Главная страница
Навигация по странице:

  • Общественно-добровольные формирования, фонды и движения, их роль в развитии социально-культурной сферы

  • Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров

  • Современный статус специалиста - организатора социально-культурной деятельности

  • ЧАСТЬ 3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Технологии социально-культурной деятельности, ее сущность и структура.

  • Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.

  • Классификация художественной самодеятельности.

  • скд гэк учебное пособие. Курс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социальнокультурной деятельности


    Скачать 0.63 Mb.
    НазваниеКурс лекций по подготовке к государственным экзаменам по истории, теории и методике социальнокультурной деятельности
    Анкорскд гэк учебное пособие.doc
    Дата18.05.2018
    Размер0.63 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файласкд гэк учебное пособие.doc
    ТипКурс лекций
    #19382
    страница4 из 12
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12

    Субъекты и объекты социально-культурной деятельности



    К субъектам социально-культурной деятельности относятся многочисленные социально-культурные институты, учреждения и организации, с помощью которых осуществляются накопление и трансляция (передача) культурного опыта, освоение культурных форм общественной жизни, приобретение громадного объема культурологических знаний.

    «Социально-культурные институты» - одно из ключевых понятий курса. В самом широком смысле оно относится к любому из государственных, общественных образований (центров, комплексов, одно - или многопрофильных организаций, учреждений и т.д.), обладающих социальной значимостью, целенаправленностью, организованной структурой, достаточной временной устойчивостью.

    Прежде всего необходимо подчеркнуть широкий диапазон термина «социально-культурный институт». Им обозначаются семья, государственные и муниципальные структуры, производственные объединения и предприятия, негосударственные общественные и коммерческие организации, система народного образования, средства массовой информации и многочисленные специальные учреждения социально-культурного профиля: театры, музеи, концертные и выставочные залы, цирки и другие концертно-зрелищные учреждения, клубы и библиотеки, спортивно-оздоровительные, курортные учреждения и т.д.

    Каждый из этих институтов придает совместной социально-культурной деятельности людей качественную определенность, значимость как для отдельной личности, так и для групп людей, для общества в целом.

    Суть социально-культурного института состоит в том, что он организованно объединяет людей для совместной деятельности по удовлетворению социально-культурных потребностей человека или решению конкретных социально-культурных задач. Подобное целостное образование, возникающее и функционирующее, как правило, в сфере досуга, и называется социально-культурным институтом.

    Однако среди социально-культурных институтов существует внутренняя градация. Одни из них официально учреждены и организационно оформлены (например, система общего образования, система специального, профессионального образования, сеть клубных, библиотечных и других культурно-досуговых учреждений), имеют общественную значимость и выполняют свои функции в масштабах всего общества, в широком социально-культурном контексте. Другие учреждаются специально, а складываются постепенно в процессе длительной совместной социально-культурной деятельности, часто составляющем целую историческую эпоху. К ним, например, относятся возникающие на групповом, локальном уровне многочисленные неформальные объединения и досуговые общности, традиционные праздники, обряды, ритуалы и другие своеобразные социально-культурные стереотипные формы. Они добровольно избираются теми или иными социально-культурными группами: детьми, подростками, молодежью, жителями микрорайона, студентами, военными и т.д.

    Таким образом, массу и официально «узаконенных», и стихийно сложившихся общественных институтов неправомерно делить либо на только социальные, либо на только культурные. По своей сути они одновременно и социальные, и культурные структуры.

    В современном процессе развития и укрепления сотрудничества многочисленных общностей и структур социально-культурной сферы можно выделить две тенденции. С одной стороны, каждый социально-культурный институт, исходя из своего профиля и характера, стремится максимально активизировать свои творческие и коммерческие возможности, с другой - усиливаются их совместные, согласованные и скоординированные действия на основе общих, совпадающих функций социально-культурной деятельности.

    Аудитория культурно-досуговых институтов, учреждений и организаций является объектом социально-культурной деятельности. Аудитория – это временная общность людей, возникающая в связи с конкретным источником информации. Она вступает с ним в определенные отношения и на этой основе приобретает специфические (аудиторные) интересы, позволяющие отличить ее от других общностей людей. Отношения аудитории культурно-досугового учреждения с источником информации постоянно развиваются, меняются, приобретают новые формы, могут прерываться и возобновляться. Поэтому для аудитории культурно-досуговых учреждений ценностное значение приобретает не только содержание информации, но и ее носитель.

    Суть понятия «аудитория культурно-досугового учреждения» заключается в том, что оно отражает не просто какую-то социальную или социально-психологическую общность людей, но и отношение с источником информации.

    Можно говорить о массовых, групповых, и индивидуальных объектах культурно-досуговой деятельности. Дифференциация объекта культурно-досуговой деятельности происходит с учетом конкретно проявляемых интересов, потребностей, ценностных ориентаций. Аудитория учреждений культуры и досуга характеризуется тремя основными составляющими – подготовленностью, предрасположенностью и активностью. Она может быть спокойная и возбужденная, заинтересованная и равнодушная, благожелательная и неприветливая, доверчивая и настороженная, постоянная и эпизодическая.

    Состояние аудитории культурно-досуговых учреждений предопределяется прежде всего системой социальной и духовной жизни людей, являющихся зрителями и слушателями культурно-досуговых программ.

    Состояние аудитории можно классифицировать по следующим типам:

    • состояние готовности, то есть подготовленная или неподготовленная аудитория;

    • состояние заинтересованности;

    • состояние активности.

    Умение специалистов сферы культуры не только учитывать состояние аудитории, но и формировать ее путем целенаправленного воздействия играет важную роль в организации культурно-досуговых программ.

    Общественно-добровольные формирования,

    фонды и движения, их роль в развитии

    социально-культурной сферы
    В сфере организации социально-культурной, в частности досуговой деятельности в последние годы появилось множество однородных, параллельных структурных элементов - институтов, действующих автономно и самостоятельно. Особенно это относится к многочисленным общественно-добровольным формированиям типа социально-культурных фондов, движений, инициатив. При этом многочисленность организационных субъектов не всегда приводит к адекватному качественному обогащению и многообразию досуга и видов досуговой деятельности, не способствует ощутимым переменам в структуре и технологиях социально-культурной сферы.

    Общественно-добровольные движения, инициативы и начинания, непрерывно возникающие в рамках свободного времени людей, сегодня один из самых привычных, постоянных элементов культурной среды каждого города и села. Они являются результатом, и необходимым условием непосредственного общения разных поколений, детей, подростков, взрослых. Их возникновение обусловлено живой потребностью человека участвовать в общественно-полезных делах.

    Массовые общественные формирования (фонды, движения и объединения) тесно связаны с политической, экономической, духовной жизнью людей.

    Одной из наиболее массовых общественных организаций, объединяющей многочисленные слои трудящихся, являются профсоюзы.

    Профсоюзные организации проводят работу по созданию необходимых условий для развития уровня культуры трудящихся, по эффективному использованию материально-технического и кадрового потенциала культурно-досуговой сферы.

    Для большинства общественных формирований характерно активное сотрудничество в социально-культурной сфере. Пожелания и предложения, своего рода «социально-культурный заказ» различных инициатив, движений, фондов, ассоциаций диктуются местными условиями, программными трубованиями каждой организации, их конкретным отношением к путям выхода общества из серьезного политического, экономического и духовного кризиса. Эти формирования, без которых нельзя представит себе полноценную организацию социально-культурной деятельности в регионе, можно классифицировать главным образом по функциональному признаку.

    Первую группу составляют государственные и общественные службы социальной защиты и социальной помощи семье, материнству, детству: соответствующие структуры (отделы, управления) муниципальных органов; координационные общественные советы содействия семье, материнству, детству; государственно-общественные центры (комплексы) социальной помощи детям, подросткам, семьям, инвалидам, престарелым; благотворительные фонды и движения, фонды социализации, попечительские организации; городские консультации и службы по вопросам семьи и брака; региональные союзы родителей, подростков, детей - инвалидов и т.д.

    Вторая группа объединяет многочисленную сеть центров и служб социально-медицинской реабилитации, включающую: центры социального выживания, социально-медицинские центры, комплексы, консультации; социальные и семейные гостиные; наркологические службы и центры; социально-педагогические центры адаптации, реадаптации и реабилитации воспитанников и выпускников детских домов и школ - интернатов.

    В третьей группе представлены центры и службы психологической помощи детям, подросткам, семьям, одиноким престарелым, инвалидам; центры психологического здоровья; психодиагностические кабинеты; телефоны и службы доверия; центры психокоординации и др.

    Четвертая группа - государственно-общественная система содержания и воспитания детей - сирот. Она включает в себя различные учреждения интернатного типа (интернатуры): детские дома, школы - интернаты и специальные интернаты, социальные (в том числе детские) приюты, дома ребенка, приюты - убежища для бездомных детей, семейные детдома, спецприемники - распределители с реабилитационными функциями, центры усыновления для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, центры здоровья для детей - сирот и т.д.

    В пятую группу входят неформальные группы и объединения, в которых ассоциируются различные социальные и возрастные категории населения: объединения социальной инициативы (политические, экологические, национально-культурные, культурозащитные и т.п.); объединения, отличающиеся демонстративным характером и эпатажным поведением (металлисты, фанаты, хиппи, панки, рокеры, люберы, качки, мажоры и др.);объединения любительские и клубы по интересам (спорт, оздоровление, восточные единоборства, народная медицина, йога, авторская песня, филателия и т.д.).

    К шестой группе относятся общества и ассоциации, объединяющие профессиональных работников, занятых в сфере социальной защиты и социальной помощи: Всероссийская ассоциация работников социальных служб; ассоциация социальных педагогов; Российская ассоциация школ социальных работников; Всероссийское общество Красного Креста; ассоциация «Семья и здоровье» и др.

    Седьмую группу образуют общества и объединения лиц, нуждающихся в социальной помощи и социальной защите: Всероссийское общество инвалидов; Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество трезвости и здоровья; Союз женщин - инвалидов и т.д.

    Наконец, в восьмой группе представлены разнообразные учебно-развивающие и социально-просветительные центры и институты: государственные и коммерческие учебные центры социального развития и творчества; социально-педагогические и психокоординационные колледжи и лицеи; очно-заочные и экстернатные формы подготовки и переподготовки кадров социальных работников и педагогов - организаторов досуговой деятельности.

    Классификация добровольных обществ, фондов, движений и творческих союзов основана на специфических особенностях профиля и содержания работы, состава участников, форм и методов деятельности.

    Многие из общественных формирований имеют сеть собственных культурных центров и филиалов, клубов, библиотек, выпускают свои периодические издания, активно сотрудничают с государственными и общественными структурами.

    Среди них прежде всего выделяются научные, научно-технические и научно-просветительные общества и объединения.

    Научные общества являются добровольными объединениями ученых, специалистов и других лиц, ведущих большую исследовательскую и популяризаторскую работу.

    Научно-просветительное общество «Знание» призвано распространять общественно-политические и научные знания.

    Тесно связана с социально-культурной сферой и общественная организация «За социальную экологию человека через массовое творчество», более известная как «синее движение».

    С социально-культурной сферой активно взаимодействует и сотрудничает Общество охраны природы. Основное назначение это старейшее в России общество видит в том, чтобы содействовать государственным и общественным организациям в рациональном исследовании и воспроизводстве природных ресурсов, защите окружающей среды от загрязнений и нарушений экологического равновесия, контроле за соблюдением законодательства об охране природы.

    Еще один влиятельный социально-культурный институт - Общество охраны памятников истории и культуры - ведет активную работу по защите, ремонту, реставрации памятников, выявляет их и проводит первичный учет. Его местные организации руководят общественной инспекцией, оказывают большую помощь в финансировании реставрационных работ, издают тематические сборники, журналы, информационные бюллетени. Члены Общества выступают с лекциями и докладами в учреждениях культуры, участвуют в организации праздников, обрядов, ритуалов, концертов фольклорных самодеятельных коллективов.

    В России действует широкая сеть добровольных физкультурно-спортивных клубов и обществ, деятельность которых сосредоточена на подготовке талантливых спортсменов в рамках единой государственной спортивной классификации и осуществлении многопрофильной программы массовой физкультурно-оздоровительной работы среди различных возрастных, социальных, профессиональных и других групп населения. Вместе с учреждениями культуры физкультурно-спортивные общества и клубы ведут пропагандистскую работу.

    Многочисленна сеть и других общественных формирований социально-культурного профиля. Это общества книголюбов, филателистов, кино- и фотолюбителей, охотников и рыболовов, автолюбителей, туристов, творческие союзы и организации, объединяющие различные слои художественной интеллигенции: писателей, художников, архитекторов, кинематографистов, журналистов, театральных и музыкальных деятелей.

    Просветительными функциями обладает одна из старейших творческих организаций России - Союз театральных деятелей (бывшее Всероссийское театральное общество). Созданное в 1983 г. оно в настоящее время объединяет многотысячную армию деятелей профессионального и самодеятельного театра и ставит своей целью всемерно содействовать развитию театрального искусства, оказывать всестороннюю помощь профессиональным и самодеятельным театральным коллективам, вести широкую театрально-просветительную деятельность. В СТД работают творческие советы, секции, методические кабинеты и лаборатории, библиотеки. Союз имеет Дома актеров, Дома ветеранов сцены, базы отдыха.
    Социально-культурная деятельность досуговых общностей и центров
    Отличительной чертой организации досуга в санаторно-курортных, спортивно-оздоровительных и туристско-экскурсионных центрах является интеграция отдыха, укрепление здоровья и духовное обогащение.

    В пределах установленного путевкой рекреационно-оздоровительного, лечебного периода отдыхающие находятся вне постоянного местожительства и напрямую не связаны со своей основной профессией.

    Кроме того, отдыхающие в здравницах и на турбазах различаются по возрасту, национальности, профессии, социальному положению, образованию. Все это, а также ограниченность пребывания в здравнице или на туристском маршруте, ведет к тому, что возникающая здесь досуговая общность носит переходящий характер, не всегда отличается сплоченностью. Относительно стабильную группу составляют лишь медицинский и обслуживающий персонал оздоровительных учреждений, коренные жители курорта. Именно эти категории населения образуют основной «костяк» организаторов и участников долгосрочных досуговых программ, постоянных цикловых форм просвещения, творчества, развлечений, самодеятельных коллективов и студий.

    За организацию и проведение всей программы досуговой терапии отвечают руководители санаториев, пансионатов, домов отдыха, туристических гостиниц и баз, а также штат специалистов - организаторов досуга, содержащийся за счет фонда заработной платы: заведующие клубами, культорганизаторы, библиотекари, аккомпаниаторы (пианисты, аккордеонисты, баянисты), киномеханики, радисты, представители других служб. Координация всей культурно-досуговой деятельности, как правило, возлагается на культсоветы - постоянно действующие структуры, в состав которых входят обычно штатные культработники и представители администрации и общественных организаций санатория, дома отдыха, пансионата, турбазы. Утверждаются программы и графики досуговых мероприятий, рассматриваются текущие вопросы, связанные с содержанием и организацией культурного обслуживания отдыхающих.

    Содержание досуговых программ для отдыхающих здравниц и туристических учреждений сегодня определяется рыночными отношениями, стоимостью услуг, включая транспорт, прокат оборудования и инвентаря.

    В связи с непрерывностью и длительностью всего периода отпуска или лечения людей досуговая программа в здравницах и туристических учреждениях отличается разнообразием, предусматривает единство информационно-развивающих, коммуникативных и рекреативных элементов, проводится в различное время дня, например, не только в вечерние, но и в утренние и дневные часы. Логика досуга здесь предполагает переход от простейших досуговых занятий, когда человеку достаточно лишь снять напряжение и психологически расслабиться, к более насыщенным, активным, интенсивным по содержанию формам.

    По своей направленности содержание досуга в здравницах и туристических учреждениях включает в себя: концертно-зрелищное и кинообслуживание; библиотечную работу; театрализованные и спортивные праздники; организацию вечеров вопросов и ответов, устных журналов, тематических вечеров, массовых гуляний с учетом знаменательных дат календаря и в соответствии с профилем здравницы или туристического учреждения, литературно-музыкальных и краеведческих, танцевальных вечеров, дискотек, игровых конкурсов и т.д.

    Среди досуговых форм наибольшим информационно-развивающим содержанием обладают экскурсии.

    Современные клубные структуры (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей.

    Клуб - в широком понимании - это государственная, общественная, коммерческая, частная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совместной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала населения, формировании культурных потребностей, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере досуга.

    Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам и другие инициативные формирования, в том числе и кооперативные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

    Учредителями клуба или иной структуры клубного типа могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие совместные и малые предприятия и объединения, учебные и научно-исследовательские центры, кооперативы, общественные организации, фонды и движения, а также отдельные частные лица, в принципе любой гражданин Российской Федерации.

    Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публичные), учебные, научно-технические и специальные. Основное место в системе библиотечного обслуживания населения занимают массовые библиотеки.

    К массовым библиотекам государственного подчинения относятся: государственные публичные библиотеки, областные и краевые массовые, юношеские и детские библиотеки, окружные, районные и городские массовые (взрослые) и детские библиотеки, сельские и приклубные библиотеки, обслуживающие население по территориальному признаку.

    Учебные библиотеки обслуживают студентов, преподавателей, учащихся высших и средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, коммерческих учебных центров.

    Парки относятся к такому типу социально-культурных институтов, главными функциями которых являются организация массового отдыха и развлечений, проведение информационно-просветительной и физкультурно-оздоровительной работы среди населения города, района, ближайших жилых массивов.

    По функциональному назначению различают парки массовые и детские, историко-мемориальные парки-усадьбы, лесопарки и природные парки-заповедники, ботанические парки и зоопарки, спортивные парки и гидропарки, парки-выставки, зоны отдыха. Структурно парк как социально-культурный центр включает в себя множество зон и секторов: площадку для массовых мероприятий с открытыми эстрадами, зеленый театр, выставочные павильоны, зону аттракционов, детский городок, игровую площадку, спортивный сектор, танцевальную площадку, закрытие сооружения (эстрадный театр, зал игровых автоматов и др.), зеленый парковый и лесной массив, водоемы, торговые павильоны и службы питания, подсобные помещения.

    К социально-культурным институтам музейного типа относятся научно-просветительные учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. Музеям присуще единство исследовательских и просветительных функций.

    Музейная сеть включает следующие социально-культурные институты музейного типа, которые находятся в ведении государства, ведомств либо создаются на общественных, кооперативных началах: музеи исторические, естественно-научные, научно-технические и отраслевые, мемориальные, художественные, прикладного искусства, литературные, краеведческие, деревянного зодчества и музейные комплексы под открытым небом. К краеведческим музеям близки памятники природы, старины и культуры, в первую очередь историко-культурные, художественные памятники историко-бытового характера, архитектурные, архитектурно-ландшафтные, военные и др. Большую группу составляют многочисленные частные и общественные музейные коллекции.

    Объективные условия, и в первую очередь современные рыночные отношения, так или иначе требуют нарушить неприкосновенность границ, разделяющих отдельные досуговые «ниши», методику и сферы влияния деятельности клуба, библиотеки, кинотеатра, музеев, парков и других досуговых центров.

    Как свидетельствует опыт, в кинотеатрах и киноконцертных залах как дополнение к киносеансам осуществляется и прокатно-зрелищная по существу «клубная», деятельность: шоу-программы, игровые конкурсные программы, концерты, гастроли профессиональных коллективов, сеансы экстрасенсов и т.д. За счет этого клубы имеют возможность более интенсивно заняться любительской деятельностью, уделить больше внимания работе студий, объединений по интересам и других самодеятельных коллективов.

    Реально-действующей, динамичной, развивающейся структурой, общественно управляемым институтом являются современные межведомственные социально-культурные комплексы (СКК) и центры открытого типа. Такие центры создаются и функционируют в разнотипных микрорайонах городов-гигантов, средних и малых городов, научных и военных городков, рабочих поселков, сельских поселений. Они предназначены для проведения воспитательной работы в сфере досуга с населением в семейно-бытовой микросреде и ее окружении, организации любительских объединений и клубов по интересам, развития различных видов социально-культурной деятельности в сфере досуга, социально-гуманитарного, технического, художественного, прикладного творчества, группового общения и отдыха жителей социума.

    Комплексы и центры выступают как место определенной концентрации социально-культурной деятельности людей в сфере досуга, место, где человек приобретает навыки самореализации, самоутверждения в творчестве, опыт досугового поведения.

    Существует следующая классификация социально-культурных центров и комплексов, участвующих в реализации социального заказа:

    а) по основному профилю деятельности - полифункциональные (многопрофильные) и монофункциональные (специализированные) в следующих видах досуговых занятий: социально-гуманитарные (в том числе реабилитационные и корректирующие); художественно-эстетические; спортивно-оздоровительные; научно-технические;

    б) по социальной ориентации - дошкольные, детские, подростковые, молодежные, студенческие, центры артистической молодежи и т.д..

    Социально-культурные комплексы и центры досуга - это одно- или многопрофильные организации свободного, предпринимательского инициативного характера. Они создаются на основе добровольного объединения государственных, общественных, частных, кооперативных, ведомственных учреждений культуры, спорта, народного образования, сферы информации, рекламы, обслуживания и т.д. и не имеют статус юридического лица. Их открытие осуществляется по территориально-производственному принципу путем объединения на договорной основе тех или иных социально-культурных, досуговых и близких по профилю формирований, сохраняющих статус самостоятельного юридического лица. Цель их создания - интеграция родственных по своим задачам социально-культурных объектов, использование благоприятных условий для реализации творческого досугового потенциала входящих в него структурных единиц и формирований, организаций совместных крупномасштабных региональных мероприятий, разработка и реализация социально-культурных программ.

    Экономическую основу деятельности центров составляет хозяйственный механизм, включающий использование бюджетных и внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг, самоокупаемых коллективов, арендной платы и т.д.

    На базе центров уже и сегодня открываются широкие возможности для отработки практических навыков и умений различных типов современного социального работника - организатора детских, подростковых, семейных и других досуговых общностей.
    Современный статус специалиста - организатора

    социально-культурной деятельности
    Современный организатор социально-культурной сферы - это специалист, непосредственно организующий контакты с семьей, трудовым коллективом, учреждениями культуры, школой и другими социальными институтами региона.

    В современных условиях развития общества когда существует многообразие учреждений социально-культурной сферы, соориентированных на различные группы населения можно говорить о трех основных категориях профессионалов сферы культуры и досуга:

    1. социальные заказчики, представляющие в своем лице потребителя социально-культурных благ и услуг;

    2. менеджеры - организаторы социально-культурной сферы, являющиеся по существу основными фигурами в реализации многочисленных досуговых проектов и программ;

    3. творческие работники, профессионалы и непрофессионалы, непосредственно занятые созданием социально-культурных ценностей, наполнением содержания досуговых проектов и программ.

    В каждой из названных категорий широко представлены как отдельные лица, так и многочисленные самодеятельные общности, инициативные группы, ассоциации и т.д. Кардинально меняется и традиционная целевая установка профессионального организатора - методиста.

    Социально-культурная деятельность объективно становится условием совершенствования социальной действительности, важной формой самовыражения, самореализации личности. Финансируемые за счет муниципальных, коммерческих, общественных структур досуговые программы предназначены для развития территориального своеобразия и самобытности культуры, поддержки новаторских социальных инициатив, новых форм творчества.

    В качественно новом социальном статусе специалиста доминирующими признаками являются его профессиональная компетентность и высокая квалификация в стимулировании и организации индивидуальной либо семейной, групповой досуговой деятельности. Вместе с тем статус современного организатора досуга сложился в последние годы в условиях опыта, свободного от жесткой регламентации и администрирования. В соответствии с содержанием и направленностью условно обозначим следующие основные социальные роли, в которых, как правило, выступает специалист социально-культурной сферы:

    менеджмент, предпринимательство, продюсерство в сфере организации досуга детей, подростков, молодежи, семейных общностей;

    посредничество в двух «ипостасьях»: в сфере общения людей (роль ведущего, или модератора) и в коммерческих отношениях (роль импресарио, антрепренера);

    реформаторство, инновационная творческая деятельность, связанная с разработкой и реализацией оригинальных творческих идей и проектов в сфере досуга;

    лидерство в малой группе, формальной или неформальной общности, связанное с выполнением функций педагога - корректора поведения детей, подростков, молодежи и взрослых.

    Выделим следующие функции специалиста - организатора социально-культурной сферы:

    1. участие в создании необходимых социально-экономических условий развития и рекреации в различных формах досуговой деятельности жителей социума. Это означает, что выпускники высшей школы призваны квалифицированно и компетентно решать проблемы, связанные с досуговым менеджментом и маркетингом, формированием и реализацией развивающих и рекреационных программ. Они должны быть общительными, способными к прогнозированию, выработке конструктивных решений, сопереживанию, эффективному взаимодействию с другими людьми, иметь навыки руководства малыми группами, неформальными общностями, стихийно складывающимися в сфере организованного и неорганизованного досуга.

    2. Участие в нормативно-правовом обеспечении и защите конституционных свобод личности в условиях досуга. На сегодня это одна из актуальных и не решаемых пока проблем. Специалисту социально-культурной сферы необходимо знать нормативные и правовые акты, имеющие отношение к сфере свободного времени, владеть информацией правового регулирования деятельности общественных организаций, добровольных обществ и любительских объединений, ориентировать в социально структуре региона и т.д.

    3. Финансово-экономическое обеспечение учреждений досуга. Речь идет не столько о способности ориентироваться в существующих документах, регламентирующих финансовую деятельность, сколько о владении механизмом материального обеспечения самодеятельных инициатив, при котором не теряется воспитывающая суть досуговой деятельности. Будущее организации досуга - ориентация на те виды досуговой деятельности, которые не требуют больших материальных затрат, способствуют всестороннему развитию личности.

    4. Обеспечение досуговых форм самодеятельности населения. Содержание этой функции заключается не только в разработке, корректировке и реализации социально-культурных, досуговых инициатив, программ, проектов, но и в развитии инициативы и самодеятельности населения, поскольку это и есть стратегическая линия и условие демократизации общественной жизни.

    Местом работы специалиста социально-культурной сферы являются детские, подростковые, семейные клубы, клубы по видам творчества, традиционные клубы, Дома и Дворцы культуры, социально-культурные и социально-педагогические комплексы, центры досуга, видеосалоны и другие культурно-досуговые структуры, а также образовательные, внешкольные учреждения системы просвещения, профессионально-технического образования, государственные, профсоюзные, молодежные и другие общественные организации.

    Для обеспечения роста профессионального уровня кадров культурно-досуговой сферы, преодоления их текучести, повышения престижа специалиста в области КДД, инициативы и творческого роста работников следует принять целый комплекс конкретных мер, включающих:

    • повышение профессионального статуса и социально-правовой защищенности;

    • дальнейшее совершенствование системы оплаты труда;

    • создание оптимальных условий и режима труда;

    • улучшение жилищно-бытовых условий;

    • принятие гарантий, обеспечивающих реальное участие их в управлении делами клубов, парков, библиотек и других учреждений и в организации региональной сферы КДД вообще.

    Большую роль в решении этих задач должны сыграть самодеятельные профессиональные организации (например, творческий союз работников культуры, ассоциация парков, социальных педагогов, социальных работников и др.).

    ЧАСТЬ 3. ТЕХНОЛОГИИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    Технологии социально-культурной деятельности,

    ее сущность и структура.
    В настоящее время в России происходит процесс становление новой системы образования, в котором первостепенная роль отводится духовному воспитанию личности, социальному самоопределению человека, увеличению роли науки в создании педагогических технологий.

    Сегодня, когда общественно-политическая и экономическая ситуация постоянно изменяются, необходимы принципиально новые подходы к содержанию образования. Уже сейчас в российском образовании основные акценты делаются на вариантность педагогического процесса, который включают научную разработку и практическое обосновании новых идей и технологий, компьютерных средств обучения и развитие способностей оперирования информацией с использованием телекоммуникационных сетей глобального масштаба. Если обратиться к термину «технология», то можно смело утверждать, что несмотря на то, что появился он совсем недавно, но уже прочно вошел как в педагогический лексикон, так и терминологию социально-культурной сферы.

    Существуют разные трактовки определения «технология» и несмотря на большие разночтения в понимании и употреблении этого термина есть ряд объединяющих позиций, характерных для его понимания.

    Так в толковом словаре Даля мы читаем : «технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве». В материалах ЮНЕСКО указывается, что педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия ставящих своей задачей оптимизацию форм образования.

    Т.Г. Киселева и Ю.Д. Красильников в учебном пособии «Основы социально-культурной деятельности» отмечают, что технологии это механизм реализации теории в практику социально-педагогической деятельности.

    По нашему мнению технология – это средства, формы и методы, используемые в учебном процессе, с помощью которых достигаются планируемые результаты обучения. Следует отметить, что «педагогическая технология» может существовать в 3-х уровнях:

    1. научном, когда разрабатываются цели, задачи, содержания и методы обучения, проектирования, педагогические процессы;

    2. процессуально—описательном, где происходит описание целей, задач, методов, средств, форм и содержания процесса для получения заранее планируемых результатов обучения;

    3. процессуально-действенном – в основу которого положено осуществление технологического процесса сс применением различных методов и средств обучения.

    Существуют определенные различия в технологиях, применяемых в учебном процессе и технологиях, разрабатываемых в сфере культуры и досуга.

    В целом технологии, применяемые в сфере культуры и досуга можно разделить на 3 основные группы: общие, функциональные и дифференцированные.

    1. Общие технологии ориентируют на наиболее характерные процессы происходящие в культурно-досуговой деятельности (например процесс внедрения хозрасчетных механизмов в практику культурно-досуговых учреждений).

    2. Функциональные технологии в своей основе содержат различные направления культурно-досуговой деятельности, т.е. совокупность методов и средств для реализации определенного содержания сферы культуры и досуга. (Примером служит технология информационно-познавательной и просветительной деятельности и ряд других).

    3. Дифференцированные технологии представляют собой методики направленные на работу с отдельными категориями и различными возрастными группами населения. К числу данных методик относим: методику организационного досуга детей и подростков; методику молодежного досуга, методику семейного досуга, методику организации досуга лиц среднего пожилого возраста, о которых более подробно будет рассказано в последующих темах.


    Самодеятельное художественное творчество как социально-педагогическое явление.
    Самодеятельное художественное творчество представляет исторически новую форму функционирования культуры.

    Специфика ее функций, в частности, связана с тем, что она выступает как средство преодоления отчуждения людей от своих универсальных способностей, обусловленного разделением труда. Это определяет социально-педагогическую природу художественной самодеятельности как явления самореализации и саморазвития субъекта, посредством художественной деятельности, дополняющей его деятельность как субъекта других, нехудожественных социальных ролей.

    Любым образом протекающая художественно-творческая деятельность определенным образом развивает познавательный, коммуникативный, творческий и другие потенциалы индивида, групп и масс участников художественной самодеятельности.

    Степень эффективности художественной самодеятельности как социально-педагогического явления зависит: на уровне коллектива - от меры подчинения художественно-творческого процесса педагогической и социально-психологической целесообразности и педагогической инструментовки жизнедеятельности групп; на уровне движения в целом - от ориентации практики управления художественной самодеятельностью на социальные результаты.

    Системообразующим элементом, влияющим на педагогическую ситуацию в отправной точке педагогического процесса и противоречия в его ходе, является участник самодеятельности.

    Принципами организации жизни коллектива, обеспечивающими разрешение указанных противоречий и движение педагогического процесса являются:

    • Опора на реальные интересы, вкусы и ориентации участников в отправной точке педагогического процесса; учет изменений характеристик участников в развитии педагогического процесса.

    • Организация художественно-творческой деятельности на основе подчинения ее педагогической и социально-психологической целесообразности.

    • Сочетание управления и самоуправления при опоре на самоуправление и его последовательное расширение.

    • Учет характера исполнения участниками основных социальных ролей за границами самодеятельных коллективов.

    • Обеспечение дискуссионности и опора на общественное мнение как средство и условие формирования ценностно-ориентационного единства, корректировки самооценок, влияния на мотивацию деятельности участников в сторону усиления общественной значимости мотивов.

    • Последовательное расширение внешних связей коллектива, его участие в культурной жизни региона является условием укрепления коллектива и обеспечения единства личного и общественного смысла художественной деятельности участников.

    Показателями эффективности педагогического процесса являются:

    • мера развития познавательного, ценностно-ориентационного, коммуникативного и творческого потенциалов каждого отдельного участника и руководимой педагогом группы в целом;

    • превращение группы в коллектив единомышленников, чья художественная активность определяется общественно-ценными мотивами, задачами и целями;

    • позитивный характер реализации участниками своих основных социальных ролей (профессиональных, учебных, семейных и др.).

    Основой педагогического процесса в самодеятельных творческих объединениях является включение участников в активную общественно-значимую деятельность по интересу.

    В настоящее время необходимо кардинально менять систему руководства всей системой художественной самодеятельности, для чего необходимо:

    а) отказ от нормативной практики управления художественной самодеятельностью, ограничивающей свободу инициативы участников и руководителей жесткими рамками в области набора рекомендуемых видов и жанров, и в частности, дискриминации определенных видов и стилей художественного творчества; а также отказ от регламентов в части численного состава коллективов и затрат времени на руководство самодеятельными группами;

    б) поощрение многообразия организационных структур в опоре на принцип «равноправия» видов и жанров художественного творчества в соответствии с классификацией самодеятельности;

    в) приоритетное внимание к развитию детской самодеятельности и учебного типа объединений для молодежи (классов, студий, школ искусства и т.д.), способных поднять художественную самодеятельность на качественно более высокий уровень, обеспечивая для творческих «взрослых» по составу объединений, подготовленный контингент;

    г) преодоление централизма и ведомственности в организации самодеятельности, переход к регионально-территориальному принципу развития; отказ от переоценки роли смотров и фестивалей, основанных на состязательности по вертикали, как главного способа стимулирования самодеятельности, за счет поворота к оценке самодеятельности по ее участию в общественно-гражданской и художественной жизни на местах;

    д) отказ от политики распространения на сферу самодеятельного художественного творчества хозрасчетных отношений и других коммерческих принципов;

    е) обеспечение в процессе подготовки кадров новых профессиональных фигур: социологов и экономистов в области художественной культуры и народного творчества; организаторов (менеджеров) народного творчества и художественной самодеятельности; методистов по художественной самодеятельности различных видов, способных направлять развитие системы соответствующих коллективов в различных территориях и регионах; специалистов по культурно-досуговой работе и эстетическому воспитанию детей.

    Классификация художественной самодеятельности.
    Художественная самодеятельность явление не новое в нашей современной действительности. Возникнув как самостоятельный термин художественная самодеятельность в конце XIX века он интенсивно развивается уже после Великой Октябрьской социалистической революции, но только в 60-х годах начинается ее активное изучение как социального, художественного и педагогического явления.
    К настоящему времени по проблемам художественной самодеятельности защищено около двухсот диссертаций философского, искусствоведческого и педагогического профилей. И тем не менее наиболее значимый вклад в рассмотрение многих проблем художественной самодеятельности внесла доктор педагогических наук, профессор Е.И. Смирнова, которая является автором многих учебных пособий и научных статей по вышеуказанной проблеме. Поэтому при рассмотрении классификации художественной самодеятельности мы будем опираться на ее научные трактовки и подходы к данному вопросу.

    Прежде всего она выделяет две большие категории самодеятельности:

    1. самодеятельность в области потребления художественной культуры и

    2. самодеятельность в области производства художественных ценностей.

    Первая категория представлена :

    а) неорганизованной деятельностью людей, таких как читатели, зрители, слушатели художественных произведений, а также

    б) организованными формами такой самодеятельности и клубами любителей искусства, секциями общества книголюбов, объединениями собирателей и коллекционеров, обществом охраны памятников и т.п.

    Вторая категория представлена опять же:

    а) неорганизованными любителями рисования, пения, сочинения стихов и т.д., а также

    б) организованными коллективами самодеятельности: оркестрами, театрами, студиями изобразительного искусства, хореографическими коллективами, и т.п.

    Организованные формы самодеятельности «Художественного потребления» (например: клубы любителей искусства) обнаруживают тенденцию превращения в объединения творческие, в которых происходит не столько потребление, сколько производство определенных ценностей.

    Вторая категория самодеятельных коллективов - оркестры или театральные кружки - производит некий художественный продукт (например: музыкальную программу, спектакль).

    Можно выделить три основных класса самодеятельных явлений:

    1. Самодеятельность, ориентированная на фольклор и этнографическую культуру прошлого (крестьянства, городской охраны).

    2. Самодеятельность ориентированная на профессиональную культуру.

    3. Оригинальная самодеятельность не имеющая аналога ни в профессиональном искусстве, ни в фольклоре.

    Первый класс представлен многочисленными народными хорами, национальными ансамблями, индивидуальными исполнителями, фольклорными группами и т.д.

    Второй - основной массой традиционных самодеятельных коллективов: театральных, академических хоров, эстрадных оркестров, берущих за образец искусство профессиональное.

    К третьему классу можно отнести агитбригады, клубы самодеятельной песни («барды»), литературно-музыкальные композиции, художественно-документальные программы, некоторые виды художественно-прикладной деятельности, не имеющие профессиональных аналогов (аппликации из необычных материалов, композиции из соломки, корнепластика и т.п.)

    Каждый из 3-х вышеуказанных классов самодеятельности можно разделить на виды и подвиды.

    К видам художественной самодеятельности относится музыкальная, изобразительная, театральная и др.

    К подвидам - музыкальная самодеятельность состоит из академического хора, вокальных ансамблей, оркестров эстрадных, духовых и т.д. Изобразительная самодеятельность представлена живописью, скульптурой, керамикой, графикой.

    Есть свои жанры и в самодеятельности «потребления» художественной культуры. Здесь два больших вида: художественно-исследовательская и художественно-критическая самодеятельность, развивающиеся в 2-х наиболее заметных направлениях.

    Во-первых, это клубы любителей искусства, в которых занимаются обсуждением, анализом, оценкой художественных произведений или творчества отдельных художников /художественных школ, направлений и т.п./.

    Во-вторых, по аналогии с музейным делом - индивидуальная работа по коллекционированию художественных ценностей или предметов, имеющих прямое отношение к художественной культуре прошлого.

    Существуют различные классификации художественной самодеятельности:

    • По типам творчества участников ( авторская и исполнительская);

    • По преобладающему виду деятельности (учебная, игровая, дискуссионная, творческая, познавательная и художественно-исследовательская и др.);

    • По степени организованности и субъекту организации ( «неорганизованная», организованная в стабильные объединения, самодеятельность нестабильных организационных форм т.е. заочноорганизуемая средствами массовой информации, ситуативная и др.);

    • По месту локализации ( сельская, малых городов, крупного города);

    • По возрастному составу ( детская, взрослая и разновозрастная по составу);

    • По юридическому статусу участников объединения ( за счет средств организации учредителя, частичной самоокупаемости, полный хозрасчет).

    Расширение жанрово-видового многообразия связано с неравномерным развитием жанров и видов самодеятельности, различающихся по типам творчества.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   12


    написать администратору сайта