Главная страница
Навигация по странице:

  • К нормативно-регулятивным

  • Современная социокультурная ситуация и семья.

  • Методика организации досуга лиц среднего и пожилого возраста.

  • Структура и функции социальной работы в РФ.

  • Экономические основы социально-культурной сферы.

  • Технологическое содержание менеджмента.

  • Основу менеджмента

  • Социально-психологические аспекты менеджмента в сфере культуры.

  • Организационно-экономические условия менеджмента в сфере культуры.

  • Финансовый механизм менеджмента в социально-культурной сфере.

  • скд гэк учебное пособие. Курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социальнокультурной деятельности


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социальнокультурной деятельности
    Анкорскд гэк учебное пособие.doc
    Дата18.05.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файласкд гэк учебное пособие.doc
    ТипКурс лекций
    #19382
    страница8 из 12
    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12

    Организация культурно-досуговой деятельности молодежи.
    Организация культурно-досуговой деятельности молодежи предполагает:

    • изучение исходных мотивов участия молодежи в различных видах культурно-досуговой деятельности;

    • учет основных видов и способов время препровождения молодежи;

    • «мягкое» социально-педагогическое регулирование содержания и направленности культурно-досуговой деятельности молодежи;

    • формирование благоприятной социально-психологической атмосферы, способствующей созданию непринужденного досугового общения, готовности молодежи к сопереживанию, к сотворчеству;

    • творческий подход к использованию основных принцпов педагогики сотворчества;

    • целенаправленное стимулирование самодеятельных начал в культурно-досуговой деятельности молодежи.

    Механизм организации культурно-досуговой деятельности молодежи включает три основных группы средств, обеспечивающих стабильность воздействия на молодежь и целостность самого механизма: институциализированные, нормативно-регулятивные и личностные.

    Институциализированные средства позволяют регулировать культурно-досуговую деятельность молодежи с помощью определенных усилий со стороны сформированной социокультурной среды (общественно-политические организации и движения, органы государственной власти, средства массовой информации, учебные заведения, творческие союзы и организации, культурно-досуговые и спортивно-оздоровительные учреждения, коллективы самодеятельного художественного творчества.

    К нормативно-регулятивным средствам относятся: социальные нормативы, нормы культуры, традиции, обычаи, официальные предписания, которые осуществляют социально-педагогическое регулирование процессов формирования культуры досуга молодежи.

    К личностным относят: навыки, мотивы, упражнения, внушения, действия, поступки, инициативы людей, средства самовоспитания и саморегулирования личности.

    На основании анализа специфики молодежного досуга можно сделать следующие выводы:

    1. становится заметным стремление молодежи к получению качественных культурно-досуговых услуг за дополнительную плату;

    2. отчетливо обозначается тенденция возрастания интереса молодежи к различным формам досуга, в основе которых лежат народные традиции время препровождения;

    3. для большей части молодежи участие в различных общественно-политических движениях носит эпизодический характер, а ценность участия в политической жизни общества близится к нулю;

    4. продолжает сохраняться тенденция расширения внеинституционных форм использования свободного времени практически у всех возрастных и социально-профессиональных групп молодежи.


    Современная социокультурная ситуация и семья.
    Деформация социалистических идеалов и принципов привели ко многим негативным последствиям в развитии экономики, общественно-политической и культурной жизни. Наиболее наглядно это проявляется на примере советской семьи, духовная жизнь которой была подвержена отрицательному влиянию вульгарно-примитивных теорий преимущества общественного воспитания, низведения личности до безликой усредненности, пренебрежения к нравственным и эстетическим ценностям семейного досуга и быта.

    Процесс демократизации вернул понимание личности как высшей ценности, предопределил необходимость сосредоточить внимание общества на проблемах развития человека, актуализировал научный поиск эффективных путей оптимизации духовной жизни семьи.

    Объективный характер общественно-исторического развития в XIX и особенно в XX веке отделил от семьи промышленное производство, транспорт, связь, науку, образование и многие другие формы жизнедеятельности. Однако, быт и досуг в силу своей природы остались в первую очередь предметом семейных отношений. Более того, отчуждение образования и общественного производства от семейной сферы усилило роль домашнего досуга как фактора позитивного влияния на отношение членов семьи к труду и познанию.

    Усиление в последние годы интереса к семье и ее проблемам стимулировало изучение семейно-досуговых отношений, активно влияющих на механизмы обеспечения благополучия и супружеской совместимости.

    Культура семейного досуга совершенствуется вместе с самим человеком и его семьей, т.е. люди являются созидателями культуры и одновременно ее созданиями. Важнейшие черты культуры семейного досуга обусловлены принадлежностью семьи к той или иной социально-экономической формации.

    Культура семейного досуга обусловлена внутрисемейными отношениями, направлена на реализацию и обогащение социальных сил человека для обеспечения всесторонности и целостности существования семьи как социального института и выражается в типах и формах организации семейного досуга, а также в создании материальных и духовных ценностей.

    Дифференцированный подход к оценке семейного досуга, процессу формирования прогрессивных структур занятий и рациональных стилей дал возможность классификации семей с позиций организации ими досуга, что позволило в дальнейшем проследить динамику морально-психологического климата семьи в процессе активизации досуговой деятельности.

    Сегодня с полным основанием можно утверждать, что современная семья ориентирована на совместное досуговое функционирование. Чем более конструктивен семейный досуг, тем чаще встречается среди супругов понимание консолидирующей значимости его совместного проведения.

    От того, насколько силен воспитательный потенциал семейного досуга, представляющий собой с педагогической точки зрения комплекс условий и средств, в совокупности определяющих его педагогические возможности, зависит умение членов семьи противостоять деструктивным формам семейного досуга.

    Формирование семейной досуговой культуры испытывает определенные трудности, связанные с рядом противоречий:

    1. диспропорция между количеством высвобожденного для семейного досуга времени и суммой материально-организованных средств и форм его освоения и использования;

    2. между повысившимися требованиями к семье и консервативными привычками в сфере досугового существования;

    3. между достаточно богатой сферой досуга и отсутствием у семей навыков приобщения к высокой культуре;

    4. между высоким темпом развития культуры в целом и ограниченными психическими возможностями человека;

    5. между изменившимися организационно-культурными формами общения в досуговых учреждениях и в домашних условиях.

    Реализация воспитательного потенциала семейного досуга дает возможность успешно приложить усилия для поддержания и сохранения семьи путем сознательного формирования общесемейной структуры досуга, благоприятной психологической обстановки для выявления и развития культурных потребностей каждого члена семьи.

    От принятых в семье взаимоотношений, которые более всего и задают особенности ее морально-психологического климата, зависит стабильность семьи. Повышение культуры семейного досуга положительно влияет на повышение культуры супружеских отношений, т.к. именно досугу под силу создание здоровой нравственной атмосферы в семье, характеризующейся не столько отсутствием противоречий, сколько созданием оптимальных условий для их ликвидации.

    В большинстве случаев причина семейного неблагополучия кроется в отсутствии эмоциональной близости супругов, родителей и детей. Показателем же устойчивости и сплоченности семьи является «модель согласия», предполагающая согласованность жизненных планов, совпадение ценностных ориентаций, совместные усилия по организации быта и досуга.

    Сегодня необходимо активно использовать возможности учреждений сферы культуры и досуга для пробуждения сознательного творческого отношения супругов и детей к своей досуговой деятельности. Для этого можно предложить определенную меру сочетания активных и пассивных форм отдыха и общения, превращение этой деятельности в свободный труд, ставший потребностью несмотря на значительные траты духовных и физических сил, т.е. полноценное с нравственно-этической точки зрения использование семейного досуга.

    Деятельность досуговых учреждений по рационализации семейного досуга с целью придания ему конструктивности осуществляется на трех уровнях: а) культурно-просветительном, к которому относятся все формы пропагандистской деятельности; информационно-просветительные мероприятия, способствующие формированию знаний по тем или иным сторонам жизнедеятельности семьи; б) эмоционального воздействия, охватывающем обряды, ритуалы, праздники, стимулирующие межсемейное и межличностное общение; в) поведенческом или деятельностном, включающем творческие любительские объединения, клубы по интересам; стимулирование различных видов домашнего творчества, предоставление возможности овладения умениями и навыками рациональной организации семейного досуга.

    Неразвитость структуры семейного досуга, примитивность его содержания обуславливается недостаточным запасом знаний и навыков, необходимых в человеческом общении. Современной семье нужна помощь в психологических знаниях по преодолению деструктивности конфликта во внутрисемейных коллизиях, содействие в трудовом, нравственном, эстетическом воспитании, в профессиональном ориентировании подрастающего поколения и т.д.
    Методика организации досуга

    лиц среднего и пожилого возраста.
    Работа с этими группами населения является важным звеном в социальной политике государства, где осуществляется целенаправленная деятельность по совершенствованию медико-социальной и культурно-досуговой помощи пожилому человеку. В России, как и в других странах, граждане среднего поколения составляют значительную часть населения. В сложных экономических условиях проявление приоритетного внимания к ним, забота об их благополучии становятся долгом всего общества.

    При организации работы с людьми среднего и старшего возраста важно наличие гибкой системы, предусматривающей умную импровизацию. Основным фактором, влияющим на указанную систему, является уважение к каждому человеку и удовлетворение его потребностей. Необходимо принимать во внимание биостатистику, географические данные, экономические ресурсы, культурные и социальные ценности, физическое и ментальное состояние пожилых и их желания. Основная работа, как правило, должна осуществляться на местном уровне, в частности, при создании необходимых условий для различного вида пассивного и активного досуга.

    Досуг людей среднего и пожилого возраста обладает двойным потенциалом. С одной стороны, это отражение степени гуманности общества, забота о людях определенного возраста, с другой - качество досуга людей старшего поколения определяет соответствующую эстафету, воспринимаемую людьми среднего возраста и особенно молодежью. А это значит, что организуя досуг пожилых, общество и государство обеспечивает формирование образцов, на которые будут равняться дети и внуки.

    Исследования показывают возрастающее стремление людей указанного возраста проводить свое свободное время дома, в кругу семьи. Это явление характеризуется поворотом от социальной активности вне дома к домашней досуговой деятельности. При этом домашний досуг подразделяется на заботу о себе, домашнюю работу, пассивный и активный досуг, с учетом такого фактора, как уровень дохода и благосостояния семьи.

    Одной из базовых социальных установок людей среднего и пожилого возраста, пенсионеров является стремление к творческой самореализации в сфере досуга. При этом нередко обращаются как к традиционным, так и к инновационным формам активности. Например, клубы, создаваемые на основе общности политических, нравственных и социальных интересов; объединяющие ветеранов и ведущих широкую работу среди детей и подростков. Создаются также клубы и объединения просветительского и художественно-творческого направления, которые выходят за рамки внутри - клубной работы на более широкую аудиторию. Члены этих клубов читают лекции в школах, работают с молодежью по месту жительства, благоустраивают территории, выезжают в сельскую местность с концертами и музыкально-литературными программами.

    Характерно, что большинство клубов пожилых людей не ограничивается каким-либо одним видом деятельности и часто удовлетворяют самые разнообразные досуговые интересы своих членов. Например, клуб «Огонек» Тамбовского Дома Милосердия объединяет около 80 человек и представляет им возможность для разнообразного общения, поездок в лес, совместных занятий физкультурой, обмена опытом по воспитанию, видам, кулинарии, рукоделию и т.д.

    Социальная активность пожилых людей в нашей стране и за рубежом далеко не всегда исчерпывается спектром досуговых интересов. Многие представители этой возрастной группы стремятся по мере сил принимать участие в деятельности учреждений культуры, центров социального обслуживания, в добровольческом движении.

    Досуговые занятия, способствующие ликвидации социальной изоляции пожилых людей, включающие их в разнообразные содержательные формы общения, крайне важны в аспекте социального и психического здоровья. На пороге XXI века специалисты в области «терапии рекреацией» все больше спорят о путях, средствах и методах работы с людьми старшего поколения. Пожилые, часто одинокие люди, которые в стране составляют довольно большую часть населения, все настоятельнее требуют особого внимания со стороны общества.

    Помимо традиционных путей поддержки пенсионеров (материального, медицинского и т.п.) все более важной становится социально-психологическая помощь. И в этом плане важно обращение к прошлому, юности, что представляет собой самостоятельную социальную ценность.

    Одним из средств такой терапии для каждого конкретного пожилого человека может стать обращение к кругу наиболее дорогих для его памяти предметов и вещей.

    Особо сохраняемые вещи и имущество с их символическими значениями и ассоциациями могут помочь пожилым приспособиться к новой окружающей среде, стать своего рода «якорем», облегчающим адаптацию, обеспечивающим непрерывность времени, комфортность пребывания, чувство принадлежности. Это старые фотографии, вещи-ценности, безделушки и т.д.

    В социальной и психологической геронтологии зафиксировано также, что пенсионеры, общаясь между собой, стремятся не столько к изменению своих представлений и взглядов, сколько к подтверждению уже сформировавшихся установок и знакомых ситуаций. Для них часто важен сам факт сочувствия со стороны другого лица.

    Для полноценного общения пенсионеров особенно важно наличие соответствующих видов деятельности, присущих данному возрасту. В качестве сопутствующих общению предлагаются следующие занятия: настольные игры, прогулки, просмотр газет и журналов, вязание и т.д.

    Осмысление проблем пожилого возраста, позволяет по-новому осознать и многие художественно-творческие занятия этой возрастной группы. Например, групповое пение. Поэтому распространены хоры ветеранов, где поют песни, знакомые с детства, что способствует устранению скованности и отчуждению.

    Актуальна задача разработки досуговых программ, способствующих укреплению физического здоровья пожилых. Здесь прежде всего необходима организация физкультурно-оздоровительных занятий, учитывающих функциональные возможности организма пожилого человека, его образ жизни и т.д.

    Принцип полфункциональности, выражающийся прежде всего в совмещении концепции укрепления здоровья и социально-культурного развития пожилых людей, можно считать ведущей тенденцией в организации объектов, учреждений культуры и рекреации для пожилых. В этом плане к перспективным относится создание многопрофильных центров социально-культурного обслуживания пожилых граждан.

    Пока, к сожалению, отсутствует специальная предпенсионная подготовка, которая способствовала формированию в сознании пожилых позитивного отношения к «третьему возрасту» как активному образу жизни на пенсии, помогла бы в выработке практических навыков и представлений о соответствующем поведении.
    Структура и функции социальной работы в РФ.
    История формирования социальной работы начинается с 1750 г. до н.э. в Вавилоне, где издавались гражданские акты, призывавшие людей к любви к ближнему, заботе о бедных. В библейские времена она выражалась как религиозный долг человека, благотворительностью, как система гуманитарной помощи нуждающимся. В 90-е годы XIX века в Великобритании была организована лекционная и практическая работа (Общество благотворительности в Лондоне).

    В 1899 г. в Амстердаме был основан Институт подготовки социальных работников.

    Социальная работа в России имеет глубокие корни. На Руси, уже с X века проявлялись различные «нищелюбия» - дать кусок хлеба и приютить человека - считалось святым долгом. Но только с 60-х годов XIX века начинается либерализация социальной политики, когда государство передало социальные функции органам городского и земского самоуправления. В этот период развивалось русское меценатство, расширялась деятельность общественных объединений в социальной сфере, рождались новые формы и методы социальной работы.

    В ноябре 1917 года был создан Народный Комиссариат социального обеспечения (в 1961г. преобразован в Министерство социального обеспечения). В 1990 году была предпринята попытка создания такой властной структурной единицы как Комитет по делам семьи и демографической политики при Совете РФ, которому вменялось руководство социальными программами и подготовкой кадров для социальной сферы. В 1991 году функции этого Комитета и Министерства социального обеспечения РСФСР были переданы вновь созданному Министерству социальной защиты Российской Федерации, а в регионах - Комитетам по делам защиты населения при областных администрациях.

    В настоящее время в стране существуют следующие учреждения социального обслуживания:

    • комплексные центры соцобслуживания населения;

    • территориальные центры социальной помощи семье и детям;

    • социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних;

    • дома ночного пребывания;

    • социальные приюты для детей и подростков;

    • центры психолого-педагогической помощи населению;

    • специальные дома для одиноких престарелых;

    • центры (отделения) социальной помощи на дому;

    • стационарные учреждения социального обслуживания (дома - интернаты для престарелых и инвалидов, психоневрологические интернаты, детские дома - интернаты для умственно отсталых детей и др.).

    Социальная работа в нашей стране имеет три явно выраженных объекта: отдельный человек с его потребностями и интересами; семья, различные группы риска среди населения.

    С 1991 по 1996 годы в России был принят ряд законов и постановлений правительства, направленных на организацию социальной поддержки населения в период перехода к рыночной экономике.

    Право на социальное обеспечение закреплено в статье 7 Конституции РФ от 12 декабря 1993 года. В статье 39 перечисляются основания для социального обслуживания населения. Понятие «социальное обслуживание» означает деятельность социальных служб по оказанию социально-правовых, социально-педагогических услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Всю деятельность по социальному обслуживанию координирует Министерство труда и социального развития, преобразованное в конце 1996г. из Министерства социальной защиты населения РФ. Круг его полномочий несколько расширился в связи с присоединением Комитета по труду России и Федеральной службы занятости населения.

    В последние годы приняты Законы РФ «О занятости населения», «О беженцах», «О вынужденных переселенцах», «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», «О ветеранах» и др.

    В социальных учреждениях различного профиля работают следующие специалисты: социальные работники, социальные педагоги многочисленных специализаций, врачи (психотерапевты, психоневрологи, наркологи, сексопотологи, дефектологи и др.), юристы, социологи, агенты по трудоустройству.

    Главной функцией всех структурных подразделений государственной социальной службы является оказание различных услуг населению. К основным функциям относятся:

    • функция социальной помощи (оказание финансовой, материальной помощи малообеспеченным гражданам, многодетным и молодым семьям; содействие в трудоустройстве; обучение; услуги по коммунально-бытовому устройству инвалидов, престарелых, больных детей; опека и попечительство по случаю сиротства и др.);

    • функция консультирования и социального корректирования, которая предусматривает подготовку молодежи к выбору профессии, родительский медико-психологический всеобуч, диагностику, коррекцию развития, психотерапию, профилактику отклоняющегося поведения, организацию досуга и т.д.;

    • функция участия в реализации чрезвычайных мер по преодолению последствий стихийных бедствий и социальных конфликтов (формирование спасательных служб, подготовка социопрограмм и др.);

    • функция информации, изучения и прогнозирования социальных нужд (изучение потребностей клиента и его социальных проблем, предоставление специальной информации для разрешения кризисной ситуации и т.д.).

    Смысл и назначение системы социальной защиты населения состоит в том, чтобы с помощью нормативно-правовых, экономических, финансовых, социально-психологических и организационно-технических средств осуществлять поддержку и помощь нуждающимся в этом группам населения или отдельным гражданам.

    В настоящее время система социальной защиты населения находится в стадии становления и развития. Ведется активный поиск ее оптимальной структуры, важнейших направлений и основных функций социальной работы на всех уровнях управленческой и общественной деятельности.
    Экономические основы социально-культурной сферы.
    Социально-культурная сфера как объект управления и менеджмента включает науку, образование, медицину, культуру и искусство, физкультуру и спорт, досуг и туризм, социальное обеспечение.

    Характеризуя экономический механизм в СКС, нужно остановиться на том, что объединяет и отличает указанные отрасли.

    Объединяет, во-первых, то, что конечным продуктом их деятельности является не товар, а услуга. Во-вторых, то, что они имеют непосредственные отношения с людьми и напрямую воздействуют на них. В-третьих, то, что у них общая специфика механизма хозяйствования с точки зрения управления, финансирования, оплаты труда и т.д.

    Отличительная черта отрасли социально-культурной сферы выражается прежде всего в особенностях ресурсного потенциала, процессов и результатов труда, а также взаимосвязи результатов с затратами, что характеризуется показателями эффективности. Ресурсы экономики подразделяются на трудовые, материальные и природные. Природные факторы используются в СКС довольно ограниченно, а именно в части туризма, экскурсий, санаторно-курортного лечения и в домах отдыха.

    Но особенности ресурсов СКС связаны прежде всего с трудом и материалами. Если в производстве более 60% затрат приходится на сырье и материалы, то в СКС эти виды ресурсов практически отсутствуют. Для СКС характерна высокая трудоемкость услуг при относительно небольшой фондо и материалоемкости.

    Таким образом, экономический механизм менеджмента в СКС имеет как общие черты, так и отличительные особенности, связанные с конечными результатами труда.

    Для функционирования СКС нужны денежные средства. Под понятием «финансы» подразумеваются, с одной стороны, государственные финансы, а с другой - финансы частных предприятий, корпораций, монополий.

    Государственные финансы воплощаются в государственном и местном бюджетах, специальных фондах, финансах государственных учреждений.

    Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей: доходной, которая содержит перечень поступающих средств, и расходной, объединяющей все виды производимых затрат.

    Доходная часть бюджета в основном складывается из налогов, займов и эмиссии денег. Соотношение этих финансовых методов неодинаково. Оно зависит от финансовой политики и степени остроты экономических, социальных и других противоречий.

    Что касается финансов частных предприятий, то они материализуются в виде денежного капитала.

    Мировой опыт финансирования сферы культуры знает три основных типа экономики культуры в зависимости от механизма ее финансирования:

    • «романский» тип, когда культура финансируется преимущественно централизованно, за счет государственных средств;

    • «германский» тип, характерный тем, что государственное финансирование осуществляется преимущественно из местных бюджетов, а также через независимые структуры и фонды;

    • «англо-американский» тип, когда финансирование осуществляется за счет привлечения частного капитала, в том числе - за счет налоговых льгот.

    В нашей стране подавляющее большинство учреждений культуры не имеет своих собственных источников дохода, либо их уровень невысок и его недостаточно для покрытия всех необходимых расходов. Поэтому они или полностью финансируются из государственного бюджета (по уровню принадлежности учреждения: федерального, местного, муниципального), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат. В этом случае имеет место финансирование по смете текущих затрат. В последнее время бюджетная дотация сохранилась в виде минимальных гарантий поддержания материально-технической базы и хозяйственного содержания учреждений культуры. Речь идет о таких статьях, как заработная плата штатных работников, расходы на тепло, электроэнергию и другие «защищенные» статьи бюджетной сметы, гарантирующие механизм средств текущего содержания, поддержки деятельности государственной сети учреждений. Необходимые капитальные вложения финансируются из государственного бюджета по особым сметам.

    В последнее время условия финансирования несколько изменились за счет введения программного принципа финансирования. Имеется в виду финансирование не учреждения культуры, а выделение средств под осуществление деятельности (так называемый социальный заказ). Это различные региональные, областные и др. культурные программы. Помимо бюджетных средств источником финансирования учреждений культуры являются специальные (внебюджетные) средства. Сюда относится собственная коммерческая деятельность учреждений культуры, а также спонсорство, благотворительность, участие в международных культурных проектах и программах. Деятельность многообразных фондов и других некоммерческих организаций, номенклатура платных услуг учреждений культуры достаточно широка. Помимо традиционных платных услуг (концерты, спектакли, кружки, досуговые и развлекательные мероприятия) это могут быть и сдача помещений в аренду, и банковский депозит, и работа с ценными бумагами. Главное, что необходимо - наращивать активную коммерческую деятельность, способную поддерживать и развивать сферу культуры.

    Особую роль в финансовой поддержке социально-культурной сферы играют фонды. Существуют три основных вида фондов: фонды корпораций; фонды сообществ, действующих в рамках определенного региона; независимые фонды, получающие помощь, средства от одного или нескольких юридических и физических лиц.

    Фонды и другие организации совместно с учреждениями культуры разрабатывают культурную политику сотрудничества, определяют возможные приоритеты благотворительности. Не случайно фонды получили большое развитие за рубежом.
    Технологическое содержание менеджмента.
    Менеджмент - это определенный вид деятельности по руководству людьми, возникший в результате разделения труда и его специализации. Сам термин «менеджмент» трактуется достаточно широко: способ (манера) обращения с людьми, власть и искусство управления, особого рода умения и административные навыки, орган управления, административная единица. В конкретном управленческом акте выделяют две взаимосвязанные части: управленческую (субъект) и управленческую (объект). Главная задача первой - воздействовать, а второй - принимать воздействия и строить свою деятельность в соответствии с полученными указаниями. Возникает своеобразный кругооборот конкретного действия для достижения определенных целей.

    Чтобы взаимодействие между субъектом и объектом управления было эффективным, необходим ряд условий. Главное из них в сфере культуры:

    • соответствие друг друга и тем задачам, которые они решают;

    • совместимость;

    • самостоятельность и свобода поведения;

    • корректировка действий.

    Для выполнения управленческих задач сформировался новый социальный слой - менеджеры («белые воротнички», а затем и новая категория - «золотые воротники»), т.е. люди, которые выполняют специфическую работу по управлению. Требования к менеджерам в последние годы возросли.

    Практически каждая страна имеет свои формы и методы и подготовки менеджеров, учитывающие специфику отрасли, в которой они будут работать, производственные и распределительные факторы, общественные и социальные особенности каждой страны.

    Современная технология менеджмента выделяет три варианта (подхода) управления: функциональный, системный и ситуационный.

    Функциональный подход, который называется «классический» вариант менеджмента, рассматривает управление как ряд взаимосвязанных и взаимодействующих актов (функций). Как у нас в стране, так и за рубежом большинство ученых и практиков придерживается мнения, что процесс управления включает в себя следующие функции:

    1. планирование - умение ставить и реализовывать цели, т.е. точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом;

    2. Организация - создание, организация, включая аппарат управления, как целостного образования, без которого нельзя существовать и эффективно работать;

    3. Координация - организации представляют собой сложные системы, на функционирование которых воздействуют многочисленные и разнообразные факторы внутренней и внешней среды;

    4. Мотивация (стимулирование) - учет особых качеств, связанных с человеческой личностью - характер, систему ценностей и мотивы к труду;

    5. Контроль - с помощью которого осуществляется корректировка деятельности организации, выявляются слабые стороны, отклонения и ошибки от намеченных планов и стандартов.

    Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга и порой их трудно разделить. Два других подхода к управлению - системный и ситуационный, являются производными от первого, но имеют свои особенности. Говоря о системном подходе к менеджменту, следует иметь в виду усиление взаимосвязанности всех сторон деятельности организации ( учреждения культуры) - содержательной, социальной, финансовой, производственной и прочие, а также расширение, усложнение как внутренних отношений, так и связей с внешней средой. Иначе говоря, любые изменения приводят к изменению деятельности всей организации в целом, и в аппарате управления в частности, что принципиально меняет как традиционные навыки в управлении, так и экономическое поведение организации. Суть ситуационного подхода состоит в том, что одни и те же функции управления по-разному реализуются в зависимости от конкретных ситуаций, иными словами, такой подход использует преимущества взаимосвязи науки и конкретных условий, которые в определенный момент времени оказывают значительное влияние на деятельность организации. Использование ситуационного подхода позволяет менеджеру сделать вывод о том, какие приемы и методы будут более приемлемыми для достижения поставленных целей.

    Указанные подходы в управлении реализуются с помощью арсенала методов воздействия на людей. Практика выработала три группы таких методов: административные экономические и социально-психологические. Все эти методы так или иначе представляют собой определенную систему и используются на практике комплексно. Однако изменение внешних и внутренних факторов развития организации очень часто способствует выделению и преобладанию какой-либо одной группы методов. Например, суть административных методов состоит в том, что любая деятельность прежде всего должна быть четко организована, спроектирована, регламентирована, нормирована, снабжена необходимыми инструкциями. Экономические методы предполагают прежде всего материальную заинтересованность людей в конечных результатах своего труда. Социально-психологические методы - выявление и развитие индивидуальных способностей людей, создание в коллективе благоприятного климата и многое другое, что по мнению современных менеджеров дают в настоящее время максимальный эффект. Перечисленные методы управления реализуются в соответствии с определенными принципами или правилами. Наиболее важные, на наш взгляд, следующие:

    а) принцип научности в сочетании с элементами искусства;

    б) принцип целенаправленности ( решение качественной цели);

    в) принцип последовательности;

    г) сочетание централизованного регулирования с саморегулированием в определенных рамках;

    д) обеспечения соответствия прав, обязанностей и ответственности в управленческом процессе.

    Основу менеджмента составляет организация, которая может называться по-разному - предприятие, фирма, учреждение, фонд и т.д.

    Организация - это группа людей, сознательно работающих вместе и объединенных определенной целью. Организации могут быть простые и сложные, временные и постоянные, производственные и учебные. Учреждения культуры в большинстве своем относятся к так называемым некоммерческим организациям, т.к. преследует цель не получение прибыли, а оказание социально-значимых услуг. Как и другие организации они обладают правом юридического лица и, следовательно, обладают обособленным имуществом, счетом в банке, печатью на право ведение договорных отношений, балансовой книгой, имеют установленные права и обязанности, несут ответственность за свои действия.

    Все это закрепляется в Уставе предприятия, который регистрируется в местных административных органах.

    Организации имеют определенную структуру, основными элементами которой являются внутренняя и внешняя среда, связующие процессы.

    К внутренней среде относятся: цель (желаемый результат), структура организации, разделение труда, технология работы (сочетание знаний, навыков и умений), персонал (люди, имеющие определенную классификацию и специальность). Внешнее окружение подразделяется на элементы прямого и косвенного воздействия. К первому относятся непосредственное деловое окружение - партнеры, поставщики, конкуренты, административные органы, трудовые ресурсы. Ко второму - общее окружение, которое учитывает состояние общества, его экономику, природную среду, социально-культурные и др. процессы.

    Внутренняя и внешняя среда во многом задают тон связующим процессам, к которым в самом общем виде относят:

    • информационное обеспечение, без чего нельзя оценивать ситуацию, принимать решения, контроль их выполнения. (Объем информации, достоверность, качество, полезность, полнота, своевременность поступления и т.д.);

    • процесс принятия решения, включающий несколько подходов (на основе интуиции, на знаниях и опыте, на изучении стандартных ситуаций, вариантность);

    • лидерство, власть и влияние в коллективе;

    • конфликты и пути их разрешения.

    Таким образом, технология менеджмента охватывает целый комплекс проблем, главным из которых являются суть основных функций. Именно знание планирования, организации, мотивации и контроль помогает современным менеджерам четко строить свою работу и учитывать все изменения и нововведения.
    Социально-психологические аспекты менеджмента

    в сфере культуры.
    Основной фигурой менеджмента в сфере культуры является личность, обладающая конкретной совокупностью социально значимых черт. Эти черты формируются, с одной стороны, под воздействием ее (личности) природных свойств - памяти, эмоций, чувств, восприятия и т.д., а с другой стороны - таких социальных моментов, как опыт, знания, привычки, интересы. Все черты личности тесно взаимосвязаны между собой и характеризуются тем, что личности свойственна активная деятельность и одновременно устойчивость поведения, что позволяет осуществлять управление. Для практического руководства людьми необходимо знать психологическую структуру личности, включающую в себя направленность (интересы, стремления, склонности, мотивы); способности (склонность к определенному виду деятельности) и характер (индивидуальный склад личности, составляющий основу поведения).

    Специфика творческих коллективов и организаций состоит в том, что их членам свойственны художественное мышление, заключающееся в богатой фантазии, образности, яркости и одновременно непоследовательность, неровность, импульсивность.

    Другой группой факторов, влияющих на личность, являются факторы социальные. К ним относят круг общения (группа лиц, с которым контактирует человек), статус (положение человека в системе взаимосвязей), роль (совокупность ожидаемых действий, исходя из психологических особенностей), авторитет (формальный или неформальный статус, исходя из положения, знаний и опыта), уровень притязаний (для одних - цели творческие, для других - желание руководить, у третьих - они отсутствуют. Руководитель же без притязаний - не руководитель).

    Отдельная личность, включаясь в систему управленческих отношений, действует в составе группы. Группа как коллектив должна удовлетворять нескольким признакам. Во-первых, наличием общих целей; во-вторых взаимодействием людей, направленном на достижение поставленных целей (функциональное и психологическое); и, в-третьих, общностью интересов, стабильностью взаимоотношений.

    Трудовые коллективы, в том числе и в учреждениях культуры, классифицируются на формальные и неформальные, стихийно сложившиеся и сознательно организованные, постоянные и временные, производственные и учебные, большие и маленькие и т.д.

    Работоспособный коллектив возникает не сразу, а проходит длительный процесс становления и развития. Прежде всего речь идет о ясных и понятных целях. Для творческих коллективов важным условием успешного формирования является как необходимый уровень совместимости - профессиональной, интеллектуальной, психологической - так и наличие сильного художественного руководителя, которому люди готовы подчиняться и к советам которого прислушиваться. Выделяют несколько стадий становления трудового коллектива: знакомство, сближение, стабилизация, консолидация.

    В каждом коллективе действуют одновременно руководители и подчиненные. Руководитель является лицом, выполняющим функции управления: стратегическую (планирование и прогноз), административную, воспитательную, лидирующую. Для коллектива очень важны руководители новаторского (а сегодня и предпринимательского) типа, ищущие новые направления и формы деятельности, использующие нетрадиционные подходы для решения стоящих проблем. По своей целевой ориентации руководители делятся на активных (расширение новых управленческих позиций) и пассивных (стабильность и традиции). Говоря о качествах руководителя, в основном выделяют три группы: профессиональные, личные (самообладание, оптимизм, уверенность, здоровье и т.д.), деловые (требовательность, целеустремленность, смелость и др.).

    Подчиненные - это должностные лица, находящиеся в подчинении старших по должности. Руководитель и подчиненный образуют в организации простейшую группу. В ее рамках первый имеет право устанавливать и поддерживать образцы поведения второго, приказывать, требовать, добиваться и контролировать исполнение своих приказов; второй обязан добросовестно их выполнять, а также критиковать при необходимости действия руководителя и обжаловать их в установленном порядке. Обязанности подчиненного, как и обязанности руководителя, бывают официальными и неофициальными. К официальным обязанностям подчиненных относятся: поиск путей улучшения своей работы и постоянное повышение квалификации, саморазвитие, самосовершенствование. В обязанности подчиненных входит соблюдение интересов своей организации, отстаивание ее чести. К неофициальным - соблюдение дистанции между собой и руководителем, невмешательство в дела последнего, оказание помощи и содействие, способность ценить время руководства.

    В обязанности руководителя входит умение влиять на поведение подчиненных, иначе говоря, проявлять власть. Такая власть, обеспечивающая лидерство, может иметь различную природу. Она может основываться на принуждении, на вознаграждении, на авторитете, на личных качествах руководителя.

    Под воздействием многих факторов в каждой организации складывается определенный стиль руководства, т.е. манера отношений руководства и подчиненных. Наиболее распространена следующая типология стилей: авторитарный, демократический и либеральный. Выбор того или иного стиля зависит от многих условий. Во-первых, от содержания и вида деятельности; во-вторых, от конкретной ситуации; в-третьих, от характера и опыта подчиненных; в-четвертых, от личности руководителя.

    При выполнении производственных или иных задач между руководством и подчиненными, во взаимоотношениях людей между собой могут возникнуть конфликты, обусловленные различием взглядов, позиций, интересов.

    По отношению к отдельному человеку конфликты могут быть внутренними (несовпадение внешних требований, неоднозначность восприятия ситуации, завышение требования, неудовлетворительное вознаграждение) и внешними, т.е. конфликты межличностные, между личностью и группой, а также межгрупповые.

    По сфере затрагивания отношений конфликты можно разделить на деловые (профессиональные) и личностные (чаще всего бытовые).

    По характеру конфликты принято делить на объективные (с реально существующими недостатками и проблемами) и субъективные (личные оценки событий).

    Для преодоления конфликтов необходим ряд шагов. Первое - создание необходимых условий и предпосылок. Второе - определение причин конфликта. Третье - нахождение правильных подходов к преодолению конфликта. Если у конфликтующих сторон одинаково убедительные аргументы или они жестко настаивают на своем, применяется стратегия компромисса, при котором есть возможность сохранить отношения и хотя бы что-что получить, вместо того чтобы все потерять.

    Персонал организации, в том числе и учреждения культуры - это категория работников, которым в силу функциональных обязанностей поручено осуществлять соответствующую деятельность. В персонале различаются административные работники, специалисты (включая творческих работников), технический и обслуживающий персонал. К любому работнику предъявляются определенные требования. Для работников учреждений культуры это общие универсальные требования - компетентность, нравственные качества, здоровье - и специальные - умение работать с людьми, организаторские способности, ориентация на творческую деятельность, публичность.

    В задачу менеджера входит умение подбирать и расставлять кадры работников по конкретным должностям, оценивать их работу и аттестовывать, заниматься повышением их квалификации.

    В современном менеджменте все более отчетливо на первый план выходят культурологические проблемы. Непосредственной организации менеджмента все более явно предшествует выработка видения, образа фирмы, представлений о ее социальной миссии, принятых ценностях, идеалах, нормах. Нужно понимать, что везде, где есть человек, где он что-то делает, складываются определенные способы действий, поведения общения, писаные или неписаные правила, то что называют культурой организации. Это очень важно в современном менеджменте как элемент образа (имиджа) организации, что влияет на конечный результат и эффективность работы.
    Организационно-экономические условия менеджмента

    в сфере культуры.

    Основу менеджмента составляет организация, которая может называться по разному - фирма, ассоциация, фонд, учреждение и т.д..

    Каждый человек, работая, входит в одну или несколько организаций. Организации могут быть производственными или учебными, государственными или частными, большими или маленькими, временными или постоянными. Главное, что общество состоит из большого числа различных организаций и большинство людей всю свою сознательную жизнь связаны с организациями, являясь их членами, либо вступая с ними в контакт. С управленческой точки зрения под организацией понимается группа лиц, взаимодействующих друг с другом ради достижения общей цели.

    Любая организация характеризуется следующими признаками. Во-первых, наличием по крайне мере 2-х людей, которые считают себя частью группы. Они объединяют свои усилия, помогают друг другу, обеспечивая тем самым поставленные задачи.

    Во-вторых, наличие по крайней мере одной цели или конечного результата, который принимают как общую все члены данной группы. Цель придает смысл существованию организации, определенность и направленность действием ее членов.

    В-третьих, наличие внутреннего координирующего центра, что придает стабильность организации и является важным условием нормального функционирования.

    Ключевой фигурой в организации является менеджер. Менеджер - это человек, который обеспечивает выполнение работы за счет других людей. Быть менеджером предполагает хотя бы наличие одного подчиненного. Это обязательное условие. Таким образом, менеджер - это член организации, осуществляющий руководство людьми.

    Менеджер выступает в трех ролях - как руководитель, формирующий отношения внутри и вне организации, своего рода лидер для своих подчиненных.

    Во-вторых - это информационные роли (сбор оперативной информации и движение ее до подчиненных).

    В-третьих - это роль по принятию решения.

    В зависимости от позиций менеджеров в организации, данные роли могут быть присущи им в большей или меньшей степени.

    Учреждения культуры и искусства, как и любые организации, действуют сегодня в рыночных условиях. Они относятся к так называемым некоммерческим организациям, т.к. преследуют цель не получения прибыли, а оказывают обществу социально-значимые услуги. Но несмотря на это, они характеризуются рядом признаков, а именно:

    • экономическая обособленность (получение прибыли, определенные затраты на свою деятельность);

    • экономическая заинтересованность членов организации;

    • материальная ответственность за результаты труда;

    • самостоятельность, независимость от какого-либо воздействия;

    Учреждения культуры обладают правом юридического лица и обладают обособленным имуществом, счетами в банке, печатью на право ведения договорных отношений, балансовой книгой, имеют определенные права и обязанности, несут ответственность за свои действия.

    Все это оформляется в виде Устава предприятия и регистрируется в местных административных органах.

    В зависимости от источников финансирования учреждения культуры подразделяются на государственные (муниципальные) и негосударственные. К первым относятся театрально-зрелищные предприятия (театры, филармонии, концертные залы) и культурно-досуговые учреждения (библиотеки, музеи, клубы, кинотеатры и т.д.). Ко вторым относятся учреждения культуры, общественные организации (профсоюзные клубы и библиотеки), ведомственные гарнизонные Дома офицеров, клубы учителей, милиции, творческих союзов), частно-кооперативные (ночные клубы, дискотеки, развлекательные центры и т.д.).

    Менеджмент представляет сложное явление, охватывающее различные процессы, происходящие как внутри организации, так и при ее взаимодействии с внешней средой. Роль менеджмента внутри организации во многом зависит от той роли, которую призвана решать та или иная организация. Но независимо от этого к внутренней среде организации относится:

    • структура организации, т.е. выделение внутри организации подразделений (отделов), находящихся между собой во взаимодействии. Менеджмент должен определить организационные размеры структурных подразделений, их права и обязанности, систему взаимодействия;

    • технология работы организации, т.е. средства, с помощью чего создаются искомые товары либо услуги. Сюда относится также сочетание навыков, знаний, необходимых для осуществления желаемых целей и результатов;

    • люди, работающие в организации, т.е. персонал организации. Многое в деятельности организации зависит от их квалификации, отношения к труду, способностей, взаимоотношения между собой.


    Финансовый механизм менеджмента

    в социально-культурной сфере.
    В зависимости от источников финансирования учреждения культуры подразделяются на государственные и негосударственные (профсоюзные, ведомственные, частно-кооперативные). Государственные учреждения полностью или частично финансируются из бюджета (по уровню принадлежности: областному, городскому, муниципальному и т.д.), или получают из него средства, необходимые для покрытия части затрат.

    Для расходования бюджетных средств каждое учреждение составляет отдельную смету расходов, в которой предусмотрены в основном «защищенные» статьи, иначе говоря, бюджетные дотации на заработную плату штатных работников, поддержание материально-технической базы и хозяйственного содержания, расходы на тепло, электроэнергию и некоторые другие.

    Другим источником финансирования учреждений культуры является специальные (внебюджетные) средства, получаемые в результате собственной коммерческой деятельности, в том числе и путем оказания платных услуг населению. Этот источник является основным для негосударственных учреждений. Для практического менеджмента в сфере государственного управления культурой важно соотношение между бюджетным и внебюджетным финансированием, т.е. что может обеспечиваться на коммерческой основе, а что - исключительно и только на основе бюджетного финансирования.

    Коммерческий расчет в учреждениях культуры представляет собой метод ведения хозяйства, заключающийся в соизмерении в денежной форме затрат и результатов деятельности; его целью является получение максимума прибыли при минимуме затрат. Коммерческий расчет возможен при следующих условиях:

    1. учреждения культуры как субъекты хозяйствования обладают финансовой независимостью, выражающейся в их праве самостоятельно распределять полученную выручку от реализации услуг, распоряжаться прибылью, самостоятельно изыскивать источники расширения услуг;

    2. финансовые отношения учреждения свободны от мелочной регламентации, особенно со стороны государства. Последнее вправе лишь регулировать финансово-хозяйственную деятельность с помощью налоговой, амортизационной политики;

    3. учреждения культуры несут реальную экономическую ответственность за фактические результаты работы, своевременное выполнение своих обязательств перед населением и государством.

    В результате бюджетных и внебюджетных поступлений образуются финансы учреждений культуры - т.е. совокупность денежных средств и денежных отношений, связанных с формированием и использованием денежных доходов и накоплений. Финансы обеспечивают кругооборот основного и оборотного капитала и взаимоотношения с бюджетом, налоговыми органами, банками и другими учреждениями финансово-кредитной системы.

    Финансы учреждения решают две функции: воспроизводственную (обслуживание денежными ресурсами) и контрольную.

    Основные задачи финансов заключаются:

    1. в достижении самоокупаемости, т.е. способности покрывать свои расходы (затраты). При этом решаются две проблемы, а именно: а) борьба с убыточностью; б) повышение прибыльности;

    2. самофинансирование - способность учреждений культуры из заработанных средств не только возмещать производственные затраты, но и финансировать расширение культурных услуг (и их качество).

    Успех коммерческой деятельности в учреждениях культуры во многом зависит от ценовой политики и ценообразования культурных услуг. Цена есть стоимость товара (услуги) выраженная в денежной форме и складывается из себестоимости услуги с добавлением запланированной прибыли. Обычно в себестоимость культурных услуг включаются затраты на оборудование, материалы, заработную плату, амортизационные отчисления и прочие затраты. Эта сумма (с учетом прибыли) делится на количество обслуживаемого населения на единицу услуги (мероприятия), тем самым определяется цена.

    Одним из распространенных видов коммерческой деятельности в учреждениях культуры является сдача в аренду помещений. Существуют несколько разновидностей арендного договора:

    1. арендный (под определенные проценты);

    2. гарантийный (гарантированная оговоренная сумма, независимо от прибыльности или убыточности мероприятия);

    3. паритетный (вся прибыль делится пополам).

    В последнее время одним из путей увеличения финансовых средств учреждения культуры является благотворительность и спонсорство. Спонсирование может осуществляться в виде выделения финансовых средств, оплаты счетов, закупок образования и инвентаря. Все это оформляется специальным договором и прилагаемыми к нему протоколами. Благотворительная программа включает смету предполагаемых поступлений и планируемых расходов (включая оплату труда лиц, участвующих в реализации программы). На финансирование благотворительных программ должно быть использовано не менее 80% поступивших средств.


    1   ...   4   5   6   7   8   9   10   11   12


    написать администратору сайта