Волохова Курс лекций Философии. Курс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие
Скачать 0.63 Mb.
|
Николай Александрович Бердяев(1874-1946). Его перу принадлежат работы: "Смысл творчества", "Смысл истории", "Новое средневековье", "О назначении человека", "Судьба человека в современном мире", "Дух и реальность", "Экзистенциальная диалектика божественною и человеческого", "Самопознание" и др. Бердяев - верующий, но и в религиозной жизни он сохраняет свободу искания и свободу творчества. Объектом пристального внимания русского мыслителя был человек. Но его волновало не столько трагедия человеческого существования, сколько свобода творчества человека, его способность к проектированию и самопроектированию. Творчество не оправдывается религией, а само есть религия, есть подлинное основание смысла жизни. Основание первичности духа как творческой реальности и составляет задачу философии. Философия должна соединить теоретический и практический разум, обеспечить достижение целостности в познании. В этой целостности ра- зум соединяется с волей и чувствами, избегает рационалистической рассеченности. По своим воззрениям Соловьеву и Бердяеву близок Николай Онуфриевич Лосский(1870-1965). Свою концепцию он называет интуитивизмом, основания которого изложил в работе "Мир как органическое целое". Мир — это универсум, где "все существует во всем". Бытие мира самодеятельно. Оно имеет внутренний источник развития, а посему познание мира есть "уяснение глубинного соотношения мировых элементов, их гармонической связи и эволюции". И познание мира обеспечивается только интуицией. Интуиция по- стигает саму суть мира, сущность его жизни, ибо, как целостное знание, она охватывает чувства, разум и волю. Одним из крупнейших ученых-энциклопедистов, выдающимся философом и богословом был Павел Александрович Флоренский(1882-1937). В своих работах, среди которых наиболее значительными являются "Столп и утверждение Истины" и "У водоразделов мысли", Флоренский развивает учение Соловьева о Всеединстве и Софии-Премудрости Божией, с которой связывал традиционного для русского народа представление о мире как органичном целом, имеющем основание в пронизанности мира Божиим Замыслом и Силой. Центральная тема философии Флоренского – о воплощении Бога Слова и соединении человека с Христом в таинствах церкви. Цель человека состоит в том, чтобы Силою Божиею реализовать себя в мире как воплощения образа Божия, чтобы достичь действительного освящения, из грешного человека стать освященным, святым. При этом религиозно-культовая, литургическая деятельность человека является онтологически первичной, а значит должна определять и освящать собой его мировоззрение, хозяйственную и художественную деятельность. К числу мыслителей, духовно близких П. А. Флоренскому, следует отнести и Сергея Николаевича Булгакова. Бытие мира Булгаков рассматривал как процесс, непосредственно продолжающий неточный творческий акт Бога. Бытие есть непрестанно длящееся творение, совершаемое при активном участии самой ма- терии. Отсюда вытекала одна из важнейших тем философии Булгакова - оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности его бытия. Видным представителем русской религиозной философии был Семен Людвигович Франк(1877-1950). Как и у В. С. Соловьева научная система Франка представляла собой попытку интерпретации христианского миропонимания и нравственных идеалов православия на основе высших достижений европейской и русской философской мысли. Основу онтологии Франка составляет понятие всеединства, разработанное под влиянием идей Ф. В. Й. Шеллинга и В. С. Соловьева. Всеединство понимается им как единство бытия и Абсолюта. Мысль о всеединстве составляет основу всякого знания о мире и человеке. Однако всеединство, как доказывал в своих работах Франк, не может мыслиться с помощью средств рационального познания. Путь к его постижению - интеллектуальная интуиция, мистический и религиозный опыт. Франк особенно подчеркивал роль последнего: религиозный опыт, согласно Франку, есть знание о том, что кроме видимого, доступного слоя бытия имеется еще иной, более глубокий слой, приобщаясь к которому человек убеждается в реальности всемогущества всеблагой божественной воли, несмотря на господство зла в мире и бессмысленность жизни. Такого рода познания составляет изначальную целостность с Абсолютом, поэтому оно — источник всякого достоверного знания человека о себе и мире. Укорененность человека в Абсолюте всеединства дана, согласно Франку, не посредством сознания, а в самом его бытии. Высшее познание человек осуществляет именно через интуицию своего бытия. Эта высшая интуицию, являющая одновременно высшим духовным бытием, положена в абсолютном всеединстве. Задачу этики Франк видел в том, чтобы включить в систему этического знания живой опыт общения с Абсолютом. Становление и нравственное совершенствование личности связано с преодолением ею онтологического зла. Человек как "самораскрывающаяся реальность" укоренен в мире, а тайны мира заключены прежде всего в самом человеке. Мир "очеловечен" и постичь его вне человека невозможно. Человеческая личность является абсолютной самоценностью в мире, не подчиненной общей ценности общества и культуры, а равнозначной ей. Личность есть воплощение божественного начала в мире, а потому она священна. Долг человека - целеустремленная деятельность по саморазвитию в себе личностного начала. Само бытие личности состоит, согласно Франку, в ее самоопределении и самопреодолении. Последнее требует, чтобы личность, если только она действительно желает быть личностью, должна постоянно судить себя. Это возможно, поскольку двойственная природа лич- ности, сочетающей в себе божественное и земное начало, позволяет ей как бы дистанцироваться от самой себя и совершенствуясь, преодолевая свое чисто земное начало, приближаться к божественному идеалу. Выдающимся русским мыслителем был Иван Александрович Ильин(1883 —1954), оказавший наиболее значительный вклад в разработку русской национальной идеологии. Смысл философии, по Ильину, состоит в познании Бога и божественной основы мира, в изучении истины, в постижении добра и красоты как сущностей, исходящих от Бога. Ильин объяснял духовный упадок в обществе недостаточной твердостью веры в народе, высказывая надежду на будущий подъем православия. В работах Ильина представлены глубокие размышления о предпосылках духовного обновления человека — о вере, о знании, о любви, свободе. В качестве важнейшей социальной ячейки всего сложного общественного организма, следуя традиции, идущей от Аристотеля, ученый выделяет семью, так как именно через нее личностью постигаются и усваиваются все истоки духовной жизни. Семья есть первое лоно любви и веры. В семье человек осознает себя свободным существом. Суть свободы, по Ильину, состоит в том, чтобы через любовь самому увидеть, через очевидность - самому уверовать. Свобода есть самостоятельная, самобытная творческая любовь и вера. Без любви и веры невозможно правосознание, необходимое для построения и функционирования государства. Глубинным и существенным в человеке является дух, духовное состояние, обращенное на познание истины, на общение с Богом. Дух - объективно значимое в душе человека, источник правосознания, истинного патриотизма как основы здоровой государственности великой России. Настоящий философ, как утверждал Ильин, должен сначала - быть, потом - действовать и лишь затем философствовать. Из такой мировоззренческой установки Ильина вытекает и ряд важнейших следствий для понимания предмета философии и философии права. Во-первых, философия есть наука вырастающая из духовного опыта человека, а важнейшей задачей философа является — развивать этот опыт, совершенствовать и обогащать методы и навыки работы с ним. Философия должна стать деятельностью придающей человеческому бытию предельную предметность и очевидность. При этом важно иметь в виду, что, по Ильину, ни один логический аргумент, никакое самое развернутое теоретическое обоснование еще не могут привести к пониманию бытия и смысла жизни. Это, конечно, не значит, что надо отказаться от аргументов, от логики рационального обоснования философских суждений. Следует избавиться от абсолютизации этих инструментов, используемых философом в своей работе, признать, что логическое основание не всесильно. Путь к истине, по Ильину, человек может пройти, только опираясь на силу присущих ему духовных, нравственных спо- собностей. Таким образом, путь к очевидности, то есть к разумному и отчетливому постижению высших ценностей человеческого бытия лежит через накопление и освоение духовного опыта личности. Человека Ильин рассматривал с двух точек зрения — с точки зрения душевной и с точки зрения телесной, отсюда и все правила человеческого поведения разделяются на две большие группы норм: к первой относятся все нормы моральные и религиозные, а ко второй группе — нормы правовые и нормы нравственные. Требования справедливости возникают из сочетания обеих норм и должны рассматриваться раздельно. Ильин был убежденным сторонником целостности и неделимости России, сильного государства, отстаивая огромную роль государственных начал в историческом прошлом России и в ее будущем. Философско-правовые идеи Ивана Ильина являются важной составляющей возрождающегося русского национального самосознания. 4. Философия русского космизма Своеобразным продолжением идей соборности и всеединства явилась философия русского космизма, в частности философия общего дела. Русские философы в числе первых обратили внимание на то, что человек оказался заложником науки и цивилизации, что он потерял возможность держать собор со всем миром - космосом. Специфика русского космизма в том, что он рассмат- ривает космос как дом, в который еще надо вселиться, но не поодиночке (концепция восточного космизма), а всем миром, чисто по русскому обычаю. Русский космизм выдвигает систему "Сродности — Соборности — Всеединства — Софийности — Общего дела – Ноосферы", где родство мира и человека создает условие для соборности, олицетворяющей паритетные отношения мира и человека, их согласие. В свою очередь, соборность как идеал согласия выступает началом всеединства на основе совести, сострадания и благоговения (человеческого в человеке). Всеединство реализует со-творчество Бога и человека, осуществляет софийность как воплощение мудрости природы творимой и природы творящей, их коэволюции. И, наконец, общее дело - это высшая цель и организация человеческой деятельности, которой предшествует сродность, соборность, всеединство, софийность, и которая закладывает предпосылки ноосферы как диалектического отрицания биосферы, связанного с возникновением и развитием человечества. Николай Федорович Федоров(1828-1903) идею "Общего дела" он вынашивал более 50 лет, полагая, что этот план одновременно великий и простой. Русский мыслитель верил в силу человеческого разума и науки. С точки зрения русского мыслителя идея "Общего дела" — это идея регуляции природы, управление ее слепыми силами. В этом процессе должны найти свое место наука и техника, философия, история и искусство. Сообща они должны устранить противостояние в системе "человек - природа" и обеспечить их гармоничную взаимосвязь. Человек не должен быть ни рабом, ни господином природы. Он должен быть ее разумом, ее волей. Посему вопрос стоит не о возврате в лоно природы, а о ее разумном упорядочении. Регуляции с помощью Разума подлежат человек, Земля, Солнечная система и вся Вселенная. Можно управлять атмосферными процессами, регулировать сейсмические явления; радикально использовать недра Земли и энергию Солнца. Можно превратить Землю в космический корабль Вселенной. Можно преодолеть смерть и совершить патрофикацию (воскресить умерших) и решить проблему заселения космоса и освоения Вселенной. Все это можно, ибо по своему призванию человек - творец, воскреситель и регулятор, Субъект Общего дела. Что касается Бога, то это не потусторонняя сила, творящая мир из ничего, а Верховный Разум, действующий через волю и сознание людей. По мнению Н. Федорова, философия Общего дела должна внести смысл в человеческую жизнь и историю человечества Она должна внушить веру в беспредельные возможности человечества. 5. Идеи политического радикализма в социальной философии России Революционные демократы. В 40-60 годы XIX века выдвинулась новая общественная сила с претензией организовать народные массы на "святое дело" — революцию. Идеологом этой силы можно считать Виссариона Григорьевича Белинского(1811-1848). Свою первоначальную позицию Белинский определяет как "прекраснодушную войну с действительностью". Путь к изменению общества он видит в нравственном совершенствовании индивидов. Просвещение - движущая сила общественного прогресса. В 1836 году Белинский под влиянием М. А. Бакунина увлекается этическим идеализмом Фихте, освобождаясь от влияния поэтической натурфилософии Шеллинга. Все это приводит Белинского к отрыву от эмпирической реальности и утверждению позиции "абстрактного гуманизма" на основе религиозности. Евангелие он рассматривает как книгу вечной истины, в которой все сказано и все решено. Его философские взгляды претерпели значительные изменения: от абсолютизации известного гегелевского тезиса о разумной действительности и, примирившись с русской действительностью, возвел в культ всеобщее, до признания уникальности человеческой личности. Увлечение немецкой классической философией сменяется утопическим социализмом. Он уже верит, что придет время, когда не будет деления людей на бедных и богатых, когда все люди будут братьями. И он лично готов всячески приближать это время. Его не смущает физическая ликвидация угнетателей ради будущего блага угнетенных. "Что кровь тысячей в сравнении с унижением и страданием миллионов", - заявлял он. Усилиями публицистики Белинского меняется представление о революции. Она обретает не философский, а физический смысл. Это уже не инструмент государственного переворота (декабристы), а организация войны угнетенных против угнетателей. И, организуя эту войну, следует исходить из положения, что "люди глупы и их насильно надо вести к счастью". Несколько в стороне от политического радикализма стоит фигура Александра Ивановича Герцена(1812-1870). В своей концепции русского социализма он уповал на реформы и мирные преобразования, полагая, что нет необходимости осуществление социальных изменений отмечать грудами трупов. И при этом вовсе не обязательно в своем движении к социализму ориентироваться на опыт Запада. Для него философия была "алгеброй" революции. Но ход развития европейских революций в 1848 году существенно изменил взгляды Герцена как на революцию, так и на социализм. В статье "С того берега" он высказывает мысль, что революция носит характер перманентной смертельной борьбы и что социализм - не цель, а всего лишь один из этапов общественного развития. Посему Герцен вновь обращается к русской общине и артели, в которых заложен потенциал не революции, а эволюции. Вслед за Герценым теорию крестьянского социализма разрабатывал Николай Гаврилович Чернышевский(1828-1889), полагая, что Россия может прийти к социализму, миновав капитализм. Чернышевский полагает, что природа человека находится не в самом человеке, как таковом, а в его единстве с природными и социальными силами. Философия должна ответить не только на вопрос, что такое "человек вообще", но и определить те условия, которые обеспечивают человеку свойственное ему стремление к "счастью". При одних условиях среды обитания и социальных обстоятельствах человек бывает добрым, при других - злым. И, чтобы направить человека в сторону добродетели, необходимо изменить условия его жизни, преобразовать общество. Для этого нужна революция и только революция. Ставка на революцию и на акты самопожертвования приводит к тому, что теоретический гуманизм трансформи- руется в практический антигуманизм. Народничество. Анархизм. В теории народничества ставка делается на философский нигилизм и критически мыслящих личностей. Идеологию философского нигилизма лучше всех выразил Дмитрий Иванович Писарев(1840-1868). Главным принципом является очевидность, которая исключает всякую умозрительность и необходимость диалектических доказательств. Ничто другое не должно быть целью мышления, кроме вопроса о хлебе насущном. "Надо делать то, что целесообразно, а не то, что красиво". В таком же духе рассуждал о философии и Петр Никитич Ткачев(1844- 1886). Философский нигилизм проходит красной нитью через его основные работы: "Анархия мысли", "Революция и государство", "Народ и революция", "Анархическое государство". Суть его концепции заключалась в том, что "критически мыслящее революционное меньшинство", опираясь на "разрушительно-революционную силу" народа, берет власть в свои руки. Уничтожив "консервативные и реакционные элементы", организует и осуществляет реформы во всех сферах жизни общества и создает союз "братской любви и солидарности". Более лоялен Петр Лаврович Лавров(1823-1900), создатель субъективного метода в социологии. Его "исторические письма" стали программным документом революционного народничества. Философия, по мнению Лаврова, "должна внести единство во все сущее, как сущее для человека", ибо все теряет смысл за рамками человека. Каждый человек имеет свой идеал и пытается его осуществить. В столкновении субъективных идеалов оформляется объективный процесс истории. Критерием объективного является истина, субъективного - справедливость (правда). Поэтому прогресс общества есть воплощенное единство истины и правды. Поскольку истина — это категория социологии, а правда — этики, то социология не отделима от этики, а общественная деятельность — от нравственной. В этизации социологии и кроется специфика субъективного метода П. Л. Лаврова. Михаил Александрович Бакунин(1824-1876) моделировал ре- волюционный идеал по схеме: витальные потребности рождают экономику, ее противоречия; противоречия рождают мысль, а бунт - свободу. Рассматривая свободу как отрицание государственности, Бакунин видел ее реальное воплощение в общинном самоуправлении. Он полагал, что идеал народа опирается на три положения: 1) убеждение, что земля принадлежит тому, кто ее возделывает; 2) право на пользование землей принадлежит не отдельному лицу, а общине; 3) общинное самоуправление не дополняет, а исключает необходимость государства. Однако этот идеал ослаблен патриархальностью, поглощением лица миром, а также верой в царя-батюшку. Обыватель пребывает в мире иллюзии и надежд, а посему его нужно подготовить к бунту. Теоретическая концепция анархизма предстает и в сочинениях Петра Алексеевича Кропоткина (1842—1921). Он конструирует синтетическую философию как некое единство натурфилософии и социологии. По его мнению, предметом синтетической философии является природа и общество, экономика, политика и нравственность. Ее инструментом является "индуктивно- эволюционный" естественнонаучный метод. Из биологии Кропоткин переносит на общество закон взаимной помощи. Формы проявления действия этого "биосоциологического" закона позволяет осуществить периодизацию истории, выделив родовой быт, сельскую общину, республику вольных городов. Поскольку эти формы тяготеют к застою, то возникает необходимость в революции, чтобы устранить препоны общественного прогресса, как-то: частную собственность и государственную власть. С "биосоциологическим законом взаимной помощи" связан и идеал "анархического коммунизма" как федерации свободных производственных общин-коммун. |