Главная страница

скд гэк учебное пособие. Курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социальнокультурной деятельности


Скачать 0.63 Mb.
НазваниеКурс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социальнокультурной деятельности
Анкорскд гэк учебное пособие.doc
Дата18.05.2018
Размер0.63 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файласкд гэк учебное пособие.doc
ТипКурс лекций
#19382
страница5 из 12
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

Технология художественного самодеятельного творчества



Технология художественного самодеятельного творчества представляет собой совокупность методов и методик, обеспечивающих целенаправленную регуляцию художественно-творческой, художественно-педагогической, художественно-коммуникативной и художественно-организационной деятельности участников коллектива. Эта деятельность направлена, прежде всего, на самосовершенствование личности и создание условий для самоорганизационных процессов в группах и коллективах любителей искусства.

В своем развитии каждый самодеятельный творческий коллектив проходит несколько этапов.

Формированию творческого коллектива предшествует этап изучения социально-культурных условий его создания в конкретном регионе и на базе конкретного социально-культурного института. Следующим этапом в развитии коллектива является выявление его потенциальных участников. Этот этап характеризуется сложным процессом проведения социологических исследований, организации приемных испытаний, комплектования коллектива и штата организаторов художественного творчества, формирования первоначальной организационной структуры.

Следующим этапом в развитии художественного коллектива является период поиска и определения целей и ориентиров деятельности и соответственно основных направлений работы, жанровой, репертуарной политики. В этот период под воздействием различных социально-психологических факторов складываются внутренняя формальная и неформальная структура организации, происходит взаимодействие общественных и личностных художественных и внехудожественных установок. Дальнейшее соотношение организационных и самоорганизационных процессов внутри и вне коллектива приводит к этапу окончательного организационного оформления коллектива художественной самодеятельности.

Правовую и нормативную основу деятельности самодеятельных художественных организаций составляет система законодательных актов, нормативных документов, федеральных и региональных программ развития художественного творчества. К законодательным актам, регулирующим развитие самодеятельного художественного творчества, можно отнести Основы законодательства Российской Федерации о культуре, Закон об общественных объединениях, Закон об образовании, некоторые разделы Гражданского кодекса Российской Федерации.

«Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятые в 1992 году, отражают гарантии государства относительно прав человека в области культурной деятельности: создания художественных произведений, художественного образования, организационной и хозяйственной деятельности и прав интеллектуальной собственности.

«Закон об общественных объединениях», принятый в 1995 году дает четкую характеристику общественного объединения, цели, принципы и условия его создания, особенности финансирования и функционирования. Закон устанавливает правовые нормы, связанные с регистрацией объединений граждан и формированием внутренней организационной структуры.

Закон об образовании регламентирует деятельность структур дополнительного образования, в рамках которых могут функционировать кружки и студии художественного творчества.

Наконец, раздел о правах интеллектуальной собственности Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует отношения по поводу авторских прав в сфере художественного творчества.

Деятельность самодеятельных художественных организаций регламентируется также рядом специальных Положений. Их можно разделить на три группы. К первой группе относятся положения, непосредственно касающиеся самодеятельного творчества и определяющие порядок работы творческих коллективов вне зависимости от их вида или жанра. К ним относятся:

  • примерное положение о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества;

  • положение о народных самодеятельных коллективах;

  • положение о любительском объединении, клубе по интересам;

  • положение об организации культурно-просветительными учреждениями выставок-продаж произведений художников-любителей и народных мастеров;

  • положение об организации Всероссийского фестиваля народного творчества.

К этой группе также можно отнести ряд примерных положений, разработанных конкретными авторами и не получивших официального утверждения. Тем не менее они могут быть использованы в качестве методического пособия при разработке соответствующих документов. К ним можно отнести:

  • примерное положение о самодеятельном художественном коллективе-спутнике и

  • примерное положение об уставе самодеятельной организации народного творчества.

Ко второй группе положений можно отнести документы, раскрывающие особенности функционирования отдельных видов самодеятельных организаций - кружков и студий, работающих на основе самоокупаемости, самодеятельных вокально-инструментальных ансамблях, дискотеках.

К третьей группе нормативных документов можно отнести положения о различных типах культурно-досуговых учреждений (клубах, центрах досуга, молодежных кафе, домах ремесел и т.д.) и их хозяйственной деятельности.

Все эти положения были утверждены в 80-х годах ХХ века и к настоящему времени подверглись моральному старению, а потому нуждаются в некоторых корректировках.

В «Примерном положении о коллективах художественной самодеятельности и технического творчества» отмечается, что они могут создаваться при учреждениях культуры, промышленных предприятиях и образовательных учреждениях и финансируются как за счет средств профессиональных организаций, так и за счет специальных средств, выделяемых на эти цели предприятиями и организациями. Положение регламентирует регулярность и продолжительность проведения занятий и репетиций творческих коллективов. Кроме того в Положении рассматриваются нормативы концертно-зрелищной и выставочной деятельности творческих коллективов. В частности, театральные коллективы выпускают в год один многоактный или два одноактных спектакля; музыкальные, хореографические и цирковые коллективы готовят концертную программу из одного отделения, ежегодно обновляя не менее третьей части текущего репертуара; коллективы фотолюбителей, любителей изобразительного и декоративно-прикладного искусства готовят в год одну выставку работ, а кружок кинолюбителей создает один короткометражный фильм. В целом выступления любительских коллективов должны проходить не реже одного-двух раз в месяц. В Положении также определяются функциональные обязанности руководителя коллектива и даются рекомендации по организационной структуре художественного объединения.

В «Положении о народных самодеятельных коллективах» определяются условия и порядок присвоения звания народного самодеятельного коллектива, содержание работы таких коллективов, порядок подтверждения ими звания «народный», особенности руководства и поощрения народных самодеятельных коллективов, их штаты и финансирование.

Положение о любительском объединении, клубе по интересам распространяется на все виды самодеятельного творчества и применительно к художественному творчеству может регламентировать деятельность клубов любителей музыки, театра, кино, изобразительного искусства, песни, танца, фотоискусства, декоративно-прикладного творчества и т.д. Такие объединения любителей не ставят в качестве главной цели совместной деятельности исполнение или создание художественных произведений, а ориентируются на познание, пропаганду художественных ценностей и выработку в процессе общения своего отношения к тому или иному виду искусства. Положение, таким образом, регламентирует финансовые вопросы функционирования объединений; проблемы их создания, регистрации, реорганизации и ликвидации. В положении отражены вопросы организационной структуры любительских объединений и полномочия выборных органов; разработки программы и плана их деятельности; принципы финансово-хозяйственной деятельности.

Еще одним видом документов нормативного характера являются инструктивные письма и инструкции вышестоящих органов. К ним можно отнести должностные инструкции художественного руководителя Дома культуры; руководителя кружка (коллектива) самодеятельного творчества; методиста по художественной самодеятельности Дома культуры, а также разнообразные инструктивные письма, регламентирующие конкретные виды деятельности творческого коллектива, например, инструктивное письмо Министерства культуры «Об организации платных концертов и спектаклей самодеятельных художественных коллективов и исполнителей» (1988 г.).

Отказ от нормативных подходов к финансированию учреждений культуры предопределил разработку социально-культурных программ и проектов, которые также регламентируют работу любительских творческих коллективов. По масштабу мероприятий различают международные, федеральные, региональные и локальные проекты и программы. Начиная с 1991 года Министерством культуры Российской Федерации разработаны и осуществляются такие программы как:

  • «Наследие»;

  • «Жилье и социальное обустройство»;

  • «Межнациональное культурное сотрудничество»;

  • «Народное творчество, промыслы и ремесла»;

  • «Юные дарования» («Новые имена»);

  • «Духовное возрождение России средствами музыкального и театрального искусства»;

  • «Информатизация и техническое переоснащение отрасли культуры»;

  • «Наука и культурная политика»;

  • «Фонд инновационных идей и культурных инициатив» и ряд других.

Приоритетными направлениями разработки и реализации этих программ являются сохранение и использование историко-культурного наследия, поддержка классических видов художественной культуры, возрождение национальных культур народов и этнических групп России, поддержка образования в области культуры и искусства.

Основными принципами педагогического руководства художественным коллективом любителей в современных условиях становятся:

  • принцип идейно-художественного плюрализма (многообразие идейного содержания, свобода выражения и столкновение различных идей);

  • принцип взаимосвязи элитарного и массового самодеятельного искусства;

  • принцип преемственности отечественных художественно-исторических традиций;

  • принцип связи с общечеловеческими художественными ценностями через сохранение и развитие национальных особенностей искусства;

  • принцип художественности и художественной самобытности.

В современном развитии самодеятельного художественного творчества можно выделить ряд новых тенденций. К ним относятся:

  • расширение идейно-художественного многообразия самодеятельного искусства и дифференциация его идейного художественного содержания;

  • гуманизация художественного творчества любителей, обращение к личностным проблема современного человека;

  • расширение палитры художественных методов и стилей творчества;

  • модернизация самодеятельного искусства (обращение к формалистическим, постмодернистическим, гиперреалистическим художественным принципам);

  • фольклоризация самодеятельного искусства;

  • расширение импровизационных начал;

  • обращение к традициям религиозного искусства;

  • тяготение к синтезу видов, форм и жанров художественного творчества.
1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


написать администратору сайта