованиями). Христиан Вольф(1679-1754) - видный представитель эпохи Просвещения. Следуя просветительско-практическому подходу к философии и науке, ее понимания как средства образования и воспитания людей, он сделал попытку обобщить и систематизировать едва не все современные и доступные ему знания. В результате он создает свою метафизическую систему. Однако под влиянием диалектических идей Лейбница пытался выйти за ее границы. Делает он это своеобразно, обращаясь не к естественным, а к сверхъестественным, потус- торонним предметам и божественным сущностям. Однако бог у него выступает не как библейский творец мира, предмет и источник веры, а как философское понятие и предмет рационального познания и обоснования. Идеи Лейбница глубоко были поняты другим великим немецким философом Иммануилом Кантом(1724-1804). В одной из первых своих работ "Всеобщая естественная история и теория неба" (1755) он разрабатывает небулярную теорию, которая вошла в науку под именем космогонистической гипотезы Канта-Лапласа. Он, отказываясь от божественного первотолчка, утверждал, что вселенная не создана, а возникла во времени из хаотического облака разнообразных частиц и пребывает в бесконечном изменении под действием законов механики. Закон тяготения он дополнил концепцией притяжения и отталкивания и действием этих совокупных сил объяснил всю небесную механику, выводя ее из неких энергетических центров, в том числе и Солнца. Теория Канта явилась важнейшим достижением в разработке проблем объективной диалектики. Иоган Готлиб Фихте(1762-1814) считает, что философия должна быть "наукоучением": она призвана "вскрывать основоположения всех возможных наук, которые не могут быть доказаны в них самих". По его мнению, таким основоположением является идея тождества бытия и мышления. Поэтому предметом философии, считает он, является не объективный мир (как у ма- териалистов) и не эмпирическое Я (как у субъективных идеалистов Беркли и Юма), а абсолютное Я, которое интерпретируется им как некая духовная субстанция мира. Объективный же мир ("не-Я") с его материальным многообразием есть лишь отчужденная форма деятельности абсолютного Я. Эта деятельность развертывается через духовную и практическую деятельность эмпирического Я в результате взаимопревращения противоположностей Я и не- Я, достижения их тождества: субъект и объект не расколоты, а неразрывно объединены. При этом он стремится весь мир — мир природы и мир человеческой культуры - вывести из творчески и свободно действующего сознания эмпирического Я. Так, Фихте впервые в философии выдвигает плодотворные для диалектической философии идеи: противоречивого единства бытия и мышления, взаимопревращения противоположностей. Фридрих Шеллинг(1775-1854) в своей натурфилософии попытался преодолеть субъективизм фихтевского понимания противоречий и их источника, считая, что тождество бытия и мышления является абсолютным, ибо природа сама имеет душу (идея Лейбница), и главная задача естественных наук и философии показать объективное и как духовное, "одухотворенное", и в то же время как абсолютно противоречивое. Таков, по его мнению, есть универсальный диалектический принцип для объяснения всех явлений, ибо все в природе открывает себя через противоположность и разрешение противоречий. Однако разрешение противоречий в природе происходит без скачков; дух в своем становлении не возникает, а лишь мало-помалу вышелушивается из материи. Таким образом, развитие у Шеллинга сводится к постепенному наращиванию в зачатке уже предпосылочного — духовного. Отсюда видно, что рационального перехода от абсолютного Я (духа, бога) к миру он не нашел и не мог найти. Поэтому Шеллинг все чаще начинает допускать, что в его абсолюте кроется нечто темное, непостижимым образом прорывающееся в существование. Постичь этот процесс с помощью разума невозможно, а возможно только с помощью "интеллектуальной интуиции", откровения. Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770—1831), стремясь сохранить и утвердить монистический характер философии тождества бытия и мышления, вносит свое понимание в этот ее основополагающий принцип. Он рассматривает мир и его развитие не вне абсолюта, а внутри его: абсолютный дух был включен им в работу истории, а развитие мира было представлено как история абсолют- ного. В натурфилософии Гегеля природа рассматривается в ее духовной сущности, а не в ее материальной конкретности. Поэтому она включает элементы диалектики. Однако, по Гегелю, это будет не истинная диалектика, а отчужденная, грубая диалектика абсолютной идеи (духа). Истинная диалектика, ведущая к совпадению объективного и субъективного, в объяснении природы не- возможна. Гегель утверждает, что естествоиспытатель, изучая природу, во- первых, "всегда остается в сфере конечного" и хотя видит противоположности, однако не понимает всеобщей связи. Это хорошо показано на примере механики, где, например, пространство и время рассматриваются изолированно друг от друга. Во-вторых, он ошибочно считает, что естествоиспытатель имеет дело с косным, материально-телесным материалом (идея Платона и Аристотеля), не "выносящим противоречий", а, следовательно, исключающим развитие, качественное превращение одного в иное. В природе, говорит он, есть лишь "рядоположенное" изменение в форме бесконечного простого перемещения в пространстве - по кругу. Поэтому не случайно Гегель отвергает представление о химическом процессе как о взаимодействии атомов, оспаривает факт, что вода состоит из водорода и кислорода, а также оставляет без внимания гипотезу Канта о возникновении во времени солнечной системы путем развития. Новое, по Гегелю, возникает только в духовной сфере. Таким образом, в своей натурфилософии Гегель не смог преодолеть метафизичность механического понимания природы, хотя уже в его время догадки о развитии стали возникать в таких науках, как геология, эмбриология, физиология растений и животных, органическая химия. Это можно показать на примере творчества Гете. Иоган Вольфганг Гете(1749-1832) - не только выдающийся философствующий поэт, но и видный исследователь природы. В своем произведении "Метаморфоз растений" (1780) он более последовательно проводит диалектические идеи в понимании природы. Гете активно выступал против метафизической теории Линнея о неизменности видов. Он еще до Дарвина начал обосновывать эволюционные идеи, доказывая факт связи мира животных и мира человека. При этом природу он рассматривал как целостную систему, где все взаимосвязано и взаимодействует, полярно, самодвижется и качественно изменяется. Эти идеи сыграли большую роль в развитии как естествознания, так и философии, служа более верному пониманию их взаимоотношений. Карл Маркс(1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) совместно разрабатывали свою философию — диалектический материализм. Они подвергли критике своих предшественников — идеалистически мыслящих философов, видя истоки их идей в признании бога, религии. Именно это, по их мнению, и не позволило им рассматривать природу как бесконечно развивающийся объективный и противоречивый процесс. Энгельс в своих работах "Анти-Дюринг" и "Диалектика природы" определяет диалектику как фи- лософскую науку о всеобщих законах развития природы, общества и познания. Утверждается, что таковыми являются законы взаимного перехода качества и количества, единства и борьбы противоположности и отрицания отрицания. Помимо этого, сложный процесс развития раскрывается с помощью ряда диалектически взаимосвязанных категорий: единичного и общего, сущности и явления, причины и следствия, необходимости и случайности, содержания и формы, конечного и бесконечного, покоя и движения, возможности и действительности. Кроме этого, Энгельс, учитывая достижения науки того времени, впервые определяет пять основных форм движения материальных образований: механическую (перемещение тел в пространстве), физическую (движение молекул), химическую (движение атомов), биологическую (движение белковых тел), социальную (общественные отношения, возникающие в результате практической деятельности людей). Он считал, что эти формы могут переходить друг в друга, развиваться от менее сложных к более сложным. Все эти положения легли в основу разработки нового, качественно отличного от механического и религиозного мировоззрения - диалектико-материалистического, сыгравшего в дальнейшем положительную эвристическую роль в решении проблем развития естественных наук. 2. Теория познания (гносеология) и методология В немецкой философии проблемы познания, его развитие и методы постоянно оставались центральными. Именно в этой области ее авторы внесли наиболее существенный вклад, содержащий в себе, однако, не только верные, но и ошибочные решения, но то и другое отвечало достижениям и уровню развития естествознания и философии того времени. Так, Лейбниц в своем произведении "Новые опыты о человеческом разуме" (1705) не соглашается с мнением Аристотеля и Локка о том, что с самого начала познания человеческую душу можно уподобить чистой доске, а человек в процессе своей жизни, познавательной деятельности и опыта "рисует" на ней окружающий его мир своими красками. Он, как Платон и Декарт, признает мысль о врожденных идеях, но эти идеи (т.е. истины) у него развиваются - от зародышевых, обыденных, до осознания, понимания их содержания в естественных науках, математике, логики и философии. Кроме этого, развитие осуществляется по известным формально-логическим законам и с учетом вышеизложенных онтологических принципов всеобщей связи, тождества и различия, противоречивости, развития и др. Важный вклад в развитие диалектической теории познания внес Иммануил Кант. Во втором периоде своего творчества, получившего название "критический", он как и Лейбниц, остро почувствовал недостатки эмпиризма и рационализма и по этой причине решительно переходит от исследования естественнонаучных проблем к тщательному анализу процесса познания. Свои взгляды он излагает в трех основных работах: "Критика чистого разума" (1781), где рассматриваются гносеологические проблемы; "Критика практического разума" (1788), где изложено этическое учение; "Критика способности суждений" (1790), где рассматриваются вопросы эстетики. Каждая из этих "Критик" последовательно должна ответить на свои основные вопросы: "Что я могу знать?", "Что я должен знать?", "На что я могу надеяться?" Кант принимает традиционное разделение сил процесса познания на три этапа: чувства, рассудок и разум, считая, что каждая из этих сил имеет свои способности и возможности. Так, чувственные показания, считал он в противовес сенсуализму, не могут считаться достоверным началом знания, так как они не похожи на вещи; они не сами вещи, а некое приближенное изображение, подобно тому, как дым, вызываемый огнем, не похож на огонь. Но главный недостаток ощущений в том, что они единичны и дают лишь хаотичные знания не о необходимости, а о случайности, не могущие служить сами по себе исходным материалом дальнейшего познания. В поисках решения этой сложной проблемы Кант, подобно Декарту и Лейбницу, ошибочно приписывает чувственной способности врожденные (априорные) формы созерцания - пространство и время, которые, во-первых, вносят первоначальную организованность, системность в наличный хаос ощущений, и, во-вторых, выявляют активность субъекта уже в исходном моменте чувственного познания. Действительно пространственно-временные ориентации являются первыми и элементарными, но субъект ими обладает не априорно (доопытно, врожденно), а приобретает их в результате своей жизненной практики. Пространство и время являются не субъективными формами созерцания, а объективными реалиями, отраженными в субъективном мире человека. Поэтому у Канта и подучается, что в процессе познания неадекватно представляющий вещи хаос ощущений образует феномены (явления), а ноумены (сами вещи) остаются за пределами доступности. Ноумены лишь вызывают ощущения, из которых формируются феномены, а сами по содержанию с ними не совпадают, то есть прямого отражения в сознании не получается. Значит объективно существующая вещь остается непознаваемой - "вещью в себе". Такая точка зрения в гносеологии получила название агностицизм (от греч. agnostos – непознаваемый). Действительно Кант раздваивает мир на объективный (непознаваемый) и субъективный (феноменальный, эмпирический). Именно последний только и может, по Канту, быть предметом дальнейшего — рассудочного познания. Рассудок обладает априорными (доопытными) категориями и способностью к аналитическим и синтетическим суждениям, которые он "накладывает" на чувственный материал, создавая по законам логики идеальную модель познан- ного на этом уровне мира. Таким образом, по Канту, мир конструируется рассудком. Однако учение о категориях Канта, несмотря на идеализм, составляет важный шаг в истории философии и, прежде всего, в создании диалектической логики. Размышляя над ними, он выделил действительно основные категории, которые разделил на четыре группы, каждая из которых содержит в себе три вида: количество (единство, множество, цельноединость), качество (реальность, отрицание, ограничение), отношение (существенное - несущественное, причина - действие, взаимодействие), модальность (возможность - невозможность, существование - несуществование, необходимость - случайность). В учении о разуме, то есть о третьей ступени познания, Кант исследует способность его к умозаключениям, лишенным каких-либо ограничений (например "подчиняться" требованию формально-логического закона не допускать противоречивых, взаимоисключающих суждений) и постоянно ориентированным на познание абсолютного и безусловного. Здесь наиболее ценной частью является его учение об антиномиях (противоречивых умозаключениях) разума. |