Главная страница
Навигация по странице:

  • Петра Яковлевича Чаадаева

  • Александр Иванович Герцен

  • Борис Николаевич Чичерин

  • Иван Васильевич Киреевский

  • Константин Сергеевич Аксаков

  • Алексей Степанович Хомяков

  • Николая Яковлевича Данилевского

  • Константин Николаевич Леонтьев

  • Федор Михайлович Достоевский

  • Владимир Сергеевич Соловьев

  • Волохова Курс лекций Философии. Курс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие
    Дата01.03.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВолохова Курс лекций Философии.pdf
    ТипКурс лекций
    #37483
    страница11 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Илларион Киевский, Никифор ГрекиКлимент Смолятич. "Слово о законе и благодати" - одна из первых попыток рассмотреть соотношение права и закона. С точки зрения Иллариона право сопряжено со свободой человека, а закон — "с суетой земных страстей". Закон закрепляет рабство, право утверждает свободу. В
    Ветхом завете доминирует Закон, в Новом завете - Право (благодать). Ветхий завет сменяется Новым заветом, закон - правом, рабство - свободой. И в этой смене есть суть развития истории человечества.
    Позицию равновесия светской и духовной власти отстаивал духовный наставник Владимира Мономаха - Никифор Грек. Человек представляет не только небесную и тленную, божественную и тварную сферы, но и объединяет их. Через человека эти сферы сообщаются друг с другом. Посему светская и духовная власть должны не противостоять, а дополнять друг друга, находиться в состоянии равновесия.
    Рассматривая соотношения разума и чувства, Климент Смолятич отдает предпочтение разуму, ибо чувства - опора души, а ум - ее руководитель.
    Русское философствование - это рациональная форма освоения мира, но в ипостаси, отличной от классического, европейского рационализма, уходящего корнями в схоластику средневековья. Этот рационализм тяготеет не столько к академизму, сколько к практике. Возможно, это — одно из объяснений того, что в лоне русской философии зародились концепции различной направленности, но не сложилось ни одной законченной философской системы, за исключением философии всеединства В. С. Соловьева.
    Развитие русской философской мысли проходило в противостоянии двух
    тенденций. Одна ориентировала на самобытность, обусловленную своеобразием русской действительности. Вторая выражала стремление вписать Россию в общий процесс развития европейской культуры. Первоначально эти тенденции проявляются внутри духовенства, которое раскалывается на иосифлян (сторон- ников централизации и упрочения светской власти) и нестяжателей, ратующих за духовное обновление русской церкви на пути укрепления духа, а не усиления отвлеченного рассудка. Разум должен быть не средством достижения истины, а способом возвышения чистой веры (Нил Сорский).
    Позже противостояние отмеченных тенденций нашло свое выражение в противоборстве славянофилов и западников.
    2. Славянофильство и западничество в истории русской философии
    XIX
    века
    К середине XIX века вызревают все предпосылки для становления
    оригинальной русской философии. Причин для быстрого развития русской философии именно в это время можно назвать несколько:
    1 - оно связано с патриотическим подъемом в стране, вызванным победой над Наполеоном. Задача теоретического осмысления своеобразия исторического бытия России, ее правового строя, общественного уклада встала с особой остротой.
    2 - первая половина XIX века характеризовалась подъемом духовной жизни в стране, усилением влияния православия на образованную часть русского общества. Это время, связанное с подвижнической деятельностью святого
    Серафима Саровского, с возвышением Оптиной Пустыни, сыгравшей уникальную роль в истории русской культуры. Традиционная для русской мысли задача - попытаться удержать духовный опыт России в формах рационального знания, учесть его в философских, этических, правовых теориях - стала обостренно актуальной в условиях становления национального имперского самосознания.
    3 - развитие мировой философии, достигшее вершины в Германии, впервые выработало методологические средства, которые позволяли, по крайней мере, поставить саму задачу выразить духовный опыт христианства в формах научного понятия. Диалектические умопостроения немецких классиков впервые позволили без упрощения, удерживая все аспекты проблемы, выразить смысл понятия свободы, добра, справедливости, истины, сущностно значимые для русского философского и философско-правового мышления, восходящего к традиции "Слова о законе и благодати".
    В зависимости от ориентации на западные или национальные традиции, в зависимости от отношения к русской культуре, оценке ее всемирно- исторического значения, русские философы прошлого века разделились на
    западников и славянофилов.
    "Философические письма" Петра Яковлевича Чаадаева(1794— 1856) стали первой историософской концепцией западничества. Согласно Чаадаеву, всемирная история - это процесс зримого воплощения на земле Царства Божия.
    Идеал деятельности по преобразованию жизни, общества, человека в соотвествии с принципами христианства Чаадаев усматривал в католической церкви. Именно европейский, католический в прошлом или настоящем, мир для него является историческим. Православная Россия для Чаадаева осталась вне истории. Россия отделена от просвещенного человечества плотной стеной непонимания. Стоит заметить, что позже, в "Апологии сумасшедшего" Чаадаев отказался от этих взглядов.
    В дальнейшем идеи западничества в той или иной форме выражали В. Г.
    Белинский, К. Д. Кавелин, Т. Н. Грановский. Крупнейшими представителями западничества были А. И. Герцен и Б. Н. Чичерин.
    Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) выступал за революционные преобразования социально-политического уклада в России по примеру Запада.
    При этом он призывал учитывать специфику русских традиций и уклада, разрабатывая учение о своеобразном "русском социализме".
    Герцен был активным сторонником философии Гегеля, которую стремился
    переосмыслить с позиций материализма ("Письма об изучении природы").
    Согласно Герцену "истина должна доказываться не одним мышлением, а мышлением и бытием". Единство мышления и бытия, обнаруживающее себя в историческом развитии философии, находит свое наиболее полное воплощение в телесном существовании природы. В процессе познания оно должно проявить себя в тесном союзе философии и естествознания: "философия без естествознания также невозможна, как естествознание без философии".
    Выдающийся русский философ и правовед Борис Николаевич Чичерин
    (1828-1904) может быть назван крупнейшим в лагере западников представителем философского идеализма. В своем философском развитии он проделал значительную эволюцию, постоянно имея своими научными ориентирами труды классиков немецкой философии. Вместе с тем Чичерин всегда стремился к переосмыслению философии Гегеля. Знаменитую гегелевскую триаду (тезис- антитезис-синтез) он заменяет четырехчленом: а) единство, содержащее в непосредственной слитности общее и частное; б) и в) распад единства на отвлеченное общее и частное и г) высшее и конечное единство обоих. Этой схемы он придерживался во всех своих философских построениях. Наиболее ярко это выражено в книге "Положительная философия и единство науки", где русский ученый стремился показать единство законов разума и законов бытия.
    Для Чичерина "полнота" бытия абсолюта — это не конечный, а начальный момент философствования: "нельзя начинать с крайнего отвлечения чистого бытия". Первоначальное единство становится основой всего сущего или производящей причиной, — оно есть "субстанция". Чичерин без колебаний отождествляет метафизическое понятие Абсолюта с религиозным понятием
    Божества. "Абсолютные начала бытия, - утверждает Чичерин, - не могут быть поняты только, как отвлеченная категория". Таким образом, учение об Абсолюте у него переходит в религиозное учение, в учение о Творце мира и Промыслителе.
    В этике Чичерин признавал абсолютное значение личности и развивал учение о "метафизической сущности" человека. Смысл свободы человека — реальность которой категорически утверждается непосредственным чувством — заключается в возможности для человека возвышаться к сознанию безусловной своей сущности и тем самым — к сознанию своей независимости от чего бы то ни было, кроме самого себя. Человек может считаться свободным единственно вследствие того, что он носит в себе абсолютное начало.
    Славянофильство как оригинальное развитие философской мысли, как и западничество, прошло под знаком влияния "Философических писем" П. Я.
    Чаадаева. С точки зрения автора этих писем, Россия, замкнувшись в своем религиозном обособлении, отстала от "энергичного Запада, воздвигнувшего храм современной цивилизации". Когда Европа перестраивалась на базе католицизма,
    Россия продолжала пребывать в состоянии спячки. Но из этого вовсе не следует, что, проснувшись, она должна устремиться вслед за Западом, пройти тот же исторический путь. Чаадаев верит, что у России есть будущее, есть свое культурно-историческое предназначение. России предстоит "ответить на важнейшие вопросы, которые занимают человечество".
    Самобытность России была объектом философского анализа К. С. Аксакова,

    И. В. Киреевского, А. С. Хомякова. Каждый из них внес свой вклад в формирование концепции славянофильства.
    Иван Васильевич Киреевский(1806—1856) получил европейское образование, слушал лекции Гегеля, Шеллинга. Его работы "О характере просвещения Европы и его отношение к просвещению в России", "О необходимости и возможности новых начал для философии" отвергают западный путь развития за господство в нем католицизма. Католицизм Киреевский рассматривал как отклонение от истинного христианства. Для католика нормой становится активность, перерастающая в насилие. Умственный рационализм яв- ляется предпосылкой политического рационализма. Что касается русского просвещения, то оно изначально ориентировано на то оптимальное сочетание разума и веры, которое направлено на поддержание естественного отношения русского человека к природе, обществу и миру, где "созидание каждой личности созидает всех и жизнею всех дышит каждая личность", а посему философия должна опираться на "верующий разум".
    Константин Сергеевич Аксаков(1817-1860) полагал, что русский народ самобытен. Он лишен стремления к власти. Регламентом общины является нравственный закон. Община предпочитает путь мира, следуя заповедям Христа.
    Что касается государства, то, в отличие от Запада, оно вызвано не внутренней необходимостью пресечь войну всех против всех, а внешними обстоятельствами защиты отечества. Для этого русичи и призвали варягов, вверив им политическую власть, сохранив в чистоте свое естественное право. В результате возник своеобразный симбиоз. Страна живет с ориентиром на естественное право и власть авторитета, а государство живет по своим декретам, опираясь на авторитет власти. Страна (община) живет миром, а государство насилием. Этот союз разрушил Петр I. Своими реформами он превратил "подданного в раба", что позволило "злонамеренным людям" превратить Россию в "свой домашний
    Запад". Настало время возродить прежний принцип "взаимного невмешательства" в дела друг друга. Народ следует оградить от насилия, и тогда монархия обезопасит себя от революционных катаклизмов.
    Идею самобытности русского народа развивает и Алексей Степанович
    Хомяков(1804-1860). Исследуя роль различных религий в мировой истории, он делит все религии на две группы: кушитскую и иранскую. В качестве основания он берет отношение свободы и необходимости. Кушитство строится на началах необходимости, превращения людей в исполнителей чужой воли. Оно обращено к. внутреннему миру человека и требует от него сознательного выбора между добром и злом. Наиболее полно сущность иранства выражает христианство. Но христианство раскололось на католицизм, православие и протестантизм. И
    "начало свободы" уже не принадлежит всей церкви. Католицизм подменяет свободу догматом о свободе. Напротив, протестантизм абсолютизирует свободу индивидуального начала. И только православие, как считает А.С. Хомяков, гармонически сочетает свободу и необходимость, опираясь на любовь к Богу и его истины, на любовь ко всем, кто любит Бога.
    Гармоническое единство свободы и необходимости послужило методологическим принципом построения концепции соборности. Соборность -
    это не физическая совокупность людей, а их духовное единство. Стержнем соборного сознания является верующий разум, требующий не противостояния религии и философии, а их единства. Это единство подпитывает естественную разумность и цельность русской культуры, замешанных на любви сердца, веры и надежды, а не холодного расчетливого рассудка.
    От славянофильства неотделимо творчество Николая Яковлевича
    Данилевского(1822-1885), автора концепции культурно-исторических типов.
    Данилевский выдвинул идею о наличии множества несхожих культурно- исторических традиций. Нет единой общечеловеческой цивилизации, а есть культурно-исторические типы: египетский, китайский, халдейский, индийский, иранский, еврейский, греческий, римский, аравийский и европейский. Что касается других народов, то они либо играли роль разрушителей "дряхлых цивилизаций" (монголы, турки), либо были "этнографическим материалом" для других культурно-исторических типов (финны).
    Европейский тип достиг своего расцвета и, похоже, должен уступить место на культурном Олимпе славянскому типу. В отличие от предшествующих культурно-исторических типов славянский тип способен воплотить не одно, а несколько начал: религиозное, научное, экономическое и политическое, и тем самым обеспечить дальнейшее развитие человечества. Первые шаги осуществления славянского культурно-исторического типа связаны с избавлением от губительного "европейничанья", привитого петровскими ре- формами.
    Идеи Данилевского выражает его последователь, идеолог "русского византизма" Константин Николаевич Леонтьев(1831—1891). Каждый культурно-исторический тип имеет стадии циклического развития: первичной "простоты", "цветущей сложности" и "вторичного упрощения". На последнем этапе прослеживается "утрата прежних строгих морфологических очертаний", выравнивание сфер жизни общества. Но то, что принимают нередко за процесс, есть распад, разложение, переход в "неорганическую нирвану". Задача России заключается в том, чтобы сохранить свой потенциал, уберечь себя от влияния со стороны западного "всесмешания". России суждена особая миссия — создание славяно-азиатской цивилизации.
    3. Русская религиозная философия
    Русская религиозная философия представляет собой наивысшее достижение отечественного философского мышления, оказавшего значительное влияние на развитие как национальной, так и европейской культуры. У истоков русской религиозной философией стояли Ф. М. Достоевский и В. С. Соловьев.
    Федор Михайлович Достоевский(1821-1881) формулировал идею все-
    мирного братства. Но он понимал и выражал ее по-своему, прежде всего как православный мыслитель, непосредственно связывая с идеалом человека. В противоположность европейскому идеалу самостоятельного и непогрешимого человека - человекобога, он говорил о славянском "всечеловеке", который стремится к братству всех людей, лишь поскольку оно осуществляется в

    Богочеловечестве Христа. На этой глубоко пережитой и прочувствованной идее
    соборного единства во Христе основана, по Достоевскому, вся русская культура.
    Что для европейского человека является результатом исканий, направляемых разумом, то для русского — глубоко органично и имманентно. Отсюда — вера в спасительную миссию России и русского народа-богоносца, пусть в искаженных и превращенных чертах, но все же воплощающих то, что составляет потаенную истину европейской культуры — духовность и соборное единство всех людей.
    Друг и последователь Достоевского Владимир Сергеевич Соловьев(1853-
    1900) по праву считается крупнейшим русским философом. В своем творчестве он попытался создать мировоззренческую систему, которая связала бы воедино достижения античной и немецкой классической философии с основами православного мышления. В диссертации "Критика отвлеченных начал" и в монографии "Чтения о Богочеловечестве" он излагает свою философию всеединства. Центральное понятие философии Соловьева - понятие Все-
    единства, которое разрабатывалось им под непосредственным влиянием идей
    Шеллинга. Ставя вопрос о том, что есть истина, Соловьев прежде всего определяет истину как действительное бытие, как истинно-сущее. Истинно- сущее, по Соловьеву, это, во-первых, множество всего того, что существует, т. е.
    "всё". Во-вторых, истинно-сущее не есть многое, а есть единое, поскольку истина едина, а не множественна. Таким образом, достигается наиболее точное определение истинно-сущего, которое "будучи единым, вместе с тем и тем самым есть и всё, точнее содержит в себе всё, или истинно-сущее есть всеединство". В своем развитии Всеединство проходит ряд ступеней. Первое единство - Логос, воплощенный в Христе, второе - София, которая трактуется как душа земного мира, "тело Божие", "божественное человечество Христа", "идеальное, совершенное человечество, вечно заключающее в цельном божественном существе или Христе". С софиологией Соловьева непосредственно связано его учение о познании истины и о природе богочеловечества. Русский мыслитель полагает, что истинное знание является результатом синтеза эмпирического, рационального и мистического познания в их взаимосвязи, где рациональная форма, не теряя свои возможности, обогащается Привнесением "жизненного начала". Новая философия должна соединить восточное понимание и западное знание. Она должна осуществить универсальный синтез науки, философии и религии.
    Целью и смыслом исторического процесса является одухотворение человечества, единение Бога и человека, становление богочеловечества. Христос открыл человеку подлинные ценности, создал человеку условия нравственного совершенствования. Приобщаясь к учению Христа, люди обретают подлинную одухотворенность. Воплощенный в человеке Бог, перемещаясь из центра вечности в центр исторического процесса, становится объединяющим началом "вселенской церкви" и монархического государства, слияние которых должно привести к образованию "свободной теократии". В последний период философского творчества В. С. Соловьев выражает сомнение, что теократия в форме христианского государства приведет к царству Божиему. Это может оказаться "последним актом исторической трагедии", когда "имя Христа будет
    присвоено человечеству такими силами, которые по своей деятельности чужды и даже враждебны Христу и его делу", ибо истинным интересом такого правления будет не любовь к ближнему, а тщеславие.
    Ряд идей В. С. Соловьева нашли свое развитие в персонализме Н. А.
    Бердяева и интуитивизме Н. 0. Лосского, в работах других религиозных философов.
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта