Главная страница
Навигация по странице:

  • Георгия Валентиновича Плеханова

  • Александра Александровича Богданова

  • Владимир Ильич Ленин

  • Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы

  • Лекция 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

  • Дополнительная литература

  • М. Шлик, Р. Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн.

  • К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, Дж. Агацци.

  • Критический рационализм

  • К. Леви-Стросс

  • Волохова Курс лекций Философии. Курс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие
    Дата01.03.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВолохова Курс лекций Философии.pdf
    ТипКурс лекций
    #37483
    страница13 из 15
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15
    Марксизм. В обстановке массового разочарования народничеством усилилось влияние марксизма. С ним связывают надежды на национальное возрождение и выбор демократического пути развития.
    Первым пропагандистом марксизма в России следует считать Георгия
    Валентиновича Плеханова(1856-1918). Разочаровавшись в "революционной метафизике" народничества, он обращается к философии марксизма, полагая, что там найдена окончательная истина, и социализм из народнической утопии превратился в научную теорию.
    Рассматривая диалектический материализм Маркса как философию действия, Плеханов подчеркивает, что русской революционной мысли как раз и не достает такой философии. Он надеется, что именно философия марксизма обеспечит революционерам поддержку со стороны народных масс. Но сам
    Плеханов осваивает философию марксизма через призму субъективной социологии народничества. Разделяя тезис Маркса об определяющей роли способа производства, он ставит материальное производство в зависимость от состояния географической среды и венчает структуру общественных отношений идеологией, которая обусловлена не экономикой (К. Маркс), а состоянием психики (П. Лавров).

    Упрощенно понимал Плеханов и диалектический метод философии марксизма, сводя его исключительно к схеме "скачкообразного", революционного развития. Что касается других членов группы "Освобождения труда", которую в
    1883 году возглавлял Плеханов, то они склонялись к тому, что движущей силой революции выступают не столько экономические, сколько нравственные отно- шения, инициируемые вождями революции.
    Все это прямо или косвенно свидетельствует о родстве первых русских марксистов с идеологией революционного народничества.
    Следующий шаг развития русского марксизма связан с творчеством
    Александра Александровича Богданова (1873-1928). Окончив естественный факультет Московского университета, Богданов тяготел к позитивизму. Его не устраивает "сухая и отжившая плехановская ортодоксия" марксизма. Диалектика вовсе не является эффективным средством освоения мира и "алгеброй" революции. Как метод, она не обрела ясности в философии Гегеля и не получила своей завершенности в философии К. Маркса. Богданову импонирует "критическая философия" Э. Маха, и он надеется органично соединить ее с учением К. Маркса.
    Особое место в истории "русского марксизма" занимает Владимир Ильич
    Ленин(1870-1924). Если с именем Плеханова связана пропаганда марксизма, то с именем Ленина - новый этап в его развитии. Идеи, изложенные в работе "Материализм и эмпириокритицизм", существенно обогатили философский материализм, теорию отражения, методологию анализа взаимосвязи философии и физики в эпоху радикальных открытий в естествознании. Согласно Ленину,
    "исчезновение материи" - это очередной миф идеализма. Исчезла не материя, а существующий предел наших знаний о ней. Но остается константа гносеологического характера: быть объективной реальностью и существовать вне нашего сознания.
    В. И. Ленин проявил интерес не только к проблеме гносеологии, но и к проблемам диалектики в сфере политики при рассмотрении вопросов общего, единичного и особенного, привнеся в них элемент прагматизма. По Ленину, диалектика есть правильное отражение вечного развития мира. И это развитие фиксируется в форме понятий. Истинность понятий доказывается практикой, ко- торая "выше (теоретического) познания, ибо она имеет не только достоинства всеобщности, но и непосредственной действительности". Первые два тезиса не вызывают сомнения, что касается третьего, то он несет на себе печать явного или неосознанного заблуждения. Практика не может обладать всеобщностью. Она слишком субъективна, ибо ограничена сферой деятельного существования.
    Только в теории снимается односторонность практического сознания и обеспечивается целостное знание объективного бытия в рамках заданной парадигмы.
    Подводя итог аналитического экскурса русской философии следует обратить внимание на ряд важнейших обстоятельств. Прежде всего, развиваясь не в изоляции от западной и восточной культуры и опираясь на высокие образцы культурного наследия Византии, русская философия обрела собственный путь самореализации. В нем воплотились национальные черты мышления русского
    народа, его идеалы с весьма поучительным, подчас горьким опытом истории.
    Вместе с тем, русская философия выступает дополнением общечеловеческой философской мысли, обогащением западноевропейского рационально- прагматического мышления духовно-нравственным началом. Мысль о свободном творчестве личности красной нитью проходит практически через все отечественное философское наследие.
    6. Значение русской философии
    Мировое значение русской философии и в том, что помимо научно- теоретических ценностей она демонстрирует в себе высокую гражданственность и гуманистичность, беззаветное искание способов и путей к достижению социальной справедливости.
    Русская философия в лице западников и славянофилов демонстрирует плюрализм точек зрения, наличие противоречивых направлений, тенденции, что в свою очередь свидетельствует о полноте и единстве русской философской мысли. По справедливому замечанию В. В. Зеньковского, полнота русского философского мышления заключается в том, что русская философия имеет не один корень — рациональное объяснение мира — а разные формы человеческого опыта, "не только чувственно-внешнего, психического, социального, но и нечувственно-морального".
    Единство и полнота русской философии наиболее четко и зримо прослеживается в концепции всеединства с ее тезисами о единстве науки, философии и религии, о единстве истины, красоты и добра (блага), в проблеме человека, его смысла жизни и смерти. О динамическом характере и внутренней связности русской философии свидетельствует и наличие в ней, как и в западной, сквозных проблем (философский антропологизм, теория естественного права, органическая теория, русский космизм и пр.), которые порождают многообразные комбинации мировоззрения, используемые различными политическими и философскими партиями.
    Особенность русской философии в том, что она обращена не только к разуму, но и к сердцу. Именно поэтому она излагается, как правило, понятным языком и говорит о проблемах, затрагивающих душу. В русской философии преобладало стремление к цельности знания и обостренное чувство реальности, которое сочеталось с признанием роли опыта как чувственного так и духовного, дающего возможность глубже понять сущность бытия. Главная задача философии заключалась в том, чтобы разработать учение о человеке как элементе мира в целом, опираясь на все многообразие форм опыта. Именно в этом прежде всего заключается непреходящее значение русской философии как неотъемлемого и важного элемента мировой философской мысли.
    Перечень вопросов для творческого осмысления проблемы
    Примечание: данная форма самоконтроля позволяет студенту дать
    собственные оценки и понимание философских вопросов.
    1.
    В чем отличие русской философии от философии
    европейской?
    2.
    Какой период в русской философии является периодом ученичества и с какого времени зарождается самобытная русская философия?
    3.
    Какие идеи отстаивали славянофилы и западники? По каким принципиальным вопросам они расходились?
    4.
    Кто разрабатывал проблему ноосферы в русской философии?
    5.
    Что означает термин «всеединство» в философии В.
    Соловьева? В чем отличие этой категории от категории
    «единое»?
    6.
    Почему для Н. Бердяева ценность личности абсолютна?
    7.
    Русское евразийство: философия или идеология?
    8.
    Назовите основной круг проблем, находящихся в центре внимания революционного народничества.
    9.
    Кого из русских философов можно назвать автором первой историософской концепции?
    10.
    В чем заключается специфика материалистических и позитивистских идей в русской философии?
    11.
    Какое влияние оказали на развитие философской мысли на
    Руси монастыри?
    12.
    Какие направления существовали в русской философии конца 19-го – начала 20-го в.в.? Перечислите и дайте характеристику.

    Лекция 9. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
    СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ
    ФИЛОСОФИИ
    1. Позитивизм.
    2. Постпозитивизм.
    3. Критический рационализм.
    4. Структурализм.
    5. Прагматизм.
    6. Неокантианство.
    7. Феноменология.
    8. Экзистенциализм.
    9. Персонализм.
    10. Фрейдизм и неофрейдизм.
    Основная литература
    Философия: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Н.Лавриненко, проф.
    В.П.Ратникова. – М., 2004. С. 194-232.
    Хрусталев Ю.М. Философия. – М., 2005. С. 207-232.
    Дополнительная литература
    Новая философская энциклопедия: в 4 т. – М., 2000-2001.
    Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В
    2-х т. – СПб., 1994.
    Рыков А.К., Яшин Б.Л. Философия: 100 вопросов – 100 ответов: Учеб. пособие для студентов вузов. – М., 1999. С. 25-39.
    Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990.
    Хрестоматия по философии: учеб. пособие / сост. П.В.Алексеев. – М., 2006.
    С.223-230.
    Под современной западной философией понимается западноевропейская философия и философия США конца XIX - XX веков. Западная философия данного периода - это огромное многообразие философов всевозможных школ, направлений и концепций. Условно их можно разделить на два направления:
    философия сциентизма (от латинского scientia - наука) - в своей основе имеет представление о науке, научном познании как наивысшей культурной ценности и достаточном условии ориентации человека в мире; и философия антисциентизма,
    которая подчеркивает ограниченность возможностей науки, а в своих крайних формах толкует ее как силу, чуждую и враждебную подлинной сущности человека, силу, разрушающую культуру.
    1. Позитивизм
    Позитивизм- это философское направление, основанное на принципе, что
    все подлинное, позитивное знание может быть получено как результат
    отдельных специальных наук и их синтетического объединения, и что
    философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование
    реальности, не имеет права на существование.
    Первая историческая форма позитивизма сложилась в 30-40 годы XIX века.
    Его основателем был французский философ О. Конт (1798-1857 гг.). Уделом науки, по Конту, является не объяснение, а описание вещей. Наука в принципе не способна ответить на вопрос: "Почему?", она должна ограничиться констатацией фактов и отвечать на вопрос: "Как?". Лишь в этом случае наука может стать позитивной. Ее задача состоит в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
    Вторая историческая форма позитивизма - эмпириокритицизм - возникла на рубеже XIX-XX веков. Его ведущими представителями выступили австрийский физик Э. Мах (1838-1916 гг.) и швейцарский философ Р. Авенариус
    (1843-1896 гг.). В отличие от "первого позитивизма", который в лице Конта рассматривал философию как науку синтезирующую, "второй позитивизм"
    сводил ее к теории познания и стремился построить теоретическую модель
    процесса познания. Эмпириокритицизм означал "критику опыта" и предполагал
    "очищение" опыта от всех положений, которые имеют метафизическую
    природу. Опыт, по Маху, состоит из ощущений, которые у него фактически являются "элементами мира".
    Третьей исторической формой позитивизма является неопозитивизм
    (логический позитивизм) - направление в философии XX века, претендующее на
    анализ и решение актуальных философско-методологических проблем,
    выдвинутых развитием современной науки: роли знаково-символических средств
    научного мышления, отношения теоретического аппарата и эмпирического
    базиса науки, природы и функции математизации и формализации знания.
    Неопозитивизм зародился почти одновременно в Австрии, Англии, Польше в 20- е годы XIX века. Его основными представителями являются: М. Шлик, Р.
    Карнап, Г. Рейхенбах, Л. Витгенштейн.
    Представители "третьего позитивизма" утверждают, что философия не является ни наукой о какой-то реальности, ни теорией познания. Она - особый вид деятельности, связанный с логическим анализом естественных и искусственных языков.

    2. Постпозитивизм
    С конца 50 - начала 60-х годов XX века неопозитивизм как философское направление в исследовании науки стал терять свое влияние. Ему на смену пришел "четвертый позитивизм", или постпозитивизм, который пересмотрел проблематику философии, ее роль в науке и обществе, методы научного исследования. К числу его виднейших представителей относятся К. Поппер, И.
    Лакатос, Т. Кун, Дж. Агацци.
    Главной проблемой постпозитивизма является развитие, динамика научного знания. Его прежде всего интересуют социокультурная детерминация научного
    знания, возникновение новых теорий, их принятие сообществом ученых,
    критерии сравнения и выбора конкурирующих научных концепций.
    Особенностью большинства концепций постпозитивизма является их отказ
    от кумулятивизма (от лат. сumulatio – увеличение, скопление) в понимании развития научного знания. Согласно кумулятивизму развитие знания происходит
    путем постепенного добавления новых положений к накопленной сумме
    истинных знаний. Представители постпозитивизма утверждали, что в истории науки неизбежны революционные преобразования. В результате революций в науке происходит пересмотр ранее признанного и обоснованного знания, причем не только теорий, но и методов, и фактов (смена научных парадигм). Парадигма
    – совокупность убеждений, ценностей и технических средств, принятых
    научным сообществом и обеспечивающих существование научной традиции.
    Постпозитивизм отказывается проводить жесткие границы между научным знанием и философией. Он признает осмысленность философских положений и принципиальную неустранимость их из науки. Некоторые представители постпозитивизма вообще отказываются видеть какое-либо различие между наукой, философией и мифом.
    Показательным для позитивизма является также признание им обусловленности науки внешними факторами, социальными и культурными. Все это говорит о коренных отличиях постпозитивизма от предшествующего ему логического позитивизма, хотя по ряду основных положений их единая связь сохраняется.
    3. Критический рационализм
    Критический рационализм - это направление в современной философии, занимающееся выработкой некой "чистой " модели рациональности, верной для всех и во все времена. Он является одним из ведущих течений в постпозитивизме и наиболее ярко представляет эту стадию в разработке проблем методологии научного познания. Его основателем считается английский философ К. Поппер
    (1902-1988 гг.).
    С точки зрения критического рационализма, предметом изучения являются не высказывания, а наука как целостная, динамичная, развивающаяся система.
    Научное знание является целостным по своей природе, его нельзя разбить на отдельные высказывания или на независимые друг от друга уровни. В научном
    знании философские концепции тесно "переплетаются" и взаимосвязаны с собственно научными концепциями.
    К. Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в то же время не сводимы к наблюдениям. Науке нужен принцип фальсификации, т.е. опровержения неистинности.
    Фальсификация - это принципиальная опровержимость любого утверждения, относящегося к науке. К. Поппер утверждал, что истинным можно считать
    такое высказывание, которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые базисные "атомарные" высказывания какой-то теории или гипотезы ложны, то данная теория или гипотеза опровержима. Если же опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной или по крайней мере оправданной.
    Для К. Поппера принцип фальсификации - это не способ эмпирической проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Наука - это постоянный динамичный процесс, в котором непрерывно происходят какие-то изменения.
    Существенный вклад в разработку идей критического рационализма внесли также Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд.
    4. Структурализм
    Структурализм - это методологическое направление в ряде гуманитарных наук (языкознании, этнографии, психологии, истории), выдвигающее на передний
    план анализ структуры исследуемого объекта. Он возник во Франции в первой половине XX века. Основными представителями структурализма являются антрополог К. Леви-Стросс, психоаналитик Ж. Лакан, философ М.П. Фуко и
    Л. Альтюсер.
    Основу структурного метода образует выявление структуры как совокупности отношений, инвариантных (неизменных) при некоторых преобразованиях. В таком понимании понятие структуры характеризует не просто устойчивый "скелет" какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и так далее путем перестановки его элементов и некоторых других симметричных преобразований.
    Выявление структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается путем выведения различий между этими объектами в качестве превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта.
    Структурный метод первоначально был разработан в лингвистике, а затем взят на вооружение в "науках о человеке": антропологии, этнологии, психологии, социологии и других применительно к мышлению как в норме, так и в патологии. В частности, К. Леви-Стросс, создатель концепции структурной антропологии, наибольшее внимание уделил исследованиям мифологического мышления, стремясь показать наличие общей структуры в мифах различных племен и народностей. Он пришел к выводу, что одни и те же мифы
    воспроизводятся с буквальной точностью в разных регионах мира. По его мнению, и мифологическое, и научное мышление подчинены одной и той же логике.
    Структурализм, наряду с критическим рационализмом, представляет собой одну из форм проявления позитивизма.
    5. Прагматизм
    Основными представителями
    1   ...   7   8   9   10   11   12   13   14   15


    написать администратору сайта