Главная страница
Навигация по странице:

  • Левкипп и Демокрит

  • Волохова Курс лекций Философии. Курс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций по философии часть 1 (история философии) Учебнометодическое пособие
    Дата01.03.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаВолохова Курс лекций Философии.pdf
    ТипКурс лекций
    #37483
    страница4 из 15
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15
    Анаксагора о качественной определенности вещей. Согласно
    Анаксагору, из ничего ничто не возникает. То, что человек воспринимает как рождение вещей, на самом деле есть проявление уже существующего. Все вещи состоят, по мнению философа, из бесконечного числа семян (позднее Аристотель назовет их гомеомериями – подобочастными; идеями, подобными вещам).
    Семена обладают неизменными качествами и не теряют их ни в одной смеси: они вечны, неограниченны (по числу), бесконечно делимы. Преобладание одних
    семян над другими обусловливает качественную определенность вещи.
    Анаксагор связал качественную определенность с количественным преобладанием в ней тех или иных частиц. Это первый в истории метафизики подход к проблеме диалектики качества и количества. Анаксагор высказал и гениальную мысль о том, что во всем есть часть всего, все связано со всем.
    6. Атомистический материализм Демокрита и Эпикура
    Конкретизировал эту идею атомизм, выступивший в качестве универсальной онтологической концепции природного мира. Ос- новоположниками его считаются Левкипп и Демокрит.
    Левкипп и Демокрит полагали, что бытие вечно, телесно, качественно однородно, неизменно, множественно. Все в мире состоит из атомов и пустоты.
    Атомы также неизменны, качественно однородны, различающиеся по форме, величине и расположению, и находятся в постоянном движении. Сцепление большого числа атомов влечет за собой бесконечность мира в пространстве и бесконечность движения. С учением о бесконечности атомов и пустоты связано учение и о существовании бесконечного множества миров. Возникая в разное время и на разных расстояниях, они различны и по своему устройству: в некоторых нет ни солнца, ни луны, в других они больше размерами. Миры преходящи, возникая, они расцветают и гибнут. Демокрит обосновывает цикличность в развитии миров. В основе данной натурфилософской картины мироздания, созданной греками, лежали определенные методологические предпосылки: идея необходимости и идея причинности, выступающие как универсальный принцип природы вещей.
    Интересна демокритовская концепция происхождения жизни. Живые организмы выходят из земли под воздействием влаги и теплоты без всякого творца и разумной цели. Из земли, а возможно от животных, произошли и люди.
    Демокритом была развита и гносеология: познание есть отражение внешнего мира в ощущениях, представлениях, в сознании людей. Существует два рода познания: один истинный (логическое познание), другой – темный
    (познание чувственное). По его мнению, от предметов истекают тончайшие образы (эйдосы), которые проникают через органы чувств в человека и вызывают ощущения, представления, мысли о вещах внешнего мира. С помощью ощущений познается внешняя определенность бытия. Сущность же мира – атомы и пустота – познаются разумом. Мудрость и заключается в том, чтобы суметь постичь то, что лежит в основе сущего, в глубине явления. Высказав идею о взаимосвязи вещественного и логического, Демокрит не пытался разобраться в механизме перехода от одного к другому. Это было сделано в дальнейшем
    Аристотелем.
    Наконец, Демокриту принадлежит впервые высказанная идея о движущей силе человеческого общества, которую мыслитель усматривает в нужде, опыте.
    Позднее эта идея у Эпикуранайдет свое обоснование в первом варианте теории естественного состояния и «общественного договора».
    Основываясь на атомизме Демокрита, Эпикур считал, что атомы различаются не только по величине и форме, но и по весу. Атомы имеют части,
    но неделимы из-за абсолютной непроницаемости, у Демокрита же неделимость обосновывалась их малостью и отсутствием частей. Эпикур также полагал, что бесконечно лишь количество атомов, а не форм. Сила тяжести и веса, по мнению
    Эпикура, является причиной самопроизвольного отклонения атомов от первончального направления.
    По-своему рассматривает мыслитель задачу философии. Для него она наука не теоретическая, а практическая. Просвещая и освобождая человека от гнетущих страхов и мятежных волнений и чувств, философия должна дать людям посредством размышлений возможность обрести счастье и безмятежную жизнь, свободу от человеческих страданий. Отсюда, основной принцип Эпикура и его последователей – удовольствие, но понимаемое не в обыденном, укрощенном смысле, речь идет о спокойствии, благородном, уравновешенном удовольствии. При этом Эпикур считает, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходима мудрость и благоразумие. Через устранение телесных страданий и душевных волнений, тревог человек приходит к здоровью тела и безмятежности души, что и является целью и смыслом жизни. И отнюдь не мгновенное телесное наслаждение являлось для Эпикура главным удовольствием, он духовные удовольствия предпочитает чувственным. Последователи Эпикура в дальнейшем акцентировали внимание лишь на чувственных наслаждениях, игнорируя роль духовных.
    7. Софисты и скептицизм
    В V в. до н. э. возникает направление, представители которого относились к
    школе софистов. Древние греки называли софистами мудрецов, выдающихся в интеллектуальном отношении. Но уже во 2-й пол. V в. до н. э. софисты – это люди, преподававшие за плату научные сведения. Первым считается Протагор
    (490-420 г. до н. э.).
    Но софистов истина не интересовала, они учили искусству побеждать противника в спорах и тяжбах, отстаивать интересы силою слова. Поэтому из сферы натурфилософии их интересы перемещались в сферу политики, этики, гносеологии. Они призывали изучать самого человека, его субъективные возможности (разум), чтобы активнее воздействовать на человека с целью убеждения. При этом внимание сосредотачивалось на проблеме логики и языка.
    Софисты брались с помощью словесных ухищрений доказать любое положение как «за», так и «против». Протагор, к примеру, обещал слабейшую речь сделать сильнейшей. При этом нарушались законы формальной логики, употреблялись ложные выводы и аргументы, использовались различные логические ошибки, подмена понятий, их многозначность и пр. Все это вело к утрате мышлением конкретности и определенности. Софизм стал в обыденном сознании восприниматься и сейчас воспринимается в одиозном смысле, как весьма утонченный и умный, но вводящий в заблуждение. Примером софизма
    является «Рогатый»: «То, что ты не терял, ты имеешь; ты не потерял рога; следовательно, ты их имеешь». Ошибка состоит в неправильном заключении от общего правила к частному случаю, который это правило по существу не предусматривает.
    Протагор, опираясь на учение Гераклита, пришел к выводу, что ни о какой вещи ничего определенного сказать нельзя, поскольку вещь непрерывно изменяется. Всякое высказывание о вещи носит субъективный характер, условный, релятивный. Стало быть, знаний о вещах и самом мире нет, а есть только «мнения». А любое мнение одинаково истинно и ложно, так как о каждой вещи и явлении можно высказывать одновременно разные, противоречивые суждения. Кроме того, можно и доказать все, что угодно: как в целях утверждения чего-либо, так и в целях его отрицания. Все, что кому как кажется, так оно и есть на самом деле. Отсюда вытекает принцип: «Человек есть мера
    всех вещей». Каждый человек познает то, что соответствует ему как познающему субъекту. Отсюда человек и выступает в качестве меры, критерия всех вещей.
    Мир вещей таков, каким он представляется в наших ощущениях. Объективного
    (абсолютного) знания и объективных ценностей не существует. Протагор подчеркивал роль субъекта познания, а вместе с тем и относительность знания
    (релятивизм).
    Софисты в своих рассуждениях опирались на факт постоянной изменчивости вещей, абсолютизировали ее. При этом не принималось во внимание, что вещи одновременно находятся в покое (устойчивы). Иначе говоря, гносеологическая основа софистов заключается в игнорировании диалектики устойчивого и изменчивого, абсолютного и относительного.
    Общим для всех доктрин софистов является их критичность, которая своим острием направлена, не против возникающей науки, а против некритически усваиваемых традиционных социально-политических, этических и религиозных воззрений. Методологическое значение в развитии теоретического знания имеют сформулированные Протагором обоснования релятивизма: изменяется не только мир, но изменяется и субъект познания; ничто не существует само по себе, а все существует и возникает лишь в отношение к другому; все меняется не как попало, а так, что все существующее в мире постоянно приходит в противоположность себе.
    Другой особенностью взглядов софистов является их рационализм. Всеми достижениями в жизни человек обязан своему разуму, рассудительности.
    Философы-софисты высоко ценят научные знания, они внесли существенный вклад в развитие языкознания Релятивизм и софистика явились одним из источников возникновения в древнегреческой философии мысли скептицизма
    (IV в. до н. э.). Яркими его представителями являются Пиррон, Агриппа, Секст
    Эмпирик и др. Для скептицизма было присуще стремление к знанию и одновременно разочарование в нем, в его результатах. С другой стороны, любая философия, любая наука включает в себя скептицизм как элемент критики. При этом он включается в систему аргументации, в силу чего выполняет конструктивную роль.
    Скепсис софистов позволил им усомниться в том, что считалось
    несомненным: в общезначимости основания морали. Это обстоятельство, а также тот факт, что софисты гипертрофировали роль индивидуального творчества нравственных ценностей (т.е. пришли по существу к идее их плюрализма) и не предложили удовлетворительной позитивной этической платформы, стимулировало развитие философской мысли Древней Греции по линии усиления интереса к моральной проблематике.
    8. Нравственная революция Сократа
    В эпоху крайнего скептицизма возникает новое направление философии –
    сократовское движение (так называют период от софистов до Аристотеля).
    Сократотвлекает людей от метафизических умозрений о природе, которые довели их до сомнений и скептицизма, и заставляет их углубиться внутрь себя, создавая нравственную философию и новый метод.
    Сократ, один из немногих, кто ничего не писал, но о котором известно достаточно.
    Главным предметом философствования Сократ считал вопросы этики: как следует жить. Именно потому Сократ и стремится точно установить определение этических категорий, выяснить их сущность: что есть мужество, добродетель, упорство, благоразумие, справедливость. Если добродетель отождествляется со знанием, то только мудрый может быть храбр, справедлив, воздержан, считает
    Сократ. Так он определяет главные добродетели (мудрость, мужество, умеренность, справедливость). Он был убежден, что нравственные ценности должны быть одинаковы для всех людей. И если для софистов мера вещей – индивидуальный человек, то для Сократа человек – это родовое существо.
    Общепринятые нормы человеческих поступков существуют, ибо существует общезначимое знание. И человеку нужно помочь к нему прийти самому, тогда все люди будут вести себя одинаково.
    В интерпретации всех этих проблем Сократ стоит на позициях
    рационализма. Знание – основа добродетельности (каждая конкретная добродетель есть определенный вид знания), незнание – источник аморальности, т.е. истина и добро совпадают. За убежденностью Сократа в том, что мудрец не способен на зло, стоит глубокая идея: моральные ценности только тогда имеют регулятивное значение, когда осознанны человеком как истинные. Знание добродетели, с точки зрения Сократа, заложено внутри человека и его выявление ведет к всеобщему счастью.
    Сократ полагает начало эвдемонистической традиции, утверждая, что смысл жизни человека, высшее благо – в достижении счастья. Этика должна помочь человеку построить жизнь в соответствии с этой целью. Счастье – это содержание благоразумного, добродетельного бытия, т.е. только моральный человек может быть счастливым (или разумным, что, по сути, то же самое).
    Соответственно этому конкретизируется задача этики: помочь человеку стать моральным.
    Наилучший способ самореализации личности – ее нравственная деятельность. Смысл имеет только жизнь, согласная с убеждениями; подлинной
    реализацией убеждений (и, следовательно, сущности человека) является поступок.
    Метод, который приведет человека к истине, есть диалектика, включая
    иронию и майевтику (т. Е. способ рождения мысли, родового понятия, духовное повивальное искусство). Только диалектика может помочь «родить плод добродетели». Как способ достижения истины, она выступает в форме рационального обсуждения, диалога с использованием индукции. Человек должен совершить над собой усилие, чтобы познать то, что заложено в нем.
    «Познай самого себя» – сократовский афоризм является важным принципом этики как практической философии.
    9. Философия Платона
    Платонбыл не только великим философом, создавшим первую в истории человечества систему объективного идеализма, но и блестящим художником слова, политическим идеологом, организатором и теоретиком науки, проницательным ученым, высказавшим немало важных и плодотворных идей.
    Платон синтезировал в своем учении всю предшествующую философию: учение
    Демокрита об атомах (идеях), Пифагора о числах, Анаксагора о гомеомериях, диалектику Сократа (умение вести диалог), создает целостную философскую систему. Соглашаясь с Сократом, что главное в философии – познать сущее, вершиной которого является благо, делающее в свою очередь человека нравственнее, добрее, Платон задается вопросом о том, является ли идея блага общечеловеческой? Ведь для каждого возраста своя добродетель. А если так, то что же является для всех видов добродетели общим? И Платон отвечает – идея добродетели. Мир идей, созданный Платоном, и является основой общече- ловеческих ценностей, т. К. высшая идея – идея блага, а мудрость как высшая добродетель есть познание этой идеи и воплощение ее в жизнь. Идеи выступают одновременно и идеалами. Это первое. Второе обстоятельство, которое привело
    Платона к созданию теории мира идей, связано с пониманием общего. Можно ли дать общее определение чему-нибудь из чувственно-воспринимаемого мира? С точки зрения философа – нет, т. К. он непрерывно изменяется, чувственно-воспринимаемые вещи возникают и погибают, в них нет ничего устойчивого, постоянного, прочного. Общее же, сущее, его природа, проистекают из особого мира, мира идей, которые мы не видим и не слышим. Наши понятия о вещах и есть отпечатки таких идей. Они в противоположность вещам не возни- кают и не погибают, они вечны, неизменны, божественны. Мир идей прекрасен, совершенен. Каждая идея – это образец того, что производит природа. Платон с помощью мира идей доказывает правоту Сократа в том, что все люди приходят к одинаковым мыслям, ибо идеи по природе общие для всех и существуют в одном мире.
    Таким образом, считает философ, имеются два мира: первый — мир того, что есть и никогда не становится (мир идей) — бытие, и второй – мир того, что постоянно происходит через становление и потому не обладает бытием (мир
    чувственных вещей). Первый познается разумом, второй — с помощью органов
    чувств. Всю область знания Платон разделяет на подлинное знание, незнание и мнение, ставя как диалектик вопрос об их взаимоотношении.
    Исследуя природу человеческого мышления, Платон пришел к выводу, что понятийное мышление – сфера идеального, противоположная материальному миру чувственных вещей. Он показал взаимосвязь понятий, переход их друг в друга, явившись творцом субъективной диалектики. Он и первый автор, у которого мы встречаем термин «диалектика». Ядром диалектики Платона явля- ется учение о методе философского исследования истины. Диалектика – это не только искусство спора, умение вести диалог, но и умение мыслить. У этого философа она охватывает всю логическую проблематику.
    Значительный шаг вперед на пути развития философского знания – платоновская теория строения материи. По Платону вещи состоят из элементов, элементы из частиц (у Демокрита из атомов). Различия между элементами он объясняет структурой частиц, которые состоят из более мелких структурных единиц. Они могут разрушаться и переходить друг в друга, по причине чего их
    нельзя назвать атомами (неделимыми).
    Значительный интерес представляет учение Платона о душе. Она бессмертна, состоит из разумной, страстной и вожделенной частей. Трем частям души, как и трем классам общества (правители, воины и ремесленники с земледельцами), присущи свои добродетели: мудрость, мужество и умеренность. Наибольшее благо в душе человека и в государстве – это единство и гармония. Платон создает учение об идеальном государстве, пытаясь реализовать свой проект в Сиракузах, но не удачно.
    10. Философия Аристотеля
    Венцом развития древнегреческой философии является всеобъемлющая научно-философская система Аристотеля, вместившая в себя все философское мировоззрение античности. Теоретическое наследие Аристотеля (считается, что до нас дошла лишь четверть написанного) представляет собой фундаментально разработанный синтез философского, естественнонаучного и гуманитарного зна- ния, в основе которого воплощена идея генетической и логической взаимосвязи и преемственности всех форм человеческого познания и деятельности. Единство и универсализм знания послужили одним из факторов, обеспечивших учению
    Аристотеля исключительную долговечность: двадцать веков продолжалось влияние Аристотеля на Западе и Востоке.
    Краеугольным камнем философии Аристотеля является учение о материи и
    форме. В отличие от Платона Аристотель считал, что истинным бытием обладает не идея, а конкретная единичная вещь. Только она может быть сущностью
    (субстанцией), т. Е. чем-то самобытным, существующим в самом себе. Всякая единичная вещь представляет собой сочетание материи и формы. Философ признает объективное существование материи, ее несотворимость и
    неуничтожимость, однако полагает, что материя является лишь возможностью бытия. Природа и материя не одно и то же. Природа как совокупность различных вещей есть органическое единство материи и формы. Материя как возможность
    всех вещей превращается в действительность благодаря существованию нематериального начала – формы. Материя пассивна, бесформенна, представляет собой материал для оформления. Форма же – активное начало, творческое. Благодаря форме материя превращается в действительность, т. Е. в конкретные материальные образования. Достаточно подробно исследовал
    Аристотель и проблему возникновения и изменения вещей. Концепция четырех причин (формальной, материальной, движущей и целевой), познание которых, по
    Аристотелю, составляет основное содержание науки, в итоге сводится философом к проблеме взаимодействия формы и материи.
    Большое значение придавал Аристотель проблеме движения, которое он понимал как изменение вообще. В этой связи он различал четыре вида
    движения: возникновение и уничтожение, качественные изменения, количественные, пространственные перемещения. Всякое движение предполагает наличие движущей силы, причины.
    Величайшей заслугой Аристотеля является развитие диалектики. Для него диалектика – научный метод познания, задача ее в изучении мыслительной деятельности, ведущей к истине. Аристотель при этом стремился показать, что диалектическая структура мышления определяется диалектикой бытия. Философ создал формальную логику, науку о законах и формах мышления, открыл законы мышления.
    11. Неоплатонизм
    Кризис античного общества в III в. до н. э. привел к упадку греческой философии и возникновению новых философских течений, связанных с эпикуреизмом, скептицизмом, стоицизмом.
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15


    написать администратору сайта